![]() |
|
|
Шпаргалка по методике естествознаниясовокупности специф-м для них признаков. Понятие (с т.з. пед-ки) – форма объед-го и научн мышления, результатом обобщения св-в пред-в некот класса и мысленного выд-я этого класса по опред- м совокупностям общих для предметов этого класса отличит-х признаков. Вывод: П – есть обобщенное знание, отражающ. сущест. св-ва предметов и явлений. П. характеризуется содержанием, объемом, динамичностью. I) по содержанию естест-н П. бывают: Гр№1 – экологические общие: природное общество, культурное сообщество, цепь питания, условия жизни; охрана природы, экол., безопасности. Гр№2 – физические явл, тело, вещ-во, св-ва, газ, пар. Гр№3 – биологические Гр№4 – геологические почва, песок, горн породы, рельефы Гр№5 – с/х понятия овощи, фрукты, удобрения II) Классиф-я по объему Объем П харак-ся кол-вом обобщенности включенных в него элементов знаний. Простые – река, звезда, Солнце, спутник, Луна Сложные (общие) – реки, города, горы Собирательные – реки Московской области В шк. использ. в основном простые понятия. III) Динамика П м/т б. горизонтальной и вертикальной кажд П. по отн-ю к др П м/т б либо единичным, либо собирательным. Уральские горы – единичное по отношению к горам, но общее по отношению к гори Народная. Динамика П по вертикали хар-ся развитием П. Стадии развития П. Стадия №1 – необх. наличие чувст-го опыта, живого созерцания в рез-те форм- я элементарн первонач-е П. Стадия №2 – происходит расширение и абстрагирование Стадия №3 – высш степень разв-я П., оно приобретает статус закона, закономерности. Образование естественно-научных понятий Сначала формир. понятие Каждое П, усв-е уч-ся при из-ии нач. естест-я, д/о хар-я таким числом признаков, к-е было бы достаточно, чтобы трактовать его как первоначальное. Вместе с тем оно д\о иметь объем эл-в зн необходимых для дальн. развития. Кажд. П. было подтверждено опт. кол-вом фактов, д\ы б. расм-ы взаимосвязи П., к. ук-т на связанную сис. П. Т.о. П д.б. простым, включать много эл-в познания для дальн разв-я, д.б в развитии. Методика есть отражение в учебном пр-е философ теории познания – от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике > важный пед принцип > вести детей к знанию общего ч-з из-ие единичного, особенного. Общий ход образ-я П 1) восприятие Исходный момент этого пра- восприятие пред-в и явл природы всеми органами чувств > в рез форм-я ощущения. В рез интегрированной дея-и мозга ощ-я складываются в единый образ и обр-я восприятие. Восприятие – всегда целостно, конкретно, явл чувственным отражением действ- и, образом пр-а или явл-я его присутствия. Чем богаче, разностороннее восприятие, тем выше кач-во основы пр-а познания. 2) Возникновение представления Представление – образ пр-та или явл в отсутствии такого обл-т выс степенью обобщенности, главное в прест-и – взаимопроникновение наглядного и обобщенного связано с чув-м опытом (восприятие); с обобщением опыта в пр-е мышл-я, а затем и в речи. Важность представления «Все д.б. представлено для воспр-я высш-м чув-м, а именно видимо зрению, слышимо слуху, обоняемо обонянию, вкушаемо вкусу, осязаемо осязаемому. Если что-н. м.б. воспринято несколькими чув-ми, то и представляя этот пр-т нескольким чув-м.» Вывод: представление явл необх предпосылкой для сознат-го усвоения данных зн о природе; важным источником позн-х, нрав-х, культуролог-х кач-в Л., они явл условием разв-я мышл и вообр-я шк-в. Форм-е представлений обеспечивает у детей фактич-х образных зн., способствующих их умственному, нрав-му, эстетич-му и физич-му разв-ю. 3) Формирование представления 1 – необх. выявить наличие у уч-я к-л представления о данном предмете 2 – выявляем кач-во представлений 3 – орг-я непосредственной работы детей с явл-ми и предметами наблюдение, эксперимент, прак или лаб раб, экскурсия При отсутствии самого объекта исп изображение, но в этом случае обяз-о исп прием сравнения с привлечением опыта уч-ся. При отсутствии изображения исп слово . 4) Закрепление представления в форме разл видов дея-ти: зарисовать, смоделировать (сложить гриб). На основе сов-ти представлений форм. понятий. В рез-е осмысления, обобщения предс-й выд-я общ, сущ-е признаки предметов и явл. Рез-м этого пр-а и явл. понятие. Напр.: у ребенка есть представление о березе, липе и др. С помощью мыслит деят реб выд-т их сущ-е признаки: один толстый высокий ствол, крона > у реб форм понятие «дерево» Механизм обр-я понятия 1) наличие представлений об исследуемом объекте 2) с пом вопросов на выд-ие общих св-в, приз-в, взаимосв-и пр-в и явл-й, выявляем его пре-я. 3) необх вычленить сущ-е признаки и отд-ть от несущ-х; добавить нов эл-ы зн. и в рез-те абстрагирования сформ-ть понятие, для этого исп приемы сравнения, противопоставления, классификация, беседа. Развитие понятия этот пр-с необх рассматривать как их движение от элементарных первонач зн к более сложным по объему, т.е. как переход к нов высокому качеству понятия. Пример: понятие «осень» для различных классов. Классификация методов об-я. Билет6 Кл-я методистов-естествознателей Боровецкова Телюзина 1) методы из-я пред-ы преподаванием (рассказ, лекция, беседа) 2) методы с\р у-я (наблюдение, опыт, трудовые действия, работа с учебником) Классификация Райкова Бинарная номенклатура методов 1) словесные методы (иллюстр; исследоват) 2) наглядные методы (иллюстр; исследоват) 3) моторные методы (иллюстр; исследоват)) Классификация по Верзимеру 1) словесные 2) наглядные 3) практич Словесные методы: рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее. Отсутствие набл за описываемым объектом. Требования к рассказу: продолжительность к 4 кл – 5-7 мин. Требования к речи уч-ля: эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование большого кол-ва терминов и фактов. Наглядность исп по необходимости. Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание, воображение, память. Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной практикой; 2) пассивность учащихся. Беседа Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт уч-ся и приводят к новым знаниям. Виды вопросов: 1) Группа вопросов, треб воспроизв фактич сведений 2) Кто это? Что это? Какой? Что делает? Направлены на осмысление сведений. 3) отработка знаний (давайте вспомним, повторим) Беседа строится индуктивно (несколько сходных объектов, а в конце вывод) и дедуктивно (даются общие положения, кот в дальнейшем подтверждаются и развиваются нов фактами) Наглядные методы Демонстрация нат-х объектов: натурал объекты – крупные коллекционные образцы, располаг на спец подставках > учащимся видно. Мелкие коллекции дают в руки уч-ся. Любой демонстр образец нужно пустить по рядам. Практические методы об-я ест-я. Билет 7. Явл относит молод методом, нач представл словесных и наглядных. Они позволяют в наиб степени реализовать пр-п дидактики – деятельный подход и гуманизация пр-а об-я Реб из объекта научения превр в субъект собств деят-ти. Субъект позиция явл характерной чертой развивающего об-я. Что разв-т + аналитико-синтетическая деятельность; логич мышление; творческие способности; самостоят, набл –ть, речь, внимание. - несовершенство матер условий Этапы исп. прак метода 1) уч получ предмет для изучения (каждый уч получ в руки) Пр-ы и методы бывают разные в завис от класса. Вывод 1. В 1кл т\о одинаковые, во 2кл –м\о разные 2. 2) уч получ задание, котор опред вид деят с предметом. Разные пр-ы – разные задания. 3. 3) самостоятельная деятельность уч-ся 4. 4) обсуждение выводов. Выводы у всех м.б. разные. 5. 5) форм-м общий вывод. Форма орг-ии деят-ти уч-я, где примен практ методы 1) экскурсия 2) предметные уроки (практ, лаб раб) 3)игра Виды практ методов Метод распознавания и определения признаков Основа метода – анализ внешн морфолог и частично анатом особенностей предметов. Применяется при работе с раздаточ материалом, когда возникает необх составить характеристику предметов, явл, выделить их признаки, опр-т место дан пр-а, явл. При исп метода необходим инструктаж. Например: изучение особенностей растений, изучение термометра Метод Опыт, эксперимент Эксп примен, когда в естеств. пр-с привносится искусственный элемент. Виды: кратковрем длительн Опыты на пришкольном опытном участке: - длительные опыты, идущие весь вегетативный период - необх вести спец тетради для набл, где все фиксируется Выводы: + форм научно-исследоват деятельности - материально-техническая база Метод Моделирование Виды: материальные (глобус) идеальные (умозрительные, мысленно построенные) – образные (строятся из чувственно наглядных элементов) и знаковые (условные обозначения) Т.о., ребенок на основе созданного образа сам делает модель. Сочетание методов об-я Способствует: 1) целостности орг-ции уч процесса 2) разностороннему развитию уч-ся 3) форм позитивный интерес билет8 Метод Наблюдение Непосредственное целенаправление восприятия предметов и явл окр мира всеми органами чувств. Проводится в классе или на природе. Дети набл самостоятельно или под непосредственным контролем учителя. Требования. 1) Конкретность 2) Систематичность Набл – важный источник знаний об окр мире. Они дают основу, на кот в дальнейшем строятся мыслит операции. Набл явл средством развития мышления. Любые набл начинаются с постановки цели, определения объекта. Важн усл набл явл разумный отбор объектов. Этапы наблюдения 1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте) 2) Работа по рассмотрению частей объекта 3) Обобщение увиденного Приемы закрепления Н. 1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить. 2) Имитация. 3) Сравнение. 4) Работа с иллюстрацией. 5) Самостоятельное проведение Н. Н. за изменениями погодых условий(календарь погоды и труда) биоет 9 Словесные методы: рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее. Отсутствие набл за описываемым объектом. Требования к рассказу: продолжительность к 4 кл – 5-7 мин. Требования к речи уч-ля: эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование большого кол-ва терминов и фактов. Наглядность исп по необходимости. Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание, воображение, память. Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной практикой; 2) пассивность учащихся. Беседа Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт уч-ся и приводят к новым знаниям. Виды вопросов: 1) Группа вопросов, треб воспроизв фактич сведений 2) Кто это? Что это? Какой? Что делает? Направлены на осмысление сведений. 3) отработка знаний (давайте вспомним, повторим) Беседа строится индуктивно (несколько сходных объектов, а в конце вывод) и дедуктивно (даются общие положения, кот в дальнейшем подтверждаются и развиваются нов фактами) Билет 10 Наглядные методы Демонстрация нат-х объектов: натурал объекты – крупные коллекционные образцы, располаг на спец подставках > учащимся видно. Мелкие коллекции дают в руки уч-ся. Любой демонстр образец нужно пустить по рядам. Значение демонстрации мат-х объектов исп этого м-да позв исп оснон принцип – принцип наглядности обеспеч полное представление о предмете или явл. (+ словесный метод) способствует систематизации обогащенного зн уч-ся актив-я зн более глубокое запоминание изуч-го предмета разв наблюдат-ти, произ-го внимания разв речи форм познават интерес к предмету повышение самостоятельности Метод демонстрации природных объектов и явлений используется, когда отсутствует нат. объект или его дем-я противоречит основ-м законам экологии. Ценность метода в том, что дает воз-ть из-ть объ-ы природы в окр их среде и взаимосвязи с этой средой Основной принцип экологии Использование этого метода не всегда форм-т точные представления у уч-ся > необх исп доп методы и приемы, позв добиться более полных зн. Метод демонстрации опытов примен, когда пр-т или явл необх изучить в условиях, котор искусственно измен или в них привносятся некотор искусственные элементы. Позв наглядно из-ь объект\явл, недоступные для набл в ест условиях показать пр-с за очень кор время разв нав исслед деятельности у детей Опыты кратковременные (за один урок) длительные (опыт закладывается на уроке, либо дем-я конечный рез-т) билет 11 Средства обучения те или иные пред-ы с пом к-х уч-ль орг-т учебн деят-ть. Ср. об. н. ест-я – естеств или искусст пр-ы, а также эксп-ы, вкл в уч пр-с для реш обр-х задач. Зуев о ср. обуч.: “При рассуждении о какой-л. вещи уч-ль пок-т оную в натуре и по картинке.” Голуб: “Ср обуч пред-т единую сис, звенья кот взаимосв-ы. Связи опр-я сед- м, методикой преп-я, особ-мя усв-я пред-а, а также функциональными св-ми отд-х ср обуч: такие связи порождают целостность, структурность и относительность.” Клас-я ср обуч 1) Вербальные – учебники, пособия на печат основе 2) Изображения пр-в и явл природы – плоскостные (таблицы, карты) и объемные (макеты, муляжи). 3) Натур ср обуч Аудиовизуальные Вербальные Учебник (Шоповаленко) ср-о для изучения основ наук для ученика. Все учебники разрабатываются в соотв с прогр и их сод раскрывает вопросы прог-ы, а структура отражает последоват в изуч материала. Построение учебника определ методологией естествознания наук. Это выраж в знакомстве детей с осн методами исследования в природе. Структура строется согласно прогр образования. Структурные компоненты – это необх элем-ы шк уч-ка, обладающ опред формой и осуществл лишь им присущ ср- ми активную фунц-ю нагрузку и находящиеся в тесной взаимосвязи с др эл-ми данного учебника. натуральные 1) объекты живой природы: объекты уголка приоды (животные, растения), фиксированные объекты (гербарий), таксодермические (чучела жив), остеологические (костный материал человека запрещен), натуральные влажные препараты (заспиртов запрещены), микропрепараты (смотрят в микроскоп), сухие коллекции (насекомых), кол-я вредителя. 2) объекты нежив природы (полезн ископ, почва) Билет 12 Вербальные Учебник (Шоповаленко) ср-о для изучения основ наук для ученика. Все учебники разрабатываются в соотв с прогр и их сод раскрывает вопросы прог-ы, а структура отражает последоват в изуч материала. Построение учебника определ методологией естествознания наук. Это выраж в знакомстве детей с осн методами исследования в природе. Структура строется согласно прогр образования. Структурные компоненты – это необх элем-ы шк уч-ка, обладающ опред формой и осуществл лишь им присущ ср- ми активную фунц-ю нагрузку и находящиеся в тесной взаимосвязи с др эл-ми данного учебника. 1 – текстовый компонент, пред. н разл видами тестов основной – передает гл инфо, излагаются факты, описания, понятия, раскрыв- ся вз-зи пред. н, рассказом, деловой статьей, описательный, смешанный (редко), объяснительный. Текст д.б. научным, доступным для понимания дополнительный – необязат текст для понимания, конкретизирующий, комментирующий, мб сложным. Виды – рассказы, загадки, сказки, научные сведения, биографии, хрестоматийные материалы. Могут идти после параграфа – комментарий. Имеют важную роль, расширяя зн уч-ся, увелич познават интерес. пояснительные – словарь, выписка опр-й, вывод, обобщение. Содержит гл мысль параграфа, идею. 2 – нетекстовый комп-т: аппарат орг-ии усвоения – сист вопросов и заданий. Цель – обратная связь, обобщить полученные связи. Группы вопросов: 1) требующие прак применения зн (лаборатор), 2) на воспроизведение зн (расскажи), 3) на логич осмысленность зн, на сопоставление, классификацию, сравнение, обобщение, на наблюдение иллюстративный аппарат – дб не менее 50% иллюстраций. 1 кл – 90%. На рисунке легче показать все части пред-а. Схемы, карты, картины аппарат ориентировки – усл обозначения, шрифты, особ-ти орг-ии. 1) соответствие прогр 2) анализ текст комп-а (хар-р, научность, соотв возрасту допол текст или отсутствует; пояс текст/чем представлен/или отсутствие) 3) анализ внетекстов комп. Вычленяем группы, какие группы вопросов, иллюстр, соотв тема, необх-ть исп-я, проценты, подписи, качество, размеры, насыщенность. 4) аппарат ориентировки – пояс записка Приемы работы с текстом учебника 1 Метод объяснительного чтения 2 Дать заголовок 3 фрагментарное чтение текста. Читать выбранные абзацы 4 нахождение необх понятий в тексте 5 искать ответы 6 составить вопросы по тексту Как работать с иллюстрацией Одна минута на рассмотрение. Совместная работа уч-ся: исп-ие иллюстр учебника как источника знания. Для этого логично задаем вопросы 1 Сравнение 2 практич работа – работа по карте Приемы работы с вопросами 1 ответы на вопросы учебника дома или п/е из-я темы 2 найти ответы на вопросы в тексте 3 выполнение практ раб Пособия на печаной основе Цель пособия Способы достижения цели Анализ заданий Анализ иллюстрат материала. Вывод. Научн методы работы. 1 Аристотель, Землеведение 2 Методы об-я – важн довольные таблица; гербарий; словесные – рассказ, демонстрация – табл Прием сравнения. билет 13 Натуральные ср-ва обучения - пр-ы, имеющ естеств происхождение - нагл образ мышления - методика форм-я понятия (полное обследование) - разв позн интереса способствует конктерному предс-ю Классификация 1) объекты живой природы: объекты уголка приоды (животные, растения), фиксированные объекты (гербарий), таксодермические (чучела жив), остеологические (костный материал человека запрещен), натуральные влажные препараты (заспиртов запрещены), микропрепараты (смотрят в микроскоп), сухие коллекции (насекомых), кол-я вредителя. 2) объекты нежив природы (полезн ископ, почва) Методика работы с натур ср об 1 Работа с коллекциями (гербарий) Практич работа, каждый работает со своим образцом Коллекция почв, минералов – практ работа. Кол насекомых идет раб. исп прием сравнения образцов с изображением данного животного бтлет 14 Экологическое обр-е мл шк-в I Становление экол обр-я 1968. Париж. Конференция по охране природы ЮНЕСКО. Была принята декларация обращения к народу о необходимости междунар сотрудн в обл экол обр (природоохранит просвещение). Конф дала начало междунар прогр н иссл-й и подготов. спец-ов, призванных разработать н основу природопользования. 1972. Стокгольмская конфер по вопросам окр среды. Принята декл об охране окр среды и приняты рекоменд о необх созд-я междунар прог-ы по обр в об окр среды. Реализация этого положения нач в 1975. 1977. Тбилиси. Конф по вопросам эк обр. Намечены осн пути эк обр в России. 1987. Москва. Конф по проб эк обр-я. Разработана сис эк обр-я. 1992. Рио-де-Жанейро. Конф по окр ср и развитию. Осн положения: 1) разработка концепции устойчивого разв. С т.з. этой концепции эк обр – это необх усл устойчивого развития. 2) принята декларация о лесах (с этого момента нач возн эк команды). Цели экол образования Конц общего ср эк об рассм-т пр-с эк обр как непрерывн пр-с об-я вос-я и развития, направл на форм-е сис-ы н и практ зн, ценностных ориентаций, поведения, деятельности, обеспечивающ ответств отн-е к соц-но-природной среде и человеку. Осн цель эк обр – становление экологически-культурной личности. Экол культура Л, ее компоненты: 1 Эк Л З У 2 Эк мышление 3 Ценностные ориентиры 4 Эк оправданное поведение Вывод: эк культ дб деятельностной Форм-е экол культуры, опред-ем отношение к окр среде, нужно рассм как комплес пр-с, кот зависит от возрастных особенностей уч-ся. Конечная цель эк об шк-в - становление научно-познават, эмоц, нрав-го, практически-деятельностного к окр среде, здоровью на основе ед-ва чувственного и рационального познания природного и соц-го окр-я человека. Задачи ЭО 1. Форм З об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека. 2. Форм сис интелл-х и практ-х У по изучению оценки и улучшению кач-ва окр среды своей местности и здоровья человека. 3. Вос-ть потребность на реализацию здоров образа жизни и улучшения орг-ии окр среды. 4. Развивать интел сферу шк-в: (развивающая) - сп-ть к целевому причинному, вероятностному анализу экол ситуаций - разв эмоц сферы – эстетич воспр и оценка состояния окр среды - разв волев сферы – разв уверенности в способ-ти ре-ть эк проблемы, стремление принимать участие в решении пр-м и прак-х мероприятий по охране окр среды. Влияние ЭО на разв Л мл шк 1 Разв псих пр-в: память, наблюдательность, внимание, воображение, абстрактно-логич мышление, речь 2 Разв понятийный аппарат 3 Форм положит нравствен кач-в 4 Воспитательная: ответственность, любовь к природе, сострадание 5 Разв общечеловеч к-ры Содержание ЭО I Модели обр-я 1) однопредметная (в рамках одного предмета рассм проблемы эк) 2) многопредметная (несколько предметов) 3) смешанная (все предметы смешаны) В наст вр сод-ие ЭО раскрывается сис-й учебн пр-в в нач шк, чаще всего эк сод-ие расск-я в рамках пр-а «окружающий мир», но сущ-т и собственно экол предметы «Экология для мл шк» Плешаков, «Э» Суровегина II Пр-ы отбора сод-я - пр-п гуманизации (природа – наш общий дом) - пр-п единства познания, переживания дей-я (позволяет обеспечить становление многогранных отношений мл шк к окр среде и своему здоровью - пр-п междисциплинарности (пред-т согласование разл аспектов взаимоотношений с окр средой в разл пр-ы) - пр-п интеграции – пред-т интеграцию естественно-научн, нравст, эстет, соц- эконом, правовых аспектов ЭО. - принцип природосообразности (пред-т вос-ие реб-а в единстве и согласии с природой) III Содержание 1 кл: дети должны знать методы изучения окр среды, многообразие явл окр Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |