на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Лекции по физкультуре (ОГУ)


При проведении самостоятельных занятий женщины должны уде­лять большое внимание самоконтролю и в случае признаков значительного утомления снижать тренировочную нагрузку или временно прекращать за­нятия. Необходимо обращаться за консультациями к преподавателю и вра­чу.

Грамотно организованные самостоятельные занятия благоприятно отражаются на здоровье женщины. Основная функция женщины - мате­ринство. В интересах здоровья своих детей она сама должна быть здоровой и разносторонне физически подготовленной.


6 Спорт. Индивидуальный выбор спорта или система физических упражнений

6.1 Основные понятия

Спорт - составная часть физической культуры, специфической особенностью которой является собственно-соревновательная деятель­ность и подготовка к ней со стремлением занимающихся к достижению возможно более высокого результата.

Массовый спорт - составная часть спорта, охватывающая широ­кие массы людей, практически занимающихся спортом. Уровень результа­тов, достигаемых здесь, сравнительно невысок. Перед занимающимися здесь ставятся задачи укрепления здоровья, повышения работоспособно­сти, коррекции телосложения. Это направление спортивного движения яв­ляется базовым для спорта высших достижений.

Спорт высших достижений - составная часть спорта, охваты­вающая избранную часть людей, спортивная деятельность которых пре­вращается в основную, занимающую доминирующее положение в опреде­ленном периоде жизни. Перед спортсменами здесь ставится цель достиже­ния максимально возможных спортивных результатов, победы на круп­нейших спортивных соревнованиях.

Системы физических упражнений - совокупность специально подобранных физических упражнений, регулярные занятия которыми мо­гут содействовать укреплению здоровья, коррекции телосложения, обеспе­чению двигательной активности.


6.2 Спорт. Многообразие видов спорта

Спорт - многогранное общественное явление, составляющее неотъ­емлемый элемент культуры общества, одно из средств и методов всесто­роннего гармонического развития человека, укрепления его здоровья.

Цель спорта - наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, достижение высоких результатов и побед в состязани­ях.

В современном понимании спорт - это стремление человека к рас­ширению границ своих физических возможностей, реализуемое через сис­тематичный тренировочный процесс и участие в соревнованиях.

Спорт - одно из важных средств эстетического воспитания, удовле­творения духовных запросов общества, это и целый мир эмоций , порож­даемых успехами и неудачами в соревнованиях, сложный комплекс меж­человеческих отношений и популярнейшее зрелище. Спорт в процессе ис­торического развития занял видное место как в физической, так и духов­ной культуре общества, причем его общественная значимость продолжает возрастать. Спорт способствует расширению международных связей, взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами. Спорт, за-

69


нятия физическими упражнениями являются исключительно действенны­ми средствами физического воспитания молодежи, расширяют физические и духовные возможности человека, формируют его как личность, готовят подрастающее поколение к жизненной практике, приобщают к активной общественной жизни.

В настоящее время массовым явлением стало спортивное движение - процесс приобщения к спорту, его распространение и развитие в обще­стве. В спортивном движении достаточно определенно выделяются два направления, которые чаще всего называют "массовый спорт'' и "спорт высших достижений".

Основное отличие массового спорта определяется тем, что спор­тивная деятельность человека занимает подчиненное место в индивиду­альном образе жизни по отношению к учебной или трудовой деятельности. Спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений превращает­ся в основою в индивидуальном образе жизни.

В современной практике физического воспитания виды спорта под­разделяют на пять групп, в зависимости от характера деятельности спорт­смена, источника и способа достижения спортивного результата (Л.П. Матвеев, 1991).

1-я группа - виды спорта, представляющие собой высокоактивную двигательную деятельность человека, достижения в которых в решающей мере зависят от физических способностей организма. Сюда относятся большинство видов спорта (легкая атлетика, спортивные игры и т.д.);

2-я группа - виды спорта, основу которых составляют действия спортсмена по управлению средствами передвижения (мотоциклом, авто­мобилем, самолетом, яхтой и т.д.), за счет умелого управления которых и достигается спортивный результат;

3-я группа - технико-конструкторские виды спорта, в соревновани­ях по которым оцениваются не сколько действия спортсмена, сколько ре­зультаты - предметы условной модельно-конструкторской деятельности (авиа-, автомодели и т.д.);

4-я группа - стрелковые виды спорта (стрельба из стрелкового ору­жия: пистолета, винтовки, лука);

5-я группа - абстрактно-игровые виды спорта, исход соревнований в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шахматы, шашки и т.п.).

6.3 Системы физических упражнений

Современные системы физических упражнений представляют со­бой совокупность специально подобранных физических упражнений, на­правленных на комплексное или избирательное воздействие на определен­ные функциональные системы организма.

В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользуются атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика, шейпинг.


стретчинг, восточные системы: йога, у-шу.

На обязательных занятиях по учебной дисциплине "Физическая культура" необходимо использовать только те системы физических уп­ражнений, которые обеспечивают повышенную двигательную активность.

Атлетическая гимнастика - это система физических упражнений, развивающих силу в сочетании с разносторонней физической подготовкой.

Для развития силы используются специальные силовые упражне­ния: упражнения с гантелями (5-12 кг), упражнения с гирями (16, 24, 32 кг), упражнения со штангой (вес в зависимости от подготовки), упражне­ния на тренажерах и т.п.

Ритмическая гимнастика (аэробика) - это комплексы физических упражнений, выполняемых, как правило, без отдыха в быстром темпе под музыку.

Существуют разные виды аэробики:

1)  Аэробика по-американски (базовая аэробика). Это синтез обще-
развивающих упражнений, бега, подскоков, в танцевальном стиле, выпол­
няемых без пауз отдыха под музыкальное сопровождение 120-160 акцеп­
тов в минуту:

-  низкая интенсивность - простые по координации движения, по­
зволяющие формировать базовые навыки. ЧСС - 120 - 135 уд/мин

- высокая интенсивность - увеличение пульса до 150 - 160 уд/мин.
В комплекс включается большое число беговых и прыгательных

упражнений.

2) Танцевальная аэробика - характерной чертой является то, что
помимо традиционных средств, в ней широко используются элементы
джазового танца:

фанк-аэробика;

рок-аэробика - элементы танца рок-н-ролла; брейк-аэробика - это сплав танца, пантомимы, гимнастики, ак­робатики;

3)  Шейп-аэробика - тренировка с отягощениями. Наиболее эффек­
тивный способ избирательного воздействия   на телосложение человека.

4)  Спортивная аэробика - фантастический коктейль из культуризма,
гимнастики, аэробики и спортивных танцев.

5)   Степ-аэробика - комплекс упражнений выполняется с подъемом
и спуском на специально оборудованных ступенях.

6)  Гидроаэробика - комплекс упражнений, выполняемых в воде.

Стретчинг - это система развития гибкости, включает в себя ком­плекс упражнений, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп и подвижности в суставах.

Название это происходит от английского слова "§п-е1сЬш§" - растя­гивание. Существует два типа упражнений при выполнений, которых про­исходит растягивание (удлинение мышц):

- баллистические - это маховые движения руками и ногами, сгиба­ние и разгибание туловища, обычно выполняемые с большой амплитудой

71


и значительной скоростью. Здесь удлинение определенной группы мышц сравнительно кратковременно и длится столько, сколько мах или сгибание;

- статистические упражнения - это когда принимается определен­ная поза и занимающийся удерживает ее в течение 5-30 и даже 60 секунд.

Именно статические упражнения с растяжением мышц получили название "стретчинг".

Физиологической основой таких упражнений является миотатиче-ский рефлекс, при котором в насильственно растянутой.мышце происхо­дит сокращение мышечных волокон. В результате в мышцах активизиру­ются обменные процессы, обеспечивающие высокий жизненный тонус.

Йога - философско-религиозная система, в основе которой лежит умение управлять психикой и физиологическими процессами организма человека. Различные "асаны" йоги - не просто принятие замысловатых поз, а сложная техника контроля над телом, цель которых активно воздей­ствовать на дыхательную систему, на внутренние органы и суставно-мышечный аппарат. Йога содержит в себе элементы медитации, для кор­рекции психического состояния.

Среди отечественных систем физических упражнений можно выде­лить дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, комплекс специаль­ных упражнений для глаз Э.С. Аветисова (см. приложение А, Б).

6.4 Краткая характеристика некоторых видов спорта

6.4.1 Баскетбол

Игра получила свое название от английских слов "баскет' - корзина и "бол" - мяч. Две команды по 5 человек при условии соблюдения правил стремятся с помощью передач и маневрирования по площадке, дриблинга и финтов забросить мяч в корзину соперника, защищая его от бросков в свою корзину.

За попадание мяча в корзину засчитываются очки. За удачный бро­сок в корзину во время игры команда получает 2 очка, а за удачный бро­сок выполненный из-за линии трехочковой зоны - 3 очка. За удачный штрафной бросок -1 очко. Команда, набравшая наибольшее количество очков, считается победителем. При ничейном результате командам пре­доставляется дополнительное время для выявления победителя.

Во всех классах баскетбольные матчи длятся 4 тайма по 10 минут чистого времени (секундомер останавливается после каждого свистка су­дьи). Перерыв между таймами составляет 10 минут.

Правила игры в баскетбол были впервые записаны в США в 1891 году преподавателем Спрингфилдского колледжа штата Массачусетс Дж. Нейсмитом (1861-1939 гг). Эти правила были опубликованы в 1894 г., который и считается годом рождения баскетбола. Международная люби­тельская федерация баскетбола была организована в 1932 г. Чемпионаты мира по баскетболу проводятся каждые 4 года с 1950 г. для мужчин и с

72


1953 г. для женщин. С 1936 г. баскетбол является Олимпийским видом спорта для мужчин и с 1976 г. для женщин.

Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7 м. Размер поля - 26x14 м. Щит размером 180x120 см от стойки. От нижне­го края щита до пола или грунта должно быть 275 см. Корзина представля­ет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,3 м от нижнего обреза щита. Окружность мяча для игры в баскетбол - 75-80 см, вес - 600-650 г. Продолжительность игры 40 минут, 4* 10 минут с перерывом в 10 минут.

Баскетболист имеет право передвигаться с мячом на площадке, не­пременно ударяя им об пол. Если же он не выпускает мяч из рук, то тогда он имеет право сделать не больше двух шагов. После остановки спортсмен уже не может снова начинать движение с мячом: мяч следует отдать парт­нерам или сделать бросок по кольцу.

В современном баскетболе существует и правило 30 секунд. Только в течение этого времени команда имеет право владеть мячом, и если бро­сок не сделан, то арбитры отдают мяч соперникам. Это правило увеличило темп игры в баскетбол.

Еще к правилам времени относится правило 3-х секунд. Нападаю­щий не может находиться в области штрафного броска соперника более 3-х секунд.

6.4.2 Волейбол

Спортивная игра с мячом двух команд по шесть человек в каждой. Игроки одной команды направляют мяч через натянутую над площадкой сетку на сторону другой команды так, чтобы он коснулся площадки в ее границах или был отбит соперником с нарушением правил игры.

В 1895 г. в одном из колледжей США доктор Уильяме Морган придумал новую игру. Назвал ее "волейбол", что дословно значит "мяч в воздухе" (летающий мяч).

В 1897 г. тот же Уильяме Морган предложил ввести правила игры. В ту пору они совсем не были похожи на современные. Площадка имела размер 7,6x15,1 м., высота сетки 198 см, мяч весил 340 г. Число игроков было неограниченным.

Первый этап развития волейбола относится к 1895-1920 гг. Игра демонстрируется перед зрителями, а игроки объединяются в команды. Во избежание бесконечных споров и даже потасовок Морган предложил по­ставить высокий стул, на нем восседал судья, мнение которого стало зако­ном.

В Европу волейбол попадает в 1914-1917 гг. Особое признание по­лучает в Чехии и Словакии.

В 1922 г в Бруклине состоялись первые официальные соревнования по волейболу. После этого события волейбол включили в программу VIII Олимпийских игр, но МОК отклонил это предложение из-за недоста-

73


точного количества стран-участниц. Волейбол постепенно набирал силы. Совершенствовались и уточнялись правила, число игроков ограничилось до 6 человек, размер поля 9x18 м, сетку стали устанавливать на высоте 243 см, игра велась до 15 очков (с учетом перевеса в два очка). Матч игрался из трех сетов, а для победы необходимо было выиграть два из них.

В 1934 г. была организована первая международная комиссия по волейболу, в которую вошли 13 европейских и 4 азиатских стран.

В 1964 г. волейбол наконец включают в программу Олимпийских игр в столице Японии Токио.

С 1923 г. волейбол официально получил "права гражданства" в Рос­сии.

1948 г. - год вступления СССР в Международную федерацию во­лейбола. С этого года и начинается победное шествие советского волейбо­ла на международной арене.

Площадка в волейболе ограничена двумя боковыми линиями дли­ной 18 м и двумя лицевыми линиями длиной 9 м. Она делится средней ли­нией на 2 квадрата. Параллельно средней линии на расстоянии 3 м от нее по каждому из квадратов проходят линии нападения, которые определяю! зоны нападения. На расстоянии не менее 1 м от обеих боковых линий на воображаемом продолжении средней линии за территорией площадки ус­танавливаются стойки для сегки. Верхний край сетки для мужчин -2,43 м, для женщин - 2,24 м. Окружность мяча - 640-660 мм, вес - 260-280 г.

Мяч разрешается отбивать руками или любой частью тела, сопри­косновение с мячом должно быть отрывистым и однократным. Нарушение этого правила штрафуется очком. Каждая команда имеет право на три ка­сания мяча, но защищающаяся команда имеет право на четыре касания мя­ча, если одно из них пришлось на блокирующего ( игрок, который прегра­ждает руками путь мячу).

Соревнования состоят из трех или пяти партий, каждая из которых продолжается (за исключением 5 партии) до тех пор, пока команда не на­берет 25 очков (счет теннисный), обязательна разница в счете в 2 очка. 5 партия ведется до 15 очков, при наборе одной из команд в 5 партии 8 очков происходит смена площадки. Подача производится из-за лицевой линии с любой ее точки, не переступая эту линию. Игра начинается с подачи через сетку. Прежде чем ударить по мячу, нужно его подбросить. Удар "с руки'* считается ошибкой. Касание сетки при подаче не считается ошибкой. Если игрок команды ввел подачей мяч в игру и команда выиграла очко, то сле­дующую подачу выполняет тог же игрок. В случае проигрыша очка подача переходит на другую сторону. После каждой отыгранной подачи игроки делают переход из одной зоны в другую по часовой стрелке.

Правилами игры не разрешается: касаться сетки любой частью тела; переступать среднюю линию во время игры; переступать лицевую линию при подаче; задерживать мяч при передачах или ударах; делать двойные удары; производить больше трех ударов на одной стороне; нельзя блоки­ровать пасующего.

74


Правилами игры разрешается: переносить руки через сетку на сто­рону соперника при блокировании; выполнять дополнительный (четвер­тый) удар после касания мячом блокирующих игроков; касаться мячом любой части тела игрока.

6.4.3 Настольный теннис

Настольный теннис - это распространенная во всем мире игра из группы игр с ответным ударом. В соревнованиях могут играть от 2 до 4 человек (одиночная или парная игра). 2 игрока или пары стоят за столом напротив друг друга. С подачи начинается розыгрыш очка, и мяч должен быть послан на игровую половину противника таким образом, чтобы сде­лать невозможным необходимый ответный удар.

Настольный теннис впервые появился в Великобритании в конце XIX века. В нашей стране этот вид спорта получил распространение в 20-е годы XX века, затем потерял популярность и появился вновь в 60-е годы. Международная федерация настольного тенниса создана в 1926 г., чем­пионаты мира проводятся с 1926 г., в настоящее время каждые 2 года. В 1957 г. создан Европейский союз настольного тенниса, который с 1958 г. через каждые два года проводит чемпионаты Европы. Олимпийские со­стязания по настольному теннису проводятся с 1894 года.

Стол имеет размер 152,5 х 273,3 см с высотой над полом 76,2 см. Темно-зеленая сетка высотой 15,25 см делит стол на две равные половины. Мяч из целлулоида имеет диаметр 40 мм.

Подачу следует осуществлять так, чтобы она была видна судье. Она проводится за задней линией стола или ее предполагаемого удлинения. Мяч подбрасывается почти вертикально от плоской руки и только тогда по нему производится удар, когда он находится в движении вниз. Он должен сначала коснуться игровой поверхности подающей ракетки, прежде, чем он непосредственно через сетку или огибая ее, перелетит на игровую по­верхность соперника. В партии переход подачи происходит после 2 на­бранных очков. Игрок, который первым наберет 11 очко, становится по­бедителем партии. При равном количестве очков по 10:10 играют до тех пор, пока один игрок не добьется преимущества в два очка. Очко приобре­тается за счет ошибки соперника. Игра состоит из 5 партий.

Ошибки: неоднократное касание мяча на игровой.поверхности, за­брасывание мяча (в сетку, за игровое поле), 2-разовый удар по мячу одной стороной, касание туловищем игровой поверхности (за исключением руки, ведущей ракетку) или мяча, касание сетки, движение стола, пропуск мяча, правильно посланного соперником, подача не по правилам.

Парная игра. Мяч из поля подачи по диагонали отсылается в поле подачи соперника. Подающий определяется по предпринятому перед на­чалом первой партии выбору. Первый принимающий - следующий по­дающий и партнер первого подающего - следующий принимающий и т.д. после каждой партии порядок подачи меняется.

75


Игра в настольный теннис развивает быстроту, ловкость, координа­цию движений, выносливость, волю, настойчивость.

6.4.4 Бадминтон

Идея игры в бадминтон сводится к тому, что соперники перебрасы­вают мяч с перьями (волан) в пределах площадки. Задача играющего со­стоит в том, чтобы не дать волану коснуться площадки на своей стороне и "погасить" его через сетку на стороне противника.

Еще в Индии были найдены наскальные рисунки с изображением сцен игры, похожей на современный бадминтон. Возраст этих рисунков около 2000 лет. Эта игра была завезена из Индии в Англию, и в 1872 г. в небольшом городе Бадминтоне были проведены первые показательные вы­ступления. В 1934 г. в Лондоне была создана Международная федерация бадминтона. Начиная с 1948 г. проводятся розыгрыши кубка Томаса среди мужчин и с 1956 г. - Кубка Убера среди женщин. Розыгрыши этих кубков, так же, как и чемпионаты мира, проводимые с 1977 г., организуются для одиночников и для пар каждые три года. 1957 г. можно считать годом ро­ждения советского бадминтона, впервые наши бадминтонисты встретились со спортсменами других стран, приехавших на Всемирный фестиваль мо­лодежи и студентов в Москве. В 1974 г. СССР вступает в Международную федерацию бадминтона. В настоящее время бадминтон включен в про­грамму Олимпийских игр.

Бадминтон - это игра воланом. В игре могут участвовать двое (оди­ночная игра) или четверо (парная игра). Игра проводится на ровной пло­щадке, защищенной от ветра. Для парной игры размер площадки - 13,40 м. X 6,10 м., для одиночной игры - 13,40 м. X 5,18 м. Площадка разделяется на две равные половины сеткой. Ширина сетки 0,76 м. Высота сетки от по­ла до верхней кромки - 155 см. На расстоянии 198 см. от сетки по обе сто­роны прочерчивают ближнюю линию подачи. Центральная линия, которая соединяет заднюю линию и переднюю линию подачи, делит каждую из половины площадки на два поля подачи: правое (четное) и левое (нечет­ное).

Для парных игр обозначается дальняя линия подачи. Она проводит­ся на расстоянии 0,76 м. от задней линии в глубь площадки. Между этими линиями образуется задний коридор, куда нельзя подавать в парных играх. Между сеткой и передней линией подачи образуется другой коридор, куда нельзя подавать как в парной, так и в одиночной игре. Разметка площадки шириной в 4 см. входит в поле игры.

Игра начинается с подачи. Перед началом игры жребием определя­ется, кому подавать первым. Подающий и принимающий занимают свои правые поля, т.е. становятся по диагонали. При четном количестве очков подачи осуществляются с правого поля, а при нечетном - с левого. В бад­минтоне очки начисляются только подающему. Счет в партии идет до 15 очков, но женщины и дети играют до 11 очков. Игра состоит из трех пар-

76


тий, если проводится третья партия, то в середине счета (при 8 или 6 оч­ках) игроки меняются сторонами. Все парные игры проводятся до 15 оч­ков. В парных встречах подачи осуществляются попеременно с правого и левого поля своей стороны площадки. Партнеры осуществляют подачу по очереди. Первым делает подачу игрок, стоящий на правой половине поля. Во время подачи волан должен направляться по диагонали и опускаться в пределах границ соответствующего поля подачи противника. В момент удара ракетка не должна подниматься выше уровня пояса, а головка ракет­ки - выше кисти руки, держащей ракетку.

Занятия бадминтоном способствуют развитию гибкости, быстроты движений, ловкости, точности реакции. В бадминтон можно играть везде. Для игры не требуется специальная подготовка, и поэтому в него могут иг­рать люди любого возраста.

6.4.5 Легкая атлетика

Легкая атлетика - один из древнейших видов спорта, объединяю­щий бег на различные дистанции, прыжки, метания, спортивную ходьбу, а также легкоатлетические многоборья.

История развития легкой атлетики непрерывно связана с Олимпий­скими ифами древности и современности. На первых Олимпийских ифах 776г. до н. э. разыфывался только один вид легкой атлетики - бег на один стадий (примерно 192,27 м). В профамме современных Олимпийских иф легкая атлетика представлена 24 видами для мужчин и 14 -для женщин.

В 1888 г. под Петербургом был образован первый кружок любите­лей бега. В 1908 г. состоялся первый чемпионат России по легкой атлети­ке. В 1912 г. русские спортсмены, среди которых было 47 легкоатлетов, выступили на V Олимпийских ифах в Стокгольме.

Легкая атлетика включает в себя различные виды:

бег на короткие дистанции: бег на 100 м, бег на 200 м, бег на 400 м, эстафетный бег 4x100 м, и 4x400 м;

бег на средние дистанции: бег на 800 м, бег на 1500 м; бег на длинные и сверхдлинные дистанции: бег на 5000 м, бег па 10000 м, марафонский бег (42 км 195 м).

Марафонский бег получил свое название от местечка Марафон. По преданию после Марафонской битвы (490 г до н. э.) феческий воин-гонец нес в Афины весть о победе феков над персами. Прибежав, он сообщил о победе и упал замертво. Этому подвигу и посвящено состязание в мара­фонском беге:

бег с препятствиями: бег на 110 м с барьерами (на дистанции 10 барьеров, высота барьеров у мужчин - 106,7 см, у женщин - 84 см), бег на 400 м с барьерами, бег на 3000 м с препятствиями (стипл-чейз) (в этом виде соревнуются только мужчины, по кругу стадиона расположено 5 де­ревянных барьеров высотой 91,14 см, а после одного из них расположена яма с водой);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.