на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Основы конструирования


3. При правильно размещённых органах управления Человек–оператор, работая , не должен думать о предстоящих манипуляциях управления  :

  ¬ расположение функционально одинаковых органов управления должно быть единообразным во всех группах ;

  ­   это расположение должно обеспечивать равномерность нагрузки обеих рук и ног Человека–оператора ;

  ®  поверхности , на которых располагаются Индикаторы и Органы управления не должны быть монотонными , зоны расположения их должны быть хорошо освещены .

В заключении , некоторые общие требования к органам управления :

1. Размеры их должны соответствовать прилагаемым усилиям .

2. Форма и фактура поверхности должна обеспечивать удобный захват .

3. Цветовое оформление должно быть согласовано с общим цветовым решением объекта . Не следует использовать «накладной» цвет , т.е. краски , применяют материалы соответствующего  цвета , химические или гальванические покрытия .

4. Форма не должна затруднять удаление загрязнений .

5. Конструкция должна гарантировать безопасность оператора , например , от поражения электрическим током или травм эффекторов.

                              Лекция 16. Основы конструирования

Эргономическая отработка конструкций – общие положения

часть процесса  художественного конструирования .

Эргономика изучает функциональные возможности человека в процессах труда с целью создания совершенных изделий и оптимальных условий труда.

ГОСТ 16456–70   устанавливает четыре группы комплексных эргономических показателей :

 гигиенические ;

антропометрические ;

физио–  и  психофизио– логические ;

психологические .

По этим показателям оценивается качество продукции в целом и в частности , конструкции .

¬ Гигиенические показатели : уровни освещённости ; вентилируемости ; температуры ; влажности ; запыленности и давления воздуха –микроклимат ;механические и физические факторы : напряжённость магнитного и электрического полей ; радиация ; токсичность ; шум и вибрации ; гравитационные перегрузки и ускорения Ô эти показатели предмет   Охраны труда и техники безопасности .

­ Антропометрические показатели определяются соответствием конструкции объекта  размерам и форме тела человека , распределению массы его тела .

Эти показатели проверяют сравнением определяющих размеров тела человека при различных рабочих позах с соответствующими размерами изделия . В ряде случаев необходимо учитывать размеры головы и кисти рук человека .

® Физиологические и психофизиологические показатели определяются соответствием конструкции объекта следующим возможностям человека :

n силовым ;

n скоростным ;              

n энергетическим ;

n зрительным ;

n слуховым ;

n осязательным ;

n обонятельным и вкусовым.

Для проверки этих показателей анализируют :

¬ размеры органов управления , их форму и прилагаемые усилия ;

    ­ зоны обзора

 

1. 30....40°

2. 50....60°

3. 90°

      ® рабочие зоны Человека–оператора при управлении ручными и ножными регуляторами ;

¯ анализируют характер движений .

Зона обзора : 30....40° соответствует максимальной – разрешающей способности ;

50....60° – чёткому цветному , а 90°– черно– белого зрения .

Наиболее удобное расположение индикаторов –по горизонтали 30° ниже линии взора , но не более 30° (вверх) или 40° (вниз) .

При рассмотрении рабочих зон следует иметь в виду , что величина усилия, прилагаемого к Объекту управления , зависит :

n от направления : вверх, вниз , в сторону ;

n высоты расположения : от 300 до 1800 мм  ;

n и руки : у большинства людей правая рука сильнее левой в 1,2 раза .

      Если Человек–оператор должен часто выполнять переключение , то величины усилий должны быть уменьшены  в 2....3 раза .

      Во всех случаях усилия больше 150 Н – для рук и более 250Н –для ног при продолжительности нажатия более 3 секунд – УТОМИТЕЛЬНЫ .

         ¯ Психологические показатели конструкции изделия определяются соответствием закреплённых и вновь формируемых рабочих навыков человека его возможностям по восприятию и переработке информации .

                                Лекции 17. Основы конструирования

Эргономический анализ и отработка конструкций .

1.0 В основе эргономической отработки конструкции лежит полная совокупность эргономических параметров , что позволяет найти оптимальное художественно–конструкторское  решение .

Эргономическая отработка производится на основе эргономического анализа .

Эргономический анализ применяет разнообразные методы исследования , такие как :

n социологические методы (опрос) ;

n визуальные (органометрические) методы ;

n составление циклограмм работы Человека–оператора с применением хронометража и фотохронометража (фотосъёмка , кино–  , видео– граммы ) ;

n электрофизиологические методы .

Виды исследований :

n электроэнцефолография (мозг) ;

n электроокулография (движения глазного яблока ) ;

n электромиография (мышцы) ;

n электрокардиография (сердце) ;

n динамометрия и т.д.

1.1 Основные этапы эргономической  отработки определяются стадиями разработки :

1) на стадии Технического предложения – предварительный эргономический анализ аналогов и прототипов разрабатываемого объекта ( не только лучших , но и заведомо «плохих» ) , а также детальный анализ конкретных условий функционирования объекта и выявления наиболее важных эргономических показателей ;

2) на стадии Эскизного проектирования – поисковый этап эргономического анализа , на котором рассматривают несколько вариантов конструкции объекта  ( художественно–конструкторское решение ) ;

3) на стадии Технического проекта – окончательная художественно–конструкторская компоновка объекта  с тщательной эргономической отработкой панелей и пультов управления с индикаторами и регуляторами ;

4) на стадии Рабочего проектирования – авторский надзор за реализацией принятых художественно–конструкторских решений .

При эргономическом анализе учитывают следующие основные группы факторов :

1) насколько учтены антропометрические , психофизиологические , биомеханические и гигиенические данные  Человека–оператора ;

2) обеспечивает ли рабочее место Человеку–оператору простую и естественную позу , достаточное рабочее пространство , возможность смены рабочей позы (например, сидя–стоя ) , удобный обзор всех функционально важных узлов и элементов объекта , условий для оперативного обслуживания и профилактики ;

3) создаёт ли цветовое решение объекта положительные эмоции у Человека–оператора и компенсирует ли неблагоприятные воздействия трудового процесса ;

4) является ли информация , поступающая к Человеку–оператору, наглядной и соответствующей сложившимся у него представлениям и стереотипам действий .

Часто при Эргономическом анализе применяют контрольные карты , содержащие перечень вопросов по этим группам факторов , влияющих на трудовой процесс.

NB : Пример дMPC , смотри Варламов  Р. Г. , Струнов О. Д. «Элементы  Художественного конструирования и Теория Эргономики» М : 1980 год , стр. 39...40 .

При эргономическом анализе необходимо учитывать :

1) климатические условия местности ;

2) микроклимат помещения и его интерьер ;

3) требуемый ритм работы оператора , частоту выполнения и точность рабочих операций ;

4) характеристику основных ( типовых ) поисковых маршрутов оператора , необходимость и возможность смены рабочей позы , взаимодействие с другими операторами .

На основании этого необходимо :

1) провести анализ габаритов объекта ;

2) определить оперативные рабочие зоны и границы рабочего места в целом и установить их соответствие антропометрическим данным ;

3) определить объём и качество оперативной информации , представляемой на панелях объекта , и проанализировать их соответствие психофизиологическим возможностям Человека–оператора ;

4) определить состав органов управления и проанализировать их с точки зрения хиротехники . Хиротехника – отрасль эргономики , которая занимается разработкой наиболее рациональной формы рукояток управления ( или ручного инструмента ) ;

5) проанализировать взаимодействие сенсорных и моторных зон : логику соответствия Органов управления и Индикаторов ;

6) проанализировать соответствие типовых оперативных маршрутов биомеханическим требованиям .

Результаты Эргономического анализа дают возможность обеспечить :

1) равномерное распределение психофизиологических нагрузок на Человека– оператора :

2) естественность , плавность и последовательность рабочих операций.

1.2 Оценка результатов принятого художественно– конструкторского решения .

Для объективной оценки выполнения эксплуатационных , компоновочных , эстетических ( в т.ч. социально–экономических и эргономических ) , конструктивно–технологических требований применяют специальные методики .

Например , такие как :

¬ Групповые или экспертные методы оценки (баллы: 0...1–плохо; 1...2–удовлетворительно; 2...3–хорошо; 3...4–отлично ) . Можно применять, когда есть квалифицированная группа экспертов , но тем не менее оценка «субъективная» .

­ Метод неполных интегральных аналогов . Более объективен , т.к. он использует теорию инвариантов , критерии оценки и критериальные уравнения .....þ Системный анализ .

Эргономический анализ тесно связан с анализом эстетическим: к примеру,  создание цветового климата в интерьере и цветовое решение оборудования – должны рассматриваться не только с позиций красоты и гармонии , но в аспектах создания определённого эмоционального настроя Человека–оператора и закономерностей его зрительного восприятия .

Согласно методике РД–50–149–79 для оценки художественно–конструкторского решения применяют показатели :

1. Информационная выразительность характеризует способность объекта отражать в своей форме действующие в обществе эстетические представления и культурные нормы , такие как , например : оригинальность ( отличие от аналогов ) ; стилевое соответствие (устойчивые признаки формы соответствующие определённому периоду ) ; соответствия моде ( внешний вид , соответствие временно господствующим эстетическим вкусам ) ; рациональность формы (соответствие назначению , конструкции , технологии изготовления и применяемым материалам ) .

2. Целостность композиции характеризует гармоническое единство частей и целого , органическую взаимосвязь элементов формы объекта и его согласованность с формой окружающих объектов .

3. Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуются чистотой выполнения контуров , округлений и сочленений элементов , тщательность нанесения покрытий и отделки поверхностей , чёткость исполнения фирменных знаков и указателей , комплекта Эскизно–технологической документации и информационных ( рекламных ) материалов , устойчивость к повреждениям .

Можно сказать , что внешние поверхности объекта , их отделка и окраска являются основными элементами , создающими его эстетическое восприятие. При художественно–конструкторской отработке этих элементов необходимо выполнять следующие требования :

                                    к форме

1) внешние очертания объекта должны быть простыми и строгими :

    например, единство формы и содержания для внешних рабочих органов ; предпочтительная форма – ¦ , -  ; острые углы скругляются, но большой радиус скругления визуально «утяжеляет» конструкцию .

 Простая форма облегчает удаление загрязнений .

2) пропорции отдельных частей обеспечивают выделением в конструкции вертикальных или горизонтальных линий . При этом учитывают : вертикальные линии делают объект визуально «выше», а горизонтальные «ниже» .

3) форма объекта в целом должна быть гармонически увязана с формой пультов управления .

4) элементы внешней поверхности объекта : петли и ручки крышек (люков , дверей ) , крышки и кожухи для подвижных частей не надо выделять на фоне наружной поверхности . Петли и ручки должны быть тщательно обработаны .

                                       к отделке и окраске

1) окраска объекта должна соответствовать его конструкции , и не совпадать с окраской помещения ( или окружающей среды ) ;

2) пёстрая окраска вносит впечатление беспорядочности и «дробности» конструкции ;

3) тёмная окраска создаёт впечатление тяжести и грязи , светлые – впечатление лёгкости : тёмные – только для окраски фундаментов и несущих конструкций ;

4) травмоопасные детали и части изделий окрашивают в яркие , предупреждающие цвета ;  для движущихся элементов оборудования (столы , салазки ) , подвижных объектов следует применять «растигровку» , которая активизирует окружающих ;

5) органы управления окрашивают в яркие , хорошо различимые цвета ;

6) внутренние поверхности корпусных деталей окрашивают для облегчения сборки в светлые цвета ; дверей , люков , откидных панелей – в яркие цвета , чтобы они отчётливо выделялись в открытом положении ;

7) объекты , излучающие тепло , окрашивают в серебренный или голубой цвета  .

На восприятие формы и цвета значительно влияет освещение .

Основные требования к освещению рабочих мест , (искусственному): 

1) предпочтительны индивидуальные светильники , расположенные посередине длины рабочей зоны на высоте 1900 ...2000 мм от пола и на расстоянии 150...200 мм от переднего края рабочей зоны (работа стоя ) . При других работах индивидуальные светильники устанавливаются оператором в желаемом положении относительно рабочей зоны ;

2)  блестящие предметы следует освещать рассеянным светом ; мелкие тёмные предметы лучше видны на фоне , светлые – на тёмном ;

3) свет должен падать на поверхность предмета под небольшим углом , это лучше выявляет фактуру ;

4) прозрачные предметы должны быть освещены  сзади ;

5) необходимо избегать резкой контрастности освещённости объекта рабочей операции и окружающего фона ( местное + общее освещение ) ;

6) необходимо исключать источники блёсткости , а также – ритмическое чередование тёмных и светлых поверхностей в поле зрения . Это снимает у работающих так называемые послеобразы, человек видит какой–то яркий предмет , в то время как он уже ушёл из поля зрения . Послеобразы также снимаются применением дополнительных цветов .

Основы композиции.

Мы рассмотрели ранее инженерно-психологический и эргономический этапы художественного конструирования (ХК) объекта.

Мы установили , что ЭА и О конструкций тесно связаны с эстетическим анализом.

Здесь следует отметить : эстетический этап ХК объекта может (и должен) выполняться только квалифицированным дизайнером!

Эстетическим анализ можно выполнить лишь после серьёзного изучения объекта анализа и определения всех его утилитарных качеств и особенностей.

Эстетическим анализ требует знания основ теории композиции , тенденций развития объектов данного вида , особенностей восприятия цвета , наличие чувства материала и стиля , профессионального художественного вкуса и т.д.

Принципы “нравится – не нравится” , ”красиво – не красиво” – неприемлемы.

В общем смысле эстетическим анализ позволяет для конкретного объекта выявить :

-   объёмно-пространственную структуру ;

-   тектонику ;

-   гармоничность формы ;

-   цветовое решение

Далее , мы вначале рассмотрим основы композиции.

Прежде отметим , – всё , что мы будем говорить далее относится к понятию “техническая форма” , т.е. применительно к объектам утилитарного назначения : производственно-технического и бытового.

В отличие от понятия “декоративная форма” , которая относится к объектам исключительно или преимущественно декоративного назначения.

Итак , композиция (лат. Compositio – составление , расположение , сочинение) – структура , взаимосвязь важнейших элементов объекта , которыми определяется его смысл , выражается замысел.

В основе композиции технического объекта лежит выбор элементов (или их группы) соподчинённости этих элементов.

В качестве элементов выделяют геометрические , светотеневые или цветовые свойства формы объекта.

Композиция характеризуется –

-   категориями ,

-   свойствами и качествами ,

-   средствами.

Перечислим :

I.          Общие категории : тектоника и объёмно-пространственная структура объекта.

II.         Свойства и качества :

A.         гармоническая целостность формы ;

B.         соподчинённость ;

C.         композиционное равновесие ;

D.         симметрия , асимметрия и их сочетание ;

E.         динамичность и статичность формы ;

F.          единство характера формы.

III.       Средства композиции :

A.         определяющий композиционный приём ;

B.         пропорции и масштаб ;

C.         контраст и нюанс ;

D.         метр и ритм ;

E.         тени и пластика.

Число сочетаний множества композиционных факторов очень велико :

например , взяв только 6 основных свойств и качеств композиции , мы получим –

Поэтому знание категорий , свойств , качеств и средств композиции позволяет выбрать рациональные приёмы и методы работы над композицией объекта.

Рассмотрим основные категории композиции и их взаимосвязь.

Тектоника есть зримое отражение работы конструкции и материала в форме.

В тектонике выражается связь формы и содержания изделия.

Например , литая конструкция имеет такую форму , чтобы однозначно было видно – это литьё , а не сварная или какая-либо иная конструкция.

Поэтому говорят о тектонике “литой формы” , о тектонике “штампованных несущих элементов” , о тектонике “пластмассовых конструкций” и т.д.

Т.к. конкретный материал конструкции предопределяет композицию всякого изделия , то тектоника – одна из основных категорий.

Понятие “тектоника” неразрывно связывает две важнейшие характеристики объекта –

-   его конструктивную основу (материал) ;

-   и форму во всех её проявлениях (в целом и частном).

Конструктивная основа , кроме материала включает силовых элементов конструкции , характер распределения усилий (силовые потоки) , соотношение масс и т.п. Форма должна четко отражать всё это.

Объёмно-пространственная структура.

Всякая форма обладает двумя свойствами : она материальна и пространственна.

Материальная форма – это объём , ограничивающий часть пространства определённых размеров и конфигурации.

Объём и пространство – равноправные элементы композиции.

Объёмно-пространственная определяет характер взаимодействия объёма с пространством.

Можно сказать , что –

-      с одной стороны – объём должен выражать внутренние закономерности , свойственные объекту , отражать его функционально-конструктивную основу ;

-      а с другой – в определённой закономерности развиваться в пространстве , в идеале – таким образом , чтобы видя форму изделия в одной проекции , можно было представить , как она выглядит в других.

Основные категории композиции тесно взаимосвязаны :

материал « тектоника  « ОПС

Нарушение тектоники – ложное отражение работы конструктивной основы , нарушает органическую связь элементов ОПС объекта , и наоборот.

Такие нарушения возникают , когда (инженер-конструктор) рассматривает форму только от её технической основы – как бы “изнутри” или (оформитель) – только “снаружи”.

Дизайнер идёт к форме одновременно “изнутри” и “снаружи” – в итоге создаёт целостное , гармоничное изделие.

Пример : мост однопролётный                                                     балка


мост многопролётный º неразрезная балка

ферма

 



 Свойства и качества композиции

Свойства и качества композиции позволяют выделить следующие эстетические показатели объекта :

*           гармоническую целостность формы ;

*           соподчинённость элементов ;

*           композиционное равновесие элементов ;

*           симметрию и асимметрию элементов и их комбинации ;

*           динамичность и статичность элементов , их характер.

Тем самым мы перечислили основные свойства и качества композиции объекта.

Их можно , достаточно условно , разделить на главные , определяющие данную форму , и второстепенные. Однако оценка качества композиции не может быть результатом механического суммирования оценок по отдельным её свойствам , что иногда “непрофессионалы” пытаются делать.

Определения.

Гармоническая целостность формы – отражает логику и органические связи конструктивного решения с его композиционным воплощением.

Ю.С. Сомов “Композиция в технике” :

Композиция МРС может быть построена контрасте между сложной , насыщенной тенями структурой открытой части : направляющие , элементы суппорта , ходовые и тяговые винты , органы управления различных наружных элементов: оребрений и т.п.

И лаконичными , чистыми объёмами несущей части станины , опор станка и крупных формообразующих элементов : коробки подач и скоростей , несущие стойки , столы и др.

Основное качество – контраст – противопоставление простого и сложного начал.

Соподчинённость элементов – определяется закономерностями композиции , которые зависят от вида (характера) объекта.

Например : в технологическом оборудовании определяющими являются базовые элементы , несущие основную нагрузку. Их форма определяется материалами (прочностью и жесткостью).

Лицевая панель сложного пульта управления является фоном , на котором в определённой последовательности и сочетаниях расположены индикаторы и органы управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.