на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по методике естествознания


совокупности специф-м для них признаков.

Понятие (с т.з. пед-ки) – форма объед-го и научн мышления, результатом

обобщения св-в пред-в некот класса и мысленного выд-я этого класса по опред-

м совокупностям общих для предметов этого класса отличит-х признаков.

Вывод: П – есть обобщенное знание, отражающ. сущест. св-ва предметов и

явлений.

П. характеризуется содержанием, объемом, динамичностью.

I) по содержанию естест-н П. бывают:

Гр№1 – экологические

общие: природное общество, культурное сообщество, цепь питания, условия

жизни; охрана природы, экол., безопасности.

Гр№2 – физические

явл, тело, вещ-во, св-ва, газ, пар.

Гр№3 – биологические

Гр№4 – геологические

почва, песок, горн породы, рельефы

Гр№5 – с/х понятия

овощи, фрукты, удобрения

II) Классиф-я по объему

Объем П харак-ся кол-вом обобщенности включенных в него элементов знаний.

Простые – река, звезда, Солнце, спутник, Луна

Сложные (общие) – реки, города, горы

Собирательные – реки Московской области

В шк. использ. в основном простые понятия.

III) Динамика П м/т б. горизонтальной и вертикальной

кажд П. по отн-ю к др П м/т б либо единичным, либо собирательным.

Уральские горы – единичное по отношению к горам, но общее по отношению к

гори Народная.

Динамика П по вертикали хар-ся развитием П.

Стадии развития П.

Стадия №1 – необх. наличие чувст-го опыта, живого созерцания в рез-те форм-

я элементарн первонач-е П.

Стадия №2 – происходит расширение и абстрагирование

Стадия №3 – высш степень разв-я П., оно приобретает статус закона,

закономерности.

Образование естественно-научных понятий

Сначала формир. понятие

Каждое П, усв-е уч-ся при из-ии нач. естест-я, д/о хар-я таким числом

признаков, к-е было бы достаточно, чтобы трактовать его как первоначальное.

Вместе с тем оно д\о иметь объем эл-в зн необходимых для дальн. развития.

Кажд. П. было подтверждено опт. кол-вом фактов, д\ы б. расм-ы взаимосвязи

П., к. ук-т на связанную сис. П.

Т.о. П д.б. простым, включать много эл-в познания для дальн разв-я, д.б в

развитии.

Методика есть отражение в учебном пр-е философ теории познания – от живого

созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике > важный пед

принцип > вести детей к знанию общего ч-з из-ие единичного, особенного.

Общий ход образ-я П

1) восприятие

Исходный момент этого пра- восприятие пред-в и явл природы всеми органами

чувств > в рез форм-я ощущения.

В рез интегрированной дея-и мозга ощ-я складываются в единый образ и обр-я

восприятие.

Восприятие – всегда целостно, конкретно, явл чувственным отражением действ-

и, образом пр-а или явл-я его присутствия.

Чем богаче, разностороннее восприятие, тем выше кач-во основы пр-а

познания.

2) Возникновение представления

Представление – образ пр-та или явл в отсутствии такого

обл-т выс степенью обобщенности, главное в прест-и – взаимопроникновение

наглядного и обобщенного

связано с чув-м опытом (восприятие); с обобщением опыта в пр-е мышл-я, а

затем и в речи.

Важность представления

«Все д.б. представлено для воспр-я высш-м чув-м, а именно видимо зрению,

слышимо слуху, обоняемо обонянию, вкушаемо вкусу, осязаемо осязаемому. Если

что-н. м.б. воспринято несколькими чув-ми, то и представляя этот пр-т

нескольким чув-м.»

Вывод: представление явл необх предпосылкой для сознат-го усвоения данных

зн о природе; важным источником позн-х, нрав-х, культуролог-х кач-в Л., они

явл условием разв-я мышл и вообр-я шк-в.

Форм-е представлений обеспечивает у детей фактич-х образных зн.,

способствующих их умственному, нрав-му, эстетич-му и физич-му разв-ю.

3) Формирование представления

1 – необх. выявить наличие у уч-я к-л представления о данном предмете

2 – выявляем кач-во представлений

3 – орг-я непосредственной работы детей с явл-ми и предметами

наблюдение, эксперимент, прак или лаб раб, экскурсия

При отсутствии самого объекта исп изображение, но в этом случае обяз-о исп

прием сравнения с привлечением опыта уч-ся.

При отсутствии изображения исп слово .

4) Закрепление представления

в форме разл видов дея-ти: зарисовать, смоделировать (сложить гриб).

На основе сов-ти представлений форм. понятий.

В рез-е осмысления, обобщения предс-й выд-я общ, сущ-е признаки предметов и

явл. Рез-м этого пр-а и явл. понятие.

Напр.: у ребенка есть представление о березе, липе и др. С помощью мыслит

деят реб выд-т их сущ-е признаки: один толстый высокий ствол, крона > у реб

форм понятие «дерево»

Механизм обр-я понятия

1) наличие представлений об исследуемом объекте

2) с пом вопросов на выд-ие общих св-в, приз-в, взаимосв-и пр-в и явл-й,

выявляем его пре-я.

3) необх вычленить сущ-е признаки и отд-ть от несущ-х; добавить нов эл-ы

зн. и в рез-те абстрагирования сформ-ть понятие, для этого исп приемы

сравнения, противопоставления, классификация, беседа.

Развитие понятия

этот пр-с необх рассматривать как их движение от элементарных первонач зн к

более сложным по объему, т.е. как переход к нов высокому качеству понятия.

Пример: понятие «осень» для различных классов.

Классификация методов об-я. Билет6

Кл-я методистов-естествознателей Боровецкова Телюзина

1) методы из-я пред-ы преподаванием (рассказ, лекция, беседа)

2) методы с\р у-я (наблюдение, опыт, трудовые действия, работа с учебником)

Классификация Райкова

Бинарная номенклатура методов

1) словесные методы (иллюстр; исследоват)

2) наглядные методы (иллюстр; исследоват)

3) моторные методы (иллюстр; исследоват))

Классификация по Верзимеру

1) словесные

2) наглядные

3) практич

Словесные методы:

рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда

необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее.

Отсутствие набл за описываемым объектом.

Требования к рассказу:

продолжительность к 4 кл – 5-7 мин.

Требования к речи уч-ля:

эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование

большого кол-ва терминов и фактов.

Наглядность исп по необходимости.

Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание,

воображение, память.

Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной

практикой; 2) пассивность учащихся.

Беседа

Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт

уч-ся и приводят к новым знаниям.

Виды вопросов:

1) Группа вопросов, треб воспроизв фактич сведений

2) Кто это? Что это? Какой? Что делает? Направлены на осмысление сведений.

3) отработка знаний (давайте вспомним, повторим)

Беседа строится индуктивно (несколько сходных объектов, а в конце вывод) и

дедуктивно (даются общие положения, кот в дальнейшем подтверждаются и

развиваются нов фактами)

Наглядные методы

Демонстрация нат-х объектов:

натурал объекты – крупные коллекционные образцы, располаг на спец

подставках > учащимся видно.

Мелкие коллекции дают в руки уч-ся.

Любой демонстр образец нужно пустить по рядам.

Практические методы об-я ест-я. Билет 7.

Явл относит молод методом, нач представл словесных и наглядных.

Они позволяют в наиб степени реализовать пр-п дидактики – деятельный подход

и гуманизация пр-а об-я

Реб из объекта научения превр в субъект собств деят-ти.

Субъект позиция явл характерной чертой развивающего об-я.

Что разв-т

+ аналитико-синтетическая деятельность; логич мышление; творческие

способности; самостоят, набл –ть, речь, внимание.

- несовершенство матер условий

Этапы исп. прак метода

1) уч получ предмет для изучения (каждый уч получ в руки)

Пр-ы и методы бывают разные в завис от класса.

Вывод

1. В 1кл т\о одинаковые, во 2кл –м\о разные

2. 2) уч получ задание, котор опред вид деят с предметом. Разные пр-ы –

разные задания.

3. 3) самостоятельная деятельность уч-ся

4. 4) обсуждение выводов. Выводы у всех м.б. разные.

5. 5) форм-м общий вывод.

Форма орг-ии деят-ти уч-я, где примен практ методы

1) экскурсия

2) предметные уроки (практ, лаб раб)

3)игра

Виды практ методов

Метод распознавания и определения признаков

Основа метода – анализ внешн морфолог и частично анатом особенностей

предметов.

Применяется при работе с раздаточ материалом, когда возникает необх

составить характеристику предметов, явл, выделить их признаки, опр-т место

дан пр-а, явл. При исп метода необходим инструктаж.

Например: изучение особенностей растений, изучение термометра

Метод Опыт, эксперимент

Эксп примен, когда в естеств. пр-с привносится искусственный элемент.

Виды:

кратковрем

длительн

Опыты на пришкольном опытном участке:

- длительные опыты, идущие весь вегетативный период

- необх вести спец тетради для набл, где все фиксируется

Выводы:

+ форм научно-исследоват деятельности

- материально-техническая база

Метод Моделирование

Виды:

материальные (глобус)

идеальные (умозрительные, мысленно построенные) – образные (строятся из

чувственно наглядных элементов) и знаковые (условные обозначения)

Т.о., ребенок на основе созданного образа сам делает модель.

Сочетание методов об-я

Способствует:

1) целостности орг-ции уч процесса

2) разностороннему развитию уч-ся

3) форм позитивный интерес

билет8

Метод Наблюдение

Непосредственное целенаправление восприятия предметов и явл окр мира всеми

органами чувств.

Проводится в классе или на природе.

Дети набл самостоятельно или под непосредственным контролем учителя.

Требования.

1) Конкретность

2) Систематичность

Набл – важный источник знаний об окр мире. Они дают основу, на кот в

дальнейшем строятся мыслит операции.

Набл явл средством развития мышления.

Любые набл начинаются с постановки цели, определения объекта.

Важн усл набл явл разумный отбор объектов.

Этапы наблюдения

1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление

об объекте)

2) Работа по рассмотрению частей объекта

3) Обобщение увиденного

Приемы закрепления Н.

1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.

2) Имитация.

3) Сравнение.

4) Работа с иллюстрацией.

5) Самостоятельное проведение Н.

Н. за изменениями погодых условий(календарь погоды и труда)

биоет 9

Словесные методы:

рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда

необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее.

Отсутствие набл за описываемым объектом.

Требования к рассказу:

продолжительность к 4 кл – 5-7 мин.

Требования к речи уч-ля:

эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование

большого кол-ва терминов и фактов.

Наглядность исп по необходимости.

Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание,

воображение, память.

Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной

практикой; 2) пассивность учащихся.

Беседа

Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт

уч-ся и приводят к новым знаниям.

Виды вопросов:

1) Группа вопросов, треб воспроизв фактич сведений

2) Кто это? Что это? Какой? Что делает? Направлены на осмысление сведений.

3) отработка знаний (давайте вспомним, повторим)

Беседа строится индуктивно (несколько сходных объектов, а в конце вывод) и

дедуктивно (даются общие положения, кот в дальнейшем подтверждаются и

развиваются нов фактами)

Билет 10

Наглядные методы

Демонстрация нат-х объектов:

натурал объекты – крупные коллекционные образцы, располаг на спец

подставках > учащимся видно.

Мелкие коллекции дают в руки уч-ся.

Любой демонстр образец нужно пустить по рядам.

Значение демонстрации мат-х объектов

исп этого м-да позв исп оснон принцип – принцип наглядности

обеспеч полное представление о предмете или явл. (+ словесный метод)

способствует систематизации обогащенного зн уч-ся

актив-я зн

более глубокое запоминание изуч-го предмета

разв наблюдат-ти, произ-го внимания

разв речи

форм познават интерес к предмету

повышение самостоятельности

Метод демонстрации природных объектов и явлений

используется, когда отсутствует нат. объект или его дем-я противоречит

основ-м законам экологии.

Ценность метода в том, что дает воз-ть из-ть объ-ы природы в окр их среде и

взаимосвязи с этой средой

Основной принцип экологии

Использование этого метода не всегда форм-т точные представления у уч-ся >

необх исп доп методы и приемы, позв добиться более полных зн.

Метод демонстрации опытов

примен, когда пр-т или явл необх изучить в условиях, котор искусственно

измен или в них привносятся некотор искусственные элементы.

Позв наглядно из-ь объект\явл, недоступные для набл в ест условиях

показать пр-с за очень кор время

разв нав исслед деятельности у детей

Опыты

кратковременные (за один урок)

длительные (опыт закладывается на уроке, либо дем-я конечный рез-т)

билет 11

Средства обучения

те или иные пред-ы с пом к-х уч-ль орг-т учебн деят-ть.

Ср. об. н. ест-я – естеств или искусст пр-ы, а также эксп-ы, вкл в уч пр-с

для реш обр-х задач.

Зуев о ср. обуч.: “При рассуждении о какой-л. вещи уч-ль пок-т оную в

натуре и по картинке.”

Голуб: “Ср обуч пред-т единую сис, звенья кот взаимосв-ы. Связи опр-я сед-

м, методикой преп-я, особ-мя усв-я пред-а, а также функциональными св-ми

отд-х ср обуч: такие связи порождают целостность, структурность и

относительность.”

Клас-я ср обуч

1) Вербальные – учебники, пособия на печат основе

2) Изображения пр-в и явл природы – плоскостные (таблицы, карты) и объемные

(макеты, муляжи).

3) Натур ср обуч

Аудиовизуальные

Вербальные

Учебник (Шоповаленко) ср-о для изучения основ наук для ученика.

Все учебники разрабатываются в соотв с прогр и их сод раскрывает вопросы

прог-ы, а структура отражает последоват в изуч материала.

Построение учебника определ методологией естествознания наук. Это выраж в

знакомстве детей с осн методами исследования в природе.

Структура строется согласно прогр образования. Структурные компоненты – это

необх элем-ы шк уч-ка, обладающ опред формой и осуществл лишь им присущ ср-

ми активную фунц-ю нагрузку и находящиеся в тесной взаимосвязи с др эл-ми

данного учебника.

натуральные

1) объекты живой природы: объекты уголка приоды (животные, растения),

фиксированные объекты (гербарий), таксодермические (чучела жив),

остеологические (костный материал человека запрещен), натуральные влажные

препараты (заспиртов запрещены), микропрепараты (смотрят в микроскоп),

сухие коллекции (насекомых), кол-я вредителя.

2) объекты нежив природы (полезн ископ, почва)

Билет 12

Вербальные

Учебник (Шоповаленко) ср-о для изучения основ наук для ученика.

Все учебники разрабатываются в соотв с прогр и их сод раскрывает вопросы

прог-ы, а структура отражает последоват в изуч материала.

Построение учебника определ методологией естествознания наук. Это выраж в

знакомстве детей с осн методами исследования в природе.

Структура строется согласно прогр образования. Структурные компоненты – это

необх элем-ы шк уч-ка, обладающ опред формой и осуществл лишь им присущ ср-

ми активную фунц-ю нагрузку и находящиеся в тесной взаимосвязи с др эл-ми

данного учебника.

1 – текстовый компонент, пред. н разл видами тестов

основной – передает гл инфо, излагаются факты, описания, понятия, раскрыв-

ся вз-зи пред. н, рассказом, деловой статьей, описательный, смешанный

(редко), объяснительный. Текст д.б. научным, доступным для понимания

дополнительный – необязат текст для понимания, конкретизирующий,

комментирующий, мб сложным. Виды – рассказы, загадки, сказки, научные

сведения, биографии, хрестоматийные материалы. Могут идти после параграфа –

комментарий. Имеют важную роль, расширяя зн уч-ся, увелич познават интерес.

пояснительные – словарь, выписка опр-й, вывод, обобщение. Содержит гл мысль

параграфа, идею.

2 – нетекстовый комп-т:

аппарат орг-ии усвоения – сист вопросов и заданий. Цель – обратная связь,

обобщить полученные связи. Группы вопросов: 1) требующие прак применения зн

(лаборатор), 2) на воспроизведение зн (расскажи), 3) на логич осмысленность

зн, на сопоставление, классификацию, сравнение, обобщение, на наблюдение

иллюстративный аппарат – дб не менее 50% иллюстраций. 1 кл – 90%. На

рисунке легче показать все части пред-а. Схемы, карты, картины

аппарат ориентировки – усл обозначения, шрифты, особ-ти орг-ии.

1) соответствие прогр

2) анализ текст комп-а (хар-р, научность, соотв возрасту допол текст или

отсутствует; пояс текст/чем представлен/или отсутствие)

3) анализ внетекстов комп. Вычленяем группы, какие группы вопросов,

иллюстр, соотв тема, необх-ть исп-я, проценты, подписи, качество, размеры,

насыщенность.

4) аппарат ориентировки – пояс записка

Приемы работы с текстом учебника

1 Метод объяснительного чтения

2 Дать заголовок

3 фрагментарное чтение текста. Читать выбранные абзацы

4 нахождение необх понятий в тексте

5 искать ответы

6 составить вопросы по тексту

Как работать с иллюстрацией

Одна минута на рассмотрение.

Совместная работа уч-ся: исп-ие иллюстр учебника как источника знания. Для

этого логично задаем вопросы

1 Сравнение

2 практич работа – работа по карте

Приемы работы с вопросами

1 ответы на вопросы учебника дома или п/е из-я темы

2 найти ответы на вопросы в тексте

3 выполнение практ раб

Пособия на печаной основе

Цель пособия

Способы достижения цели

Анализ заданий

Анализ иллюстрат материала.

Вывод.

Научн методы работы.

1 Аристотель, Землеведение

2 Методы об-я – важн довольные

таблица; гербарий; словесные – рассказ, демонстрация – табл

Прием сравнения.

билет 13

Натуральные ср-ва обучения

- пр-ы, имеющ естеств происхождение

- нагл образ мышления

- методика форм-я понятия (полное обследование)

- разв позн интереса

способствует конктерному предс-ю

Классификация

1) объекты живой природы: объекты уголка приоды (животные, растения),

фиксированные объекты (гербарий), таксодермические (чучела жив),

остеологические (костный материал человека запрещен), натуральные влажные

препараты (заспиртов запрещены), микропрепараты (смотрят в микроскоп),

сухие коллекции (насекомых), кол-я вредителя.

2) объекты нежив природы (полезн ископ, почва)

Методика работы с натур ср об

1 Работа с коллекциями (гербарий)

Практич работа, каждый работает со своим образцом

Коллекция почв, минералов – практ работа.

Кол насекомых идет раб. исп прием сравнения образцов с изображением данного

животного

бтлет 14

Экологическое обр-е мл шк-в

I Становление экол обр-я

1968. Париж. Конференция по охране природы ЮНЕСКО. Была принята декларация

обращения к народу о необходимости междунар сотрудн в обл экол обр

(природоохранит просвещение). Конф дала начало междунар прогр н иссл-й и

подготов. спец-ов, призванных разработать н основу природопользования.

1972. Стокгольмская конфер по вопросам окр среды. Принята декл об охране

окр среды и приняты рекоменд о необх созд-я междунар прог-ы по обр в об окр

среды. Реализация этого положения нач в 1975.

1977. Тбилиси. Конф по вопросам эк обр. Намечены осн пути эк обр в России.

1987. Москва. Конф по проб эк обр-я. Разработана сис эк обр-я.

1992. Рио-де-Жанейро. Конф по окр ср и развитию.

Осн положения:

1) разработка концепции устойчивого разв. С т.з. этой концепции эк обр –

это необх усл устойчивого развития.

2) принята декларация о лесах (с этого момента нач возн эк команды).

Цели экол образования

Конц общего ср эк об рассм-т пр-с эк обр как непрерывн пр-с об-я вос-я и

развития, направл на форм-е сис-ы н и практ зн, ценностных ориентаций,

поведения, деятельности, обеспечивающ ответств отн-е к соц-но-природной

среде и человеку.

Осн цель эк обр – становление экологически-культурной личности.

Экол культура Л, ее компоненты:

1 Эк Л З У

2 Эк мышление

3 Ценностные ориентиры

4 Эк оправданное поведение

Вывод: эк культ дб деятельностной

Форм-е экол культуры, опред-ем отношение к окр среде, нужно рассм как

комплес пр-с, кот зависит от возрастных особенностей уч-ся.

Конечная цель эк об шк-в - становление научно-познават, эмоц, нрав-го,

практически-деятельностного к окр среде, здоровью на основе ед-ва

чувственного и рационального познания природного и соц-го окр-я человека.

Задачи ЭО

1. Форм З об экосистемной организации природы Земли в границах обитания

человека.

2. Форм сис интелл-х и практ-х У по изучению оценки и улучшению кач-ва окр

среды своей местности и здоровья человека.

3. Вос-ть потребность на реализацию здоров образа жизни и улучшения орг-ии

окр среды.

4. Развивать интел сферу шк-в: (развивающая)

- сп-ть к целевому причинному, вероятностному анализу экол ситуаций

- разв эмоц сферы – эстетич воспр и оценка состояния окр среды

- разв волев сферы – разв уверенности в способ-ти ре-ть эк проблемы,

стремление принимать участие в решении пр-м и прак-х мероприятий по охране

окр среды.

Влияние ЭО на разв Л мл шк

1 Разв псих пр-в: память, наблюдательность, внимание, воображение,

абстрактно-логич мышление, речь

2 Разв понятийный аппарат

3 Форм положит нравствен кач-в

4 Воспитательная: ответственность, любовь к природе, сострадание

5 Разв общечеловеч к-ры

Содержание ЭО

I Модели обр-я

1) однопредметная (в рамках одного предмета рассм проблемы эк)

2) многопредметная (несколько предметов)

3) смешанная (все предметы смешаны)

В наст вр сод-ие ЭО раскрывается сис-й учебн пр-в в нач шк, чаще всего эк

сод-ие расск-я в рамках пр-а «окружающий мир», но сущ-т и собственно экол

предметы «Экология для мл шк» Плешаков, «Э» Суровегина

II Пр-ы отбора сод-я

- пр-п гуманизации (природа – наш общий дом)

- пр-п единства познания, переживания дей-я (позволяет обеспечить

становление многогранных отношений мл шк к окр среде и своему здоровью

- пр-п междисциплинарности (пред-т согласование разл аспектов

взаимоотношений с окр средой в разл пр-ы)

- пр-п интеграции – пред-т интеграцию естественно-научн, нравст, эстет, соц-

эконом, правовых аспектов ЭО.

- принцип природосообразности (пред-т вос-ие реб-а в единстве и согласии с

природой)

III Содержание

1 кл: дети должны знать методы изучения окр среды, многообразие явл окр

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.