на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств


Всё реальнее становится перспектива того, что государства Содружества в ближайшее время столкнутся с проблемой неспособности с помощью национальных научно-технического и инженерно-технического потенциалов собственными силами обеспечить потребности экономики своих стран. Это неминуемо усилит тенденцию решать внутренние проблемы за счёт массовой закупки техники и технологии в третьих странах, что поставит их в длительную технологическую зависимость от внешних источников, что, в конечном счёте, чревато подрывом национальной безопасности, усилением безработицы и снижением уровня жизни населения.

Государствам Содружества следует предпринять более энергичные шаги по развитию интеграционных процессов в научно-технологической сфере путём создания общей нормативно-правовой базы, подготовки и принятия межгосударственных программ, представляющих взаимный технологический интерес.[28]

2.3.  ДИНАМИКА  СТРУКТУРНЫХ  ИЗМЕНЕНИЙ  В  ИНВЕСТИЦИЯХ ,  ПРОМЫШЛЕННОМ  И  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ  ПРОИЗВОДСТВЕ  В  ГОСУДАРСТВАХ  СОДРУЖЕСТВА .

В 1992-1996 годах произошли радикальные изменения, направленные на становление многоукладной рыночной экономики. Основным показателем, характеризующим уровень и динамику экономического развития страны, является ВВП. За 1991-1996 годы в среднем по странам Содружества он ежегодно снижался на 0,09 части.

Прежде чем перейти к анализу структурных изменений, рассмотрим основные отрасли промышленности. Их совокупность можно разбить на две группы: ресурсопроизводящие и ресурсообрабатывающие отрасли.

Деление отраслей на ресурсопроизводящие и ресурсообрабатывающие весьма условно. Оно даёт ориентир при анализе совокупности предприятий как субъектов интеграционного процесса: ресурсопроизводящие предприятия производят низкоорганизованные товары, ресурсообрабатывающие предприятия – высокоорганизованные.

Отрасли промышленности можно распределить следующим образом (отрасли пронумерованы, данная нумерация будет использована в дальнейшем):

Ресурсопроизводящие отрасли:

1.      Электроэнергетика.

2.      Топливная промышленность.

3.      Чёрная металлургия.

4.      Цветная металлургия.

Ресурсообрабатывающие отрасли:

5.      Химическая и нефтехимическая промышленность.

6.      Машиностроение и металлообработка.

7.      Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

8.      Промышленность строительных материалов.

9.      Лёгкая промышленность.

10.    Пищевая промышленность.

Ресурсообрабатывающие отрасли производят товары и услуги более высокого уровня организации, нежели товары и услуги ресурсопроизводящих отраслей.

Структурные изменения в инвестициях.

Значительные изменения претерпела инвестиционная деятельность.

Доля капитальных вложений в ВВП в среднем по СНГ снизилась с 0,24 в 1990 году до 0,138 в 1996 году, то есть почти вдвое (см. приложение, табл. 2.5).

Динамика инвестиций в основной капитал отражена в таблице 2.6. В среднем в 1996 году объём инвестиций составил лишь 0,345 от уровня 1990 года, то есть снизился почти втрое (см. приложение, табл. 2.6).

Изменение структуры инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования позволяет проследить сравнение данных таблиц 2.7 и 2.8 (см. приложение, табл. 2.7, 2.8).

По данным таблиц 2.7 и 2.8 можно констатировать переориентацию инвестиционных предпочтений с одних отраслей промышленности на другие.

Так, Армения инвестициям в основную для неё отрасль промышленности в 1990 году – машиностроение и металлообработку – предпочла к 1995 году инвестиции в электроэнергетическую отрасль. Это наглядным образом демонстрирует переориентацию Армении с ресурсообрабатывающего производства (поскольку объём вложенных инвестиций прямо пропорционален объёму готовой продукции, выработанной отраслью, принявшей финансовые инъекции) на ресурсопроизводящее, то есть форменную дезиндустриализацию страны.

Беларусь. Главным инвестиционным интересом к 1995 году становится также электроэнергетика вместо машиностроения и металлообработки в 1990 году.

Грузия. Машиностроение и металлообработку сменяет чёрная металлургия.

Кыргызстан. Электроэнергетику сменяет цветная металлургия. В целом доля инвестиций в ресурсопроизводящие отрасли возросла с 0463 до 0,939, то есть вдвое.

Молдова. Главные инвестиционные предпочтения сместились с машиностроения и металлообработки на пищевую промышленность. Примечательно, что при этом доля инвестиций в ресурсообрабатывающие отрасли не снизилась, как в остальных странах, а возросла с 0,878 в 1990 году до 0,933 в 1995 году.

Таджикистан. Ситуация аналогична смене инвестиционных предпочтений в Кыргызстане: с электроэнергетики на цветную металлургию.

Украина. Переориентация с машиностроения и металлообработки на топливную промышленность.

В Азербайджане, Казахстане, России, Туркменистане, Узбекистане инвестиционная ориентация качественно не изменилась.

В целом доля ресурсообрабатывающих отраслей в общем объёме промышленных инвестиций возросла в 1,53 раза (см. приложение, табл. 2.9).

Структурные изменения в промышленном производстве.

Общий объём промышленного производства в среднем по странам Содружества по сравнению с 1991 годом сократился вдвое. В структуре промышленного производства наблюдается опережающий спад в ресурсообрабатывающих отраслях по сравнению с ресурсопроизводящими.

Резкое снижение инвестиционной активности, а также ограничения спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках поставили в трудное положение ресурсообрабатывающие отрасли, особенно отрасли машиностроения, лёгкую и пищевую промышленность, не сумевших своевременно приспособиться к структурным изменениям спроса и конкуренции импортной продукции. Либерализация внешнеэкономической деятельности, насыщение рынка государств Содружества импортными высокоорганизованными товарами способствовали тому, что многие виды продукции, выпускаемой ресурсообрабатывающими отраслями, стали неконкурентоспособными.

Относительно умеренный спад выпуска продукции ресурсопроизводящих отраслей обусловлен в значительной мере устойчивым спросом внешнего рынка на их продукцию  и сохранением высокого уровня удельного потребления энергии, топлива, сырья, и материалов в материальном производстве стран Содружества.

Динамика изменения структуры промышленного производства представлена в виде динамики доли ресурсопроизводящих отраслей стран СНГ в их промышленном производстве (см. приложение, табл. 2.10).

В среднем доля ресурсопроизводящих отраслей возросла с 0,152 в 1990 году до 0,202 в 1997 году.

В 1991-1996 годах произошёл некоторый спад  производства в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Наиболее устойчиво работающей отраслью ТЭКа в этот период была газовая промышленность, сырьевая база которой обеспечивала необходимые объёмы добычи газа. Снижение добычи газа по сравнению с 1990 годом составило всего 0,12 части. Выработка электроэнергии за этот период в целом по Содружеству уменьшилась на 0,27 части. В решающей мере это предопределяется отсутствием эффективных стимулов к энергосбережению. Существенно сократилась добыча нефти во всех добывающих странах Содружества, кроме Узбекистана. В 1996 году добыча нефти в целом по Содружеству на 0,38 части меньше уровня 1990 года.

Металлургический комплекс СНГ исторически сложился как результат тесной производственно-технологической кооперации и специализации предприятий республик СССР. Разрыв связей явился одной из основных причин резкого падения объёмов производства отраслями-потребителями металлопродукции. Однако сокращение производства основных видов продукции самой чёрной и цветной металлургии происходило меньшими темпами по сравнению с темпами всего промышленного производства.

В химической и нефтехимической промышленности сложилась деформированная структура производства, характеризующаяся преобладанием в выпуске продукции доли сырья, минеральных удобрений, энергоёмких неорганических соединений и относительно низкой долей прогрессивной, наукоёмкой и социально-ориентированной продукции.

В машиностроении и металлообработке выпуск продукции сократился в 2,5 раза. В связи с отсутствием платежеспособного спроса существенно сокращается уровень производства продукции сельскохозяйственного машиностроения. Вместе с тем развитие фермерских хозяйств определяет необходимость создания и освоения новых видов продукции отрасли для эффективного использования земли и других сельскохозяйственных ресурсов в новых условиях хозяйствования. В последние годы усиливается заинтересованность ряда государств Содружества в приобретении техники и налаживании её производства совместно с фирмами третьих стран. Такая работа ведётся на Украине, в Узбекистане, Молдове, что сказывается на возможностях объединения усилий в возрождении сельскохозяйственного машиностроения стран СНГ.

Продукция лёгкой промышленности СНГ не выдерживает конкуренции с интенсивно нарастающим импортом товаров народного потребления из Китая, Турции и других стран, нашедших в СНГ огромный рынок сбыта. В результате в 1991-1996 годах в лёгкой промышленности произошло наибольшее снижение объёмов производства – в целом по Содружеству более чем в три раза.

Спад производства промышленности строительных материалов составил в целом по Содружеству 0,69 части. Сократилось производство практически всех основных видов строительных материалов и конструкций.

Сокращается уровень обеспеченности внутреннего рынка продовольственными ресурсами за счёт собственного производства. Снижение выработки продукции пищевой промышленности обусловлено, прежде всего, сокращением производства и поставок сельскохозяйственного сырья. Имеющиеся производственные мощности  используются не полностью. В 1995 году мощности по производству цельномолочной продукции из-за снижения объёмов производства молока в Кыргызстане, Молдове, Таджикистане использовались всего лишь на 0,05-0,1 максимального потенциала.

Динамика структурных преобразований в промышленном производстве Молдовы представлена отдельно в таблице 2.11 (см. приложение, табл. 2.11).

Наибольшим образом снизилось производство продукции химической и нефтехимической промышленности – в 8,47 раза; наименьшим образом – производство продукции электроэнергетики – вдвое.

Усилилась относительная специализация Молдовы на производстве продукции пищевой промышленности. К 1996 году доля этой отрасли в общем объёме производства всех десяти отраслей достигла 0,413.

Проведённый анализ структурных изменений в инвестициях  и промышленном производстве позволяет констатировать следующее.

После распада СССР и разрыва межгосударственных и межотраслевых связей произошло смещение инвестиционной и производственной ориентации с ресурсообрабатывающих отраслей промышленности в сторону ресурсопроизводящих отраслей. Это, в свою очередь, означало повсеместное снижение качественного уровня организации компонентов предметов межсубъектного обмена, что вкупе со значительным снижением ВВП, а, следовательно, и доходов каждого субъекта интеграции, заложило основу и начало раскручивать маховик дезинтеграционных процессов между бывшими республиками и их хозяйствующими субъектами.

Структурные сдвиги в сельскохозяйственном производстве.

В среднем по республикам СССР доля сельского, лесного, рыбного хозяйства составляла 0,284 (см. табл. 1), а это весьма солидная доля.

В 1996 году валовая продукция сельского хозяйства в отдельных государствах претерпела значительные изменения. В России она сократилась на 0,38 части, в Молдове и Кыргызстане – на 0,4, в Азербайджане и Казахстане – на 0,46, в Грузии – на 0,35, в Таджикистане – 0,55.

В большей степени, чем в целом по отрасли сократилось производство продукции животноводства.

В производстве продукции растениеводства из-за сокращения посевных площадей и снижения урожайности валовой сбор зерна уменьшился на 0,4 части по сравнению с уровнем 1990 года. Сокращение производства зерна произошло не только в государствах – основных производителях зерна, но и в таких странах как Азербайджан, Беларусь, Грузии, Кыргызстан, Молдова, что объясняется изменением спроса со стороны традиционных потребителей этой продукции. Вместе с тем, в отдельных государствах производство зерна увеличено.

За период с 1992 по 1996 годы на пятую часть сократились площади возделывания кормовых культур. Слабая кормовая база, диспаритет цен на продукцию животноводства и других отраслей хозяйства привели к значительному сокращению поголовья скота и птицы, уменьшению объёмов производства молока, мяса, яиц, шерсти.

Сокращение производства сельскохозяйственной продукции ставит продовольственное обеспечение во всё большую зависимость от импортных товаров, что обостряет проблему продовольственной безопасности Содружества.

Результаты анализа структурных сдвигов в сельскохозяйственном производстве свидетельствуют о следующем.

Сокращение производства продукции сельского хозяйства обусловлено незавершённостью реформ в аграрном секторе, и, главным образом, тем, что в большинстве государств Содружества не завершена работа по созданию земельного регулирования земельных отношений. Наряду с другими факторами это явилось одной из причин ухудшения использования пашни и свёртывания работ по повышению её плодородия.

Вследствие разрыва хозяйственных связей наметились тенденции деспециализации государств в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

Специфика производительных сил отрасли обеспечила относительно устойчивую её работу при практически разрушенном воспроизводственном процессе. Вместе с тем запаздывание в обновлении производственного потенциала в силу тех же специфических особенностей в будущем может привести к ещё большим затратам средств и времени на его восстановление.

2.4.  ПРЕОБРАЗОВАНИЯ  В  СФЕРЕ  ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ  И  ФИНАНСОВЫХ  ОТНОШЕНИЙ .

Успешное развитие экономического развития стран СНГ невозможно без решения проблем межгосударственных валютно-кредитных и финансовых отношений.

В начале 1990-х годов многие экономисты отмечали, что для республик СССР вне зависимости от структуры их политических отношений экономический и валютный союз является наиболее предпочтительным вариантом.

Среди существовавших в 1990-1991 годах преимуществ сохранения единой валюты для республик СССР можно выделить следующие.

Во-первых. Единая валюта позволила бы избежать нестабильности в отношениях между республиками. Новые введённые валюты стали явно неконвертируемыми, и это осложнило торговые связи. Кроме того, предприятия в силу отсутствия опыта проведения валютных операций были не подготовлены к использованию в расчётах нескольких расчётных единиц, а финансовый сектор не мог предложить им реальной системы страхования валютных рисков.

Во-вторых. При единой валюте расчёты осуществляются в национальной денежной единице и нет, следовательно, потребностей в крупных валютных резервах.

После распада СССР образовавшиеся на его пространстве независимые государства начали осуществлять экономические реформы нескоординировано. Стремление республик укрепить национальный суверенитет с помощью печатания собственных денег сделало сохранение единой валюты невозможным, а резкие расхождения в макроэкономических показателях между странами сделали бы сохранение единой валюты разрушительным явлением.

С 1992 года многие экономисты, включая прежних сторонников сохранения рубля как единой валюты, стали выступать за введение национальных валют и заблаговременную и скоординированную подготовку к этому процессу, разработку платёжных механизмов, которые предотвратили бы свёртывание традиционных хозяйственных связей. Однако предложение создать платёжный союз – согласованный расчётно-платёжный механизм между субъектами интеграции – наподобие Европейского платёжного союза (ЕПС) 1950-х годов, не было реализовано. В итоге в 1992 году в СНГ в основном сохранялся валютный союз, хотя экономического уже не существовало. Государства использовали различные инструменты ограничения торговли. К ним относились и межгосударственные соглашения о торговле, которые в скрытой форме были призваны ограничить экспорт ресурсов из России.

В итоге сложилась абсурдная ситуация: единая валюта, которая вводится обычно с целью содействовать торговле и инвестициям, применительно к СНГ им, напротив, препятствовала.

В начале 1992 года Правительство России делало ставку на введение конвертируемости унаследованного от СССР рубля и полагало, что это автоматически решит все проблемы во взаимоотношениях между республиками. Безусловно, конвертируемость рубля и макроэкономическая стабилизация всегда являются наиболее предпочтительным решением, однако в тот период было ясно, что поставленную цель не удастся достичь и что в интересах России создать механизм, поддерживавший бы экономические отношения с партнёрами на переходный период.

Остальные страны СНГ ещё больше, чем Россия, пострадавшие от разрыва хозяйственных связей, стали понимать, что собственные денежные единицы не дадут экономических преимуществ. Возможности недавно сильно взаимозависимых государств в проведении независимой экономической политики и обеспечении изоляции от экономических процессов, происходящих в России были весьма ограничены.

Осознание необходимости принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство, но на новой рыночной основе привело к заключению в октябре 1992 года в Бишкеке Соглашения „О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платёжного средства”, подписанного восемью странами СНГ. А в январе 1993 года было подписано Соглашение о Межгосударственном банке СНГ.

24 октября 1994 года на заседании глав государств СНГ было подписано соглашение о создании платёжного союза. В соответствии с ним страны должны принять на себя обязательства взаимно признать национальные денежные единицы в качестве валютных контрактов по торговым и неторговым операциям, обеспечить свободный обмен по рыночным валютным курсам на внутреннем валютном рынке, обеспечить гарантированную государством конвертируемость по социально значимым платежам; передать коммерческим банкам право осуществлять расчёты и предоставлять кредиты, минуя корреспондентские счета центральных банков итак далее.

Платёжный союз предусматривалось создать путём добровольного объединения стран с целью обеспечения бесперебойности расчётов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на этой основе платёжной системы. Создание платёжного союза рассматривалось как поэтапный процесс.

На первом этапе – путём заключения двусторонних и многосторонних соглашений.

На последующем на основе создания системы многосторонних расчётов (СМР) в коллективной валюте. Интересную схему СМР представили Петраков Н. и Шагалов Г. По их мнению, сегодня созданы более благоприятные условия для принятия СМР, чем это было в 1994 году, когда заключалось Соглашение о платёжном союзе. В качестве единой расчётной свободно конвертируемой валюты они выдвигают евро, а процедуру расчётов  каждого участника СМР видят следующей. Стране-участнице устанавливается квота в евро. Устанавливается конкретный порядок регулирования сальдо. Часть пассивного сальдо страны покрывается кредитами, полученными от СМР, а часть оплачивается ею в евро. При активном сальдо ситуация аналогична. [29]

Механизм реализации платёжного союза зависит от успешного решения следующих задач:

1. Создание условий для развития внутренней инфраструктуры валютных рынков государств СНГ.

2. Унификация законодательных и нормативных актов.

3. Формирование институциональных основ платёжного союза.

4. Унификация правил и технологии перемещения товарных и денежных потоков.

5. Обеспечение введения устойчивой валюты, используемой в качестве резервного и платёжного средств.

Практическая реализация этих задач запаздывает. Так механизм полной конвертируемости национальных валют отсутствует, курсовые паритеты валют устанавливаются без взаимного согласия. Фактически не выполняется принцип единой денежной единицы и в государствах Содружества иностранные платёжные средства продолжают играть роль резервного и платёжного средства. Доля расчётов в частично конвертируемых национальных валютах (СКВ) без учёта российского рубля составляет всего 0,05-0,1 части. На долю рубля приходится 0,1-0,15 части. До 0,3 части приходится на бартерный обмен и двусторонний клиринг. СКВ в товарообмене составляют 0,4-0,5 части, около 0,05 части – взаимные неплатежи. Слабость национальных валют и отсутствие дееспособной системы расчётов с одной стороны, достаточно высокая стабильность и надёжность СКВ – с другой, питают центробежные силы в Содружестве.

Система платежей и расчётов между странами СНГ функционирует в условиях фактической изоляции центральных банков от организации расчётов и поддержания стабильных курсовых взаимоотношений национальных валют. Широко распространено мнение о том, что коммерческие банки создали работоспособную систему межгосударственных расчётов, не соответствует действительности, поскольку системе взаиморасчётов присущи высокая степень нестабильности и, как следствие, значительные валютные риски для предприятий. Субъекты внешнеторговой деятельности сталкиваются с острой нехваткой СКВ и вынуждены ограничивать импорт.

Однако первопричина торможения торговли между странами СНГ заключается в отрицательном сальдо их балансов с Россией, в результате чего средств на корреспондентских счетах бывает недостаточно для своевременной и полной оплаты товарных поставок. В то же время покрытие отрицательного сальдо торговых операций за счёт выделяемых государственных кредитов упирается в проблему их возвратности.

Запаздывание в реализации мероприятий по формированию платёжного союза связано с тем, что до сих пор государства-участники платёжного союза не приняли чётких взаимных обязательств по сбалансированному подходу к валютному регулированию, взаимной конвертируемости валют, унификации платёжно-расчётной системы, правилам и процедуре взаимоотношений резидентов и нерезидентов, выравниванию платёжных балансов.

Таким образом, сложилась целая цепочка причин, по которым платёжный союз в СНГ остаётся пока недостаточно дееспособным:

1.      Нестабильность национальной валюты многих стран СНГ.

2.      Недостаток на рынке СНГ ликвидных платёжных средств, которые могли бы использоваться во взаиморасчётах. Их не хватает даже во внутригосударственном обороте. Поэтому национальный платёжный кризис нередко перерастает в международный.

3.      Отсутствие реальных согласованных действий государств по поддержанию стабильности курсов национальных валют.

4.      Разный подход центральных банков стран СНГ к установлению курса своей национальной валюты и доллару США, что вызывает потери у хозяйствующих субъектов при пересчёте валюты цены контракта в национальную валюту – валюту платежа.

5.      Неразвитость в отдельных странах СНГ национальных валютных рынков, их недостаточная ликвидность, а также замкнутость.

6.      Наличие в ряде стран скрытых ограничений по использованию национальных валют в качестве платёжных средств по текущим операциям платёжного баланса.

Во всех соглашениях акцент делается на то, укрепление покупательной способности национальной валюты – дело каждого государства. Никаких совместных мер, например, в виде создания общих, коллективных стабилизационных фондов не предусматривается. При этом реальных действий по выполнению условий названных соглашений со стороны правительств и национальных банков этих государств пока не последовало.

Для успешного формирования платёжного союза государства Содружества должны предпринять следующие первоочередные шаги:

1.      Завершить выполнение внутригосударственных процедур по вступлению в силу Соглашения о создании платёжного союза, которое подписано главами всех государств СНГ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.