на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной аппаратуры


ния дублирования исходных данных и обеспечения их полноты.

     Выявленные при проведении системного  анализа  свойства  ВКА,

рассмотренные  в принадлежности к типам основных ФМ с учетом пред-

ложенной классификации  конструкций  ВКА,  позволили  сформировать

следующие таблицы соответствия (применимости):  таблица 3.1 - таб-

лица применимости типов приводов ВКА; таблица 3.2 - таблица приме-

нимости  типов  вакуумных  вводов движения;  таблица 3.3 - таблица

применимости типов уплотнительных пар ВКА. Выбор производится сле-

дующим образом:  исходя из значений требований ТЗ, по заданным ин-

тервалам параметров выбора из соответствующей таблицы применимости

выбираются строки,  имеющие единицы во всех рассматриваемых столб-

цах,  что  отражает  допустимость  соответствующих  типов  ФМ  ВКА

(   ).

     Введение отношений следования между  найденными      формиру-

ет       обобщенную вариантную структуру    .  С учетом последова-

тельности структуры ВКА и выражения (3.12) это  можно  записать  в

виде (   ):

                                                          (3.14)

где    ,   ,     - обязательные ФМ,  соответственно:  привод, ввод

движения в вакуум и уплотнительная пара;   - предикат,  означающий

отношение следования между ФМ.

     Каждая структурная  составляющая  (ФМ) обладает набором пара-

метров,  в том числе описывающих ее входные и  выходные  свойства.


                              - 88 -

При этом указанные свойства могут быть описаны качественными приз-

наками.

     Рациональность структуры выявляется процедурой    , определя-

ющей  качественную  совместимость      выбранных  элементов      и

описываемой следующим выражением:

                                                          (3.15)

     При этом обобщенное правило формирования     имеет вид:

                                                          (3.16)

где    ,    ,  ,  = 1,     -   множество  качественных  признаков,

описывающих входные и выходные свойства ФМ;    - предикат, означа-

ющий отношение принадлежности признаков к ФМ;    - предикат, озна-

чающий отношение эквивалентности между признаками;    -  предикат,

означающий отношение "состоять из".

     Использование морфологической  структуры      ВКА  и значений

требований ТЗ позволяет сформировать множество допустимых элемент-

ных структур     ,  выбирая среди качественно совместимых типов ФМ

ВКА соответствующие конструктивные варианты их исполнения (  ):

                                                          (3.17)

где    ,   = 1,   - множество  параметров   -го варианта   -го ФМ;

   - множество параметров ТЗ;   - предикат,  означающий  отношение

"   " между  значениями  параметров.

     На  основе  анализа отношений  параметрической  совместимости

выбранных ФМ,  описываемых выражением  (3.18),  формируют        в

соответствии с обобщенным правилом (3.19)(   ):


                              - 89 -

                                                          (3.18)

                                                          (3.19)

где    ,    - соответственно  значения параметров входных и выход-

ных свойств ФМ ВКА;    - предикат, означающий отношение " = " меж-

ду значениями параметров.

     Причем отношения совместимости образуют следующее множество:

                                                          (3.20)

где   = 1,4 - индекс, означающий соответственно отношение функцио-

нальной,  параметрической, эксплуатационной и технологической сов-

местимости;        -  номер сопряжения в структуре;   = 1,2 -  ин-

декс, означающий, соответственно: качественную или параметрическую

совместимость.

     Вместе с тем возможна ситуация,  когда по формулам (3.15) или

(3.18) выявляется несовместимость входных  и  выходных  параметров

свойств сопрягаемых структурных элементов ВКА. В этом случае необ-

ходимо включение вспомогательного функционального  элемента,  сог-

ласующего  эти  параметры,  что  формально может быть представлено

следующим образом:

                                                          (3.21)

где    - предикат, означающий отношение " = " между значениями па-

раметров.

     Выражение (3.21) позволяет сформировать множество  рациональ-

ных структур     ВКА, включающих как основные, так и вспомогатель-

ные ФМ.  В структуре ВКА такими вспомогательными ФМ являются меха-


                              - 90 -

низм преобразования движения (   ) и механизм перемещения и герме-

тизации уплотнительного диска (   ),  согласующие входные и выход-

ные параметры движения основных ФМ.

     Обозначив через    = 1,6 в  (3.20)  соответственно  отношения

совместимости между ФМ (       ), (       ), (       ), (       ),

(       ),  (       ),  процедуру генерации  типовых  рациональных

структур ВКА можно описать следующими выражениями:

                                                          (3.22)

где    ,    ,     -  соответственно:    -ый вариант привода,   -ый

вариант ввода движения в вакуум,   -ый вариант уплотнительной  па-

ры.

     Выражение (3.22) описывает множество строго определенных эле-

ментных  структур ВКА,  состоящих из основных ФМ:  привода,  ввода

движения в вакуум и уплотнительной пары.

     При невыполнении   хотя  бы  одного  из  отношений  совмести-

мости        для ФМ     и     ,  т.е.                  ,  где    -

значение  "ложь",  необходим  ввод элемента     и выражение (3.22)

принимает вид:

                                                          (3.23)

где     -    -ый вариант механизма преобразования движения.

     При

                                                          (3.24)

где     -   -ый вариант механизма перемещения и  герметизации  уп-

лотнительного диска.


                              - 91 -

     При                 и

                                                          (3.25)

     Следует отметить,  что  при  генерации  вариантов  элементных

структур ВКА может использоваться как одна какая-либо из описанных

формула, так по мере необходимости и несколько. При этом количест-

во получаемых структур определяется мощностями множеств    . Кроме

того,  появление новых ФМ,  реализующих заданные цели проектирова-

ния,  может  в  соответствии с (3.21) потребовать введения и новых

вспомогательных ФМ,  а возможно и дополнительных к ним элементов с

рассмотрением  отношений  их  совместимости и трансформацией соот-

ветствующих выражений.

     Исключение из рассмотрения ФМ "корпус" - объясняется принятой

априори его совместимостью с другими ФМ.

     Для выбора  оптимальной  элементной структуры      может быть

использован интегральный критерий (2.19).

     С целью упорядочения генерируемых структур для их анализа це-

лесообразно проводить ранжирование полученных структур. В качестве

критериев ранжирования предлагаются следующие:

                                                          (3.26)

где    - количество структурных составляющих в структуре ВКА.

                                                          (3.27)

где    - относительная стоимость  сгенерированной  структуры;    -

относительная стоимость   -го варианта   -го варианта   -го струк-

турного элемента (    ).

     Для сверхвысоковакуумной  ВКА в первую очередь предпочтитель-

нее структуры с отсутствием механизмов, работающих в вакуумной по-

лости,  т.е. механизмов перемещения и герметизации уплотнительного


                              - 92 -

диска (    ),  поэтому при анализе        в первую очередь следует

рассматривать  структуры,  полученные  с  использованием выражений

(3.22) и (3.23).


                              - 112 -

влияния на динамические характеристики ВКА: перегрузки на уплотни-

тельной  паре,  скорость  приложения усилия герметизации,  быстро-

действие.  Все искомые параметры связаны с  перемещением  уплотни-

тельного диска,  в частности зависят от приведенного максимального

угла его "выбега":

                                                          (3.58)

где     - фактический угол останова выходного звена привода;     -

требуемый  угол  останова выходного звена привода (окончание цикла

работы ВКА), поэтому результирующая информация представлена в виде

зависимостей         от перечисленных характеристик структуры ВКА:

на рис.  3.6,а приведена усредненная зависимость             ;  на

рис.  3.6,б - график             ;  на рис. 3.7,а -           ; на

рис. 3.7,б -            .

     В связи с тем,  что надежность работы ВКА во многом определя-

ется действующими на ее элементы усилиями,  необходимо  уменьшение

перегрузок   на   уплотнительную  пару,  определяемое  минимизаци-

ей      (      ).  Для достижения этого, помимо изменения парамет-

ров  структуры ВКА целесообразно ввести параметр - угол опережения

отключения привода:

                                                          (3.59)

где      - фазовый угол,  характеризующий момент отключения двига-

теля.

     Зависимость              представлена на рис. 3.8.

     Анализ результатов моделирования функционирования ВКА позво-

лил выделить следующие возможные пути уменьшения перегрузок на уп-

лотнительную пару при определенной жесткости уплотнения:  уменьше-

ние мощности двигателя; уменьшение к.п.д. механизмов ВКА после от-

ключения  двигателя;  увеличение  передаточных функций применяемых

механизмов;  введение угла опережения отключения привода и исполь-

зование накопленной кинетической энергии для герметизации уплотни-


                              - 115 -

тельной пары.

     С целью  изучения влияния структуры  ВКА на скорость приложе-

ния усилия герметизации (    ), была смоделирована конструкция ва-

куумного клапана КЭУн [54], гипотетически реализованная различными

типами механизмов при сохранении единого     . Результаты исследо-

ваний в виде зависимости          приведены на рис. 3.9.

     Как следует из данного графика,  наименьшее  значение      на

стадии герметизации у конструкции с механизмом переменной структу-

ры,  затем - совмещенной структуры, а худшее значение      у меха-

низма непосредственного действия, что хорошо согласуется с резуль-

татами проведенного ранее кинематического анализа, и, следователь-

но, выведенный в п. 3.4.2 критерий Ф, обобщенный вид которого при-

веден в выражениях  (2.21,2.22),  оценивает  не  только  кинемати-

ческие, но и динамические характеристики ВКА и его минимизация ве-

дет к их улучшению,  поэтому критерий Ф является интегральным кри-

терием качества ВКА (обобщенным критерием) [127].

     Помимо проверки работоспособности и оценки свойств синтезиру-

емых  конструкций ВКА подобный подход к моделированию функциониро-

вания ВКА,  основанный на решении уравнения  (2.18),  обеспечивает

нахождение  рациональной  совокупности перечисленных параметров ФМ

ВКА путем их перебора,  т.е. позволяет определить желательные зна-

чения параметров структурных составляющих ВКА,  что является необ-

ходимым условием синтеза элементных  структур  ВКА  и  оптимизации

конструкции при функционально-схемотехническом проектировании.

     Выводы.

     1. Предложена   обобщенная  модель  функционально-схемотехни-

ческого проектирования ВКА,  предоставляющая конструктору упорядо-

ченную последовательность действий, необходимых для выбора страте-


                              - 117 -

гии при создании ВКА.

     2. Разработана  методика  и  математическая модель параметри-

ческого анализа конструкций ВКА,  позволяющая  выявлять  необходи-

мость модернизации конструкций и проводить их оценку.

     3. Разработана методика функционально-схемотехнического  про-

ектирования ВКА, позволяющая генерировать и находить удовлетворяю-

щие ТЗ технические решения ВКА. Предложены правила генерации, пре-

образования  и  выбора  структур ВКА и проведена формализация про-

цесса ее структурного синтеза.

     4. Предложена  методика синтеза ФПД ВКА как этапа ее функцио-

нального проектирования,  позволяющая разрабатывать функциональную

структуру  ВКА тогда,  когда разработка ее элементной структуры на

основе известных функциональных структур не удовлетворяет требова-

ниям ТЗ.

     5. Показана важность синтеза  механизмов  при  проектировании

ВКА.  Выделена группа классификационных признаков, имеющих опреде-

ляющее значение для их синтеза,  произведена систематизация струк-

тур  ВКА  применительно к механизмам и представлено их описание на

введенном предметно-ориентированном языке схемотехнического проек-

тирования.  Предложены пути синтеза кинематических схем механизмов

ВКА.

     6. Проведен кинематический анализ механизмов ВКА,  на основа-

нии которого обоснованы и выведены критерии оптимальности ВКА.

     7. Произведен  анализ процесса функционирования ВКА на основе

его моделирования.  Изучено влияние параметров структурных состав-

ляющих  на  динамические свойства ВКА,  позволившее сформулировать

возможные пути улучшения показателей качества ВКА.  Отмечена  важ-

ность  моделирования  функционирования ВКА при ее схемотехническом

проектировании.

.

                             - 118 -

     4. СОЗДАНИЕ НОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ВКА НА БАЗЕ АВТОМАТИЗАЦИИ  СХЕ-

        МОТЕХНИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

     Исследования, проведенные  во второй и третьей главах настоя-

щей работы,  показали неизбежность использования средств  вычисли-

тельной  техники  для  решения задач функционального и схемотехни-

ческого проектирования ВКА вследствие их сложности и больших  раз-

мерностей при необходимости охвата всех возможных вариантов синте-

зируемых решений,  а также для исключения субъективизма при прове-

дении оптимизации ВКА.

     4.1. Программные  средства  анализа  существующих конструкций

ВКА.

     Созданные программные средства реализуют разработанную  инва-

риантную  [142]  методику параметрического анализа ВКА (п.3.2),  а

также метод выбора типа структурных  составляющих  ВКА  (п.3.3)  и

представляют собой три программых модуля "WYBOR", "VTIP", "OPTIM".

     Программный модуль "WYBOR", построенный по функционально- мо-

дульному принципу, обеспечивает проведение параметрического анали-

за существующих конструкций ВКА на соответствие требованиям ТЗ  и,

позволяя найти аналоги или прототипы, обеспечивает выбор оптималь-

ной конструкции [143].  Структура программного модуля,  состоящего

из  блока  управления  (БУ),  блоков  выбора и анализа конструкций

(БВК, БАК), блока формирования весовых коэффициентов (БФВК), блока

управления  базой  данных  (БУБД),  связанного с блоками занесения

(БЗК),  удаления (БУК),  коррекции (БКП)  и  просмотра  параметров

конструкций  (БПП) и каталогов (БПК),  блоков ввода-вывода и обра-

ботки файлов данных (БВВ,  БОФД) приведена в  приложении  на  рис.

П.1.  Программный модуль "WYBOR" позволяет: осуществить параметри-


                              - 119 -

ческий выбор марки конструкции ВКА, наиболее полно соответствующей

заданным  параметрам ТЗ с учетом важности того или иного параметра

в каждом конкретном случае выбора; работать с созданной базой дан-

ных в режимах: просмотра каталога имеющихся конструкций и значений

их параметров, коррекции значений параметров конструкций, внесения

новых или удаления устаревших конструкций из банка данных;  форми-

ровать значения весовых коэффициентов  рассматриваемых  параметров

либо путем назначения, либо с использованием метода парных сравне-

ний.

     Входными параметрами модуля являются: код режима работы; тре-

буемые значения параметров конструкций ВКА (ТЗ);  значения весовых

коэффициентов рассматриваемых параметров.

     Выходными параметрами модуля являются: марка конструкции ВКА,

наиболее  полно удовлетворяющей ТЗ,  и ее параметры;  информация о

конструкциях-аналогах  (также   отвечающих   ТЗ);   информация   о

конструкциях-прототипах  (не  удовлетворяющих ТЗ) с указанием неу-

довлетворенных параметров (по желанию пользователя).

     Оптимизация выбора осуществляется блоком БАК в соответствии с

критерием (2.19).  При этом принято, что разброс значений парамет-

ров  существующих конструкций подчиняется равномерному распределе-

нию, что объясняется дискретным рядом конструкций ВКА.

     Информационное обеспечение  модуля включает значения парамет-

ров характеристик существующих конструкций ВКА,  сформированные по

данным источников п.  1.2,  список критичных для выбора параметров

ВКА и предлагаемые значения их весовых коэффициентов.

     Программный модуль "VTIP",  также построенный по функциональ-

но-модульному  принципу,  обеспечивает  качественный  выбор  типов

основных ФМ ВКА на основании разработанных таблиц применимости (п.

3.3) [144]. Структура модуля, включающего блок диалогового взаимо-

действия (БДВ), блок выбора типов (БВТ) приводов (Пр), вводов дви-


                              - 120 -

жения (ВД) и уплотнительных пар (УП),  блок анализа и  оптимизации

(БАО) и блок контроля ввода данных (БК), представлена на рис. П.2.

При выборе вакуумных вводов  движения  программный  модуль  "VTIP"

позволяет  производить поиск и выбор их типов по основным и допол-

нительным критериям качества,  а также проводить оптимизацию полу-

ченных типов по критерию относительной стоимости.

     Входными данными модуля является информация о требуемых пара-

метрах ФМ, представляемая в соответствии с градациями соответству-

ющих таблиц п. 3.3.

     Выходными данными  являются:  качественная информация о типах

ФМ,  удовлетворяющих ТЗ; информация о типах ФМ, не удовлетворяющих

одному или двум заданным требованиям, с указанием параметров, под-

лежащих изменению.

     Программный модуль  "OPTIM" предназначен для проведения срав-

нительного   параметрического   анализа   нескольких    однотипных

конструкций  ВКА,  задаваемых пользователем с целью выявления наи-

лучшей, или для оценки технического уровня новой разработки [143],

и является автономной реализацией блока БАК модуля "WYBOR".  Отли-

чие заключается только в типе используемых при оптимизации идеаль-

ных  моделей.  Если  в  модуле  "WYBOR" идеальной моделью является

конструкция,  описываемая требованиями ТЗ, то в модуле "OPTIM" при

сравнительном анализе конструкций - это конструкция с параметрами,

лучшими,  чем у существующих конструкций ВКА,  хотя возможно и  не

достижимыми,  а  при  оценке  технического  уровня - это параметры

конструкции ВКА,  являющейся лучшей (эталонной) в  рассматриваемом

классе устройств.

     Входными параметрами модуля "OPTIM" являются:  код рассматри-

ваемого класса ВКА; диаметр условного прохода; количество рассмат-

риваемых конструкций; значения параметров сравниваемых конструкций

ВКА и их весовые коэффициенты (аналогично модулю "WYBOR").


                              - 121 -

     Выходными параметрами  модуля  являются:   степень   сходства

рассматриваемых конструкций с идеальной моделью (%), номер наилуч-

шей конструкции и ее параметры.

     Информационное обеспечение  модуля  "OPTIM",  помимо  данных,

используемых в модуле "WYBOR",  содержит параметрическое  описание

идеальных моделей всех типоразмеров ВКА.

     Рассмотренные программные средства инвариантны [145] и  могут

быть использованы для анализа ТО любой предметной области при соз-

дании соответствующего информационного обеспечения.

     4.2. Программные средства синтеза и анализа структур ВКА.

     Основополагающим этапом функционально-схемотехнического  про-

ектирования ВКА является синтез ее структур,  проводимый на основе

формализованных в п.  3.3 положений. При этом необходимость опери-

рования  с параметрами входных и выходных свойств сопрягаемых эле-

ментов делает программные модули синтеза структуры ВКА и генерации

ее ФПД идентичными. Причем программный модуль структурного синтеза

ВКА "VP1" оперирует соответствующими параметрами допустимых  вари-

антов ФМ ВКА,  выбранных с помощью средств п.  4.1,  а программный

модуль генерации ФПД ВКА "VP2" - параметрами  входных  и  выходных

свойств ФЭ из созданного предметно-ориентированного банка структу-

ризованных описаний ФЭ.

     Модуль "VP2"  позволяет  генерировать цепочки ФЭ по следующим

алгоритмам: по описанию ВКА на физическом уровне, включающем связи

между  ее  элементами на основе конкретной структурной модели;  по

заданному входному управляющему воздействию и требуемому результа-

ту с возможностью выбора желаемой длины цепочки ФЭ [146].

     Следует отметить,  что разработанная методология структурного

синтеза  применима  и для создания других ТО,  представимых в виде


                              - 122 -

последовательно взаимодействующих модулей [147 - 149].

     Одним из важнейших аспектов автоматизации конструкторской де-

ятельности при создании ВКА [150] является синтез  ее  механизмов,

который,  как отмечалось в п.  3.4, предлагается производить двумя

путями:  на основе типовых элементарных механизмов или  на  основе

анализа  форм цепей.  В соответствии с этим разработаны два пакета

прикладных программ (ППП), общим начальным этапом которых является

синтез  формулы  строения  ВКА  (выражение (3.35)),  реализованный

программой "SSVC1", которая запрашивает в диалоговом режиме данные

в соответствии с выделеными классификационными признаками, описан-

ными в п.  3.4.  На  основании  конкретных  признаков  формируется

описание желаемого принципа работы ВКА и определяются требования к

механизмам ВКА с позиции реализации перекрытия и герметизации про-

ходного отверстия.

     ППП "Р4" предназначен для синтеза механизмов ВКА  из  типовых

элементарных  механизмов и расчета параметров типовых и синтезиро-

ванных механизмов [144].

     Структура ППП,  включающая: модули расчета элементарных меха-

низмов (МР): кулачкового механизма (КулМ), кулачкового механизма с

архимедовой  спиралью  (КулМАС),  кривошипно-ползунного  механизма

(КПМ),  двухползунного механизма (2ПМ), клинового механизма (КлМ),

винтового  механизма (ВМ),  зубчатого механизма (ЗубМ),  механизма

шарнирного четырехзвенника (Ш4Зв),  кулисного механизма  (КулисМ);

модуль контролируемого ввода данных (МКВвД);  модуль синтеза меха-

низмов (МСМ); модуль расчета параметров синтезированного механизма

(МРП);  модуль  оказания помощи (МОП) при работе с ППП - приведена

на рис. П.3.

     Входными параметрами ППП являются: типы элементарных механиз-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.