на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников


К развлечениям относятся:

1.  Аттракционы – это организованные педагогом, родителями или самими детьми веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке.

2.  Сюрпризы – это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дети оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризные моменты создают ситуацию внезапности, новизны, в которых нуждаются дети. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность.

3.  Фокусы - вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы делятся на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях. Иллюзионисты пользуются специальными довольно сложными приборами и механизмами. Искусство же манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев.

4.  Шутки - их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую для этого минуту.

5.  Шарады – это отгадывание слов по частям. Прежде чем загадать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадывания.

6.  Загадки - расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

Праздники формируют представления о будничных и праздничных днях. Знакомят с историей возникновения праздников, учат бережно, относится к народным праздникам, традициям, обычаям. Воспитывают внимание и любовь к окружающим людям, преподносить подарки, сделанные своими руками. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Подготовка к празднику и сам праздник вызывают у них радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех его участников. Дети должны быть не только созерцателями, наблюдателями и слушателями. Взрослые должны дать выход их желанию участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада[19].

Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в сфере науки, искусства, культуры и техники, которое учит получать знания посредством наблюдения, проведения экспериментов, чтения, просмотров телепередач и прослушивания радио. Самообразование ребенка происходит под руководством взрослых и может быть опосредованным и прямым. Самообразование во многом зависит от предметно-развивающей среды, которая в основном создается взрослыми, хотя к этому процессу привлекают детей (организация выставок, оформление интерьера и т.д.).

Потребность ребенка к самообразованию в полной мере зависит от взрослых, их кругозора, стремления к новым знаниям; умения «зажигать» этими знаниями других, вызывая интерес и потребность в их получении. К самообразованию, как виду культурно - досуговой деятельности детей, относятся игры, чтение книг, рассматривание иллюстраций, экскурсии, коллекционирование [19,с.11].

Одним из практичных видов самообразования ребенка является коллекционирование. Его результативность зависит, прежде всего, от того, насколько оно ему интересно. При собирании марок, открыток, наклеек, предметов, игрушек интерес возникает в том, случае, если взрослые, руководя коллекционированием, опираются на общепринятые рекомендации и умеют увлекать детей. Коллекционирование начинается с того, что взрослый и ребенок ставят общую цель: что будут собирать, с какой целью, по какому принципу будет собираться материал. Тематический принцип позволяет сосредоточиться на одном направлении и расширять знания в выбранной области.

Одно из любимых детских занятий – коллекционирование марок и открыток на определенную тему (природа, спорт, города, репродукции картин, портреты композиторов, художников и т.д.). Какая бы область ни была выбрана, нужно продумать форму хранения коллекции (альбом для марок, витрина для игрушек, коробочки для семян или камешков и т.д.). Оформлять коллекцию следует красиво, чтобы она выглядела привлекательно и вызывала интерес у других. Любой ребенок испытывает удовольствие от того, что он может рассказать о предмете своей коллекции, проявить свои знания [19,с.27].

Творчество содействует возникновению стремления развивать художественных способностей в пении, рисовании и музыцировании. Творчество учит самовыражению, находить новые решение в процессе рисования, лепки, конструировании, моделировании и сочинении мелодий, песен и танцев. Обычно чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности. Вместе с тем каждый использует собственную творческую деятельность для того, чтобы отдохнуть, получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд вдохновения.

Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желательному результату, но участие в ней не проходит бесследно. У всех детей есть способности. Они любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создать необходимую для их развития творческую проектировочную среду, например, студии при дошкольных учреждениях и в системе дополнительного образования (центры, дома творчества и т.д.). Поддерживать увлечение детей и создать условия для дополнительного обучения в кружках и студиях [19,с.28].

Педагоги и психологи, говоря о том, что бессмысленное времяпровождение многих детей, их пустые, а порой и антигуманные забавы стали обычными явлениями современного общества. Причин много: отсутствие хорошо оборудованных спортивных площадок; неразвитость интересов у детей, их увлечений; недоступность посещения досуговых детских центров. Незаметно стали уходить в прошлое народные игры, семейные традиции, дающие ребенку исполненную глубокого смысла содержательную, духовно богатую жизнь.

Для обеспечения условий, необходимых для самореализации в процессе досуговой деятельности, необходимо заботится о том, чтобы впечатления, которые получают дети, носили разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы детей, тем они любознательны, увлеченные. Если дети сохранят увлеченность, то смогут не только оптимистически воспринимать действительность, но и будут стремиться к культурному времяпрепровождению.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств.

Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности. Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с различными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояние других людей, сопереживать им, приобретая навыки общения со сверстниками и старшими детьми [13,с.3].

По мнению Сухомлинского В.А. «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра - самая благоприятная почва для бурного развития воображения» [1, с.3].

Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания. Игра, если она не превращается в формальное занятие, доставляет ребенку удовольствие, дает ему особое ощущение свободы. Главной отличительной особенностью детской игры является наличие воображаемой ситуации, благодаря которой расширяется жизненный мир ребенка и становятся возможными самые необыкновенные превращения[1].

В педагогических исследованиях и в практике детских садов мысли Н.К. Крупской и А.С. Макаренко находят свое развитие и подтверждение. По мнению Н.К.Крупской значение игры для познания мира, для нравственного воспитания детей – это «Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо больше, чем что - либо другое». Ту же мысль высказывал А.М. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Н.К.Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами деятельности: в игре, как и работе, главное – постановка цели и ее выполнение. По ее мнению, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает и А.С.Макаренко, утверждая, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочие усилия, радость творчества, чувство ответственности [1,с.21].

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы:

1.  творческие игры:

·  режиссерские игры (служат для проявления творчества и фантазии ребенка, придумывания содержания игры, определения ее участников - игрушки, предметы);

·  сюжетно - ролевые игры (мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке; структурные компоненты такой игры - сюжет, содержание, роль);

·  театрализованные игры (разыгрывание сюжета в лицах литературных произведений - показ спектакля с использованием настольного театра с объемными или плоскими фигурками, с фланелеграфом, теневого и кукольного театра);

·  игры со строительным материалом (созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов - природный, специально созданный, подсобный материал);

2.  игры с правилами:

·  дидактические игры:

- по содержанию (математические, природоведческие, речевые игры);

- по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно - печатные, словесные);

·  подвижные игры:

- по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности);

- по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками);

- по используемым в игре предметам (игры с мячом, с лентами, с обручами) [25,с.271].

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно – ролевой игре. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведений. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажей. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) сюжетно – ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

А.М. Леонтьев относит игры - драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности. Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от переживания его содержания и особенно от собственного актерства.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно - речевое, музыкально - игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируется представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера [25,с.305].

Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело – спектакль). На интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок. Хорошей подпиткой интереса могут быть новые знания о театре (в театре есть сцена, фойе, зрительный зал, декорации, оркестр), о разных жанрах театрального искусства, об истории театра. Наконец, на протяжении всего дошкольного детства интерес поддерживает сознание успешности деятельности, поэтому важно подбирать каждому ребенку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что формами организации досуговой деятельности старших дошкольников, как в семье, так и дошкольном образовательном учреждении являются активный и пассивный отдых, развлечение, праздники, творчество детей и взрослых, а также самообразование ребенка, которое происходит под руководством взрослых. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или преобразовать какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. При этом театрализованная игра способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия в ней взрослых. Наблюдая за поведением ребенка в игре, родители учатся понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций.

1.3 Деятельность социального педагога по профилактике агрессивности детей в дошкольном образовательном учреждении

Профессия социальный педагог в России официально зарегистрирована в 1991 году. Сегодня должность социального педагога прочно укоренилась в системе образования. Социальная педагогика как отрасль теоретических знаний и практического опыта находятся в активном экспериментальном поиске. Во многих школьных образовательных учреждениях стала актуальной и необходимой разработка моделей социально – педагогического партнерства, службы сопровождения учащихся. Все это содействует дальнейшему развитию деятельности социальных педагогов в социально - культурном направлении, усилению их роли в межведомственном взаимодействии образовательных учреждений с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Проблемы ребенка дошкольного возраста концентрируются в его микросоциуме. Во-первых, это проблемы, связанные с неудачной адаптацией ребенка в детском коллективе. К последствиям, развивающимся в следствии дезадаптации, относят замкнутость, отчужденность, развитие комплекса непонимания, одиночества, нежелание посещать детский сад, нервные срывы дома, частые слезы. Во-вторых, это неблагополучие ребенка в семье, следствием которого являются агрессия на себя и других, неадекватная самооценка.

Успех научных исследований и инновационных проектов в социальной педагогике зависит от решения ряда методических проблем. К одной из них относится проблема методов работы с родителями агрессивных детей старшего дошкольного возраста. Практики приходят к выводу, что начинать работать с родителями учащихся нужно тогда, когда их дети еще посещают дошкольное образовательное учреждения, где ребенок овладевает первым опытом общения со сверстниками, привыкает к самостоятельности, сталкивается с первыми трудностями социального характера и проблемами индивидуально-личностного развития[59,с.29].

В дошкольном саду социальный педагог просто необходим. Он должен выявить семьи и детей, находящихся в социально опасном положении, талантливых детей, детей с нарушением психического и физического здоровья. Развивать социально-педагогическое партнерство, предлагающее сотрудничество детского сада с медицинскими учреждениями, учреждениями организации досуга детей дошкольного возраста, различными социальными службами, муниципальными образованиями.

Социальный педагог может и должен выступать как посредник между дошкольным образовательным учреждением и различными государственными структурами, учреждениями, организациями, родителями и детьми.

Социальный педагог в ДОУ:

- организует встречи специалистов-педагогов детского сада, родителями воспитанников со специалистами учреждения дополнительного образования;

- помогает определить детей в различные студии раннего развития, секции; (тем самым организуя досуг и содействуя росту творческого потенциала воспитанников за пределами детского сада)

- создает для детей условия психологического комфорта, безопасности, их жизнедеятельности, преодоление негативных явлений в семье и в отношениях со сверстниками в ближайшем окружении и в социуме [59,с.30].

Социальный педагог оказывает ребенку самые разнообразные виды помощи:

1)  социально – информационная;

2)  социально – правовая;

3)  социально – реабилитационная;

4)  социально - экономическая;

5)  медико – социальная;

6)  социально – психологическая;

7)  социально – педагогическая.

Особое место в работе социального педагога детского сада отводится психологической помощи детям. Эта помощь направлена на создание благоприятного микроклимата в детской группе, в общении со сверстниками, взрослыми, в устранении негативных влияний на ребенка со стороны семьи и отдельных воспитанников. Такая постоянная помощь детям может быть эффективной при условии сотрудничества и взаимопонимания социального педагога с воспитателем, педагогом – психологом.

В основу работы социального педагога с детьми дошкольного возраста положены теоретические исследования, раскрывающие особенности каждого этапа психического развития ребенка. Каждая стадия детского развития характеризуется своей структурой и динамикой. При переходе от раннего дошкольного возраста к старшему возрасту изменяется отношение ребенка с миром взрослых и в целом с окружающей действительностью. Свое отношение к миру дошкольники отражают в изобразительной деятельности, которая способствует социальному развитию каждого ребенка, осмыслению своего отношения к сверстникам и взрослым. Именно эти общие возрастные особенности следует учитывать социальному педагогу в своей работе с детьми.

В своей практической деятельности социальный педагог руководствуется целым рядом документов, которые в той или иной степени связаны с функционированием детского образовательного учреждения, с целями, задачами и содержанием работы с детьми.

Социальный педагог должен обладать определенными качествами личности, которые можно объединить в отдельные группы:

-гуманистические,

- психоаналитические,

- эмоционально – волевые,

- психолого – педагогические [3,с.60].

Позиция социального педагога в работе с родителями - тактичное, доброжелательное общение с семьей дошкольника. В работе с родителями социальный педагог не имеет возможности с утра или вечером общаться с родителя всех возрастных групп. Поэтому в его плане работы указываются определенные дни недели для сотрудничества с родителями в виде бесед, анализа диагностических материалов, но все это делается на основе принципа гуманизма и личностно – ориентированной педагогики. Социальный педагог создает в помещении детского сада условия для комфортного индивидуального общения с родителями или лицами их замещающими.

Одно из направлений в работе социального педагога – это организация досуговой деятельности детей, в процессе которой формируется общая культура ребенка, развиваются его задатки и способности, что оказывает большое влияние на его социализацию. Организуя досуг ребенка, социальный педагог влияет на его поведение через его интересы, увлеченность, творчество, которые становятся своеобразным средством социального воспитания [10,с.190].

Досуговая деятельность детей осуществляется в условиях детского сада, а также в центрах досуга. Одна из функций этих центров – образование, предполагающее владение знаниями сверх школьных программ. Эти знания отличаются доступностью, практической приложимостью, научной и общественной значимостью.

Виды досуговых центров, дающие дополнительное образование:

1.  информационно-теоретические;

2.  наглядно-демонстративные;

3.  учебно-инструктивные;

4.  поисково-творческие [10,с.190].

Информационно-теоретические центры организует обучение на базе университетов культуры, где проводятся для родителей и педагогов лекции, беседы, кинопросмотры, концерты, при посещении выставок, музеев.

Одной из форм социально-педагогической деятельности является кружковая (мастерские, секции и т.п.) и студийная (детские творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) работа. Кружок - объединение людей, увлеченных каким – либо делом, под руководством профессионального педагога или специалиста по профилю кружка. В отличие от клуба кружок - это структурное подразделение, какого – либо учреждения (образовательного, дополнительного образования, центра досуга и т.п.) [55,с.240].

Кружковая работа одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций клубов различной направленности. Кружковая работа осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях (школы, гимназии, училища, и т.п.), а также в учреждениях дополнительного образования (дома творчества, дома культуры, клубы и пр.) Существует большое количество самых разнообразных кружков.

Виды кружков:

- предметные (по учебным дисциплинам в соответствии с образовательными программами);

- художественно - эстетические (изобразительного творчества, музыкальные, хореографические, хоровые);

- технические;

- натуралистические;

- туристско - краеведческие;

- физкультурно - спортивные;

- любительские (по интересам) [5,с.130].

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. Тематика и содержание кружковой работы обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсий и походов, лабораторных и практических научных работ, изготовление моделей приборов, опытов и наблюдений, соревнований, участия в конкурсах и массовых выступлениях [45,с.271].

Студия – это объединение одаренной молодежи, которая содержит элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности. Любительские объединения собирают коллекционеров, любителей природы и театра. Инициативные клубы носят общественный характер. Это детские, семейные клубы. Благотворительные объединения инициируют и финансируют создание разнообразных досуговых объединений [10,с.191].

Студии объединяют одаренных детей, в результате совместной деятельности которой создаются произведения самодеятельного творчества:

1. театрализованные постановки;

2. концертные номера.

Несмотря на то, что социальный педагог при организации досуговой деятельности детей использует те же методы, что и школьный учитель, однако его работа отличается определенной спецификой. Если в школе метод соревнования не совсем приемлем, то в досуговых группах, куда дети приходят по собственной воле и движимы повышенным интересом к данной деятельности, этот метод становится одним из основных. Большой стимулирующий творчество детей эффект дают также игровые методы. Необходимой в организации досуга является и оценка результатов деятельности, которая должна стать признанием способностей ребенка, стимулом к дальнейшему творчеству. В связи с этим социальному педагогу важно помнить, что, оценивая работу воспитанника, лучше переоценить, чем недооценить ее. Причем поощрения должны соответствовать оценке, быть публичными и яркими по форме.

Поскольку социальный педагог работает с группой, ему важно использовать механизм лидерства, с помощью которого он добивается единства группы. Это должен быть человек знающий, способный анализировать, общительный, легко вступающий в контакт, справедливый, обладающий организаторскими способностями, пользующийся авторитетом. Учитывая, что среди посещающих досуговые группы - в основном дети, социальный педагог должен хорошо знать особенности всех возрастных категорий, подбирать формы и методы работы в соответствии со вкусами, идеалами и настроениями, одновременно формируя последнее как социально ценные и значимые.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.