на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по методике естествознания


явления рассматриваются в новых связях, что способствует более глубокому их

осмыслению, дальнейшей систематизации и обобщению знаний.

Систематическое повторение должно включать и новые задания, упражнения,

вопросы, тесно связанные с использованием различных наглядных пособий.

Однако при этом следует обращать внимание на выявление основных свойств

изучаемого объекта, его связей с другими известными детям объектами.

Поэтому обычно используют только те наглядные пособия, которые позволяют

провести эту работу. При работе с диафильмом показывают отдельные кадры или

фрагменты, которые способствуют повторению наиболее важных вопросов.

Повторение текущего материала обычно организуют на каждом уроке в процессе

проверке домашего задания, при опросе.

На уроках обобщения повторение проводится целенаправленно для углубления и

систематизации изученного материала. Поэтому для организации такого урока

необходимо заранее сообщить учащимся вопросы, которые будут разобраны на

уроке, и дать задания по повторению учебного материала.

При повторении следует использовать непосредственные наблюдения учащихся,

результаты, которые они получили при проведении опытов, сведения из

прочитанной ими дополнительной литературы по данной теме.

Задача учителя - закрепить на уроке не только знания, приобретенные ранее,

но повторить новый, только что изученный материал. Закрепление не

ограничивается пересказом увиденного или услышанного на уроке, а может

сопровождаться зарисовкой схем, пояснением опытов, демонстрируемых в

классе.

Повторение может быть организовано и в виде практической работы. Обычно ее

следует предусмотреть в конце изучения темы или раздела. В этом случае

учащиеся не только повторяют теоретический материал, но и закрепляют

сформированные практические умения и навыки. Так, например, после изучения

темы «Горные породы. Полезные ископаемые» можно провести обобщающую

практическую работу, в процессе которой учащиеся не только вспомнят виды

горных пород, но закрепят умение их различать и описывать, вспомнят о

применении различных горных пород в народном хозяйстве.

Проведение заключительных обобщающих уроков способствует усвоению знаний по

природоведению.

2. ПРОВЕРКА И УЧЕТ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Повторение необходимо сочетать с проверкой знаний учащихся. Готовясь к

уроку, учитель должен хорошо продумать цель, содержание, место и форму

учета знаний учеников. Ошибки и пробелы в знаниях. Замеченные учителем во

время проверки знаний учащихся, могут быть ликвидированы путем

индивидуальных заданий. Для определения степени усвоения ученого материала

необходимо проверять знания детей не только по заданию предыдущего урока,

но и по материалу всей темы. Вопросы, поставленные учителем, должны

вскрывать причинные связи и взаимозависимость природных явлений, свойств и

функций предметов.

Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно

видеть, знать и оценивать, как происходит формирование природоведческих

представлений и понятий у всего класса, а учащимся осознавать, как каждый

из них продвигается вперед в процессе усвоения учебного материала.

Существуют различные формы проверки знаний учащихся.

Устную проверку можно проводить в форме фронтального и индвидуального

опроса. При фронтальном опросе учитель задает вопросы всем учащимся, что

способствует непосредственному контакту учителя с классом. Вопросы в этом

случае предполагают короткие однозначные ответы. Учащиеся внимательно

следят за ответом, поправляя и дополняя отвечающего. Устная фронтальная

проверка не позволяет установить всю глубину знаний учащихся, но зато в

течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил

основные преставления об изучаемом объекте или явлении, умеют ли дети

обобщать систематизировать знания, устанавливать про-стейщие связи. Оценки

выставляют после беседы. Причем обычно их получают учащиеся, ответившие на

наибольшее количество вопросов.

Индивидуальный опрос позволяет выявить всю глубину знаний, определить

степень сформированности природоведческих представлений и понятий, умение

формулировать и высказывать свои мысли у конкретного ученика. В этом случае

задают более ёмкие, требующие длительного изложения вопросы. По ходу ответа

учитель может задавать и дополнительные вопросы, которые помогают выявить

глубину понимания и знания учащимися содержания основных. Вспомогательные

вопросы дают возможность направить ответ учащегося в нужное направление.

Однако учитель не должен прерывать учащегося и торопить его. Поэтому перед

началом ответа можно дать 2-3 мин, чтобы ученик сосредоточился и

подготовился мысленно.

Необходимо приучать весь класс внимательно слушать рассказ и не поднимать

руки во время ответа товарища*.

Очень важно при индивидуальном опросе установить связи нового материала с

изученным ранее, определить умеет ли ученик связать материал со своими

наблюдениями. При индивидуальном ответе развивается устная речь учащихся,

они учатся правильно излагать свои мысли, связно говорить. Это особенно

важно в начальной школе, поэтому на уроках природоведения следует уделить

достаточное внимание индивидуальной форме опроса.

Характер вопросов при индивидуальной и фронтальной проверке существенно

отличаются. Например, для фронтальной проверки подходят вопросы: Что такое

план! Чем план отличается от рисунка! Что такое маршрут! Чем пользуются для

обозначения на плане и карте различных объектов! Все эти вопросы требуют

быстрого ответа в одно предложение.

В отличие от этого для индивидуального опроса необходимы более глубокие

вопросы. Например, Расскажите по плану местности, какие объекты на ней

находятся!

Во время опроса учитель может использовать и схематические зарисовки.

Рисунок сопровождается пояснением учащихся. Кроме того, при~опросе ученик

должен уметь показывать предметы на таблицах, рисунках, т.е. его ответ

может сопровождаться демонстрацией, в том числе, что особенно важно, и

демонстрацией по географической карте. Ученик должен уметь найти заданный

географический обект, например Уральские горы, Черное море и т.д. Он должен

уметь ориентироваться по карте, что тоже необходимо оценивать на уроке.

Письменную проверку знаний в начальной школе проводят в редких случаях.

Продолжительность таких работ не должна превышать 5-10 мин. Не следует

предлагать учащимся писать больше тексты. В этом возрасте они пишут

медленно, недостаточно грамотно и не владеют в полной мере навыком

посьменного изложения материала. Можно предложить учащимся сделать подписи,

проверить их записи в тетрадях или дневниках наблюдений, дать тестовые

задания, где нужно вписать различные определения в соответствующие понятия.

Письменную проверку знаний можно проводить и записывая краткие ответы на

поставленные вопросы.

Проверку знаний по контурной карте можно проводить разными способами.

Например, учитель в качестве контрольного задания предлагает на уроке найти

нужный объект на контурной карте и подписать его. В качестве

вспомогательного средства учащиеся могут воспользоваться физической картой.

Количество нанесенных названий не должно превышать 10-12. Задание

усложняется, если учитель предлагает это сделать по памяти. Названия,

которые ученики должны нанести на контурную карту лучше заранее написать на

доске или раздать на листочках учащимся.

Весьма важны вопросы, с помощью которых можно выявить и оценить умение

учащихся применять свои знания на практике. На уроках природоведения

имеются большие возможности для организации такого опроса по результатам

наблюдений за сезонными изменениями в природе. «Дневник наблюдений»

позволяет проводить такую работу, делая упор на применении приобретенных

практических умений и навыков. Однако не следует вести записи в таком

дневнике постоянно. Учащиеся устают от однообразной работы, наблюдения

теряют смысл, тем более если проверку дневников проводить раз в четверть

или месяц. Лучше предложить целенаправленно пронаблюдать за изменениями в

природе в течение одной недели в каждом времени года или в каждой четверти

и провести обобщащую беседу и проверку на уроке. В этом случае работа не

утомляет учеников и проводится с большим интересом.

Важно провести проверку умения работать с простейшими приборами (компасом,

термометром, флюгером и т.д.). Проверку таких умений можно проводить не

только в классе при выполнении практических заданий, но и во время домашней

учебной работы, при проведении экскурсий, практических работ на открытой

местности, во время внеклассной работы.

Необходимо помнить, что в начальных классах нужно сочетать все виды

проверки, отдавая предпочтение тому или иному из них, исходя из цели

конкретного урока, его содержания и используемых методов работы.

При оценке знаний учащихся за четверть или за год учитель учитывает

результаты своих наблюдений за повседневной работой школьника на уроках

природоведения, оценки за устный опрос, общий уровень теоретических знаний

и умения применять их на практике

Билет 21

1. ЗНАЧЕНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Внеклассные занятия по естествознанию выступают в качестве дополнительной

формой учебно-воспитательной работы с детьми. Работа это преследует те же

цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков

внеклассная работа по естествознанию не имеет обязательной программы, а

строится на основе интересов, возникающих у детей при изучении природы.

Внеклассные занятия открывают широкий простор для проявления их активности,

самодеятельности и творчества. Правильно организованная внеклассная работа

не подменяет школьной работы, а дополняет ее и тем самым способствует ее

улучшению. Она облегчает труд учителя: при сборе и подготовке материала для

занятий в школе, при организации длительных наблюдений над животными и

растениями в уголке живой природы, на пришкольном участке и пр.

Внеклассные занятия дисциплинируют учащихся, способствуют развитию чувства

ответственности, интереса к изучению наук о природе. В отличие от

внеурочной формы работы, которая связана непосредственно с программой и

обязательна для выполнения учащимися, эта форма занятий строится на

интересе, инициативе и добровольности. Содержание ее может выходить за

пределы программы, изменяться и корректироваться учителем по ходу

проведения занятий. Кроме того, сами учащиеся могут предлагать тематику

работы, что открывает большие возможности для деятельности Детей и

позволяет удовлетворить разнообразие их интересов.

2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

При определении содержания внеклассных занятии в начальной школе учитель

обязан принимать во внимание возрастные особенности детей. Необходимо

учесть то обстоятельство, что у учащихся еще не накопилось достаточного

количества данных для того, чтобы они могли разобраться в собственных

запросах.

Сначала в I и во II классах содержание внеклассных занятий в большинстве

случаев связано с материалом, изучаемым в классе. По мере накопления знаний

меняется характер и содержание занятий. Это может быть уже групповая работа

учащихся - работа в уголке живой природы, уход за комнатными растениями и

их пересадка, составление коллекций, участие в проведении массовых

мероприятий, таких, как посадка деревьев, проведение «Дня птиц»,

занимательных викторин и т.д.

В настоящее время в школе применяются самые разнообразные формы внеклассной

работы: индивидуальная, групповая, массовая. Все эти формы тесно связаны

между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит

преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому

при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки

учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы.

Индивидуальная внеклассная работа

Индивидуальная работа обычно выполняется отдельными учениками и часто носит

эпизодический характер. Интерес к такого рода работе обычно зарождается при

выполнении домашних задании или во время экскурсий в природу.

Дети по поручению учителя выполняют небольшие задания, которые являются

продолжением классных занятий. Так, например!, уже в I классе можно

поручить детям собрать и оформить коллекцию веток и листьев различных

деревьев, дать им задание провести по заранее разработанному плану

наблюдения над птицами в уголке живой природы и на дому у учащихся. Учитель

может поручить детям выяснить сроки наступления тех или иных сезонных

изменений в природе (изменение цвета листвы, листопад, замерзание водоемов,

набухание почек и пр.). Такие задания выполняются частью в школе, частью на

дому и носят на первых порах индивидуальный характер. Любителям природы

учитель должен уделять время, разъяснять, как проводить наблюдения,

выполнять то или иное задание.

В III-IV классах можно порекомендовать чтение соответствующей литературы,

проведение опытнической работы с обязательным оформлением дневника

наблюдений. Результаты проведенных опытов следует сообщать на кружковых или

классных занятиях, по прочитанной книге учащиеся могут подготовить короткое

сообщение.

В качестве индивидуальных заданий ученикам можно поручить вести

фенологические наблюдения в природе с обязательным выпуском бюллетеней. Это

в значительной степени способствует повышению интереса учащихся к

индивидуальным заданиям.

Групповая внеклассная работа

Групповые внеклассные занятия проводятся обычно в форме школьных кружков

юных натуралистов. Вначале это может быть временная группировка учащихся,

объединяемых общей конкретной задачей, общим планом работы, которая потом

по мере взросления и накопления

знаний перерастает в постоянный кружок. Они проводят коллективное

наблюдения за объектами природы, ставят опыты, обсуждают их результаты.

Работа, проводимая в подобных кружках, дает богатый материал для развития у

детей устной и письменной речи.

Занятия кружков происходят обычно по окончании уроков, в присутствии

учителя, организующего и направляющего работу детей. Задача учителя -

организовать занятия детей таким образом, чтобы работа, проводимая или во

время внеклассных занятий, не дублировала классной работы. На этом

основании следует разнообразить не только материал, выдаваемый учащимся для

занятий, но, где возможно, и цель предстоящей работы.

По мере изучения природы у детей постепенно начинают выявляться вкусы и

запросы. Одних привлекают растения, других - животные, третьим интересно

изучение минералов. В III-IV классах значительная группа ребят проявляет

интерес к изучению явлений и объектов неживой природы, к постановке опытов

по изучению свойств веществ. Яркие сезонные явления и сопутствующие им

работы в уголке живой природы или с комнатными растениями, естественно,

привлекают внимание и интересы детей в сторону новых объектов.

Работа детей в кружках дает возможность глубже изучить предмет,

использовать результаты некоторых опытов на уроках, способствует развитию

интереса к предметам естественного цикла. Кружок не отвлекает учащихся от

основной учебной работы, а наоборот, помогает им усвоить необходимые

знания, развить определенные умения и навыки. Учебная работа в классе

служит как бы теоретической основой для самостоятельной работы в кружке, а

работа в кружке способствует оживлению работы на уроке. Кроме того, в

кружке можно организовать сбор материала, составление коллекций,

изготовление наглядных пособий, которые с успехом используются впоследствии

на уроках. Опыты, поставленные на внеклассных занятиях, можно

продемонстрировать на уроке или обсудить их результат.

Работа учащихся в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в

результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и

лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в

начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности,

инициатива, изобретательность. Кроме того, кружок способствует

экологическому образованию и природоохранному воспитанию учащихся. У них

развивается чувство любви к природе, ответственности за сохранение ее

богатств. Они приучаются заботится о живых организмах.

Работа в кружке проводится систематически, по программе, которую определяет

учитель, исходя из запросов детей. В кружке сочетаются индивидуальная

работа каждого ученика с коллективной. Юные натуралисты объединены общей

целью, достижение которой связано с преодолением определенных трудностей,

которые должны быть им посильны.

Количество учащихся в кружке младших школьников не должно превышать 10-15

человек. Занятие можно проводить 1 раз в неделю или 2-3 раза в месяц.

Работа кружка должна быть тщательно продумана и спланирована, в ней должны

сочетаться экспериментальные практические и теоретические задания, работа с

научно-популярной литературой. На кружковых занятиях может проводиться

большая краеведческая работа по изучению истории города или поселка, его

природы, животного и растительного мира.

С самого начала важно создать детский коллектив, объединенный общей

совместной работой. Поэтому занятия в кружке целесообразно начинать с общей

работы, а затем переходить на индивидуальные и звеньевые. Это может быть

экскурсия в природу для проведения наблюдений и сбора материала, в музей,

просмотр учебного или научно-популярного кинофильма о природе с последующим

обсуждением и т.д. М.Н.Скаткин, Б.В.Всесвятский П.И.Боровицкий, Б.Б.Райков

предлагают различную тематику для кружковой работы. Так, для 1-го года

занятий в кружке можно предложить тему «Сезонные изменения в природе», а

также работу в уголке живой природы, наблюдение и уход за комнатными

растениями и домашними животными.

Для кружков 2-3-го года тематика более разнообразна: «Звери нашей

местности», «Птицы наших лесов», «Лекарственные растения», «Полезные

ископаемые нашей местности», «Охрана природы». Кроме того, это работа в

уголке живой природы, на пришкольном участке, сбор материала и составление

коллекций.

Внеклассные занятия отдельных учащихся и кружков можно связать с массовыми

мероприятиями, проводимыми школой: «День птиц», «День леса» биологические и

географические викторины и т.д.

Члены кружка могут подготовить с помощью учитая* небольшое сообщение о

значении и приемах привлечь ния полезных птиц, подобрать иллюстративный

матердо ал. В своем кружке учащиеся под руководством и с помощью учителя

подготовляют материал на тему о пользе леса, об использовании его в

хозяйстве. Отчет о проден данной работе заслушивается сначала в кружке, а

затем (частично или в целом виде) сообщается в классе. Там же оформляется и

выставка.

Разрабатывая тематику кружковых занятий, необходимо исходить из условий и

возможностей школы, состава учащихся, их общего развития, индивидуальных

склонно-' стей и интересов.

Массовые формы внеклассной работы

Наибольшее значение имеют массовые формы вне-классной работы, так как они

позволяют привлечь большое количество младших школьников. Каждый ребенок

может принять посильное участие в различных видах работ: лепке, рисовании,

оформлении класса, подготовке спектакля, тематического вечера и т.д. Можно

организовать конкурс-выставку плакатов и рисунков на темы: «Я вижу мир»,

«Охраняй природу», «Мир вокруг меня».

Такой формой работы являются и экскурсии в природу, музеи, зоопарк, на

выставки. Живое общение стимулирует интерес учащихся к познанию природы,

способствует эстетическому и природоохранному воспитанию. Можно провести

массовую экскурсию-поход в лес, поле, на водоем, во время которой

исследуются почва, растительный и животный мир. Экскурсии-походы,

включающие краеведческие вопросы, носят комплексный характер и могут

проводиться совместно со специалистами по разным предметам. Они ценны еще и

тем, что позволяют собрать большой материал для оформления школьных учебных

коллекций.

В ходе экскурсий учащиеся изучают природу родного края, проводя длительные

фенологические наблюдения и выполняя самостоятельно задания.

Другой формой массовой работы являются тематические вечера, занимательные

викторины, игры «Что? Где? Когда?», КВН и другие. В основе занимательных

вечере* могут быть сообщения учащихся по определенной тематике, выставка

плакатов, просмотр кинофильма о природе, обсуждение интересной книги.

Выступления детей перемежается с музыкальными номерами, хоровым пением,

отгадыванием загадок и т. д.

Учащиеся начальных классов могут принять посильное участие в школьных

праздниках: День цветов, День птиц, Праздник друзей природы. Для них силами

старшеклассников можно организовать занимательный вечер «Тайны природы» с

показом химических и физических опытов. Вместе с учениками других классов

они могут участвовать в массовых весенних работах на пришкольном участке, в

оформлении интерьера школы.

Формы внеклассной работы могут быть весьма разнообразны. Опыт лучших

учителей постоянно освещается в методических журналах «Начальная школа»,

«Биология в школе», «География в школе» и специальных учебно-методических

пособиях.

3. МЕТОДЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Разнообразны методы внеклассной работы. Это рассказ, беседа, работа с

книгой, лабораторно-практическая работа. Значительное место во внеклассной

работе занимают беседа и рассказ учителя. Во время беседы выясняются задачи

внеклассного занятия, разъясняется методика постановки опыта.

Часть материала, изучаемого учащимися во время занятий, собирается на

экскурсиях, не только общеклассных, но и по поручению учителя, в порядке

индивидуальных или кружковых экскурсий.

Материал, собранный учащимися, изучается на занятиях кружка теми же

приемами, которые характерны для работы с раздаточным материалом. При

изучении материала ставятся опыты и проводятся наблюдения. Работы,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.