на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальное призрение детей в России


данных о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предлагают

заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущие приемные

родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют

свой образ жизни, религиозную принадлежность всех членов семьи, состояние

здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и

другие данные. Таким образом, начинается предварительная диагностика

потенциальной приемной семьи.

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского

дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который потенциально

может быть принят в семью.

На четвертом этапе социальный педагог знакомится непосредственно

с семьей, определяет педагогический климат в ней, совместно с другими

специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по

работе, друзей и др.). Также могут быть сделаны запросы в органы

общественного порядка и в поликлинику.

Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обучения

будущих родителей.

Шестой этап – передача ребенка в приемную семью. В этом случае

основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы

юстиции. С этого момента социальный педагог выполняет патронирующую роль:

своевременное выявление и разрешение проблем, которые могут возникнуть в

приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждение отказа

приемных родителей от него.

Если ребенок не усыновлен и не попадает в приемную семью, то его

воспитанием, образованием и развитием занимаются государственные

учреждения.

По данным статистики около 150 тысяч детей находятся в

учреждениях государственного попечения, между тем потребность в такого рода

социальной защите и помощи в России испытывают около 500 тысяч детей. В

настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750

детских домов, свыше 200 школ-интернатов.

В домах ребенка живут и воспитываются брошенные дети, дети-сироты

с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят

в детские дома или школы-интернаты. Главное отличие детских домов от школ-

интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и

получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники

школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

По возрастным признакам детские дома могут подразделяться на

детские дома для дошкольников, детские дома для школьников и

разновозрастные детские дома.

Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является

детский дом семейного типа (см. Приложение № 5). Предложен такой дом по

примеру западных стран общесоюзным Детским Фондом им. В. И. Ленина, а

правовым основанием для него послужило Постановление правительства СССР от

1988г. “О создании детских домов семейного типа” . Семейный детский дом –

форма устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, с полным государственным попечением детей и выплатой

денежного содержания лицам, взявшим их на воспитание.

В государственной системе попечения детей-сирот существует особый

тип учреждения – приют. Специфика работы приюта состоит в том, что это

учреждение временного пребывания детей. Цель данного учреждения –

последующее устройство детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, в

другие социальные институты – возвращение в семью, усыновление,

установление опекунства и пр.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме

как наиболее типичном учреждении государственного попечения детей,

оставшихся без родителей. Потребность и необходимость ее постоянна в силу

наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских,

психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного

социального опыта.

Деятельность социального педагога начинается с определения

социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования

социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые ему предстоит

решить. Собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья,

условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение,

родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в

обучении воспитанника и т.д. Чем точнее определяется “диагноз социального

заболевания” ребенка, тем легче определить виды помощи необходимые ему.

Следующая задача социального педагога – составить индивидуальную

программу развития воспитанников, т.е., анализируя документы, которые есть

у ребенка, его проблемы, найти пути выхода из создавшейся ситуации,

фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома,

учитывая, какой он сейчас.

Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации

детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются

важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка

происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и

др. специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает

проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий.

Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию

тревожности, беспокойства у ребенка. Педагогическая – предполагает

проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а

также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное

освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений

через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства,

самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами

профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях,

экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального

образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в

обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и

др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования

адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после

выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему “Как

подготовиться к вступительным экзаменам?”, “Как пользоваться разными видами

транспорта?”, “Как заполнить документы на коммунальные платежи?” и т.п.).

Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры,

упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в

детском доме, - представление интересов ребенка в правозащитных и

административных органах. Социальный педагог занимается жилищными

проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего

обучения.

Эти общие положения деятельности социального педагога

конкретизируются в зависимости от типа детского дома, возрастной категории

детей, их медико-психолого-педагогических проблем.

Работа с детьми девиантного поведения.

Особо следует выделить необходимость социально-педагогической

помощи подросткам. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех

детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в

течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к

взрослости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-

физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также

разнообразные виды его деятельности.

Личность еще не достаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в

то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в

отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях

требованиям общественных норм и правил.

Несоблюдение подростком норм и правил, установленных в обществе,

в науке рассматривается через явление, которое называется девиация

(отклоняющееся поведение).

Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из

проявлений социальной дезодаптации. Говоря о детско-подрастковой

дезодаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому

процессу:

- дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около

7%, т.е. примерно 1,5 миллиона);

- дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;

- социальные сироты; реальная картина такова, что в силу ограниченности

мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в

детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея

нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому,

сексуальному насилию;

- подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;

- подростки сексуально-распущенного поведения; подростки, совершившие

противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и

подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

Девиации включают в себя девиантное, деликвентное и криминальное

поведение (см. Приложение № 6).

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений

девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед

обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве

основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезодаптированными

подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка,

так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм,

т.е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное

воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и

практике получили широкое распространение две основные технологии работы с

подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и

реабилитационная.

Можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

- нейтрализующие;

- компенсирующие;

- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующие социальным

отклонениям;

- устраняющие эти обстоятельства;

- контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется,

прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения

в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что

несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным

направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их

правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и

обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы

социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации

(печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу, также

через систему социального обучения и т.д.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели

рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий,

вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода

является система социально-экономических, общественно-политических,

организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся

государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением,

социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного

поведения.

Сущность медико-биологического подхода состоит в предупреждении

возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-

профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными

психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне.

Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств,

моральных норм и ценностей способен воздержаться от преступных действий.

Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья,

он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить

существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта

рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у

подростка различные патологические нарушения психики.

Социально-педагогический подход заключается в восстановлении и

коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его

нравственных и волевых качеств. Нерешительность, отсутствие настойчивости

при проведении в жизнь принятого решения, несформированность независимости

и самостоятельного поведения, безынициативность, упрямство, невыдержанность

– наличие этих черт свидетельствует о том, что совершение противоправного

деяния подростками обусловлено слабостью их воли. Любая сложившаяся

конфликтная ситуация и даже кратковременное отрицательное воздействие

становятся для таких подростков теми препятствиями, которые они не могут

преодолеть, не нарушая нравственных и правовых норм.

Воспитание положительных волевых качеств у подростков следует

начинать с формирования правильного представления о воле. Этот процесс

включает ряд этапов: раскрытие сущности отдельных волевых качеств,

правильная их иллюстрация примерами; выработка обобщенных представлений о

воле, установление соотношения между смелостью и наглостью, настойчивостью

и упрямством, самостоятельностью и неуважением к чужому мнению;

формирование правильной самооценки, поиск своих недостатков, путей их

исправления; зрелое самовоспитание, т.е. реализация потребности в

самоусовершенствовании.

Существует еще один подход, связанный с применением санкций.

Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение, на

основании уголовных законов. Однако весь мировой опыт свидетельствует о

неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому

наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное

же – выявление и устранение причин социальных отклонений.

Другой технологией работы с дезодаптированными подростками

является их реабилитация. Это система мер, направленных на решение задач

достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной

интеграции человека в общество. Это система мер, имеющих своей целью

возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному

труду.

Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую,

психологическую, социально- педагогическую, социально-экономическую,

профессиональную, бытовую.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное

восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма

ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу

подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным

поведением представлений о его ненужности и никчемности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или

переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него

рабочего места с облегченными условиями и сокращенным рабочим днем.

Под бытовой реабилитацией имеется в виду предоставление нормальных

условий жизни подростку.

Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности

ребенка к жизнедеятельности в социальной сфере, а также самой социальной

сферы и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или

нарушены по каким-либо причинам.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс

мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему

денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер

воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств,

значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка,

способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми

умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями,

правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Реабилитация подростков реализуется, как правило, в

специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными

центрами. Задачами таких учреждений являются:

- медико-психологическая помощь детям;

- формирование положительного опыта социального поведения, навыков

общения и взаимодействия с окружающими людьми;

- выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без

попечения родителей или средств к существованию;

- психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации

кризисных состояний личности;

- содействие в возвращении в семью;

- содействие обеспечению возможности получать образование;

- забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.

В специализированное учреждение для несовершеннолетних,

нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на

основании:

- личного обращения;

- направления органов, осуществляющих социальную защиту;

- постановления комиссий по делам несовершеннолетних;

- заявления родителей, ходатайства органов образования, здравоохранения,

органов опеки и попечительства, органов внутренних дел;

- постановления или определения суда, прокурора или следственных

органов, если родители или лица, их заменяющие, осуждены либо к ним в

качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

Центры могут включать в себя следующие отделения:

- приемное отделение, где проводится первичный медицинский осмотр и

первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости

направляют в стационарное медицинское учреждение;

- отделение диагностики социальной дезадаптации, где выявляют и

анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию,

особенности личностного развития и поведения; разрабатываются

индивидуальные программы социальной реабилитации;

- отделение реализации программ социальной реабилитации, где происходит

поэтапное их осуществление; индивидуальная программа реабилитации

реализуется как в условиях дневного или круглосуточного стационара

Центра, так и в семейной воспитательной группе;

- отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и

законных интересов детей; оказывает содействие органам опеки и

попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников;

В настоящее время в системе такой работы наметилась целая сеть

учреждений:

1) центр экстренной психологической помощи по телефону (“телефон

доверия”;

2) центр психолого-педагогической помощи семье и детям;

3) центр социальной реабилитации для несовершеннолетних;

4) социальный приют для детей и подростков;

5) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; и т.д.

Существующие технологии работы с дезодаптированными детьми

направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный

контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее

опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными;

во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно

одобряемое русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного

преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией,

гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных

служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут

дети, которые по разным причинам нуждаются в призрении, помощи и защите.

Однако в каждой стране развитие социального призрения имеет свои

исторические особенности. В России они обусловлены сильным влиянием таких

факторов, как географический, геополитический, религиозный, условия

материального производства, социальная организация. Все это породило

способность русского народа к крайнему напряжению сил в течение длительного

времени; возникновению устойчивой формы общинного уравнительного

сожительства как условие выживания основной массы населения; характерное

для русских людей чувство доброты, составляющее важное качество их

духовного строя, готовность оказания помощи нуждающимся, национальная

терпимость русского народа в условиях полиэтничности страны. Эти

особенности русской истории не могли не оказать соответствующего влияния на

характер возникновения и формирования системы социального призрения в

России, основные этапы ее развития, формы и методы социально-защитной

деятельности нуждающихся, и в первую очередь нуждающихся детей, место и

взаимоотношение государственного, общественного и частного призрения.

В России, как было показано выше, практика социального призрения

детей имеет свои глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской

революции 1917г. была связана, прежде всего, с милосердием и

благотворительностью.

После 1917г., когда большевики осудили благотворительность как

социальный пережиток, государство было вынуждено взять на себя заботу о тех

детях, которые находились в особенно тяжелом положении. Сиротство и

беспризорность стали в тот период острейшей социальной проблемой, которая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.