на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Анализ истории развития международно-правовой регламентации режима морских пространств, выявление степени соответствия действующего законодательства положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г


Содержание режима таможенной границы складывается из следующих элементов (за основу берутся элементы, предложенные В.Б. Рушайло)[53]:

1.   Целевое назначение режима таможенной границы состоит в определении порядка реализации гражданами и юридическими лицами права на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также в создании условий для эффективной деятельности таможенных органов, и результативного осуществления ими контрольных полномочий.

2.   К правовым принципам режима таможенной границы относится в первую очередь принципы административно-правового регулирования общественных отношений, выделенных А.П. Кореневым[54] – законности, единства равных прав и равных обязанностей. А также ответственности таможенных и их должностных лиц, обязательности таможенного оформления и таможенного контроля; соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.

3.   Объектом регулирования являются общественные отношения, в области внешнеторговой деятельности связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу; предметом – порядок перемещение лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу.

4.   Юридическое положение субъектов характеризуется неравенством, участники отношений занимают социально-неоднородные позиции. Данное неравенство, как отмечает В.Б. Рушайло, содержит «систему противовесов». Так, согласно ст. 12 ТК РФ все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с ТК РФ. Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу подлежат таможенному контролю, при этом таможенные органы несут ответственность за неправомерные решения, действия (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что таможенная граница – это юридическая фикция, отражающая статус товара и транспортных средств при перемещении с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого государства. При этом на пределы территорий свободных экономических зон и находящихся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию, распространяет свое действие специальный административно-правовой режим таможенной границы. Данный режим является функционально-деятельностным режимом, установленным с целью создания условий для эффективной деятельности таможенных органов.

Участки таможенной границы, вдоль которых создаются зоны таможенного контроля, определяются ФТС России. На морских участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах территориального моря Российской Федерации, за исключением морских участков вокруг находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Зона таможенного контроля на таких участках создается в пределах территории указанных искусственных островов, установок и сооружений[55].

Как уже было сказано, морские пространства подразделяются на четыре основные части: внутренние морские воды, территориальные воды (территориальное море), исключительная экономическая зона и открытое море. Территориальное море и внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне, а также порядок их осуществления устанавливаются Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации 1998 г. в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

3.2.3 Правовой режим морских портов

Согласно п. 1 ст. 9 Кодекса Торгового Мореплавания России (далее КТМ) под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акваториях и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту (п. 5. ст. 9 КТМ России). КТМ России проводит деление морских портов на три категории: морской торговый порт, морской рыбный порт и морской специализированный порт. Правовой режим морских торговых и рыбных портов, а также специализированных портов Российской Федерации является единым для всех портов, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Все российские и иностранные суда обязаны соблюдать правовой режим морских портов[56].

Морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов (независимо от их предназначения и форм собственности) на основании решения Правительства Российской Федерации. Перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в «Извещениях мореплавателей» В настоящее время в Перечень включены следующие морские порты в зоне деятельности Дальневосточного таможенного управления: Александров-Сахалинский; Анадырь, Ванино; Владивосток (торговый порт); Восточный; Де-Кастри; Зарубино; Корсаков; Корф; Крабозаводский; Лазарев; Магадан; Морской порт Провидения; Находка; Невельск; Николаевск-на-Амуре; Ноглики; Ольга; Охотск; Петропавловск-Камчатский; Пластун; Поронайск; Посьет; Северо-Курильск; Славянка; Советская-Гавань; Холмск; Южно-Курильск.

Российское законодательство не устанавливает специальных требований для захода ледоколов, буксиров научно-исследовательских и иных судов, не осуществляющих перевозки груза или пассажиров. Однако в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их морские порты в отношении аналогичных судов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения[57].

Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает правила захода иностранных судов в морские порты: a) для всех иностранных судов (кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях); б) для военных кораблей и других государственных судов, эксплуатирующихся в некоммерческих целях; в) для всех судов, указанных в п. «а» и «б» при вынужденном заходе.

Как уже отмечалось, внутренние морские воды полностью находятся под суверенитетом Российской Федерации и на иностранные суда, а также находящихся на их борту пассажиров и членов экипажа во время пребывания указанных судов во внутренних морских водах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации[58]. Отличительной особенностью административной юрисдикции является то, что она применяется ко всем без исключения судам – государственным и частновладельческим. В области административной юрисдикции действует принцип полной компетенции власти прибрежного государства, и изъятия из него совершенно невозможны, так как они противоречили бы самой идее суверенитета прибрежного государства[59].

3.2.3.1 Режим пункта пропуска через государственную границу на территории морского порта

Для обеспечения международного сообщения Российской Федерации с другими государствами в соответствии с законодательством Российской Федерации в морских и рыбных портах, открытых для международного сообщения, устанавливаются пункты пропуска[60]. В зависимости от характера международного сообщения и режима работы пункты пропуска в портах классифицируются по следующим видам: пассажирские, грузовые и грузопассажирские; постоянные, временные и сезонные. Пункты пропуска устанавливаются решениями Правительства Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В зоне деятельности Дальневосточного таможенного управления действуют 35 морских пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации. На территории морского порта, открытого для международного сообщения, действует режим пункта пропуска через государственную границу, который включает правила:

– въезда в эти пункты;

– пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств;

– ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемых исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля[61].

Пункт пропуска в пределах территории указанных объектов включает в себя комплекс зданий, помещений, сооружений с соответствующим технологическим оборудованием, в которых осуществляют служебную деятельность федеральные органы исполнительной власти.

Режим в морских пунктах пропуска через государственную границу устанавливается нормативными правовыми актами транспортных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с положениями Закона РФ о Государственной границе и международных договоров Российской Федерации. Эти нормативные правовые акты согласовываются с органами и войсками Пограничной Службы (ПС) ФСБ России и ФТС России (в настоящий момент данного нормативного акта не существует).

Для обеспечения контроля за соблюдением установленных правил пересечения государственной границы физическими лицами, перемещения через нее транспортных средств, грузов, товаров и животных соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пунктах пропуска в установленном порядке создаются подразделения органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и транспортного контроля, а для надзора за определением мореходных качеств морских и речных судов могут также создаваться инспекции государственного надзора.

Общий распорядок работы пункта пропуска - время начала и окончания работы, технологические перерывы, графики оформления физических лиц, транспортных средств и грузов, следующих через государственную границу, утверждается совместным решением руководителей государственных контрольных органов и начальника морского порта. Последовательность осуществления всех видов контроля в пункте пропуска определяется типовыми схемами организации пропуска через государственную границу иностранных и российских судов заграничного плавания, членов экипажа, пассажиров и товаров в речных и морских портах Российской Федерации.

При прибытии судна последовательность осуществления контроля следующая: санитарно-карантинный контроль, пограничный контроль, таможенный контроль, другие виды контроля. Первоочередность санитарного контроля судна вызвана тем, что эпидемии чумы, холеры, оспы во многих случаях распространялись морским путем. Стремясь ввести единообразные правила санитарного контроля, государства неоднократно предпринимали попытки выработать соответствующие международные конвенции (на 32 Ассамблее Всемирной организации здравоохранения, состоявшейся в 1969 г., были приняты Международные санитарные правила). В Российской Федерации санитарная охрана территории осуществляется на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г. Для санитарной охраны территории России в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вводится санитарно-карантинный контроль. Порядок и условия осуществления санитарной охраны территории, а также мероприятия по санитарной охране устанавливаются федеральным законом, санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами (ст. 30 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г.).

Морское судно по прибытию в пункт пропуска является объектом сразу целого комплекса административно-правовых режимов- в первую очередь режима пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Статьей 23 Закона о Государственной границе определено, что въезд в пункты пропуска через государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией морских портов, по согласованию с органами ПС ФСБ России. Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через государственную границу транспортных средств заграничного следования определяются администрацией транспортных объектов по согласованию с органами и войсками ПС ФСБ России и таможенными органами.

Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости запрещается. Посадка пассажиров в транспортные средства при убытии из Российской Федерации и высадка при прибытии в Российскую Федерацию, а также погрузка (выгрузка) багажа, почты и грузов производятся с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы ФСБ России. Должностные лица транспортных предприятий, организаций, владельцы транспортных средств обязаны по требованию представителей органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации вскрывать для досмотра опломбированные (опечатанные) трюмы и иные помещения транспортных средств и перевозимые на них грузы. Транспортные средства заграничного следования могут начинать движение для убытия с территории Российской Федерации или следования в глубь территории Российской Федерации, а равно менять место стоянки только с разрешения пограничных и таможенных органов.

В соответствии со ст. 26 Закона «О Государственной границе РФ» в пунктах пропуска определяются территории, помещения, где непосредственно осуществляются пограничный и иные виды контроля. В этих местах вводятся дополнительные режимные ограничения. Таким образом, каждый государственный контрольный орган вправе вводить режимные ограничения, непосредственного связанные с осуществлением им определенного вида контроля, т.е. своих функций.

Приказ ГТК России от 23.12.2003 № 1520 установил, что на территории пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации создаются постоянные и временные зоны таможенного контроля Зона таможенного контроля – «четко ограниченная территория, предназначенная для нахождения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю»[62]..

Зоны таможенного контроля могут быть созданы в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах.

Постоянная зона таможенного контроля, создаваемая в морском порту, должна включать в себя участки территории порта, на которых непосредственно расположены подразделения таможенного органа и залы таможенного контроля, осуществляются досмотровые операции, таможенное оформление товаров и транспортных средств, размещаются ожидающие таможенного оформления и задержанные транспортные средства, а также находятся места проведения грузовых операций с товарами, подлежащими таможенному контролю. При этом учитываются факторы, обеспечивающие соблюдение режима, установленного в пункте пропуска, а также интересы всех государственных органов, участвующих в осуществлении контроля в пункте пропуска.

При создании зоны таможенного контроля в морском пункте пропуска в нее может включаться часть акватории порта, в том числе причальные сооружения и места якорных стоянок, определенные портовыми правилами для постановки судов загранплавания. Порядок создания зон таможенного контроля включает в себя принятие таможенным органом решения о создании зоны таможенного контроля, определение ее пределов и мест пересечения ее границ лицами, товарами и транспортными средствами, обозначение созданной зоны таможенного контроля, информирование других заинтересованных органов о создании зоны таможенного контроля. Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля оформляется приказом таможенного органа. В приказе указываются основания и цели создания место нахождения, пределы зоны таможенного контроля, установленные места пересечения границы зоны таможенного контроля, а также средства, используемые для обозначения зоны таможенного контроля. Дополнительно в приложении к приказу приводится графическое отображение пределов и территории зоны таможенного контроля в виде планов или карт.

3.3 Контроль, осуществляемый Российской Федерацией в таможенной прилежащей зоне

Впервые вопрос о прилежащих таможенных зонах в международном праве был урегулирован в Женевской Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. В настоящий момент правовой режим прилежащих зон определен ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г, п. 2. которой предусматривает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Конвенция упоминает о четырех видах прилежащих зон: таможенной, фискальной, иммиграционной и санитарной. Фискальные зоны устанавливаются в целях защиты финансовых интересов государства и предотвращения нарушений его финансовых правил. Иммиграционные зоны вводятся некоторыми государствами для усиления контроля за въездом в страну. Санитарные зоны устанавливаются для предотвращения завоза в страну инфекционных заболеваний. Наряду с зонами, упомянутыми в Конвенции, существует практика государств устанавливать и другие зоны. Зоны уголовной и гражданской юрисдикции устанавливаются для предотвращения нарушения уголовного и гражданского законодательства прибрежного государства. Зоны безопасности устанавливаются государствами в случае угрозы военных действий. Например, в начале Второй мировой войны была принята декларация об установлении вдоль всего Американского континента зоны безопасности шириной от 100 до 300 миль, в которой воюющим государствам запрещалось вести военные действия.

В таможенной прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для:

1)  предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

2)  наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Известная неопределенность режима прилежащей зоны связана с употреблением термина «контроль», что дает некоторые основания для предположения об отсутствии у прибрежного государства юрисдикционных прав в зоне. Такое предположение, однако, не соответствует смыслу Конвенции, в которой наряду с контролем предусматривается право прибрежного государства наказывать за нарушения, совершенные в пределах его территории, а также ст. 111 Конвенции, предоставляющей прибрежному государству право на преследование иностранного судна во время его нахождения в прилежащей зоне. Практическое же осуществление права на наложение наказания в отношении иностранного судна, совершившего нарушение в пределах территории прибрежного государства и вышедшего затем в прилежащую зону предполагает, разумеется, его остановку, задержание, проведение расследования и т. д. Таким образом, право прибрежного государства на осуществление контроля в данном случае предполагает право на принятие принудительных мер, как если бы такой контроль проводился в пределах территориального моря.

Аналогичным образом решен вопрос и о праве прибрежного государства, когда нарушение его соответствующих законов и правил имеет место в самой прилежащей зоне. Например, если на борту иностранного судна, направляющегося в порт прибрежного государства, в прилежащей таможенной зоне обнаружен контрабандный груз, то в отношении нарушителей могут быть приняты такие же меры, включая наказание, как и при совершении нарушения в пределах территориального моря данного государства. Практика установления прилежащих зон свидетельствует о том, что прибрежные государства не ограничиваются лишь предупреждением таких нарушений, а распространяют в ряде случаев соответствующее законодательство на прилежащую зону. Вполне естественно, что прибрежное государство может установить прилежащую зону и с менее строгим режимом.

Прилежащая зона Российской Федерации – морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24-х морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря[63].

В прилежащей зоне Российская Федерация осуществляет контроль, необходимый для:

1)   предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами РФ и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории РФ, включая территориальное море;

2)   наказания за нарушение указанных законов и правил, совершенное на территории РФ, включая территориальное море.

А также принимает меры, необходимые для предотвращения указанных нарушений и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов-нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях) в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.

3.3.1 Основания преследования по «горячим следам», предусмотренные международно-правовым обычаем

Давний международно-правовой обычай, а сейчас и Конвенция, предусматривают основания для такого преследования (нарушение законов и правил прибрежного государства). К.К. Сандровский выделяет следующие условия, при которых преследование в открытом море считается правомерным.

Первое условие по сути и определяет полное название деления – право преследования «по горячим следам» означает, что преследование может осуществляться только непосредственно вслед за совершением нарушения. В ст.111 Конвенции сказано: «Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находится во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прекращается».

Второе условие. Подвергаться преследованию за нарушение законов и правил прибрежного государства могут только суда, не обладающие полным иммунитетом. Иначе говоря, военные корабли или любые другие состоящие на некоммерческой государственной службе суда пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

Третье условие. Преследование считается начатым только в случае, если преследующее судно удостоверилось, что преследуемое судно или одна из его шлюпок находятся в пределах территориального моря или (в зависимости от случая) в прилежащей зоне. Преследование может быть начато только после подачи сигнала остановиться, зрительного или звукового, с дистанции, позволяющей иностранному судну увидеть или услышать этот сигнал.

Четвертое условие. Право преследования может осуществляться только военными кораблями, либо другими судами, которые имеют четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе и уполномоченные для этой цели.

Пятое условие. Прибрежное государство теряет право на преследование, как только преследуемое судно успевает войти в территориальное море своего или какого-либо третьего государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.