на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Развитие инфраструктуры малого бизнеса


Дипломная работа: Развитие инфраструктуры малого бизнеса

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Университет Международного Бизнеса

"Допущен к защите"

 заведующей кафедрой

"Экономика и Маркетинг" М.Т. Давлетова

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: "Развитие инфраструктуры малого бизнеса"

по специальности 050506 – "Экономика"

Выполнил Штыленко В.

Научный руководитель

к.э.н., доцент Камысбаева М.К.

Нормо-контролёр

Мурзашева Ж.В.

Алматы 2010


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

1.1  Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса в рыночной экономике

1.2 Инфраструктура малого бизнеса

1.3 Принципы государственной поддержки малого предпринимательства Республики Казахстан

1.4 Зарубежный опыт развития малого бизнеса

2. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1 Анализ развития субъектов малого бизнеса в Республике Казахстан

2.2 Оценка инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса Республики Казахстан

2.3 Анализ экономической деятельности СТО " ИП Штыленко А.А."

2.4 Анализ затрат СТО "ИП Штыленко А.А."

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

3.1 Пути развития инфраструктуры малого бизнеса

Республики Казахстан

3.2 Пути совершенствования СТО "ИП Штыленко А.А."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

малый бизнес предпринимательство государственный поддержка

Современное казахстанское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Казахстан в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

 Современное состояние развития экономики Республики Казахстан характеризуется завершением процесса перехода от плановой к рыночной. Поэтому Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев дал четкую установку, что "в дальнейшем мы должны говорить не о проблемах реформ или переходного периода, а о проблемах развития нашей экономики" [1]. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Малый бизнес – основа стабильного гражданского общества, и от его развития зависит благосостояние всех казахстанцев. Он не только выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, но и обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет. В нынешней непростой ситуации именно малый бизнес может выступить в качестве стабилизатора, а потому вправе рассчитывать на соответствующее внимание общества и государства.

История развития малого бизнеса доказала большую экономическую и социальную значимость этого сектора экономики, и в первую очередь это демонстрирует состояние малого бизнеса в экономически развитых стран. Малый бизнес придает экономике гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, обеспечивает прорывы по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости. Малый бизнес формирует средний класс общества любого государства. Вследствие чего, он органично входит в экономическую систему экономически развитых стран.

Малый бизнес взаимодействует с рядом элементов рыночной инфраструктуры, которые составляют инфраструктуру малого бизнеса. Всякая инфраструктура со временем изменяется и совершенствуется, следовательно изменяется и инфраструктура малого бизнеса. Относительно инфраструктуры малого бизнеса Республики Казахстан следует заметить, что ее изменение и развитие отстает от мирового, для чего необходимо создание наиболее необходимых его элементов, которые позволят развиваться и эффективно функционировать в дальнейшем малому бизнесу.

Поддержка субъектов малого бизнеса - одна из функций государства, характерная для всех стран с развитой рыночной экономикой. Основной ее целью является создание таких условий, в которых малый бизнес может эффективно осуществлять свои экономические, социальные, научно-технические и другие функции. Анализ состояния казахстанского малого бизнеса свидетельствует о том, что сложившаяся система его поддержки неэффективна и не дает соответствующих результатов. Для формирования целостной системы развития инфраструктуры малого бизнеса необходимо повысить эффективность имеющихся механизмов ее реализации и дополнить ее механизмом интеграционно-функциональной поддержки. Этот механизм заключается в создании условий для образования и развития разнообразных форм производственного, сбытового, научно-технического и других взаимодействий крупных и мелких хозяйственных структур. Необходимо также повысить эффективность финансового стимулирования малого бизнеса, для этого следует создать особые условия его кредитования, налогообложения, инвестирования и консультирования.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение Казахстана невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Во всех развитых государствах общественность осознает важность формирования сферы малого бизнеса и всеми доступными способами участвует в этом процессе, оказывает поддержку. Создаются общественные фонды и движения. Образуются обучающие предпринимателей центры, действуют лоббирующие организации. Партийные и профсоюзные организации тесно сотрудничают с предпринимателями. Именно общественность является наиболее эффективной сферой поддержки, оказывающей влияние на государственную власть и муниципальное руководство, формируя мировоззрение населения, поднимая престиж предпринимательства. У нас же общественность никак не участвует в процессе становления малого бизнеса. Об этом свидетельствуют общеизвестные данные.

К основным условиям, при которых возможно дальнейшее развитие субъектов малого предпринимательства, относятся: продолжение стабилизации экономики и оживление производства в отраслях реального сектора, увеличение доходов населения, уменьшение удельного веса продовольственных товаров и сырья для их производства в общем объеме импорта, уменьшение доли малого бизнеса в теневой экономике.

В рыночной экономике малый бизнес выполняет две основополагающие функции: экономическую и социальную. Содержание экономической функции заключается в развитии конкурентной среды, насыщении в основном внутреннего рынка товарами и услугами, возрождении народных промыслов и ремесел. Социальная функция малого предпринимательства включает в себя решение проблем занятости, преодоление бедности, демократизацию общества. Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

Однако могут ли эти или другие параметры служить для Казахстана эталоном? Проведенные исследования, а также критический анализ зарубежного опыта не позволяют однозначно ответить на поставленный вопрос. Как показала практика, в большинстве случаев сравнение неуместно по целому ряду причин общего и частного характера.

Во-первых, каждая страна имеет присущую ей социально-экономическую структуру, систему государственного устройства и, наконец, исторические и культурные традиции. Во-вторых, в различных государствах используются разные критерии отнесения мелких предприятий к категории малого бизнеса. На основе этого в каждом конкретном государстве определяются наиболее эффективные, с точки зрения проводимой социально-экономической политики, формы и методы государственной поддержки. В связи с тем, что Казахстан имеет ярко выраженные геополитические, социально-экономические, национально-культурные и исторические особенности, механическое перенесение зарубежного опыта существенно ограничивается. Развитие сектора малого бизнеса в Казахстане происходило при постоянном внимании со стороны Правительства. Однако, процесс его становления протекал сложно и противоречиво, что обусловлено особенностями переходного периода. С начала 90-х годов прошлого века, времени зарождения отечественного малого бизнеса, периодически изменялись организационно-правовые формы, критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, система учета и отчетности, нормативно-законодательная база. При этом за рассматриваемый период территориально-отраслевой структурной перестройки в секторе малого бизнеса не произошло. По-прежнему основная часть предпринимателей сосредоточена в сфере торговли, ремонта автомобилей, предоставлении мелких услуг и изделий домашнего пользования.

Таким образом, несмотря на принимаемые Правительством меры, наиболее привлекательной для малого бизнеса сферой остаются торговля и услуги, а промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь являются уделом крупного бизнеса. В настоящее время по данным официальной статистики в Казахстане доля действующих субъектов малого предпринимательства в общем количестве субъектов рынка составляет 87%, а в некоторых отраслях значительно больше. Например, в сфере торговли доля предприятий малого предпринимательства от общего количества субъектов рынка действующих в отрасли составляет 98,7%, в сельском хозяйстве, охоте и лесоводстве - 98,4%, в строительстве - 90,1%, гостиницы и рестораны - 98,2%, в транспорте и связи - 98,2% [2].

Согласно мировой практике малый бизнес наиболее успешно функционирует при соответствующей государственной поддержке в условиях стабильно развивающейся экономики. В Казахстане, вопреки сложившимся мировым тенденциям, данные процессы не находят в полной мере своего подтверждения.

Данная тема является актуальной, так как разработка успешных мероприятий по формированию и развитию инфраструктуры малого бизнеса является одним из необходимых условий повышения эффективности предприятий малого бизнеса, а, следовательно, повышение привлекательности малого бизнеса республики в целом.

Теоретика - методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных учёных, специальная экономическая литература, статистические данные, материалы периодической печати, отчётные данные компании, информация Интернет.

Целью дипломной работы является комплексное исследование и анализ малого бизнеса Казахстана с целью выработки рекомендаций, предложений по их совершенствованию и перспективному развитию инфраструктуры малого бизнеса страны.

Задачами дипломной работы являются:

- обобщение теоретических аспектов функционирования малого бизнеса в рыночной экономике на основе изучения трудов отечественных и зарубежных ученых с учетом казахстанского и мирового опыта;

- изучение различных подходов к формированию инфраструктуры предприятий малого бизнеса;

- рассмотрение государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса РК;

- анализ эффективности функционирования предприятий малого бизнеса РК;

- анализ инфраструктуры малого бизнеса РК;

- определение перспективных направлений развития инфраструктуры малого бизнеса РК;

- разработка предложений, рекомендаций по совершенствованию экономической деятельности предприятий малого бизнеса РК для укрепления и создания конкурентной среды.

Объектом исследования в данной дипломной работе выступает ИП СТО "Штыленко А.А.". Предметом – формирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса.

Практическая значимость исследования. Рекомендации и предложения, представленные в дипломной работе, могут быть использованы ИП СТО "Штыленко А.А." при совершенствовании инфраструктуры, разработки производственных программ, что позволит повысить эффективность и результативность деятельности всего предприятия в целом.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех разделов, выводов, списка использованной литературы.


1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

1.1 Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса в рыночной экономике

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

Ранний этап становления и развития предпринимательства приходится на эпоху свободной конкуренции конца XIX – начала XX веков.

Свободное предпринимательство в экономике, его развитие и бизнес-условия функционирования всегда ограничивались: либо остатками феодализма, либо разного рода диктатурой, либо войной, либо социальными давлениями, кризисами перепроизводства, начиная с 60-х годов XIX века.

В течение 1980-х годов ХХ века престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым" [3]. В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия" [4].

Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

"Первая волна", которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе [6].

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Термин "интрапренер" был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, — "интракапитал".

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее [7].

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

- собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);

- наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);

- индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);

- государственного или муниципального служащего;

- менеджера (управляющий чужим предприятием);

- пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

- учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

- безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

- занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

- вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Малый - это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие - всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих [8]. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия - кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием [9].

Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный фактор порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если "гиганты" черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и "неформальный" рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала: доля основных фондов), то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить следующие экономические функции [10]:

во-первых: функция работодателя;

во-вторых: производителя продукции и услуг;

в-третьих: катализатора научно-технического прогресса;

в-четвертых: налогоплательщика;

в-пятых: агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные:

во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал;

во-вторых, используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях;

в-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным "полигоном" для обкатки молодых кадров.

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой. А именно создание малых предприятий по переработке промышленных отходов крупных и средних предприятий

 Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.