на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств


1.      Укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между РБ и РФ в политической, экономической, социальной, военной, научной, культурной и других областях.

2.      Повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности.

3.      Устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников СБР на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики.

4.      Сближение национальных правовых систем, формирование правовой системы СБР.

5.      Обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности, совместная борьба с преступностью.

6.      Содействие обеспечению общеевропейской безопасности и развитию взаимовыгодного сотрудничества в Европе и мире.

В соответствии с Договором от 8 декабря 1999 года, подписанном в Москве, СБР преобразован в Союзное государство Беларуси и России.

ТС.

20 января 1995 года Беларусь, Казахстан, Россия, заключили Соглашение о ТС.

В Соглашении о ТС сказано, что стороны формируют ТС, цели и принципы формирования, механизм и этапы создания, порядок функционирования которого, а также распределение таможенных пошлин, сборов, условия введения временных ограничений и таможенного контроля определяются Соглашением о ТС между РФ и РБ от 6 января 1995 года.

Позже к ТС присоединился  Кыргызстан.

29 марта 1996 года был подписан „Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях”.

26 февраля 1999 года к Договору присоединился Таджикистан.

Экономическому сотрудничеству посвящены статьи 2-9 Договора.

В соответствии со статьёй 2 целями интеграции являются:

1.      Последовательное улучшение условий жизни, защита прав и свобод личности, достижение социального прогресса.

2.      Обеспечение устойчивого демократического развития государств.

3.      Формирование единого экономического пространства, предусматривающего эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем.

4.      Разработка минимальных стандартов социальной защиты граждан.

5.      Создание равных возможностей получения образования и доступа к достижениям науки и культуры.

6.      Гармонизация законодательства.

7.      Согласование внешнеполитического курса, обеспечении достойного места на международной арене.

8.      Совместная охрана внешних границ сторон, борьба с преступностью и терроризмом.

В статье 3 сказано, что стороны согласовывают основные направления и сроки проводимых экономических реформ, создают необходимые условия функционирования общего рынка, обеспечивают равно благоприятные условия для свободной экономической деятельности субъектов своих государств.

Стороны обеспечивают равное право на приобретение имущества в собственность, владение, пользование и распоряжение им на территории любого из этих государств в соответствии с их национальным законодательством. Стороны создают единую модельную нормативную базу гражданского законодательства и государственного регулирования экономики.

Стороны проводят согласованную политику ценообразования, исключающую ценовую дискриминацию в отношении хозяйствующих субъектов сторон, применяют свободные цены, складывающиеся на своих внутренних рынках.

В 1996 году стороны должны были завершить создание единой таможенной территории с обеспечением общей системы управления. Это предусматривалось статьёй 4.

В соответствии со статьями 5 и 6 стороны согласовывают структурную политику, имея ввиду создание промышленного и аграрного хозяйственного комплексов, основанных на взаимодополняемости экономик, максимальном использовании преимуществ рационального разделения труда. Стороны совместно разрабатывают и осуществляют систему мер государственной поддержки развития производственной кооперации, поощрения производственных капиталовложений, включая субсидирование целевых программ и проектов, создание объектов, представляющих общий интерес, поощряют образование транснациональных объединений.

В статье 7 говорится о последовательном усилении координации политики сторон в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах, создании эффективной платёжно-расчётной системы. На начальном этапе стороны должны добиваться существенного снижения инфляции и стабилизации обменных курсов национальных валют, полной конвертируемости национальных валют, обеспечивать равный доступ субъектов-резидентов сторон на рынки валют государств-участников Договора. Центральными банками сторон создаётся межбанковский союз в целях взаимных консультаций и координации осуществляемых мер.

Статья 8 посвящена намерению сторон создать единое научно-технологическое пространство, обеспечивать взаимодействие в проведении фундаментальных  и прикладных научных исследований, включая организацию совместных научных работ по проблемам, представляющим взаимный интерес.

В статье 9 говорится, что стороны должны наращивать сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая разработку и принятие единых стандартов экономической безопасности, предпринимать совместные меры по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, ядерных и экологических катастроф. [6, 28-29]

Формирование единой таможенной территории осуществлялось путём формирования механизма взаимоотношений ТС с третьими странами и международными организациями на основе положений Соглашения между правительствами РФ и РБ о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 года.

Соглашением предусмотрены следующие этапы создания ТС.

Первый этап. Практическое применение механизма функционирования Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года. Унификация в течение четырёх месяцев с даты подписания данного Соглашения внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность. Формирование механизма взаимоотношений ТС с третьими странами и международными организациями на основе делегирования соответствующих полномочий одной из сторон.

Второй этап. После выполнения всех мероприятий, предусмотренных первым этапом, объединение таможенных территорий сторон в единую таможенную территорию, решение вопроса о международной правосубъектности ТС и действующих международных договоров.

Члены ТС применяют:

1.      Основы таможенных законодательств государств СНГ от 10 декабря 1994 года.

2.      Единую методологию таможенной статистики внешней торговли стран СНГ от 10 декабря 1994 года.

3.      Правила определения страны происхождения от 24 сентября 1993 года с последующими изменениями и дополнениями.

4.      Соглашение о реэкспорте товаров в порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15 апреля 1994 года.

Для достижения целей Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года стороны учредили совместные органы управления интеграцией: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентский комитет.

18 октября 1996 года Межгосударственный совет одобрил решение глав правительств РФ, РБ, Казахстана, Кыргызстана об определении Интеграционного комитета исполнительным органом ТС. Внесены изменения и дополнения в Положение об Интеграционном комитете этих государств. Утверждено Положение о порядке принятия решений по вопросам реализации соглашений о ТС.

31 декабря 1996 года принято решение Межгосударственного совета „О мерах по реализации соглашений о Таможенном союзе”.

Уже к 1997 году наметились положительные результаты работы по формированию ТС. Была преодолена тенденция к падению взаимного товарооборота стран-участниц. Увеличились поставки в Россию сырьевых товаров, в которых нуждается Российская экономика, в том числе железорудные концентраты, окатыши, цинк, зерно. [6, 34-36]

В 2000 году на базе ТС его членами было учреждено Евро-азиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Молдова, Украина в ЕврАзЭС обладают статусом наблюдателя.

В ЕврАзЭС работают над внешне не всегда заметным, но очень значимыми проектами. Так, например, предполагается ввести единое налоговое удостоверение для граждан ЕврАзЭС.

Удостоверение поможет поставить под контроль уплату налогов и избежать двойного налогообложения. Получение удостоверения будет делом добровольным. Его планируется  выдавать сроком на три года с обязательным ежегодным продлением.

Рассматривается вопрос о переходе во взаимных расчётах внутри сообщества с доллара на российский рубль.

По мнению российских банкиров, у рубля есть шансы стать резервной валютой ЕврАзЭС: рубль в первые годы 21-го века стал намного крепче, и сами предприятия заинтересованы в уменьшении банковских издержек на конвертацию долларов  в национальные валюты.

На заседаниях Межгосударственного совета стран ЕврАзЭС в 2002 году обсуждались также вопросы создания между странами-участницами единого энергетического баланса; преодоления различий в таможенных режимах в странах-участницах; создания консорциумов; соглашения об общей таможенной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, которое в итоге было подписано.

В Кыргызстане и Таджикистане действовали заниженные таможенные тарифы, что создавало некомфортную ситуацию в торговле. Механизм ЕврАзЭС сработал в сторону корректировки тарифов до уровня российских, белорусских, казахских.

По инициативе президента Казахстана на обсуждении находится идея нескольких консорциумов – в энергетической, водно-энергетической, продовольственной, транспортной сферах.

В ноябре 2002 года страны ЕврАзЭС  окончательно согласовали соглашение о введении единого порядка экспортного контроля.

Проблему внутри ЕврАзЭС принесло одностороннее вступление Киргизии в ВТО, что по мнению ряда специалистов, выводит Киргизию из целого ряда важных многосторонних соглашений в рамках ЕврАзЭС.

В ЕврАзЭС существуют и другие проблемы:

1.      Разные темпы политических и экономических реформ в странах-участницах.

2.      Разная тарифная политика. В РФ тарифные ставки за железнодорожную транспортировку в 1,5 раза выше, а при трубопроводной транспортировке – в 3,5 раза выше, чем в Казахстане.

3.      Нестыковка финансовых систем. [10, 221-230]

ЦАЭС.

Его составляют страны, подписавшие „Договор о создании единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан” от 30 апреля 1994 года в Чолпон-Ате. 30 марта 1998 года к ЦАЭС присоединился Таджикистан, о чём был подписан соответствующий протокол  в Ташкенте.

Согласно статьям 3 и 4 Договора основными целями при формировании единого экономического пространства являются:

1.      Создание необходимых правовых, экономических и организационных условий для свободного перемещения капиталов и рабочей силы.

2.      Проведение согласованной политики в области развития транспорта и коммуникаций, направленной на осуществление эффективных перевозок грузов и пассажиров.

3.      Создание условий для добросовестной конкуренции, включая механизм антимонопольного регулирования.

4.      Применение свободных цен во взаимной торговле, складывающихся с учётом интеграции внутренних рынков, и недопущение односторонних действий по ограничению доступа товаров на свои рынки.

5.      Обеспечение развития прямых экономических связей между хозяйствующими субъектами и создание благоприятных условий для укрепления производственной кооперации.

6.      Содействие созданию совместных предприятий, производственных объединений в приоритетных отраслях, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций.

7.      Обеспечение равных экономических условий для взаимного инвестирования капиталов, координации инвестиционной политики, включая привлечение иностранных инвестиций  и кредитов в сферы экономики, представляющие взаимный интерес, и создание действенного механизма защиты прав и интересов инвесторов.

8.      Отмена таможенных пошлин и последовательное снижение налогов, сборов и других ограничений.

9.      Упрощение таможенных процедур.

10.   Гармонизация таможенного законодательства, унификация форм документации для ведения

11.   таможенной статистики.

ГУУАМ.

Идея создания неформального объединения Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы была одобрена президентами этих стран во время встречи в Страсбурге 10 октября 1997 года.

24 апреля 1999 года в Вашингтоне о присоединении к данному объединению официально заявил Узбекистан.

Основные цели создания ГУУАМ:

1.      Сотрудничество в политической сфере.

2.      Борьба с этнической нетерпимостью, сепаратизмом, религиозным экстремизмом и терроризмом.

3.      Миротворческая деятельность.

4.      Развитие транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия.

5.      Интеграция в европейские структуры и сотрудничество с NATO в рамках программы „Партнёрство ради мира”.

Цели ГУУАМ были подтверждены в специальном Заявлении, подписанном 24 апреля 1999 года в Вашингтоне президентами пяти стран и ставшем первым официальным документом данного объединения („Вашингтонская декларация”).

ТЭС.

Включает Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан.

В феврале 1995 года в качестве высшего органа ТЭС был образован Межгосударственный совет . В его компетенцию входит решение ключевых вопросов экономической интеграции трёх государств.

Для финансового обеспечения деятельности ТЭС в 1994 году был учреждён Центрально-азиатский банк сотрудничества и развития. Его уставный капитал составляет 9 млн. долл.  и формируется за счёт равных долевых взносов государств-учредителей.  [6, 30]

3.2.  ИНТЕГРАЦИОННЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ  В  РЕГИОНАЛЬНЫХ  ОБЪЕДИНЕНИЯХ .

Цели создания вышерассмотренных интеграционных объединений стран СНГ заметно различаются между собой. Это предполагает рассмотрение каждого из объединений как относительно самостоятельного субъекта интеграции, несмотря на то, что одни и те же страны входят одновременно в разные региональные объединения.

Каждое из объединений имеет различные доли в основных макроэкономических показателях по Содружеству в целом. Динамика этих долей представлена в таблице 3.1 (cм. приложение).

Из таблицы видно, что самым весомым во всём СНГ по всем макроэкономическим показателям является ТС. За ним в порядке убывания расположены СБР, ГУУАМ, ЦАЭС.

Однако динамика изменения удельного веса объединений по разным макроэкономическим показателям различна. Так, доля численности населения ЦАЭС и ГУУАМ увеличилась, а СБР и ТС – снизилась. В тоже время в ВВП возросла доля СБР и ТС, уменьшилась доля ЦАЭС и ГУУАМ. В объёме промышленности заметно возросла доля ЦАЭС. В объёме продукции сельского хозяйства доли объединений существенно не изменились. Велики различия в динамике розничного товарооборота: доли СБР и ТС возросли в 1,24 и 1,18 раза соответственно, доли ЦАЭС и ГУУАМ снизились в 1,15 и 1,64 раза соответственно.

Разнонаправленная динамика численности населения и производства свидетельствует о значительных изменениях их основных макроэкономических показателей в расчёте на душу населения.

Уровень экономического развития всех региональных объединений в 1998 году был далёк от уровня 1990 года. Ближе всего от него оказалось ЦАЭС: в 1998 году ВВП в нём составил 0,686 ВВП 1990 года. Доля ВВП в 1998 году от ВВП в 1990 году в СБР и ТС составила 0,586 части, в ГУУАМ – 0,415 части.

Для измерения интеграционных тенденций в региональных объединениях стран  СНГ, оценки их усиления необходимы соответствующие критерии. Они могут быть построены в соответствии с сущностью интеграционного процесса.

В настоящее время теория и практика интеграции исходят из того, что экономическая интеграция осуществляется на двух уровнях – стран в целом и их хозяйствующих субъектов. На макроуровне экономическая интеграция рассматривается как добровольное согласованное развитие воспроизводственных процессов суверенных государств. На микроуровне – как свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы субъектов хозяйствования интегрирующихся стран. Другими словами, на макроуровне интеграционный процесс есть результат сознательных целенаправленных действий, на микроуровне – результат действия стихийного рыночного механизма, узлы и детали которого – экономические субъекты – действуют руководствуясь преимущественно экономической выгодой.

Такой подход помогает сформировать систему критериев интеграции, позволяющих оценивать интеграционные процессы на двух уровнях, исходя из имеющихся статистических данных (критерии пронумерованы).

Критерии на макроуровне:

1.      Изменение объёма товарооборота между странами-членами объединений.

2.      Изменение доли внешнеторгового оборота стран внутри объединений во всём их внешнеторговом обороте со странами СНГ.

3.      Изменение тенденций взаимодополнения структур промышленного производства стран-членов объединений.

4.      Изменение тенденций взаимодополнения структур капитальных вложений по отраслям промышленности стран-членов объединений.

Усиление значений этих критериев свидетельствует о повышении уровня согласованности воспроизводственных процессов в странах соответствующего объединения, то есть об усилении интеграционных тенденций в данном объединении на макроуровне.

Критерии на микроуровне:

5.         Сближение среднедушевых макроэкономических показателей производства и потребления.

6.         Сближение значений среднемесячной заработной платы и пенсии.

Сближение значений этих критериев у разных стран свидетельствует об усилении взаимного свободного перелива их товаров и услуг, труда и капитала, повышающего уровень равномерности в развитии рассматриваемых стран СНГ, то есть приближающего их к уровню когерентности (статья В Маастрихтского договора стран Европейского союза), что означает усиление тенденций к микроинтеграции.

В соответствии с этими шестью критериями был проведён анализ экономики стран СНГ различных региональных объединений.

Критерий 1. „Изменение объёма товарооборота между странами-членами объединений”. Исходя из этого критерия проведены необходимые расчёты, результаты которых представлены в таблице 3.2.

Во внешнеторговом обороте между странами СБР и ТС в 1998 году по сравнению с 1996 годом наблюдался рост: в 1,42 и 1,06 раза соответственно. А в ЦАЭС и ГУУАМ наблюдался спад внешнеторгового оборота в 1,42 и 1,37 раза соответственно. Сравнение с 1996 годом вместо 1990 года не случайно. Дело в том, что условно периодом спада можно считать период 1990-1996 годов, а период с 1997 года можно характеризовать периодом некоторого оживления. Поэтому позитивные сдвиги показателей относительно 1996 года дают основание говорить о точке перегиба дезинтеграционных тенденций на интеграционные.

Однако во всех объединениях объём внешнеторгового оборота в 1998 году по сравнению с 1990 годом составил очень низкие значения, особенно в ГУУАМ (0,039).

Учитывая, что до 1996 года экономический спад наблюдался во всех странах СНГ, следует большее значение придавать динамике показателей после этого периода. Таким образом можно констатировать, что усиление интеграции происходит в СБР и ТС, а в ЦАЭС и ГУУАМ происходят дезинтеграционные процессы.

Поскольку РМ принадлежит ГУУАМ, рассмотрим это объединение подробнее (см. приложение, табл. 3.3).

Во всех странах ГУУАМ наблюдается спад внешнеторгового оборота внутри объединения.

Критерий 2. „Изменении доли внешнеторгового оборота стран внутри объединений во всём их внешнеторговом обороте со странами СНГ. Результаты расчётов приведены в таблице 3.4 (см. приложение).

По данным таблицы видно, что рассматриваемый показатель в 1998 году по сравнению с 1990 годом существенно вырос в СБР и ТС: в 1,54 и 1,2 раза соответственно. В ЦАЭС существенных изменений не произошло, а в ГУУАМ рост был не столь значительным, как в СБР и ТС: в 1,08 раза.

Учитывая, что показатели 1998 года во всех объединениях, кроме ГУУАМ, выше показателей 1990 года, можно с уверенностью говорить, что по данному критерию интеграция внутри объединений усиливается.

По данному критерию ГУУАМ представлено в таблице 3.5.

Показатели Украины, Узбекистана, Молдовы в 1998 году ниже показателей 1990 года.

Критерии 3, 4. „Изменение тенденций взаимодополнения структур промышленного производства стран-членов-объединений”, „Изменение тенденций взаимодополнения структур капитальных вложений по отраслям промышленности стран-членов объединений”. Учитывая близость экономических процессов, которые характеризуются данными критериями, целесообразно рассматривать их совместно.

Можно говорить об усилении интеграционных процессов если возрастает степень взаимодополнения структур промышленного производства и инвестиций в основной капитал. Величина степени взаимодополнения нуждается в измерении. Пусть она будет измеряться следующим показателем:

a = Σ(smax – smin) / n   ,

где s – удельный вес отрасли промышленности в стране, соответственно smax и smin – максимальное и минимальное значение удельного веса данной отрасли по данному интеграционному объединению, n – количество стран в объединении.

При росте этого показателя следует говорить о врастании национальных экономик стран объединения друг в друга, увеличении их взаимозависимости, а, следовательно, об усилении интеграционных процессов внутри данного объединения.

Необходимые для анализа показатели представлены в таблицах 3.6-3.13 (см. приложение).

Результаты расчётов коэффициентов а представлены в таблице 3.14 (см. приложение).

Темпы роста взаимозависимости структур производства у всех объединений больше единицы и составляют для СБР 1,901, ТС – 1,398, ЦАЭС – 1,511, ГУУАМ – 2,06. Темпы роста взаимодополняемости структур инвестиций тоже, кроме СБР, больше единицы и составляют для СБР 0,945, ТС – 1,453, ЦАЭС – 1,658, ГУУАМ –1,752. Однако столь позитивные тенденции не являются полновесным показателем усиления интеграции. Следует обращать внимание и на долю стран объединения во внешнеторговом обороте данной страны. К примеру доля Грузии во внешнеторговом обороте РМ равна нулю. Изменение структур производства и инвестиций в Грузии и РМ никак не может являться показателем каких-то сдвигов в интеграции этих стран, поскольку они друг с другом практически не контактируют экономически.

Рассмотрим изменение структур производства и инвестиций РМ и её основных торговых партнёров – Беларуси, России, Украины (см. приложение, табл. 3.15, 3.16).

По производству степень взаимозависимости этих стран в 1990 и 1997 годах составляла соответственно 0,419 и 0,331. По инвестициям – соответственно 0,269 и 0,439. Таким образом, взаимозависимость структур производства этих стран уменьшилась в 1,27 раза, а взаимодополняемость структур инвестиций увеличилась в 1,63 раза. Следует отметить, что усиление взаимозависимости по производству намного важнее инвестиций, так как последние осуществляются ради первых. В связи с этим можно говорить о разнонаправленности структурных изменений в РМ и у её главных торговых партнёров, а также об усилении автономности производства в этих странах, то есть о наличии дезинтеграционных процессов. Данное заключение многократно весомее выводов по ГУУАМ, поскольку в 1998 году на Беларусь, Россию, Украину приходилось 0,98 (в 1990 году – лишь 0,901) товарооборота РМ со странами СНГ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.