на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Анализ истории развития международно-правовой регламентации режима морских пространств, выявление степени соответствия действующего законодательства положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г


Дипломная работа: Анализ истории развития международно-правовой регламентации режима морских пространств, выявление степени соответствия действующего законодательства положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г

ВВЕДЕНИЕ

Содержание понятия «правовой режим» уже было предметом исследования в отечественной науке, в том числе и применительно к морским пространствам. Так, например, С.В.Молодцов полагал, что правовой режим представляет собой систему юридических норм и правил, которые регулируют деятельность и поведение субъектов права на соответствующей морской территории. Указанное понятие необходимо отличать от термина «правовой статус», определяющего наличие или отсутствие государственного суверенитета над тем или иным морским пространством. С.В.Молодцов подчеркивал, что оба эти понятия тесно связаны между собой, но не равнозначны, поскольку в рамках территории с однородным правовым статусом (например, морское пространство, находящееся под суверенитетом прибрежного государства и составляющее его государственную территорию) имеют место морские пространства с разными правовыми режимами (например, внутренние морские воды и, территориальное море)[1]. Указанной точки зрения придерживается и Ю.Г.Барсегов, который полагает, что в основе юридического деления морских пространств по их международно-правовому статусу всегда лежал один четкий, ясный и бесспорный критерий - наличие или отсутствие территориального суверенитета государств. Допуская существование определенных модификаций правовых режимов в пределах однородных по статусу морских пространств (например, открытое море), Ю.Г.Барсегов указывает, что определение перечня и объема свобод открытого моря в морском пространстве с тем или иным правовым режимом в отличие от выявления его правового статуса является вторичным, производным вопросом, решение которого зависит от усмотрения сообщества государств[2].

Таким образом, под термином «правовой режим» следует понимать совокупность правовых норм, регламентирующих основные права и обязанности государств в соответствующем морском пространстве, содержание которых позволяет принципиально отличать это морское пространство от других видов (категорий) морских пространств.

Основными целями и задачами настоящей работы являются: анализ истории развития международно-правовой регламентации режима морских пространств, выявление степени соответствия действующего законодательства положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., исследование правовых режимов морских пространств на современном этапе, а также рассмотрение вопросов, касающихся таможенной юрисдикции в морских пространствах и роли таможенных органов.

В условиях интеграции российской экономики в международное экономическое пространство и присоединения к Всемирной торговой организации возрастают роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью. Порядок и правила, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, установлены в привязке к экономическим процессам, так как сами по себе таможенные правила являются лишь инструментом для выполнения основной задачи экономической политики государства – развития и укрепления национальной экономики.

Для России, имеющей выходы к 3-м океанам, 3-м морям и береговую линию, общая протяженность которой является самой большой в мире[3], чрезвычайно важно возрастающее из года в год экономическое значение пространств Мирового океана. Морское судоходство «подпирается» другим видом морепользования, интенсивно развивающимся в последние десятилетие – морской добычей нефти и газа, а также традиционным видом освоения морских пространств – самым древним и вместе с тем, при условии рационального регулирования, устойчиво возобновляемым – промыслом рыбы и иных водных живых ресурсов.

Осуществляемые в отношении перемещаемых объектов таможенные процедуры в морских пространствах зависят непосредственно от объема таможенной юрисдикции в этих пространствах и функциональных режимов перемещаемых судов. Особенности процедур перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в морских пространствах предопределяют и особенности применения форм таможенного контроля, так как невозможность фактического контроля за перемещением морских судов через таможенную границу создает благоприятные условия для массового нарушения таможенных правил.

Богатые водными биологическими ресурсами пространства Дальневосточных морей привлекают к себе пристальное внимание соседних государств региона, ведущих бесконтрольный промысел в этих морских пространствах. Немалый «вклад» в расхищение морских запасов вносят и российские предприниматели, во многом благодаря их деятельности активно развиваются рыбохозяйственные комплексы соседних стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти факты говорят о необходимости анализа механизма таможенного контроля за перемещением через таможенную границу рыбодобывающих судов и продукции водного промысла, а также реализации прав таможенных органов на осуществление таможенного контроля в морских пространствах.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ КОНВЕНЦИИ 1982 ГОДА ВО ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО РОССИИ

 

Международное морское право — это отрасль международного права, состоящая из принципов и норм, определяющих режим морских пространств и регулирующих отношения субъектов международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане.

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

В течение долгого времени основу данной отрасли составляло обычное право, регулируя, прежде всего отношения, связанные с мореплаванием и рыболовством. Международный договор также применялся для этих целей на ранних стадиях развития международного морского права, но довольно редко.

История международных морских отношений свидетельствует о том, что нормы и принципы международного морского права складывались и развивались при непосредственном взаимодействии двух тенденций - защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех субъектов международного права.

 

1.1 Понятие и правовой механизм имплементации международного права во внутригосударственное законодательство

Большую роль в международном морском праве играет национальное законодательство, поскольку различные нормативные акты государств содержат положения, направленные на имплементацию международно-правовых норм, касающихся режима морских пространств, либо устанавливают правила пользования определенными пространствами, например внутренними водами.

Отечественная доктрина международного права рассматривает международное право и внутригосударственное право в качестве диалектически взаимосвязанных правовых систем, обосновывает возможность и необходимость их согласованности, подчеркивает их тесную взаимозависимость[4]. Международное право воздействует на внутригосударственное право, обусловливает его развитие. Внутригосударственное право, однако, также имеет "каналы" воздействия на международное право и, зачастую, является источником норм последнего. Одним из аспектов взаимодействия международного и внутригосударственного права является процесс реализации или введения в жизнь международно-правовых норм во внутригосударственном праве. Этот процесс в международно-правовой науке и практике получил название имплементации. Именно правовой механизм имплементации, устанавливаемый, как правило, в конституционном законодательстве каждого государства, призван обеспечивать наиболее четкое исполнение международно-правовых обязательств государствами.

Имплементация – фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты[5]. Фактически – это включение в систему национального права международно-правовых норм.

Большое теоретическое и практическое значение приобрели различные концепции имплементации международного права[6]. В зависимости от принятия той или иной концепции формируется механизм имплементации международного права.

Возникшая в английской юридической практике в XVIII веке и являющаяся общепризнанной и обязательной по сей день теория адаптации, устанавливает принцип, согласно которому международное право является частью внутригосударственного права. Формула эта нашла признание сначала в прецедентном праве, а затем была обоснована английским юристом Блэкстоном, в период наибольшего международного влияния Англии как морской державы[7]. Суть теории сводится к тому, что международное право автоматически признается составной частью внутригосударственного права.

Государство посредством нормативного акта открывает международному праву путь во внутригосударственный правопорядок, не изменяя его характера. На практике имплементация осуществляется путем трансформации.

Трансформация заключается в изменении природы правовой нормы без изменения ее содержания. Теория трансформации предусматривает превращение международно-правовой нормы в норму внутригосударственного права посредством специального государственного акта трансформации. Для этого недостаточно одного лишь внутригосударственного акта о действии международного права внутри страны. Суть трансформации заключается в изменении источника обязательности международно-правовой нормы, в ориентации ее на субъектов внутригосударственного права. Таким образом, в связи с введением международно-правовой нормы в действие во внутригосударственном правопорядке меняется ее содержание. Трансформированные нормы международного права, согласно данной теории, сохраняют связь с первоначальной международно-правовой нормой. Вопрос о моменте вступления трансформированной нормы международного права в силу на территории государства решается данной концепцией таким образом, что трансформированная норма международного права становится применимой внутри государства не раньше вступления в силу изначальной международно-правовой нормы, т.е. с момента возникновения международно-правового обязательства, а не с момента вступления в силу внутреннего закона, трансформирующего норму во внутригосударственном праве. Как правило, прекращение действия договора в международно-правовом смысле влечет за собой и отмену действия трансформированной нормы внутри государства, за исключением тех случаев, когда последняя стала самостоятельной интегрированной составной частью внутригосударственного права[8].

Необходимо различать имплементацию международного права в широком и узком значении этого термина. В широком смысле имплементация представляет собой целостный механизм осуществления международного права с помощью средств внутригосударственного права. Принятие норм национального права, необходимых для исполнения норм международного права, еще не означает фактического исполнения международно-правовых обязательств. Поэтому элементом процесса имплементации международного права в широком смысле является также практика государств. Международная практика показывает, что иногда государство, издав необходимые для имплементации международного договора акты, тем не менее, не только не исполняет своих обязательств по договору, но и нарушает нормы своего внутригосударственного права, принятые для имплементации такого договора. Имплементация норм и принципов международного права в национальных правовых системах означает не только собственно осуществление конкретных нормативных предписаний, но и создание на национальном уровне правовых возможностей для этого, т. е. деятельность государства на всех уровнях по созданию необходимых условий для такой реализации. Имплементация норм международного права не заключается лишь в правотворческой деятельности государства - участника того или иного международного договора, связанной с воспроизведением норм международного права внутренним законодательством. Она предполагает проведение широкого комплекса мероприятий организационного характера, направленных на непосредственную реализацию международно-правовых норм. Таким образом, об имплементации международно-правовых норм можно говорить только в том случае, если государство не только издает соответствующие законодательные акты (изменяет или отменяет уже существующие) для осуществления норм международного права, но и проводит в жизнь эти акты.

Имплементация международного права в узком смысле слова есть комплекс актов внутригосударственного права, направленных на осуществление международно-правовых обязательств государств за счет подключения внутренних механизмов. Элементами данного процесса являются не только акты законодательства, но и международные договоры, поскольку они заключаются во исполнение международно-правовых обязательств государства. Суверенное равенство государств, их независимость в осуществлении внутренней и внешней политики обусловили то обстоятельство, что они, являясь создателями международно-правовых норм, выступают в то же время основными субъектами их имплементации. Большинство международно-правовых норм, содержащихся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, реализуется через механизм внутригосударственной имплементации. Однако имплементация норм международного права на национальном уровне - основной, но не единственный путь их реализации. В нормах международного морского права закреплены дополнительные международно-правовые и организационные средства обеспечения имплементации на международном уровне, которые в своей совокупности составляют международный механизм имплементации норм международного морского права.

Под международным механизмом имплементации международного права в широком смысле понимают совокупность средств обеспечения реализации международно-правовых норм, создаваемых усилиями государств. Механизм имплементации международно-правовых норм необходимо определить как совокупность правовых норм внутригосударственного законодательства, обеспечивающих реализацию международно-правовых норм, признанных частью правовой системы государства. Элементами правового механизма имплементации международного права во внутригосударственном праве выступают нормы Конституции государства, нормы отраслевого законодательства, а также иные акты законодательства и международные договоры государства[9]. Трансформация международно-правовых норм представляет собой наискорейший путь их имплементации, поскольку она гарантирует непосредственное применение норм во внутригосударственной правовой системе. В силу объективных закономерностей соотношения международного и национального права процесс имплементации, однако, не может быть исчерпан одной лишь трансформацией. Поэтому существует и второй уровень имплементации международного права, важнейшим компонентом которого является принятие имплементирующего законодательства, призванного обеспечить осуществление и соблюдение международно-правовых норм внутри страны.

1.2 Источники международного морского права

В связи с быстрыми темпами развития промышленности, науки и техники; бурным развитием торгового, рыболовного и военного флота государств, расширением сфер деятельности в Мировом океане обычно-правовой характер норм международного морского права перестал удовлетворять растущим потребностям морской деятельности. Возникла острая необходимость разработки и принятия международных морских соглашений.

Первая попытка кодификации норм международного морского права, не увенчавшаяся успехом, была предпринята в 1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международного права. В период 1949 - 1956 гг. Комиссия международного права ООН провела большую работу по кодификации обычно-правовых норм и разработке новых. Это дало возможность в 1958 г. провести I Женевскую Конференцию ООН по морскому праву, на которой было рассмотрено и принято четыре конвенции: об открытом море; территориальном море и прилежащей зоне; континентальном шельфе; рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

В результате работы международного сообщества удалось кодифицировать ряд общепризнанных принципов и норм международного морского права: принцип свободы открытого моря, включающий свободу судоходства, рыболовства, прокладки морских кабелей и трубопроводов, полетов над открытым морем; право мирного прохода через территориальное море; принцип реальной связи между судном и государством флага и др.

Однако на I Конференции не удалось решить вопрос о максимальной ширине территориального моря и рыболовной зоны. Для решения этих проблем была созвана II Конференция ООН по морскому праву в I960 г. которая также не привела к желаемым результатам. Вопросы, связанные с шириной территориального моря, рыболовной зоны, континентального шельфа, экономическими и другими правами прибрежных государств становились все более актуальными. Дополнительно к этим вопросам добавились проблемы, порожденные научно-технической революцией, - загрязнение морей и океанов, возможность использования мощных технических средств при разведке и добычи ресурсов моря, расширение и усложнение научных исследований морских пространств. На мировой политической арене многие развивающиеся государства заявили о своих интересах в освоении Мирового океана.

Совокупность этих обстоятельств вызвала необходимость новой широкой дискуссии по проблемам развития международного морского права, которая началась под эгидой ООН в 1967 г. В процессе этой дискуссии государствам удалось согласовать свои позиции по вопросам безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, защиты и сохранения морской среды, режима рыболовства.

Проблемы, связанные с созданием и совершенствованием норм международного морского права в конкретных областях, указывали на необходимость разработки и принятия всеобъемлющей конвенции по морскому праву, так называемой хартии современного международного морского права. Среди прочих первостепенную важность приобрели вопросы режима континентального шельфа и рыболовной зоны, района морского дна за пределами национальной юрисдикции и охраны морской среды от загрязнения. Для решения этих сложных задач была созвана III Конференция ООН по морскому праву, работавшая с 1973 по 1982 год.

Многоплановый, глобальный характер Конференции и ее нормотворческие задачи обусловили специфику процедурных и организационных форм этого форума. Важной составной частью Правил процедуры Конференции было «джентльменское соглашение» о консенсусе как главном средстве принятия решений. Другим важным элементом организации работы Конференции был принцип «пакетного» подхода, т.е. рассмотрения всех вопросов в совокупности, исходя из признания тесной взаимосвязи всех проблем Мирового океана.

30 апреля 1982 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву. Заключительный акт III Конференции ООН по морскому праву был принят в Монтего-Бей (Ямайка) 10 декабря 1982 г. В этот же день Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. была открыта для подписания. Данная Конвенция, явившаяся результатом большой и кропотливой работы значительного числа субъектов международного права, представляет собой один из крупнейших общих многосторонних договоров за всю историю международных отношений. Она состоит из 17 частей, включающих 320 статей, и 9 приложений. 16 ноября 1994 г., по истечении 12 месяцев с даты сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты, Конвенция в соответствии со ст. 308 вступила в силу.

 

1.3 Место Конвенции 1982 года в современном международном праве

Конвенция 1982 года представляет собой уникальный международный договор, в котором тесное переплетение нашли обычные нормы международного права, договорные международно-правовые нормы, а также нормы-принципы международного морского права.[10] Третья Конференция ООН по морскому праву в силу своего универсального характера и консенсуального метода переговоров и достижения решений могла и была правомочна пересмотреть те или иные общепризнанные нормы морского права, в том числе и носящие императивный характер. Первоначально к участию на Конференции были приглашены только государства. Позже в качестве наблюдателей были приглашены и некоторые международные организации.

В соответствии с Преамбулой Конвенции 1982 года развитие, происшедшее после Первой и Второй конференций ООН по морскому праву, подчеркнуло необходимость разработки новой общеприемлемой Конвенции по морскому праву. Кроме того, Преамбула при определении целей принятия Конвенции, ссылаясь на резолюцию Генеральной ассамблеи ООН от 17 декабря 1970 года, подчеркивает необходимость кодификации и прогрессивного развития морского права. Преамбула Конвенции 1982 года содержит четкое указание на то, что Конвенция, являясь актом кодификации общепризнанных норм международного морского права, содержит и новые решения старых проблем[11]. Действительно Конвенция подтверждает и закрепляет все те важнейшие правила международного морского права, которые сложились в ходе многолетнего использования морских пространств и признаются всем международным сообществом. К ним относятся принципы и нормы общего международного права, определяющие правовой статус и режим территориального моря и прилежащей зоны, континентального шельфа, открытого моря, проливов, используемых для международного судоходства.

Конвенция подтверждает и дополняет ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит новые нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении Мирового океана. Она впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря - 12 миль, подтвердила и детализировала право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Конвенция ввела новый институт - архипелажные воды, применимый к государствам-архипелагам. В Конвенции зафиксированы правила транзитного прохода через международные проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства и полетов через них. Совершенно новым является институт исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах, и управления ими, а также в отношении других видов экономической деятельности. Конвенция подтвердила основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения в этот институт, в частности четко определила внешнюю границу континентального шельфа. Впервые в договорной практике был определен статус огромной территории района морского дна за пределами континентального шельфа.

Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него наряду с традиционными свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые международным правом.

В Конвенции имеется блок норм, регламентирующих порядок проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение защиты и сохранения морской среды. Содержится детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением ее норм.

Важным положением Конвенции в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей.

Особый универсальный характер норм Конвенции 1982 года подтверждается в ст. 311 Конвенции, в соответствии с которой она не только имеет преимущественную силу в отношениях между государствами-участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву от 29 апреля 1958 года, но и предусматривает особый порядок изменения и пересмотра ее положений.

Важное значение для установления правового статуса Конвенции 1982 года в современном международном праве является положение Преамбулы, согласно которому вопросы, не регулируемые Конвенцией, продолжают регламентироваться нормами и принципами общего международного права. В этом положении проявляется соотношение Конвенции 1982 года с общепризнанными нормами и принципами международного права. Преамбула Конвенции четко устанавливает, что Конвенция должна рассматриваться в качестве составной части общего международного публичного права и подчиняется правилам иерархического построения норм и принципов современного международного права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.