![]() |
|
|
Учебное пособие: Стратегический менеджмент- пространственная близость к партнерам по кооперации. в) Факторы, ориентированные на сбыт: - структура потребления и покупательская способность; - деловые контакты; - конкуренция в данной местности и ее репутация; - магистральные связи. г) Факторы, устанавливаемые государством: - правовая защита, лицензионные и сертификатные предписания, требования к отчетности, риск ограничения деятельности предприятия; - регулирование пересечения границ; - мероприятия по защите окружающей среды; - государственные и коммунальные налоги, налоговые льготы; - государственная помощь в виде субсидий, административной поддержки, финансирования программ. При решении задачи о месторасположении предприятия используются частные и более общие Scoring-методы, основанные на анализе полезной стоимости, а также модель транспортных издержек Вебера. 27. Управленческие ситуации. Понятие, источники и характеристики управленческих ситуаций. Стратегии и методы их разрешения Управленческая ситуация – это характеристика сложившегося состояния организации производства, затрагивающая подсистемы предприятия и элементы внешней среды. Это совокупность условий, возникающих в результате разного рода внутренних и внешних воздействий на управляемый объект. С точки зрения выполняемых функций, можно выделить три соответствующих им подсистемы предприятия – управленческую, интеллектуальную и производственную, в которых осуществляются вещественно-энергетические (материальные) и информационные преобразования. Между подсистемами предприятия, а также с директивной (вышестоящие органы государственного и хозяйственного руководства), равноправной (поставщики, партнеры по производству) и потребительской средой (заказчики, потребители продукции) у предприятия устанавливаются информационные и материальные связи. Эти элементы внешней и внутренней среды предприятия, а также результат их взаимодействия являются источниками управленческих ситуаций. Управленческая, интеллектуальная и производственная подсистемы, директивная, равноправная и потребительская среды являются также объектами воздействия при разрешении управленческих ситуаций. Самыми общими характеристиками процессов, происходящих в элементах внутренней и внешней среды предприятия и связанных с материально-энергетическими и информационными преобразованиями, являются непосредственно труд персонала, предметы, условия, средства и результаты труда. Каждая из этих содержательных характеристик обладает качественными и количественными параметрами. Проблемные управленческие ситуации в ряде случаев возникают из-за несоответствия качественных и количественных параметров характеристик подсистем предприятия и элементов внешней среды, а также из-за нарушения соответствия при сочетании характеристик. Под стратегией разрешения управленческой ситуации понимают выбор определенного вида деятельности в процессе управления, направленного на реализацию одного из возможных вариантов связей между источником возникновения ситуации и объектом воздействия. Выделяют следующие стратегии: - регулирование. Это вид управленческой деятельности, направленный на стабилизацию или изменение состояния подсистем предприятия в связи с возникновением в них различного рода ситуаций и осуществляемый путем воздействия на каждую подсистему или на все вместе; - адаптация. Это вид управленческой деятельности, вызванный изменениями характеристик внешней среды и осуществляемый путем изменения параметров одной или нескольких подсистем предприятия. Адаптация понимается здесь как приспособление предприятия к изменившимся условиям внешней среды; - средообразование. Оно предполагает воздействие на два элемента внешней среды (директивную и равноправную среду) с целью их изменения в благоприятном для данного предприятия направлении; - маркетинг. Это воздействие предприятия на потребительскую среду. - инновация. Здесь источником управленческой ситуации является интеллектуальная подсистема. Разрешение управленческой ситуации осуществляется в рамках определенной цепи управленческих действий, начиная с этапа идентификации ситуаций и заканчивая выработкой и реализацией управленческого воздействия. Цепь управленческих действий состоит из элементарных циклов управления, в которых связывается источник ситуации во внутренней или внешней среде предприятия с одним из выбираемых объектов воздействия. Цикл управления считается элементарным в том смысле, что вся процедура управления ограничивается однонаправленными воздействиями управленческой подсистемы. При разрешении управленческой ситуации учитывается объем, достоверность и оценка информации, характеризующей возникшую проблему. Здесь возможны следующие методы разрешения управленческих ситуаций: - реактивное реагирование. Это метод основан на однозначности отношения множества ситуаций и множества поведений. При этом каждая управленческая ситуация вызывает одну и только одну определенную реакцию. Реактивное реагирование применяют тогда, когда ситуация характеризуется четкими и известными причинно-следственными отношениями; - метод аналогов. Он основан на многократном использовании зафиксированного в тезаурусе предприятия опыта разрешения тех ситуаций, которые реализовывались ранее. Методу аналогов соответствует сколь угодно длинная, но всегда одна и та же серия комбинаций элементарных циклов управления; - исследовательский метод. Здесь осуществляются исследования с целью получения новых знаний и формирования комбинации элементарных циклов управления для разрешения новой управленческой ситуации; - интуитивный метод. Если применение метода реактивного реагирования, аналогового и исследовательского методов основано на определенном порядке использования информации, которая имеется или поступает в результате исследований, то интуитивный метод не базируется на какой-либо строгой последовательности операций. Здесь имеет место лишь логическая проверка управленческой ситуации и ее сопоставление со структурой известной ситуации. 28. Коммуникации в управлении предприятием. Виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Коммуникационная сеть Термин “коммуникация” происходит от латинского “communis”, означающего “общее”. Передающий информацию пытается установить “общность” с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. Классификация коммуникаций: - внешние. Предприятия пользуются разнообразными средствами для коммуникации с внешним окружением. С имеющимися и потенциальными потребителями они общаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, «имиджа» предприятия на местном, общенациональном или международном уровне. Предприятия поддерживают связи с органами государственного управления и регулирования. В своих планах и отчетах они сообщают информацию по различным вопросам производственно-хозяйственной, финансовой, маркетинговой и другой деятельности. Предприятия, где есть профсоюз, должны поддерживать связи с законными представителями лиц, работающих по найму; - внутренние. Обмен информацией внутри предприятия обычно осуществляется людьми, которые разговаривают в процессе личного общения или в группах на собраниях, ведут переговоры по телефону, читают и составляют записки, письма, отчеты и т.д; - вертикальные. Информация перемещается внутри предприятия с уровня на уровень по нисходящей (с высших уровней на низшие) или по восходящей; - горизонтальные. Обмен информацией между подразделениями нужен для координации действий и задач; - коммуникации руководитель-подчиненный, руководитель-группа. Это обмен информацией по вертикали; - межличностные коммуникации; - неформальные коммуникации. Это каналы распространения слухов. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона предлагает информацию, а другая воспринимает ее. Это обеспечивает коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя или более людьми. Основная его цель – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. В коммуникационном процессе выделяют четыре базовых элемента: - отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; - сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов; - канал – средство передачи информации; - получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее. Коммуникационный процесс включает следующие этапы: - зарождение идеи. Отправитель здесь решает, что именно он хочет сделать предметом обмена информацией; - кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен закодировать ее. Для этого используются различные символы (цифры, буквы, слова, звуки, рисунки, жесты и т.д.). Такое кодирование превращает идею в сообщение. Необходимо также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. Общеизвестными каналами являются средства передачи речи и письменных материалов, электронные средства связи, компьютерные сети, электронная почта, видеоленты и видеоконференции; - передача. Здесь речь идет о физической передаче сообщения, что зачастую по ошибке принимается за сам процесс коммуникации; - декодирование. Это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, то последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировал свою идею. Обмен информацией следует считать эффективным в том случае, когда получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя те действия, которые ждал от него отправитель. Отслеживание понимания идеи осуществляется посредством обратной связи. При обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. На эффективность обмена информацией влияет шум, то есть то, что искажает смысл. Источники шума создают преграды на пути обмена информацией и могут быть связаны как с языком при вербальном или невербальном оформлении информации, так и с различиями в восприятии, из-за которых может изменяться смысл при кодировании и декодировании. Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. В коммуникационной сети присутствуют вертикальные, горизонтальные, диагональные связи, соответствующие организационной структуре управления. руководитель управление персонал 29. Предприятие и предпринимательство. Предприятие как объект предпринимательства. Среда, окружающая предприятие. Функции менеджмента на предприятии. Участники деятельности предприятия и их интересы Под объектом предпринимательства понимают предприятие, т.е. хозяйственную единицу, в которой планомерно комбинируются факторы производства, чтобы путем изготовления и реализации продукции и услуг обеспечить достижение целей этой хозяйственной единицы и ее собственника. Предприятие действует в окружающей его среде, которая представляет собой рынок приобретения факторов производства от поставщиков, рынок сбыта продукции клиентам, связи с окружающей социально-экономической системой (правовой, экономической и административной), связи с конкурирующими предприятиями. Предметом таких связей являются информация, финансы, товары и услуги. Жизненный цикл предприятия (обычно выделяют три стадии): - создание. Здесь решаются задачи соединения всех факторов производства в единый организм. При этом определяется миссия и формулируется цель, решаются вопросы о правовой форме и месторасположении предприятия, устанавливаются связи с другими участниками его деятельности; - развитие предприятия. Здесь происходит реализация поставленных целей; - закрытие, т.е. ликвидация или банкротство предприятия. Здесь имеет место переход от настоящего состояния производства к его будущему состоянию. Ежедневные процессы в деятельности предприятия можно подразделить на инновационные, маркетинговые, финансовые, производственные, кадровые, материально-технического снабжения и др. Эти процессы регулируются действиями ведущего звена предприятия – менеджментом. Основные функции менеджмента на предприятии: инновации, постановка целей, планирование, принятие решений, организация, координация, мотивация, контроль, разрешение конфликтов, представительство. Участники деятельности предприятия и их интересы могут быть описаны следующим образом: - собственники капитала, т.е. собственники предприятия. Они заинтересованы в умножении вложенного капитала; - менеджеры предприятия как самостоятельная группа наемных управляющих. Они заинтересованы в удовлетворении интересов долевых участников и своих собственных; - коллектив – это сотрудники предприятия, заинтересованные в хорошей зарплате, условиях работы, социальных гарантиях, престиже своего предприятия, реализации своих способностей и личном признании; - вкладчики капитала со стороны, в частности, банк, дающий кредит и под возможно более высокий процент; - поставщики, например, сырья. Они заинтересованы, в первую очередь, в длительных связях; - клиенты – потребители, желающие получить нужную им продукцию высокого качества, но по низким ценам и с хорошим сопровождением; - государство, которое заботится о конкурентоспособных предприятиях, о благополучии населения, о стабильности цен и социальном мире, но в то же время оно смотрит на предприятие и как источник налогов; - общественность, т.е. средства информации, партии, церкви, союзы и общественные объединения. Для общественности особое значение имеет сохранение здоровья населения и экологической среды. 30. Создание предприятия. Этапы создания предприятия и их характеристика Технологический процесс создания (организации) предприятия независимо от его формы собственности включает ряд последовательных этапов. 1. Оценка личностных качеств руководителя. Здесь следует иметь в виду, что руководителя ожидает длинный рабочий день (поэтому он должен быть физически подготовлен), ответственность за свои действия и решения (поэтому ему необходимо уметь держать в поле зрения одновременно многие вопросы, уметь в критических ситуациях оперативно и обоснованно принимать решения), необходимость постоянно изучать специфические вопросы деятельности предприятия, посещать различные мероприятия, тратить силы и энергию на выполнение управленческих функций. 2. Оценка идей и конъюнктуры рынка. Она выполняется на основе маркетинговых исследований под имеющиеся конкретные идеи и проекты. 3. Технико-экономическое обоснование проекта. Это предполагает разработку бизнес-плана, который представляет собой конкретный план действий по реализации идеи. 4. Выбор организационной формы предприятия. Создание предприятия всегда связано с материальными, финансовыми и трудовыми затратами. Именно здесь закладывается риск или вероятность потерять вложенные ресурсы. Правильно выбранная организационно-правовая форма предприятия и способ организации производства позволяют в значительной мере уменьшить риск. На выбор организационно-правовой формы предприятия оказывают влияние такие факторы как уровень сложности и способность к росту. Единоличное предприятие является наиболее простым. Объединение предпринимателей – более сложная форма предприятия. Во многом успех предприятия зависит от того, кто является партнером. Неудачный подбор партнеров может создать дополнительные трудности, привести к разногласиям, не позволит четко разделить полномочия и не обеспечит преемственность в работе предприятия. Если простота является главным преимуществом единоличного предприятия, то низкая способность к росту – его основной недостаток. Объединение нескольких партнеров не только увеличивает размер первоначального капитала, но и улучшает условия получения займов и кредитов. 5. Государственная регистрация предприятия. Она производится местными органами государственной власти. Предприятие считается созданным с момента его регистрации. 6. Организационное оформление предприятия. Чтобы предприятие могло осуществлять свою деятельность, необходимо выполнить ряд организационных мероприятий (изготовление круглой печати с наименованием предприятия, углового штампа и фирменных бланков, открытие расчетного счета в банке, регистрация в государственной налоговой инспекции, фонде социальной защиты и центре занятости). 31. Предприятие в рыночной экономической системе. Принципы рыночной экономики. Государственное регулирование рыночной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика В условиях рыночной экономики продавцы пытаются более выгодно продать товар, а покупатели – более выгодно купить его. Их интересы уравновешиваются в свободной игре сил спроса и предложения через механизм цен на рынке. Основные принципы рыночной экономики следующие. 1. Частная автономия. Частное лицо автономно и может вести себя по своему желанию в рамках законов. 2. Свобода. Принцип свободы предполагает: - общую свободу деятельности, т.е. возможность организовать свою жизнь по собственному выбору; - свободу хозяйственной деятельности, т.е. возможность для каждого заниматься желаемым видом экономической деятельности, в желаемом месте и в желаемое время; - свободу договоров, т.е. право заключать договоры в соответствии с собственной целью и по собственному желанию; - свободу объединений (коалиций) для реализации своих интересов. 3. Частная собственность, в первую очередь на средства производства. 4. Конкуренция, т.е. право свободного доступа на рынок для вступления в конкуренцию, отсутствие угрозы байкотирования и возможность осуществлять свою экономическую деятельность вопреки интересам других предпринимателей. Государственное регулирование рыночной экономики – это защита основы рыночной организации (сформулированных выше принципов) от злоупотребления властью, монополизации и недобросовестной конкуренции. Государство может корректировать негативные последствия рыночной экономики, стимулировать ту или иную деятельность или управлять экономическими процессами. Для этого создается государственная финансовая система, которая состоит из налоговой системы и системы дотаций. Основными элементами социально ориентированной рыночной экономики являются следующие: - социальная политика. Она предполагает создание системы страхования, установление трудового и жилищного права, корректировку нежелательного распределения доходов с помощью налогов, субсидий и пособий; - охрана окружающей среды. Рыночные силы угрожают физическим основам существования людей. Экономическое развитие должно ограничиваться налогами, пошлинами и законами об охране окружающей среды; - защита человеческого достоинства. Должны быть исключены нарушения физической неприкосновенности, частной сферы и хорошей репутации; - защита демократии. В стремлении к выгоде частный сектор не обращает внимания на демократические общественные отношения. Государство с помощью законодательных мер должно обеспечивать право участия наемных работников в решении хозяйственных вопросов, равноправие мужчин и женщин и другие демократические права; - глобальная защита – это барьеры большим различиям в уровне доходов, нарушениям в экологии; - охрана информации. Государственная задача – это охрана прав человека на распоряжение принадлежащей ему информацией, а также охрана предприятий от промышленного шпионажа; - защита потребителей. Так как потребитель на рынке имеет более слабые позиции перед производителем или продавцом, то государство должно регулировать эти отношения(ответственность за качество продукции, охрана здоровья, информация для потребителей); - защита экономической системы. Государство должно обеспечивать здоровую конкуренцию предприятий, а также защищать интересы отдельных участников их деятельности (публикация отчетности, защитой от дискриминации и монополизма и т.д.). 32. Предприятие при переходе к рыночной экономике. Открытый и закрытый рынок. Проблемы перехода к рыночной экономике. Цели и этапы разгосударствления экономики. Классификация предприятий Конкретные проблемы перехода от центральноуправляемой к рыночной экономике зависят, в первую очередь, от того, при наличии какого рынка происходит этот переход (открытого, частично открытого или закрытого рынка). Закрытый рынок задерживает присоединение к международному уровню производства и привлечение иностранного капитала. При открытом рынке собственное производство быстро сворачивается под давлением иностранных, опытных в рыночной экономике конкурентов, а собственный капитал может формироваться только ограниченно и с большим трудом. Проблемы перехода к рыночному хозяйству и рекомендации: - способность и желание предпринимательской деятельности у населения выражены слабо и должны получить развитие; - крупные хозяйственные единицы должны постепенно получить полную автономию; - где это целесообразно с точки зрения экономики и технологии, от крупных предприятий должны отделяться более мелкие; - при получении иностранного капитала должны создаваться новые средние предприятия; - создание и управление мелкими предприятиями должно быть в руках у частных лиц. Разгосударствление экономики – это ограничение вплоть до полного исключения административного вмешательства управленческих государственных органов в хозяйственную и инвестиционную деятельность предприятий. Основные социально-экономические цели разгосударствления экономики: - создание многообразных форм собственности; - воспитание самостоятельности и ответственности товаропроизводителей; - преодоление монополизма на основе развития конкуренции; - повышение материальной заинтересованности людей в труде; - развитие инициативы и предпринимательской деятельности; - улучшение финансового состояния экономики; - освобождение государственных органов власти и управления от выполнения несвойственных им функций хозяйствования. Разгосударствление экономики осуществляется в два этапа. 1. Разгосударствление хозяйственного механизма. Здесь предусматривается разделение государственного и хозяйственного управления: - законодательное оформление невмешательства государственных органов управления в производственные дела предприятий; - отмена централизованно устанавливаемых цен с сохранением в переходный период системы дотаций на социально значимые продукты; - пересмотр системы формирования госзаказов; - формирование системы коммерческих банков, ликвидация монополизма в области финансов и кредитов, монопольной торговли материально-техническими ресурсами; - формирование системы учебных, консультационных и информационных центров и служб; - законодательное закрепление ответственности товаропроизводителей за результаты хозяйственной деятельности. 2. Разгосударствление собственности (приватизация), т.е. отчуждение государственной собственности в пользу граждан или юридических лиц. Принципы приватизации: - добровольность коллектива и его отдельных членов в выборе методов и сроков преобразования собственности; - соблюдение интересов и государства, и производителя в эффективном использовании имущества и полном удовлетворении потребительского спроса; - равная возможность всех граждан в приватизации государственного имущества; - информированность в проведении приватизации. В международной практике предприятия подразделяются по следующим признакам: - правовое положение (единоличные предприятия и объединения предпринимателей, объединения лиц и объединения капиталов, коммандитные товарищества и полные товарищества, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью); - характер собственности (частные и государственные предприятия); - принадлежность капитала (национальные, иностранные, смешанные или совместные предприятия); - цели объединения, степень самостоятельности, характер хозяйственных отношений (картель, синдикат, пул, трест, концерн, промышленный холдинг, финансовая группа); - цели функционирования (коммерческие и некоммерческие организации). 33. Агропромышленный комплекс. Цели функционирования АПК. Субъекты хозяйствования АПК. Участники АПК Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |