на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы социокультурного проектирования


последующей “сборке” в целевой и содержательной части проекта.

Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом:

|Проблема-ти|Целеполагание |Инструментализация |

|зация | | |

|р |р |р |р |р | |

|Проблемы |Цели |Задачи |Методы |Форма |Ресурсы |

| | | |(мероприятия|организации|(средства|

| | | |и содержание| |) |

| | | |деятельности|исполните-л| |

| | | | |ей и | |

| | | | |аудитории | |

| |п |п |п |п |п |

|Развертывающаяся система действий |

Таким образом, проблематизации, целеполагание и инструментализация

(т.е. содержательное оснащение проектного решения) в совокупности и

составляют общую структура и алгоритм проектной деятельности.

Нижний раздел таблицы, обозначенный как развертывающаяся система

действий, отражает общую логику реализации проектного решения. Мы видим,

что технология проектирования и практическая реализация проекта

представляют собой как бы два встречных вектора мыследеятельности. Однако в

процессе окончательного оформления проектного решения субъекту

проектирования необходимо мысленно воспроизвести не только “прямой”

алгоритм проектной деятельности, но и логику его реализации, т.е.

“обратную” последовательность развертывающейся системы действий, которая

позволит смоделировать конечный результат проекта, просчитать возможности и

эффективность решения проблем с помощью планируемых методов и с учетом

имеющихся (или предполагаемых) ресурсов.

Следует отметить, что не только конструктивная фаза разработки проекта

(этап инструментализации), но и целеполагание носит созидательный,

творческий характер. Цель проекта, понимаемая как образ желаемого, всегда

выходит за рамки наличного состояния объектной области проектирования.

Исходя их реальных проблем, противоречий и ресурсов (т.е. данного,

существующего), она включает (исходит) также и потенциальные возможности

осуществления тех или иных изменений.

Процесс целеполагания начинается с анализа ситуации и выявления

наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптимизацию которых и должен

быть ориентирован проект. В качестве единицы анализа могут выступать:

1. Ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий

функционирования общества в целом;

2. Локальная ситуация, радиус которой совпадает с той или иной

территориально-административной единицей (регион, город, район, поселение);

3. Ситуация, обусловленная вполне конкретными обстоятельствами и

условиями жизнедеятельности определенной социальной категории или группы

населения. Специфика этого уровня функционирования социокультурного

субъекта фиксируется понятием “жизненная ситуация”, которая рассматривается

как своеобразная теоретическая конструкция, позволяющая высветить

взаимосвязь социальных и индивидуальных факторов, детерминирующих

деятельность и поведение людей в проблемной ситуации.

Масштаб анализируемой ситуации определяет радиус действия проекта или

программы. Социально-культурные проблемы, типичные для большинства регионов

России, решаются в рамках Федеральных программ. Специфические региональные

проблемы актуализируют программы соответствующего радиуса действия.

Разрешение проблем конкретной социальной группы является целевой установкой

локальных проектов.

Однако независимо от радиуса разрабатываемого проекта, необходим учет

проблем всех уровней, ибо все они взаимосвязаны между собой: проблемы

общенационального масштаба существенно влияют на содержание и характер

жизнедеятельности человека, независимо от места его проживания,

региональные проблемы могут быть общими для большинства территорий России,

а проблемы социальной группы, выявленные в конкретных жизненных

обстоятельствах, могут рассматриваться в качестве типичных для данной

категории населения проблем в масштабах всей страны.

Выделение общесоциальных, локальных и индивидуальных ситуаций дает

возможность осуществить взаимосвязь и последовательный переход

разрабатываемых в рамках проектирования решений с одного уровня на другой.

Так, характеристика проблем личностей и социальных групп и определение

способов их разрешения составляют ядро целевого и содержательного

обоснования локальных проектов, которые могут входить в региональные

программы в качестве их составляющей. В свою очередь, региональные

программы, ориентированные на решение общетерриториальных проблем,

совпадающих с общесоциальной проблематикой, можно рассматривать как

конкретизацию федеральных проектов.

Локальные проекты

Региональные программы

Федеральные программы

Целевое обоснование проекта или программы (федеральной, региональной,

локальной) предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой

основе:

а) приоритетных сфер (или областей) проектирования;

б) категорий населения и социальных групп, которым будет адресован

проект.

В процессе разработки программы очень важно найти оптимальное

соотношение двух целевых установок, определяемых двумя подходами к

культуре. С одной стороны, культуру необходимо рассматривать как самоценную

сущность, т.е. материальную и духовную среду обитания человека, условие его

развития и самореализации. Проектное мышление в данном случае предполагает

понимание культуры как целостного объекта, подлежащего сохранению и

воспроизводству и ориентируется на заполнение недостающих мест внутри

культурного целого посредством создания систем поддержки и реставрации

(например, программы музеефикации и консервации культурных норм и способов

их трансляции)[3]. Ведущей целевой установкой проектов и программ в таком

случае будет создание оптимальных условий, способствующих естественному

развитию культуры как самоценного явления.

С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием

и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях

социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей

конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности

(человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в

качестве средства, условия такой оптимизации. Например, создание условий

для возрождения и развития народных ремесел и промыслов может частично

решить проблему занятости. Художественное объединение может стать средством

решения социально-психологических проблем личности, способствуя социальной

адаптации, признанию, самоутверждению человека, испытывающего дефицит

положительных социальных связей в других сферах бытия. Проекты, формирующие

соответствующие условия для развития культуры национальных меньшинств,

будут объективно способствовать снижению социальной напряженности в

регионе, повышать чувство удовлетворенности человека условиями своей

жизнедеятельности.

Приоритетные области проектирования — это наиболее значимые в

социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и

соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной

концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации

человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений

проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации,

характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования

общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-

демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-

административной единицы.

Аудитория проекта — носитель социально-культурных и личностных

проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся

специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от

других групп “композицией условий и процессов жизнедеятельности”[4]

(последние включают как те элементы, которые общность воспроизводит и

стремится сохранить, так и те, которые людям хотелось бы изменить).

Проблемная ситуация в данном случае имеет четко выраженного социально-

культурного субъекта — носителя определенного рода проблем, которому и

адресуется проект. Ее границы фиксируют территориальную, социально-

демографическую, этническую, профессиональную или возрастную общность,

которая переживает определенное неблагополучие в экономической,

политической, образовательной или социально-культурной сфере

жизнедеятельности.

В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры,

характеризующие специфику рассматриваемой общности:

— проблемы, носителем которых является данная общность;

— социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи,

традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;

— знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые

могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации;

— ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно

задействовать в ходе реализации проекта.

Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая

представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую

систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач

ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые

конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также

форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации

проекта.

Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач, средства

— совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы

и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.

Форма — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ

организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.

Практические мероприятия служат основным инструментов реализации

целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта;

определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают

дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого

этапа.

Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на

решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства

осуществления проекта. Например, в содержании проекта предусматриваются

виды деятельности, напрямую не связанные с целями и задачами проекта, но

необходимые для его финансового обеспечения (благотворительные вечера,

аукционы, платные услуги и т.д.), формирования благоприятного общественного

мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту

(презентации, пресс конференции и др.). Для корректировки содержания

проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут

планироваться опросы общественного мнения.

В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и

конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками

учреждений культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется),

профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности,

которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей

и решения задач.

Кроме специалистов, владеющих технологией проектирования и

занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе,

участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно

на этапе его внедрения) могут и должны быть:

1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с

обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над

их реализацией.

2. Государственные и негосударственные учреждения и организации,

научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за

разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ,

проектов, оценку общественных инициатив с точки зрения целесообразности их

поддержки. Творческие объединения, благотворительные организации могут

проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания

населения, средств массовой информации к программам, проектам (пресс-

конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.п.).

3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ,

проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного

наполнения жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором. Включение

общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации проектов важно

еще и с другой точки зрения — оно стимулирует самоорганизацию и

самодеятельность населения, способствует формированию по месту жительства

стабильных инициативных групп и социальных общностей. Для привлечения и

эффективного участия общественности необходимы консультации специалистов, а

также соответствующая материальная и организационная поддержка инициатив.

Проекты и программы концентрируются, как правило, вокруг двух

стратегических целей культурной политики, которые представляют собой

определенный баланс усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение

культуры и внедрение инновационных элементов.

Целевая установка проектов и программ на сохранение и воспроизводство

культуры обеспечивается созданием условий, необходимых:

— для сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого,

характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-

пространственном мире сохранение, реставрация и реконструкция памятников

истории и культуры, архитектурной среды; в отношениях между людьми

поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и

общения; в познавательно-оценочной сфере — хранение и введение в культурный

оборот текстов гуманитарной культуры прошлого).

— освоения и активного использования в актуальном пространстве

жизнедеятельности культурного наследия (элементов предметной среды

прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т.д.)[5].

Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта

предполагает:

— выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий

оптимального существования в сегодняшней социокультурной ситуации

(например, экологически безопасных способов существования человека в среде,

форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов

архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна);

— освоение эффективных с позиции социальной и личностной значимости

новых форм ролевых и неформальных связей между людьми, способов

эффективного межличностного взаимодействия;

— оснащение находящегося в проблемной ситуации человека современными

знаниями из различных областей науки, позволяющими ему эффективно разрешать

возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы.

Технология социокультурного проектирования предполагает определенную

мировоззренческую установку проектировщика, его позиционное самоопределение

по отношению к объекту проектной деятельности, которое может осуществляться

в пространстве двух альтернатив: изменение (развитие) или сохранение[6].

Постановка и характер проектных целей, зависящих от ценностной позиции

проектировщика, имеет важные последствия — как с точки зрения успешности

реализации проекта, так и с точки зрения оптимальности, органичности,

полезности осуществленных преобразований.

В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных

стратегий[7]:

Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той

культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае

цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение

(консервацию) культурного ареала региона — объекта внедрения проекта, а уже

потом — саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются

как бы “поверх” целей на сохранение и стабилизацию ситуации.

Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт

собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в “чужой”

культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, “искусственно”

преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут служить

современные процессы модернизации в развивающихся странах. Они протекают

при наличии сложившихся модернизационных культурных моделей, которые

экспортируются и воспроизводятся в иных регионах и социокультурных

контекстах. Культурный образец рассматривается субъектом модернизации

(проектировщиком) в качестве идеального состояния “чужой” культуры, при

этом последняя или противостоит модернизации, или поддерживает ее. Поэтому

проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения

культурного образца, но и механизмы блокирования возможного

противодействия.

Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в

какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет

ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом

проектной деятельности. Когда в результате рефлексии ситуации

обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач

и проблем, программное мышление становится средством формирования модели

развития. Выход видится в радикальной смене культурной реальности путем

внедрения новых культурных норм, ценностей, технологий, активизации

механизмов внедрения инноваций.

1.3. Социально-культурная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ проектирования

В культурологической и социально-педагогической литературе все

многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры

характеризуется категорией "социально-культурная деятельность", которая

обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и

специальные технологии. В этой связи необходимо более четко представить

себе ту реальность, которая должна стать предметом практической

деятельности (и прежде всего — проектирования) для широкого спектра

профессий социально-культурной и социально-педагогической направленности.

Для начала попробуем развести содержание исходных понятий "социум" и

"культура", рассмотреть их как относительно автономные друг от друга

реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них

традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих

явлений.

Социум как явление, предмет анализа и объект проектирования можно

представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп,

организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и

устойчивыми общественными образованиями, а также процессов "социальной

механики", т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными

характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и

социальная роль.

Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм,

ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной

общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и

выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность,

консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение

личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей,

социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и

сознания, представляющая собой специфически человеческий способ

преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство

опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) — создания

традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции,

превращения их во внутренние качества личности.

“Социальное" и "культурное" растворены друг в друге, ибо в любом

социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных

ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным "атомом"

социальных структур, отношений и культурных процессов.

Представляя собой единство, труднопреодолимое даже на уровне

теоретического анализа, категории "социум" и "культура" в то же время

обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и

смыслами:

Социум — это отчуждение в рамках социальной роли от собственной

природы и природы своего "национального мира". Культура — это врастание в

национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

Сущность социума — делать человека общественным, обеспечив его набором

необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры —

способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению

социально-ролевой ограниченности человека.

Социальная деятельность — это целеориентированная активность,

содержание которой задано ролью. Культурная деятельность — это активность

смысло— и ценностно-ориентированная.

Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимущественно

теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной стороны, найти то

общее, что связывает эти понятия-явления, с другой — в их сочетании

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.