на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Лекции по физкультуре (ОГУ)



циативность (предполагает творчество, личный почин, находчивость и со­образительность) и самостоятельность.

В процессе занятий спортом воспитываются воля и характер, т.к. необходимо соблюдать строгий режим, переносить большие нагрузки, преодолевать отрицательные эмоции и различные трудности.

С помощью специальной психологической подготовки формирует­ся психофизическая устойчивость к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, памяти в условиях умст­венного утомления и нервно-эмоционального напряжения; способность воспринимать и обрабатывать информацию в условиях дефицита времени; способность головного мозга к формированию опережающих реакций, предшествующих реальному двигательному действию.

4.9 Зоны и интенсивность физических нагрузок

При выполнении физических упражнений происходит определен­ная нагрузка на организм человека, которая вызывает активную реакцию со стороны функциональных систем. Для определения степени напряжен­ности функциональных систем при нагрузке используются показатели ин­тенсивности (мощность и напряженность мышечной работы), которые ха­рактеризуют реакцию организма на заданную работу. Наиболее информа­тивным показателем интенсивности нагрузки (особенно в циклических ви­дах спорта) является частота сердечных сокращений (ЧСС).

Физиологи определили четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС.

Нулевая зона интенсивности (компенсаторная) - ЧСС до 130 уд/мин. При такой интенсивности нагрузки эффективного воздействия на организм не происходит, поэтому тренировочный эффект может быть только у слабо подготовленных занимающихся. Однако в этой зоне интен­сивности создаются предпосылки для дальнейшего развития тренирован­ности: расширяется сеть кровеносных сосудов в скелетных и сердечной мышцах, активизируется деятельность других функциональных систем (дыхательной, нервной и т.д.).

Первая тренировочная зона (аэробная) - ЧСС от 130 до 150 уд/мин, Данный рубеж назван порогом готовности. Работа в этой зоне интенсивно­сти обеспечивается аэробными механизмами энергообеспечения, когда энергия в организме вырабатывается при достаточном поступлении кисло­рода.

Вторая тренировочная зона (смешанная) - ЧСС от 150 до 180 уд/мин. В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подк­лючаются анаэробные, когда энергия образуется при распаде энергетиче-ских веществ в условиях недостатка кислорода.

Общепринято, что 150 уд/мин - это порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако, у слабо подготовленных занимающихся ПАНО может наступить при ЧСС 130-140 уд/мин, что свидетельствует о низком уровне

59


тренированности, тогда как у хорошо подготовленных спортсменов ПАНО может сдвинуться к границе - 160-165 уд/мин, что характеризует высокую степень тренированности.

Третья тренировочная зона (анаэробная) - ЧСС от 180 уд/мин и более. В этой зоне совершенствуются анаэробные механизмы энергообес­печения на фоне значительного кислородного долга. В данной зоне ЧСС перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, т.к. приобретают значение показатели биохимических реакций крови и ее со­става, в частности, количество молочной кислоты.

Нагрузки второй и третьей тренировочной зоны можно рекомендо­вать, только физически подготовленным людям, не имеющим отклонений в состоянии здоровья.

Зависимость максимальной величины ЧСС от возраста во время тренировки можно определить по формуле:

ЧСС(максимально) = 220 - возраст (в годах)

Например, для 19-летних занимающихся максимальная ЧСС будет равна: 220-19 - 201 уд/мин


5     Основы      методики     самостоятельных     занятий физическими упражнениями

Самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом должны быть обязательной составной частью здорового "образа жизни студентов. Они являются неотъемлемой частью научной организа­ции труда, восполняют дефицит двигательной активности, способствуют более эффективному восстановлению организма после утомления, повы­шению физической и умственной работоспособности.

Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях, в разное время и включать задания преподавателя или проводиться по само­стоятельно составленной программе. Эта форма занятий с каждым годом получает все большее распространение.

Основная цель самостоятельных занятий - сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работо­способности.


5.1 Формы и организация самостоятельных занятий

Конкретная направленность и организационные формы использо­вания самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здо­ровья, уровня физической и функциональной подготовленности занимаю­щихся. Можно выделить следующие направленности:

гигиеническая - предполагает использование средств физической
культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья;

оздоровительно-рекреативная - предусматривает использование
средств физической культуры в свободное время после рабочего в целях
восстановления организма и профилактики переутомления;

лечебная - заключается в использовании физических упражнений,
гигиенических мероприятий и закаливающих процедур в общей системе
лечебных мер по восстановлению здоровья или определенных функций ор­
ганизма, сниженных или утраченных в результате заболеваний;

общефизическая - обеспечивает всестороннюю физическую под­
готовленность и поддержание ее в течение длительного периода;

спортивная - имеет цель повышения спортивного мастерства, уча­
стие в спортивных соревнованиях и подготовки к ним, со стремлением
достижения максимального результата;

профессионально-прикладная - предусматривает использование
средств физической культуры в системе научной организации труда и для
подготовки к профессиональной деятельности.

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целью и задачами. Существуют три основные формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, уп­ражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные заня­тия.

6!


Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна.

В комплексы утренней гигиенической гимнастики следует вклю­чать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыха­тельные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статиче­ского характера, со значительными отягощениями, на выносливость. Мож­но включать упражнения со скакалкой, эспандером, с мячом.

При выполнении утренней гигиенической гимнастики рекоменду­ется придерживаться определенной последовательности выполнения уп­ражнений: ходьба, медленный бег, ходьба (2-3 мин); упражнения типа "по­тягивание" с глубоким дыханием; упражнения на гибкость и подвижность для рук, шеи, туловища и ног; силовые упражнения без отягощений или с небольшими отягощениями для рук, туловища и ног (сгибание и разгиба­ние рук в упоре лежа, упражнения с легкими гантелями - для женщин 1,5-2 кг, для мужчин - 2-3 кг, с эспандерами); различные наклоны и выпрямле­ния в положении стоя, сидя, лежа, приседания на одной и двух ногах и др.; легкие прыжки или подскоки - 20-30 сек.; медленный бег и ходьба (2-3 мин); упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

При составлении комплексов утренней гигиенической гимнастики и их выполнении рекомендуется физиологическую нагрузку на организм по­вышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине ком­плекса. К концу выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.

Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой с постепенным увеличением ее до средних величин.

Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомас­сажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туло­вища и рук (5-7 мин) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах ме­жду учебными занятиями. Такие упражнения обеспечивают предуп­реждение наступающего утомления, способствуют поддержанию высокой работоспособности на длительное время без перенапряжения. Выполнение физических упражнений оказывает вдвое больший стимулирующий эф­фект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых.

Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветрива­емых помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить ин­дивидуально или в группе из 3-5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная.

Заниматься рекомендуется 2-7 раз в неделю по 1-1,5 ч. Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует повы-


шению уровня тренированности организма. Лучшим временем для трени­ровок является вторая половина дня, через 2-3 часа после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 часа-после приема пищи и не позднее чем за час до приема пищи или отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак. Трениро­вочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоро­вья и повышению общей работоспособности организма.

Необходимо учитывать, что занимающийся не может реализовать поставленные цели только совершенствованием методов тренировки, уве­личением объемов и интенсивности нагрузок. Вопросы правильного по­строения тренировочного процесса невозможно решить без учета особен­ностей протекания процессов утомления и восстановления организма. Чтобы правильно построить микроцикл, нужно не только знать, какое воз­действие на организм оказывают различные по величине и направленности нагрузки, но и каковы динамика и продолжительность протекания процес­сов восстановления после них (В. И. Дубровский).

Физиологическими исследованиями (Н. В. Зимкин, Н. Н. Яковлев и др.) установлено, что восстановительные процессы в зависимости от их направленности в одних случаях могут обеспечить рост работо­способности, а в других привести к ее падению. При этом в организме мо­гут развиваться два противоположных состояния: нарастание тренирован­ности (если восстановление обеспечивает восполнение энергетических ре­сурсов) или переутомление (если восстановление энергетических ресурсов не происходит).

Таким образом, при проведении самостоятельных занятий особенно важно:

-  рациональное планирование тренировочного процесса;

-  правильное построение отдельного тренировочного занятия.

С возрастом в процессе старения организма наступают изменения функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной , нервной и др. систем; двигательного аппарата и мышц; происходит нару­шение обмена веществ; ухудшается адаптация организма к различным фи­зическим нагрузкам - все это приводит к ограничению двигательной ак­тивности. Возрастное уменьшение количества воды, калия и кальция в мышцах приводит к потере их эластичности.

С учетом возрастных изменений для лиц 17-30 лет, имеющих высо­кий уровень физической подготовленности, рекомендуются занятия из­бранным видом спорта; имеющих среднюю физическую подготовленность - занятия общей физической подготовкой; имеющих низкую физическую подготовленность - занятия с оздоровительной направленностью.

В возрасте 50 лет и старше лицам с низкой физической подготов­ленностью рекомендуются занятия физическими упражнениями с элемен­тами лечебной физической культуры.

В возрасте после 60 лет рекомендуется физическая нагрузка только

63


62


аэробного характера, так как образование кислородного долга при ана­эробной работе может привести к спазму венечных артерий сердца.

По данным Российского научно-исследовательского института фи­зической культуры, рекомендуется следующий недельный объем двига­тельной активности для людей разного возраста (часов в неделю):

-дошкольники                      21-28;

-  школьники                           14-21;

-  студенты                             10-14;

-  лицам старшего возраста  6-10.

Выбор количества занятий в неделю зависит от поставленных целей самостоятельных занятий. Общие рекомендации таковы: для поддержания физического состояния на достигнутом уровне достаточно заниматься 2 раза в неделю по 1-1,5 часа. Для его повышения - три раза в неделю, а для достижения заметных результатов - 4-5 раз в неделю.

5.2 Мотивация выбора самостоятельных занятий

Отношение студентов к физической культуре и спорту - одна из ак­туальных социально-педагогических проблем. Многочисленные исследо­вания свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов потребностью, не превратилась в интерес лич­ности.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активные занятия физической культурой и спортом.

К объективным факторам относятся: состояние материальной базы, содержание занятий и направленность учебного процесса по физвоспита-нию, состояние здоровья занимающихся, личность преподавателя, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

В зависимости от задач, которые ставит перед собой занимающий­ся, различные системы физических упражнений могут целенаправленно использоваться, например:

1. Для развития основных физических качеств:

-  для развития силы применяются упражнения с отягощениями
(собственный вес тела, с резиновыми амортизаторами, с эспандером, отя­
гощения малого, среднего и большого веса, упражнения на тренажерах);
атлетическая гимнастика; тяжелая атлетика; гиревой спорт;

-  для развития быстроты движений   используются различные уп­
ражнения   с  ускорением,   спринтерские  дистанции   в  легкой   атлетике
(100,200 м), конькобежном спорте;

-  для развития ловкости  большое значение имеет разучивание но­
вых сложных движений, а также упражнения спортивной и художествен­
ной гимнастики, акробатики, аэробики, прыжки на батуте, спортивные
различные игры;

-  для развития гибкости рекомендуется выполнять различные гим-


настические упражнения для всех частей тела с максимальной амплитудой: активные (за счет собственных усилий) и пассивные (за счет внешних уси­лий), с помощью партнера или с использованием отягощений;

- для развития выносливости используются все циклические виды
спорта, нагрузка в которых продолжается от 6 минут до 30 минут и более.
Например, спортивная ходьба, лыжные гонки, бег на средние и длинные
дистанции, плавание и т.д.

2.    Для освоения жизненно необходимых навыков используются
ходьба, бег, плавание, передвижения на лыжах, ритмическая гимнастика.

3.    Для воспитания волевых качеств необходимо во время занятий
добиваться выполнения тренировочных планов, преодолевать вводимые в
занятия усложнения, применять элементы соревнований.

4.    На формирование различных психофизических и специальных
прикладных физических качеств можно воздействовать с помощью на­
правленного подбора средств физической культуры:

- устойчивость к низким температурам вырабатывается при заняти­
ях зимними видами спорта на открытом воздухе;

-  устойчивость  к  гипоксии   вырабатывается   при  занятиях   цик­
лическими видами спорта на средние и длинные дистанции;

-  устойчивость к работе на высоте вырабатывается при занятиях
спортивной гимнастикой, акробатикой, прыжками на батуте;

-  устойчивость к длительной концентрации внимания вырабатыва­
ется при занятиях пулевой стрельбой, стрельбой из лука, шахматами и
шашками;

-  устойчивость к распределенному вниманию вырабатывается при
занятиях спортивными играми (футбол, волейбол, баскетбол).

5.3 Граница интенсивности физической нагрузки.

Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если на­грузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вы­звать в организме явление перенапряжения. В связи с этим возникает не­обходимость определить оптимальный уровень интенсивности занятий для каждого, кто занимается самостоятельно. Для этого необходимо опреде­лить исходный уровень функционального состояния организма перед на­чалом занятий, а затем в процессе занятий контролировать изменение по­казателей.

Наиболее доступными способами оценки состояния сердечно - со­судистой и дыхательной систем являются ортостатическая проба, проба Рюффье, проба Штанге (см. гл.8).

Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьше­ние их интенсивности, обеспечивается:

- изменением исходных положений (например, наклоны туловища вперед с доставанием руками пола, не сгибая ног в коленях, легче делать из исходного положения ноги врозь и труднее делать из исходного поло-

65


жения ноги вместе);

-  изменением амплитуды движений (с увеличением амплитуды на­
грузка на организм возрастает);

-  ускорением или замедлением темпа (в циклических упражнениях,
например, большую нагрузку дает быстрый темп, а в силовых - медленный
темп);

-  увеличением или уменьшением числа повторений упражнений
(чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нафузка);

-  включением в работу большего или меньшего числа мышечных
групп (чем больше мышц участвует в работе, тем значительнее физическая
нафузка);

-  увеличением или сокращением пауз для отдыха (более продол­
жительный отдых способствует более полному восстановлению организ­
ма).

По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными. При активных паузах, когда выполняются легкие упражнения разфузочно-го характера или упражнения на расслабление, восстановительный эффект увеличивается. При сокращении пауз для отдыха (когда организм не пол­ностью восстанавливается, нафузка на организм увеличивается).

Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и фи­зиологических показателей. К физическим показателям нафузки относят­ся: интенсивность и объем, скорость и темп движений, продолжитель­ность, число повторений. К физиологическим параметрам относятся: уве­личение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема крови.

Интенсивность нафузки может определяться по ЧСС.

Исследованиями установлено, что для разного возраста минималь­ная интенсивность по ЧСС, которая дает тренировочный эффект, является:

для лиц 20 лет - 134 уд/мин;

30 лет- 129 уд/мин;

40 лет- 124 уд/мин;

50 лет- 118 уд/мин;

60 лет- 113 уд/мин;

65 лет - 108 уд/мин.

Зависимость максимальной ЧСС от возраста можно определить по формуле:

ЧСС (максимальная) = 220 - возраст (в годах).

Учитывая наличие максимальных и минимальных величин интен­сивности по ЧСС, можно определить зоны оптимальных и больших нафу-зок. Например, для лиц 17-20 лет оптимальной зоной будет диапазон ЧСС от 150 до 177 уд/мин, зоной больших нафузок от 177 до 200 уд/мин; для лиц 25 лет соответственно - 145-172 уд/мин и 172/195 уд/мин (таблица 5.1)

Самочувствие занимающихся точно отражает изменения, происхо­дящие в организме под влиянием занятий физическими упражнениями.

Признаками чрезмерной нафузки являются: накапливание утомле­ния, появление бессонницы или повышение сонливости, боль в области

м


сердца, одышка, гошнота.

При проявлениях данных признаков необходимо снизить физиче­скую нафузку или временно прекратить занятия.

Таблица 5.1 Зоны интенсивности нафузок по ЧСС

Возраст, лет

Зона оптимальных нагрузок ЧСС, уд /мин

Зона больших нафузок ЧСС уд/ мин

17-20 150-177 177-200
20-25 145-172 172-195
25-30 140-168 168-190
30-35 137-164 164-185
35-40 133-160 160-180
40-45 129-155 155-175
45-50 126-150 150-170
50-55 122-145 145-155
55-60 118-141 141-160

5.4 Особенности самостоятельных занятий для женщин

Организм женщины имеет определенные анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при занятиях физическими упражнениями. Женский организм характеризуется менее прочным строе­нием костей, меньшим развитием мускулатуры тела, более широким тазо­вым поясом и более развитой мускулатуры тазового дна. Для здоровья женщин большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна. От их развития зависит нормальное положение внутренних органов, способность женщины к лучшему выполнению функции мате­ринства. Одной из причин недостаточного развития этих мышц у студен­ток и работниц умственного труда является малоподвижный образ жизни. При сидячем положении мышцы тазового дна не противодействуют внут-рибрюшному давлению и растягиваются от тяжести лежащих над ними ор­ганов. Как следствие этого, мышцы теряют свою эластичность и проч­ность, что может привести к нежелательным изменениям положения внут­ренних органов и нарушением их функциональной деятельности.

Ряд особенностей организма женщины имеется и в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они выражаются бо­лее высокой ЧСС и частотой дыхания, более продолжительным периодом восстановления организма после физической нафузки, более быстрой по­терей состояния тренированности при прекращении занятий.

Занимаясь физическими упражнениями, женщина должна сохра­нить присущую её организму женственность, изящность телосложения и фациозность в движениях. Эти задачи должны решаться путем тщатель-

67


ного подбора упражнений, правильной организации тренировочных заня­тий и методикой их проведения.

При проведении занятий должны быть исключены случаи форми­рования тренировки с целью быстрого достижения высокого результата. Разминке должно уделяться большее внимание, её следует проводить бо­лее тщательно и более продолжительно, чем при занятиях с мужчинами. Рекомендуется исключать упражнения, вызывающие повышение внутри-брюшного давления и затрудняющие деятельность органов брюшной по­лости и малого таза (например, прыжки в глубину, поднимание тяжестей и т.д.).

Более постепенное увеличение нагрузки требуется при выполнении упражнений на силу и быстроту. Упражнения с отягощениями рекомен­дуется применять небольшими сериями с вовлечением в работу различных мышечных групп. Между подходами необходимо выполнять упражнения на расслабление.

Нагрузки на выносливость для женщин должны быть меньше по объему и повышаться постепенно, так как функциональные возможности систем кровообращения и дыхания у них значительно ниже.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.