![]() |
|
|
Шпаргалка по методике естествознанияШпаргалка по методике естествознаниябилет 1 МПЕ- как учебн предмет , имеет цель донести до уч-ся из раздела наук –естест-я , в общих чертах она имеет цель орп-ть осн. м\ы и способы передачи нач. ЗН., раскрыть м\ы передачи этих ЗН. Такие общ. м\ы выявляют осн связи м\у шк. предметом ЕС-я и наукой ЕС-я . МПЕ р6ализует задачи к-е ставит п\д ней Пед-а дид-а. и опирается на закономерности выяв-е П. ПР-т исследования –образов-я обл.окр. мира. Обьект-учебный процесс Методологическая основа-диалектический материализми и философская теоория познания. МПЕ должна основывваться на законах диалектики иследовательно относиться к пр-у об-я и к Л-и ученика, как постоянно изм-ся и разв-ся. Содержание- 1. Опр-е обр-х и восп-х значений Е. необ-о четко представлять значение место данного предмета в щк. и связь его с др. предметами и науками. 2. Из-е основ м\в преподавания Е. 3. Знакомоство с осн. принципами подбора учебн. мат-ла. 4. Опр-е наиболее целесообразной группировки учебного материала. его межпредметной связи и последовательности из-я. 5. Знакомство с оссн формами орг-ии уч про-са. 6. Знакомство с мат-ой базой учебн пособия и оборудоваания кабинета. Межпредметные связи философия-методология ,пед-ка-осн ф\ы и м\ы., психология, естесв-нааучн. дисциплины, медицина. Содержание и особенности курса окр.мир Вбазисном плане на 1,2 кл. выделено 1 час в нед, 3,4- 2 часа.-нед. Вед. цель курса-разв-ие личностных качеств мл. шк-а., что с одной стороны признано ведущими методистами , а с др. стороны служит насущной need наш вр. В сод-е ЕС-я входит : ЕС-е и Обществоведение. Задачи МПЕ 1. Исследует , опр-т цели об-я в соотв. с соц-м заказом общ-а, с учетом сод-я перед-ой инф-ии и возрастных псих-х особенностей уч- ся. Выдвинутые цели об-я опр-т его задачи , чтотакже явл. Предметом иссл-я МПЕ. 2. МПЕ орп-т сод-е учебн. Процесса, сис. и стр-ру его изложения. Источником его сод=я явл. Естеств. Науки. 3. Сод- е начального Ест-я явл. Важн ср-ом разв-я и восп-я детей.(экологически культурным человеком( ответственно- деятельностный) формируем коллектив.) МПЕ как наука 1. Имеет особый объект исс-я –учебн воспит про-с , ознакомление мл шк-в с природой.\ 2. имеет свое место и связи с др науками. 3. имеет методологич основы 4. имеет м-ы иссл-я общепед. И специф. 5. им открытые спец- е закономерности 6. обл. сис понятий и терминов 7. им опр материальную базу Методы иссл-я МПЕ. 1. Импирич: эксперемент, наблюдение, анкетирование, лаб и естеств. Эксп-т., м\ы обработки данных 2. теоритич, сравнение, классификация, протиаопостановление, систематизация, обобщение. 3. м\ы матем статистики, Шкалирование, опр-е ср-х велечин., региструрующие Билет 2 История МПЕ После того как Петр ! преобразил матер. Мир гос-а, Ломоносов преобразил умственную жизнь России. В 1782 г начало 4-х годичной реформы школы. Естествознание как учебный предмет впервые был введен в русскую общеобразовательную школу 1786 При проведении реформы школьного образованшгтгра-вительством был опубликован устав народных училищ. Открываемые училища были разделены на малые и главные. Курс естественных предметов был включен только в программу главных училищ и состоял из географии, физики и естественной истории. Естественная история преподавалась в IV классе. В малых училищах, где обучение продолжалось два года, ученики обучались только грамоте, счету и Закону Божьему. Первым и единственным русским методистом того време-ни,-автором первого учебника по естествознанию был академик Василий Федорович Зуев,натуралист и путешественник.Автор первого в мире учебника по Е. Книга В.Ф.Зуева называлась «Начертания естественной истории» и состояла из двух частей и трех" 6тдёлов:Г«Йс-копаемое царство», «Прозябаемое царство» и «Животное царство». Первая часть была посвящена описанию земель, камней, солей, горючих веществ, металлов, окаменелостей. Изучение неживой природы начиналось с описания почвы, песка, глины. Второй отдел был посвящен изучению жизни и строения растений, а третий отдел содержал зоологический материал. Учебник Зуева был одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием для учителя. Здесь автор предлагал использовать предметную наглядность, а в случае невозможности показа натурального объекта использовать рисунок. Большое внимание он уделял изучению местной природы и полезных для человека ископаемых, растений и животных. Руководство В.Ф.Зуева четверть века служило единственным и основным учебником естествознания. Его достижения 1. Это одновременно и первая программа и учебник и первое методическое пособие для учителя. 2. настойчиво проводил идею связи науки с практикой(mostly учились дети крестьян) 3. в основе ег методики лежал принцип краеведения( начинать с предметов знакомым детям) 4. пр-п наглядности 5. м\д объяснительног чтения(читаем учебник, а потом обсуждаем) 6. при объяснении материала связь строения с функцией По уставу в 1804 Е. преподается во 2-м классе(гос-о хотело лучше, но война….) 1809 Терлиев «начальное основание ботанической Ф»(переплетено божественное происхождение и ботаника) Мартынов «Триботаника» (нап. Три классификации, (2000 видов растений, сплошная сис-а) 1828 Е. отменено т.к. ничего не развивало 1852 восстановление , вызвано разв-ем наук о природе, в этот перод созд теория Дарвина, открытия в обл. медецины, . Врач Ястребцев доказывал дети 4-7 лет обл. конкретным мышлением и вынуждены заниматься абстракт науками, а надо из-ть природу 1852 во 2-м Кл. вводиться Е. , здесь также повлияли взгляды Ушинского. ОН ставит науку о природе на первое место. Его достижения 1. Наглядность 2. дает рекомендации к наблюдению: «надо смотреть на пр-т замечая особенности, видеть пр-т со всех сторон и видеть во всех отн=х в к-е он поставлен» 3. бол роль сравнения 4. исп-ть пр-ы краеведения 5. уделять вн-е раб с текстом Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. Я Герд.[Он считал, что естествознание должно давать ученикам правильное миропонимание, сформировать у них определенное мировоззрение, в соответствии с современным состоянием науки.) B_1877r. он опубликовал \план построения школьного курса естествознания., По этому плану во II и III классах предлагалось изучать неорганичсский мир природы. Сюда входили такие понятия, как свойства горных пород, почвы, минералов, происхождение различных горных иород, вулканы и землетрясения, использование руд и извлечение из ник металлов. Таким образом, в начальной школе с трехлетним образованием предполагалось ввести естествознание в виде связанной серии предметных уроков в течение двух лет. Герд считал, что отдельным естественным наукам в начальной школе нет места, \необходим комплексный подход к изучению природы, в виде одного~неразделенного предмета об окружающем мире./Таким образом, признавав предметное преподавание в средней школе, для начальной школы Герд считал предпочтительным естеетвениоисторичеекий подход. Его книга «Земля, воздух, вода» и методическое рукояодатво к ней «ПРедметные уроки» на протяжении многих лет являлись основными пособиями преподавателя при изучении курса неживой природы. В своих методических сочинениях Герд высказал ряд идей. 1. Активная самодеятельность ребенка на практических занятиях и экскурсиях. 2. Связь школы с живо» природой. 5. Исследовательский подход к изучению природы. 4. Комплексный подход к изучению природы в начальных классах. 5. Формирование эволюционного мировоззрения учащихся. Многие идеи Герда получили широкое применение в школьной практике много лет спустя, лишь в наше время. Герд считал . необходимым введение Е. со 2кл, что в 1-м , д\ы науч писать , читать. . Пр-т д-н б. интегрированным(впервые ввел это понятие) . Орп-л стр-у Е.(нежив природа>растения>жив прирлда) . Необходимым из-ть сначала пр-ты, тела , а потом явл-я . Опр-л цели преподавания Е.: 1. форм науч мировоззрение 2. разв. Живой впечатлительности, патриотичности , любовь к природе. 3. форм. Позноват интереса . наблюдение важн м\м . Дал рекомендации к Набл. .форме орг-ии. «Н д.б. полным, не огр доним признаком, не отрывочным, н-о руководить Н.» . разработал полную методику Н. . считал необ-м проведение опытов и экс-тов, беседа. Герд официально основоположник МПЕ. Билет №3 Е. как учебн пр-т в шк. Зуев говорил «Нет почти ч\а , к\у познания вещей естественных не было бы нужно» Вахтеров «Что же касается нач. обр-я, то нет другого пр-а ,к-й мог бы более заинтересовать уч-ся , как Е.» Ушинский «Считаю эти пр-ты самыми удобными , чтобы приучить детск. Ум к логичности» Райков «Ч-К незнающий основ Е. подобен слепцу к-й не может разобраться в окружающем и бродитощупью» Е. приобр-т нов аспекты: социокультурные и экологические, но сохраняет истор аспект У уч-ся при ознакомлении с природой накапливаются зн. , перв понятия, представления о действующей природе, , форм. Практич, навыков, и У. Цель об-я – общее и специфич развитие Л. Шк-а. Принципы отбора сод-я 1. Опр-я соц заказом общ-ва 2. Уровнем развитияи соц значимости базовой науки. 3. Фундаментальными иссл-ми МПЕ. ПР-ы интеграции Пед-и целесоб-е объ-е и трансформация сведений из разн. Наук(Зуев, Гер Пр-п научности Сод-е и стр-а нач Е. д\ы отвечать совр. Уровню разв-я наук оприроде. Даже самое мин-е сод-е учеб мат-а д\о соотв необходимым и достаточным, для того чтобы в ней нашли отражение целостное сод-е и стр-ры к\л теории. Это целостность в нач Е закл-я в Тео «разв-е природы идет отпростых форм к сложным=>отбирается такая группа естественноведческих понятий , законов, закономерностей,к\я составила бы основу восприятия данной теории. Сод-е д\о б направлено не только на форм-е зн., но ина коррекцию , уточненение, уже имеющихся. Дидактич .пр-ы Теор основой его проявления служит разработанные дидактикой теория о целесообразн отн-ми сознания и Дея-ти о необходимости деят-го подхода в об- ии. Сод-ие Е. отбирается с учетом преимущества его усвояемости в ходепрактич Дея-ти : набл., распознание признаков, , эксп-тов, моделирования.(чтобы предоставить уч-ся получать зн. На практике, но и использования их на практике) Пр-п краеведения Пр-п экологич направленности. Основные положения экологич. Обр-я мл шк-в 1. нео-о дать зн. , приводщие к пониманию нек-х фунд-х основ экологии 2. прак меры по восстановлению нарушений в природе равновесия (собирать в лесу мусор) 3. даем зн. О правилах поведения в природе пр-п генерализации зн. Реализация его требует решения проблемы преемственности м\у начальным и последуещем этапе об-я (закладываем основу наук, представление) Пр-п. Сод-ие нач обр-я д\о отвечать общественным целям восп-я и разв-я подраст поколения. Сод-ие и пр-ы отбора время можно выделить два основных направления. Первое направление включает в себя формирование знаний о природе и окружающем мире. Естествознание - это интегрированный курс, в основу которого положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Особенности и свойства каждого компонента этой системы рассматриваются различными науками, такими, как география, геология, биология, химия, физика, почвоведение, экология. Интеграция элементов каждой науки созает условия для формирования у учащихся общих представлений о природе, о взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов. Поэтому для формирования знаний по первому направлению необходимо: - обобщить имеющиеся у учащихся сведения, полученные до школы; - сформировать основные природоведческие понятия и представления о живой и неживой природе, о природных объектах (воде, воздухе, горных породах, почве; живых организмах) и их свойствах; - сформировать первоначальные географические представления о карте и глобусе, познакомить с простейшими способами ориентирования на местности; - дать элементарные сведения о планете Земля и Солнечной системе; - познакомить с особенностями строения тела человека и сформировать на этой базе некоторые навыки личной гигиены и основ безопасной жизнедеятельности. В основу программ по природоведению положен также принцип краеведения - изучение природы родного края. Это позволяет формировать понятия на основе непосредственного изучения предметов и явлений, способствует развитию наблюдательности, умения получать знания не только из учебников, но и из окружающей среды. Второе направление связано с экологическим образованием и природоохранным воспитанием учащихся. Охрана природы - стержень всего курса естествознания, вне зависимости от того, по какой программе идет изучение предмета. Основное внимание должно быть направлено на создание условий для непосредственного участия детей в природоохранных мероприятиях, для понимания необходимости и важности такой работы. Учащиеся: - получают представление о взаимосвязи и зависимости живых организмов и неживой природой; - знакомятся с основными природоохранными мероприятиями, которые способствуют формированию навыков правильного поведения в природе. У детей формируется гуманное отношение к окружающей среде, воспитывается чувство ответственности за ее сохранение, вырабатываются определенные нормы поведения в природе. Все это способствует формированию экологической культуры личности. Кроме того, изучение естествознания помогает раскрыть роль науки и научных знаний для развития общества и сохранения окружающей природы. При изучении курса в начальной школе учащиеся получают следующие знания: - о Земле как планете, ее положении в Солнечной системе, о движении Земли и связанных с этим изменениях в природе; - о сферах Земли, их свойствах и взаимосвязях; - о телах и веществах, их основных свойствах; - о явлениях природы; - о живых обитателях планеты, их связи с неживой природой и зависимости от нее, о явлениях в живой природе; - о человеке как обитателе планеты, его общности с другими живыми обитателями, особенностями его организма; - об экологических связях в природе и противоречиях между природой и обществом; - о хозяйственной деятельности человека и рациональном природопользовании, о его ответственности за жизнь на планете и сохранение ее богатств. При отборе учебного материала учитываются научность и доступность понятий. В этой связи основные знания даются на уровне представлений и элементарных понятий. К таким понятиям относятся знания о телах и веществах, о свойствах и значении воды и воздуха, о минералах, горных породах и полезных ископаемых, о многообразии живой природы; представления о процессах и явлениях в природе. Эти первоначальные, пропедевтические понятия служат основой для формирования научных знаний в средней школе при дифференцированном изучении основ наук естественного цикла. На каждом этапе обучения первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которь!е, в свою очередь, превращаются в знания. Таким образом, естественнонаучные знания формируются по схеме «представления - понятия - знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знании и углубление их содержания. Изучая предмет, учащиеся обобщают свои наблюдения и полученные ранее представления, на основе усвоенных знаний у них формируются новые представления и понятия. Последовательное и систематическое наполнение содержания позволяет закреплять иг совершенствовать знания учащихся. Курс естествознания имеет тесные перспективные межпредметные связи с предметами естественного блока. Меж-редметные связи обеспечивают взаимосвязь учебных предметов и научность при формировании понятий. Многие понятия, о воде, воздухе, горных породах^ почве, которые начинают формироваться в этом курсе, можно считать межпредметными. Знания о свойствах этих, веществ в дальнейшем используются при изучении биологии, географии, физики и химии. Таким образом, межпредметиые понятия обеспечивают преемственность знаний по всем естественно Билет№4 Образовательная обл «Окружающий мир» и ее компоненты Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. Это связано прежде всего с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников. Одновременно происходит движение в сторону интеграции естественнонаучных и обществоведческих знаний с целью формирования у детей более обобщенного, целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека. Начальная школа закладывает основы естественнонаучной грамотности ребенка. Элементы знаний о живой и неживой природе, явлениях природы включены в интегрированный курс и образуют блок «Природа». Этот блок включает в себя элементарные представления и понятия из физики, химии, биологии, географии и экологии. Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной школе на современном этапе является вариативность программ. Своеобразие каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемый дам него вариант учебного курса. В зависимости от ирофиля школы, уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по- разному. ^Для определения обязательного минимума знаний по естествознанию разработан образовательный стандарТ . Обучение по любой общеобразовательной~программе, которая составлена на основе образовательного стандарта, обеспечивает обучающимся необходимую обязательную естественнонаучную подготовку. Любое среднее учебное заведение обязано исходить в обучении из базового содержания предметной области образования, которое должно быть качественным и полноценным. Все программы сориентированы на то, чтобы к концу обучения в начальной школе обеспечить единый уровень минимальных достаточных требований к подготовке учащихся по естествознанию. На реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» в четырехлетней начальной школе базисным учебным планом общеобразовательных учреждений России предусмотрено следующее количество часов в неделю: I и II классы - один час, III и IV классы - два часа. В настоящее время для начальной школы разработаны 4 основные общеобразовательные программы по естествознанию: 1. «Зеленый дом», автор А.А.Плешаков; 2. «Природа и люди», автор З.А.Клепинина; 3. «Окружающий мир», авторы Н.Р.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; 4. «Мир и человек», авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан; Кроме того, имеются специальные программы: программа «Естествознание», авторы Е.В.Чуди- нова, Е.Н.Букварева, по методике Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова; программы «Естествознание», «География», авторы Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец, А.В.Казаков, по методике Л. В. Занкова. Требования образовательного стандарта Кроме знаний учащиеся должны овладеть и определенными умениями: ' - различать обьекты природы и предметы, созданные руками человека, объекты живой и неживой природы; описывать объекты природы; - различать основные группы растений и животных, изученных представителей каждой группы; распознавать растения и животных из различных сообществ, природных зон; определять сельскохозяйственные растения и животных края; ухаживать за комнатными растениями, размножать их одним из изученных способов; - вести самостоятельные наблюдения в природе; пользоваться термометром; выполнять несложные опыты, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием; - ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по компасу, солнцу и другим признакам; определять стороны горизонта на глобусе и географических картах; читать план и карту, находить географические объекты на картах; - различать основные полезные ископаемые родного края; - выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в быту и при проведении опытов; оказывать простейшую помощь при повреждениях кожи; - объяснять взаимосвязи в природе, выполнять правила поведения в ней, выполнять посильную работу по охране природы и окружающей среды; Для определения уровня достижения требований программы предлагается проводить устную и письменную проверку знаний, практическую проверку выработанных умений. Для объективной оценки знаний используются тестовые задания. Методы проверки знаний учащихся в началъное школе рассмотрены в соответствующей главе. Полученные знания и умения необходимы учащимся для дальнейшего изучения дисциплин естествеинонаучного цикла в среднеи школе. Межпредметные связи и приемственость общенаучн образования Межпр. Св. по опр-ю Федорва пред-т –отражение в сод-е учебных дисциплин взаим-ей , к\е сущ-т объективно познаются совр науками. Преемственность предполагает опр последовательность ЗУН , способов Дея-ти к\е предстоит овладеть ученику в пр-е об-я «по вертикали» 1. нео-о озаглавить свои соотношения м\у частями данной обр-ой обл. на разных этапах об-я. 2. н\о продумать общие м\ы , приемы, об\я, 3. н\о выд-ть опр-ие постепенно возрастающие требования к результативности об-я ,вос-я, разв-я. Методика, формирование и развитие начальных естественно-научных понятий билет 5 Понятие как пед категория он основополагающий, т.е. целью каждого урока явл формирование понятия и представления. Проблема форм и развития понятий, позволяет решать важн вопросы методики – взаимоотношение между содержанием и м/м. Понятие – это категория, кот рассматривается педагогикой, психолог, философ. Понятие (с т.з. Ф) – форма мышления, отражающая существенные св-ва, связи и отн-е предметов и явл в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обощающая, выд-я пр-ты некот класса по определ-м общ-м и в Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |