на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по методике естествознания


выполняемые во время внеклассных занятий, обязательно фиксируются путем

записей и зарисовок. С той же целью составляются коллекции и плакаты.

Одна из существенных задач внеклассных занятий по естествознанию -

формирование навыков самостоятельной работы, развитие активности учащихся.

Вот почему при составлении плана занятий необходимо включить в него такие

виды работ, которые рассчитаны преимущественно на самостоятельную работу

школьников. Хорошие результаты дает привлечение учащихся к постановке

самостоятельных опытов. Большой интерес вызывают у детей опыты, дающие

ответ на вопросы практического характера.

Внеклассные занятия, как индивидуальные, так и кружковых работ, требуют

четкого руководства со стороны учителя.

По своему содержанию коллективные работы членов кружка могут быть

однородными или дифференцированными. В первом случае все члены кружка

проводят одну и ту же работу по одному и тому же плану, хотя бы и на

различном материале. Во втором случае учащиеся осуществляют одну общую

работу, распадающуюся на отдельные этапы или звенья.

Основное требование при организации таких занятий учащихся, при которых

необходима дифференциация работы отдельных членов кружка, - единство цели и

единство плана работы. Выполняя индивидуальную работу по общей теме, каждый

учащийся должен хорошо знать содержание и задачи работы своего соседа,

понимать, какова связь между ними. Вот почему, вскрывая задачи и содержание

предстоящей коллективной работы, учитель должен добиваться того, чтобы

каждый учащийся мог точно определить свое место в общей работе и знать, что

должен проделать он для ее осуществления. Все это осуществляется с помощью

конкретного инструктажа, точно определяющего содержание работы каждого

учащегося.

Такое планирование занятий облегчает в конечном итоге учет индивидуальных

работ и обсуждение результатов, которые оформляются в виде отчетов

(записей, зарисовок, отчетных выставок и пр.)

Работа учащихся с книгой. Широкое применение во внеклассных занятиях

приобретает книга (главным образом в III и IV классах), из которой учащиеся

черпают сведения. Задачи внеклассного чтения по естествознанию сводятся к

следующему:

1. Пробудить интерес к изучению объектов и явлений природы.

2. Углубить и расширить знания и навыки, приобретенные учащимися во время

классных и внеклассных занятий.

3. Помочь учащимся в осуществлении плана работы, проводимого учащимися в

порядке внеклассных занятий.

В связи с указанными задачами разрабатывается список литературы,

необходимой для работы детей. В этот перечень должны входить научно-

популярные книги с занимательной фабулой, пробуждающие мысль и пытливость

учащихся, стремление найти ответ на возникшие во время чтения вопросы.

Далее - книги, помогающие учащимся углубить и расширить имеющиеся у них

знания. Сюда должны войти книги, помогающие организовать дополнительные

наблюдения над объектами и явлениями природы, подтверждающие достоверность

полученных знаний, приводящие факты, характеризующие практическое значение

приобретенных знаний, знакомящие с биографией ученых, изобретателей,

путешественников и т.д. Наконец, в серию книг для внеклассной работы

необходимо включить всевозможные пособия, справочники, атласы, в которых

учащиеся могут найти указания относительно того, как следует кормить

животных, как построить гнездовья для тех или иных птиц, как приготовить

самодельных аквариум, террариум и пр. Сюда же относятся такие пособия, как

ботанические атласы или же иллюстрированные (особенно в красках)

определители птиц и насекомых, хорошо изданные брошюры о вредителях

сельского хозяйства и пр. Подобные справочники значительно облегчают

самостоятельную работу учащихся по распознаванию нужных им объектов.

Подбор книг должен соответствовать возрасту и развитию учащихся. Перечень

книг для внеклассного чтения вывешивается в классе на видном месте. Чтобы

привить учащимся любовь к книге, желательно время от времени организовывать

выставку книг по естествознанию, проводить беседу о некоторых из них,

зачитывать интересные выдержки из них, показывать, как пользоваться

справочниками, и пр. Подбор книг в этом случае должен соответствовать в

первую очередь тематике работ, проводимых в индивидуальном порядке.

Билет 22

Программа 3. А. Клепининой «ПРИРОДА И ЛЮДИ»

Программа «Природа и люди» сохраняет в обновленном варианте все

положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса

природоведения, и вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения. Она

ставит цель - сообщить учащимся элементарные сведения о живой и неживой

природе, познакомить с различными явлениями, научить детей проводить

наблюдения за изменениями в природе, дать знания о значении охраны природы

и мероприятиях по сохранению природных богатств, сформировать

первоначальные гигиенические знания и навыки личной гигиены, воспитывать

чувство прекрасного и гуманное отношение к природе. Значительное место в

программе отводится вопросам охраны природы. Содержание предмета направлено

на создание условий для непосредственного участия младших школьников в

природоохранной деятельности.

Программа разработана как единая для трех- и четырехлетней начальной школы,

причем изучение предмета начинается с I класса, для которого программа

создана заново. Основой для отбора природоведческого содержания стали

краеведческий, экологический и практический принципы, деятельностный подход

к обучению и развитию учащихся.

Содержание материала первых классов о сезонных изменениях в природе своей

местности группируется в трех темах: «Летние и осенние изменения в

природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В

каждой теме в основном выдержан единый план изложения: изменения в неживой

природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных

и их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из

естественных связей, существующих в самой природе. Учителю следует раскрыть

эти связи, показать, что изменения, происходящие в разные времена года в

неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и

животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных

работ, на другие виды деятельности человека. При таком подходе к изучению

природы учащиеся не просто знакомятся с ее явлениями и предметами, но и,

что очень важно, получают объяснения этих явлений, пусть на самом

элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и

укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся

наблюдают за явлениями природы, изменениями, происходящими с растениями,

поведением животных и т.д.Наблюдения помогают школьникам получить

правильное представление о природе, взаимосвязях, существующих в ней,

содействуют накоплению знаний о родном крае.

В последующих классах формируются основные природоведческие представления и

понятия согласно образовательному стандарту. При изучении темы

«Ориентирование на местности» учащиеся усваивают некоторые способы

ориентирования, знакомятся с устройством компаса, на практике учатся

находить направление на местности.

В теме «Природа нашего края» продолжается изучение природы своего края. Но

если в I-П классах учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей

школу, то в III-IV классах они изучают природу своей области (края,

республики). Они знакомятся с планом и картой, узнают о форме и размерах

Земли, материках и океанах, об особенностях рельефа. Учащиеся знакомятся с

основными видами горных пород, полезных ископаемых, почвой и ее свойствами,

вопросами охраны недр и рационального природопользования. На доступном

уровне они изучают свойства воды, ее круговорот в природе, разнообразие

водоемов, знакомятся с проблемами их охраны от загрязнений. Изучение

природы идет последовательно от неживой к живой природе.

Растительный и животный мир изучается по сообществам. Учащиеся получают

представления о ландшафтах своего края, природных зонах Земли, взаимосвязях

факторов неживой природы и их влиянии на живые организмы, хозяйственной

деятельности человека и в связи с этим знакомятся с проблемами сохранения

животного и растительного мира.

В теме «Организм человека и охрана его здоровья» даются общие представления

об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции.

Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся

представить организм человека как единое целое. Основное внимание уделено

вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые

могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего

здоровья. Для успешного изучения этой темы учащимся предлагается проводить

самонаблюдения.

В программе указаны практические работы, которые должны выполнить учащиеся

при изучении предмета, а также основные требования их к знания и умениям.

Билет 23

2. ПРОГРАММЫ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ Программа А. А. Плешакова «ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ»

Программа представляет собой систему учебных курсов с экологической

направленностью, разработанную для всех классов трехлетней и четырехлетней

начальной школы.

Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения (I класс школы I-

III или I и II классы школы I- IV) дети знакомятся с окружающим миром,

включая природу, общество, человека, а основные природоведческие и

экологические понятия изучаются в последующих классах (III- IV). Программа

построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости,

любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными

теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи

многообразия и экологической целостности природы, единства природы и

человека. Основные курсы дополнены факультативными. Структурные программы:

1. Ознакомление с окружающим миром (основной курс). I-II класс.

2. Природоведение (основной курс) III, IV класс.

3. Экология для младших школьников (факультативный курс).

4. Планета загадок (факультативный курс).

Основные задачи курса «Ознакомление с окружающим миром» - систематизация и

расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и

общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование

бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного

поведения в природной и социальной среде.

В курсе раскрываются доступные пониманию детей этого возраста взаимосвязи,

существующие в природе и общественной жизни. Идея «все связано со всем» как

бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно

усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

Курс «Ознакомление с окружающим миром» играет важную роль в экологическом

воспитании младших школьников. В нем на конкретном материале раскрывается

эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение

природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе,

происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее

охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.

Программа I класса рассчитана на 32 часа. Вопросы, составляющие ее

содержание, сгруппированы в блоки: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Наш

город (село)», «Родная страна». В этих темах учащиеся знакомятся с

окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом,

растениями, животными. Они получают элементарные сведения о значении воды,

света, воздуха для жизни. Здесь же начинают формироваться первоначальные

экологические и природоохранные представления: значение окружающей природы

для жизни, ее загрязнение и необходимость бережного к ней отношения.

Кроме того, учащимся даются общие сведения о семье, профессиях, о школе,

родном городе, стране, а также элементарные гигиенические сведения. В

качестве дополнительного материала в программе дана тема «Что, как и

почему». В ней предлагается познакомить учащихся с разнообразными явлениями

окружающего мира: светом, звуком, электричеством. Таким образом, к концу

первого года обучения ребята должны знать о своей стране, городе, правила

поведения в обществе, на улице, различать времена года, природные объекты и

изделия, сделанные руками человека. Они должны иметь представления о

растениях и животных, вести наблюдения в природе. Цель наблюдений - дать

первоклассникам элементарные представления о природе, окружающем мире,

явлениях природы.

Учебный материал П класса логически продолжает изученное в I классе и

сгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа»,

«Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, как они близки

с материалом первого года обучения. В то же время представления здесь более

конкретизированы. На изучение курса отводится 34 часа. Учащиеся знакомятся

с отличительными признаками живой и неживой природы, Солнцем как источником

тепла и света на Земле. Систематизируются знания о диких и домашних

животных, культурных и дикорастущих растениях. Кроме того, даются

представления о растительном и животном мире различных сообществ: луга,

леса, водоема. Продолжаются наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Существенно увеличена доля географического материала. Здесь формируются

такие понятия, как горизонт, компас, ориентирование, равнинная и гористая

местность, разнообразие водоемов. В качестве дополнительной темы

предлагается познакомиться с природой разных уголков планеты, странами и

народами мира в форме путешествия по карте и глобусу.

Учащиеся продолжают знакомство с правилами безопасного поведения на улицах

города, загородных дорогах, а также в природе. Как и в I классе,

продолжается природоохранное воспитание учащихся.

При планировании занятий целесообразно обращаться к материалам того или

иного блока несколько раз в течение года, учитывая местные условия и

возможности, сезонные изменения в природе. Учащимся можно предложить

ведение дневника наблюдений, хотя бы в течение одной - двух недель в каждом

сезоне. Большее внимание уделяется экскурсиям. Их тематика может быть

различна, на усмотрение учителя, как, например, экскурсии на водоем,

изучение рельефа своей местности, сезонные экскурсии.

Основная цель курса «Природоведение» (IH-IV классы) - воспитание гуманной,

творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к

богатствам природы и общества. Приоритеты в программе отданы экологическому

образованию и воспитанию. Наряду с этим продолжается формирование знаний о

предметах и явлениях природы, начатое в первых двух классах.

Значительно разнообразнее становятся формы организации учебного процесса.

Если при изучении окружающего мира основной формой служил урок, лишь с

эпизодическими экскурсиями, то теперь это и уроки в природе, и практические

занятия, и полевые практикумы, и большая домашняя работа. Значительная роль

отводится наблюдениям в природе, демонстрации опытов.

Учебный материал в III классе распределен по темам «Природа и мы»,

«Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним

удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье». Кроме того,

предлагается дополнительная тема для кружковых и внеклассных занятий «Что

такое экология», что говорит об экологизации курса природоведения. В это же

время начинают формироваться базовые природоведческие понятия. Курс

рассчитан на 48 часов.

Тема «Природа и мы» дает возможность обобщить, систематизировать и

расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, ее

роли в жизни человека. Одновременно с этим часть материала содержит

вопросы, связанные с охраной природы и ее защитой от отрицательного

воздействия человека.

Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережем воздух и воду,

полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и

животных». Полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких,

газообразных телах и веществах, о температуре и ее измерении используются

при изучении воздуха, воды, горных пород и почвы. Здесь формируются

основные биологические представления о растительных организмах, животных,

грибах, рассматриваются особенности размножения растений и животных.

Значительны в этих темах экологические понятия: цепи питания, типы животных

по способу питания, приспособленность организмов к условиям жизни.

Особое внимание обращено на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе:

внутри неживой природы, между неживой и живой природой, внутри живой

природы (между растениями и животными, между различными животными и т.д.),

а также, как уже отмечалось, между природой и человеком. Каждая тема

содержит материал о хозяйственной деятельности человека и ее отрицательном

воздействии на природу. Продолжается формирование навыков правильного

поведения в природе.

Последней изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на

формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и

жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание

уделено в этой теме вопросам гигиены.

Программа IV класса рассчитана на 34 часа. Курс открывается темой «Мы -

жители Земли», в которой формируются базовые географические понятия.

Учащиеся знакомятся с глобусом и картой полушарий, получают общие

представления о Земле - ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси и

т.д., о материках и океанах. Дети на конкретном материале узнают об

экологических проблемах планеты, возможных путях их решения.

Тема «Сбережем природу России» знакомит детей с природными зонами нашей

федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной

работой. Здесь же даются представления о природном равновесии и

необходимости его учитывать при организации хозяйственной деятельности

людей.

Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются особенности

поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества,

сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. При этом дети

опираются на знания, полученные в курсе «Ознакомление с окружающим миром»,

однако в IV классе эти знания не только расширяются, но и значительно

углубляются, детализируются, приобретают более выраженную экологическую

направленность. Большое место отводится как практическим работам, так и

демонстрациям на уроках разнообразных опытов.

Большое внимание уделено в программе вопросам охраны природы. Необходимо

донести до сознания ребенка, что охрана природы является сложным комплексом

различных мероприятий, направленных на сохранение и улучшение природы в

целом. Учащиеся должны не только усваивать теоретические знания, но и

принимать активное участие в деле охраны природы.

Кроме основного курса в программе «Зеленый дом» предлагаются два

факультативных: «Экология для младших школьников» и «Планета загадок». Они

предназначены для III и IV классов четырехлетней начальной школы и для II-

III классов трехлетней школы, являются составной частью системы начального

естественнонаучного образования и дополнением к курсу природоведения.

Основные задачи факультативных курсов:

- расширение кругозора учащихся;

- формирование и укрепление устойчивого интереса к познанию тайн природы, к

предметам естественного цикла;

- расширение экологических представлений младших школьников;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии и воспитание

экологически грамотной личности.

Факультативный курс «Экология для младших школьников» рассчитан на 34 часа

и служит дополнением к основному курсу природоведения III класса. В его

программу включены следующие вопросы: экология как наука о связях живых

организмов и среды обитания; распознавание животных и растений, окружающих

ребенка; знакомство с исчезающими растениями и животными, Красной книгой;

выяснение роли неживой природы в жизни живого; изучение экологических

связей в природе, влияния природы на состояние здоровья человека. Здесь же

даются представления об экологических катастрофах, экологических прогнозах

и необходимости бережного отношения к природным богатствам.

Факультативный курс «Планета загадок» знакомит учащихся с удивительным

миром природы, ее тайнами и загадками. Программа курса охватывает самые

различные области природоведческих знаний. В его содержании интегрированы

знания из географии, биологии, экологии. Это материалы о великих

географических открытиях, об истории нашей планеты, ее растительном и

животном мире, тайнах драгоценных камней, истории открытия удивительных

растений и животных, многообразии и особенностях жизни насекомых,

обитателей морей и океанов. Содержание курса составлено с учетом

потребностей детей этого возраста к познанию тайн природы и подается в виде

«путешествий» по континентам, морям и океанам, в глубь веков, в мир

растений и животных.

Программа рассчитана на 34 часа. Урочные формы занятий дополняются

экскурсиями в природу, палеонтологический музей, ботанический сад и т.д., а

также практическими работами.

Программу А.А.Плешакова «Зеленый дом» можно назвать систематическим

экологизированным курсом естествознания для начальной школы.

Билет 24

Программа А. А.Вахрушева, О. В. Бурского, А.С.Раутиан «МИР И ЧЕЛОВЕК»

Программа «Мир и человек» также разработана для I-IV классов четырехлетней

начальной школы. Основной целью этого курса является воспитание человека,

осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире. При этом

средством воспитания и образования служит знакомство с элементарной

целостной научной картиной мира. Курс «Мир и человек» развивает у учащихся

способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе

своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт. Одновременно формируется

гуманное отношение к природе как среде обитания человека и источнику

существования жизни на Земле.

Альтернативный по отношению к другим программам по естествознанию курс «Мир

и человек» изучается в I-IV классах четырехлетней начальной школы. Он

ставит своей задачей познакомить учащихся с элементарной целостной научной

картиной мира, воспитать человека, осознающего свое место и место

человечества в этом мире. Такое изложение относительно целостной картины

мира значительно расширяет кругозор учащихся, придает творческий характер

процессу обучения, развивает интерес ребенка к освоению предмета и

осознанию важности решения экологических проблем.

Включение такого большого объема понятий в курс, естественно, расширяет его

содержание и требует новых подходов к преподаванию предмета. Обучение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.