на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социум


раскрывается взаимосвязь соц. структур и деятельных соц. агентов.

Последние десятилетия в развитии современной социологии отмечены, с одной

стороны, появлением новых соц. концепций, дальнейшим усилением их

многообразия, с другой - все яснее проявляющимся стремлением преодолеть

традиционный разрыв макро- и микросоциологии, теоретического и

эмпирического подходов к изучению и пониманию соц. реальности. Такое

стремление началось в 30-е годы, но именно в 70-90 оно приобретает

характер устойчивой, доминирующей тенденции. Значение объединительных

попыток состоит не только в том, что они сами по себе несут немалое новое

соц. значение, но и в том, что успешное решение этой важнейшей задачи

может означать переход к качественно новому этапу в развитии

теоретической социологии. Речь идет о тенденции движения не к одной и

единственной общесоц. теории, исключающей плюрализм соц. парадигм, а об

обеспечении единства и многообразия, при котором сохраняющийся плюрализм

не исключал, а предполагал сближение различных методологических подходов

к изучению соц. действительности. Речь идет о потребности в создании

более широкой и высокой соц. научной системы, способной обобщить лучшие

достижения различных направлений современной социологии.

Интегралистские, объединительные тенденции в современной социологии

рельефно проявились в частности в новейших концепциях «коммуникативного

действия» Хабермаса, «структуралистского конструктивизма» Бурдье,

«структурации» Гидденса, "неофункционализма" Александерса и др. Немецкий

соц. философ и социолог Юрген Хабермас в работах «Теория коммуникативного

действия», «Фактичность и значимость» и др. сделал попытку соединить

концепции структурного функционализма и концепции феноменологии, добиться

интеграции теории действия и теории систем. С творчеством этих социологов

связан качественно новый этап в развитии социологической науки.

22. Структуралистский конструктивизм Бурдье и теория структурации

Гидденса

Известный французский социолог Пьер Бурдье (1930) создал концепцию

структуралистского конструктивизма, в которой попытался соединить

объективное (влияние соц. структуры) и субъективное (конструирование

личностью объектов) в соц. познании, преодолеть односторонность как

объективизма, так и субъективизма.

В определении и изучении сути соц. отношений Бурдье предложил

использовать одновременно 2 принципиальных подхода:

1)структурализм - в соц. системе существуют объективные структура, не

зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или

иные их действия и стремления;

2)конструктивизм - действия людей, обусловленные жизненным опытом,

процессом социализации, "формируют соц. агента как истинно практического

оператора конструирования объектов".

Объединяя в своем учении принципы структурализма и конструктивизма, он

использует 2 центральных в его концепции понятия – «соц. поле» и

«габитус».

Соц. поле - это соц. пространство, в котором осуществляется различное

взаимодействие людей, включающее целый ряд разных полей – политическое,

экономическое, культурное, духовное и др.

Под габитусом понимается система прочных приобретенных

предрасположенностей индивидов, которые формируются под воздействием

объективной соц. среды и используются ими в своих действиях как исходные

установки.

На этой основе он стремится внести свой вклад и в преодоление

противопоставления макро- и микросоциологии.

Крупнейшие труды:

-- "Соц. пространство и символическая власть",

-- "Социология политики" (1993),

-- "Начала" (1994).

Крупнейший английский социолог и политолог Энтони Гидденс (1938)

(Капитализм и современная соц. теория, внес значительный вклад в

интерпретацию классической социологической теории ("Политическое и

социологическое воззрение Макса Вебера", "Эмиль Дюркгейм" и др.). Гидденс

выдвинул оригинальную теорию структурации, также направленную на

интеграцию макро- и микроподходов к исследованию соц. реальности

("Элементы теории структурации").

Его теория исходит из того, что в общественной жизни действия и структуры

неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Именно соц. действия

создают и воспроизводят соц. структуры, а эти последние во многом

обуславливают соц. действия. Поэтому социология, как и другие соц. науки,

должна иметь дело не с опытом индивида и не со всеобщими соц. формами, а

с соц. опытом, упорядоченным во времени и пространстве, в основе которого

лежит человеческая деятельность. Соц. практики "одинаковы" в опр. времени

и пространстве благодаря рефлексивности агентов, которая трактуется

Гидденсом как "мониторинг течения соц. жизни". В свою очередь индивиды,

усваивая в ходе социализации законы и навыки соц. деятельности",

обеспечивают повторение соц. практик, что и делает возможным их типизацию

и научный анализ.

И здесь он выступает как против волюнтаристов, отрицающих или принижающих

влияние условий среды, так и против детерминистов, игнорирующих или

недооценивающих роль и значение воли и желаний субъекта в этой

деятельности. Против этих крайностей и была направлена его концепция

взаимосвязи и органического сочетания соц. структуры и соц. действия.

Гидденс считает, что необходима объединительная парадигма, а не полюсные

подходы.

23. Социологическое понимание общества. Социальные связи и взаимодействия

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися

формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих

потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью,

самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и

саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются

особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и

взаимодействия людей.

Общество представляет собой теснейшее сплетение разнообразных соц. связей

и взаимодействий, исходной первоносной которого выступает соц. действие.

Человеческое действие приобретает черты соц. действия только тогда, когда

оно осознанно и сориентировано на поведение других, когда оно

воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения других

людей.

Соц. действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп,

выступает как соц. связь. Она включает такие основные элементы:

-- субъекты этой связи,

-- предмет связи, характеризующий содержание связей;

-- механизм осуществления связи и его сознательное регулирование.

Поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от

него самого, его физических качеств, а от совместно живущих и совместно

действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга.

При этом с прогрессом общества такая зависимость неуклонно возрастает.

Соц. связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта

– поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия.

Соц. взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при

которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и

следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди

взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение

друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но

обычно и изменение соц. отношений.

Соц. отношения - это одна из форм проявления соц. взаимодействий, которая

отличается длительностью, устойчивостью и системностью соц.

взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания соц. связей.

Соц.взаимодействия могут классифицироваться по различным основаниям.

Сорокин разграничил их:

1)по количеству субъектов взаимодействия на:

-- взаимоотношения двух людей друг с другом;

-- одного и многих;

-- многих и многих;

2)по характеру взаимоотношений субъекта взаимодействия на:

-- односторонние и

-- двусторонние,

-- а также на солидарные и

-- антагонистические;

3)по своей длительности на:

-- кратковременные и

-- долговременные;

4)по наличию или отсутствию организованности на:

-- организованные и

-- неорганизованные;

5)по сознательности взаимодействия:

-- сознательные и

-- бессознательные;

6)по материи обмена в процессе обмена на:

-- интеллектуальные,

-- чувственные и

-- волевые.

Важным подразделением соц. взаимодействий является и такое, как

непосредственные и опосредованные взаимодействия.

24. Общество и культура. Социальная роль культуры

Общество как широкая социальная реальность характеризуется не только

своим групповым характером, но и регулируемым поведением людей, в основе

которого лежат ценности, нормы, правила поведения, т.е. культура данного

общества.

Т.о., соц. культура - это система соц. значимых ценностей, норм и правил

поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей,

социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих

упорядочению опыта и соц. регулирования.

Общество как большая соц. группа и культура как способ регулирования

поведения людей – двуединые стороны, два связанных аспекта соц.

взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Это две наиболее общие и

важные категории социологии, под углом которых рассматриваются все

общественные явления и процессы. Благодаря культуре функционирует и

воспроизводится соц. структура общества, а благодаря обществу культура

формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов.

Социум и культура – это две взаимосвязанные и взаимодействующие

подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и

структуры соц. взаимодействий людей и их коллективов, а другая –

содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий.

В социологии культура проявляется как в материальной, так и в духовной

форме. Это все, что явилось предметом человеческой деятельности и усвоено

обществом.

Социальную роль культуры невозможно переоценить, т.к. она определяет само

содержание любого соц. явления или процесса, жизнедеятельности всего

общества, соц. групп и личностей. В истории социологической и соц.-

философской мысли выявились 2 основных подхода к определению места и роли

культуры в жизни общества – материалистический и идеалистический. Кто

исходил из материалист. понимания истории, видели в духовной культуре

вторичный, надстроечный фактор такого развития, а те (zB. Вебер), кто

отдавал предпочтение историческому идеализму, видели именно в духовной

культуре решающий момент в жизни и развитии общества.

Соц. роль культуры проявляется в 3 аспектах:

1.Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в

личность, его социализации.

2.Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества,

соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во

многом определяющая стабильность всей общественной системы.

3.Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и

модернизации общественной жизни. Особенно велика соц. роль культуры

проявляется в переходные эпохи развития общества (Россия).

25. Социальные ценности и нормы, их роль в общественной жизни

Важнейшей частью соц. культуры являются соц. ценности и нормы. Каждое

конкретное общество, помимо общечеловеческих ценностей и норм, имеет и

свои специфические представления о том, что нужно, важно, а что нет. В

этом находит свое выражение национальное, профессиональное своеобразие

культуры данного общества, соц. или иной группы. Соц. ценности – продукт

соц. взаимодействия людей и их групп, в процессе которого обнаруживается

способность того или иного соц. явления удовлетворять потребности,

интересы личности, соц. группы или общества в целом и происходит его

оценка. Они позволяют каждому члену общества понять и усвоить, что в нем

признается добром, а что злом. Поведение людей в обществе, соц. группе

определяется прежде всего их ориентацией на определенные ценности.

Соц. ценности - это более или менее общепризнанные поведенческие

стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по

поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и

средств, которые ведут к этим целям. Соц. ценности отвечают на вопрос,

как относится к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Категорию

«соц. ценности» ввел М. Вебер. Будучи главным элементом соц. регуляции,

соц. ценности определяют ее общее, стратегическое направление.

В системе соц. регуляции ценности выступают как более общий элемент,

являющийся основанием для выработки другого, последующего элемент – соц.

нормы. Соц. нормы производны от соц. ценностей и основываются на них.

Соц. нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие

поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями

определенной культуры и укрепляющие стабильность и целостность общества.

Повторяемость, регулярность определенных соц. взаимодействий вызывают в

обществе потребность в закреплении таких общих норм, которые бы

единообразно определяли действия людей и отношения между ними в соот.

ситуациях. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем

применения соц. поощрений и соц. наказаний, т.е. позитивными и

негативными санкциями, выступающий как наиболее конкретный элемент в

структуре соц. регуляции. Соц. нормы классифицируются по различным

основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни

общества подразделение на правовые и моральные. Первые проявляются в

форме закона, иного гос. или административного акта, содержат четкие

диспозиции и санкции, осуществляемые соответствующими органами.

Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального

долга личности. Соц. нормы могут опираться не только на юридические и

нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

26. Общество и личность. Социальные статусы и роли

Широкой проблемой характеристики общества как социокультурной реальности

является вопрос о личности и ее взаимодействии с обществом. Личность

занимает особое место в соц. структуре общества как ее основной элемент,

без которого нет соц. действий, взаимодействий, ни соц. отношений, соц.

институтов. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных

отношений.

В обыденном сознании нередко отождествляются такие понятия, как

"человек", "индивид", "личность". Социологию человек интересует прежде

всего не как продукт природы, а как продукт общества, для социологии

важнейшее значение имеет категория "личность".

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности

человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и

качеств данного общества.

Неотъемлемыми характерными чертами личности являются самосознание,

ценностные ориентации, соц. отношения, ответственность за свои поступки.

Т.е. человеком рождаются, а личностью становятся.

Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет

конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями,

т.е. имеет определенный соц. статус. Он охватывает разностороннюю и в то

же время обобщающую характеристику положения индивида: профессию,

квалификацию, материальное положение, национальность, возраст, семейное

положение и т.д. Соц. статус в свою очередь подразделяется на:

-- предписанный, полученный независимо от субъекта, чаще всего от

рождения (раса, пол, возраст) и

-- достигнутый, приобретенный собственными усилиями индивида.

В ряде случаев индивид может иметь и смешанный соц. статус.

Чем шире в обществе распространены достигаемые статусы и чем более важную

роль они играют в общественной жизни, тем общество в целом более

демократично и цивилизованно. Одна и та же личность имеет несколько

статусов (является субъектом двух или более соц. групп). Один из них

является основным, главным, определяющим положение человека в обществе в

целом (обычно такой статус связан с должностью по основному месту работы)

. От соц. статуса следует отличать личный статус. Они могут не совпадать.

Соц. статус личности может находит свое выражение в статусных символах

(униформа).

Не менее важное значение для характеристики личности имеет такая ее

сторона, как социальная роль – ожидаемое поведение человека, связанное с

его соц. статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном

обществе. Это находит свое выражение в совокупности ожиданий (ролевые

ожидания) и требований (ролевые требования), выдвигаемых обществом или

соц. группой перед личностью, занимающей определенный статус. С одним и

тем же статусом связано выполнение нескольких соц. ролей. Совокупность

ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой

("ролевой набор" по Мертону). Как и соц. статусы, соц. роли могут

закрепляться формально (в законе и ином правовом акте), а могут носить и

неформальный характер (моральные нормы поведения).

От соц. роли отличается ролевое поведение, которое означает не соц.

запрограммированное ожидаемое, а фактическое поведение того, кто данную

роль выполняет. В процессе выполнения соц. ролей личности могут возникать

определенные трудности (ролевые напряжения) и конфликты (ролевые

конфликты), связанные с противоречиями между различными нормативными соц.

ролями или между разными элементами одной и той же соц. роли. Ролевое

напряжение обычно возникает в связи с трудностями выполнения, совмещения

ролевых обязательств и несоответствием внутренних установок личности

требованиям роли. Ролевые конфликты – проявление более острого

противоречия между ролями или различными сторонами одной роли, когда эти

роли или стороны выступают как несовместимые, исключающие друг друга.

27. Социализация индивида и особенности ее основных этапов.

Ресоциализация

Социализация – осуществляющийся на протяжении жизни индивидов процесс как

организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со

стороны общества и его структур, в результате которого люди усваивают

определенную систему знаний, ценностей и норм, накапливают соц. опыт

жизнедеятельности в конкретном обществе, соц. группах и организациях и

становятся личностями, полноправными членами данного общества.

Социализация представляет собой процесс диалектического взаимодействия

индивида со соц. средой, в ходе которого с одной стороны реализуются

заложенные в человеке природные задатки, а с другой, общество посредством

воспитания, образования трансформирует их в соц. значимые свойства

человеческой личности при активном участии самого человека. Социализация

– длительный и многократный процесс, охватывающий практически всю жизнь

индивида. Благодаря ей индивид не только включается в жизнь общества, но

и получает и изменяет свой соц. статус и соц. роли. На основе

социализации и благодаря ей происходит реализация потенциальных

возможностей и способностей каждой личности. В то же время она служит

одним из важнейших факторов нормального функционирования общества,

обеспечениря и стабилизации соц. порядка, необходимой преемственности

общественного развития. Все, кто осуществляет социализацию или

способствует ей называются агентами социализации. Это родители, семья,

воспитатели, учителя, друзья, коллеги, школы, вузы, трудовые коллективы и

т.д.

Социализация включает в себя различные этапы, каждому из которых присущи

свои особенности. По-разному решается в литературе:

-- одни выделяют в социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой

этапы,

-- другие – первичная социализация (от рождения до утверждения зрелой

личности) и вторичная социализация, связанная с перестройкой личности в

период ее соц. зрелости,

-- третьи предлагают более дробное деление (младенчество, детство,

юность, разные степени зрелости, старость).

В отличие от первичной социализации детей, юношей и девушек социализация

взрослых носит вторичный характер, будучи связана с заменой ранее

приобретенных и утвердившихся знаний, ценностей на качественно новые.

Такая вторичная социализация называется ресоциализация – процесс усвоения

взрослыми новых знаний, ценностей, норм, идеалов, статусов, ролей вместо

прежних. Особенно резко ресоциализация проявляется когда человек внезапно

попадает в принципиально иную ситуацию, но чаще всего связана с

существенным изменением статуса и ролей личности, изменением профессии и

переподготовкой кадров.

Тип, характер, социализация, ее формы, методы и средства определяются

прежде всего тем, в рамках какого общества, культуры она осуществляется.

В демократическом обществе социализация будет носить по содержанию и

форме демократический характер, основываться на соответствующих ценностях

и нормах, ориентироваться на такие же цели и идеалы. В условиях

недемократических режимов, когда игнорируются и подавляются права

человека и гражданина, индивидуальность личности социализация будет

носить иной характер.

28. Общество как социальная система, ее структура

Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав,

включающие большое число разнопорядковых соц. явлений и процессов.

Составными элементами общества являются люди, соц. связи и действия, соц.

взаимодействия и отношения, соц. институты, соц. группы, общности, соц.

нормы и др. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи

с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в

обществе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается от

произвольного хаотичного скопления людей и других соц. явлений. Соц.

структура во многом определяет устойчивость, стабильность всего общества

как системы. Общество как соц. система – это такой соц. организм, который

функционирует и развивается по своим собственным законам.

Под обществом как соц. системой в социологии понимается большая

упорядоченная совокупность соц. явлений и процессов, более или менее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.