на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников


Помимо группового метода социальный педагог использует индивидуальные методы работы: наблюдение, беседу, сбор информации и документов, метод диагностики – всестороннее изучение и оценка личностных качеств воспитанника. Социальный педагог должен всегда помнить, что, несмотря на то, что он работает с группой, он, прежде всего, заботится о каждом члене группы в отдельности.

Дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку - такая помощь является главным условием профилактики агрессивности старших дошкольников.

Профилактика - совокупность государственных, общественных, социально - медицинских и организационно - воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей [14, с.294].

Сам термин профилактика обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого - то неблагоприятного события, то есть с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

- содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

- нейтрализующие;

- компенсирующие;

- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

- устраняющие эти обстоятельства;

- контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

- направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

- обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

- решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения [14, с.295].

Направления профилактической работы в ДОУ с дошкольниками включают:

1.  обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;

2.  обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;

3.  отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;

4.  формирование таких качеств как эмпатия и доверие;

5.  работа с родителями агрессивных детей [48, с.53].

Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте.

Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком

Представляется необходимым на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

Основными способами снижения агрессивности детей дошкольного возраста являются:

1.  игры, хоровое пение, участие в самодеятельности;

2.  творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов);

3.  песочная терапия;

4.   сказкотерапия;

5.   аутогенная тренировка;

6.   упражнения на устойчивость к стрессу.

Формы работы социального педагога с семьей:

1.  индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);

2.  групповые (групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи);

3.  коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, проведение Дней открытых дверей для родителей в образовательном учреждении, организации досуговых мероприятий);

4.  наглядно – информационные выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания) [38,с.392].

Деятельность социального педагога в работе с ребенком может вестись параллельно с взрослыми и окружающими: родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми социальный педагог руководствуется следующими акцентами:

- изменение негативной установки на позитивную установку;

- изменения стиля взаимодействия с детьми;

- расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений [24,с.55].

Основываясь на теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей (И.В. Дубровиной, А.Д. Кошелевой, Н.Л. Кряжевой и др.), авторы выделяют следующие методические средства в профилактики и преодолении агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В первую очередь это игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка. Формирование в игре новых эмоций связано с тем, что она, по Л.С. Выгодскому, «дает ребенку новую форму желания к эффективному «Я», т.е. к роли в игре и ее правилам» [48,с. 21].

В работе с детьми можно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор – они являются особой формой осмысления действительности, формирования национального отношения к миру. Сказки, потешки и другие произведения обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивости. В некоторых случаях целям коррекции более соответствуют игры драматизации на тему художественных произведений, сказок [48,с.22].

В работе по коррекции эмоциональной сферы ребенка-дошкольника, в том числе и агрессивного поведения, используется психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика примыкает к тем методикам, общей задачей которых, являются снятию эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения [8,с.22].

Отдельным методом выделяют релаксацию – физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление, наступающих в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других психологических приемов. Произвольной регуляцией и тренировкой эмоций у детей занимались И.Г.Антипова, Л.А. Булдакова, А.В.Ковалик и др., ими практически доказана эффективность данной методики в работе над эмоциональной сферой детей.

Проективное рисование как коррекционный метод особенно эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Рисунок рассматривается, прежде всего, как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Так как у агрессивных детей нарушена форма общения, лучше начинать корректировать их поведение опосредованно, через рисунок [48,с.23].

Разработанный И.Медведевой и Т.Шышовой методический прием актуализации чувств ребенка является куклотерапия. Методика основана на постановке пьес, позволяющих деликатно корректировать детские проблемы. Ребенок в этой игре выступает в двух ролях – своей собственной и куклы. Кукла может «рассказать», что она думает о своем «хозяине» [48,с.24].

Р.В. Овчарова предлагает использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей: занятия психогимнастикой; этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе; этюды и игры релаксационной направленности; игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера; игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения [39].

В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста высокую эффективность показывает использование элементов изотерапии. Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними можно применять различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.

Е.К. Лютова и Г.Б. Монина предлагают использовать в работе подвижные игры, способствующие снижению агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучение эффективным способам общения.

Таким образом, деятельность социального педагога по профилактике агрессивности детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении - это своевременная работа по предупреждению агрессивного поведения у детей. Социальный педагог как важная кадровая единица дошкольного образовательного учреждения предусматривает необходимость организации в данном учреждении культурно-досуговой деятельности, в точности, театрального кружка, где ребенок мог бы получить позитивную обратную связь и смог бы научиться бесконфликтно взаимодействовать с окружающими.

Заканчивая первую главу выпускной квалификационной работы, стоит отметить, что профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин детской агрессивности, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Социальному педагогу при построении любых программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста выступает игровая деятельность, в точности театрализованная, специально организуемая психологом, педагогом, совместно с воспитателем и родителями. Именно это может служить не только целям профилактики, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.


Глава II. Пути профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами досуговой деятельности

2.1 Диагностика выявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста

С целью изучения путей профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами досуговой деятельности, нами была проведена опытно-экспериментальная работа в дошкольном образовательном учреждении, состоящая из трех этапов:

1) констатирующий этап - выявление уровня агрессивности старших дошкольников;

2) организационно-практический этап - разработка и реализация программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности старших дошкольников;

3) контрольно-итоговый этап - подведение итогов и результатов исследования.

Целью констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилось выявление уровня агрессивности дошкольников старшей группы.

Эмпирическая база исследования: старшая группа МДОУ Центр развития ребенка – Детский сад №17 первой категории администрации городского округа, ЗАТО п. Горный.

Эксперимент проводился в период с 1.02.2009 г. по 30.05.2009 г. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 5-7 лет.

Для диагностики уровня агрессивности дошкольников нами были использованы следующие четыре методики:

1)  Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. Цель анкеты - на основании ответов родителей выявить уровень агрессивности их ребенка (Приложение 1).

2)  Графическая методика «Кактус». Цель методики - определить уровни агрессивности и состояние эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста (Приложение 2).

3)  Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина). Цель беседы – выявить отношение ребенка к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и о личной агрессивности ребенка (или предрасположенности к ней) (Приложение 3).

4)  Проективная методика «Несуществующее животное». Цель - оценить уровень агрессивного поведения ребенка старшего дошкольного возраста и подтвердить результаты, полученные из предыдущих методик (Приложение 4).

Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности. Критериальный уровень агрессивности детей представлен в таблице 1.

Таблица 1

Критериальный уровень агрессивности старших дошкольников

Критерии Показатели Уровни агрессивности
Поступки ребенка Ломает игрушки, рвет книги, толкает сверстников, дерется, кусается, плюется Повышенный уровень
Щиплет других детей, говорит обидные слова тогда, когда не слышит взрослый Высокий уровень
Говорит обидные слова, замахивается, но не ударяет, пугает других Средний уровень
Осознанные, наблюдается помощь младшим детям Слабый уровень
Поведение ребенка Неуравновешенное, отклоняющее от нормы, гнев, рассказывание историй с элементами насилия Повышенный уровень
Неуравновешенное, враждебное, на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям Высокий уровень
Стремится обратить внимание на себя, то есть проявление эгоизма, демонстративности Средний уровень
Поведение ребенка в привычной ситуации вариативное, уравновешенное Слабый уровень

По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ.

Нами были получены следующие результаты:

1.  Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. показала следующие результаты: двое детей имеют слабый уровень агрессивности, четыре ребенка - средний, шестеро детей – высокий; два ребенка - повышенный уровень агрессивности (см. табл.2).

Таблица 2 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

Ф.И. ребёнка Кол-во баллов Уровень агрессивности
Слабый Средний Высокий Повышенный
1. Аня Е. 13
2. Аня С. 16
3. Андрей П. 11
4. Артем Т. 13
5. Вадим З. 5
6. Георгий О. 17
7. Игорь М. 10
8. Катя С. 7
9. Коля А. 13
10. Костя Л. 11
11. Кирилл Ю. 5
12. Лера Л. 11
13. Никита Б. 10
14. Тимофей Р. 7
ИТОГО 2 ребенка 4 ребёнка 6 детей 2 ребёнка

2. При обработке результатов графической методики «Кактус» М.А.Панфилова, учитывались следующие показатели:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.