на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы социокультурного проектирования


проблематики, связанной с неоптимальным функционированием основных сфер

жизнедеятельности человека — образовательной, досуговой, туристско-

экскурсионной, информационной, семейно-бытовой и т.д. Выбор той или иной

сферы жизнедеятельности в качестве области проектирования зависит не только

от интенсивности проблем, но и от объекта профессиональной деятельности

будущего специалиста[60].

Как уже было отмечено, в основу определения целевого и содержательного

блоков программы могут входить и отраслевые проблемы, связанные с

дисфункционированием системы учреждений, низким уровнем квалификации

кадров, недостаточным финансовым и материально-техническим обеспечением

культуры как отрасли, взаимоотношением работников культуры, досуга,

образования с органами власти, средствами массовой информации и т.д.

Источником и носителем этих проблем являются: во-первых, работники

культуры и сферы управления, т.е. специалисты, обеспечивающие

организационно-экономические и методические условия, необходимые для

создания, воспроизводства и распространения продуктов и ценностей культуры;

во-вторых, отраслевые проблемы имеют выход на основного потребителя

культурных благ — социальные категории и группы населения; в-третьих,

источником данной группы проблем являются ресурсодержатели (т.е. структуры

и организации, которые распоряжаются бюджетными средствами, а также

предприятия и различные общественные объединения, располагающие ресурсами и

выступающие одновременно потребителями услуг учреждений культуры и досуга).

При этом следует отметить, что отраслевые проблемы носят вторичный

характер, они связаны с неоптимальных функционированием организационных

структур и учреждений, составляющих культуру как отрасль, возникают как

результат несоответствия учреждений (их номенклатуры, функций, содержания

деятельности) изменившимся условиям, их неспособности решить наиболее

значимые социально-культурные и личностные проблемы. Поэтому основная

группа отраслевых проблем связана с неоптимальным функционированием и

развитием инфраструктурного комплекса, соответствующего определенным сферам

жизнедеятельности.

Инфраструктура — это система учреждений и организационных структур,

обеспечивающих условия создания, сохранения, экспонирования, трансляции и

воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и

творчества (учреждения, музеи, библиотеки, театры, хранилища архивов,

культурные центры, выставочные залы, мастерские, система управления и

экономического обеспечения культурной жизни).

Отраслевые проблемы условно можно разделить на пять групп:

1. Проблемы, связанные с неоптимальным содержанием деятельности

учреждений культурно-досугового комплекса;

2. Проблемы организационно-управленческого характера;

3. Проблемы финансирования и материально-технического обеспечения

культурно-досуговой сферы как отрасли;

4. Проблемы общественной значимости и престижа сфер культуры и досуга;

5. Проблемы социального статуса работников отрасли.

Ниже обозначим основные отраслевые проблемы, препятствующие развитию

культурной жизни, снижающие социально-культурный и личностный потенциал

сферы культуры и досуга:

1. Проблемы, связанные с содержанием деятельности учреждений культуры

и досуга: несоответствие содержания и форм культурно-досуговой

деятельности, предоставляемых культурных благ и услуг (как в

количественном, так и в качественном отношениях) реальным потребностям

населения (т.е. разрыв между предложением культурных благ и услуг со

стороны творцов и работников культуры и запросами различных категорий и

социальных групп); отсутствие условий выбора по месту жительства форм и

содержания культурной деятельности, отвечающих реальным потребностям и

запросам населения; сворачивание коммерчески невыгодных, но социально

значимых видов культурной деятельности (резкое сокращение объема культурных

услуг, предоставляемых населению бесплатно); отсутствие у населения

реальных возможностей доступа к подлинным ценностям культуры; неравное

положение различных социальных групп населения с точки зрения доступности

культурных ценностей и возможностей для культурной деятельности;

недоступность большинства услуг (и прежде всего связанных с художественным

образованием и физическим воспитанием детей и подростков) в силу их

значительного удорожания; недостаточность у населения финансовых средств

для потребления качественных и полноценных культурно-досуговых услуг;

неудовлетворительные условия, препятствующие самовыражению, творческому

поиску и развитию личности в сфере досуга (отсутствие необходимых

помещений, технического оборудования, материалов, их низкое качество и

т.п.); отсутствие ярких и интересных проектов, способных обеспечить

аудиторию и привлечь дополнительные источники финансирования; низкая

культурная активность населения, выражающаяся в слабой посещаемости

учреждений культуры, досуга, снижение интереса населения к традиционным

направлениям и формам работы учреждений; рост предпочтений населения

“домашним” формам потребления культурных ценностей и в то же время

неразвитость сферы производства товаров и предложений услуг, направленных

на оптимизацию семейного досуга; низкий професиональный уровень работников

отрасли (в силу снижения качества подготовки в вузах и училищах,

несистематичности работы курсов повышения квалификации др.); недостаточная

обеспеченность культурно-досуговых учреждений кадрами, способными

разрабатывать и эффективно осуществлять социально-культурные программы и

т.д. неэффективное использование музейных и библиотечных фондов;

неоптимальное размещение инфраструктуры досуга; низкий уровень доступности

социально-культурной инфраструктуры для детей и подростков (отсутствие

“своих” мест общения, нехватка помещений для отдыха, развлечений,

творчества); недостаточная информированность культурно-досуговых учреждений

о носителях социально-культурных инициатив, идей, проектов; неспособность

(и нежелание) привлечь их к участию в разработке и реализации программ и

проектов; низкое качество (или отсутствие) методической помощи учреждениям

культуры и досуга; отсутствие информации о новых технологиях в сфере

организации культурно-досуговой деятельности.

2. Проблемы организационно-управленческого характера: отсутствие

общественных структур (ассоциаций, советов, союзов и т.п.), реально

участвующих в определении приоритетов культурной политики и корректировке

действий органов управления; отсутствие условий и организационных

механизмов саморазвития культурной жизни; межведомственная разобщенность и

нескоординированность деятельности различных учреждений культуры, досуга,

спорта, образования, препятствующая эффективному использованию их

совокупного потенциала и распыляющая имеющиеся ресурсы; отсутствие

позитивной обратной связи между управленческими структурами и

подведомственными учреждениями, приводящее к неэффективности принимаемых

управленческих решений; оторванность управленческих структур от реальных

субъектов культурной жизни, возникших вне отрасли, их неспособность

работать в режиме партнерских отношений с носителями идей и творческих

инициатив; отсутствие организационных, экономических, правовых механизмов и

технологий для партнерского взаимодействия с различными негосударственными

субъектами культурной жизни; недостаточная помощь общественности в

разработке и осуществлении культурной политики на уровне района, города;

жесткая регламентация деятельности учреждений, отсутствие реальной

самостоятельности и возможности беспрепятственно реализовывать свои

замыслы; преимущественно отраслевой подход к культуре, ограничивающий

смысл культурной политики поддержкой ведомственных учреждений; ориентация

культурной политики на возможности существующей инфраструктуры и неучет

потенциала учреждений спорта, образования, здравоохранения в решении

социально-культурных проблем территории; слабое использование потенциала

культуры в решении социальных, социально-демографических и социально-

психологических проблем.

3. Проблемы, вызванные дефицитом бюджетного финансирования отрасли:

сокращение бюджетных средств, выделяемых на культуру ниже допустимого

уровня, определенного в “Основах законодательства о культуре” (3%

федерального и 6% местных бюджетов); отсутствие гласности в распределении

бюджетных средств; низкий уровень технического обеспечения сохранности

музейных и библиотечных ценностей (как известно, в реставрации нуждается от

30 до 70% музейных фондов), отсутствие средств для создания новых

экспозиций; сокращение объемов пополнения книжных фондов (в 3-4 раза) в

условиях объективного роста библиотеки как источника информации и

возможности бесплатного самообразования; недоступность огромных

информационных ресурсов страны и мира в силу крайне низкой оснащенности

библиотек современными технологическими средствами обработки, хранения и

передачи информации; сужение информационного пространства за счет

сокращения средств на комплектование библиотек, разрушения государственной

системы комплектования школьных библиотек учебно-методическими комплексами;

низкий коэффициент обеспеченности населения учреждениями культы,

посадочными местами, библиотечными фондами, культурными услугами;

отсутствие законодательства, стимулирующего благотворительность и

спонсорство коммерческих организаций в сфере культуры.

4. Проблемы общественной значимости и престижа сфер культуры и досуга:

игнорирование властью проблем культуры; отсутствие в структурах

государственного управления ясного понимания целей, задач и способов

решения сегодняшних проблем культуры; непонимание со стороны властей и

потенциальных спонсоров смысла вложения средств в культуру; недооценка со

стороны ресурсодержателей (и прежде всего местной администрации) значимости

культурно-досуговой деятельности как средства решения территориальных

проблем, важнейшей составляющей человеческой жизни; недостаточное внимание

к проблемам развития культуры со стороны средств массовой информации.

5. Проблемы социального статуса и профессионального самоутверждения

работников отрасли: низкая заработная плата специалистов сферы культуры и

досуга; минимальные возможности должностного роста; падение престижа

профессий социально-культурной направленности; неудовлетворенность

специалистов культурно-досуговой сферы своей деятельностью, растущее

чувство неадекватности ее содержания современной социокультурной ситуации;

несоответствие социальной роли и статуса управленцев и работников КДУ новым

социокультурным условиям; ориентация на сохранение традиционных позиций

идеологических работников, “воспитателей” и “наставников”; снижение

статуса управленцев сферы культуры в структуре административного аппарата.

Видение и понимание отраслевых проблем также позволяет выйти на

актуальные проекты и программы, создающие условия для оптимизации

культурной жизни различных групп населения, территории в целом. Например,

одной из наиболее актуальных и распространенных “отраслевых” проблем

является отсутствие условий для саморазвития культурной жизни,

самоорганизации различных субъектов культурного творчества. Для решения

этой проблемы можно предложить проект, целью которой будет создание

организационных и экономических условий, способствующих развитию социально-

культурной самодеятельности населения, обеспечивающих общественную

востребованность творческого потенциала носителей культурных инициатив.

|Задачи проекта: |Содержание мероприятий: |

|1.Подготовка и проведение |1.Формирование оргкомитета конкурса и |

|конкурса проектов, в котором|разработка плана мероприятий; |

|могут участвовать различные |2.Разработка положения о конкурсе; |

|субъекты культурной жизни. |3.Организация пресс-конференции; |

| |4.Консультации по технологии составления |

| |заявки на участие; |

| |5.Конкурс программ. |

|2.Создание банка |1.Сбор заявок для участия в аукционе |

|социально-культурных |социально-культурных инициатив; |

|инициатив. |2.Проведение аукциона социально-культурных |

| |проектов. |

|3.Организация целевых Фондов|1.Подготовка слушаний по проблемам |

|культурных инициатив. |территориальной культурной политики; |

| |2.Подбор инициативных групп в соответствии с|

| |приоритетами культурной жизни; |

| |3.Разработка уставов целевых Фондов; |

| |4.Проведение учредительных собраний Фондов; |

| |5.Регистрация Фондов. |

В качестве наиболее эффективного способа решения организационных

проблем сферы культуры можно предложить проект общегородских слушаний

"Проблемы и перспективы развития культуры ".

Необходимость проведения Слушаний продиктована: отсутствием

компетентной и целостной информации, характеризующей социокультурную

ситуацию в городе; низкой социально-культурной активностью населения;

нескоординированностью учреждений и различных ведомств; необходимостью

учета общественного мнения в определении перспектив и приоритетов в

развитии культурной жизни.

Общегородские Слушания "Проблемы и перспективы развития культуры

" — это регулярно осуществляемое мероприятие, направленное на развитие

демократических начал в управлении и координацию деятельности учреждений

культуры, досуга, образования в рамках единой городской программы

поддержки и развития сферы культуры. В отличие от традиционного жанра

актива, где основное внимание уделяется подведению итогов прошедшего года,

Слушания ориентированы на осмысление социально-культурной ситуации и места

учреждений культуры, досуга, образования в решении актуальных для города

проблем, экспертизу проектов и программ, которые предполагается принять к

реализации в наступающем году.

Целью общегородских Слушаний является: достижение взаимопонимания,

гармонии интересов учреждений культуры и органов власти, с одной стороны, и

социальной среды, с другой; целенаправленное формирование имиджа

управленческих органов, вызывающего доверие и уважение у населения;

формирование и поддержка общественного мнения о деятельности отдела

культуры как социально ответственном институте путем информирования

общественности о его целях, намерениях, возможностях и перспективах;

профилактика возможных конфликтов с общественностью, противодействие

нежелательным слухам; публичная демонстрация и “продвижение” идей и

проектов, составляющих содержательный блок городской программы поддержки и

развития сферы культуры; расширение сферы влияния учреждений культуры на

экономическую, политическую и социальную жизнь горожан; определение

первоочередных для реализации проектов и программ и мер государственной

поддержки сферы культуры; выработка соответствующих рекомендаций органам

власти города.

Состав участников Слушаний: в Слушаниях примут участие: представители

городской администрации, отдел культуры, работники различных учреждений

культуры, образования, лидеры общественных объединений, инициативных групп

и члены творческих союзов, заинтересованные предприниматели, меценаты и

спонсоры, представители средств массовой информации.

Задачи проекта: обеспечить все заинтересованные социальные силы

информацией о приоритетах и перспективах развития культуры; подвести итоги

культурной деятельности за прошлый год; уточнить перспективы, приоритеты

и первоочередные проекты развития культуры; обсудить вместе с

общественностью приоритеты развития сферы культуры города, выявить и

отобрать перспективные творческие иди горожан; найти пути сотрудничества

в реализации программ и проектов между различными учреждениями

культуры, образования, искусства вне их ведомственной или отраслевой

принадлежности, деловыми кругами; выработать итоговые документы по

результатам работы Слушаний.

Мероприятия и порядок реализации проекта во времени: формирование

рабочей группы по подготовке Слушаний; разработка сценария проведения

Слушаний (в т.ч. подготовка выступающих, художественно-концертное

обеспечение и т.д.); разработка текста приглашений, анкет обратной связи,

методики сбора и обработки информации; подготовка справки об итогах

деятельности учреждений культуры и досуга на прошлый год; издание

информационно-организационных материалов.

Проблемы организационно-управленческого и финансового характера могут

быть частично разрешены в рамках проекта “Информационный Центр”.

Актуальность создания Информационного центра по проблемам культуры и

искусства обусловлена прежде всего недостатком оперативной информации о

социокультурной ситуации, необходимой для корректировки приоритетных

направлений развития культурной жизни города; отсутствием у работников

культуры навыков работы с источниками информации; слабой

информированности населения о мероприятиях и программах текущей и

перспективной культурной жизни города; недостаточной представленностью в

средствах массовой информации проблематики культурной политики, культурной

жизни города; несформированностью информационной базы о культурном

потенциале города, региона, страны; дефицитом бюджетного финансирования

сферы культуры и отсутствием информации о возможных источниках

внебюджетного финансирования проектов и программ (фонды, фирмы, банки и

т.д.), а также способах и технологии привлечение спонсоров, методах

стимулирования патронажа и благотворительности.

Решение этих проблем предполагает:

— во-первых, соответствующее информационное обеспечение культурной

политики с использованием современных информационных технологий

(предварительное маркетинговое исследование, оценку платежеспособного

спроса, конкурентов и партнеров, в т.ч. в рамках бизнес-плана КДУ);

— во-вторых, создание Банка данных и разработку механизмов получения

оперативной информации о специальных благотворительных фондах, в т.ч. и

зарубежных, субсидирующих культурные проекты и программы;

— в-третьих, наличие специалиста, умеющего грамотно оформить заявку на

получение средств из внебюджетных источников, способного поддерживать

эффективную связь с Фондами и владеть методикой разработки и продвижения

заявок на субсидирование различных проектов с учетом профильной специфики

и приоритетов соответствующего Фонда.

Форма реализации проекта — Информационный центр по проблемам культуры

и искусства.

Направления деятельности Центра:

— Развитие сотрудничества сферы культуры и средств массовой информации

(проблемные встречи работников сферы культуры и журналистов, специальная

программа по КТ, организация серии городских семинаров по использованию

информационных и иных социальных возможностей сферы культуры и др.);

— Установление тесных рабочих контактов с региональным центром

информации в области культуры и искусства и взаимообмен информацией с ним;

— Сбор, накопление, обработка и распространение информации о

культуре, искусстве, науке, образовании, туризме и деловой жизни в регионе

и стране:

— Поиск, изучение, обобщение, освоение и внедрение новых

информационных и социально-культурных технологий;

— Информационное сопровождение реализации культурной политики в

городе;

— Формирование машиночитаемых баз данных фактографической информации

по тематике культуры города;

— Информационное обслуживание и услуги в справочном и интерактивном

режимах, с использованием как собственных баз данных, так и уже имеющихся в

регионе;

— Организация издательской деятельности, обеспечивающей

распространение научно-методической информации, рекламу, publiс relations;

— Выпуск регулярных информационных бюллетеней о предстоящих событиях

культурной жизни;

— Оказание услуг населению, предприятиям, организациям в области

информатизации, издательской деятельности, рекламы;

— Организация консультаций и оказание методической помощи различным

учреждениям, организациям (т.ч. и политическим партиям, инициативным

группам) по разработке, оформлению и продвижению заявок на участие в

конкурсах программ и проектов, формированию бизнес-плана и т.д.

Следует подчеркнуть особую важность проектов, ориентированных на

решение первой группы проблем, т.е. создаваемых с целью совершенствования

содержания деятельности учреждений социально-культурной сферы, оптимизации

их функциональных моделей. Место такого рода проектов в общей картине

проектирования можно представить следующим образом:

Как правило, проекты такого рода носят комплексный характер и

ориентированы на решение максимального количества социально-культурных и

личностных проблем, создание условий, оптимизирующих среду обитания

человека, его образ жизни.

Рассмотрим проектные замыслы создания различных моделей учреждений,

необходимость которых была обусловлена реальными проблемами и

противоречиями социально-культурной жизни города[61].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.