![]() |
|
|
Основы социокультурного проектированияполитики. — М., Рос. институт культурологии, 1993. [41] См. проект “Музей и семья”. [42] Специфика личностных проблем, технология их анализа будут даны в последующих разделах пособия. [43] См. раздел пособия “Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений”. [44] По мнению Э.А.Орловой, на этом уровне анализа ситуации выделение ее относительно неизменных и подвижных элементов целесообразно вести по следующим общезначимым измерениям: структура общественного разделения труда как установленные в обществе типичные виды занятости членов общества и связей между ними; характер распределения общественного богатства как источник обеспечения членов общества; совокупность юридических законов, регулирующих жизнь общества; ценности, утвержденные в рамках лидирующих институтов. При социокультурном проектировании на этом уровне по каждому из выделенных измерений в ситуации определяются те элементы, которые могут быть изменены — гипотетически и реально — в целях решения проблемы в общесоциальном масштабе. В этом случае проектные решения адресуются всем членам общества и осуществляются в виде реформ или изменений в законодательной сфере на государственном уровне. — См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование: Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993. [45] Эта тенденция особенно заметно проявляется у ряда малочисленных народностей Северного Кавказа, Севера, Дальнего Востока. [46] Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993. [47] Было опрошено 6037 респондентов в 38 городах и селах пяти регионов — Московском, Пермском, Краснодарском, Челябинском, Красноярском. [48] Фохт-Бабушкин Ю.У. О некоторых тенденциях в духовной жизни российского общества // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. — СПб., 1996. — C.77. [49] См.: Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. — СПб, 1996. [50] См. Культурная политика западноевропейских стран и проблемы социального развития.–Общие проблемы культуры. Обзорная информация. – Вып.2. — М., 1987. [51] Орлова Э. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. ин-т культурологии, 1996. [52] Культурная политика России. История и современность. Серия: Ориентиры культурной политики. Вып.2-3. — М., Мин. культ. РФ, Рос. институт культурологии. 1996. [53] См. раздел пособия “Культура как объект проектирования”. [54] Данные формулировки проблем были получены в результате контент- анализа большого количества периодических изданий, социологических исследований ряда регионов России, проведения серии апробационно-поисковых игр с участием работников образования, учреждений культуры и искусства, органов управления, писателей и журналистов, депутатов, представителей общественных объединений и организаций. [55] См.: Потенциал культурно-просветительной деятельности в сфере межнациональных отношений. – Обзор. инф. — Вып. 3. — М., 1989. [56] К сожалению, катастрофически быстро растет число людей, нуждающихся в социально-педагогической реабилитации. В стране насчитывается несколько сотен тысяч старых и одиноких людей, нуждающихся в социальной поддержке и постоянном медицинском уходе. [57] Программа эффективно реализуется во многих странах мира. [58] Такой проект действует во многих странах Западной Европы и США. В России идея аналогичного проекта осуществляется в Екатеринбурге, где городская дума работает над созданием детской городской думы. Депутаты-дети будут действовать на неосвобожденной основе: обсуждать законопроекты, производить экспертизу городских программ и т.д. [59] Например, проект “Школа социально-культурных технологий”, заявка на финансирование которого содержится в приложении к данному пособию. [60] Например, для специалистов в области организации туристского дела в качестве проблем можно рассматривать: спад притока туристов в Санкт- Петербург; слабую информированность потенциальных туристов об отечественном и мировом рынке туристских услуг, которая позволяет турфирмам давать ложную информацию и обманывать клиентов; сокращение потока туристов в связи с усложнением процедуры оформления выездных и въездных документов, аккредитации фирм; снижение интереса к туризму как форме досуговой деятельности вследствие безответственной деятельности фирм-однодневок, преследующих цель извлечения сиюминутной прибыли (накладки в организации туров, организация туров в регионы со сложной социально-политической и санитарно-эпидемиологической ситуацией и др.); неразвитость инфраструктуры спорта, туризма и отдыха (отсутствие туристских маршрутов, баз отдыха); невостребованность ландшафтного и историко-культурного потенциала (района, города) и др. Проблемами образования сегодня являются, например, несоответствие учебной литературы изменяющейся структуре и содержанию образования; низкий уровень преподавания в школах вследствие падения престижа педагогического труда; профессиональная непригодность значительной части педагогов к воспитательной работе. Отсутствуют ресурсные предпосылки для дифференциации и индивидуализации обучения, возможности реального контроля за педагогической деятельностью и ее результатами со стороны общественности и родителей. [61]Идеи большинства отраслевых проектов возникли в процессе разработки городской программы поддержки и развития культуры г.Полярные Зори. [62] Речь идет о Законе Российской Федерации "Основы законодательства РФ о культуре", Гражданском кодексе РФ, "Основных положениях перевода культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования", одобренных Государственной комиссией при Совете Министров СССР от 25 мая 1989 года (Протокол 13 раздел 1), а также Постановлении Правительства РФ от 26 июня 1995 года N609 “Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства”) [63] См. раздел “Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений”. [64] См. Приложение к данному разделу “Примерный перечень проблем, характеризующих состояние туристской отрасли”). [65]Виды туризма (и соответствующие сегменты рынка): Сегментация по целям: деловой туризм (бизнес-цели — установление контактов, стажировка, повышение квалификации); конгрессный туризм — поездки деловых людей для участия в международных научно-технических мероприятиях (конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, выставках, проводимых в нашей стране и за рубежом); рекреационный (праздники, азартные игры и др.); культурно-познавательный; образовательный; этнический (ностальгический) — посещение родины, родственников, друзей и т.п.; экзотический туризм, предлагающий клиентам необычные путешествия и экскурсии (например, на Северный полюс, в Антарктиду, путешествие на воздушном шаре, подводной лодке и др.); спортивный туризм (охота, спортивные праздники, соревнования); лечебно-оздоровительный (посещение здравниц, санаториев); миссионерский (паломнический) — посещение храмов, религиозных праздников и т.д.; экологический туризм, экономический туризм (шоппинг-туры — shop-tours). Социально-демографические сегменты туризма: семейный туризм, детский и молодежный туризм, туризм среднего возраста, туризм третьего возраста, социальный туризм (субсидируемый из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьников, студентов, пенсионеров, инвалидов и иных граждан); элитарный туризм. [66] В основе идеи — тема, т.е. фон, на котором проходит реклама. Возможные темы: досуг, религия, развлечения, спорт, здоровье, экология. Например, реклама горнолыжных маршрутов обязательно должна соответствовать теме спорта, здоровья. Реклама в религиозные центры (такие как Израиль, Греция) — теме паломничества. Реклама отдыха в Испании (которая является одним из самых популярных маршрутов) должна соответствовать: теме экологии (испанские курорты считаются одними из самых экологически благоприятных), теме экзотики (зрелище корриды, знойные танцы фламенко), теме развлечения (знаменитый на весь мир аквапарк и другие мощные центры развлечений), теме досуга (экскурсии). [67] Возможные цели и задачи рекламной кампании: имидж-реклама фирмы (внедрение в сознание потребителей четкий, позитивный образ марки и поддержка узнаваемости марки или услуги); обеспечение продвижения туристского продукта на рынке услуг (привлечение новых потребителей); стабилизация сбыта услуг и получение стабильной прибыли; создание круга надежных клиентов и увеличение вторичного спроса; расширение рынка сбыта за счет вытеснения конкурентов (информирование потребителя о своих преимуществах перед конкурентами); формирование в сознании потребителей ценности отдыха в любое время года; создание “поля доверия” между производителем и потребителем. [68] Основные должностные и функциональные единицы современного КДУ (и соответствующие социокультурные технологии): Менеджер. Его задачи — соорганизация других функциональных ролей между собой и контекстом, в рамках которого функционирует КДУ, т.е. создание оптимальных условий для успешной совместной деятельности коллектива, для эффективного взаимодействия со средой. Специалист — человек, профессионально владеющий тем или иным видом социально-культурной деятельности. К этой группе следуети отнести всех руководителей коллективов, студий и кружков самодеятельности, спортивных тренеров, организаторов досуга. Творец (художник). Это носитель редких технологий (в сфере искусства, традиционного народного творчества, народной медицины, экстрасенсорики и др.), умения или продукт деятельности которого необходимо донести до потребителя. Лидер неформальной общности. Импрессарио (антрепренер, продюсер, агент-устроитель) — посредник и организатор взаимодействия между “специалистами”, “творцами”, “лидерами” и широким кругом публики. Его задачи — обеспечить благоприятные условия для деятельности “специалистов”, т.е. для производства культурных ценностей и услуг (продуктов досуговой индустрии), а также для их реализации (продажи, “проката”). Для него публика должна быть представлена как сложно и тонко дифференцированная среда, где каждая категория и группа населения имеет свои проблемы, потребности, интересы. Он должен уметь выстраивать индивидуально формы продуктивного контакта “специалистов” и населения. Реформатор (проектировщик, генератор идей) — нновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга. [69] См. проект слушаний в разделе “Социально-культурная программа как способ решения отраслевых проблем”. [70] Под культурно-историческим наследием следует понимать тот пласт культуры, который представляет собой форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества (язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, книги, рукописи, письма, личные архивы; памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого; уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного значения, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а также другие предметы и явления, обладающие историко- культурной ценностью). [71] См. раздел “Социокультурная ситуация и ее составляющие”. [72] Социально-педагогические задачи следует отличать от задач социально-педагогической и социально-правовой службы. Последние заключаются в оказании помощи семьям с недостаточными воспитательными возможностями; устройство детей, оставшихся без родителей и контроль за условиями их жизни; выявление конфликтных семей и оказание им помощи; охрана интересов семьи и детей от посягательств и т.п. [73] См. раздел “Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений”. [74] Например, социальная база общественного объединения “Полицейская Ассоциация” — работники правоохранительных органов, состав общественного движения “Мемориал” — жертвы сталинских репрессий. [75] Например, в задачи Ленинградской Областной Ассоциации скаутов входит: профилактика правонарушений среди подростков из неблагополучных семей, работа с группами “социального риска” (т.е. Ассоциация в данном случае решает соцмальные проблемы предотвращения преступности), снижение числа подростков, уклоняющихся от службы в ВС и др. [76] Например, ассоциация “Особый ребенок” объединяет родителей, имеющих детей-инвалидов. Общество “Спасение семьи” — это объединение родителей, у которых дети больны аутизмом. [77] Результаты исследования фонда «Культурная инициатива». [78] См.: Панин Э.И. Возвращение (о репатриации депортированных народов) // Социс, 1990, № 12. [79] Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения. [80] См. Закон Российской Федерации “Об общественных объединениях”. — Российская газета, 25 мая 1995 г. [81] Например, проблема аутсайдерства подростка, отсутствие условия для признания и самовыражения в классе или в неформальной группе можно компенсировать путем включения его в художественную самодеятельность, в объединение поисково-исследовательского характера и т.д. [82] Программа действует в 14 странах мира. [83] Программа была реализована на базе одной из московских школ. [84] Автор программы — Р.Виттингтон (США). [85] Проект реализуется на базе одной из школ г.Архангельска. [86] Проблемная ситуация и варианты проектных решений, данных в разделе, касаются, в основном, детей-инвалидов. [87] В данном случае дается характеристика программ, ориентированных на детей и подростков, имеющих ограниченные возможности и отклонения в развитии. [88] Статистика свидетельствует о том, что каждый десятый из живущих на Земле людей — инвалид. — См. “Как общаться с инвалидами”. — М., “Преодоление”, 1993. [89] См. Основные направления Федеральной целевой программы “Культура и инвалиды” на 1996-1998 годы. — М., Рос. Институт культурологии.1995. [90] Проекты могут быть направлены на художественно-творческую и социально-психологическую адаптацию и реабилитацию, духовную и физическую реабилитацию, профессиональную ориентацию и реабилитацию. [91] Данные задачи являются общими для разработки практически всех типов и видов социально-культурных и социально-педагогических проектов и программ. Соответственно, игровые методы проектирования обнаруживают свою эффективность в процессе формирования как социально-культурных (региональных и локальных), так и социально-педагогических проектов и программ. [92] См.: Арутюнов Ю.С. Методологические вопросы деловых игр // Применение активных методов обучения: Тез. докл. научн.-техн. школы- семинара. — Л., 1987. — С. 85. [93] Дудченко В.С. Инновационная игра как метод исследования и развития организаций // Нововведения в организациях. – М., 1983; Жежко И.В. Проектные игры в культуре//Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы.– М., 1986; Зинченко А.П. Организационно- деятельностная игра как средство программирования развития города // Целевое управление и имитационное моделирование. – Новосибирск, 1983; Пригожин А.И. Практическая деловая игра как метод выработки решений в социальном проектировании // Теоретико-методологические проблемы социального проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса.– М., 1986; Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального раз вития личности // Игровое моделирование. – Новосибирск, 1987. [94] Дудченко В.С., Масалков И.К. Решение региональных проблем игровыми методами // Социс., 1991. — №7. — С.85-86. [95] Жежко И.В. Игровой метод проектирования в сфере культуры // Прорыв в реальность. М., [96] Более подробно об указанных методах см.: Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социс., 1990 — №5. — С.106-107. [97] На перспективу — строительство специального музейного здания (подготовка проектно-сметной документации, финансирование строительства и оснащения музея, комплектование штатов и т.д.). [98] Эти же требования одновременно выступают в качестве критериев оценки социально-культурных проектов и программ. [99] См.: Культура на перепутье. — М.: РКХ РИЦ Мин. культуры РФ. — 1994. [100] Культура на перепутье. — С.214. [101] В США, например, корпорации по производству сигарет финансируют крупные культурные проекты, обеспечивая тем самым косвенную рекламу своей продукции. [102] Например, «заказчик» и «покупатель» социально-культурных программ – отдел культуры, а «потребитель» – конкретная социальная группа или все население. В такой ситуации учреждение культуры вынуждено ориентироваться на уровень и вкус того, кто «платит деньги». В результате – конъюнктурность работы, игнорирование проблем и потребностей социальных групп и личностей. [103] См.: Баркан Д.И. Маркетинг для всех. Л., 1991. [104] Разделы и содержание пакета предложений: цель, миссия и уникальность организации (т.е. что заслуживает финансовой поддержки); краткое описание проекта или программы, под которую запрашиваются средства; ссылка на наиболее яркие моменты в творческой деятельности организации, ее зрительская аудитория, посещаемость, положительные отзывы критики, связи с известными людьми и др.; упоминание других крупных доноров организации (это подтвердит ее жизнеспособность и может усилить желание перспективных доноров вложить средства; запрашиваемая сумма, определенная в процессе предшествующего изучения; указание на преимущества, которые получит вкладчик (ценности связей, им приобретаемых, свободный вход на престижные мероприятия, скидкина билеты и др.). Состав сопроводительных материалов, прилагаемых к запросу: Полный бюджет организации, а если средства испрашиваются на проект, то индивидуальный бюджет проекта; Краткая история организации и ее планы; Список доноров прошлого финансового года; Справка об официальном освобождении вкладчика от налогов; Список членов совета попечителей и их профессии; Список программ, выпущенных в течение года; Самый последний отчет финансовой проверки; Самый последний годовой отчет; Иллюстративный материал: брошюры, газетные и журнальные статьи. ----------------------- СТРУКТУРА СИТУАЦИИ Социокультурная ситуация Образ жизни (личностный уровень) Социально- культурая среда Сферы жизнедея-тельности Общественно-политическая среда Физическая и психическая культура Художест-венная жизнь Политическая культура Досуговая и семейно- бытовая Физкультурно- оздоровительная Духовно- нравственная культура Духовно- нравственная среда Социально-психологическая культура Досуговая культура Художественная культура Профессиональная культура Историческая культура Историко- культурное наследие Социально- психологическая среда Экологичес-кая среда Образовательно-производ-ственная Экологическая культура Деятельность учреждений культуры и досуга Социально— культурная ситуация Противоречие Отраслевые проблемы Проекты корректировки или создания новых функционально-содержательных моделей учреждений Цели и задачи Содержание проекта Цели и задачи Актуальность проекта Аудитория Практические мероприятия Приоритеты культурного развития Характеристика территории (включая анализ проблем и выявление историко-культурной самобытности) СПОНСОР Проблемы Личностные проблемы (руководителя спонсора) Проблемы организации-спонсора Социальные, социально-культурные, демографические и др. Требования в случае конкурса программ ЗАЯВКА ПРОГРАММА Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |