![]() |
|
|
Реферат: Основы конструированияВ разделе "Критика прототипа" – необходимо, критикуя "нужные" нам недостатки, подойти к цели изобретения, раскрыв её через устранение этих недостатков. Формулируя цель изобретения, важно показать, что реализация изобретения ведёт к удовлетворению конкретной общественной потребности. При этом недопустимы (!) как заявления рекламного характера, например, …"…с целью увеличения конкурентоспособности…", "…с целью повышения точности…" Следующий раздел несколько формального свойства: "Сущность изобретения и его отличия от прототипа". Опытные изобретатели списывают этот раздел с формулы изобретения (последнего раздела описания изобретения), исключив цель, начиная со слов: "отличающаяся тем, что с целью…" – и сохранив в чистом виде ограничительную и отличительную части формулы изобретения. Следующий раздел, который практически обязателен, если объектом изобретения являются устройства: "Перечень фигур графических изображений". Фигуры нумеруются арабскими цифрами; краткое пояснение надо дать к каждой из них. Если фигура одна – обходятся без нумерации. Чаще всего даётся, как минимум, две проекции объекта, поэтому пишут: "На чертеже изображены две проекции предложенного устройства: вид сбоку (фиг. 1) и вид сверху (фиг. 2)…" На чертеже должны быть изображены все основные детали и узлы устройства, показать их взаимосвязи, исключив неоднозначные толкования технической сущности изобретения. Узлы и детали обозначаются цифрами, на которые ссылаются затем в тексте описания. Главное – текст описания и чертежи должны быть строго согласованны. "Обращения" к чертежам осуществляются в следующем разделе: "Примеры конкретного выполнения". Этот раздел содержит две части: n в первой – конструкция устройства описывается подробно в пределах разумного объёма со ссылкой на чертежи. При этом его признаки делятся на "старые и новые", т.е. прототипа и изобретения; n во второй – описывается работа устройства. В случае, когда используется многозвенная формула изобретения, в этом разделе для защиты нескольких модификаций конструкции (при общем прототипе), приводятся и другие возможные варианты конструкции и работы устройства. Следующий – Важный! – раздел: "Технико–экономическая или иная эффективность. Этот раздел должен показать актуальность использования Предлагаемого решения в народном хозяйстве, реальные выгоды, ожидаемые от внедрения. В нём приводится экономический расчёт, если это сделать проблематично – ТЭО с упоминанием об экономики без её расчёта. Последний раздел описания изобретения – "Формула изобретения". Формула изобретения есть краткая словесная характеристика, выражающая техническую сущность изобретения, т.е. его предмет. Структура и язык формулы изобретения должны чётко соответствовать строгим правилам. "Словесный запас" этого языка исчерпывается признаками изобретения: структуры, вида, отношения. Среди значительного числа признаков, характеризующих объект изобретения, есть такие, без которых ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ от изобретения НЕДОСТИЖИМ (!). В формуле изобретения эти существенные признаки (ВСЕ!) должны быть перечислены. Исходный материал: аналоги, прототипы и оригинальные решения. Структура формулы изобретения
Суть предлагаемого решения в виде перечисления существенных отличительных признаков. Цель изобретения излагается короче и поясней. В отличительной части, формально, должен содержаться "объём притязаний", т.е. то новое на что претендует автор: конкретное ТР. Формула изобретения – документ не только технический, но и юридический, показывающий, на какой объём признаков распространяется защита. Поэтому нужно очень тщательно подбирать признаки в формулу, не вводить в неё несущественные признаки… И вообще, экспертиза уважает короткие формулы (!). Кроме описания в заявку… входит ещё ряд документов, которые мы только перечислим с короткими комментариями. Весьма важны документы, дополнительно раскрывающие сущность изобретения: акты испытаний изобретения; заключение о полезности, подтверждающее работоспособность и положительный эффект от использования… Справка о творческом участии соавторов, в которой чётко отражается кем из соавторов, что сделано, и приводится процент участия (для распределения вознаграждения). И последнее – это реферат, содержащий краткое изложение материалов заявки. n При патентной защите новых ТР, кроме использования нормативно–методических материалов: ГОСТы, инструкции, условия и т.п., целесообразно руководствоваться логикой создания изобретений, учитывая сущность изменений объекта прототипа. Так, например, понятие "Задача" не входит в число нормативных критериев изобретения, однако достижение нового полезного эффекта означает, что изобретением решена новая, ранее нерешенная задача. Принятые критерии "новизна" и "существенные отличия" являются составляющими более общей характеристики – существенной новизны изобретений, возникающей при разрешении технических противоречий. Существенная новизна может характеризоваться количественно числом существенных отличительных признаков, и качественно – системным уровнем изменений объекта–прототипа, новизной использованного для решения задачи знания и изменением параметров объекта. В результате изменения параметров объекта изменяются две обобщенные противоречивые характеристики: полезность объекта и плата за полезность. Эти изменения должны соответствовать требуемым внешнеобъектному и внутриобъектному положительным эффектам, если задача считается решённой.
Логика создания изобретений и сущность изменений объекта–прототипа Лекция 23. "Основы конструирования" Тема ²Активизация инженерного творчества² На предыдущей лекции, рассматривая логику создания изобретений, мы установили, что существенные изменения вносятся в технические объекты тогда, когда совмещение технических требований(реальных и необходимых) оказывается невозможным, а попытки улучшения одних параметров, функций или свойств объекта известными способами (ТР) приводит к недопустимому ухудшению других, т.е. путём разрешения технических противоречий. Процесс проявления, обострения и разрешения противоречий определяет как ²общую² историю техники, так и историю развития её отраслей и отдельных машин. Каждый раз при существенном изменении объектов техники, внешние противоречия развёртываются в систему внутренних противоречий , которые нельзя устранить известным, или ²стандартным² способом. (Иерархическая структура) Поиск новой технической идеи (ТР) решения задачи состоит в последовательном выявлении внутренних противоречий и их решении. Если вспомните критерии изобретения: ²новизна² и ²существенные отличия², то можно сказать, что они являются составляющими более общей характеристики – существенной новизны изобретения, которое появляется при разрешении технических противоречий. Эта характеристика количественно описывается,– –числом существенных отличительных признаков и качественно,– –уровнем изменений объекта– прототипа, новизной использованного знания и изменением параметров объекта. В результате изменения параметров объекта изменяются две обобщённые противоречивые характеристики: полезность объекта и плата за эту полезность. Если техническая задача решена–создано изобретение, то изменения параметров должны соответствовать требуемым внутренним и внешним положительным эффектам. Т.о., поиск готовой технической идеи решения задачи - является наиболее ответственным этапом создания изобретений. Этот процесс можно разделить на три основные этапа: (смотреть структурную схему)
-сколько изменений требуется внести в протокол ? -какие знания потребуются для решения задачи ? -какова в итоге будет полезность нового технического решения и плата за эту полезность ? Полученные ответы на эти вопросы определяют: -затраты времени и ресурсов на создание и внедрение нового технического решения ; -и его жизненный цикл(период морального старения). Также на I этапе при выборе направления решения проблемы необходимо выявить скрытые резервы развития объекта. Для чего используется: -закономерности развития технических объектов(минимальное знание и опыт в своей отрасли !?); -методы активизации творческой деятельности. Знание + Умение можно достичь реализацией принципа 3-С: самопознание«самосовершенствование«самообразование. Второе - предмет нашего сегодняшнего разговора. Почему важно владеть методами активизации…? Цитата Д. И. Менделеева Ответ - знание и умение пользоваться - это “фонарь” -Активизация инженерного творчества. Актуальность овладения методами технического творчества(активизации творческой деятельности) При рыночной экономике степень развитости и благополучия любой страны в основном зависит от min exporta и max exporta - готового продукта, изделия и технологии. Продавать готовый продукт в другие развитые страны можно лишь при условии, что он выдержит конкуренцию. А это возможно только тогда, когда продукт изготовляется по изобретению с достаточно высоким творческим уровнем. Творческий уровень изобретения. -Все изобретения делятся на пионерные(…самого высокого уровня ) и остальные. Изобретения разделяются на пять уровней в зависимости от степени новизны: – 1-й уровень - мельчайшие изобретения, незначительно изменяющие объект-прототип. Задача и средства её решения лежат в пределах одной профессии, поэтому решение таких задач по силам каждому специалисту; – 2-й уровень - мелкие изобретения, полученные способами, известными в данной отрасли. При этом чаще всего меняется один элемент системы - частично; – 3-й уровень - средние изобретения, полученные способами, известными в пределах науки. Полностью меняется один из элементов системы; – 4-й уровень - крупные изобретения. Синтезируется новая техническая система. Создаются средствами, далеко выходящими за пределы науки, в которой решается задача; – 5-й уровень - самые крупные изобретения. Они образуют принципиально новую систему, при этом нередко создаётся новая отрасль техники или производства ( например самолёт , телефон , киносъёмка , лазер , шариковая ручка и т.п. - впервые изобретённые...) Я думаю, всем известен афоризм Козьмы Пруткова : “ Специалист подобен флюсу – он односторонен “ Это часто трактуют так : специалист – человек, хорошо знающий своё дело , но отличающийся стереотипностью мышления… Страшное слово – “ стереотип “ / кстати потребность в “ образцах “ – порождает стереотипность мышления / Побороть стереотипность мышления, активизировать инженерное творчество – главная задача методик технического творчества. В курсе “ Основы конструирования “ не ставится задача – научить Вас изобретать. Но, при наличии желания, способностей, опыта работы, знание методик технического творчества (теории изобретательства) помогает инженеру с максимальной отдачей использовать имеющиеся у него знания и опыт в поиске новых ТР, (и, может быть, стать изобретателем).
Суть этого метода можно сформулировать как “поиск иголки в стоге сена“. Схематично это можно изобразить так :
Разумеется , количество “проб“ намного больше , чем изображено на схеме. Требуются иногда тысячи (10-ки тысяч ) “ а если “, чтобы нащупать удачное техническое решение. Другая особенность , что на схеме стрелки расположены гуще в направлении , противоположном “Решению“, – это не случайно Дело в том , что “пробы“ не так хаотичны , как кажется на первый взгляд. Приступая к поискам , изобретатель опирается на свой предшествующий опыт. Эта первоначальная тенденциозность на схеме показана “В.И.” выходящим из точки “Задача” и направленным в противоположную сторону от “Решения”. Изобретательство – древнейшее занятие человека. Собственно , с изобретений первых орудий труда и начался этот процесс. С тех пор сделаны миллионы изобретений. Но при усложнении задач, методы их решения почти не совершенствовались; изобретатели , как правило , шли к цели путём “проб и ошибок” ( да и , многие , – идут в наше время ).
Для упорядочения этого процесса пытались найти правила , которые легли в основу эвристики – науки о решении творческих задач. Слово “эвристика” впервые было использовано греческим математиком Паппом ( труды “математическое собрание” ) в III в. н.э. В последствии многие учёные , в т.ч. Лейбниц , Декарт и др. , занимались изучением творческого мышления , формулировали эвристические правила – схемы процесса творчества , которые сводились к следующему: — I – акт интуиции и желания . Происхождение замысла. — II – акт знания и рассуждения . Выработка схемы или плана. — III – акт умения . Конструктивная реализация идеи. Тем не менее , за 17 веков своего существования эвристика не создала эффективных методов решения творческих ( в т.ч. технических ) задач. Главная причина – постановка слишком общей цели : найти универсальные правила позволяющие решать любые творческие задачи во всех отраслях человеческой деятельности. То есть “ … не совсем чётко очерченная область исследования , относимая то к логике , то к философии , то к психологии. Она часто описывалась в общих чертах , редко излагалась детально , и по-существу предана забвению в настоящее время “ – американский математик Д.Пойта , 1944 г. К сожалению ; объём курса не позволяет нам совершить исторический экскурс в развитие методов творчества. Далее мы рассмотрим основные методы , которые существуют и Вы можете их использовать при решении технических задач.
Один из первых методов – мозговой штурм ( Brainstorming ) – это попытка американца А. Осборна ( 1939 г.) усовершенствовать метод “проб и ошибок”. За прототип этого метода можно принять “ техническое совещание “. Логика этого метода следующая: однородная группа участников совещания делится на две группы . В первую группу включены люди , склонные к выдвижению идей – “ генераторы“ , разных специальностей , и не связанные иерархическими служебными отношениями. Во вторую группу – специалисты с критическим складом ума – “критики” , способные отобрать и развить рациональные , конструктивные предложения. Поиск идей в решении поставленной задачи проводится под руководством ведущего – “ лидера “ – наиболее эрудированного в проблеме специалиста , пресекающего беспредметную критику : “ Это слишком сложно “ , “ Так уже делается “ , “ Это невозможно реализовать технически “ и т.п.; и поощряющего развитие выдвигаемых идей. Всё это создаёт условия для разрешения содержащихся в задаче противоречий на интуитивном уровне. Таким образом главная задача штурмующей группы – “единым мозгом “ преодолевать преграды на пути решения поставленной задачи. Этот метод не устранил беспорядочность поисков , органически присущую методу “ проб и ошибок “, а сделал поиски “ещё более беспорядочными”. Проиллюстрируем это схемой : В ещё большей беспорядочности и заключается прогресс : на схеме видно , что преодолевается направление “ В.И.“ и увеличивается “ степень ветвистости “ направлений поисков . То есть прогресс достигается за счёт сокращения малоперспективных попыток в направлении “ В.И.“. Но этот прогресс обеспечивается количественным путём – задачу решают “ оравой “, что, с учётом подготовки к “ штурму “, требует несколько сотен человеко-дней . И если задача решена в течении одного рабочего дня – это эквивалентно затратам изобретателя-одиночки в течение 100 дней. Поэтому технические задачи этим методом решаются редко. Лучшие результаты получают при решении задач (менеджмента) организационных (реклама, управление, планирование).А также, т.н. , “обратных изобретательских задач” на новое применение оригинальной технической идеи , нового вещества или эффекта.
Главное его отличие : не случайная , а постоянная группа специалистов , участвующих в “штурме” которые владеют применением аналогий. Число аналогий постоянно , – их четыре : – прямая аналогия (основной источник – биологические объекты) – личная аналогия (эмпатия) – символическая аналогия (ассоциации) – фантастическая аналогия (идеализация). Процесс “штурма” ведётся с целью выявления образного , в неявной форме сформулированного противоречия , содержащегося в поставленной задаче. Примеры реализации этого метода , – – застёжка текстильная “велкро” , “репейник” или “липучка”; – искусственные аналоги мышц для устройств автоматики и робототехники на основе пневматического принципа действия и применения спиралеобразных коллагеновых волокон , скручивающихся при химическом воздействии.
Список можно составить самому , или использовать готовые списки. И здесь возникает противоречие : список должен быть длинным , чтобы не пропустить нужную “подсказку” для решения , но он должен быть коротким , чтобы быстрее решить задачу. Вопросы , например , такие , – – какое новое применение объекта можно предложить ? – можно ли приспособить, упростить, сократить объект ? – что можно в объекте увеличить , уменьшить , заменить , преобразовать , инвертировать ? – какие возможны новые комбинации элементов ? Дополнительно , для расширения поиска , предлагается дать — фантастические , биологические и др. аналогии — применить другие материалы — узнать мнение дилетантов — не расставаться с проблемой — изучить историю вопроса определить идеальное решение
Этот метод позволяет охватить почти все предполагаемые или возможные задачи. Под “морфологией” понимается различная структура и различные внешние формы объекта. Для реализации метода объект (устройство) расчленяют по существенным признакам : блокам (модулям , секциям , агрегатам) , узлам , элементам (деталям). Когда объектом является процесс ,например , технологический – его делят на этапы (операции). Затем для каждого признака указывают возможные варианты его исполнения (чем больше – тем лучше). Каждое решение ТЗ должно иметь по одному варианту для каждого признака.
Пример. Давайте изобретём “вертолёт” – летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлётом и посадкой. Подъёмная сила и горизонтальная тяга создаются одним или несколькими несущими винтами, приводимыми во вращение двигателем. Существенные признаки :
![]() Б – вид энергии ; В – средства управления ;
Д – назначение и т.п. Варианты для признаков – –А: 1– одновинтовая (классическая схема); 2– двух-винтовая соосная; 3– продольная; 4– поперечная; 5– с перекрещивающимися винтами; 6– много-винтовая. –Б: 1– мускульная; 2– двигатель внутреннего сгорания (ДВС); 3– газотурбинный двигатель (ГТД); 4– ПВРД; 5– электродвигатель (ЭД); 6– гравитационный; 7– ядерный (атомный) . –В: 1– автомат перекоса; 2– рулевой винт; 3– рулевые поверхности; 4– механизация несущих поверхностей; 5– газоструйное управление и т.п. Морфологическая таблица
Всех решений будет Если рассмотреть все возможные решения (168) , то часть этих решений будет – — известна ; — новая ; — бессмысленная (нереализуемая) , например А2 - Б3 - В2 Следует отметить , что морфологический анализ можно применять при анализе технического задания для выявления взаимосвязей ТТ к объекту. Резюме : Приведённые методы активизации творческой деятельности – — имеют экстенсивный (затратный) характер – очень трудоёмки; — основаны на психологической активации, действии интуиции, использовании случайных ассоциаций, увеличении числа учавствующих в поиске специалистов. Эти методы распространены за рубежом.
Автор этой методики Генрих Саулович Альтшуллер – изобретатель, специалист ТРИЗ (Г.С. Альтов – литературный псевдоним). В разработке АРИЗ применена диалектическая логика, он основан на законах развития технических систем и представляет собой комплексную программу алгоритмического типа, включающую последовательные операции для выявления и устранения технических противоречий, средства управления психологическими факторами и информационный фонд. Направление решения проблемы может включать прямую и обходные задачи (умный в гору не пойдёт). Если при решении задач не сталкиваются несовместимые требования , то они решаются известными инженерными методами без существенных изменений объекта – прототипа. В других случаях возникает необходимость преобразования технической задачи в физическую путём развёртывания внутриобъектных противоречий в процессе постановки задачи. Структура АРИЗ Пояснения к структурной схеме : ИКР отражает особенность идеи решения : объект (его часть или элемент) наделяются требуемым свойством и сам выполняет требуемую функцию без усложнения конструкции. Окончательное ТР всегда является отступлением от ИКР и сопровождается изменениями объекта-прототипа. Изменяемый фактор (ИФ) – характеристика объекта , которая допускает количественные изменения , например , число элементов конструкции , размеры элементов , режимы работы и т.п. Техническое противоречие ® невозможно устранить ОН при ¯ ИФ. Конфтликтующая пара (КП)– элементы объекта , взаимодействие которых обуславливает основной недостаток. Одному из элементов КП присваивается наименование “инструмент” , а другому “изделие”. Функциональное противоречие (ФП) проявляется в том , что неудовлетворительное взаимодействие элементов КП не устраняется вариацией изменяемого фактора. Другими словами : к функциям одного из элементов КП предъявляются противоречивые требования , не совмещаемые известным способом. Оперативная зона (ОЗ) – зона проявления ФП , которой может оказаться “инструмент”, “изделие”, часть того или другого. Характеристика ОЗ включает пространство и время , в пределах которых происходит неудовлетворительное взаимодействие элементов КП ; а также вещественные и энергетические ресурсы , которые можно использовать для решения задачи. Причина
технического и функционального противоречий – отсутствие требуемого сочетания
физических свойств в ОЗ , которое не достигается без существенных изменений
объекта.
Он может применяться практически в любой области техники. Язык программирования : LPA – Prolog Professional (Gbr). ЭВМ : IBM PC/XT/AT с графической платой EGA или VGA. . Лекция 25. Основы конструирования Тезисы к вопросу “ Конструкторский бизнес “. ... благородный бизнес , тот бизнес , который лежит в основании любой по-настоящему цивилизованной экономики. Бизнес – делание денег из денег , но обязательно посредством полезной производительной деятельности – изготовления продукта или оказания услуги. Формула бизнеса проста : Д – Д’ (Д’>Д) — бизнесмен вкладывает в дело деньги Д и по завершении дела , или некоторого делового цикла , получает обратно Д’ : деньги с приростом , т.е. с прибылью. Формула проста , но процесс сложен , ведь за чёрточкой стоящей между двумя Д , скрывается очень многое , сложнейший жизненный процесс , иногда включающий в себя работу сотен , тысяч и десятков тысяч людей. Бизнес – это сначала организация производства , экономической деятельности , самой жизни , а потом уже – собственно делание денег. По-русски бизнес есть предпринимательство, а бизнесмен – предприниматель. Русские эквиваленты придают словам дополнительный смысл : за словами “ предпринимательство ” и “ предприниматель ” стоит предприятие , т.е. , сложное , значительное дело. Бизнес , таким образом , ничто иное , как организация предприятия – ... бизнес – организация производительной деятельности , производства продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Чтобы стать предпринимателем , недостаточно владеть некоторой суммой денег или набором средств производства : или надо правильно распорядиться , чтобы они могли принести новые деньги , прибыль. Предпринимателем может быть только умеющий. А умеющий – прежде всего знающий : знающий своё дело , умеющий его делать. Любой предприниматель должен рассчитывать прежде всего на себя , уметь принимать самостоятельные решения , быть творцом , а для этого – быть не только знающим , умеющим , но и думающим. Нет и не может быть рецептов для предпринимателя на все случаи жизни. Предпринимательству надо учиться , и не только на первых порах , но и всегда , постоянно : постигать предпринимательское искусство , то самое , сделало Эдисона – Эдисоном , Форда – Фордом , Нобиля – Нобилем , Сикорского – Сикорским ... В заключение : всякая инженерная деятельность является творческой деятельностью. В ней используется совокупность логических , информационных и других рекомендаций по практическому применению методов активизации творчества. Для нетворческой деятельности характерно использование готовой задачи, готового решения , конструкции и её применения. Работа конструктора (конструкторского коллектива) его умение применять свои знания и творческие способности в значительной степени определяют технический уровень и качество разрабатываемого объекта. Для решения всех вопросов разработки новой техники , недостаточно знания основ конструирования , уровня развития техники и мировых достижений в какой-то конкретной области. Требуется нестандартный , нешаблонный подход к решению любой технической задачи. Как все знания и методы работы приобретаются в процессе учёбы или практической деятельности , так и нешаблонность мышления приобретается этим же путём , но при наличии стремления все вопросы решать по-новому. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |