на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников


- 6 детей имеют слабый уровень агрессивности,

- 8 детей - средний,

- высокий и повышенный уровень агрессивности не выявлены.

Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности (Аня С., Георгий О., Артем Т., Коля А.), на контрольном этапе показали средний уровень.

Высокий и повышенный уровни агрессивности по результатам четырёх используемых методик на контрольном этапе не были выявлены у детей данной экспериментальной группы.

Можно сделать вывод о том, что на контрольном этапе эксперимента мы видим улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятной и успешной реализации разработанной нами программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности старших дошкольников.

Таким образом, наша гипотеза о том, что процесс профилактики агрессивности детей дошкольного возраста будет более эффективным, если на основе диагностики агрессивности детей дошкольного возраста будет разработана и реализована программа театрального кружка, с целью профилактики их агрессивности, была доказана.


Заключение

Проблема организации досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности, рассмотренная в данной выпускной квалификационной работе, по своей актуальности заслуживает внимания как специалистов в области педагогики и психологии, так и родителей, педагогов и воспитателей дошкольных учреждений.

Агрессивность – это способ поведения человека, через которое он выражает свое отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает детская агрессивность.

Детская агрессивность есть комплексное, личностное образование. Причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально-психологические факторы.

Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Отсюда, работу по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями.

Наиболее эффективным средством профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста выступает игровая деятельность, в точности театрализованная, специально организуемая психологом, педагогом, совместно с воспитателем и родителями.

С целью изучения путей профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами досуговой деятельности, нами была проведена опытно-экспериментальная работа в дошкольном образовательном учреждении, состоящая из трех этапов: констатирующий этап - выявление уровня агрессивности старших дошкольников; организационно-практический этап - разработка и реализация программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности старших дошкольников; контрольно-итоговый этап - подведение итогов и результатов исследования.

По результатам констатирующего этапа эксперимента, мы выявили, что из 14 детей в особом внимании нуждаются 4 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.

Учитывая все вышеизложенные рекомендации, нами была разработана примерная программа театрального кружка, предполагающая как работу по профилактике агрессивного поведения с детьми старшего дошкольного возраста, так и работу с семьей и педагогами, а также осуществлена попытка ее реализации. Данная программа предполагала проведение двух анкет, в начале - анкеты «Любите ли вы театр?», в конце - анкета на выявление отношения семьи к совместной культурно–досуговой деятельности. Кружковая деятельность осуществлялась по трем разделам: «Театр и куклы», «Фольклор и театр», «История театра». В начале самой работы родители скептически относились к увлечениям своих детей и самой театральной деятельности. Посещая представления с участием их детей, родители сами стали активными участниками театрального кружка.

После проведения опытно-экспериментальной работы нами было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по разработке и реализации программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности старших дошкольников.

Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности, на контрольном этапе показали средний уровень. Итак, наблюдалось улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятной и успешной реализации разработанной нами программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности старших дошкольников.

Таким образом, наша гипотеза о том, что процесс профилактики агрессивности детей дошкольного возраста будет более эффективным, если на основе диагностики агрессивности детей дошкольного возраста будет разработана и реализована программа театрального кружка, с целью профилактики их агрессивности, была доказана.

В заключении можно отметить, что социальный педагог при организации досуговой деятельности детей формирует общую культуру ребенка, развивает его задатки и способности, что оказывает большое влияние на его социализацию. Организуя досуг ребенка, также социальный педагог влияет на его поведение через его интересы, увлеченность, творчество, которые становятся своеобразным средством социального воспитания. Социальный педагог как важная кадровая единица дошкольного образовательного учреждения может выполнять работу, направленную на профилактику и решения трудных жизненных ситуаций детей и их семей, является координатором в осуществлении социально-педагогического партнерства.


Список литературы

1.  Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе// Дошкольное воспитание.2008.№8. 28с.

2.  Акулова О.Театрализованные игры //Дошкольное воспитание.-2005.-№4-24с.

3.  Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2006.256с.

4.  Берни С.Творческий подход к родительской роли//Ребенок в детском саду 2009.№5.87с.

5.  Бим - Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.528с.

6.  Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.128

7.  Бюттер К. Жизнь с агрессивными детьми. – М.: Просвещение, 1999.- 122с.

8.  Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений.2 –е изд. стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. 440с.

9.  Васильева М.А. Программа воспитания обучения и развития в детском саду: Эстетическое воспитание: Культурно-досуговая деятельность Дошкольное воспитание.2004.№2. 2с.

10.  Василькова Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений . - 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208с.

11.  Веракс Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозайка - Синтез, 2006.72с.

12.  Выгодский Л.С. Психология. - М.: Из - во ЭКСМО - Пресс, 2000.1008с.

13.  Галигузова Л.Н.Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. М.:Мозайка-Синтез.2008.64с.

14.  Галигузова М.А.Социальная педагогика курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр Владос,2003.416с.

15.  Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду. М.:Мозайка-Синтез.2006.110с.

16.  Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозайка- Синтез, 2008.144с.

17.  Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез.2008.- 645с.

18.  Жаркова А.Д. и профессора В.М. Чижикова. Культурно-досуговая деятельность: Учебник/ Под научной редакцией академика .- М.: МГУ, 2004.-455с.

19.  Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.2-е изд., исп. и доп. М.:Мозайка-Синтез.2009. 80с.

20.  Зацепина М.Б. ,Антонова Т.В.Праздники и развлечения в детском саду. М.: Мозайка-Синтез.2005.160с.

21.  Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2010. 128с.

22.  Карабанова О., ШведовскаяА. Как они играют; // Дошкольное воспитание.2005.№4.94с.

23.  Коджаспиров Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб заведений – 2-е изд., стер – М.: Изд. центр «Академия» 2005.176с.

24.  Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа. 2-е изд.М.: Айрис-пресс, 2008.48с.

25.  Козлова С.А., Куликова Т.А.Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений.8-е изд., М.: Издательский центр «Академия».2006.416с.

26.  Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер. 2004.224 с.

27.  Крысько В.Т. Социальная психология: словарь-справочник Мн.: Харвест, М,: АС, 2001.688с.

28.  Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии//Вопросы психологии. - №6.1967. 18с.

29.  Маркова Л.С. Работа педагога-психолога в ДОУ метод. пособие. М.: Айрис-пресс.2005.384с.

30.  Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.368с.

31.  Марц В.Г. Беседы по методике и теории игры: Учебное пособие. М.: Спорт Академ Пресс. 2001.204с.

32.  Менджерицкая Д. Детские игры//Дошкольное воспитание. 2008.№5.10с.

33.  Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа.- Волгоград: Учитель, 2009.116с.

34.  Миленко В. Нужно ли учить детей играть//Дошкольное воспитание.2005.№4.119с.

35.  Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Питер. 1999. 204 с.

36.  Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под ред В.А.Сластенина.5-е изд., доп. - М.:Издательский центр «Академия»,2005.-200с.

37.  Наревская И.Н., Сабирова Н.Г, Куранова Н.А, Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ. 2-е изд. М.: АРКТИ.2010.80с.

38.  Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. учеб. пособие для студентов пед. училища и колледжей, обучающихся по специальности «Соц. педагогика». М.: Гуманитар. изд. центр Владос.2007.399с.

39.  Овчарова Р.В. Справочник социального педагога. М.: ТЦ «Сфера».2004.480с.

40.  Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под общ. ред. проф.Л.И.Скворцова.-24-е изд., М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Издательство «Мир и Образование».2005.1200с.

41.  Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Юнити, 1997.125с.

42.  Пасечник Л. Агрессивное поведение дошкольников//дошкольное воспитание- 2008.№6.84-89с.

43.  Панфилова М.А. Такие разные кактусы // Школьный психолог. - 1998.№19.18с.

44.  Платоновой Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. – СПб.: Речь, 2004. 336с.

45.  Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. - Мн.: «Соврем. Слово», 2005.270с.

46.  Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности//Психологический журнал. – 1996. - №5.

47.  Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособия для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: Школьная Пресса.2003.48с.

48.  Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье.: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2010.128с.

49.  Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: Проспект «Верби».2005.288с.

50.  Смирнова Е.C. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам: Средний и старший дошкольник возраст Дошкольное воспитание.2004.№8.73с.

51.  Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Владос. 2008.365с.

52.  Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций. Ростов н/Д:Феникс 2009.251

53.  Фурманов И.А. Детская агрессивность. - Минск: ООО «Попурри», 1996. 315с.

54.  Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность . – Ярославль: Академия развития, 2005.160с.

55.  Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия». 2008. 272с.

56.  Широков Г.А.Справочник дошкольного психолога .3-е изд. М: Ростов н/Д «Феникс».2005.384с.

57.  Яковлева Ю.О. Нужен ли в детском саду социальный педагог?//Детский сад от А до Я. 2007. №2. 28-31.

58.   http://mon.gov.ru // Сайт Министерства образования и науки РФ.


Приложение 1

Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»

1.  Временами кажется, что в него вселился злой дух.

Да__________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

2.  Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

6.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

7. Он не прочь подразнить животных.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

8. Переспорить его трудно.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

12. Часто не по возрасту ворчлив ребенок.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

16. Легко ссорится, вступает в драку.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

Да_________________________________________________________

Нет________________________________________________________

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________

Шкала оценок результатов:

· Повышенный уровень агрессивности (16-20) баллов

· Высокий уровень агрессивности 11-15 баллов.

· Средний уровень агрессивности 6-10 баллов.

· Слабый уровень агрессивности 1-5 баллов.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).


Приложение 2

ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС» (автор - Панфилова М.А.)

Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь).

При интерпретации рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт "художника". Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности - все это существенно влияет на диагностический портрет личности.

Графическая методика "Кактус" предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.

При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми "люшеровских" цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция. "На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь".

Вопросы, дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам:

- пространственное расположение и размер рисунка,

- характеристики линий, нажим карандаша.

Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики:

- характеристика образа "кактуса" (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.),

- характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявляться следующие качества испытуемых:

Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа. Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение в низу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытость, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов, "радостные" кактусы.

Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертированность - на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества - дикорастущие, "пустынные" кактусы.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?


Приложение 3

Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»(авторская разработка В.Д. Пурина)

Возраст испытуемых: 6-7 лет.

Испытатель (психолог или воспитатель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов - в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности.

УТВЕРЖДЕНИЯ

1)  Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору:

а) Мультфильм «Вини Пух в гостях у кролика»;

б) Мультфильм «Человек – Паук»;

в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;

г) свой вариант.

2) Какую взрослую передачу по телевизору ты смотришь с большим удовольствием:

а) «В мире животных»;

б) «Пусть говорят»;

в) «Криминальная хроника»;

г) свой вариант.

3) В каком телевизионном фильме ты хотел бы сняться:

а) «Приключения Электроника»;

б) «Менты»;

в) «Мортал Комбат смертельная битва»;

г) свой вариант.

4) Если бы ты был главным режиссёром про, что бы ты придумал детскую передачу:

а) про дружбу между людьми;

б) про драки между людьми;

в) детский боевик;

г) свой вариант.

Шкала оценки результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.

· Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.

· Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.

· Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.

Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности);

1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой);

2 балла - в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности).

В случае если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов.

Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).


Приложение 4

Методика “Несуществующее животное” (автор Колосова С.Л.)

Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

Интерпретация методики:

Положение рисунка на листе: норма — рисунок расположен по центру листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа — высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры – голова: голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Деталь "уши" — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ — большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный — легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессивность, в большинстве случаев защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Глаза: это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия.

Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент): рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты: выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры: анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура.

Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, запачкивание контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена.

Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия: оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, “лю-лю”, “кус-кус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).


Приложение 5

Анкета «Любите ли Вы театр?

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по ознакомлению детей и взрослых с искусством театра.

1.  Как Вы относитесь к театральному искусству?______________

2.  Как часто Вы с детьми посещаете театральные представления?__________

3.  Как Вы относитесь к созданию в нашем саду творческих мастерских «История театра», «Куклы и дети», «Фольклор и театр»?__________________________________________________________

4.  Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?_____

5.  Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми, как в детском саду, так и дома?____________________________

6.  Какой вид театра Вам нравится больше всего:

- кукольный;

- настольный;

- театр теней;

- театр марионеток;

- опера и балет;

- музыкальный театр;

- другой.

7.  Что Вы знаете о театрах нашего города?________________

8.  Как Вы относитесь к возможности организации семейного театра?___________________________________________________________

9.  Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашем детском саду:

- изготовление кукол;

- пошив костюмов для театральных постановок;

- изготовление декораций;

- изготовление афиш, пригласительных билетов и т.д.;

- личное участие в постановках.

Приложение 6

Анкета на выявление отношения семьи к совместной культурно досуговой деятельности

1.  Что Вы понимаете под словом «досуг»?____________________

2.  Как Вы проводите совместный семейный досуг:

- совместное слушание радиопередач (обмен мнениями о прослушивании радиопередачах);

- совместный просмотр телепередач (обмен мнениями о просмотренных телепередачах);

- семейное чтение вслух (обмен мнениями о прочитанном);

- посещение театров, музеев (обмен мнениями о посещении);

- посещение концертов (обмен мнениями о посещении);

- посещение художественных выставок (обмен мнениями о посещении);

- другое.

3.  Есть ли у Вас общие семейные занятия и увлечения?______

4.  Есть ли в Вашей семье традиции?_______________________

5.  Кто является хранителем традиций в Вашей семье? Передаются ли они от поколения к поколению?________________________________

6.  В какие игры Вы любите играть с детьми?____________________


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.