на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Среднесрочное корпоративное планирование в системе управления финансами предприятия (на материалах ОАО "Счетмаш", г. Курск)


Недостатками преактивного планирования считаются:

1)  недостаточное использование накопленного опыта;

2)  чрезмерное увлечение новыми методами исследований.

3)  Интерактивное планирование, которое используют передовые компании, обладает двумя основными чертами:

1)  основано на принципе участия и максимально мобилизует

2)  творческие способности участников планирования;

3)  предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной степени является результатом сознательных действий участников планирования. Целью интерактивного планирования является проектирование будущего.

Р. Акофф, являясь сторонником интерактивного планирования, проводит следующую аналогию: инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке; реактивисты пытаются плыть против него; преактивисты стараются оседлать его первую волну; интерактивисты намерены поменять течение реки.

Другой автор К. В. Щиборщ выделяет следующие виды бюджетирования:

·  краткосрочное бюджетирование;

·  бюджет развития;

·  индикативный «скользящий» бюджет.

Для краткосрочного бюджета характерны:

- обязательность исполнения. Краткосрочный бюджет является законом для структурных подразделений предприятия и их руководителей;

- отсутствие корректировки. Бюджет корректируется в исключительных случаях (внезапное изменение рыночной конъюнктуры, неожиданное правительственное решение и пр.) с санкции высшего руководства предприятия;

- высокая степень детализации бюджетных показателей. Так, для сбытовых подразделений устанавливается не просто совокупная величина планового объема реализации, но и ее структура по видам продукции.

Бюджет развития (1 год). Для него характерны:

- обязательность исполнения;

- возможность корректировки;

- меньшая степень детализации бюджетных показателей. Чаще всего фиксируются лишь интегральные стоимостные величины, например, валовой объем реализации, общая смета затрат подразделения и пр.

Индикативный «скользящий» бюджет (1 год). Характерные черты бюджета:

- не только не является обязательным, но и по определению никогда не выполняется и служит для сугубо аналитических целей;

- детализация бюджетных показателей такая же, как и в бюджете развития.

Сочетание двух долгосрочных сводных бюджетов и одного краткосрочного позволяет проводить управленческую политику, в которой сбалансированы и взаимоувязаны стратегические и текущие цели предприятия.

Такой подход целесообразно использовать на крупных промышленных предприятиях. [Щиборщ с.32]

Таким образом, реальность финансовых планов во многом зависит от выбора вида планирования, а также использования прогрессивных методов обоснования всех заданий.

В.В. Бочаров выделяет следующие виды финансовых планов действующих предприятий [Бочаров]

1.  График безубыточности (составной элемент бизнес-плана)

2.  План (баланс) доходов и расходов

3.  Инвестиционный план (бюджет)

4.  План распределения бухгалтерской и чистой прибыли

5.  Платежный баланс (календарь)

6.  Кассовый план (заявка) на предстоящий квартал или месяц

7.  Кредитный план

8.  Валютный план

9.  Налоговый бюджет

10.  Бюджет доходов и расходов

11.  Бюджет движения денежных средств

12.  Бюджет по балансовому листу (прогноз баланса активов и пассивов на конец предстоящего квартала)

13.  Бюджет формирования и финансирования оборотных активов.

Рассмотрим содержание и назначение отдельных видов финансовых планов.

Составной частью бизнес-плана на действующем предприятии является график безубыточности. Он необходим также при создании новой формы, при разработке инвестиционного проекта и т.д. В процессе планирования объема реализации продукции (объема продаж) возникает необходимость определения минимальной величины этого показателя по предприятию в целом как первоначальной критической точки, ниже которой будет получен убыток. Обычно для этих целей рекомендуют строить график безубыточности (как самостоятельный финансовый расчет).

После прохождения точки безубыточности предприятие начинает получать прибыль.

График показывает влияние на прибыль объема производства и себестоимости продукции (в разбивке на условно переменные и условно постоянные издержки).

Следующим необходимым документом является баланс (план) доходов и расходов, или план притока и оттока финансовых ресурсов. Состав показателей баланса определяется источником поступления средств и планируемыми расходами на осуществление хозяйственной деятельности. К балансу прилагают расчеты конечных финансовых показателей: прибыли, амортизационных отчислений, средств на потребление и накопление. Перечень показателей баланса позволяет определить состав расходов и источников их покрытия в рамках планируемого квартала (года). Так, оставшуюся в распоряжении предприятия чистую прибыль направляют на выплату дивидендов владельцам акций, финансирование капиталовложений, пополнение резервного капитала и т.д.

Финансовое планирование во многом зависит от качества прогноза основных показателей, рыночной конъюнктуры, состояния денежного обращения в стране и курса рубля.

Наряду с плановым составляют отчетный баланс доходов и расходов. Он представляет собой сводный документ, который характеризует выполнение финансовых показателей за определенный период. Отчетный баланс является базой для разработки баланса на предстоящий квартал (год).

Источниками при этом служат:

·  главная книга и соответствующие журналы ордера;

·  данные оперативного финансового учета;

·  бухгалтерская отчетность за предшествующий период (баланс, отчет о прибылях и убытках и др.).

Составление отчетного баланса способствует выявлению негативных моментов хозяйственной деятельности и определению резервов роста объема продаж, прибыли, доходности. Отчетный баланс составляют по форме финансового плана.

В инвестиционном плане (бюджете) отражают общий объем реальных инвестиций (капиталовложений), направления их расходования и источники финансирования.

В современных условиях наиболее перспективным является метод самофинансирования, при котором доля собственных средств в общем объеме капиталовложений должна превышать 50%. Тем самым обеспечивают финансовую независимость предприятия от внешних источников и сокращают расходы по обслуживанию долга кредиторам.

План распределения прибыли – это традиционный расчет бухгалтерской и чистой прибыли. Часть необходимой работы выполняют при прогнозировании объема продаж, построении графика безубыточности, где также необходимо рассчитать выручку от реализации, ее полную себестоимость и ожидаемую прибыль.

Основным документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия (корпорации) является платежный баланс.

Кассовый план (заявка) – план оборота наличных денежных средств предприятия, который характеризует поступления и выплаты денежных средств через кассу. Своевременная выплата наличных денег характеризует денежные отношения предприятия с его персоналом. Надлежащая постановка кассового планирования на каждом предприятии способствует стабилизации денежного обращения в стране. Оперативный контроль исполнения кассового плана возложен на финансовую службу и бухгалтерию предприятия.

Кредитный план – это план получения и погашения ссуд банков (включая уплату процентов за кредит).

В кредитный план включают следующие виды ссуд:

·  кредиты на производственные цели (на формирование основных и оборотных средств);

·  инвестиционные кредиты (на финансирование нового строительства или приобретение недвижимости);

·  кредиты на сезонные затраты производства;

·  сельскохозяйственные кредиты.

Взаимоотношения между заемщиком и банком регулируют кредитным договором. Перед тем как выдать кредит, банк проверяет обеспеченность ссуды и платежеспособность заемщика. Банк берет на себя кредитный риск лишь в том случае, если он убежден в выполнении заемщиком (дебитором) платежных обязательств по возврату кредита, включая выплату процентов. После предоставления кредита банк следит за тем, чтобы:

·  кредит использовался в соответствии с договором;

·  своевременно выплачивались проценты за кредит и суммы взносов в погашении долга;

·  не изменялись условия предоставления кредита.

Если снизится ценность предоставленных гарантий, то банк вправе потребовать от заемщика их усиления или частичного возврата кредита.

План валютных доходов и расходов составляют на основе предполагаемого объема валютной выручки от экспортной реализации товаров в соответствии с заключенными контрактами, на базе плановых поступлений валюты от продажи их на внутреннем рынке и иных поступлений, а также предполагаемых расходов в валюте. В отличии от платежного баланса в прогнозе о движении денежных средств на предстоящий квартал их отражают по видам деятельности. Как правило различают три вида хозяйственных операций и соответственно связанных с ними денежных потоков:

·  текущая (операционная) деятельность;

·  инвестиционная;

·  финансовая.

Подобная группировка дает возможность:

·  исследовать движение текущих денежных потоков;

·  оценить способность предприятия погасить свою задолженность перед кредиторами;

·  выплатить дивиденды владельцам акций;

·  изучить возможность привлечения дополнительных денежных ресурсов для реализации инвестиционных, инновационных и других программ.

Планирование схемы финансирования оборотных активов направлено на обеспечение необходимой потребности в них и оптимизацию структуры источников покрытия этих активов.

Процедура разработки бюджета формирования и финансирования оборотных активов включает расчет прогноза объемов запасов, дебиторской и кредиторской задолженности на предстоящий квартал (год).

Более детальный прогноз финансовых показателей осуществляют в процессе бюджетирования доходов, расходов и капитала предприятия (корпорации).

1.3 Методика бюджетирования

Бюджетирование – это производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов. Оно позволяет контролировать и управлять материальными и денежными ресурсами предприятия и его подразделений и оценивать финансовые результаты их деятельности. [Волков]

Бюджет – это количественные показатели плана, характеризующие доходы и расходы предприятия и его отдельных подразделений, позволяющие определить финансовые результаты и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданной цели.

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх).

По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

Совокупность бюджетов, сформированных как по функциональному признаку, так и по центрам финансовой ответственности, в обязательном порядке образуют сводный (основной) бюджет организации в целом.

Сводный бюджет объединяет две составные части: операционный и финансовый бюджеты. [Лихачева]

Операционный бюджет содержит:

·  бюджет продаж;

·  производственный бюджет;

·  бюджет прямых затрат на материалы;

·  бюджет прямых затрат на оплату труда;

·  бюджет общепроизводственных расходов;

·  бюджет производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов);

·  бюджет коммерческих расходов;

·  бюджет управленческих расходов;

·  бюджет доходов и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках).

В свою очередь, себестоимость произведенной продукции (другое название – бюджет производственных затрат) объединяет бюджет прямых затрат на материалы, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет общепроизводственных расходов.

Финансовый бюджет включает:

·  инвестиционный бюджет;

·  бюджет движения денежных средств;

·  прогноз баланса.

Назначение операционного бюджета – увязка натуральных показателей планирования со стоимостными; определение наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов.

1. Бюджет продаж.

Бюджет продаж является основополагающим при определении ожидаемых денежных поступлений, формируется на базе заключенных договоров организации, показателей бизнес-плана, анализа производственной деятельности предыдущих лет. Рассчитывается в натуральных единицах и в стоимостных показателях в разрезе основных видов продукции.

Базовый алгоритм расчета при составлении бюджета продаж задается уравнением:

S=Σ Qk × Pk, (8)

где S – выручка, продажи, в стоимостном выражении;

Qk – количество реализуемой продукции (натуральные единицы);

Pk – прогнозные цены.

2. Производственный бюджет.

Производственный бюджет – это план производства продукции. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести. В качестве исходных данных для составления производственного бюджета используются показатели бюджета продаж на изделия каждого вида, заказы на поставку, размеры запасов, имеющиеся производственные мощности.

3. Бюджет прямых затрат на материалы.

Назначение бюджета прямых затрат на материалы в том, чтобы определить затраты сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства готовой продукции.

Существует два метода составления этого бюджета:

·  нормативный метод;

·  аналитический метод.

Нормативный является более точным, обоснованным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода. Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных норм (стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджета рассчитывают потребность на бюджетный период.

Суть аналитического метода в том, что на основе фактических данных производства и сбыта продукции за базовый (отчетный) год и общих расходов материалов рассчитывается средневзвешенная, принимаемая за норму расхода применяются к плановым объемам продаж и выпуска для определения потребностей в материалах.

4. Бюджет прямых затрат на оплату труда.

Затраты на оплату труда включают прямые и косвенные расходы. Прямые расходы на оплату труда включают все расходы, которые можно прямо, непосредственно и экономично отнести на определенный вид готовой продукции.

Подобно расходам на вспомогательные материалы косвенные расходы на оплату труда включаются либо в бюджет общепроизводственных расходов (например заработная плата вспомогательного персонала), либо в бюджет управленческих расходов (например заработная плата административно-управленческого персонала). Косвенные расходы на оплату труда относят на себестоимость отдельных продуктов, распределяя пропорционально сметной ставке этих расходов на единицу продукции.

5. Бюджет общепроизводственных расходов.

Бюджет общепроизводственных (накладных)расходов включает общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством. Общепроизводственные расходы состоят из двух групп:

1)  расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;

2)  общецеховых расходов на управление.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают:

- амортизацию производственного оборудования и транспортных средств;

- текущий уход и ремонт производственного оборудования;

- энергетические затраты на оборудование;

- услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест;

- заработную плату производственных рабочих, обслуживающих оборудование (ремонтников);

- расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;

- потери от простоев;

- прочие расходы, связанные с использованием оборудования.

Общецеховые расходы на управление включают:

- затраты, связанные с подготовкой и организацией производства;

- содержание аппарата управления цеха;

- содержание прочего цехового персонала;

- амортизацию производственных зданий и сооружений;

- ремонт производственных зданий и сооружений;

- затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности;

- затраты на повышение квалификации и подготовку кадров.

После того как составлены бюджеты производства, прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда и общепроизводственных расходов, можно скалькулировать производственную себестоимость продукции и разрабатывать бюджет производственных запасов.

6. Бюджет производственных запасов.

Формирование производственных запасов необходимо для обеспечения производства продукции заданного объема. Основой для расчета объема производственных запасов является производственный бюджет.

Бюджет производственных запасов необходим для формирования двух плановых документов:

- бюджета доходов и расходов – в части подготовки данных о себестоимости реализованной продукции;

- прогноза баланса – в части данных о состоянии запасов готовой продукции, незавершенного производства и материалов на конец планового периода.

7. Бюджет коммерческих расходов.

Коммерческие расходы – это затраты, связанные с продвижением товаров на рынок сбыта. Как правило, чем больше объем продаж, тем больше средств направляется на стимулирование сбыта, соответственно, растет величина коммерческих расходов.

К коммерческим расходам относятся:

·  комиссионные сборы, уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническим организациям;

·  транспортные услуги;

·  расходы на тару и упаковку;

·  расходы на рекламу;

·  прочие расходы по сбыту (затраты на хранение, складирование, подсортировку и т.п.).

8. Бюджет управленческих расходов.

Назначение данного бюджета состоит в определении общих и административных расходов, необходимых для управления коммерческой организацией в целом.

Выделяют следующие типовые статьи управленческих расходов промышленного предприятия:

1)  Расходы на управление коммерческой организацией:

- заработная плата административно-управленческого персонала;

- командировочные расходы по установленным законодательством РФ нормам;

- представительские расходы;

- содержание пожарной охраны, расходы службы безопасности.

2)  Общехозяйственные расходы:

- содержание прочего общезаводского персонала;

- амортизация основных средств общехозяйственного назначения (например, здания заводоуправления);

- содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования общезаводского назначения;

- расходы на подготовку и переподготовку кадров;

- расходы на содержание обслуживание автотранспорта;

- прочие расходы (юридические расходы, услуги банков, услуги связи, аудиторские услуги, информационно-консультационные услуги и т.д.).

3)  Налоги, сборы, платежи (относящиеся на себестоимость продукции).

4)  Непроизводственные расходы:

- потери от простоев;

-недостачи и потери от порчи материалов при хранении на складе.

9. Бюджет доходов и расходов.

Составление бюджет доходов и расходов (или прогнозного отчета о прибылях и убытках) является «выходной формой» операционного бюджета.

В этом документе рассчитывается плановое значение: объема продаж от реализации отгруженной покупателям продукции, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты по доходам), налогов к уплате и др. Большая исходных данных берется из операционных бюджетов.

10. Инвестиционный бюджет.

Бюджет доходов и расходов должен включать амортизационные отчисления, которые находятся в прямой зависимости от объема капиталовложений.

Составление бюджета капитальных вложений (инвестиционного бюджета) – это процесс планирования и управления долгосрочными инвестициями коммерческой организации.

В инвестиционном бюджете происходит окончательное определение объектов инвестирования, объемов и сроков реальных инвестиций. В этом документе особое внимание должно быть сосредоточено на влиянии новых инвестиций на финансовые результаты деятельности коммерческой организации, величину прибыли. Определяя конкретные направления использования финансовых ресурсов, следует учитывать различия в уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающие предельно высокую рентабельность. При этом финансовые затраты необходимо соотносить со сроками их окупаемости.

11. Бюджет движения денежных средств.

Главная задача бюджета движения денежных средств (БДДС) – проверить реальность источников поступления средств (притоков) и обоснованность расходов (оттоков), синхронность их возникновения определить возможную величину потребности в заемных средствах. Это документ, позволяющий реально оценить, сколько денежных средств и в каком периоде потребуется коммерческой организации.

12. Прогноз баланса.

Прогноз баланса – это прогноз состояния активов и пассивов коммерческой организации, бизнеса, инвестиционного проекта или структурного подразделения в соответствии со сложившейся структурой активов и обязательств и ее изменением в процессе реализации бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и инвестиционного бюджета. Его назначение – показать, как изменится балансовая стоимость коммерческой организации в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации в целом или ее структурных подразделений в течение бюджетного периода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.