![]() |
|
|
Реферат: Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной аппаратурыния дублирования исходных данных и обеспечения их полноты. Выявленные при проведении системного анализа свойства ВКА, рассмотренные в принадлежности к типам основных ФМ с учетом пред- ложенной классификации конструкций ВКА, позволили сформировать следующие таблицы соответствия (применимости): таблица 3.1 - таб- лица применимости типов приводов ВКА; таблица 3.2 - таблица приме- нимости типов вакуумных вводов движения; таблица 3.3 - таблица применимости типов уплотнительных пар ВКА. Выбор производится сле- дующим образом: исходя из значений требований ТЗ, по заданным ин- тервалам параметров выбора из соответствующей таблицы применимости выбираются строки, имеющие единицы во всех рассматриваемых столб- цах, что отражает допустимость соответствующих типов ФМ ВКА ( ). Введение отношений следования между найденными формиру- ет обобщенную вариантную структуру . С учетом последова- тельности структуры ВКА и выражения (3.12) это можно записать в виде ( ): (3.14) где , , - обязательные ФМ, соответственно: привод, ввод движения в вакуум и уплотнительная пара; - предикат, означающий отношение следования между ФМ. Каждая структурная составляющая (ФМ) обладает набором пара- метров, в том числе описывающих ее входные и выходные свойства. - 88 - При этом указанные свойства могут быть описаны качественными приз- наками. Рациональность структуры выявляется процедурой , определя- ющей качественную совместимость выбранных элементов и описываемой следующим выражением: (3.15) При этом обобщенное правило формирования имеет вид: (3.16) где , , , = 1, - множество качественных признаков, описывающих входные и выходные свойства ФМ; - предикат, означа- ющий отношение принадлежности признаков к ФМ; - предикат, озна- чающий отношение эквивалентности между признаками; - предикат, означающий отношение "состоять из". Использование морфологической структуры ВКА и значений требований ТЗ позволяет сформировать множество допустимых элемент- ных структур , выбирая среди качественно совместимых типов ФМ ВКА соответствующие конструктивные варианты их исполнения ( ): (3.17) где , = 1, - множество параметров -го варианта -го ФМ; - множество параметров ТЗ; - предикат, означающий отношение " " между значениями параметров. На основе анализа отношений параметрической совместимости выбранных ФМ, описываемых выражением (3.18), формируют в соответствии с обобщенным правилом (3.19)( ): - 89 - (3.18) (3.19) где , - соответственно значения параметров входных и выход- ных свойств ФМ ВКА; - предикат, означающий отношение " = " меж- ду значениями параметров. Причем отношения совместимости образуют следующее множество: (3.20) где = 1,4 - индекс, означающий соответственно отношение функцио- нальной, параметрической, эксплуатационной и технологической сов- местимости; - номер сопряжения в структуре; = 1,2 - ин- декс, означающий, соответственно: качественную или параметрическую совместимость. Вместе с тем возможна ситуация, когда по формулам (3.15) или (3.18) выявляется несовместимость входных и выходных параметров свойств сопрягаемых структурных элементов ВКА. В этом случае необ- ходимо включение вспомогательного функционального элемента, сог- ласующего эти параметры, что формально может быть представлено следующим образом: (3.21) где - предикат, означающий отношение " = " между значениями па- раметров. Выражение (3.21) позволяет сформировать множество рациональ- ных структур ВКА, включающих как основные, так и вспомогатель- ные ФМ. В структуре ВКА такими вспомогательными ФМ являются меха- - 90 - низм преобразования движения ( ) и механизм перемещения и герме- тизации уплотнительного диска ( ), согласующие входные и выход- ные параметры движения основных ФМ. Обозначив через = 1,6 в (3.20) соответственно отношения совместимости между ФМ ( ), ( ), ( ), ( ), ( ), ( ), процедуру генерации типовых рациональных структур ВКА можно описать следующими выражениями: (3.22) где , , - соответственно: -ый вариант привода, -ый вариант ввода движения в вакуум, -ый вариант уплотнительной па- ры. Выражение (3.22) описывает множество строго определенных эле- ментных структур ВКА, состоящих из основных ФМ: привода, ввода движения в вакуум и уплотнительной пары. При невыполнении хотя бы одного из отношений совмести- мости для ФМ и , т.е. , где - значение "ложь", необходим ввод элемента и выражение (3.22) принимает вид: (3.23) где - -ый вариант механизма преобразования движения. При (3.24) где - -ый вариант механизма перемещения и герметизации уп- лотнительного диска. - 91 - При и (3.25) Следует отметить, что при генерации вариантов элементных структур ВКА может использоваться как одна какая-либо из описанных формула, так по мере необходимости и несколько. При этом количест- во получаемых структур определяется мощностями множеств . Кроме того, появление новых ФМ, реализующих заданные цели проектирова- ния, может в соответствии с (3.21) потребовать введения и новых вспомогательных ФМ, а возможно и дополнительных к ним элементов с рассмотрением отношений их совместимости и трансформацией соот- ветствующих выражений. Исключение из рассмотрения ФМ "корпус" - объясняется принятой априори его совместимостью с другими ФМ. Для выбора оптимальной элементной структуры может быть использован интегральный критерий (2.19). С целью упорядочения генерируемых структур для их анализа це- лесообразно проводить ранжирование полученных структур. В качестве критериев ранжирования предлагаются следующие: (3.26) где - количество структурных составляющих в структуре ВКА. (3.27) где - относительная стоимость сгенерированной структуры; - относительная стоимость -го варианта -го варианта -го струк- турного элемента ( ). Для сверхвысоковакуумной ВКА в первую очередь предпочтитель- нее структуры с отсутствием механизмов, работающих в вакуумной по- лости, т.е. механизмов перемещения и герметизации уплотнительного - 92 - диска ( ), поэтому при анализе в первую очередь следует рассматривать структуры, полученные с использованием выражений (3.22) и (3.23). - 112 - влияния на динамические характеристики ВКА: перегрузки на уплотни- тельной паре, скорость приложения усилия герметизации, быстро- действие. Все искомые параметры связаны с перемещением уплотни- тельного диска, в частности зависят от приведенного максимального угла его "выбега": (3.58) где - фактический угол останова выходного звена привода; - требуемый угол останова выходного звена привода (окончание цикла работы ВКА), поэтому результирующая информация представлена в виде зависимостей от перечисленных характеристик структуры ВКА: на рис. 3.6,а приведена усредненная зависимость ; на рис. 3.6,б - график ; на рис. 3.7,а - ; на рис. 3.7,б - . В связи с тем, что надежность работы ВКА во многом определя- ется действующими на ее элементы усилиями, необходимо уменьшение перегрузок на уплотнительную пару, определяемое минимизаци- ей ( ). Для достижения этого, помимо изменения парамет- ров структуры ВКА целесообразно ввести параметр - угол опережения отключения привода: (3.59) где - фазовый угол, характеризующий момент отключения двига- теля. Зависимость представлена на рис. 3.8. Анализ результатов моделирования функционирования ВКА позво- лил выделить следующие возможные пути уменьшения перегрузок на уп- лотнительную пару при определенной жесткости уплотнения: уменьше- ние мощности двигателя; уменьшение к.п.д. механизмов ВКА после от- ключения двигателя; увеличение передаточных функций применяемых механизмов; введение угла опережения отключения привода и исполь- зование накопленной кинетической энергии для герметизации уплотни- - 115 - тельной пары. С целью изучения влияния структуры ВКА на скорость приложе- ния усилия герметизации ( ), была смоделирована конструкция ва- куумного клапана КЭУн [54], гипотетически реализованная различными типами механизмов при сохранении единого . Результаты исследо- ваний в виде зависимости приведены на рис. 3.9. Как следует из данного графика, наименьшее значение на стадии герметизации у конструкции с механизмом переменной структу- ры, затем - совмещенной структуры, а худшее значение у меха- низма непосредственного действия, что хорошо согласуется с резуль- татами проведенного ранее кинематического анализа, и, следователь- но, выведенный в п. 3.4.2 критерий Ф, обобщенный вид которого при- веден в выражениях (2.21,2.22), оценивает не только кинемати- ческие, но и динамические характеристики ВКА и его минимизация ве- дет к их улучшению, поэтому критерий Ф является интегральным кри- терием качества ВКА (обобщенным критерием) [127]. Помимо проверки работоспособности и оценки свойств синтезиру- емых конструкций ВКА подобный подход к моделированию функциониро- вания ВКА, основанный на решении уравнения (2.18), обеспечивает нахождение рациональной совокупности перечисленных параметров ФМ ВКА путем их перебора, т.е. позволяет определить желательные зна- чения параметров структурных составляющих ВКА, что является необ- ходимым условием синтеза элементных структур ВКА и оптимизации конструкции при функционально-схемотехническом проектировании. Выводы. 1. Предложена обобщенная модель функционально-схемотехни- ческого проектирования ВКА, предоставляющая конструктору упорядо- ченную последовательность действий, необходимых для выбора страте- - 117 - гии при создании ВКА. 2. Разработана методика и математическая модель параметри- ческого анализа конструкций ВКА, позволяющая выявлять необходи- мость модернизации конструкций и проводить их оценку. 3. Разработана методика функционально-схемотехнического про- ектирования ВКА, позволяющая генерировать и находить удовлетворяю- щие ТЗ технические решения ВКА. Предложены правила генерации, пре- образования и выбора структур ВКА и проведена формализация про- цесса ее структурного синтеза. 4. Предложена методика синтеза ФПД ВКА как этапа ее функцио- нального проектирования, позволяющая разрабатывать функциональную структуру ВКА тогда, когда разработка ее элементной структуры на основе известных функциональных структур не удовлетворяет требова- ниям ТЗ. 5. Показана важность синтеза механизмов при проектировании ВКА. Выделена группа классификационных признаков, имеющих опреде- ляющее значение для их синтеза, произведена систематизация струк- тур ВКА применительно к механизмам и представлено их описание на введенном предметно-ориентированном языке схемотехнического проек- тирования. Предложены пути синтеза кинематических схем механизмов ВКА. 6. Проведен кинематический анализ механизмов ВКА, на основа- нии которого обоснованы и выведены критерии оптимальности ВКА. 7. Произведен анализ процесса функционирования ВКА на основе его моделирования. Изучено влияние параметров структурных состав- ляющих на динамические свойства ВКА, позволившее сформулировать возможные пути улучшения показателей качества ВКА. Отмечена важ- ность моделирования функционирования ВКА при ее схемотехническом проектировании. . - 118 - 4. СОЗДАНИЕ НОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ВКА НА БАЗЕ АВТОМАТИЗАЦИИ СХЕ- МОТЕХНИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Исследования, проведенные во второй и третьей главах настоя- щей работы, показали неизбежность использования средств вычисли- тельной техники для решения задач функционального и схемотехни- ческого проектирования ВКА вследствие их сложности и больших раз- мерностей при необходимости охвата всех возможных вариантов синте- зируемых решений, а также для исключения субъективизма при прове- дении оптимизации ВКА. 4.1. Программные средства анализа существующих конструкций ВКА. Созданные программные средства реализуют разработанную инва- риантную [142] методику параметрического анализа ВКА (п.3.2), а также метод выбора типа структурных составляющих ВКА (п.3.3) и представляют собой три программых модуля "WYBOR", "VTIP", "OPTIM". Программный модуль "WYBOR", построенный по функционально- мо- дульному принципу, обеспечивает проведение параметрического анали- за существующих конструкций ВКА на соответствие требованиям ТЗ и, позволяя найти аналоги или прототипы, обеспечивает выбор оптималь- ной конструкции [143]. Структура программного модуля, состоящего из блока управления (БУ), блоков выбора и анализа конструкций (БВК, БАК), блока формирования весовых коэффициентов (БФВК), блока управления базой данных (БУБД), связанного с блоками занесения (БЗК), удаления (БУК), коррекции (БКП) и просмотра параметров конструкций (БПП) и каталогов (БПК), блоков ввода-вывода и обра- ботки файлов данных (БВВ, БОФД) приведена в приложении на рис. П.1. Программный модуль "WYBOR" позволяет: осуществить параметри- - 119 - ческий выбор марки конструкции ВКА, наиболее полно соответствующей заданным параметрам ТЗ с учетом важности того или иного параметра в каждом конкретном случае выбора; работать с созданной базой дан- ных в режимах: просмотра каталога имеющихся конструкций и значений их параметров, коррекции значений параметров конструкций, внесения новых или удаления устаревших конструкций из банка данных; форми- ровать значения весовых коэффициентов рассматриваемых параметров либо путем назначения, либо с использованием метода парных сравне- ний. Входными параметрами модуля являются: код режима работы; тре- буемые значения параметров конструкций ВКА (ТЗ); значения весовых коэффициентов рассматриваемых параметров. Выходными параметрами модуля являются: марка конструкции ВКА, наиболее полно удовлетворяющей ТЗ, и ее параметры; информация о конструкциях-аналогах (также отвечающих ТЗ); информация о конструкциях-прототипах (не удовлетворяющих ТЗ) с указанием неу- довлетворенных параметров (по желанию пользователя). Оптимизация выбора осуществляется блоком БАК в соответствии с критерием (2.19). При этом принято, что разброс значений парамет- ров существующих конструкций подчиняется равномерному распределе- нию, что объясняется дискретным рядом конструкций ВКА. Информационное обеспечение модуля включает значения парамет- ров характеристик существующих конструкций ВКА, сформированные по данным источников п. 1.2, список критичных для выбора параметров ВКА и предлагаемые значения их весовых коэффициентов. Программный модуль "VTIP", также построенный по функциональ- но-модульному принципу, обеспечивает качественный выбор типов основных ФМ ВКА на основании разработанных таблиц применимости (п. 3.3) [144]. Структура модуля, включающего блок диалогового взаимо- действия (БДВ), блок выбора типов (БВТ) приводов (Пр), вводов дви- - 120 - жения (ВД) и уплотнительных пар (УП), блок анализа и оптимизации (БАО) и блок контроля ввода данных (БК), представлена на рис. П.2. При выборе вакуумных вводов движения программный модуль "VTIP" позволяет производить поиск и выбор их типов по основным и допол- нительным критериям качества, а также проводить оптимизацию полу- ченных типов по критерию относительной стоимости. Входными данными модуля является информация о требуемых пара- метрах ФМ, представляемая в соответствии с градациями соответству- ющих таблиц п. 3.3. Выходными данными являются: качественная информация о типах ФМ, удовлетворяющих ТЗ; информация о типах ФМ, не удовлетворяющих одному или двум заданным требованиям, с указанием параметров, под- лежащих изменению. Программный модуль "OPTIM" предназначен для проведения срав- нительного параметрического анализа нескольких однотипных конструкций ВКА, задаваемых пользователем с целью выявления наи- лучшей, или для оценки технического уровня новой разработки [143], и является автономной реализацией блока БАК модуля "WYBOR". Отли- чие заключается только в типе используемых при оптимизации идеаль- ных моделей. Если в модуле "WYBOR" идеальной моделью является конструкция, описываемая требованиями ТЗ, то в модуле "OPTIM" при сравнительном анализе конструкций - это конструкция с параметрами, лучшими, чем у существующих конструкций ВКА, хотя возможно и не достижимыми, а при оценке технического уровня - это параметры конструкции ВКА, являющейся лучшей (эталонной) в рассматриваемом классе устройств. Входными параметрами модуля "OPTIM" являются: код рассматри- ваемого класса ВКА; диаметр условного прохода; количество рассмат- риваемых конструкций; значения параметров сравниваемых конструкций ВКА и их весовые коэффициенты (аналогично модулю "WYBOR"). - 121 - Выходными параметрами модуля являются: степень сходства рассматриваемых конструкций с идеальной моделью (%), номер наилуч- шей конструкции и ее параметры. Информационное обеспечение модуля "OPTIM", помимо данных, используемых в модуле "WYBOR", содержит параметрическое описание идеальных моделей всех типоразмеров ВКА. Рассмотренные программные средства инвариантны [145] и могут быть использованы для анализа ТО любой предметной области при соз- дании соответствующего информационного обеспечения. 4.2. Программные средства синтеза и анализа структур ВКА. Основополагающим этапом функционально-схемотехнического про- ектирования ВКА является синтез ее структур, проводимый на основе формализованных в п. 3.3 положений. При этом необходимость опери- рования с параметрами входных и выходных свойств сопрягаемых эле- ментов делает программные модули синтеза структуры ВКА и генерации ее ФПД идентичными. Причем программный модуль структурного синтеза ВКА "VP1" оперирует соответствующими параметрами допустимых вари- антов ФМ ВКА, выбранных с помощью средств п. 4.1, а программный модуль генерации ФПД ВКА "VP2" - параметрами входных и выходных свойств ФЭ из созданного предметно-ориентированного банка структу- ризованных описаний ФЭ. Модуль "VP2" позволяет генерировать цепочки ФЭ по следующим алгоритмам: по описанию ВКА на физическом уровне, включающем связи между ее элементами на основе конкретной структурной модели; по заданному входному управляющему воздействию и требуемому результа- ту с возможностью выбора желаемой длины цепочки ФЭ [146]. Следует отметить, что разработанная методология структурного синтеза применима и для создания других ТО, представимых в виде - 122 - последовательно взаимодействующих модулей [147 - 149]. Одним из важнейших аспектов автоматизации конструкторской де- ятельности при создании ВКА [150] является синтез ее механизмов, который, как отмечалось в п. 3.4, предлагается производить двумя путями: на основе типовых элементарных механизмов или на основе анализа форм цепей. В соответствии с этим разработаны два пакета прикладных программ (ППП), общим начальным этапом которых является синтез формулы строения ВКА (выражение (3.35)), реализованный программой "SSVC1", которая запрашивает в диалоговом режиме данные в соответствии с выделеными классификационными признаками, описан- ными в п. 3.4. На основании конкретных признаков формируется описание желаемого принципа работы ВКА и определяются требования к механизмам ВКА с позиции реализации перекрытия и герметизации про- ходного отверстия. ППП "Р4" предназначен для синтеза механизмов ВКА из типовых элементарных механизмов и расчета параметров типовых и синтезиро- ванных механизмов [144]. Структура ППП, включающая: модули расчета элементарных меха- низмов (МР): кулачкового механизма (КулМ), кулачкового механизма с архимедовой спиралью (КулМАС), кривошипно-ползунного механизма (КПМ), двухползунного механизма (2ПМ), клинового механизма (КлМ), винтового механизма (ВМ), зубчатого механизма (ЗубМ), механизма шарнирного четырехзвенника (Ш4Зв), кулисного механизма (КулисМ); модуль контролируемого ввода данных (МКВвД); модуль синтеза меха- низмов (МСМ); модуль расчета параметров синтезированного механизма (МРП); модуль оказания помощи (МОП) при работе с ППП - приведена на рис. П.3. Входными параметрами ППП являются: типы элементарных механиз- Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |