на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по методике естествознания


Шпаргалка по методике естествознания

билет 1

МПЕ- как учебн предмет , имеет цель донести до уч-ся из раздела наук

–естест-я , в общих чертах она имеет цель орп-ть осн. м\ы и способы

передачи нач. ЗН., раскрыть м\ы передачи этих ЗН.

Такие общ. м\ы выявляют осн связи м\у шк. предметом ЕС-я и наукой ЕС-я .

МПЕ р6ализует задачи к-е ставит п\д ней Пед-а дид-а. и опирается на

закономерности выяв-е П.

ПР-т исследования –образов-я обл.окр. мира.

Обьект-учебный процесс

Методологическая основа-диалектический материализми и философская теоория

познания. МПЕ должна основывваться на законах диалектики иследовательно

относиться к пр-у об-я и к Л-и ученика, как постоянно изм-ся и разв-ся.

Содержание-

1. Опр-е обр-х и восп-х значений Е. необ-о четко представлять

значение место данного предмета в щк. и связь его с др.

предметами и науками.

2. Из-е основ м\в преподавания Е.

3. Знакомоство с осн. принципами подбора учебн. мат-ла.

4. Опр-е наиболее целесообразной группировки учебного материала.

его межпредметной связи и последовательности из-я.

5. Знакомство с оссн формами орг-ии уч про-са.

6. Знакомство с мат-ой базой учебн пособия и оборудоваания

кабинета.

Межпредметные связи

философия-методология ,пед-ка-осн ф\ы и м\ы., психология, естесв-нааучн.

дисциплины, медицина.

Содержание и особенности курса окр.мир

Вбазисном плане на 1,2 кл. выделено 1 час в нед, 3,4- 2 часа.-нед.

Вед. цель курса-разв-ие личностных качеств мл. шк-а., что с одной стороны

признано ведущими методистами , а с др. стороны служит насущной need наш

вр.

В сод-е ЕС-я входит : ЕС-е и Обществоведение.

Задачи МПЕ

1. Исследует , опр-т цели об-я в соотв. с соц-м заказом общ-а, с

учетом сод-я перед-ой инф-ии и возрастных псих-х особенностей уч-

ся. Выдвинутые цели об-я опр-т его задачи , чтотакже явл.

Предметом иссл-я МПЕ.

2. МПЕ орп-т сод-е учебн. Процесса, сис. и стр-ру его изложения.

Источником его сод=я явл. Естеств. Науки.

3. Сод- е начального Ест-я явл. Важн ср-ом разв-я и восп-я

детей.(экологически культурным человеком( ответственно-

деятельностный) формируем коллектив.)

МПЕ как наука

1. Имеет особый объект исс-я –учебн воспит про-с , ознакомление мл

шк-в с природой.\

2. имеет свое место и связи с др науками.

3. имеет методологич основы

4. имеет м-ы иссл-я общепед. И специф.

5. им открытые спец- е закономерности

6. обл. сис понятий и терминов

7. им опр материальную базу

Методы иссл-я МПЕ.

1. Импирич: эксперемент, наблюдение, анкетирование, лаб и естеств.

Эксп-т., м\ы обработки данных

2. теоритич, сравнение, классификация, протиаопостановление,

систематизация, обобщение.

3. м\ы матем статистики, Шкалирование, опр-е ср-х велечин.,

региструрующие

Билет 2

История МПЕ

После того как Петр ! преобразил матер. Мир гос-а, Ломоносов преобразил

умственную жизнь России.

В 1782 г начало 4-х годичной реформы школы. Естествознание как учебный

предмет впервые был введен в русскую общеобразовательную школу 1786 При

проведении реформы школьного образованшгтгра-вительством был опубликован

устав народных училищ. Открываемые училища были разделены на малые и

главные. Курс естественных предметов был включен только в программу главных

училищ и состоял из географии, физики и естественной истории. Естественная

история преподавалась в IV классе. В малых училищах, где обучение

продолжалось два года, ученики обучались только грамоте, счету и Закону

Божьему.

Первым и единственным русским методистом того време-ни,-автором первого

учебника по естествознанию был академик Василий Федорович Зуев,натуралист и

путешественник.Автор первого в мире учебника по Е.

Книга В.Ф.Зуева называлась «Начертания естественной истории» и состояла из

двух частей и трех" 6тдёлов:Г«Йс-копаемое царство», «Прозябаемое царство» и

«Животное царство». Первая часть была посвящена описанию земель, камней,

солей, горючих веществ, металлов, окаменелостей. Изучение неживой природы

начиналось с описания почвы, песка, глины. Второй отдел был посвящен

изучению жизни и строения растений, а третий отдел содержал зоологический

материал. Учебник Зуева был одновременно и первой программой по

естествознанию в школе, и первым методическим пособием для учителя. Здесь

автор предлагал использовать предметную наглядность, а в случае

невозможности показа натурального объекта использовать рисунок. Большое

внимание он уделял изучению местной природы и полезных для человека

ископаемых, растений и животных. Руководство В.Ф.Зуева четверть века

служило единственным и основным учебником естествознания.

Его достижения

1. Это одновременно и первая программа и учебник и первое

методическое пособие для учителя.

2. настойчиво проводил идею связи науки с практикой(mostly учились

дети крестьян)

3. в основе ег методики лежал принцип краеведения( начинать с

предметов знакомым детям)

4. пр-п наглядности

5. м\д объяснительног чтения(читаем учебник, а потом обсуждаем)

6. при объяснении материала связь строения с функцией

По уставу в 1804 Е. преподается во 2-м классе(гос-о хотело лучше, но

война….)

1809 Терлиев «начальное основание ботанической Ф»(переплетено божественное

происхождение и ботаника)

Мартынов «Триботаника» (нап. Три классификации, (2000 видов растений,

сплошная сис-а)

1828 Е. отменено т.к. ничего не развивало

1852 восстановление , вызвано разв-ем наук о природе, в этот перод созд

теория Дарвина, открытия в обл. медецины, .

Врач Ястребцев доказывал дети 4-7 лет обл. конкретным мышлением и вынуждены

заниматься абстракт науками, а надо из-ть природу

1852 во 2-м Кл. вводиться Е. , здесь также повлияли взгляды Ушинского. ОН

ставит науку о природе на первое место.

Его достижения

1. Наглядность

2. дает рекомендации к наблюдению: «надо смотреть на пр-т замечая

особенности, видеть пр-т со всех сторон и видеть во всех отн=х в

к-е он поставлен»

3. бол роль сравнения

4. исп-ть пр-ы краеведения

5. уделять вн-е раб с текстом

Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. Я Герд.[Он

считал, что естествознание должно давать ученикам правильное миропонимание,

сформировать у них определенное мировоззрение, в соответствии с современным

состоянием науки.) B_1877r. он опубликовал \план построения школьного курса

естествознания., По этому плану во II и III классах предлагалось изучать

неорганичсский мир природы. Сюда входили такие понятия, как свойства горных

пород, почвы, минералов, происхождение различных горных иород, вулканы и

землетрясения, использование руд и извлечение из ник металлов. Таким

образом, в начальной школе с трехлетним образованием предполагалось ввести

естествознание в виде связанной серии предметных уроков в течение двух лет.

Герд считал, что отдельным естественным наукам в начальной школе нет

места, \необходим комплексный подход к изучению природы, в виде

одного~неразделенного предмета об окружающем мире./Таким образом, признавав

предметное преподавание в средней школе, для начальной школы Герд считал

предпочтительным естеетвениоисторичеекий подход. Его книга «Земля, воздух,

вода» и методическое рукояодатво к ней «ПРедметные уроки» на протяжении

многих лет являлись основными пособиями преподавателя при изучении курса

неживой природы. В своих методических сочинениях Герд высказал ряд идей.

1. Активная самодеятельность ребенка на практических занятиях и экскурсиях.

2. Связь школы с живо» природой.

5. Исследовательский подход к изучению природы.

4. Комплексный подход к изучению природы в начальных классах.

5. Формирование эволюционного мировоззрения учащихся.

Многие идеи Герда получили широкое применение в школьной практике много лет

спустя, лишь в наше время.

Герд считал

. необходимым введение Е. со 2кл, что в 1-м , д\ы науч писать ,

читать.

. Пр-т д-н б. интегрированным(впервые ввел это понятие)

. Орп-л стр-у Е.(нежив природа>растения>жив прирлда)

. Необходимым из-ть сначала пр-ты, тела , а потом явл-я

. Опр-л цели преподавания Е.:

1. форм науч мировоззрение

2. разв. Живой впечатлительности, патриотичности , любовь к

природе.

3. форм. Позноват интереса

. наблюдение важн м\м . Дал рекомендации к Набл. .форме орг-ии. «Н

д.б. полным, не огр доним признаком, не отрывочным, н-о

руководить Н.»

. разработал полную методику Н.

. считал необ-м проведение опытов и экс-тов, беседа.

Герд официально основоположник МПЕ.

Билет №3

Е. как учебн пр-т в шк.

Зуев говорил «Нет почти ч\а , к\у познания вещей естественных не было бы

нужно»

Вахтеров «Что же касается нач. обр-я, то нет другого пр-а ,к-й мог бы более

заинтересовать уч-ся , как Е.»

Ушинский «Считаю эти пр-ты самыми удобными , чтобы приучить детск. Ум к

логичности»

Райков «Ч-К незнающий основ Е. подобен слепцу к-й не может разобраться в

окружающем и бродитощупью»

Е. приобр-т нов аспекты: социокультурные и экологические, но сохраняет

истор аспект

У уч-ся при ознакомлении с природой накапливаются зн. , перв понятия,

представления о действующей природе, , форм. Практич, навыков, и У.

Цель об-я – общее и специфич развитие Л. Шк-а.

Принципы отбора сод-я

1. Опр-я соц заказом общ-ва

2. Уровнем развитияи соц значимости базовой науки.

3. Фундаментальными иссл-ми МПЕ.

ПР-ы интеграции

Пед-и целесоб-е объ-е и трансформация сведений из разн. Наук(Зуев, Гер

Пр-п научности Сод-е и стр-а нач Е. д\ы отвечать совр. Уровню разв-я наук

оприроде. Даже самое мин-е сод-е учеб мат-а д\о соотв необходимым и

достаточным, для того чтобы в ней нашли отражение целостное сод-е и стр-ры

к\л теории. Это целостность в нач Е закл-я в Тео «разв-е природы идет

отпростых форм к сложным=>отбирается такая группа естественноведческих

понятий , законов, закономерностей,к\я составила бы основу восприятия

данной теории.

Сод-е д\о б направлено не только на форм-е зн., но ина коррекцию ,

уточненение, уже имеющихся.

Дидактич .пр-ы

Теор основой его проявления служит разработанные дидактикой теория о

целесообразн отн-ми сознания и Дея-ти о необходимости деят-го подхода в об-

ии.

Сод-ие Е. отбирается с учетом преимущества его усвояемости в ходепрактич

Дея-ти : набл., распознание признаков, , эксп-тов, моделирования.(чтобы

предоставить уч-ся получать зн. На практике, но и использования их на

практике)

Пр-п краеведения

Пр-п экологич направленности.

Основные положения экологич. Обр-я мл шк-в

1. нео-о дать зн. , приводщие к пониманию нек-х фунд-х основ

экологии

2. прак меры по восстановлению нарушений в природе равновесия

(собирать в лесу мусор)

3. даем зн. О правилах поведения в природе

пр-п генерализации зн.

Реализация его требует решения проблемы преемственности м\у начальным и

последуещем этапе об-я (закладываем основу наук, представление)

Пр-п. Сод-ие нач обр-я д\о отвечать общественным целям восп-я и разв-я

подраст поколения.

Сод-ие и пр-ы отбора

время можно выделить два основных направления.

Первое направление включает в себя формирование знаний о природе и

окружающем мире. Естествознание - это интегрированный курс, в основу

которого положено диалектическое единство системы «природа - человек -

общество». Особенности и свойства каждого компонента этой системы

рассматриваются различными науками, такими, как география, геология,

биология, химия, физика, почвоведение, экология. Интеграция элементов

каждой науки созает условия для формирования у учащихся общих представлений

о природе, о взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов. Поэтому для

формирования знаний по первому направлению необходимо:

- обобщить имеющиеся у учащихся сведения, полученные до школы;

- сформировать основные природоведческие понятия и представления о живой и

неживой природе, о природных объектах (воде, воздухе, горных породах,

почве; живых организмах) и их свойствах;

- сформировать первоначальные географические представления о карте и

глобусе, познакомить с простейшими способами ориентирования на местности;

- дать элементарные сведения о планете Земля и Солнечной системе;

- познакомить с особенностями строения тела человека и сформировать на этой

базе некоторые навыки личной гигиены и основ безопасной жизнедеятельности.

В основу программ по природоведению положен также принцип краеведения -

изучение природы родного края. Это позволяет формировать понятия на основе

непосредственного изучения предметов и явлений, способствует развитию

наблюдательности, умения получать знания не только из учебников, но и из

окружающей среды.

Второе направление связано с экологическим образованием и природоохранным

воспитанием учащихся. Охрана природы - стержень всего курса естествознания,

вне зависимости от того, по какой программе идет изучение предмета.

Основное внимание должно быть направлено на создание условий для

непосредственного участия детей в природоохранных мероприятиях, для

понимания необходимости и важности такой работы. Учащиеся:

- получают представление о взаимосвязи и зависимости живых организмов и

неживой природой;

- знакомятся с основными природоохранными мероприятиями, которые

способствуют формированию навыков правильного поведения в природе.

У детей формируется гуманное отношение к окружающей среде, воспитывается

чувство ответственности за ее сохранение, вырабатываются определенные нормы

поведения в природе. Все это способствует формированию экологической

культуры личности.

Кроме того, изучение естествознания помогает раскрыть роль науки и научных

знаний для развития общества и сохранения окружающей природы. При изучении

курса в начальной школе учащиеся получают следующие знания:

- о Земле как планете, ее положении в Солнечной системе, о движении Земли и

связанных с этим изменениях в природе;

- о сферах Земли, их свойствах и взаимосвязях;

- о телах и веществах, их основных свойствах;

- о явлениях природы;

- о живых обитателях планеты, их связи с неживой природой и зависимости от

нее, о явлениях в живой природе;

- о человеке как обитателе планеты, его общности с другими живыми

обитателями, особенностями его организма;

- об экологических связях в природе и противоречиях между природой и

обществом;

- о хозяйственной деятельности человека и рациональном природопользовании,

о его ответственности за жизнь на планете и сохранение ее богатств.

При отборе учебного материала учитываются научность и доступность понятий.

В этой связи основные знания даются на уровне представлений и элементарных

понятий. К таким понятиям относятся знания о телах и веществах, о свойствах

и значении воды и воздуха, о минералах, горных породах и полезных

ископаемых, о многообразии живой природы; представления о процессах и

явлениях в природе. Эти первоначальные, пропедевтические понятия служат

основой для формирования научных знаний в средней школе при

дифференцированном изучении основ наук естественного цикла.

На каждом этапе обучения первоначальные представления углубляются,

насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которь!е, в свою

очередь, превращаются в знания. Таким образом, естественнонаучные знания

формируются по схеме «представления - понятия - знания». Такая

последовательность обеспечивает преемственность знании и углубление их

содержания. Изучая предмет, учащиеся обобщают свои наблюдения и полученные

ранее представления, на основе усвоенных знаний у них формируются новые

представления и понятия. Последовательное и систематическое наполнение

содержания позволяет закреплять иг совершенствовать знания учащихся.

Курс естествознания имеет тесные перспективные межпредметные связи с

предметами естественного блока. Меж-редметные связи обеспечивают

взаимосвязь учебных предметов и научность при формировании понятий. Многие

понятия, о воде, воздухе, горных породах^ почве, которые начинают

формироваться в этом курсе, можно считать межпредметными. Знания о

свойствах этих, веществ в дальнейшем используются при изучении биологии,

географии, физики и химии. Таким образом, межпредметиые понятия

обеспечивают преемственность знаний по всем естественно

Билет№4

Образовательная обл «Окружающий мир» и ее компоненты

Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе

глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в

последние годы переживает значительное обновление. Это связано прежде всего

с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости

данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ

современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников.

Одновременно происходит движение в сторону интеграции естественнонаучных и

обществоведческих знаний с целью формирования у детей более обобщенного,

целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека.

Начальная школа закладывает основы естественнонаучной грамотности ребенка.

Элементы знаний о живой и неживой природе, явлениях природы включены в

интегрированный курс и образуют блок «Природа». Этот блок включает в себя

элементарные представления и понятия из физики, химии, биологии, географии

и экологии.

Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной

школе на современном этапе является вариативность программ. Своеобразие

каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее

приемлемый дам него вариант учебного курса. В зависимости от ирофиля школы,

уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по-

разному.

^Для определения обязательного минимума знаний по естествознанию разработан

образовательный стандарТ . Обучение по любой общеобразовательной~программе,

которая составлена на основе образовательного стандарта, обеспечивает

обучающимся необходимую обязательную естественнонаучную подготовку. Любое

среднее учебное заведение обязано исходить в обучении из базового

содержания предметной области образования, которое должно быть качественным

и полноценным. Все программы сориентированы на то, чтобы к концу обучения в

начальной школе обеспечить единый уровень минимальных достаточных

требований к подготовке учащихся по естествознанию.

На реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» в четырехлетней

начальной школе базисным учебным планом общеобразовательных учреждений

России предусмотрено следующее количество часов в неделю: I и II классы -

один час, III и IV классы - два часа.

В настоящее время для начальной школы разработаны 4 основные

общеобразовательные программы по естествознанию: 1. «Зеленый дом», автор

А.А.Плешаков; 2. «Природа и люди», автор З.А.Клепинина; 3. «Окружающий

мир», авторы Н.Р.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; 4. «Мир и

человек», авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан; Кроме того,

имеются специальные программы: программа «Естествознание», авторы Е.В.Чуди-

нова, Е.Н.Букварева, по методике Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова; программы

«Естествознание», «География», авторы Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец,

А.В.Казаков, по методике Л. В. Занкова.

Требования образовательного стандарта

Кроме знаний учащиеся должны овладеть и определенными умениями: '

- различать обьекты природы и предметы, созданные руками человека, объекты

живой и неживой природы; описывать объекты природы;

- различать основные группы растений и животных, изученных представителей

каждой группы; распознавать растения и животных из различных сообществ,

природных зон; определять сельскохозяйственные растения и животных края;

ухаживать за комнатными растениями, размножать их одним из изученных

способов;

- вести самостоятельные наблюдения в природе; пользоваться термометром;

выполнять несложные опыты, пользоваться простейшим лабораторным

оборудованием;

- ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по компасу,

солнцу и другим признакам; определять стороны горизонта на глобусе и

географических картах; читать план и карту, находить географические объекты

на картах;

- различать основные полезные ископаемые родного края;

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в быту и при

проведении опытов; оказывать простейшую помощь при повреждениях кожи;

- объяснять взаимосвязи в природе, выполнять правила поведения в ней,

выполнять посильную работу по охране природы и окружающей среды;

Для определения уровня достижения требований программы предлагается

проводить устную и письменную проверку знаний, практическую проверку

выработанных умений. Для объективной оценки знаний используются тестовые

задания. Методы проверки знаний учащихся в началъное школе рассмотрены в

соответствующей главе. Полученные знания и умения необходимы учащимся для

дальнейшего изучения дисциплин естествеинонаучного цикла в среднеи школе.

Межпредметные связи и приемственость общенаучн образования

Межпр. Св. по опр-ю Федорва пред-т –отражение в сод-е учебных дисциплин

взаим-ей , к\е сущ-т объективно познаются совр науками.

Преемственность предполагает опр последовательность ЗУН , способов Дея-ти

к\е предстоит овладеть ученику в пр-е об-я «по вертикали»

1. нео-о озаглавить свои соотношения м\у частями данной обр-ой обл.

на разных этапах об-я.

2. н\о продумать общие м\ы , приемы, об\я,

3. н\о выд-ть опр-ие постепенно возрастающие требования к

результативности об-я ,вос-я, разв-я.

Методика, формирование и развитие начальных естественно-научных понятий

билет 5

Понятие как пед категория

он основополагающий, т.е. целью каждого урока явл формирование понятия и

представления.

Проблема форм и развития понятий, позволяет решать важн вопросы методики –

взаимоотношение между содержанием и м/м.

Понятие – это категория, кот рассматривается педагогикой, психолог,

философ.

Понятие (с т.з. Ф) – форма мышления, отражающая существенные св-ва, связи и

отн-е предметов и явл в их противоречии и развитии; мысль или система

мыслей, обощающая, выд-я пр-ты некот класса по определ-м общ-м и в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.