на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Анализ истории развития международно-правовой регламентации режима морских пространств, выявление степени соответствия действующего законодательства положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г


Несмотря на всеобъемлющий и особый характер Конвенции 1982 года из ее текста четко вытекает обязательность и распространение общих норм права международных договоров для норм самой Конвенции. Ее текст сформулирован в строгом соответствии с положениями Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года[12].

Всеобщий характер и значение Конвенции 1982 года в качестве кодификационного документа подчеркивается указанием на то, что она имеет преимущественную силу в отношениях между государствами-участниками по отношению к Женевским конвенциям по морскому праву от 29 апреля 1958 года (п. 1 ст. 311 Конвенции). Данное положение Конвенции было принято в соответствии с п. 4 ст. 30 Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года, регулирующей применение последовательно заключенных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу. П. 3 ст. 30 Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 г. гласит: «Если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии со статьей 59, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора».

Женевские Конвенции 1958 года рассматриваются Конвенцией 1982 года в качестве ее предшественников. Соответствующие разделы Конвенции 1982 года буквально воспроизводят положения многих ранее заключенных международных морских конвенций, в том числе Женевских конвенций 1958 года об открытом и территориальном море, декларировавших и кодификационно закрепивших в свое время общепризнанные нормы международного морского права.

Одним из важных аспектов международно-правового статуса Конвенции 1982 года является вопрос об обязательности Конвенции для государств, не являющихся ее участниками. Дело в том, что Конвенция при упоминании адресатов ее норм чаще, чем термин «государство-участник» использует понятия «все государства», «государства», «развивающиеся государства» и др. Универсальный характер Конвенции 1982 года позволяет многим авторам делать вывод об обязательной силе этого международного договора и для государств, не подписавших ее. Говорить о том, что все без исключения нормы Конвенции 1982 года сразу стали общепризнанными нормами и принципами международного права, не приходится. Поэтому необходимо констатировать, что только те нормы Конвенции 1982 года являются обязательными для государств, не являющихся ее участниками, которые в ходе применения в практике государств стали обычными нормами международного права. Свидетельством такого общепризнанного статуса той или иной нормы Конвенции 1982 года выступает соответствующая практика государств, действующих в согласии и во исполнение этой нормы.

Необходимо отметить особенность Конвенции 1982 года, связанную с особым порядком совершения оговорок к ней. В соответствии со ст. 309 Конвенции никакие оговорки к ней или исключения из нее не могут делаться, кроме случаев, когда они явно допустимы в соответствии с другими статьями этого международного договора. Указанные конвенционные положения об оговорках призваны исключить возможность одностороннего ограничения обязательности Конвенции для какого-либо из государств и тем самым гарантировать ее глобальный и общеобязательный характер.

Конвенция 1982 года - сложный правовой документ, в котором договорные нормы переплетаются с обычными нормами международного права. Она является правовым документом особого характера.

Конвенция явилась результатом компромисса, достигнутого на Третьей Конференции ООН по морскому праву, а также направлена на принятие странами участницами законодательства во исполнение ее положений. Конвенция предусматривает особый характер ее имплементации.

Поскольку Конвенция 1982 года является частью международного публичного права, а внутригосударственное морское право - частью государственного права данной страны, на взаимоотношения норм

Конвенции и внутригосударственного права распространяются общие правила соотношения международного публичного и внутригосударственного права.

Государства призваны следить за тем, чтобы нормы их морского законодательства соответствовали не только основным принципам международного права, но и нормам международного морского права, ядром которого является Конвенция 1982 года. В случае невыполнения государством своих обязательств по Конвенции, нормы внутреннего морского законодательства в силу суверенного равенства государств продолжают действовать для субъектов внутригосударственного права данного государства. Обязательность норм Конвенции требует от государства строгого соблюдения ее норм. Поэтому государства несут международно-правовую ответственность за принятие норм законодательства, нарушающих принципы и нормы международного морского права, закрепленные в Конвенции 1982 года. Принимая на себя международные обязательства, государство учитывает свои национальные правовые нормы, а также возможность, в случае необходимости, их изменения в целях приспособления к принимаемым государством международным обязательствам. Из сказанного выше вытекает обязанность государств по согласованию внутригосударственного морского законодательства с правовыми принципами и нормами, закрепленными в Конвенции 1982 года.

Важной особенностью имлементации Конвенции 1982 года во внутригосударственных правовых системах государств является ее комплексный, системный характер. Общепризнанной в науке является характеристика Конвенции 1982 года, согласно которой Конвенция носит универсальный характер. Это обусловлено не только особенностями процесса ее принятия, но и тем, что она исчерпывающе регламентирует правовой режим всех морских зон. Конвенция 1982 года предъявляет к правовым системам государств повышенные требования, так как приводит к необходимости формирования всей системы морского законодательства государств в соответствии с ее положениями. При имплементации Конвенции государства, таким образом, вынуждены принимать целый ряд новых законодательных актов или изменять ряд имеющихся, с тем, чтобы в наиболее полной степени гарантировать соответствие внутригосударственной правовой системы положениям Конвенции.

Конвенция предусматривает также обязательный механизм разрешения споров по Конвенции, включая деятельность Трибунала ООН по морскому праву. Это обстоятельство также имеет последствия для имплементации положений Конвенции 1982 года: международное право создает гарантии надлежащей внутригосударственной имплементации содержащихся в Конвенции 1982 года норм.

Конвенция ООН по морскому праву вступила в силу для России 11 апреля 1997 года.

 

1.4 Конституционно-правовая основа имплементации норм Конвенции 1982 года в правовую систему РФ

Имплементация норм Конвенции 1982 года позволяет России выполнить международные обязательства и адекватно реализовать свои права и интересы в Мировом океане. Кроме того, имплементация Конвенции позволяет восполнить пробелы в национальном морском законодательстве России и способствует развитию его полноценной системы. Элементами имплементации международно-правовых норм являются конституционно-правовые положения о соотношении международного и внутригосударственного права, а также общие нормы внутригосударственного законодательства о международных договорах, равно как и иные нормы законодательства, принимаемые в соответствии и во исполнение международно-правовых норм.

Для определения правового статуса Конвенции 1982 года в иерархии норм российского права необходимо проанализировать основные положения конституционного законодательства о статусе международных договоров РФ и общепризнанных норм международного права в правовой системе РФ.

1.4.1 Международные договоры РФ и общепризнанные нормы международного права в правовой системе РФ

Конституция РФ установила: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15)[13]. Эта норма обеспечивает открытость правовой системы России, ее восприимчивость к мировым тенденциям правового развития. Конституция РФ ввела в состав правовой системы России международное право как единое целое. Составной частью правовой системы РФ являются не только обычные нормы международного права («общепризнанные нормы международного права») и принципы международного права («общепризнанные принципы международного права»), но и международные договоры РФ. Порядок имплементации международного права по российскому праву значительно упрощен после вступления в силу Конституции РФ 1993 года в сравнении с процедурой, принятой до ее принятия. Международное право действует в России непосредственно и имеет приоритет перед законами РФ, представляет собой ориентир развития правовой системы РФ.

Конституция РФ создает гарантии соблюдения Россией норм международного права, как того требует принцип добросовестного выполнения международных обязательств, включая и «внутренние» механизмы осуществления международного права[14]. Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации[15]» (в дальнейшем «Закон о международных договорах») конкретизирует указанное выше положение Конституции РФ (ч. 4 ст. 15). В соответствии с указанными нормативными актами международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ, подлежат непосредственному применению на территории РФ, - при соблюдении условий их применимости, установленных законодательством РФ. В случае конфликта между нормой международного договора РФ и законодательства РФ, договоры имеют приоритет перед законом. Что касается понятия «составная часть правовой системы РФ», то необходимо отметить, что ему в тексте ч. 4 ст. 15 Конституции отведена функция нормы-принципа, устанавливающей статус норм международного права в праве РФ. Конституция РФ провозглашает общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры, участником которых является Россия, правовыми нормами, непосредственно действующими на территории РФ, создающими права и налагающими обязанности на граждан и юридических лиц РФ, а также на других субъектов права, включая органы государства. При этом статус норм международного права не определяется Конституцией в соотношении с рангом федеральных или федеральных конституционных законов или обычных норм.

1.4.2 Соотношение норм Конвенции 1982 и внутригосударственного законодательства России

Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 30-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву». Конвенция ООН по морскому праву, подписанная в городе Монтего-Бей 10 декабря 1982 года, и Соглашение от 29 июля 1994 года об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву были ратифицированы Российской Федерацией. Россией была совершена следующая оговорка к Конвенции 1982 года: «Российская Федерация заявляет, что в соответствии со статьей 298 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву она не принимает предусмотренные в разделе 2 части XV указанной Конвенции процедуры, ведущие к обязательным для сторон решениям, в отношении споров, связанных с толкованием или применением статей 15, 74 и 83 Конвенции, касающихся делимитации морских границ; споров, связанных с историческими заливами; споров, касающихся военной деятельности, включая военную деятельность государственных судов и летательных аппаратов, или споров, касающихся деятельности по обеспечению соблюдения законов в отношении осуществления суверенных прав и юрисдикции, а также споров, в отношении которых Совет Безопасности Организации Объединенных Наций осуществляет функции в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Российская Федерация заявляет, что с учетом статей 309 и 310 Конвенции она возражает против всех деклараций и заявлений, сделанных в прошлом и могущих быть сделанными в будущем при подписании, ратификации Конвенции или при присоединении к ней, а также по любому иному поводу в связи с Конвенцией, не соответствующих положениям статьи 310 Конвенции. Российская Федерация исходит из того, что указанные декларации и заявления, в какой бы форме они ни были сделаны и какое бы наименование ни имели, не могут исключать или изменять юридическое действие положений Конвенции в их применении к участнику Конвенции, которым сделаны такие декларации и заявления, и поэтому не будут учитываться Российской Федерацией в отношениях с таким участником Конвенции[16]». В указанной оговорке, совершенной в полном соответствии со ст. ст. 298, 309 и 310 Конвенции 1982 года, Российская Федерация еще раз продемонстрировала свою приверженность соблюдению международного морского права.

Конвенция 1982 года представляет собой международный договор РФ, правовой статус которого устанавливается в соответствии с Законом о международных договорах. Непосредственное действие Конвенции 1982 года на территории РФ продиктовано указанными выше нормами Конституции РФ и других норм законодательства РФ. Для установления статуса Конвенции 1982 года в правовой системе РФ в качестве международного договора РФ, необходимо проанализировать Конвенцию на предмет ее соответствия всем условиям непосредственного применения международных договоров РФ.

Первым условием является согласие РФ на обязательность для нее данного международного договора, причем в форме федерального закона. В соответствии со ст. 14 Венской Конвенции о праве международных договоров согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если сам договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией. Норма ст. 306 Конвенции 1982 года предусматривает ратификацию в качестве выражения согласия государства на обязательность для него Конвенции. Таким образом, с принятием Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 30-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву», Российская Федерация надлежащим образом выразила согласие на обязательность для нее Конвенции.

Второе обязательное условие непосредственного действия Конвенции 1982 года на территории РФ - вступление Конвенции в силу в международно-правовом смысле. Данное условие также выполнено, поскольку Конвенция 1982 года вступила в силу 16-го ноября 1994 года по истечении одного года с момента сдачи на хранение депозитарию Конвенции шестидесятой ратификационной грамоты в соответствии со ст. 308 Конвенции.

Третьим условием непосредственного действия и применимости международного договора на территории РФ согласно ч. 3 ст. 5 Закона о международных договорах является официальное опубликование договора. С момента ратификации и опубликования международный договор РФ становится составной частью правовой системы РФ. Официальный текст Конвенции 1982 года был официально опубликован в Собрании Законодательства РФ.

Четвертое условие непосредственного действия международных договоров РФ заключается в том, что международные договоры РФ в той мере подлежат непосредственному применению на территории РФ, в которой отсутствует необходимость в принятии внутригосударственного акта для их применения. Конвенция 1982 года представляет собой международный договор особого характера. Одной из ее особенностей является то, что она содержит как нормы прямого действия, так и положения, требующие принятия внутригосударственного акта для их применения.

Не все положения Конвенции 1982 года сформулированы таким образом, чтобы установить права и обязанности для граждан и юридических лиц государств-участников Конвенции. Заключение Конвенции 1982 года имело своей целью установление баланса экономических интересов, прав и обязанностей прибрежных государств, государств, не имеющих выхода к морю, а также всего мирового сообщества в вопросах использования морских пространств. Поскольку адресатами ряда положений Конвенции 1982 года являются, в первую очередь, государства и иные субъекты международного права, часть положений Конвенции не является самоисполнимым. Поскольку граждане, юридические лица, а также иные субъекты внутригосударственного права, не могут напрямую быть носителями всех прав и обязанностей, закрепленных в Конвенции 1982 года, государства обязаны применить средства внутригосударственной имплементации данного международного договора с целью наиболее добросовестного исполнения своих обязательств в соответствии с ним.

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что положения Конвенции 1982 года в той мере непосредственно создают права и обязанности для субъектов внутригосударственного права РФ и подлежат непосредственному применению судами и иными правоприменительными органами РФ, в какой эти положения Конвенции не требуют для их применения издания внутригосударственного акта, т.е. являются самоисполнимыми. На основании приведенных аргументов и анализа законодательства РФ следует согласиться с точкой зрения, выдвигаемой в современной отечественной литературе по международному морскому праву, согласно которой Конвенция 1982 года имеет прямое действие на территории РФ и подлежит непосредственному применению судами и иными правоприменительными органами РФ.

Что касается статуса Конвенции в иерархии норм правовой системы РФ, то можно сделать следующий вывод. В соответствии с законодательством РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), в случае возникновения противоречия между положением международного договора РФ и нормой внутригосударственного законодательства, применению подлежит норма международного договора РФ. Ряд норм Конвенции 1982 года признаются основными принципами и нормами международного публичного права. Из этого обстоятельства вытекает соответствующий статус этих норм в правовой системе РФ. Такие нормы Конвенции 1982 года как, например, положения о понятии исключительной экономической зоны и континентального шельфа, автоматически, - в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ являются инкорпорированными в правовую систему РФ.

Статус этих обычных норм международного права определяется как приоритетный по отношению к нормам законов РФ. На практике отличие статуса международного договора и обычной нормы международного права с точки зрения Конституции РФ невелико. Последствия в отношении правового статуса и юридической силы данных норм для РФ несущественны, поскольку Российская Федерация является государством- участником Конвенции, а значит, связана ее положениями как международного договора.

1.4.3 Трансформация международных норм Конвенции 1982 года и их закрепление во внутреннем праве России

Конвенция 1982 года представляет собой комплексный международно-правовой договор, целый ряд положений которого требует для их осуществления (имплементации) принятия внутригосударственных правовых актов. Законодательство РФ разделяет международно-правовые договоры на самоисполняющиеся и договоры, требующие принятия внутригосударственного законодательства. Международный договор РФ, требующий специального внутреннего акта, не в состоянии создавать права и обязанности для граждан и юридических лиц, для реализации содержащихся в нем норм необходимо издать конкретизирующие правовые акты. Поскольку ряд положений Конвенции 1982 года не является самоисполнимыми, при имплементации ее положений в правовой системе РФ особое значение имеет имплементирующее законодательство.

Международно-правовые нормы Конвенции 1982 года, регулирующие права и обязанности государств, например, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, не являются самоисполнимыми и требуют, поэтому, для их реализации (имплементации) во внутригосударственных правовых системах принятия государствами специального имплементационного законодательства, воспроизводящего и развивающего соответствующие положения Конвенции. В качестве условия надлежащей имплементации норм Частей V и VI Конвенции 1982 года сама Конвенция выдвигает совместимость внутригосударственных законодательных мер с положениями Конвенции об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе.

Не вызывает сомнения тот факт, что принимаемые в РФ нормативные акты, регулирующее правовой режим морских пространств, ориентируется на положения Конвенции 1982 года. Уже в 1984 году, практически сразу после подписания Конвенции, Советский Союз принял соответствующий правовой акт, регламентировавший ширину и правовой режим исключительной экономической зоны СССР в полном соответствии с положениями Конвенции 1982 года[17]. С момента вступления Конвенции 1982 года в силу и после ее ратификации РФ, правовая реальность для российского законодателя изменилась постольку, поскольку возникли конкретные международно-правовые обязательства РФ по имплементации международно-правовых норм в морском законодательстве РФ.

Конвенция опирается на нормы и терминологию Устава ООН, устанавливая в преамбуле, что кодификация и прогрессивное развитие морского права, достигнутые в Конвенции, будут способствовать укреплению мира, безопасности, сотрудничества и дружественных отношений между всеми государствами в соответствии с принципами справедливости и равноправия, а также содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов мира в соответствии с целями и принципами ООН, изложенными в ее Уставе. На положениях п. 3 ст. 2 и п. 2 с. 33 Устава ООН основываются и все положения Конвенции относительно обязанности государств - ее участников разрешать любой спор между ними только мирными способами. Кроме того, в соответствии с ст. 301 Конвенции 1982 года при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в соответствии с ней государства-участники обязуются воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства или каким-либо иным образом, не совместимым с принципами международного права, воплощенными в Уставе ООН.

В настоящей главе было установлено, что Конвенция 1982 года, будучи надлежащим образом ратифицированным и опубликованным международным договором РФ, представляет собой часть правовой системы РФ, и в той мере непосредственно создает права и обязанности для субъектов внутригосударственного права РФ и подлежит непосредственному применению судами и иными правоприменительными органами РФ, в которой ее положения являются самоисполнимыми. Важнейшим выводом является также и то, что Конвенция имеет приоритет перед внутригосударственным законодательством РФ. В случае несоответствия нормы закона РФ положению Конвенции или наличия законодательного пробела, непосредственному применению подлежит соответствующее положение Конвенции 1982 года.

Необходимо отметить, что с момента вступления Конвенции 1982 года в силу для РФ был предпринят целый ряд законодательных шагов по имплементации ее положений во внутригосударственном праве РФ. Надлежащая имплементация Конвенции во внутригосударственном праве РФ немыслима без принятия специального законодательства, имплементирующего Конвенцию в правовой системе РФ. Основным требованием к характеру имплементации Конвенции в праве РФ выступает требование о совместимости принимаемых законодательных мер с положениями Конвенции 1982 года.

 

2 КЛАССИФИКАЦИЯ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ

Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой точки зрения подразделяются на:

1)  пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них;

2)  пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из государств.

Правовой статус какого-либо морского пространства оказывает большое воздействие на порядок установления и содержания правового режима, регулирующего деятельность в данном пространстве. При этом учитываются и иные обстоятельства, в частности значение соответствующего морского пространства для коммуникаций и различных видов сотрудничества между государствами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.