на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Развитие инфраструктуры малого бизнеса


Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду перестройки, в сфере малого бизнеса стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.

К позитивной роли торговой и посреднической деятельности малого предпринимательства следует отнести и его участие в создании новых хозяйственных связей. Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов, полная "закупорка" ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле для деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений.

Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и посреднической деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством налоговый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности должно было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию был наложен явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до половины доходов малых предприятий. При этом правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу же платить налоги в полной мере. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.

Иллюстрацией к вышесказанному может служить массовое появление эфемерных фермерских хозяйств в суровых климатических зонах и на низкокачественных почвах, где с точки зрения экономической целесообразности таких хозяйств в принципе не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную "лучшую жизнь" (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

Именно этим объясняется феномен бурного появления многочисленных частных мелких фирм в условиях очень быстрого свертывания какого-либо спроса на научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса, спада инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Шестой этап. К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо меняли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии малого предпринимательства. Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малых предприятий .

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне достойного, но все же аутсайдера.

Если в Казахстане еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого на малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.

В экономике страны стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. Например, в Алматы на месте еще недавно многочисленных индивидуальных торговых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные малые предприятия, не выдержавшие экономической конкуренции со средними и крупными фирмами, были вынуждены свернуть свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе казахстанских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению численности субъектов малого бизнеса. Но в дальнейшем, возможно, новые крупные и средние предприятия будут самым активным образом стимулировать создание новых малых предприятиях в структуре формируемых новых хозяйственно-технологических цепочек, т.е. в настоящее время распространение получили холдинги, т.к. именно они являются наиболее гибкой экономической структурой.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности малые предприятия активно скрывают реальную хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина малых предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

В целом можно предположить, что новый рывок в динамике числа малых предприятий, в увеличении их макроэкономического веса по всем показателям неизбежен. Его следует ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной системы рыночного хозяйствования, решительных шагов в области демонополизации экономики, дебюрократизации управления и, конечно, общего перехода к фазе оживления и подъема производства и производственного инвестирования.

Заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности привели к тому, что очередной - шестой этап (с 1995г.) развития предпринимательства изменил соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Предпринимательство может проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. Сегодня в развитых странах на долю малого бизнеса приходится от 40% до 90% объема внутреннего валового продукта (ВВП). А потому вполне естественно, что правительства этих государств уделяют первостепенное внимание поддержке данного сектора. В принципе казахстанский малый бизнес движется в русле глобальных тенденций, однако его доля в экономике пока разительно отличается от мировых критериев. По данным официальной статистики, вклад малых предприятий в ВВП Казахстана в 2008 году составил 28 % [30,с.134].

На сегодняшний день в Казахстане насчитывается свыше 1 млн. субъектов малого предпринимательства, из которых действующими являются 91%, на них трудятся около 2 млн. казахстанцев, а доля их в ВВП республики составляет около 30% (Таблица 1).

Таблица 1 Доля малого бизнеса в ВВП

2005 2006 2007 2008
Доля МСП в ВВП, % 40,5 35,8 34,6 31,2
Доля малого бизнеса в ВВП, % 36,4 31,8 30,8 28,0
Доля среднего бизнеса в ВВП, % 4,1 4,0 3,8 3,2
Примечание - По данным Агентства Республики Казахстан по статистике

Анализ тенденций в малом бизнесе свидетельствует, что развитие данного сектора экономики имеет динамично-поступательный характер и приносит свои положительные плоды, став фактором снижения социальной напряженности и основой обеспечения занятости населения. Таким образом, предпринимательский уклад все более придает экономике должную гибкость, становится решающим фактором ее развития. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

По состоянию на январь 2010 года в республике насчитывалось 741088 активных малых предприятий (рост на 105,3 % по сравнению с январем 2009 года). Таблично данные представлены в приложении. С учетом плотности населения лидерами по их количеству являются Алматы и Астана, а также Атырауская и Мангистауская области. Крестьянских хозяйств больше всего в Южно-Казахстанской и Алматинской областях. В общей сложности численность занятых в малом бизнесе на данный момент превышает 1,9 млн. человек [30,сю134].

С 2000 по 2009 годы в организационно-правовой структуре малого бизнеса доля юридических лиц сократилась в 1,8 раза, в то время как доля индивидуальных предпринимателей выросла в 1,4 раза. При этом объем выпускаемой субъектами малого бизнеса продукции возрос почти в 4 раза, в соответствие с рисунком 1.


Рисунок 1. Динамика развития малого бизнеса РК за 2000-2009 годы

Примечание – По данным Агентства РК по статистике

Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием казахстанских малых предприятий необходимо критически рассмотреть некоторые страницы "новейшей истории".

Казахстанский малый бизнес в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого бизнеса. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществлялась на базе налоговых льгот, создания цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков. Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина малого бизнеса неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах. Малый бизнес занял нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%, в соответствие с рисунком 2.


Рисунок 2. Структура выпуска продукции по видам деятельности в 2009 году, в процентах

Примечание – По данным Агентства РК по Статистике

Рисунок 3. Численность занятых на предприятиях малого бизнеса в разрезе регионов (по состоянию на 1 января 2008 года)

Основным видом деятельности малых предприятий в Казахстане остается торговля, но в последнее время набирает вес и сельское хозяйство и строительство (рисунок 4).


Рисунок 4. Структура выпуска продукции по субъектам в 2009 году, в процентах

Примечание – www.stat.kz

Основными производителями среди малых предприятий в 2009 году стали юридические лица в основном товарищества с ограниченной ответственностью, в последнее время наметилась тенденция увеличения индивидуальных предпринимателей в структуре малого бизнеса. Индивидуальные предприниматели республики составляют самую инициативную, молодую и самостоятельную часть казахстанских бизнесменов [32,с.35].

Необходимо признать, что в условиях трансформации экономики Казахстана в период "перестройки" и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить "большую" экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.

Таблица 2. Число зарегистрированных и действующих субъектов малого бизнеса, 2000-2006 года на начало периода.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Зарегистрированные субъекты малого бизнеса, ед. - - 365499 452007 541073 643035 739122
Зарегистрированные предприятия, ед. 76743 87995 102182 116924 130779 145087 157568
Зарегистрированные индивидуальные предприниматели, ед. - - 144257 197213 260937 321838 394672
Зарегистрированные крестьянские хозяйства, ед. - 105170 119060 137870 149357 176110 186882
Удельный вес зарегист-ванных субъектов малого бизнеса в общем количестве зарегистрированных хозяйствующих субъектов по республике, в % - - 87,1 88,6 89,8 90,8 91,4
Действующие субъекты малого бизнеса, ед. - - 289496 366434 431503 497871 569127
Действующие предприятия, ед. 63422 67059 77398 87173 93494 103291 115126
Действующие индивидуальные предприниматели, ед. - - 119038 169781 215116 247688 297234
Действующие крестьянские хозяйства, ед. - 76373 93060 109480 122893 146892 156767
Удельный вес действующих субъектов малого бизнеса в общем кол-ве действующих хозяйствующих субъектов по РК, в % - - 86,4 88,3 89,3 90,1 90,7

Из данных табл. 2 следует, что доля действующих предприятий (т.е. предприятий, готовых к осуществлению хозяйственной деятельности) снизилась за пятилетний период с 79,2% до 77,0%.В структуре всех зарегистрированных хозяйствующих субъектов Казахстана на 1 января 2006 года доля субъектов малого бизнеса составляла 90,8%, в том числе предприятия малого бизнеса – 21,0%, индивидуальные предприниматели, включая крестьянские хозяйства – 69,8%. В структуре всех действующих хозяйствующих субъектов на 1 января 2009 года на долю субъектов малого бизнеса приходилось 90,1%, на долю предприятий малого бизнеса – 19,3%, на долю индивидуальных предпринимателей, включая крестьянские хозяйства – 70,8%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.