|
Реферат: Основы конструированияИх форма должна иметь определённую информационную сущность : что наблюдать , как нажать , как переключить. Поэтому соподчинённость элементов должна базироваться на схеме связей и необходимой последовательности действий управления. Композиционное равновесие элементов и формы — такое состояние композиции объекта , при котором все элементы сбалансированы между собой. Зрительная композиционная уравновешенность. Композиционное равновесие не есть простое равенство величин, оно зависит от : – распределения основных масс относительно центра конструкции (ЦК – смысловой центр предмета) ; – характера организации пространства , определяемого пропорциями и расположением осей , пластикой формы , цветовыми и тональными отношениями. Классические примеры : Прибор на стойке – Зрительное уравновешивание уравновешенная конструкция цветом. Симметрия , асимметрия и их комбинации. Под симметрией (греч. Symmitria – соразмерность) в эстетике понимают гармоничное расположение в пространстве отдельных частей целого , соразмерность и соответствие между ними. Симметрия : зеркальная , центральная , плоскостная и осевая – простейшие виды , которые при ХК применяют редко. Г. Вейль (математик) : “ симметрия ... является той идеей , посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок , красоту и совершенство”. Нельзя утверждать , что симметричная композиция заведомо лучше асимметричной. Гармония симметричной формы видна сразу. Уловить гармонию в асимметричной форме значительно сложнее , но условие целостности асимметричной формы – это её композиционная уравновешенность , которая может быть достигнута за счет комбинаций симметрии и асимметрии. Динамичность и статичность формы. Динамичной называют форму активно односторонне направленную , как бы вторгающуюся в пространство.
Статическая форма – подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости , устойчивости. Здесь следует отметить , что динамичность и статичность формы оценивают по горизонтальной оси , что связано с особенностями восприятия , например :
Единство характера формы – важное свойство композиции , которое определяет единичный подход к формообразованию всех элементов данной формы. Вот почему все объекты одного назначения , в общем мало отличаются друг от друга. Композиция воспринимается как целое если она построена из относительно небольшого числа элементов. Некоторые исследователи утверждают , что здесь применимо магическое число Миллера : МЧМ = 7 ± 2 (5...9). Однако это относительно , т.к. меньшее число элементов композиции не всегда упрощает её оценку. Поэтому важнее , чтобы композиция укладывалась в угол зрения , не превышающий 40°. На основании этого , плоскостные композиции с прямоугольными очертаниями мы должны рассматривать с удаления , примерно равного диагонали для её целостного восприятия. При работе над формой необходимо учитывать оптические иллюзии, т.е. ложное истолкование размеров и конфигурации предметов при их зрительном восприятии. Для обеспечения гармоничности формы вводятся соответствующие коррективы в композицию. Оптические иллюзии объясняются главным образом устройством зрительного аппарата человека , его связями с мозгом – чисто физиологическими причинами. Горизонталь–вертикаль Рис.0. Иллюзия Мюллера–Лиера Рис.1. Иллюзия Вундта Рис.2. Иллюзия Хайринга Рис.3. Иллюзия Цёлльнера Рис.4 Психологические факторы восприятия – колебания внимания , воображение , глазомер , наблюдательность , абстрактное мышление. Рис 5 : острые углы треугольника “ломают” окружность. Эффект иррадиации света : белая фигура на черном фоне кажется больше, чем такая же черная на белом фоне. Поэтому чередующиеся черные и белые полосы нужно выполнять разной ширины : черные шире белых. Это касается штрихов шкал. Двойные изображения. [ Голландский художник Мауриц Корнелис Эсхер ]. Психологические особенности восприятия. Глаз “охотнее” просматривает горизонтали нежели вертикали; отдаёт предпочтение линиям восходящим слева направо, чем справа налево – нисходящим. ... точнее оценивает ширину предметов , нежели их высоту или глубину. Контраст может привести к ошибкам в оценке размеров. Рис 6. Правильный учет физиологических и психологических особенностей восприятия позволяет дизайнеру добиваться желаемого воздействия формы и её согласования в композиции.
Средства композиции. Определяющий композиционный приём – принимается в начале ХКР , затем последовательно развивается различными средствами композиции , выявляя тем самым идею композиции. К ним можно отнести варианты ХК компоновки объекта : радиусные , лекальные , или плоские рубленные формы образующих поверхностей ; нюансное или контрастное решение формы ; материалы и стыки элементов формы и т.п. Пропорции и масштаб. Пропорции – “классическое” средство композиции , стоящее на первом месте – средство гармонизации формы. Они определяются размерными отношениями элементов формы, на них строится вся композиция. II в.д.н.э. Витрувий “пропорции есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части , принятой за исходную , на чем и основана вся соразмерность”. Художники-конструкторы используют в своей работе системы пропорционирования , выработанные многовековой практикой архитектуры. Каноническое соотношение для пропорционирования – закон “золотого сечения” , использующий иррациональные отношения. “Золотое сечение” характеризуется таким отношением неравных частей , при котором целое так относится к большей части (майору) , как большая часть к меньшей (минору). Обозначив Найдя решение уравнения x2 + ax – a2 = 0, получим при а=1 Используют и другие закономерности,– арифметическую пропорцию. H1–H2=H2–H3=H3–H4=a
–® геометрическую –¯ гармоническую
Масштаб (масштабность) –особый вид пропорционирования объекта по отношению к человеку. Масштаб – это мера соответствия предмета размерам человеческого тела , выявляемая в процессе непосредственного использования предмета человеком. Масштабность – это соизмеримость предмета с человеком , предметно-образное восприятие отдельных предметов в их конкретной величине и форме. Контраст – противопоставление композиционных элементов изделия в виде формы , текстуры , цвета , светотени и т.п. друг другу. Нюанс – постепенное , тонкое и взаимосвязанное изменение свойств композиционных элементов. Контраст активизирует форму , и часто определяется функциональной компоновкой изделия. Его следует применять осторожно. Нюансы формы воспринимаются слабее , почти не зависят от функциональной компоновки и ОПС объекта. Поэтому они являются , в основном , сферой чисто художественного осмысления формы и материала изделия , имеют богатейшие возможности и сложности реализации. Метр (метрический повтор) и ритм – определённые закономерности повторения элементов композиции. Метр имеет постоянный (или зрительно кажущийся постоянным) шаг повторов. Ритм – закономерное изменение порядка структуры элементов : например, постепенное изменение шага повторов – ритмика. Тени определяют собой пластичность (пластику) формы , под которой понимают её рельефность , скульптурность , мягкость переходов основных образующих линий (поверхностей). Недостатки формы можно в какой-то степени скрыть тенями , тогда как свет (блики) безжалостно их выявляют. Леонардо да Винчи : “Тень укрепляет форму, свет разрушает её“ Элементы цветоведения. Цвет широко используется в художественном конструировании. Цвет характеризуется двумя группами параметров : – физическими (объективные) – психологическими (субъективные). Психологические : светлота , насыщенность , цветовой тон. Светлота (степень ахроматичности) – эквивалент некоторого ахроматического серого поля. Цвет поверхности , – * ахроматический (бесцветный) белый , оттенки серого , черный ; * хроматический (цветной) – воспринимается глазом человека только при достаточном уровне освещенности (ночью все кошки серы) Яркость – сила света , излучаемого с единицы площади поверхности (формула !!!) Светлота изменяется медленнее яркости , поэтому контраст между двумя цветными поверхностями определяется разностью их светлоты , а не яркости. Цветовой тон – характеризуется численно длиной волны преобладающего излучения. Цветовой тон можно охарактеризовать * чистотой цвета (степень монохроматичности) : долей спектрального цвета (весь цвет состоит из белого и спектрального) * насыщенностью – степенью контрастности между рассматриваемым цветом и белым цветом. На восприятие цвета , кроме уровня освещенности , влияют и виды отражения световых и цветовых потоков от поверхностей. Экстремальные случаи : Но это в идеале , на практике имеет место смешанное отражение. Связь между физическими и психологическими параметрами цвета устанавливается с помощью цветовых моделей. Простейшая цветовая модель – линейная : спектр полученный Ньютоном при разложении солнечного луча трехгранной призмой. В практике ХК используется трехмерная модель цветового тела , разработанная Мекселлом. В которой используется математическое описание цвета на основании экспериментально установленной закономерности (цветовое уравнение). C = X * x + Y * y + Z * z где С – любой нужный нам цвет ; X,Y,Z – основные цвета (R,G,B) ; x,y,z – относительные количества основных цветов – x+y+z=1. Из последнего условия следует , что для геометрической интерпретации цветового уравнения можно использовать любую из трех плоскостей координат : XY , YZ или ZX , т.к. например x = 1 – ( y + z ). Общепринятой является система координат XY , в которой построен цветовой график. Этот график имеет вид : Все спектральные цвета расположены на плоскости ХУ по дуге, имеющей показанный вид. По прямой стягивающей эту дугу, расположены пурпурные цвета, не являющиеся спектральными. –центр контура – Б(белый цвет). Каждая точка внутри замкнутого контура отвечает определенной цветности, т.е. сочетание цветового фона и насыщенности. Это позволяет обозначать все цвета координатами Х и У, соответствующие данной цветности. Эта система является предпочтительнее, чем использование цветов, например, — шаровый, маренго, карий, фисташковый, слоновой кости и т.п. На цветном графике ХК видно, чем он располагает и какие из цветов образуют пары взаимно дополнительные. Особенности психологического восприятия цвета связаны в основном с,– – с практическим опытом человека – и ассоциативным мышлением человека Характеристика основных цветов: Красный цвет – цвет огня (опасность) и крови. Он ассоциируется с теплом и поэтому увеличивает напряжение мышц, кровяное давление и ритм дыхания; имеет стимулирующее влияние и вызывает эмоции. Оранжевый цвет–одновременно и согревающий и стимулирующий; очень яркий; при различной насыщенности может и успокаивать, и раздражать. Желтый цвет–имеет наибольшую светимость в спектре и стимулирует зрение–цвет солнца, хорошего настроения и веселья. Некоторые тона (желт- зеленые) действуют успокаивающе. Зеленый цвет–цвет природы, успокаивающий; способствует некоторому отдыху ума и пробуждает в человеке терпение; действует освежающе и успокоительно, уменьшает слишком яркое солнечное освещение. Голубой цвет–цвет неба и воды, холодный; воспринимается как светлый, свежий и прозрачный; обладает успокаивающим действием. Фиолетовый цвет–особо “благородный“ (одеяния ученых и священников), вызывает печаль. Черный цвет–в больших количествах угнетает; очень полезен в небольших количествах, особенно для контрастов. Белый цвет–символ чистоты. Если применяется один или с цветами зелено–голубой части спектра–цвет холодный. С цветами желто–оранжевой части спектра–даёт ощущение тепла. Восприятие цветов зависит от характера (темперамента) человека. Например, красный цвет действует возбуждающе на холериков – повышает активность. У меланхоликов – это действие едва заметно. Синий цвет слабо действует на холериков, незначительно снижая их активность, но совершенно подавляет активность меланхоликов, заставляя “уйти в себя“. Кроме этого, восприятие цветов определяется полом, возрастом, состоянием здоровья и даже профессией человека. Так, женщины более восприимчивы к яркому, пёстрому цветовому окружению, тогда как мужчины–индеферентны или это их раздражает. Это же можно сказать о молодых и пожилых людях. Зелёный цвет хорошо действует на больных, для здоровых его избыток скучен. Мяснику – красный цвет в обычной обстановке неприятен, так же, как и врачу–белый. И т.д. и т.п. Всё сказанное можно представить схематически в виде цветового круга(правда, без поправок на характер, возраст, пол и т.д. ). Цветовой круг симметричен по светлоте относительно оси, проходящей через Ж и Ф цвета. Выбор цветовых сочетаний может выполнятся на основе,– –контрастной гармонии с использованием 2х, 3х и более цветов; –нюансной гармонии с использованием 2х, 3х и более цветов. Контраст – сочетание цветов, располагающихся в ЦК друг против друга. Нюанс – сочетание цветов, расположенных рядом в ЦК. При наблюдении цветных поверхностей (цветовых пятен ), как и при наблюдении геометрических объектов имеют место цветовые иллюзии. Основные ,–изменение цвета при последовательном и параллельном цветовых контрастах. 1 Последовательный цветовой контраст: при переводе глаз с поверхности одного цвета на поверхность другого цвета(или при наблюдении поверхности через светофильтр) мы видим третий цвет, отличающийся от двух первых. Причина – в изменении чувствительности глаза при длительном(12...20с) наблюдении цветового образа при наблюдении после этого другой по цвету поверхности. Так, например, при наблюдении зелёной фигуры и последующем переводе взгляда на белую поверхность мы увидим слабую пурпурно–красную фигуру ; при переводе на синюю–фиолетовую и т.д. 2 Одновременный цветовой контраст: светлота и оттенок цветной покраски зависят от характеристик фона: смотреть вкладку. Не вдаваясь в подробности применения цвета в ХКР , следует отметить, что дизайнеры в настоящее время пользуются теорией согласованных цветов. Сущность её в том, чтобы дать человеку, работающему в условиях искусственной предметной среды, такое же видение цветов, как и в природе... Основные рекомендации по выбору цветовых решений. При этом принято выделять три основные зоны,– 1 –рабочее место; 2 –рабочую зону; 3 –помещение(интерьер)в целом. Условно: 1 –соответствует зонам точного зрения, где человек может различить самые мелкие предметы: соответствует УЗ»10; –и мгновенного зрения a=180–область наилучшего цветового зрения и достаточной относительной остроты зрения(на границе зоны ООЗ падает на 20% относительно ЗТЗ); 2 –эффективного зрения b=300 – зона с худшими характеристиками, но еще позволяющая человеку нормально работать с объектом труда; 3 –зона полного обзора g=1200(при неподвижной голове; g“–при неподвижной)–характеризует зону, в пре делах которой человек разл- [Почему заяц косой ?] личает движение и цвет, но не детали(относительная острота зрения на границе зон 3 и–всего (%). Таким образом , – –Рабочее место – соответствует панели управления или части пульта управления, на которой должны быть сосредоточены все наиболее важные органы управления(регуляторы) и контроля(индикаторы). В этой зоне кроме сигнальных (предупреждающих) и вспомогательных цветов , имеющих определённую информативную нагрузку , используются малонасыщенные цвета , в которые окрашиваются поверхности объекта(панели). Зона рабочего места должна иметь наиболее насыщенные в цветовом и яркостном плане элементы объекта. Цвета : сигнальные (предупреждающие) и информативные (можно сказать – основные R–G–B). Рабочая зона – характеризуется законченным объектом: технологическое обеспечение в целом(станок, пульт управления и т.п. ) и частью пространства помещения, которое непосредственно примыкает к объекту. Помещение в целом–характерно тем, что основные его поверхности(стены, пол, потолок; технологическое обеспечение; ПТО; инженерные коммуникации)окрашиваются в opt цвета, в соответствии с рекомендациями, основанными на специфике того или иного производства, помещения. Сигнальное значение цвета. Особо выделены : зелёный, жёлтый и красный. Зелёный – безопасность; жёлтый–предупреждает о возможной опасности; красный–знак опасности и запрета; включение–выключение ( Стоп ) оборудования; повсеместно – пожарный инвентарь. Синий цвет–используются для элементов графики в производственных помещениях (цехах) и производственной информации. ²Растигровка²–жёлтый цвет с чёрными или красными полосами–обозначение опасных подвижных объектов. Белый цвет, заключённый в красный прямоугольник–движущиеся ёмкости со взрывоопасными и вредными веществами. Оранжевый – элементы ограждения машин и механизмов, неосторожное обращение с которыми может привести к трамвам. Символические изображения чёрного цвета на жёлтом фоне применяются для знаков, предупреждающих объект опасности(знак– ). Красный круг с белым полем внутри, на которой символы чёрного цвета –запрещающие знаки, предписывающие знаки. Маркировка баллонов со сжатыми (жидкими веществами, например чёрный, белый(красная полоса); зелёный, голубой. Инженерные коммуникации,–трубы: вода (зелёный), пар (красный), воздух (синий), газы горючие (жёлтый), кислоты (оранжевый), щёлочи (фиолетовый), жидкости горючие (коричневый), прочие вещества(серый). Окраска – сплошная или участками. Шины электроустановок–опознавательные цвета: 1. º, фА- жёлтый; фВ-зелёный; фС- красный; 0-шина: изолированный контроль– белый; заземлённая нейтраль–чёрный. 2. ~; фаза–красный; 0–жёлтый. 3. –; (+)–красный; (–)–синий; нейтраль–белый. Лекция 20. "Основы конструирования" Основы патентоведения 1.0 Введение –Изобретательство – важный фактор ТП.– Изобретательское право (ИП).– Открытия, Изобретения, Промышленные образцы – объекты изобретательского права (Субъекты изобретательского права) – Защита объектов ИП. "Патентоведение": Учебник для вузов/ Е.И. Артемьев, М.М. Богуславский и др.: под.ред. В.А. Рясенцева – 3–е издание переработанное и дополненное – М: "Машиностроение", 1984. 352 с., ил. Когда мы [рассматривали вопросы первого раздела/говорили в начале] изучения курса "ОК" о профессии инженер–конструктор, о характере работы инженера–конструктора на предприятии, то отметили, что – труд инженера–конструктора по сути его реализации является умственным трудом, результаты которого во многом зависят от обычной способности к мышлению и определённых качеств творческой личности. Так что труд инженера–конструктора носит творческий характер. Можно сказать, что вершина творческой инициативы – изобретение (рационализаторское предложение). Эти виды творческой деятельности чаще всего не связанны с выполнением непосредственной работы инженера–конструктора. Хотя изобретения рождаются и при выполнении служебных заданий. Изобретение является продуктом творческой деятельности, которая основывается на научных и инженерных исследованиях, и получение этого продукта обязательно сопровождается последними. В этом аспекте изобретения, изобретательская деятельность являются факторами научно–технического прогресса (НТП): взаимосвязанное последовательное развитие науки и техники, проявляющееся – с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии; – с другой стороны – в применении новейших средств и методов научных исследований. Т.о., НТП органически соединяет науку как деятельность в духовной сфере, направленную на получение нового знания и технику как один из важнейших компонентов материальной культуры. НТП предъявляет высокие требования к общему и профессиональному образованию. Эти требования концентрированно выразил Г.А. Эдисон (1847–1931): "Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить". "Изобретателей нельзя создавать, но их можно поощрять, и каждое общество, если оно хочет продолжать развиваться, должно найти способ поощрения изобретателей" Митчел Уилсон (1913–1972) – американский физик, писатель. n Регулирование отношений по изобретательству (техническому творчеству вообще) осуществляется изобретательским правом – правовой системой, представляющей собой качественно своеобразную, внутренне упорядоченную совокупность норм, т.е. установленных государством обязательных правил поведения. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |