на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств


2.      Заключить двусторонние соглашения об обеспечении взаимной конвертируемости и стабилизации национальных валют.

3.      Обеспечить принятие национальными органами управления решений по зафиксированным в Соглашении о создании платёжного союза обязательствам.

4.      Определить официальные позиции по механизму реализации Соглашения о создании платёжного союза.

В современных условиях нельзя исключить целесообразности реанимации идеи платёжного союза, но не на тех принципах, которые предусмотрены соответствующими соглашениями, а в более классической форме многостороннего клиринга с механизмом частичного автоматического кредитования отрицательного сальдо взаимных расчётов. Но традиционная схема должна быть существенно модифицирована, поскольку введение частичной конвертируемости российского рубля, присоединение РФ к Статье 8 Устава МВФ создают новую ситуацию с платёжным союзом, снижая интерес РФ к участию в системе расчётов на базе неконвертируемых валют.

Тем не менее существует весомый довод в пользу платёжного союза – необходимость создания платёжных механизмов, которые стимулировали бы развитие торгово-экономических связей между хозяйствующими субъектами стран СНГ на основе рыночных отношений. Речь идёт не о поддержании традиционных связей, а о создании новой структуры торгово-экономических отношений, учитывающей потребность в коренных структурных преобразованиях экономики. Платёжный союз в определённой степени должен содействовать экономическому сотрудничеству стран СНГ, делая его более выгодным, чем с третьими странами.

Исключительно остро этот вопрос стоит для РФ. Если не дополнить введение частичной конвертируемости рубля преференциальными механизмами в отношении стран СНГ, то российские предприятия вообще потеряют и без того снизившийся интерес к связям с ближним зарубежьем. С точки зрения стратегических интересов РФ её „добровольная изоляция” от других бывших союзных республик в перспективе обернётся для неё геополитической и геоэкономической катастрофами. [5, 586-595]

2.5.  ПРЕОБРАЗОВАНИЯ  СТРУКТУРЫ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  СВЯЗЕЙ  СТРАН  СНГ .

С распадом СССР изменилось геополитическое и геоэкономическое положении стран Содружества. Изменилось соотношение внутренних и внешних факторов экономического развития. Претерпел существенные изменения и характер экономических связей.

Либерализация внешнеэкономической деятельности открыла путь на внешний рынок большинству предприятий и предпринимательских структур. Их интересы стали выступать в качестве решающего фактора, в значительной степени определяющего экспортно-импортные операции государств Содружества.

Большая открытость внутренних рынков для товаров и капиталов стран дальнего зарубежья привела к насыщению их импортной продукцией, что повлекло за собой определяющее влияние конъюнктуры мировых рынков на цены и структуру производства в странах СНГ. В результате этого многие товары, производимые в государствах Содружества оказались неконкурентоспособными, что вызвало сокращение их производства и, как результат, значительные структурные изменения в экономике. Характерным стало развитие отраслей, продукция которых пользуется спросом на рынках стран вне СНГ.

В результате активного развития указанных процессов произошла переориентация экономических связей государств Содружества. В начале 1990-х годов товарообмен с нынешними странами Содружества достигал 0,21 их суммарного ВВП, в то время как в странах Европейского сообщества этот показатель составил всего 0,14. В 1996 году товарообмен между странами СНГ составил только 0,06 суммарного ВВП.

В 1993 году в общем объёме экспортных операций стран СНГ доля самих этих стран составляла 0,315 части, в импорте – 0,435. В экспортно-импортных операциях стран ЕС доля экспорта в страны ЕС составляла 0,617 части, доля импорта – 0,611. То есть тенденция хозяйственных связей, проявившаяся в СНГ, противоречит мировому опыту интеграции.

Анализ товарооборота государств Содружества подтверждает развитие этой тенденции (см. приложение, табл. 2.12, 2.13).

Почти во всех странах СНГ темпы роста товарооборота за пределами Содружества превышают темпы роста товарооборота внутри СНГ. Исключение составляют Беларусь и Таджикистан, внешняя торговля которых характеризуется устойчивой тенденцией усиления товарообменных отношений со странами СНГ за 1994-1998 годы.

Подробнее характер динамики структурных преобразований в сфере внешней торговли представлен детализацией товарооборота на экспортные и импортные операции (см. приложение, табл. 2.14, 2.15).

Анализ экспортно-импортных операций стран СНГ в 1994-1997 годах показывает, что динамика объёмов экспорта и импорта в различных странах складывалась неравномерно.

В экспортно-импортных операциях большую роль играет ценовой фактор. В торговле между странами СНГ цены на большинство экспортируемых товаров выше цен на аналогичные товары, экспортируемые в другие страны. Например, средняя цена мяса и мясных пищевых субпродуктов, экспортируемых из Молдовы в СНГ, в 1996 году составляла 1,755 долл./кг, а в остальные страны – 1,41 долл./кг. Основными причинами такого соотношения цен являются высокие затраты на транспортировку продукции, перевозимой по территории СНГ, высокие ставки налогов и сборов при проведении экспортно-импортных операций.

Доля вывоза в республики СССР в целом по Союзу составляла в 1990 году 0,74, а к 1996 году составила лишь 0,28. По импорту – 0,572 и 0,43 соответственно. В РМ: экспорт – 0,888 и 0,681, импорт – 0,739 и 0,615.

Анализ географической структуры экспорта и импорта стран СНГ показывает направления переориентации экономических связей в рамках Содружества за период 1994-1998 годов (см. приложение, табл. 2.16, 2.17).

Чтобы определить какие последствия повлекли структурные изменения во внешнеторговых отношениях стран СНГ, условимся о следующем.

Каждое государство-участник СНГ имеет основных и не основных торговых партнёров. К числу основных торговых партнёров отнесём страны, на которые приходится более одиннадцатой части (по числу стран СНГ, кроме рассматриваемой)  экспортных (импортных) операций рассматриваемого государства.

Установим следующий показатель –  отношение доли экспортных (импортных) операций, приходящихся на всех основных торговых партнёров государства, к числу этих партнёров. Иными словами, это средняя доля операций одного основного торгового партнёра. Этот показатель будет служить критерием, по которому можно судить об интенсивности и направлении интеграционных процессов в СНГ. Если средняя доля операций одного основного торгового партнёра снижается, это свидетельствует о позитивном развитии интеграционных процессов в СНГ в целом. Если наоборот – это свидетельство узкой регионализации торговых связей СНГ, негативно отражающейся на ходе интеграционного процесса СНГ в целом.

Рассмотрим экспортные операции 1990 года. В 1990 году страны Содружества имели следующих основных торговых партнёров.

Азербайджан. Россия – 0,621, Украина – 0,111.

Армения. Россия – 0,555, Украина – 0,163.

Беларусь. Россия – 0,623, Украина – 0,196.

Грузия. Россия – 0,643, Украина – 0,108.

Казахстан. Россия – 0,521, Узбекистан – 0,108.

Кыргызстан. Казахстан – 0,114, Россия – 0,383, Узбекистан – 0,138, Украина – 0,164.

Молдова. Россия – 0,638, Украина – 0,184.

Россия. Беларусь – 0,139, Казахстан – 0,136, Украина – 0,433.

Таджикистан. Казахстан – 0,137, Россия – 0,505, Узбекистан – 0,143.

Туркменистан. Россия – 0,529, Узбекистан – 0,257.

Узбекистан. Казахстан – 0,097, Россия – 0,602, Украина – 0,104.

Украина. Россия – 0,689.

В среднем в 1990 году каждый основной торговый партнёр приобретал 0,325 совокупного экспорта государства СНГ.

Экспортные операции 1998 года.

Азербайджан. Грузия – 0,331, Россия – 0,456.

Армения. Грузия – 0,119,  Россия – 0,497, Туркменистан – 0,282.

Беларусь. Россия – 0,893.

Грузия. Азербайджан – 0,176, Армения – 0,174, Россия – 0,518.            

Казахстан. Россия – 0,735, Украина – 0,125.

Кыргызстан. Казахстан – 0,371, Россия – 0,363, Узбекистан – 0,167.

Молдова. Россия – 0,785, Украина – 0,113.

Россия. Беларусь – 0,338, Казахстан – 0,139, Украина – 0,407.

Таджикистан. Россия – 0,236, Узбекистан – 0,62.

Туркменистан. Азербайджан – 0,28, Казахстан – 0,166, Россия – 0,191, Таджикистан – 0,179.

Узбекистан. Казахстан – 0,149, Россия – 0,518, Таджикистан – 0,154.

Украина. Беларусь – 0,131, Россия – 0,691.

В среднем в 1998 году каждый основной торговый партнёр приобретал 0,343 совокупного экспорта государства в СНГ.

Средняя доля одного основного торгового партнёра в экспортных операциях повысилась на 0,018 пункта.

Экспортные операции 1998 года.

Азербайджан. Россия – 0,545, Украина – 0,209.

Армения. Азербайджан – 0,092, Россия – 0,5, Украина – 0,209.

Беларусь. Россия – 0,674, Узбекистан – 0,113, Украина – 0,208.

Грузия. Россия – 0,569, Украина – 0,224.            

Казахстан. Россия – 0,658, Украина – 0,109.

Кыргызстан. Казахстан – 0,116, Россия – 0,5, Узбекистан – 0,119, Украина – 0,108.

Молдова. Россия – 0,515, Украина – 0,329.

Россия. Беларусь – 0,165, Украина – 0,419.

Таджикистан. Россия – 0,456, Узбекистан – 0,153, Украина – 0,131.

Туркменистан. Россия – 0,45, Украина – 0,149.

Узбекистан. Казахстан – 0,126, Россия – 0,516.

Украина. Россия – 0,778.

В среднем в 1990 году каждый основной торговый партнёр продавал 0,326 совокупного импорта государства СНГ.

Импортные операции 1998 года.

Азербайджан. Казахстан – 0,11, Россия – 0,479, Украина – 0,23.

Армения. Грузия – 0,117, Россия – 0,832.

Беларусь. Россия – 0,841, Украина – 0,133.

Грузия. Азербайджан – 0,238, Россия – 0,574.            

Казахстан. Россия – 0,835.

Кыргызстан. Россия – 0,463, Узбекистан – 0,277.

Молдова. Беларусь – 0,115, Россия – 0,529, Украина – 0,344.

Россия. Беларусь – 0,404, Казахстан – 0,168, Украина – 0,29.

Таджикистан. Казахстан – 0,116, Россия – 0,229, Узбекистан – 0,509.

Туркменистан. Россия – 0,276, Украина – 0,385.

Узбекистан. Казахстан – 0,186, Россия – 0,564, Украина – 0,169.

Украина. Россия – 0,895.

В среднем в 1998 году каждый основной торговый партнёр продавал 0,382 совокупного импорта государства СНГ.

Средняя доля одного основного торгового партнёра повысилась на 0,056 пункта.

Таким образом, за период с 1990 по 1998 годы структурные преобразования во внешнеторговых отношениях стран СНГ привели к регионализации торговых связей и дезинтеграционным процессам по Содружеству в целом.

Сопоставление удельного веса государств СНГ и остального мира в экспортно-импортных операциях демонстрирует таблица 2.16.

Экспорт в СНГ возрос в Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане, Таджикистане; импорт из СНГ возрос в Казахстане, России, Таджикистане.

В результате экспортно-импортных операций между странами СНГ в 1996 году положительное сальдо торгового баланса сложилось только у Казахстана, России, Туркменистана. Это связано в значительной степени с кризисом неплатежей, проблемами платёжно-расчётных отношений стран Содружества в результате ограниченной конвертируемости национальных валют, необходимостью расплачиваться по ранее полученным кредитам.

В структуре импорта государств СНГ прослеживается ориентация на текущие потребительские нужды. Основное место в импорте стран СНГ занимает продовольствие, сельскохозяйственное сырьё, изделия лёгкой промышленности, бытовая техника.

Тенденция в переориентации экономических связей стран СНГ состоит в деиндустриализации внешних и внутренних связей. Модель интегрирования в мировое хозяйство государств СНГ, в основе которой лежит обмен невозобновляемых минеральных ресурсов на товары преимущественно потребительского назначения, создаёт препятствия для прогрессивных структурных сдвигов в их экономике. Происходит формирование неэффективной структуры производства с преимущественным развитием топливно-сырьевых отраслей.

Дальнейшее развитие экономических связей подобной направленности ведёт к односторонней зависимости от развитых государств.

Таким образом, проведённый анализ позволяет выделить основные причины переориентации экономических связей государств Содружества с ближнего на дальнее зарубежье.

1.      Экспорт стран СНГ за пределы СНГ рассматривается как основной источник поступления свободноконвертируемой валюты.

2.      Существование реальной возможности в высокотехнологичной и наукоёмкой продукции высокого качества, которая не может быть произведена на внутреннем рынке стран СНГ.

3.      Приобретение более качественного сырья в условиях превышения внутренних цен мировых.

4.      Стремление быстрее войти в мировой рынок.

5.      Предпочтение партнёров из стран вне СНГ, продиктованное их большей надёжностью в платёжно-расчётных отношениях.

6.      Более высокие транспортные тарифы и другие платежи на внутреннем рынке.

7.      Нестабильная ситуация в ряде стран СНГ, наличие регионов, где нарастает социальная напряжённость и происходят вооружённые конфликты.

2.6.  ПОСЛЕДСТВИЯ  СТРУКТУРНЫХ  ПРЕОБРАЗОВАНИЙ  В  ЭКОНОМИКЕ  ГОСУДАРСТВ  СОДРУЖЕСТВА .

Значительные перемены в экономике государств Содружества привели к существенным изменениям их макроэкономических показателей (см. приложение, табл. 2.19). Изменились основные пропорции развития хозяйственных комплексов стран СНГ.

Для анализа пропорций сопоставляются изменения в производстве и конечном использовании. Производство представлено важнейшими отраслями – промышленностью, сельским хозяйством (всех категорий хозяйств), транспортом общего пользования (без трубопроводного), конечное использование – капитальными вложениями (по всем источникам финансирования), реальными располагаемыми денежными расходами населения, а также показателем внешнеэкономической деятельности – долей экспорта в ВВП.

Общей тенденцией в экономике государств Содружества является уменьшение объёмов ВВП.

Вместе с тем сопоставление показателей сокращения объёмов ВВП и капитальных вложений показывает, что во всех странах СНГ за исключением Азербайджана, глубина спада в сфере инвестиций в основные фонды существенно больше, чем величины ВВП. Это свидетельствует о том, что одновременно с уменьшением объёмов ВВП происходило резкое изменение структуры их конечного использования. Глубокое снижение инвестиционной активности в условиях либерализации внешней торговли привело к соответствующему росту дальнего экспорта сырья. Рост удельного веса экспорта в ВВП во всех странах, кроме Азербайджана и Грузии и получение международных кредитов дали возможность увеличить удельный вес импорта из стран дальнего зарубежья в ВВП во всех странах, кроме Узбекистана, который в основном состоит из предметов потребления, главным образом продукции лёгкой и пищевой промышленности. Таким образом, использование ресурсов накопления на конечное потребление в государствах Содружества происходило не через изменение структуры национальных производств, а путём интенсификации их торговли с мировым рынком. Это привело к снижению ресурсного обеспечения промышленности и сельского хозяйства государств Содружества и к  сокращению спроса на продукцию этих отраслей, что в свою очередь обусловило существенное уменьшение объёмов производства в 1991 – 1996 годах во всех государствах Содружества, кроме Узбекистана, где наблюдался рост продукции промышленности, и Армении, где увеличились объёмы сельскохозяйственного производства.

Из данных таблицы 2.19 также видно, что за рассматриваемый период у всех стран СНГ, кроме Туркменистана и Узбекистана, глубина спада в промышленности была больше, чем в сельском хозяйстве. Из этого следует, что в 1991-1996 годах  производстве большинства государств Содружества сократился удельный вес промышленности, то есть произошла заметная деиндустриализация производства, которая неизбежно привела к снижению его эффективности. В свою очередь спад объёмов производства и уменьшение его эффективности стали основными причинами значительного сокращения доходов населения стран СНГ.

Ещё одной особенностью анализируемых изменений является резкое сокращение в 1991-1996 годах объёмов перевозок грузов транспортом общего пользования (без трубопроводного). За исключением Туркменистана и Узбекистана, спад в этой отрасли многократно глубже, чем в промышленности и сельском хозяйстве.

На уменьшение объёмов перевозок транспортом общего пользования влияют две причины:

1.      Уменьшение объёма экспортно-импортных операций.

2.      Сокращение потребности промышленности и сельского хозяйства в транспортных услугах на единицу объёмов их производства.

Вместе с тем объём дальней внешней торговли уменьшился не столь резко как объём ближней торговли (см. приложение, табл. 2.20).

Спад в объёме дальней торговли находится примерно между величинами спада промышленного и сельскохозяйственного производства. Поэтому сокращение дальней торговли не может быть причиной столь глубокого спада в объёме перевозок транспортом общего пользования.

Снижение объёмов ближней торговли было значительным. Ближние торговые связи были образованы в основном продукцией промышленности, их доля в её производстве по государствам Содружества в целом не превышала трети. Поэтому даже существенное сокращение этой торговли не могло стать причиной значительного снижения объёмов перевозок транспортом общего пользования по сравнению с уменьшением объёмов промышленного производства.

Такое сокращение объёмов работы транспорта общего пользования обусловлено в основном сокращением потребности промышленности и сельского хозяйства государств СНГ в транспортных услугах на единицу объёмов их производства. В промышленности это вызвано снижением уровня специализации и кооперирования, а в сельском хозяйстве – усилением тенденций к натурализации аграрного сектора экономики.

Наличие указанных выше явлений свидетельствует о зарождении механизма изменения пропорций и структуры национальных экономик, который оказывает воздействие на процессы экономической интеграции.

Действие этого механизма можно изложить в виде следующей схемы:

1.      В результате спада производства и ослабления межгосударственных (в рамках СНГ) связей произошла существенная переориентация внешней торговли государств Содружества с ближнего на дальнее зарубежье. Экспорт СНГ в основном состоит из продукции ресурсопроизводящих отраслей. Импорт СНГ – из продукции ресурсообрабатывающих отраслей, так как соответствующая продукция ближнего зарубежья здесь неконкурентоспособна.

2.      Ориентация на рынок дальнего зарубежья делает продукцию ресурсопроизводящих отраслей стран СНГ малодоступной для их ресурсообрабатывающих отраслей, поскольку последние в силу значительно более низкой, чем мировая , эффективности своего производства не могут приобретать продукцию первых по мировым ценам.

3.      В результате дороговизны продукции ресурсопроизводящих отраслей стран СНГ, цены на которую повысились благодаря увеличению спроса на них за счёт выхода на внешний рынок, ресурсообрабатывающие отрасли Содружества вырабатывают неконкурентоспособную по сравнению с мировой продукцию. Это влечёт за собой увеличение импорта продукции ресурсообрабатывающих отраслей третьих стран. В свою очередь это вынуждает страны СНГ увеличивать экспорт ресурсопроизводящих отраслей и так далее.

Таким образом, разнонаправленность развития ресурсопроизводящих и ресурсообрабатывающих отраслей – развитие первых и деградация вторых –является самовоспроизводящимся процессом, который прямым образом ведёт к дезинтеграции Содружества и обеднению всех без исключения стран – его членов.

 Чем интенсивнее ресурсопроизводящие отрасли стран СНГ будут врастать в систему мирохозяйственных связей, тем глубже будет спад производства в их ресурсообрабатывающих отраслях.

Под воздействием данного процесса непропорциональность в развитии ресурсопроизводящих и ресурсообрабатывающих отраслей таит в себе опасность превращения государств СНГ в ресурсные сегменты мирового рынка, лишает их экономические системы свойств взаимодополнения.

Сопоставленные в главе 2.3 доли ресурсопроизводящих отраслей в общем объёме промышленного производства и инвестиций в основной капитал (см. приложение, табл. 2.9, 2.10) подтверждают описанный выше механизм.

В результате действия этого механизма возникли предпосылки для формирования стратегии автономного вхождения в мировой рынок. Такая стратегия даёт временное преимущество странам-обладателям сырьевых ресурсов. Однако осуществление этой стратегии несёт в себе серьёзную угрозу экономической безопасности и стабильному социально-экономическому развитию страны, поскольку мировой опыт показывает, что специализация страны на экспортных поставках топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов неизбежно порождает её глубокую зависимость от мирового рынка и иностранных инвестиций.

Из анализа особенностей специфики изменения пропорций в экономическом пространстве Содружества можно сделать следующие выводы.

Сложившийся механизм структурной деформации и экономической дезинтеграции является специфической формой проявления деформации воспроизводственного процесса в промышленности стран СНГ. У них общая тенденция – деинвестирование и деиндустриализация экономики – дополнительно сопровождается ещё более масштабным деинвестированием ресурсообрабатывающих отраслей промышленности и особенно глубоким спадом в их производстве. Это приводит к дополнительному уменьшению эффективности промышленного производства, падению качества продукции обрабатывающих отраслей, снижению их рентабельности, сокращению спроса на продукцию этих отраслей. В итоге в странах СНГ интенсивно осуществляется суженное воспроизводство важнейших элементов национальной экономики – ресурсообрабатывающих отраслей промышленности.

Действие механизма структурной деформации и экономической дезинтеграции объективно обусловлено закономерностями, свойственными периоду перехода к рыночным отношениям, поэтому неизбежное приближение цен внутри СНГ к уровню мировых только усилит деформационный и дезинтеграционный процессы.

Если занять в глобальной экономике нишу источника дешёвого сырья и экологически грязного устаревшего производства, то в дальнейшем страны СНГ вряд ли смогут выйти из неё, исчерпав свои природные богатства.

      

3.  РЕГИОНАЛЬНЫЕ  ОБЪЕДИНЕНИЯ  СОДРУЖЕСТВА .

3.1.  РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО  ПРОСТРАНСТВА  СНГ .

Всякое интеграционное объединение состоит из нескольких объединений, в которых интеграционные процессы протекают с различной степенью интенсивности. Благоприятное развитие большого объединения во многом зависит от характера развития интеграционных процессов в малых объединениях.

После распада СССР сокращение торговых связей между странами СНГ было неравномерным: одни связи ослабевали, другие, наоборот, - крепли. В результате этого произошла и не могла не произойти регионализация экономического пространства СНГ.

Процесс регионализации получил организационное оформление. Были сформированы следующие интеграционные группировки:

1.      Союз Беларуси и России (СБР).

2.      Таможенный союз (ТС).

3.      Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС).

4.      Объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы (ГУУАМ).

5.      Тройственный экономический союз (ТЭС).

СБР.

6 января 1995 года Правительство Республики Беларусь (РБ) подписало с Правительством Российской Федерации (РФ) Соглашение о Таможенном союзе. [6, 33]

Сам СБР был образован соответствующим договором от 2 апреля 1997 года, подписанным в Москве.

Согласно статье 2 данного Договора целями СБР являются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.