на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Развитие инфраструктуры малого бизнеса


Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики.

Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика – это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.

Эту "доводку крупных преобразований" призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления [11].

Каждое крупное структурное изменение в экономике сопровождается массовым высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.

Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.

Но так же важно отметить, что крупное производство и не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых новых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах [12].

В самом деле, трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнес существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на обочину каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для современного Казахстана. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема, которая известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьего мира.

Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного и малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной промышленности Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия – сотни и тысячи таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны, стыковку малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его продукция, его ноу-хау будут востребованы. И, поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся их транслировать [13]. И таким образом у малого бизнеса возникает потребность держать шаг вровень с потребностями времени, обновлять свою технологию и т.д. К сожалению реалии казахстанской экономики пока далеки от этой идеальной картины.

1.2 Инфраструктура малого бизнеса

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства – совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности (оперативное оказание услуг) и процесс воспроизводства малого бизнеса в целом.

К объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства можно отнести [14]:

·  общественные предпринимательские организации, которые содействуют объединению усилий предпринимателей для решения их проблем;

·  торгово-промышленные палаты;

·  разного рода образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий;

·  информационные агентства и специализированные печатные издания;

·  фонды поддержки малого предпринимательства;

·  организации микрофинансирования и структуры, специализирующиеся на оказании иных финансовых услуг субъектам малого предпринимательства;

·  консалтинговые фирмы, оказывающие разного рода услуги предпринимателям;

·  специализированные государственные структуры;

Технопарки и бизнес-инкубаторы.

В научной литературе термин "инфраструктура" (от лат. infra - под. structure - структура) означает совокупность отраслей народного хозяйства, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности общества [15]. В данном случае мы рассмотрели термин "общей инфраструктуры".

Общая инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. Первая охватывает отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство. К ним относят: все виды транспорта, линии электропередач, водоснабжение и др. К социальной инфраструктуре относится торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и народного образования, предприятия бытового обслуживания населения и др. отрасли нематериального производства, удовлетворяющие социальные, духовные и материальные потребности людей.

Помимо общей инфраструктуры существуют и частные, касающиеся непосредственно субъекта или их совокупности, составляющих сектор экономики, которым и является малый бизнес.

Под инфраструктурой рынка (англ. infrastructure market) понимается совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, обеспечивающих успешную деятельность всех видов рынка и функционирование рыночных отношений [16].

Различается инфраструктура рынка товарного, финансового, рабочей силы. В инфраструктуру товарного рынка включаются: торговля (оптовая и розничная), аукционы, ярмарки, товарные биржи, государственная контрактная система, инспекция по контролю над ценами, антимонопольные структуры и др. Инфраструктура финансового рынка охватывает всю банковскую систему, фондовую биржу, брокерские и страховые компании, холдинговые компании и др. Инфраструктура рынка рабочей силы включает биржи труда, службу занятости, переподготовку кадров, организацию общественных работ, регулирование миграции трудовых ресурсов и т.п. [17].

Другими словами - рыночная инфраструктура - межотраслевой комплекс различных элементов хозяйственного механизма, призванных обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование экономики рыночного типа. Это комплекс представляется в виде сложной конструкции, сочетающей в себе институциональные, материальные и нематериальные элементы, призванные обеспечить выполнение всех необходимых функций в современной системе распределения товаров производственного и потребительского назначения и взаимосвязанных с ним услуг. В структурно-аналитическом аспекте элементы данного комплекса систематизируются в нескольких основных блоках: организационном, материальном, информационном, кредитно-расчетном, кадровом и нормативно-правовом.

Становлению рыночных отношений в Казахстане в значительной степени препятствует неразвитость рыночной инфраструктуры. Создание прогрессивной рыночной инфраструктуры требует координации деятельности различных субъектов экономики в региональном, отраслевом и институциональном аспектах. Поэтому развитие инфраструктуры осуществляется на основе комплексного системного подхода с учетом особенностей инфраструктуры каждой отрасли.

Эффективность использования инфраструктуры во многом зависит от особенностей состояния и развития каждой отрасли, ее использующей [18]. Вместе с тем, уровень развития инфраструктуры является важным фактором, формирующим эффективность функционирования как отдельно взятой организации, так и отрасли в целом.

Обобщая выше приведенную терминологию, можно сказать, что "инфраструктура" в общем смысле обозначает комплекс отраслей, обслуживающих производственную и социальную сферы народного хозяйства.

Рынок, будучи формой взаимоотношений между отдельными обособленными хозяйственными субъектами, имеет свою специфическую инфраструктуру. Для обеспечения нормального режима функционирования рынка необходимо существование ряда подсистем, служб, предприятий, опосредствующих рыночные сделки. Так, например, на рынке товаров и услуг распространены товарные биржи, многочисленные предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские организации и т.д.

Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение. Конкретная конфигурация инфраструктуры зависит от типа и вида рынка.

К элементам рыночной инфраструктуры относятся торговые палаты, ассоциации предпринимателей и деловых кругов, общественные и государственные фонды содействия развитию бизнеса, рекламные агентства, коммерческие выставочные комплексы, центры по предоставлению информационных услуг и др [19].

В недавнем прошлом инфраструктура товарных рынков в стране была фактически заменена централизованным натуральным распределением материальных ресурсов. Тем самым были блокированы каналы передачи коммерческой информации, подорваны стимулы к эффективному использованию ресурсов, хронической болезнью стал товарный дефицит. Ведь именно рыночная инфраструктура улавливает сигналы, идущие от потребностей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителями и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс.

Инфраструктура - обязательный компонент любой целостной экономической системы. Инфраструктура малого бизнеса представляет собой совокупность предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, обслуживающих малые предприятия и индивидуальных предпринимателей, опосредующих и увязывающих деловые отношения в одно целое [2].

В отношения между предпринимателями и наемными работниками вклинивается огромное множество промежуточных структур, устанавливающих эти отношения и помогающих названными субъектами реализовать деловые интересы.

Элементами инфраструктуры малого бизнеса являются: кредитная система и коммерческие банки; эмиссионная система и эмиссионные банки; организационно оформленное предпринимательство на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; система регулирования занятости населения и центры содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система и налоговые инспекции; система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые компании; специальные рекламные, информационные агентства и средства массовой информации; торговые палаты, другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов; таможенная система; профессиональные союзы работающих по найму; коммерческо-выставочные комплексы; система высшего и среднего образования; консультационные (консалтинговые) компании; аудиторские компании; общественные и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; специальные зоны свободного предпринимательства.

Негосударственные элементы инфраструктуры являются продолжением деловых отношений, продукт их длительной эволюции. Инфраструктура не только организует деловые отношения и облегчает их участникам реализацию интересов, но и обеспечивает специализацию различных субъектов экономики, повышение оперативности и эффективности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш, упрощает юридический и экологический контроль, государственное и общественное регулирование деловой практики. Рыночная экономика сможет эффективно развиваться и функционировать лишь при наличии развитой рыночной инфраструктуры, включающую несколько десятков, или даже сотен, ее элементов, так как переход к рынку в регионе требует создания эффективно действующего механизма по его комплексному обслуживанию [21].

Создание рыночной инфраструктуры возможно на уровне не одного, а нескольких регионов или экономических районов. Такие вопросы должны прорабатываться совместно с местными органами управления регионов, имеющих предпосылки к интеграции по данному направлению.

Наиболее прогрессивным элементом инфраструктуры, необходимым для малого бизнеса, является региональный технологический парк и, входящие в него, бизнес-инкубаторы.

Кризисная ситуация привела к существенному снижению финансирования науки. Но, несмотря на этот факт, Казахстан имеет достаточно высокий уровень развития науки. Кроме того, в стране накоплен значительный запас нереализованных изобретений.

Реализуя необходимость сохранения и эффективного использования научно-технических ресурсов, а также учитывая то, что значительная часть населения положительно относится к возможности активного участия в "свободной" экономике и предпринимательской деятельности, нельзя недооценивать развитие малого инновационного бизнеса.

Способствовать становлению малых инновационных предприятий в условиях быстро изменяющейся конъюнктуры рыночной экономики будет создание технополисов или технологических парков, бизнес-инкубаторв, которые являются своеобразным инкубатором малого бизнеса на региональном уровне. Они создадут необходимую инфраструктуру для нормального функционирования малых инновационных предприятий, важных для развития данного региона[22] .

Под "бизнес-инкубатором" понимается форма содействия развитию местных небольших новых предприятий со стороны региональных органов управления с непосредственным участием местных спонсоров, которые контролируют и направляют работу "инкубаторов". Другими словами, бизнес-инкубатор - определенная организационно-экономическая структура, объединяющая ряд самостоятельных малых предприятий единым помещением и управленческим аппаратом. Характер объединения - временный, ограниченный промежутком, необходимым и достаточным для становления малых предприятий, после чего они уходят из "инкубатора" в "рынок".

Клиентами "инкубаторов" являются вновь созданные готовые бизнес планы малого бизнеса малые предприятия различных сфер деятельности, по упор в основном делается на инновационныепредприятия, производители новой техники, консалтинговые предприятия. "Инкубаторы" часто участвуют в собственности предприятий-клиентов [23].

Бизнес-инкубаторы являются первичными элементами (модулями) для образования других, более сложных, разновидностей технико-внедренческих экономических зон. Это чисто коммерческие структуры, размещенные в пределах небольшого участка (здания) и предназначенные для обеспечения благоприятных условий для развития малых или средних, только что созданных, наукоемких предприятий. Они не ориентированы на выпуск высокотехнологичной продукции и коммерциализацию научных исследований.

Технологический парк (или технопарк) (от англ. industrial park) - новая форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технопарк создается в целях ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений благодаря сосредоточению высококвалифицированных специалистов, использованию оснащенной производственной, экспериментальной, информационной базы [22, с. 43].

Другими словами, технологический парк это коммерческая или некоммерческая, организация (предприятие), учрежденная в определенной организационно-правовой форме (совместного предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, ассоциации, фонда, учреждения), имеющая статус юридического лица, способствующая формированию инновационной среды. Это достигается путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, для производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий. В целях развития предпринимательства в научно-технической сфере технопарки наделяются налоговыми и иными льготами.

Технополис (от греч. techne - искусство и polis - город) - одна из форм свободных экономических зон, территорий, создаваемая для активизации, ускорения инновационных процессов, способствования быстрому и эффективному применению технико-технологических новшеств. Ядро технополиса образует региональный центр разработки и освоения производства высокотехнологической продукции мирового класса. Программа деятельности технополиса обычновключает проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с последующим продвижением их результатов в производство [22, с. 43].

Технополис - это имеющая особый статус и льготный режим территория, где разрабатываются и реализуются технические и социально-экономические инновации, обеспечивается их непрерывное воспроизводство, ускоренная апробация, соединение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок с их применением в практике. Технополис, как научно-производственный комплекс, имеет развитую научную, производственную и социальную инфраструктуру и сферу обслуживания, охватывающую территорию отдельного города, в экономике которого главную роль играют исследовательские и технологические центры (разрабатывающие новые технологии), и производства (использующие эти технологии). В составе технополисов могут функционировать бизнес-инкубаторы и технологические парки.

Мировая практика свидетельствует, что в основе технополисов и технопарков лежат следующие составляющие: крупные университеты; НИИ; лаборатории (осуществление научных разработок); финансовый капитал (вложение денег в исследования, разработку и выпуск продукции); промышленность (выпуск наукоемкой продукции) и сотрудничество с органами власти (предоставление льгот и привилегий). Все эти компоненты тесно взаимосвязаны. Их сотрудничество позволяет разрабатывать и выпускать конкурентоспособную наукоемкую продукцию, обеспечивающую стране ускоренные темпы экономического развития и лидерство в мировой экономике. Таким образом, технологические парки способствуют развитию экономики как региона, так и страны в целом. Поэтому их можно расценивать как наиболее эффективно развивающиеся формы интеграции науки и производства.

Технологические парки представляют собой перспективные формы активного и постоянного взаимодействия науки и производства. Их функционирование возможно только на основе органического соединения новейших научных идей, современных технологий и инновационной деятельности, доведенной до стадии массового выпуска новой продукции. Они способствуют преодолению относительной автономности науки.

К основным задачам, которые решают технопарки, можно отнести: экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий; оценка риска этих предложений; оказание содействия в проведении научно-исследовательских работ и передачи их результатов в производство; предоставление малым предприятиям производственных площадей, оборудования для выполнения научно-исследовательских работ и передачи их результатов в производство; оказание юридической, организационной, маркетинговой, инжиниринговой, финансовой помощи [24].

Следует подчеркнуть, что решение проблем развития технологических парков и бизнес-инкубаторов, а, следовательно, инфраструктуры малого бизнеса (в том числе и инновационного), будет способствовать решению проблем социальной сферы, а именно способствовать эффективному использованию значительного человеческого потенциала, которым богат Казахстан.

1.3 Принципы государственной поддержки инфраструктуры малого предпринимательства Республики Казахстан

Государственная поддержка инфраструктуры малого предпринимательства в Казахстане основывается на республиканском законодательстве. Регионам же предоставляются небольшие возможности в рамках своей компетенции конкретизировать общие установки, адаптировать их к региональным условиям функционирования малого предпринимательства. В настоящее время регионы вправе разрабатывать и принимать региональные программы развития малого бизнеса, создавать специальные фонды для его поддержки, определять и изыскивать для них дополнительные источники финансирования. Региональные власти могут так же привлекать МП к участию в региональных госзаказах. Однако, указанных полномочий недостаточно, поэтому в дальнейшем региональным и местным властям должна быть предоставлена большая свобода для регулирования всех сторон деятельности МП. Так, необходимо разрешить регионам в дополнение к приоритетам, установленным на республиканском уровне, определять собственные отраслевые приоритеты в развитии малого предпринимательства. Особенно важно передать в руки регионов один из важнейших инструментов стимулирования предпринимательства в малом секторе - регулирование ставок некоторых налогов. В качестве примера можно привести опыт России, где в соответствии с федеральным законодательством регионы вправе устанавливать свои собственные ставки единого налога в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты, самостоятельно регулировать и размеры единого налога на вмененный доход, а также устанавливать льготы по налогообложению фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также других организаций, создаваемых в целях оказания услуг субъектам малого предпринимательства.

В связи с тем, что дальнейшее совершенствование системы государственного управления в РК связывается с передачей ряда функций центральных органов местным исполнительным органам, в том числе и по непосредственной поддержке малого предпринимательства.

Президент РК Н.Назарбаев в своем Послании Народу Казахстана "Вхождение Казахстана в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира" дал поручение снизить административные барьеры для бизнеса и создать экономические стимулы для его развития – Правительство использует новые и эффективные методы по реализации поставленных задач [24]. Основные меры системного характера, направленные на создание условий для бизнеса:

1.      Введение моратория на проверки малого и среднего бизнеса;

2.      Выделение 4 млрд. долл. США на поддержку казахстанского бизнеса ввиду сокращения возможностей банков второго уровня по кредитованию экономики;

3.      Разработка нового Налогового кодекса, предусматривающего кардинальное снижение налогового бремени на не сырьевые сектора экономики и упрощение налогового администрирования;

4.      Проведение административной реформы, основной целью которой является устранения возможностей для коррупции со стороны недобросовестных чиновников;

5.      Снижение административных барьеров;

6.      Привлечение ассоциаций предпринимателей к законотворческой деятельности, касающейся интересов бизнеса;

7.      Реализация программы "30 корпоративных лидеров", в рамках которой оказывается государственная поддержка прорывным проектам, которые, в свою очередь, создадут вокруг себя сотни малых и средних предприятий;

8.      Разработка закона "О конкуренции", создание профильного Агентства;

9.      Совершенствование закона "О государственных закупках", использование ресурса госзакупок для развития отечественного машиностроения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.