на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Лекции по физкультуре (ОГУ)


Таким образом, самый верный и эффективный путь к высокой ра­ботоспособности, творческой активности, физическому совершенству и долголетию - высокая физическая активность.

Физическая нагрузка, повышая окислительные, обменные процессы в организме, задерживает развитие атеросклероза. Врачебные наблюдения показывают, что атеросклероз сосудов головного мозга, сосудов, питаю­щих мышцы сердца, у людей физического труда, а также у лиц, занимаю­щихся физической культурой и спортом, встречается сравнительно редко, как и повышенное содержание холестерина в крови.

39


Тонус и работоспособность головного мозга поддерживается в те­чение длительных промежутков времени, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуется с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы на лыжах, бега, катания на коньках и многих других физиче­ских упражнений, выполняемых ритмично с умеренной интенсивностью.

Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физиче­ской тренировки. Она должна стать такой же привычной, как и умывание по утрам.

Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1.5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При ра­боте в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбу­жденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выпол­нять по принципу кроссовой ходьбы: 0.5 - 1 км медленным прогулочным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.

3.2.4 Закаливание организма

Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма. К нему лучше всего приступить с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания -воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры. Они укрепляют нервную систему, оказывают благо­творное влияние на сердце и сосуды, нормализуют артериальное давление, улучшают обмен веществ. Сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует теплой водой (35 - 36°С), постепенно переходя к прохладной, а затем к обливани­ям. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться.

Физически здоровым и закаленным людям при соблюдении опреде­ленных условий можно проводить водные процедуры вне помещений и зимой.

К основным принципам закаливания относятся: систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей организма.

3.2.5 Гигиенические основы здорового образа жизни

Гигиена от греческого "целебный, приносящий здоровье". Как от­расль медицины она ставит своей целью путем различных профилактиче­ских мероприятий сохранить здоровье человека, сделать его красивее, привлекательнее, интереснее.

40


Личная гигиена - это уход за кожей, гигиена одежды, обуви, зака­ливание и другие моменты повседневного быта. Особенно важно соблю­дать личную гигиену тем, кто занимается физкультурой и спортом.

Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья. Кожа не только орган осязания, она защищает тело от вредных воздейст­вий и играет большую роль в теплорегуляции организма, в процессе дыха­ния. В коже находится большое количество нервных окончаний. Подсчи­тано, что на 1 см2 поверхности тела приходится около 100 болевых, 12-15 холодовых, 1 - 2 тепловых и около 25 точек, воспринимающих атмосфер­ное давление. Это позволяет коже обеспечивать постоянную информацию организма обо всех действующих на тело раздражителях.

Все эти функции выполняются в полном объеме только здоровой, крепкой, чистой кожей. Кожные заболевания, загрязненность ослабляют ее деятельность, а это, понятно, неблагоприятно отражается на состоянии здоровья человека.

Основа ухода за кожей - регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. Это надо делать на реже одного раза в 4 - 5 дней (при­ем душа, ванны или посещение бани), после чего обязательно меняется на­гельное белье.

Нельзя забывать о том, что находящиеся на руках микробы и яйца гельминтов могут переноситься на продукты питания, посуду. Особенно много микробов скапливается под ногтями. Поэтому надо не лениться ка­ждый раз регулярно мыть руки - после загрязнения, перед едой, после спортивных занятий, посещения туалета и т.д.

Уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мы­тье их, предохранение от чрезмерного загрязнения во время производст­венных работ, спортивных занятий и активного отдыха.

Правильный уход за зубами и полостью рта предохраняет организм от всевозможных инфекций и нарушений работы желудочно-кишечного тракта.

Уход за ногами заключается в их ежедневном мытье с мылом перед сном, использовании чистых носков, проветривании обуви.

Овладеть правилами личной гигиены и повседневно их соблюдать -обязанность каждого человека.

3.2.6 Профилактика вредных привычек

Здоровый образ жизни человека немыслим без решительного отказа от всего того, что наносит непоправимый ущерб организму. Речь идет в данном случае о привычках, которые незаметно подтачивают здоровье. К самым распространенным относится, прежде всего, употребление алко­гольных напитков, курение, наркотики.

Чем опасен алкоголь? Он разрушает важнейшие органы и системы человеческого организма, в том числе и центральную нервную. Плохо очищенный спирт, который получают путем брожения из хлебных крахма-


41


лосодержащих злаков и овощей либо синтетически, содержит ядовитые примеси.

Человек, пристрастившийся к спиртным напиткам, не может быстро и точно мыслить, становится невнимательным, допускает много ошибок. А если к этому добавить, что в состоянии опьянения человек теряет над со­бой контроль, ведет себя развязано и способен совершить различные анти­общественные поступки, то становится совершенно ясно, что алкоголь не­совместим с понятием о здоровом образе жизни.

Заблуждается и тот, кто полагает, что курение - безвредно, что оно, мол, даже стимулирует умственную деятельность, придает бодрость. Как показали научные исследования, в первое время при курении наблюдается повышение возбудимости коры головного мозга, которое сменяется угне­тением нервных клеток, что требует повторного употребления табака.

Чем опасен дымок сигареты? Вместе с ним организм поступает бо­лее тридцати вредных веществ - никотин, сероводород, уксусная, муравь­иная и синильная кислота, этилен, изопрен, угарный и углекислые газы, различные смолы, радиоактивный полоний.

Аргументов против курения очень много. Но, пожалуй, самый вес­кий - высокая вероятность возникновения рака дыхательных путей. Еже­годно рак легких уносит миллионы жизней! Рак дыхательных путей, со­гласно научным данным, у курильщиков возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих.

Как чрезвычайно опасного врага каждый здравомыслящий человек должен рассматривать наркотики. Пристрастие к ним, даже эпизодическое, может привести к тяжелому заболеванию - наркомании.

Коварное действие наркотиков состоит в том, что незаметно разви­вается неодолимая тяга к ним, это характеризуется рядом признаков, Во-первых, привычные дозы уже не дают желаемого эффекта. Во-вторых, возникает непреодолимое влечение к данному препарату и стремление по­лучить его любой ценой. В-третьих, при лишении наркотика развивается тяжелое состояние (так называемая физическая ломка).

При длительном употреблении наркотиков происходит хроническое отравление организма с глубокими нарушениями в различных органах. Постепенно наступает психическое и физическое истощение. Закоренелым наркоманам присущи: повышенная раздражительность, неустойчивое на­строение, нарушение координации движений, дрожание рук, потливость. Заметно снижаются у них умственные способности, ухудшается память, резко падает трудоспособность, слабеет воля, теряется чувство долга.

Итак, здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, и эта несовместимость принципиальная.

3.2.7 Рациональное питание

Все жизненные процессы в организме человека находятся в боль­шой зависимости от того, из чего состоит его питание с первых дней жиз-

42


ни, а также от режима питания. Всякий живой организм в процессе жизне­деятельности непрерывно тратит входящие в его состав вещества. Значи­тельная часть этих веществ "сжигается" (окисляется) в организме, в ре­зультате чего освобождается энергия. Эту энергию организм использует для поддержания постоянной температуры тела, для обеспечения нор­мальной жизнедеятельности внутренних органов (сердца, дыхательного аппарата, органов кровообращения, нервной системы и т.д.) и особенно для выполнения физической работы. Кроме того, в организме постоянно протекают созидательные процессы, связанные с формированием новых клеток, тканей. Для поддержания жизни необходимо, чтобы все эти траты организма полностью возмещались. Источниками такого возмещения яв­ляются вещества, поступающие с пищей.

Питание строится на следующих принципах:

-   достижения энергетического баланса (потребляем столько, сколько
расходуем);

-   определения качественного состава пищи (правильное соотношение
между основными пищевыми веществами: белками, жирами, углеводами,
минеральными веществами и витаминами);

ритмичность приема пищи.

Установлено, что по энергическим затратам взрослое население можно разделить на 4 группы:

в первую группу (затрата 3000 ккал в сутки) включаются лица, не связанные с физическим трудом и работающие главным образом в си­дячем положении;

во вторую группу относятся рабочие механизированного труда (затрата 3500 ккал в сутки);

к третьей группе - занятые немеханизированным трудом, как, например, кузнецы, плотники, водопроводчики (затрат 4500 - 5000 ккал в сутки);

к четвертой группе относятся люди активно занимающиеся спортом, их энергетические затраты, особенно в период тренировок и со­ревнований, могут возрастать до 6000 - 7000 ккал в сутки.

Часть энергии идет на основной обмен, необходимый для поддер­жания жизни в состоянии покоя (для мужчин с массой тела 70 кг он со­ставляет в среднем 1700 ккал, а у женщин - 1600 ккал).

Для правильного построения питания недостаточно, однако, опре­делить только каллорийность пищи. Нужно знать также, какие пищевые вещества и в каком количестве могут эту калорийность, т.е. определить ка­чественный состав пищи. При окислении в организме 1 г белков и 1 г угле­водов образуется 4,2 ккал, при окислении 1 г жира - 9,3 ккал. В случае не­обходимости углеводы и жиры частично могут заменять друг друга; что касается белковых веществ, то они не могут быть заменены никакими дру­гими пищевыми веществами.

Белки - важнейшие пищевые вещества. Они, прежде всего, необхо­димы для пластических функций: построения и постоянного обновления

43


различных тканей и клеток организма. Белки входят в состав многих гор-••монов и таким образом участвуют в обмене веществ.

При недостатке белков нарушается деятельность центральной нерв­ной системы, желез внутренней секреции, печени и других органов, сни­жаются защитные силы организма, работоспособность, а у детей замедля­ется рост и развитие.

Особую ценность имеют белки, содержащиеся в продуктах живот­ного происхождения (молоко, творог, сыр, мясо, рыба, птица, яйца). По­этому не менее 60% суточной нормы белков в рационе должно быть жи­вотного происхождения. Из растительных продуктов наиболее богаты бел­ками фасоль, горох, соя. овсяная и гречневая крупа, рис, хлеб.

Продукты, содержащие белки, в течение дня желательно распреде­лять так: мясо, мясные продукты, сыры - на завтрак и обед; рыбу, творог, каши с молоком - на ужин.

Жиры выполняют разнообразные и сложные физиологические функции. Они являются концентрированными источниками энергии, вхо­дят в состав протоплазмы клеток и принимают активное участие в обмене веществ, улучшают вкус пищи и повышают чувство сытости. Жир, не ис­пользуемый организмом, накапливается в подкожной клетчатке, уменьшая теплопотери организма, а также в соединительной ткани, окружающей внутренние органы, для предохранения их от ударов и сотрясений. Этот жир называют резервным или запасным. В жирах содержатся важные ви­тамины А, Д, Е, К, а также ценные полиненасыщенные жирные кислоты. Они нормализуют холестериновый обмен, повышают устойчивость к ток­сическим факторам. Наиболее богаты этими ценными веществами рыбий жир и растительные жиры (кукурузное, оливковое, подсолнечное масло и др.). Потребность в полиненасыщенных жирах практически обеспечивает 20 - 30 г растительного масла, употребляемого в сутки с салатами, винег­ретами и другими закусками. В рационе человека должно содержатся 75 -80% жиров животного и 20 - 25% растительного происхождения.

Наибольшее количество жира содержится в растительных маслах, сливочном масле, майонезе, печени трески, свинине.

Углеводы - основные источники энергии в организме. Они необхо­димы для нормальной деятельности мышц, центральной нервной системы, сердца, печени. Важную роль играют углеводы в регуляции обмена белков и жиров: при достаточном поступлении в организм углеводов расход бел­ков и жиров ограничивается, и наоборот. В определенных условиях угле­воды могут превращаться в жир, который откладывается в организме.

Углеводы подразделяются на простые (сахар) и сложные (крахмал). Целесообразно вводить основную массу углеводов в виде крахмала, кото­рым богат, например, картофель. Непосредственно в виде сахара рекомен­дуется вводить лишь 20 - 25% от общего количества углеводов, содержа­щихся в суточном рационе питания.

Если углеводы поступают с пищей в достаточном количестве, они откладываются главным образом в печени и мышцах в виде особого жи-

44


вотного крахмала - гликогена. При избыточном же питании углеводы пе­реходят в организме в жир. Поэтому людям, склонным к полноте, нельзя злоупотреблять мучными изделиями, сладостями и другими легкоусвояе­мыми углеводами.

К углеводам обычно относят и клетчатку (оболочку растительных клеток), которая мало используется организмом человека, но необходима для правильных процессов пищеварения. Клетчатка усиливает перисталь­тику кишечника и способствует его нормальному опорожнению. Большое количество клетчатки содержится в бобовых, свекле, капусте, моркови, редьке, черносливе, а также в хлебе из муки грубого помола.

Наибольшее количество углеводов содержится в сахарном песке, конфетах, меде, зефире, печенье, макаронах, финиках, изюме, пшене, греч­невой и овсяной крупах, урюке, черносливе.

Витамины являются катализаторами обменных процессов. Они участвуют в обмене веществ и регулируют многие физиологические и биохимические процессы. Большинство витаминов не синтезируются ор­ганизмом и доставляются ему с продуктами растительного и животного происхождения.

При недостатке витаминов в рационе может возникнуть состояние гиповитаминоза: ухудшается самочувствие, наступает быстрая утомляе­мость, падает работоспособность, снижаются защитные силы организма.

При избыточном поступлении витаминов в организме развивается состояние гипервитаминоза. Это происходит в основном при чрезмерном употреблении синтетических витаминных препаратов.

Все витамины делятся на две группы: растворимые в воде и в жи­рах. К жирорастворимым витаминам относятся А, Д, Е, К. В группу водо­растворимых объединяются все остальные витамины.

Для более точного суточного дозирования витаминов следует рас­считывать их количество с учетом энергозатрат на каждую 1000 ккал: ви­тамин С - 35 мг, витамин В] - 0.7 мг, витамин РР - 7 мг, витамин А - 2 мг на 3000 ккал и дополнительно 0.5 мг на каждую последующую 1000 ккал.

Теперь кратко охарактеризуем наиболее важные витамины.

Витамин С (аскорбиновая кислота) играет важную роль в окисли­тельно-восстановительных процессах и улучшает работоспособность, по­вышает прочность стенок сосудов, улучшает кровегворение, активизирует действие ферментов и гормонов, повышает защитные свойства организма при большой физической и психической нагрузках, а также в условиях хо­лодного и жаркого климата.

Наибольшее содержание витамина С в сушеном шиповнике, черной смородине, зелени петрушки, укропе, цветной капусте, апельсине, лимоне, зеленом луке.

Витамин В/ (тиамин) имеет большое значение для работы нервной системы. Повышает работоспособность. Играет важную роль в углеводном обмене.


Наибольшее количество витамина В, в дрожжах прессованных, го­рохе, орехах арахиса, фасоли, свинине, овсяных хлопьях, гречневой крупе, грецких орехах, печени говяжьей.

Витамин Вг (рибофлавин) играет важную роль в регуляции окисли­тельно-восстановительных процессов. Способствует росту и регенерации тканей организма, синтезу гемоглобина. Оказывает нормализующее дейст­вие на зрительный анализатор.

Наибольшее содержание витамина В2 в печени, почках, дрожжах прессованных, яйцах, сыре, нежирном твороге, телятине, говядине, моло­ке.

Витамин РР (никотиновая кислота) обеспечивает процесс энерго­образования. Необходим для нормального функционирования центральной нервной системы, пищеварительных органов, печени, кожи.

Обычные пищевые рационы содержат необходимое количество ви­тамина РР за счет мяса, злаков, овощей.

Витамин А (ретинол) и каротины регулируют обменные процессы в эпителиальной ткани, стимулируют рост организма, принимают участие в обеспечении нормального зрения, укрепляют защитные силы организма. Витамин А поступает в организм с продуктами животного происхождения. Наибольшее содержание витамина А в печени трески, говяжьей печени, сливочном масле, яйцах, сыре.

Наряду с этим в организме витамин А может синтезироваться из провитамина- пигментов каратиноидов. Среди них главную роль играет р-каротин, он находится в овощах и фруктах. Наибольшее количество р-каротина в моркови, шпинате, сладком перце, зеленом луке, салате, в зеле­ни петрушки, облепихе, помидорах.

Минеральные вещества играют важную роль в питании человека.

Они участвуют в пластических процессах, формировании и по­строении тканей организма, в синтезе белка, в различных ферментативных процессах, работе эндокринных желез, а также регулируют обмен веществ, кислотно-щелочное равновесие и водный обмен. Наибольшее значение среди них имеют макроэлементы: кальций, фосфор, натрий.

Кальций входит в состав опорных тканей и имеет важное значение для формирования скелета. Он оказывает существенное влияние на обмен веществ и работу сердечной мышцы, способствует повышению защитных сил организма, участвует в процессах свертывания крови и обладает про­тивовоспалительным действием.

Достаточное количество кальция в питании способствует нормаль­ной возбудимости нервной системы и нервно-мышечного аппарата. Су­точная потребность кальция - 800 - 1400 мг. Особенно богаты кальцием молоко и молочные продукты.

Фосфор, как и кальций, необходим для образования костей. Важен он и для деятельности нервной системы. Органические соединения фосфо­ра участвуют в сокращении мышц, а также в биохимических процессах, протекающих в мозге, печени, почках и других органах. Суточная потреб-

46


ность в фосфоре - 2000 - 2500 мг. Наибольшее количество фосфора со­держится в сыре, печени, горохе, овсяной и гречневой крупах, пшеничном хлебе, жирном твороге, говядине, свинине.

Натрий оказывает многообразное биологическое действие. Под­держивает нормальное осмотическое давление в крови и тканевых жидко­стях, обеспечивает кислотно-щелочное равновесие, регуляцию 'водного обмена и кровяного давления. Необходим для нормального функциониро­вания нервной и мышечной систем. Активизирует пищеварительные фер­менты. Человек получает натрий главным образом с поваренной солью, добавляемой в пищу.

Микроэлементы образуют группу минеральных веществ - железо, кольбат, йод, фтор и др., которые находятся в пищевых продуктах в весьма малых дозах. Однако следует учитывать, что им отводится заметная био­логическая роль.

Вода - один из основных факторов внешней среды. Без нее нельзя удовлетворить физиологические, санитарно-гигиенические и хозяйствен­ные потребности человека. Вода входит в состав тканей и органов челове­ка, участвует во всех физико-химических процессах в организме, удалении из организма конечных продуктов обмена, регуляции отдачи тепла телом путем испарения.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, под здоровым об­разом жизни мы понимаем деятельность, направленную на укрепление фи­зического, психического и нравственного здоровья.


4   Общая   физическая   и   спортивная   подготовка   в системе физического воспитания

4.1   Основные понятия

Методические принципы - основополагающие методические за­кономерности педагогического процесса, выражающие основные требова­ния к построению, содержанию, организации учебно-тренировочного про­цесса.

Методы физического воспитания - способ достижения постав­ленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Основ­ные методы условно делятся на три группы: словесные, наглядные и прак­тические.

Физические качества - отдельные качественные стороны двига­тельных возможностей человека. Основными физическими качествами яв­ляются: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Общая физическая подготовка - процесс совершенствования фи­зических качеств, направленный на всестороннее физическое развитие че­ловека.

Специальная физическая подготовка процесс, который обеспе­чивает развитие физических качеств и формирование двигательных уме­ний и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или кон­кретных профессий.

Спортивная подготовка - длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и вне-тренировочных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечи­вается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.

Зоны интенсивности физических нагрузок условно характери­зуются величинами частоты сердечных сокращений и делятся на малую, среднюю, большую и предельную интенсивность физической нагрузки.

Двигательное умение - такая степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.

Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно, и действия отличаются высокой надежностью.

4.2  Методические принципы физического воспитания

Под методическими принципами физического воспитания понима­ют основополагающие методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса.

Методические принципы физического воспитания совпадают с об­щедидактическими. Физическое воспитание - один из видов педагогиче-


ского процесса, и на него распространяются общие принципы педагогики: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, систе­матичности и динамичности.

Принцип сознательности и активности. Наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознатель­ном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому будет способст­вовать формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Преподаватель должен четко по­ставить цель в занятиях, довести до сознания занимающихся не только то, что и как надо выполнять, но и почему предлагается именно это, а не дру­гое упражнение. Следствием сознательного отношения к физическим уп­ражнениям при подборе увлекательного материала и оптимальной органи­зации занятий должна стать активность занимающихся, которая проявля­ется в инициативности, самостоятельности и творческом отношении к де­лу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.