![]() |
|
|
Шпаргалка по методике естествознаниясводится не к простому усвоению определенной суммы знаний, а к формированию определенного миропонимания, к выработке навыков обобщения, объяснения собственного опыта, решения конкретных задач. Поэтому формы организации и методы преподавания при изучении предмета весьма разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, домашняя работа, игра, практическая работа, творческие задания, самостоятельная работа и т.д. Программа I класса называется «Окружающий нас мир» и строится в основном на основе личного опыта учащихся. В ней школьники познают мир, сравнивая его с собой как наиболее известным объектом. Поэтому вся программа написана с позиции узнающего мир человека. Главная ее цель - показать всеобщую взаимосвязь школьника со всей окружающей его действительностью. При этом все предметы и явления рассматриваются через призму «профессий» в жизни человечества. Обобщая представления учащихся, полученные до школы, учитель формирует базу для изучения основных природоведческих понятий в последующих классах. В первых двух темах «Как ты узнаешь мир» и «Что нас окружает» учащиеся знакомятся с миром чувств человека, различными источниками информации: книгой, телевидением, кино, радио и другими. Они узнают правила общения друг с другом, животным и растительным миром, окружающей природой. Воздух, вода, солнечный свет, почва рассматриваются не как условия среды, а как основные богатства и кладовые природы. Следующие темы посвящены знакомству с живой природой: растениями, грибами, животными. Учащиеся узнают о характерных признаках живых организмов, их жизнедеятельности, многообразии; получают определенные знания о культурных, комнатных растениях, домашних животных, правилах ухода за ними. Здесь сообщаются первоначальные представления об экологии как науке жить в мире с природой, не нарушая ее законы. Такой подход позволяет уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологического сознания. Программа I класса завершается темой «Времена года», где обобщаются и систематизируются представления учащихся о признаках и особенностях каждого сезона. Программа II класса «Земля. Части света» ставит своей целью формирование основных географических понятий. Географический подход позволяет детям упорядочить огромную информацию, которую обрушивает на них современная цивилизация, а учителю и родителям - помочь им в этом. Чтобы сделать изучение нашей планеты доступным для ребят, основное внимание уделяется природе окружающих нас предметов. Учащиеся получают представление о форме и размерах Земли, законе всемирного тяготения, глобусе, географических картах. Они узнают о движении Земли и связанных с ним явлениях природы: сменой дня и ночи, времен года. Они узнают о звездах и созвездиях, планетах, искусственных и естественных спутниках Земли. В теме «Что изображено на глобусе и карте» учащиеся знакомятся с материками и океанами, формой поверхности Земли, разнообразием водоемов, методах изучения земной поверхности и морских глубин. Здесь же формируются первоначальные представления о природных зонах, особенностях климата основных зон, растительном и животном мире. В заключение учащиеся знакомятся с хозяйственной деятельностью человека на планете, вопросами охраны природы. Главная идея программы для III класса «Живые обитатели планеты» состоит в обосновании ведущей роли живых организмов в поддержании порядка на поверхности нашей планеты. Наиболее сложное и важное представление, которое вводится в III классе - круговорот веществ в природе и роль в нем живых организмов. Здесь даются представления об оболочках Земли, биосфере, формируются основные экологические понятия: экологические системы, экологическая пирамида, виды экосистем, естественные и искусственные экосистемы. Тема «Живые участники круговорота веществ» посвящена изучению многообразия органического мира на Земле и некоторым вопросам его эволюции. Логическим продолжением этой темы являются две последующие, где рассматриваются вопросы возникновения и развития биосферы, появления человека на Земле. Программа IV класса «Человек» посвящена человеку и его роли в биосфере Земли. В ней рассматриваются основные вопросы анатомии, физиологии и гигиены, а также развитие и совершенствование орудий и средств производства, позволяющих человеку, оставаясь телесно неспециализированным, получать все новые и новые возможности в биосфере за счет разделения труда в обществе. Программой предусмотрено формирование основных гигиенических навыков школьников, знаний о строении и жизнедеятельности человеческого организма, болезнях и мерах их профилактики. В заключительных темах «Биосфера и происхождение человека» и «Как нам жить дальше» рассматриваются история становления человеческого общества; завоевание биосферы, ее изменение; загрязнение окружающей среды и необходимость гуманного отношения к природе. К концу изучения курса у учащихся должно быть сформировано представление о единственной стратегии выживания человечества - вписывании своего хозяйства в исторически сложившийся круговорот веществ в биосфере. Билет 25 Методика работы с изображениями предметов и явлений 1 Плоскостные (табл, карты, картины) 2 Объемные (макет, модели, муляжи) Методика с табл созданы табл по природоведению. По способу передачи инф все таблицы картинные. Группы таблиц: - сезонные (осень, зима – связь погодных явл с трудом человека, между живой и нежив природой) - ландшафтные (степь, тайга – позв выявить особ-и жив-го раст мира, увидеть взаи-и в природе) - объектные (белки, травы) Способы работы с табл 1 как иллюстрация к рассказу 2 как источник зн (нужно задавать вопросы, не всегда, когда им неизвестно) Мет раб с картинами 1 Назв карт, автор 2 Эстетич наслаждение Методика работы с картой абстрактное ср-во обучения, логическчи завершенное и созданное с пом усл знаков Практ работа с табл «Лето» 1 Какое по вашему мнению изображено время года? Почему? 2 Каких животн вы видите? Обратите вним на зайца. Какого цвета у него шерсть? Чем занята ласточка? 3) Какого цвета растения? 4) Чем занимаются люди? 5) Какая темп на градуснике? Билет 26 Формы орг-ции экологической работы в школе Особенности уроков – формирование экологических представлений учащихся. Формирование экологического мировоззрения через осознание своего места в природе. Основные методы: словесные (беседа), наглядные, практические. Экскурсия. билет 27 Приемы об-я н Естест-я Метод. приемы – элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия уч-ля и уч-ся в пр-се преподавания и учения. Гр№1 – организационные приемы. Их действие связано с разл организацией применения тех или иных методов. Гр№2 – Технич приемы. Связаны с применением разл вспомогат оборудов. Гр№3 – логич приемы. Способствуют осознанию уч материала. В основе лежит анализ и синтез. 1) Сравнение. 2) Противопоставление 3) Аналогия. 4) Классификация 5) Систематизация 6) Обобщение билет 28 Методика организации уголка живой природы Совместимость жив-х объектов, находящ в ведении данного класса. У н.ч. дб в отдельном помещении. Виды: растит объекты, животные Требования к объектам живой природы: 1) безопасность (для детей) 2) неприхотливость к уходу 3) наличие условий для данного объекта 4) необх, чтобы в уголке природы было по два представителя одного вида для форм-я понятия изменчивость. 5) влияние усл для разв-я 6) раст-я разн сист групп (чтобы показать разн особ-ти растения) Формы работы уч-ся в уголке жив природы 1 дежурство 2 кружок/факультатив СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (ПРИРОДОВЕДЕНИЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ) | |Программы | | |ГОС |Клепинина. |Виноградова|Дмитриева, |Плешаков. | | | |«Природа и |, |Казакова |«Зеленый дом» | | | |люди» |Ивченкова, |«Естествозн| | | | | |Потапова. |ание», | | | | | |«Окружающий|«География»| | | | | |мир» |по методике| | | | | | |Занкова | | |Цели|Цели: |Сообщить |Цели: |Цели: |Цель: | |, |Формирование |учащимся |[См. ГОС] |Воспитание |Знакомство с | |зада|социального |элементарны|Задачи: |нравственно|окр. миром, | |чи |опыта |е сведения |Воспитание |го |природой, | | |школьника; |о живой и |нравственно|отношения к|включая | | |осознание |неживой |го |Земле. |общество-природа| | |элементарного|природе. |отношения к|Активизация|-человек. | | |взаимодействи|Познакомить|объектам |эмоциональн|Задачи: | | |я в системе |с |природы и |ой сферы, |Знакомство с | | |«человек-прир|различными |результатам|чувствитель|осн. | | |ода-общество»|явлениями. |человеческо|ности |природоведческим| | |; |Научить |го труда. |детей. |и и экол. | | |воспитание |детей |Формировани|Пробуждение|понятиями и | | |нравственного|проводить |е у детей |восхищения |многообразием | | |и |наблюдения |разнообразн|к своей |экол. | | |экологическог|за |ых |земле, |целостности | | |о к среде |изменениями|представлен|краю. |природы. | | |обитания и |в природе. |ий о |Задачи: |Единство природы| | |правил |Дать знания|взаимодейст|Подвести |и человека. | | |поведения в |о значении |вии |учеников к |Систематизация и| | |ней. |охраны |человека с |осознанию |расширение | | |Задачи: |природы и |окружающим |объективно |представлений о | | |Формирование |мероприятия|миром. |существующи|предметах и | | |целостной |х по |Понимание |х связей и |явлениях природы| | |научной |сохранению |законов |закономерно|и обществ жизни.| | |картины мира,|ее |существован|стей | | | |где природа и|богатств. |ия в |«природа-об|Формирование | | |общество в |Сформироват|природной и|щество-чело|бережного | | |единстве. |ь |соц. среде.|век». |отношения к | | |Формирование |первоначаль| |Развитие |богатствам | | |экологической|ные ЗУН |Развитие |экологическ|природы и | | |культуры. |личной |познаватель|ого |общества. | | |Воспитание |гигиены. |ной сферы, |мышления, |Формирование | | |культуры |Воспитывать|умственных |формировани|навыков | | |взаимоотношен|чувство |способносте|е экологич.|поведения в прир| | |ий со |прекрасного|й и |грамотности|и соц среде. | | |сверстниками |и гуманное |интересов |. | | | |и взрослыми. |отношение к|школьников.|Формировани| | | |Формирование |природе. | |е умения | | | |умения | |Формировани|ориентирова| | | |рационально | |е в |ться в | | | |организовыват| |единстве |пространств| | | |ь собственную| |этических и|е и | | | |жизнь и | |эстетически|времени, | | | |деятельность.| |х чувств. |добывать | | | | | | |информацию | | | |Формирование | | |из | | | |элементов | | |соответству| | | |эрудиции | | |ющей лит-ры| | | |ребенка, его | | |и обобщать | | | |общей | | |ее. | | | |культуры. | | |Воспитание | | | | | | |творческой | | | | | | |и активной | | | | | | |личности. | | |Соде|Естествознани|1 кл. |1 кл. «Ты –|1 кл. |Структурные | |ржан|е. |«Летние и |первоклассн|1) «Окр. |программы: | |ие |1-2 кл. – 32 |осенние |ик» |мир», |I. Ознакомление | | |ч. |изменения в|«Твое |«Общество –|с окр. миром | | |3-4 кл. – 68 |природе» |здоровье» |природа – |(осн. курс) – | | |ч. |«Зимние …» |«Мы и вещи»|труд» |1-2 кл. | | |Темы: «Что |«Весенние | |2) |II. | | |такое |…» |«Природа |«Природа» |Природоведение | | |природа» - 5 |2 кл. |вокруг нас»|3) |(осн. курс) – | | |ч. |«Знакомство| |«Развитие |3-4 кл. | | |«Неживая |с природой |«Наша |Земли» |III. Экология | | |природа» - 35|местности |страна» |4) |для мл. шк. | | |ч. |вокруг |2-3 кл. |«Становлени|(фак. курс). | | |«Живая |школы» |«Человек и |е человека»|IV. Планета | | |природа» - 30|3-4 кл. |его | |загадок (фак. | | |ч. |«Изучение |здоровье» |5) «Кто |курс). | | |«Связи в |природы |«Человек и |такие мы» | | | |природе» -- |своей |его |2 кл. |I. Что нас | | |15 ч. |местности. |природа» |1) «Общий |окружает. Дом и | | |«Человек» - |Земной шар.|«Моя |взгляд на |школа. Наш | | |15 ч. |Организм |страна» |Землю» |город. Родная | | |Итого: 100 ч.|человека и |«Природа |2) «Как |страна. | | | |охрана его |вокруг нас»|изучают |Знакомство с | | | |здоровья» | |окр. мир» |экологией. 32 ч.| | | | |«Труд людей|3) | | | | | |на планете»|«Астрономия|II. Природа и | | | | | |, |мы. Сбережем | | | | |4 кл. |география» |воздух и воду. | | | | |«Человек» |4) |Полезные | | | | |«Как |«Взаимодейс|ископаемые | | | | |человек |твие сил |почвы. Сохраним | | | | |изучает |природы» |удивительный мир| | | | |окр. мир» |5) |растений и | | | | |«Природа |«Биология, |животных. Будем | | | | |нашей |древний |беречь Землю. 68| | | | |родины» |мир» |ч. | | | | |«Люди на |3 кл. | | | | | |планете |1) «Наша | | | | | |Земля» |страна | | | | | | |Россия» | | | | | | |2) «Земли | | | | | | |восточных | | | | | | |славян» | | | | | | |3) | | | | | | |«Др-русское| | | | | | |государство| | | | | | |» | | | | | | |4) | | | | | | |«Возвышение| | | | | | |Москвы» | | | | | | |5) «Европа | | | | | | |14-15 вв.» | | | | | | |6) «Моск. | | | | | | |государство| | | | | | |в 12 в.» | | | | | | |4 кл. | | | | | | |«Российская| | | | | | |империя в | | | | | | |18 в., 19 | | | | | | |в.» | | | | | | |«Развитие | | | | | | |миров | | | | | | |нового | | | | | | |времени» | | | | | | |«Россия с | | | | | | |нач. 20 в. | | | | | | |до 1941 г.»| | | | | | | | | | | | | |«ВОВ» | | | | | | |«СССР после| | | | | | |ВОВ» | | | | | | |«Научная и | | | | | | |мировая | | | | | | |культура» | | |Прин|ГОС отвечает |Краеведческ|Позитивного|Краеведческ|Экологич | |ципы|всем |ий, |эгоцентризм|ие, |направленности. | |отбо|принципам: |экологическ|а, т.е. |практически| | |ра и|пр. |ий, |отбор |е. | | |расп|гуманизма; |практически|актуальных |В | | |олож|пр. единства |й. |для этого |соответстви| | |ения|и познания, | |возраста |е с ними | | |учеб|переживания, | |знаний, |отбор | | |ного|действия; | |макс. учет |содержания | | |мате|пр. | |псих. |осуществляе| | |риал|интеграции; | |особенносте|тся на | | |а |пр. | |й и |основе | | | |природосообра| |возможносте|сочетания | | | |зности. | |й, снятие |мироведения| | | | | |авторитарно|и | | | | | |го и |краеведения| | | | | |установлени|. | | | | | |е | | | | | | |демократиче| | | | | | |ского | | | | | | |диалога | | | | | | |учитель-уче| | | | | | |ник. | | | |Мето|Словесные и |Практически|Дидактическ|Опыты, |Словесные, | |ды |предметные. |е: |ие и |наблюдение.|практические. | |обуч| |эксперимент|практически| | | |ения| |ы, опыты, |е игры. | | | | | |наблюдение.| | | | | | | | | | | | | |Словесные: | | | | | | |рассказ, | | | | | | |беседа, | | | | | | |работа с | | | | | | |книгой. | | | | |Форм|Урок, |Урок, |Экскурсия, |Урок, |Полевые | |ы |экскурсия, |экскурсия. |урок. |дополнитель|практикумы, | |обуч|лабораторный | |Акцент на |ная работа |демонстрация | |ения|эксперимент. | |проведении |со |опытов. | | | | |занятий вне|словарем. | | | | | |класса. | | | | | | |Беседа, | | | | | | |игра, | | | | | | |конструиров| | | | | | |ание. | | | | | | |Изо. | | | Каким образом в программах предусматривается развитие школьников? Программами предусмотрена сумма знаний, которыми должны овладеть учащиеся, взятые из естественно-научных дисциплин – биология, физика, химия, география, астрономия, экология. Таким образом, они должны овладеть обязательным минимумом знаний о природе. Учащиеся овладевают следующими умениями: различать объекты неживой и живой природы, природные или созданные человеком; различать группы растений, животных, их представителей, ухаживать за комнатными растениями, определять с/х культуры и т.п.; вести самостоятельно наблюдения в природе, выполнять несложные опыты; ориентироваться на местности по компасу, солнцу и др. признакам; читать планы, карту, находить геогр. объекты на карте; различать осн. полезные ископаемые; выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в быту, оказывать простейшую мед. помощь; выполнять правила поведения в природе, а также выполнять посильную работу по охране окр. среды Вывод: Таким образом, мы видим огромную практическую направленность данного курса, которая является уникальной среди дисциплин, изучаемых в начальной школе. Знания и умения, полученные в этом цикле, явл. необходимой базой для дальнейшего изучения естественно-научного цикла в средней школе. В большинстве программ идет отбор актуальных для этого возраста знаний, макс. учет псих. особенностей и возможностей, снятие авторитарного и установление демократического диалога учитель-ученик. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |