на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Анализ истории развития международно-правовой регламентации режима морских пространств, выявление степени соответствия действующего законодательства положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г


После утверждения Правительством РФ перечня географических координат точек, определяющих внешнюю границу континентального шельфа РФ, Министерство обороны РФ и Федеральная службе геодезии и картографии России изготавливает и публикует карты с указанием внешней границы континентального шельфа РФ. Масштаб этих карт определяется исходя из необходимости точного установления положения внешней границы континентального шельфа.

В соответствии с Конвенцией 1982 года Министерству иностранных дел РФ поручено сдавать на хранение Генеральному секретарю ООН и Генеральному секретарю Международного органа по морскому дну копии перечня или перечней географических координат точек, определяющих внешнюю границу континентального шельфа РФ, и копии карты или карт с указанием этой границы. Банк данных о внешней границе континентального шельфа РФ формируется Министерством природных ресурсов РФ совместно с Федеральной службой геодезии и картографии России.

Российская Федерация осуществляет на континентальном шельфе суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными постольку, поскольку, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия РФ. Суверенные права РФ на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами. Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона «О континентальном шельфе» Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении:

1) морских научных исследований;

2) защиты и сохранения морской среды в связи, с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов;

3) прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ. Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом Законом и нормами международного права.

Положения Закона в полном соответствии с ч. 3 ст. 246 Конвенции 1982 года обеспечивают разрешительный характер рассмотрения запросов и выдачи разрешения на проведение исследований. Распространение действия правового режима морских научных исследований на континентальном шельфе РФ на физические и юридические лица не противоречит международно-правовому режиму морских исследований, предусмотренному Конвенцией 1982 года. В Законе нашло отражение и закрепленное Конвенцией (ст. 252) понятие «подразумеваемого согласия», когда международные организации вправе до получения разрешения начать проведение исследования. Основания для отказа в выдачи разрешения установлены в полном соответствии с соответствующим положением Конвенции (ст. 246).

Помимо указанных мер государственного контроля и защиты морской среды на континентальном шельфе, указанный закон большое значение уделяет вопросу захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе РФ. Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе допускается только при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов. Захоронение отходов и других материалов допускается на основании разрешения Министерства природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством обороны РФ, Госкомрыболовством, Роскомнедра, с органами государственного горного надзора с уведомлением Федеральной пограничной службы и органов исполнительной власти субъектов РФ, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение. Выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе должна предшествовать государственная экологическая экспертиза.

таможенный юрисдикция конвенция морской


3 ТАМОЖЕННАЯ ЮРИСДИКЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВАХ

3.1 Содержание таможенной юрисдикции морских пространств

Международный морской правопорядок складывается из двух видов регулирования: во-первых, из правового режима различных пространств Мирового океана, в частности, в территориальных и внутренних водах контроль включает в себя горизонтальное и вертикальное пространство (столб воды, дно и его недра); во-вторых, из функционального режима, включающего: торговое судоходство, военное мореплавание, рыболовство, охрану морской среды. «Правовое положение любого торгового судна - это совокупность слагаемых, включающих в себя не только функциональное назначение судна, его фактическую деятельность, время действия, но и статус акватории, в которой в данный момент находится судно. Эта акватория как бы «окрашивает» данное судно в соответствующий «юридический цвет»[38].

Международно-правовой режим морских пространств – это совокупность юридических норм, определяющих признаваемые международным правом права и обязанности государств, их организаций и граждан и регулирующих взаимоотношения в процессе использования морских ресурсов и пространств в промысловых, научных и других целях[39].

Как уже отмечалось, международным правом морские пространства подразделяются на четыре основные части: внутренние морские воды, территориальные воды (территориальное море), исключительная экономическая зона и открытое море. Объем прав и обязанностей, которыми обладает судно во внутренних морских водах, в территориальных водах, исключительной экономической зоне и открытом море, а также в прилежащих и рыболовных зонах, водах международных проливов и каналов, различен и зависит, в частности, от того, в сфере действия каких норм права - международного или национального находится судно. По мнению, К.К. Сандровского: «Таможенное пространство - это сфера, где наиболее зримо наблюдается взаимодействие норм национального и международного права, при котором обе правовые системы, сохраняя свою независимость, имея присущий им объект регулирования, призваны, возможно, полнее обеспечивать присущими им средствами правового воздействия поддержание установленного государством порядка пересечения их таможенных границ»[40].

Таможенная юрисдикция государства во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне наполнена как международно-правовым режимом самих пространств, так и административно-правовыми режимами, установленными прибрежным государством. В первую очередь специальным административно- правовым режимом охраны Государственной границы. Под административно правовым режимом понимается совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном строго ограниченном участке государственного управления[41]. В каждом виде морских пространств содержится один из элементов данного режима: режим границы; пограничный режим; режим в пунктах пропуска через границу; особые полномочий пограничных войск, войск ПВО и Военно-морского флота.

Содержание таможенной юрисдикции морских пространств рассматривается по принципу уменьшения объема юрисдикционных прав государства в морских пространствах от внутренних морских вод (в которых юрисдикция прибрежного государства ничем не ограничена) к открытому морю (на которое не распространяется юрисдикция ни одного государства).

Таможенное пространство государства включает в себя: таможенный суверенитет, который присущ государству так же, как экономический и другие действующие на территории страны суверенитеты (территория – это пространственный предел действия государственного суверенитета) и таможенную юрисдикцию, если рассматривать их с точки зрения сферы действия, которые при этом неразрывно связаны с политико-правовыми категориями таможенная территория и таможенная граница.

В международном праве под государственной территорией понимают часть земного шара, которая является национальным достоянием народа, включая в себя сушу с ее недрами, воду и воздушное пространство над ними, и которая полностью находится под суверенитетом государства. Это положение является одним из общепризнанных принципов международного права, исключения из принципа суверенитета государства над своей территорией допускаются только с его согласия. Согласно ст. 4 Конституции России суверенитет Российской Федерации распространяется на всю его территорию. При этом следует учитывать, что суверенитет прибрежного государства в территориальном море осуществляется с учетом норм международного права. Согласно положениям п. 3 ст. 2 Конвенции ООН 1982 г. «суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права». Данные положения в первую очередь относятся к праву мирного прохода, широко признанного в законодательной практике государств.

В пределах своей территории государство осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государства. Территориальное верховенство включает в себя и юрисдикцию государства, то есть проявление законодательной, исполнительной и судебной власти в полном объеме на всей территории страны, а за ее пределами (экстерриториальная юрисдикция) она носит строго целевой и ограниченный по объему характер. В данном случае используется понятие «юрисдикция» в широком смысле. В строгом смысле слова «юрисдикция» означает полномочия органов и должностных лиц государства давать правовую оценку фактам, разрешать споры о праве, рассматривать правовые вопросы.

Содержание таможенной юрисдикции Российской Федерации составляют:

– исключительное право Российской Федерации осуществлять законодательное регулирование в сфере таможенного дела (согласно п. «ж» ст.71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации). Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из Таможенного кодекса России и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения в области таможенного дела могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела[42];

– исключительное право Российской Федерации по наделению федеральных органов государственной власти функцией по реализации таможенного дела в Российской Федерации (Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли; ФТС России);

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). Таможенное дело относится исключительно к ведению федеральных органов государственной власти и непосредственно осуществляется таможенными органами России, составляющими единую систему, в которую входят: Федеральная таможенная служба (ФТС России); региональные таможенные управления (РТУ); таможни; таможенные посты.

Таможенные органы, непосредственно занятые процедурами таможенного оформления и таможенного контроля морских судов и перемещаемых на них грузов представлены в Дальневосточном регионе 9-ю таможнями (Амурская, Ванинская, Владивостокская, Камчатская, Магаданская, Находкинская, Сахалинская, Хасанская, Чукотская таможни.) и 37-ю таможенными постами.

– общественные отношения в области таможенного дела регулирование которых находится в ведении Российской Федерации. В морском таможенном пространстве это отношения, связанные с установлением порядка и правил перемещения морских судов и перевозимых на них грузов через таможенную границу Российской Федерации; осуществления таможенного оформления и таможенного контроля морских судов и грузов, перемещаемых этими судами; применения таможенных режимов к морским судам.

3.2 Территориальный признак таможенной юрисдикции

Один из признаков, характеризующий юрисдикцию Российской Федерации в области таможенного дела, – территориальный. Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела над таможенной территорией[43]. Часть 1 ст.2 ТК РФ говорит о том, что территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации, что отсылает нас к ст.67 Конституции Российской Федерации, согласно которой территория Российской Федерации включает в себя сушу, недра, акваторию (внутренние воды и территориальное море), воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации[44].

В научной литературе встречается мнение как о необоснованности включения в таможенную территорию Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, так и о необоснованном распространении таможенной юрисдикции на данные объекты. «….Режим таких территорий (исключительная экономическая зона) определяется международным конвенционным правом и предусматривает распространение на них лишь ресурсной юрисдикции государства (за исключением случаев, когда такие острова признаются государственной территорией)»[45]. По мнению С.В. Халипова, «… при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны, которая должна рассматриваться как таможенная граница РФ (согласно ч.2 ст. 3 ТК РФ 1993 г.), не требуется подавать таможенную декларацию, заявлять избранный таможенный режим, а также проходить иные таможенные формальности, обязательные при прибытии товара на государственную территорию РФ. Представляется обоснованным, по аналогии с государственной территорией Российской Федерации, не относить к таможенной территории исключительную экономическую зону, что вовсе не уменьшает ее правовую защищенность[46]. Между тем ч.2 ст.60 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.[47] устанавливает исключительную юрисдикцию прибрежного государства над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными эксплуатируемыми и используемыми в исключительной экономической зоне, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил. Эти положения Конвенции нашли свое развитие в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 191 –ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации[48]». Часть 4 ст. 5 этого Закона предусматривает юрисдикцию Российской Федерации над искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных иммиграционных законов и правил. В части 3 ст. 5 Федерального закона от 30.11.1995 № 187 – ФЗ «О континентальном шельфе[49]» говорится о том, что Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных иммиграционных законов и правил.

Самый распространенный и имеющий наибольшее практическое применение вариант разрешенного международным правом расширения таможенной юрисдикции государства - институт прилежащей зоны в международном морском праве.

3.2.1 Соотношение таможенной территории и таможенной границы РФ

Рассмотрев территориальный признак таможенной юрисдикции, необходимо раскрыть понятие таможенной территории. При этом термин «таможенная территория» не может рассматриваться в отрыве от термина «таможенная граница», поскольку территория и граница - неразрывно связанные понятия. В самом общем виде таможенная граница есть граница таможенной территории.

Глава 2 Генерального приложения к Киотской конвенции 1973 г. содержит следующее определение таможенной территории - «Это территория, на которой применяется таможенное законодательство Договаривающейся стороны».

Можно встретить несколько точек зрения на правовую сущность таможенной территории. Все мнения, как предлагает С.В. Халипов, необходимо рассматривать с учетом: 1) исторического периода времени, когда излагались взгляды на правовую сущность таможенной территории (В.Г. Храбсков, Т.Е. Усенко сформировали свои взгляды в 70-е гг. XX в.; А.Н. Козырин и К.К Сандровский в 90-е гг.); 2) целей, для которых исследовался правовой статус таможенной территории (законодательное закрепление понятия, исследование пространственных аспектов таможенного регулирования).

В настоящее время в Российской Федерации таможенная территории совпадает с государственной, за исключением территорий, находящихся за пределами государственной границы и не являющихся государственной территорией – искусственных островов, установок и сооружений, находящихся в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации. По мнению К. К. Сандровского, «дело в том, что территория государства во всех случаях такого рода не изменяется, она сохраняет свои физические объемы и географические измерения - изменяется (расширяется или сокращается) только сфера действия таможенного законодательства данного государства, выходящего иногда за рамки собственно территории, в данном случае термин «таможенная территория» может приобретать тот же смысл, что и «условная территория» (например, применительно к морским судам в открытом море)»[50].

Таким образом, таможенную территорию Российской Федерации для целей таможенного регулирования можно определить как государственную территорию Российской Федерации, а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, на которые распространяется таможенная юрисдикция Российской Федерации.

По аналогии с государственной территорией можно выделить такие виды таможенной территории, как: сухопутная, воздушная и водная, пределы которых являются сухопутной, воздушной и водной (которая подразделяется на речные, озерные и морские) таможенными границами Российской Федерации. Как уже отмечалось, в самом общем виде таможенная граница есть граница таможенной территории.

Пределы сухопутной и водной территории государства, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации, определяются Государственной границей Российской Федерации - линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхностью; прохождение Государственной границы на море устанавливается по внешней границе территориального моря[51].

Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 г. в ст. 2 дает следующее определение таможенной границы: «Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации; особых экономических зон».

Подобная формулировка позволяют говорить о возможности несовпадения государственной и таможенной границы, что наблюдается в Калининградской и Магаданской областях при функционировании особых экономических зон. Практически во всех существующих определениях особых экономических зон содержится признак, характеризующий их границу. Как бы ни была организована свободная экономическая зона, она всегда отделена от остальной страны (прежде всего от ее экономики) таможенной границей. Кроме того, свободные зоны всегда имеют границы и для граждан занятых на их территории.

3.2.2 Действие и содержание административно-правового режима таможенной границы

Сложившаяся в последнее десятилетие система регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, позволяет говорить о действие специального административно-правового режима таможенной границы. При совпадении таможенной границы с Государственной границей Российской Федерации на таможенную границу распространяется действие специального административно-правового режима охраны государственной границы. Однако на пределы территорий свободных экономических зон и находящихся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию, распространяет свое действие специальный административно-правовой режим таможенной границы.

3.2.2.1 Режим охраны государственной границы

Режим охраны государственной границы состоит из следующих элементов: режим границы - данный режим включает в себя правила: содержания границы; пересечения границы лицами и транспортными средствами; пропуска лиц, транспортных средств, товаров животных в специально установленных пунктах; ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности, которая не должна создавать помех в содержании границы: разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы; пограничного режима - служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны государственной границы и включает правила: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения классовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне; учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации; промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности; режима в пунктах пропуска через границу; особых полномочий пограничных войск, войск ПВО и Военно-морского флота[52].

3.2.2.2 Режим зоны таможенного контроля

Специальный административно-правовой режим таможенной границы содержит обязательный элемент – режим зоны таможенного контроля. Зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией Государственной границы Российской Федерации. Цель создания зоны таможенного контроля - проведение таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором (за исключением случаев, установленных ТК РФ и иными федеральными законами. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.