![]() |
|
|
Реферат: Основы конструирования3. При правильно размещённых органах управления Человек–оператор, работая , не должен думать о предстоящих манипуляциях управления : ¬ расположение функционально одинаковых органов управления должно быть единообразным во всех группах ; это расположение должно обеспечивать равномерность нагрузки обеих рук и ног Человека–оператора ; ® поверхности , на которых располагаются Индикаторы и Органы управления не должны быть монотонными , зоны расположения их должны быть хорошо освещены . В заключении , некоторые общие требования к органам управления : 1. Размеры их должны соответствовать прилагаемым усилиям . 2. Форма и фактура поверхности должна обеспечивать удобный захват . 3. Цветовое оформление должно быть согласовано с общим цветовым решением объекта . Не следует использовать «накладной» цвет , т.е. краски , применяют материалы соответствующего цвета , химические или гальванические покрытия . 4. Форма не должна затруднять удаление загрязнений . 5. Конструкция должна гарантировать безопасность оператора , например , от поражения электрическим током или травм эффекторов. Лекция 16. Основы конструирования Эргономическая отработка конструкций – общие положениячасть процесса художественного конструирования . Эргономика изучает функциональные возможности человека в процессах труда с целью создания совершенных изделий и оптимальных условий труда. ГОСТ 16456–70 устанавливает четыре группы комплексных эргономических показателей :– гигиенические ; антропометрические ; физио– и психофизио– логические ; психологические . По этим показателям оценивается качество продукции в целом и в частности , конструкции . ¬ Гигиенические показатели : уровни освещённости ; вентилируемости ; температуры ; влажности ; запыленности и давления воздуха –микроклимат ;механические и физические факторы : напряжённость магнитного и электрического полей ; радиация ; токсичность ; шум и вибрации ; гравитационные перегрузки и ускорения Ô эти показатели предмет Охраны труда и техники безопасности . Антропометрические показатели определяются соответствием конструкции объекта размерам и форме тела человека , распределению массы его тела . Эти показатели проверяют сравнением определяющих размеров тела человека при различных рабочих позах с соответствующими размерами изделия . В ряде случаев необходимо учитывать размеры головы и кисти рук человека . ® Физиологические и психофизиологические показатели определяются соответствием конструкции объекта следующим возможностям человека : n силовым ; n скоростным ; n энергетическим ; n зрительным ; n слуховым ; n осязательным ; n обонятельным и вкусовым. Для проверки этих показателей анализируют : ¬ размеры органов управления , их форму и прилагаемые усилия ; зоны обзора
1. 30....40° 2. 50....60° 3. 90° ® рабочие зоны Человека–оператора при управлении ручными и ножными регуляторами ; ¯ анализируют характер движений .
50....60° – чёткому цветному , а 90°– черно– белого зрения . Наиболее удобное расположение индикаторов –по горизонтали 30° ниже линии взора , но не более 30° (вверх) или 40° (вниз) . При рассмотрении рабочих зон следует иметь в виду , что величина усилия, прилагаемого к Объекту управления , зависит : n от направления : вверх, вниз , в сторону ; n высоты расположения : от 300 до 1800 мм ; n и руки : у большинства людей правая рука сильнее левой в 1,2 раза . Если Человек–оператор должен часто выполнять переключение , то величины усилий должны быть уменьшены в 2....3 раза . Во всех случаях усилия больше 150 Н – для рук и более 250Н –для ног при продолжительности нажатия более 3 секунд – УТОМИТЕЛЬНЫ . ¯ Психологические показатели конструкции изделия определяются соответствием закреплённых и вновь формируемых рабочих навыков человека его возможностям по восприятию и переработке информации . Лекции 17. Основы конструирования Эргономический анализ и отработка конструкций . 1.0 В основе эргономической отработки конструкции лежит полная совокупность эргономических параметров , что позволяет найти оптимальное художественно–конструкторское решение . Эргономическая отработка производится на основе эргономического анализа . Эргономический анализ применяет разнообразные методы исследования , такие как : n социологические методы (опрос) ; n визуальные (органометрические) методы ; n составление циклограмм работы Человека–оператора с применением хронометража и фотохронометража (фотосъёмка , кино– , видео– граммы ) ; n электрофизиологические методы . Виды исследований : n электроэнцефолография (мозг) ; n электроокулография (движения глазного яблока ) ; n электромиография (мышцы) ; n электрокардиография (сердце) ; n динамометрия и т.д. 1.1 Основные этапы эргономической отработки определяются стадиями разработки : 1) на стадии Технического предложения – предварительный эргономический анализ аналогов и прототипов разрабатываемого объекта ( не только лучших , но и заведомо «плохих» ) , а также детальный анализ конкретных условий функционирования объекта и выявления наиболее важных эргономических показателей ; 2) на стадии Эскизного проектирования – поисковый этап эргономического анализа , на котором рассматривают несколько вариантов конструкции объекта ( художественно–конструкторское решение ) ; 3) на стадии Технического проекта – окончательная художественно–конструкторская компоновка объекта с тщательной эргономической отработкой панелей и пультов управления с индикаторами и регуляторами ; 4) на стадии Рабочего проектирования – авторский надзор за реализацией принятых художественно–конструкторских решений . При эргономическом анализе учитывают следующие основные группы факторов : 1) насколько учтены антропометрические , психофизиологические , биомеханические и гигиенические данные Человека–оператора ; 2) обеспечивает ли рабочее место Человеку–оператору простую и естественную позу , достаточное рабочее пространство , возможность смены рабочей позы (например, сидя–стоя ) , удобный обзор всех функционально важных узлов и элементов объекта , условий для оперативного обслуживания и профилактики ; 3) создаёт ли цветовое решение объекта положительные эмоции у Человека–оператора и компенсирует ли неблагоприятные воздействия трудового процесса ; 4) является ли информация , поступающая к Человеку–оператору, наглядной и соответствующей сложившимся у него представлениям и стереотипам действий . Часто при Эргономическом анализе применяют контрольные карты , содержащие перечень вопросов по этим группам факторов , влияющих на трудовой процесс. NB : Пример дMPC , смотри Варламов Р. Г. , Струнов О. Д. «Элементы Художественного конструирования и Теория Эргономики» М : 1980 год , стр. 39...40 . При эргономическом анализе необходимо учитывать : 1) климатические условия местности ; 2) микроклимат помещения и его интерьер ; 3) требуемый ритм работы оператора , частоту выполнения и точность рабочих операций ; 4) характеристику основных ( типовых ) поисковых маршрутов оператора , необходимость и возможность смены рабочей позы , взаимодействие с другими операторами . На основании этого необходимо : 1) провести анализ габаритов объекта ; 2) определить оперативные рабочие зоны и границы рабочего места в целом и установить их соответствие антропометрическим данным ; 3) определить объём и качество оперативной информации , представляемой на панелях объекта , и проанализировать их соответствие психофизиологическим возможностям Человека–оператора ; 4) определить состав органов управления и проанализировать их с точки зрения хиротехники . Хиротехника – отрасль эргономики , которая занимается разработкой наиболее рациональной формы рукояток управления ( или ручного инструмента ) ; 5) проанализировать взаимодействие сенсорных и моторных зон : логику соответствия Органов управления и Индикаторов ; 6) проанализировать соответствие типовых оперативных маршрутов биомеханическим требованиям . Результаты Эргономического анализа дают возможность обеспечить : 1) равномерное распределение психофизиологических нагрузок на Человека– оператора : 2) естественность , плавность и последовательность рабочих операций. 1.2 Оценка результатов принятого художественно– конструкторского решения . Для объективной оценки выполнения эксплуатационных , компоновочных , эстетических ( в т.ч. социально–экономических и эргономических ) , конструктивно–технологических требований применяют специальные методики . Например , такие как : ¬ Групповые или экспертные методы оценки (баллы: 0...1–плохо; 1...2–удовлетворительно; 2...3–хорошо; 3...4–отлично ) . Можно применять, когда есть квалифицированная группа экспертов , но тем не менее оценка «субъективная» . Метод неполных интегральных аналогов . Более объективен , т.к. он использует теорию инвариантов , критерии оценки и критериальные уравнения .....þ Системный анализ . Эргономический анализ тесно связан с анализом эстетическим: к примеру, создание цветового климата в интерьере и цветовое решение оборудования – должны рассматриваться не только с позиций красоты и гармонии , но в аспектах создания определённого эмоционального настроя Человека–оператора и закономерностей его зрительного восприятия . Согласно методике РД–50–149–79 для оценки художественно–конструкторского решения применяют показатели : 1. Информационная выразительность характеризует способность объекта отражать в своей форме действующие в обществе эстетические представления и культурные нормы , такие как , например : оригинальность ( отличие от аналогов ) ; стилевое соответствие (устойчивые признаки формы соответствующие определённому периоду ) ; соответствия моде ( внешний вид , соответствие временно господствующим эстетическим вкусам ) ; рациональность формы (соответствие назначению , конструкции , технологии изготовления и применяемым материалам ) . 2. Целостность композиции характеризует гармоническое единство частей и целого , органическую взаимосвязь элементов формы объекта и его согласованность с формой окружающих объектов . 3. Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуются чистотой выполнения контуров , округлений и сочленений элементов , тщательность нанесения покрытий и отделки поверхностей , чёткость исполнения фирменных знаков и указателей , комплекта Эскизно–технологической документации и информационных ( рекламных ) материалов , устойчивость к повреждениям . Можно сказать , что внешние поверхности объекта , их отделка и окраска являются основными элементами , создающими его эстетическое восприятие. При художественно–конструкторской отработке этих элементов необходимо выполнять следующие требования : к форме 1) внешние очертания объекта должны быть простыми и строгими : например, единство формы и содержания для внешних рабочих органов ; предпочтительная форма – ¦ , - ; острые углы скругляются, но большой радиус скругления визуально «утяжеляет» конструкцию . Простая форма облегчает удаление загрязнений . 2) пропорции отдельных частей обеспечивают выделением в конструкции вертикальных или горизонтальных линий . При этом учитывают : вертикальные линии делают объект визуально «выше», а горизонтальные «ниже» . 3) форма объекта в целом должна быть гармонически увязана с формой пультов управления . 4) элементы внешней поверхности объекта : петли и ручки крышек (люков , дверей ) , крышки и кожухи для подвижных частей не надо выделять на фоне наружной поверхности . Петли и ручки должны быть тщательно обработаны . к отделке и окраске 1) окраска объекта должна соответствовать его конструкции , и не совпадать с окраской помещения ( или окружающей среды ) ; 2) пёстрая окраска вносит впечатление беспорядочности и «дробности» конструкции ; 3) тёмная окраска создаёт впечатление тяжести и грязи , светлые – впечатление лёгкости : тёмные – только для окраски фундаментов и несущих конструкций ; 4) травмоопасные детали и части изделий окрашивают в яркие , предупреждающие цвета ; для движущихся элементов оборудования (столы , салазки ) , подвижных объектов следует применять «растигровку» , которая активизирует окружающих ; 5) органы управления окрашивают в яркие , хорошо различимые цвета ; 6) внутренние поверхности корпусных деталей окрашивают для облегчения сборки в светлые цвета ; дверей , люков , откидных панелей – в яркие цвета , чтобы они отчётливо выделялись в открытом положении ; 7) объекты , излучающие тепло , окрашивают в серебренный или голубой цвета . На восприятие формы и цвета значительно влияет освещение . Основные требования к освещению рабочих мест , (искусственному): 1) предпочтительны индивидуальные светильники , расположенные посередине длины рабочей зоны на высоте 1900 ...2000 мм от пола и на расстоянии 150...200 мм от переднего края рабочей зоны (работа стоя ) . При других работах индивидуальные светильники устанавливаются оператором в желаемом положении относительно рабочей зоны ; 2) блестящие предметы следует освещать рассеянным светом ; мелкие тёмные предметы лучше видны на фоне , светлые – на тёмном ; 3) свет должен падать на поверхность предмета под небольшим углом , это лучше выявляет фактуру ; 4) прозрачные предметы должны быть освещены сзади ; 5) необходимо избегать резкой контрастности освещённости объекта рабочей операции и окружающего фона ( местное + общее освещение ) ; 6) необходимо исключать источники блёсткости , а также – ритмическое чередование тёмных и светлых поверхностей в поле зрения . Это снимает у работающих так называемые послеобразы, человек видит какой–то яркий предмет , в то время как он уже ушёл из поля зрения . Послеобразы также снимаются применением дополнительных цветов . Основы композиции. Мы рассмотрели ранее инженерно-психологический и эргономический этапы художественного конструирования (ХК) объекта. Мы установили , что ЭА и О конструкций тесно связаны с эстетическим анализом. Здесь следует отметить : эстетический этап ХК объекта может (и должен) выполняться только квалифицированным дизайнером! Эстетическим анализ можно выполнить лишь после серьёзного изучения объекта анализа и определения всех его утилитарных качеств и особенностей. Эстетическим анализ требует знания основ теории композиции , тенденций развития объектов данного вида , особенностей восприятия цвета , наличие чувства материала и стиля , профессионального художественного вкуса и т.д. Принципы “нравится – не нравится” , ”красиво – не красиво” – неприемлемы. В общем смысле эстетическим анализ позволяет для конкретного объекта выявить : - объёмно-пространственную структуру ; - тектонику ; - гармоничность формы ; - цветовое решение Далее , мы вначале рассмотрим основы композиции. Прежде отметим , – всё , что мы будем говорить далее относится к понятию “техническая форма” , т.е. применительно к объектам утилитарного назначения : производственно-технического и бытового. В отличие от понятия “декоративная форма” , которая относится к объектам исключительно или преимущественно декоративного назначения. Итак , композиция (лат. Compositio – составление , расположение , сочинение) – структура , взаимосвязь важнейших элементов объекта , которыми определяется его смысл , выражается замысел. В основе композиции технического объекта лежит выбор элементов (или их группы) соподчинённости этих элементов. В качестве элементов выделяют геометрические , светотеневые или цветовые свойства формы объекта. Композиция характеризуется – - категориями , - свойствами и качествами , - средствами. Перечислим : I. Общие категории : тектоника и объёмно-пространственная структура объекта. II. Свойства и качества : A. гармоническая целостность формы ; B. соподчинённость ; C. композиционное равновесие ; D. симметрия , асимметрия и их сочетание ; E. динамичность и статичность формы ; F. единство характера формы. III. Средства композиции : A. определяющий композиционный приём ; B. пропорции и масштаб ; C. контраст и нюанс ; D. метр и ритм ; E. тени и пластика. Число сочетаний множества композиционных факторов очень велико : например , взяв только 6 основных свойств и качеств композиции , мы получим – Поэтому знание категорий , свойств , качеств и средств композиции позволяет выбрать рациональные приёмы и методы работы над композицией объекта. Рассмотрим основные категории композиции и их взаимосвязь. Тектоника есть зримое отражение работы конструкции и материала в форме. В тектонике выражается связь формы и содержания изделия. Например , литая конструкция имеет такую форму , чтобы однозначно было видно – это литьё , а не сварная или какая-либо иная конструкция. Поэтому говорят о тектонике “литой формы” , о тектонике “штампованных несущих элементов” , о тектонике “пластмассовых конструкций” и т.д. Т.к. конкретный материал конструкции предопределяет композицию всякого изделия , то тектоника – одна из основных категорий. Понятие “тектоника” неразрывно связывает две важнейшие характеристики объекта – - его конструктивную основу (материал) ; - и форму во всех её проявлениях (в целом и частном). Конструктивная основа , кроме материала включает силовых элементов конструкции , характер распределения усилий (силовые потоки) , соотношение масс и т.п. Форма должна четко отражать всё это. Объёмно-пространственная структура. Всякая форма обладает двумя свойствами : она материальна и пространственна. Материальная форма – это объём , ограничивающий часть пространства определённых размеров и конфигурации. Объём и пространство – равноправные элементы композиции. Объёмно-пространственная определяет характер взаимодействия объёма с пространством. Можно сказать , что – - с одной стороны – объём должен выражать внутренние закономерности , свойственные объекту , отражать его функционально-конструктивную основу ; - а с другой – в определённой закономерности развиваться в пространстве , в идеале – таким образом , чтобы видя форму изделия в одной проекции , можно было представить , как она выглядит в других. Основные категории композиции тесно взаимосвязаны :
Нарушение тектоники – ложное отражение работы конструктивной основы , нарушает органическую связь элементов ОПС объекта , и наоборот. Такие нарушения возникают , когда (инженер-конструктор) рассматривает форму только от её технической основы – как бы “изнутри” или (оформитель) – только “снаружи”. Дизайнер идёт к форме одновременно “изнутри” и “снаружи” – в итоге создаёт целостное , гармоничное изделие. Пример : мост однопролётный балка
Свойства и качества композиции Свойства и качества композиции позволяют выделить следующие эстетические показатели объекта : * гармоническую целостность формы ; * соподчинённость элементов ; * композиционное равновесие элементов ; * симметрию и асимметрию элементов и их комбинации ; * динамичность и статичность элементов , их характер. Тем самым мы перечислили основные свойства и качества композиции объекта. Их можно , достаточно условно , разделить на главные , определяющие данную форму , и второстепенные. Однако оценка качества композиции не может быть результатом механического суммирования оценок по отдельным её свойствам , что иногда “непрофессионалы” пытаются делать. Определения. Гармоническая целостность формы – отражает логику и органические связи конструктивного решения с его композиционным воплощением. Ю.С. Сомов “Композиция в технике” : Композиция МРС может быть построена контрасте между сложной , насыщенной тенями структурой открытой части : направляющие , элементы суппорта , ходовые и тяговые винты , органы управления различных наружных элементов: оребрений и т.п. И лаконичными , чистыми объёмами несущей части станины , опор станка и крупных формообразующих элементов : коробки подач и скоростей , несущие стойки , столы и др. Основное качество – контраст – противопоставление простого и сложного начал. Соподчинённость элементов – определяется закономерностями композиции , которые зависят от вида (характера) объекта. Например : в технологическом оборудовании определяющими являются базовые элементы , несущие основную нагрузку. Их форма определяется материалами (прочностью и жесткостью). Лицевая панель сложного пульта управления является фоном , на котором в определённой последовательности и сочетаниях расположены индикаторы и органы управления. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |