на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная зашита населения в РФ


Социальная зашита населения в РФ

Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики

Курсовая работа по

Макроэкономики

на тему “Социальная защита населения в РФ”.

Выполнил:

Студент группы ДСК-101 Мосин С.М.

Преподаватель:

Марыганова Е.А.

подпись

Москва,2002г.

Содержание

1. Введение.

2. Необходимость социальной защиты населения.

3. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе

социальной защиты населения.

4. Социальное обеспечение и социальная помощь.

5. Социальное страхование населения. Система социальной службы.

6. Основные источники финансирования социальной защиты населения.

7. Заключение.

8. Приложение.

9. Список используемой литературы.

1.Введение.

Выбранная мною тема “Социальная защита населения в РФ” как никогда

актуальна для нашей страны. В условиях реформирования страны десятки

миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.)

нуждаются в немедленной социальной помощи и защите.

В подтверждении моих слов обратимся к статистике. После распада СССР

около 70-80% населения России находится на грани нищенского существования.

Впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость на

большей части территории Российской Федерации. Растет число детей,

рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых

родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без

одного из родителей около 1 млн. детей. Доля неполных семей достигает 15%

по стране. По числу производимых абортов (4 млн. абортов в год) Россия

значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской

инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной,

психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими

заболеваниями достигло 4,5 млн. человек. Растет преступность (ежегодно

совершается более 2 млн. преступлений) и, что особенно опасно, число

преступлений, совершенных подростками. Россия не только лидирует среди

стран по количеству алкоголиков (около 20 млн. человек), но и догоняем их

по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие (в обществе и

семье) стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми ( даже их

продажи!), психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50-80

тыс. в год), проституции (только в крупных городах 120 тыс. проституток).

В данной работе рассмотрены некоторые проблемы связанные с обеспечением

социальной защиты населения (например, недофинансирование пенсий, пособий,

отсутствием необходимой правовой базы для социальной защиты населения и

т.д.).

В курсовой работе использована статистика, по которой можно отследить

динамику основных социальных показателей общества.

2.Необходимость социальной защиты населения.

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной

системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка

населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении

их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития

человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов.

Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и

социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи,

рода, общности.

С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом

семейно-родственных и общинных связей государство все более активно

принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной

защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела

новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий

рыночных отношений.

Система социальной защиты вовлечена в систему рынка и является его

неотъемлемым элементом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто

объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, -

это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской

деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение

своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде

заработной платы за свой труд.

Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не

имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин:

болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не

позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети),

последствия экологических, экономических, национальных, политических и

военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и

т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи

государства, когда главным фактором производства и распределения является

капитал.

Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых

слоев населения по нескольким причинам:

1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано,

согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный

уровень жизни»;

2) всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве

квалифицированной рабочей силы;

3) социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует

экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым,

снижая социальное напряжение в обществе.

Развитие цивилизованного рынка может нормально осуществляться только

вместе с расширением и углублением социальной защиты. В широком смысле

социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных

прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства,

национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все

конституционные права и свободы личности - от права на собственность и

свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической

безопасности.

Взаимодействие рыночных отношений и социальной защиты необходимо

учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных

групп, семьи и индивида.

Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать

необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

Система социальной защиты населения в России находится в стадии

формирования, она постепенно превращается в качественно новую

самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства. В настоящее

время в ней занято около 400 тысяч работников, функционирует более 16 тысяч

учреждений.

Однако практика переходного периода в России показывает, что развитие

рыночных отношений происходит не вместе с ростом социальной защиты

населения, а, в основном, за счет его обнищания, что неминуемо порождает

социальную напряженность в обществе. В конце 90-х годов около 25% населения

имели душевой доход ниже прожиточного минимума.

Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россия в

конце 80-х годов, характеризуется противоречием между нарастанием

потребностей в социальной защите населения и сужением возможностей для их

удовлетворения. Проанализировав изменения величины денежного дохода

населения, уровень цен на товары и услуги можно выявить

причины нарастания социальной напряженности: падение производства вообще и

товаров народного потребления особенно; неблагополучная демографическая

обстановка и старение общества как ее следствие; структурные изменения в

экономике и сокращение армии, ведущие к расширению базы безработицы;

инфляция и обесценивание накоплений населения; рост стоимости

энергоносителей, провоцирующий рост стоимости коммунальных услуг,

транспорта и т.д.

Жизнь требует новых экономических подходов в целях усиления социальной

защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий

для:

- обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;

- использования новых стимулов к труду и экономической деятельности;

- создания цивилизованных механизмов распределения доходов (акционерные

и иные формы участия населения в распределении прибыли, социальное

партнерство, негосударственное социальное страхование и др.);

- формирования экономической системы самозащиты.

Экономическая политика государства - это часть его общей политики,

совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение

оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей

экономической эффективностью.

Разрабатывая и осуществляя экономическую политику, государство не должно

допускать бесконтрольного роста инфляции, вмешиваться в механизмы экономики

и т. д. Однако государство в то же время призвано влиять на нее

экономическими методами (например, методами налоговой политики, системы

льготного кредитования и т.п.).

Социальная ориентация экономики выражается в подчинении производства

потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и

стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое

перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными

слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах

средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных

гарантий.

3.Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе

социальной защиты населения.

В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на

себя государство как главный субъект социальной политики и социальной

работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое

подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного

закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,

устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,

обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и

детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,

устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной

защиты».

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе

государственной социальной защиты: социальные выплаты и система

социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных

категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых

членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная

защита должна распространяться на все категории населения через систему

социальных гарантий.

Социальные гарантии - это механизм долговременного действия,

предусмотренные законом обязательства государства, направленные на

реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных

гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ

нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной

защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных

минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные

минимальные социальные стандарты в области:

1) оплаты труда;

2) пенсионного обеспечения;

3) образования;

4) здравоохранения;

5) культуры;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый

необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным

их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для

работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только

государственной.

Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими

законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами,

законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре» и др.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда

устанавливаются:

- минимальный размер оплаты труда;

- единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы

(ЕТС).

Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника

неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия

воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным

соглашением.

В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в

условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение

за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного

федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на

защиту от безработицы».

КЗоТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника,

отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени

и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже

установленного минимального размера оплаты труда».

Таблица №1

Минимальный размер оплаты труда

(на 1 января; рублей; до 1998г.- тыс. руб. )

| 1992| 1,9 | 2,1 | 1,3 |1,8 | 210 |

| 1993| 20,6 | 23,1 | 14,4 |20,7 | 220 |

| 1994| 86,6 | 97,4 | 61,0 |87,4 | 238 |

| 1995| 264,1 | 297,2 |186,2 |268,6 | 195 |

| 1996| 369,4 | 415,6 | 260,5 |373,2 | 208 |

| 1997| 411,2 | 462,4 | 289,9 |415,1 | 229 |

| 1998| 493,3 | 554,7 | 347,9 |498,2 | 204 |

| 1999| 907,8 | 1002,8 | 639,9 |901,7 | 180 |

Таблица №3

Величина прожиточного минимума в 2000г.

(в среднем на душу населения; рублей в месяц)

| | Все |Трудоспособно| Пенсионер| Дети | Соотношение |

| |население |е население |ы | |среднедушевых |

| | | | | |доходов |

| | | | | |населения с |

| | | | | |величиной |

| | | | | |прожиточного |

| | | | | |минимума,процент|

| | | | | |ов |

| I | 1138 | 1232 | 851 | 1161 | 156 |

|квартал | | | | | |

| II | 1185 | 1290 | 894 | 1182 | 175 |

|квартал | | | | | |

| III | 1234 | 1350 | 930 | 1218 | 181 |

|квартал | | | | | |

| IV | 1285 | 1406 | 962 | 1272 | 207 |

|квартал | | | | | |

| Год | 1210 | 1320 | 909 | 1208 | 181 |

Таблица №4

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного

минимума.

| |1992 |1994 |1997 |1998 |1999 |2000 |

|Все население с |33,5 |22,4 |20,7 |23,3 |28,4 |29,1 |

|денежными доходами | | | | | | |

|ниже прожиточного | | | | | | |

|минимума | | | | | | |

|в том числе: |

|дети в возрасте |

|от 6 лет |31,6 |26,2 |22,8 |25,0 |27,7 |30,3 |

|от 7 до 15 лет |45,9 |31,5 |31,2 |32,8 |37,3 |40,3 |

|молодежь от 16 до 30|28,6 |21,1 |19,3 |22,2 |27,0 |27,9 |

|лет | | | | | | |

|женщины от 31 до 54 |34,4 |26,6 |26,4 |28,0 |34,4 |35,0 |

|лет | | | | | | |

|мужчины от 31 до 59 |30,6 |23,2 |20,1 |22,4 |27,4 |28,0 |

|лет | | | | | | |

|женщины старше 55 |36,8 |13,8 |11,0 |15,1 |21,1 |19,6 |

|лет | | | | | | |

|мужчины старше 60 |29,0 |8,5 |7,2 |11,9 |17,1 |15,3 |

|лет | | | | | | |

В приложении можно ознакомиться с покупательской способностью

среднемесячной номинально начисленной заработной платы (Приложение, таблица

№1) и

динамикой номинальной и реальной среднемесячной заработной платы 2001-

2001гг. (Приложение, Таблица №2).

Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной

заработной платы должно происходить поэтапно. По мере стабилизации

экономики Правительство должно индексировать минимальный размер оплаты

труда к уровню прожиточного минимума.

В зарубежных странах процедура установления и механизм пересмотра

минимальной заработной платы существенно различаются. В одних странах (США,

Франция, Испания, Нидерланды) минимальная заработная плата устанавливается

законодательно; в других (Бельгия, Греция) - в результате общенационального

соглашения правительства, профсоюзов и предпринимателей; в третьих (Италия,

Германия, Великобритания) устанавливаются отраслевые минимумы заработной

платы, а общенациональная минимальная заработная плата отсутствует.

По рабочему законодательству США наниматели не могут принимать на работу,

если не гарантируют работнику суммы, установленной правительственным

законодательством. Минимальная зарплата в США - это выплаты, произведенные

работнику, которые в соответствии с законом или контрактом являются

минимальной оплатой за указанный вид работы.

В настоящее время заработная плата в России не выполняет своих главных

функций: воспроизводственную и стимулирующую.

Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут

действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработной

платы. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата -

категория не только экономическая, но и нравственная, призванная

обеспечивать человеку определенный социальный статус в обществе.

Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии

защиты от безработицы.

Реальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны.

Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое

выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР 37 млн. человек.

Таблица №6

Динамика численности экономически активного населения

на конец месяца

| |Экономически |В том числе |

| |активное | |

| |население | |

| | |занятые |безработные |безработные,|

| | | | |заре- |

| | | | |гистрированн|

| | | | |ые в органах|

| | | | |государствен|

| | | | |ной |

| | | | |службы |

| | | | |занятости |

| |млн.|в % к |млн. |в % к |млн. |в % к | |

| | |соот- |челов|соот- |челов|соот- | |

| |чело|ветствую|ек |ветствую|ек |ветствую| |

| |век |- щему | |- щему | |- щему | |

| | |пери- | |пери- | |пери- | |

| | |оду | |оду | |оду | |

| | |предыдущ| |предыдущ| |предыдущ| |

| | |его года| |его года| |его года| |

| | | | | | | |млн. |в % к |

| | | | | | | |челов|соот- |

| | | | | | | |ек |ветств|

| | | | | | | | |ую-щем|

| | | | | | | | |у |

| | | | | | | | |пери- |

| | | | | | | | |оду |

| | | | | | | | |предыд|

| | | | | | | | |ущего |

| | | | | | | | |года |

|2001г. |

|Январь|70,5|98,8 |63,5 |101,3 |7,1 |81,0 |1,1 |85,3 |

|Феврал|70,1|98,7 |63,0 |100,8 |7,1 |83,0 |1,1 |88,9 |

|ь | | | | | | | | |

|Март |70,3|98,3 |63,5 |100,3 |6,8 |82,9 |1,1 |91,8 |

|I |70,3|98,6 |63,3 |100,8 |7,0 |82,3 |1,1 |88,6 |

|кварта| | | | | | | | |

|л | | | | | | | | |

|(в | | | | | | | | |

|сред-н| | | | | | | | |

|ем | | | | | | | | |

|за | | | | | | | | |

|месяц)| | | | | | | | |

|Апрель|70,5|98,0 |64,0 |99,9 |6,4 |82,6 |1,1 |94,8 |

|Май |70,7|97,7 |64,6 |99,4 |6,1 |82,4 |1,0 |97,6 |

|Июнь |71,0|98,1 |64,9 |99,8 |6,1 |83,8 |1,0 |99,3 |

|II |70,7|97,9 |64,5 |99,7 |6,2 |82,9 |1,0 |97,2 |

|кварта| | | | | | | | |

|л | | | | | | | | |

|(в | | | | | | | | |

|сред-н| | | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.