![]() |
|
|
Реферат: Лекции по физкультуре (ОГУ)Реферат: Лекции по физкультуре (ОГУ)Содержание Введение................................................................................................ 6 1 Физическая культура в
общекультурной и профессиональной 1.1 Основные понятия............................................................................ 7 1.2 Физическая культура - часть общечеловеческой культуры 7 1.3 Система физического воспитания................................................ 9 1.4 Компоненты физической культуры........................................... 10 1.5
Организационно-правовые основы физической
культуры и 1.6 Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении . ..15 2 Социально -
биологические основы физической 2.1 Основные понятия................................................ -.......................... 20 2.2
Организм человека как единая
саморазвивающаяся и саморе 2.3
Характеристика функциональных систем
организма и их 2.3.1 Опорно-двигательный аппарат............................................... 22 2.3.2 Сердечно-сосудистая система (система кровообращения) 27 2.3.3 Дыхание. Дыхательная система............................................. 31 2.3.4 Нервная система......................................................................... 33 2.4 Обмен веществ и энергии - основа
жизнедеятельности 3 Здоровый образ жизни. Физическая культура в
обеспечении 3.1 Основные понятия.......................................................................... 36 3.2
Здоровье человека как ценность. Факторы,
определяющие 3.2.1 Режим труда и отдыха............................................................... 37 3.2.2 Режим сна...................................................................................... 38 3.2.3 Активная мышечная деятельность (физическая нагрузка)....38 3.2.4 Закаливание организма............................................................ 40 3.2.5 Гигиенические основы здорового образа жизни................ 40 3.2.6 Профилактика вредных привычек.......................................... 41 3.2.7 Рациональное питание............................................................... 42 4 Общая физическая и спортивная подготовка в
системе 4.1 Основные понятия.......................................................................... 48 4.2 Методические принципы физического воспитания.............. 48 4.3 Методы физического воспитания.............................................. 50 4.4 Основы обучения движениям...................................................... 52 4.5 Средства и методы развития физических качеств................ 52 4.5.1 Средства и методы развития силы......................................... 52 4.5.2 Средства и методы развития быстроты движений............. 53 4.5.3 Средства и методы развития выносливости........................ 54 4.5.4 Средства и методы развития гибкости....... :......................... 55 4.5.5 Средства и методы развития ловкости.................................. 55 4.6 Формы организации физического воспитания....................... 55 4.6.1 Урочная форма............................................................................ 55 4.6.2 Неурочные формы занятий...................................................... 56 4.7 Общая и моторная плотность занятия...................................... 56 4.8 Физическая подготовка................................................................. 57 4.9 Зоны и интенсивность физических нагрузок.......................... 59 5 Основы методики самостоятельных занятий
физическими 5.1 Формы и организация самостоятельных занятий................. 61 5.2 Мотивация выбора самостоятельных занятий...................... 64 5.3 Граница интенсивности физической нагрузки....................... 65 5.4 Особенности самостоятельных занятий для женщин........... 67 6 Спорт. Индивидуальный выбор
спорта или система физических 6.1 Основные понятия.......................................................................... 69 6.2 Спорт. Многообразие видов спорта......................................... 69 6.3 Системы физических упражнений............................................. 70 6.4 Краткая характеристика некоторых видов спорта.............. 72 6.4.1 Баскетбол...................................................................................... 72 6.4.2 Волейбол........................................................................................ 73 6.4.3 Настольный теннис..................................................................... 75 6.4.4 Бадминтон..................................................................................... 76 6.4.5 Легкая атлетика.......................................................................... 77 6.4.6 Плавание....................................................................................... 78 6.5 Олимпийские игры.......................................................................... 79 7 Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом................................................................................................ 81 7.1 Основные понятия........................................................................... 81 7.2 Врачебный контроль..................................................................... 81 7.3 Педагогический контроль............................................................. 82 7.4 Самоконтроль.................................................................................. 83 7.4.1 Субъективные показатели самоконтроля............................ 83 7.4.2 Объективные показатели самоконтроля............................... 85 7.5 Функциональные пробы и тесты................................................ 87 8 Психофизиологические основы
учебного труда и интеллекту 8.1 Основные понятия........................................................................... 90 8.2 Умственный труд, умственная работоспособность и факторы ...90 8.3 Механизмы возникновения и признаки умственного утом- 92 8.4 Средства физической культуры в
регулировании работоспо
9 Физическая культура в профессиональной бакалавра и специалист............................... 9.1 Основные понятия.......................................................................... 98 9.2 Производственная физическая культура................................. 98 9.2.1 Профилактика профессиональных
заболеваний и травма
9.3 Профессионально-прикладная физическая подготовка.... 102 Список использованных источников.............. Приложение А Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой.......................................................................... '09 Приложение Б Комплекс корригирующей гимнастики для глаз по методу Э. С. Аветисова............................................................... 112 Введение культура"
в высшем профессиональном Гуманитарная значимость физической культуры заключается в создании устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, развитие у студентов потребностей в физическом самосовершенствовании. Вклад физической культуры в высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о научно-практических основах физической культуры и здорового образа жизни, а также в овладении системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. Учебное пособие написано в соответствии с требованиями теоретического раздела программы по физической культуре для высших учебных заведений. данного учебного пособия - дать студентам теоретические ос-физического воспитания, а также научить их умению грамотно организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями, т.е. содействовать формированию физической культуры личности. При подготовке учебного пособия использованы различные источники, прежде всего учебники, изданные по данной дисциплине, а также труды ведущих ученых в области физического воспитания Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, Н.Г. Озолина, Л.Н. Нифонтовой, В.И. Ильинича, В.М. Выдрина и до. 1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов 1.1 Основные понятия Физическая культура - часть общечеловеческой культуры, вся совокупность достижений общества в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека. Физическое воспитание - педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний. Спорт - составная часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовки к ней в сочетании со стремлением занимающихся к достижению максимального результата. Физическое совершенство - это исторически обусловленное представление об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека. развитие - процесс изменения естественных морфо-свойств организма человека в течение индивидуальной жизни. Физическая и функциональная подготовленность - результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств с одновременным повышением уровня деятельности его функциональных систем: опорно-двигательной, сер-\, дыхательной, нервной и других. активность - естественная и специально организо-деятельность человека, обеспечивающая жизнедеятельность человеческого организма. Профессиональная направленность физического воспитания -это использование средств физической культуры для подготовки к высокопроизводительному труду, обеспечению высокой работоспособности че- 1.2 Физическая культура - часть общечеловеческой Физическая культура составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенства человека. В самом содержании физической культуры можно с некоторой условностью выделить две основные стороны: во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позво- ляющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечивающая сторона физической культуры); во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры). Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека, физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир - мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако то, какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом, зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют. Физическая культура - продукт развития определенных исторических условий. Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий: географической среды; условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил; экономических и социальных факторов. Показателями состояния физической культуры в обществе являются: массовость; степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания; уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей; уровень спортивных достижений; наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров; пропаганда физической культуры и спорта; степень и характер использования СМИ в сфере задач, стоящих перед физической культурой; состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания. В истории человеческого общества не существовало времен, народов, которые не имели бы в самой элементарной форме физического воспитания. Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки. В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и веления захватнических войн. Впервые были созданы системы физического мое-питания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физического воспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, музыкой. Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и другие выдающиеся люди древности. В период капитализма физическая культура была поставлена пра-нищим классом на службу укрепления основ своего политического господ-с|на. Особенностью развития физической культуры в период капитализма яиляется то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий, физически хорошо подготовленных для ведения войн. В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции по отдельным видам спорта. На современном этапе главная социальная функция физического воспитания состоит в формировании физически совершенных, социально активных, морально стойких здоровых людей. 1.3 Система физического воспитания Понятие "система физического воспитания" отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, 1с. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации. В совокупности с определяющими ее положениями система физического воспитания характеризуется: идеологическими основами, выраженными в ее социальных целевых установках, принципах и других отправных идеях, которые продиктованы потребностями всего общества; теоретико-методическими основами, которые в развитом виде представляют собой целостную концепцию, объединяющую научно-практические знания о закономерностях, правилах, средствах и методах физического воспитания; программно-нормативными основами, т.е. программным материалом, отобранным и систематизированным согласно целевым установкам и принятой концепции, и нормативами, установленными в качестве критериев физической подготовленности, которая должна быть достигнута и результате физического воспитания; тем, как все эти исходные основы закреплены организационно и реализуются в деятельности организаций и учреждений, непосредствен- но осуществляющих и контролирующих физическое воспитание в обществе. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что систему физического воспитания характеризуют не столько отдельные явления практики физического воспитания, сколько ее общая упорядоченность, и то, на каких исходных системообразующих основах обеспечивается ее упорядоченность, организованность и целенаправленность в рамках конкретной общественной формации. Общими принципами, на которых основывается современная система физического воспитания, являются: принцип всестороннего гармонического развития личности; принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой; принцип оздоровительной направленности. 1.4 Компоненты физической культуры Спорт - часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей; это огромный мир эмоций, популярнейшее зрелище, в котором присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Физическое воспитание - педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний. Целью физического воспитания является воспитание физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины. Физическое воспитание включено в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений. Профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки для успешного овладения той или иной профессии. Содержание и состав средств ППФК определяется особенностями трудового процесса. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура. Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками), и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). В качестве средств физической культуры используются: . физические упражнения; естественные силы природы (солнце, воздух, вода); гигиенические факторы (личная гигиена, распорядок дня, режим питания и т. д.). 1.5 Организационно-правовые основы физической культуры и спорта Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения. Настоящий федеральный закон состоит из семи глав и сорока трех статей и был принят Государственной Думой 13 января 1999 года и одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года. В первой главе настоящего закона изложены общие положения (цели и задачи настоящего закона, принцип государственной политики в области физической культуры и спорта, меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта). Рассмотрим подробнее. Ст. 1 Федерального закона о физической культуре и спорте в РФ определяет его цели и задачи. Настоящий закон создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения. Настоящий закон рассматривает физическую куль'туру и спорт как одно из средств профилактики заболевания, укрепления здоровья, поддержки высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии со следующими принципами: - непрерывности
и преемственности физического воспитания раз - учета интересов всех граждан при разработке и реализации
феде - признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку; - создания благоприятных
условий финансирования физкультурно- Ст. 4 данного федерального закона перечисляет меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта. Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в РФ, поддерживает физкультурное движение и олимпийское движение России и обеспечивает: - ежегодное финансирование мероприятий в области физической - создание условий для использования
физкультурно-спортивными Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |