на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социум


|система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой |

|реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается|

|приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в |

|детерминации сознания и поведения индивида. |

|Соц. факты Д. подразделял на: |

|-- морфологические (плотность населения); |

|-- образующие материальный субстрат общественной жизни, |

|-- духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая |

|роль. |

|Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное |

|внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, |

|связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под |

|которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное |

|для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые |

|ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С |

|аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с |

|принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа |

|самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы. |

|Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на |

|индивида: |

|-- эгоистическое, |

|-- альтруистическое и |

|-- аномическое. |

|Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в |

|священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. |

|солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, |

|реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из |

|первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное |

|и прикладное в социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед |

|социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию |

|социолог. исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его |

|вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, |

|религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии |

|рубежа прошлого и нынешнего столетий. |

| |

|9. Работа Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда» |

|Работа Дюркгейма «О разделении общественного труда» - это его первая |

|крупная работа, написанная на базе его докторской диссертации. Она |

|полностью посвящена теме взаимоотношения между обществом, коллективом и |

|личностью. Основной вопрос формируется следующим образом: как появляется |

|общество из совокупности индивидов и какими средствами и факторами индивиды|

|обеспечивают солидарность и интегрированность общества? |

|Чтобы ответить га этот вопрос, Дюркгейм формулирует положение о двух |

|различных формах солидарности - механической и органической. Он различает |

|солидарность вследствие сходства индивидов и солидарность вследствие их |

|дифференциации. В первом случае индивиды мало отличаются друг от друга, они|

|похожи, потому что испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым |

|ценностям, в сознании каждого господствуют сходные коллективные чувства. |

|Это касается примитивных, архаичных обществ, в которых индивиды |

|взаимозаменяемы. Вывод Дюркгейма сводится к тому, что индивид не является |

|первичным, осознание индивидуальности приходит исторически. Первичным |

|является общество. Ибо коллективные чувства и сознание покрывают основную |

|часть индивидуальных сознаний. |

|Органическая солидарность возникает вследствие дезинтеграции механической |

|солидарности и архаичной сегментарной структуры общества. В реализации этих|

|исторических перемен, на первый план выступает феномен разделения |

|общественного труда, под которым Дюркгейм понимает профессиональную |

|специализацию. Она является признаком высокоорганизованного, развитого |

|общества, которое, чтобы жить и нормально функционировать, не может |

|обойтись без согласия и урегулированности. |

|Разделы работы посвящены проблемам формирования и развития органической |

|солидарности, права и нравственности как соц. институтов, привязывающих |

|индивидов друг к другу, устанавливающих в обществе согласие и порядок. |

|Дюркгейм подробно анализирует соц. причины и условия разделения труда, |

|которые связаны не с потребностями отдельного индивида, а с потребностями |

|общества как целого. Пока объем и плотность обществ остаются на прежнем |

|уровне и разделение труда незначительно. Солидарность в таком обществе |

|носит механический характер. |

|Дюркгейм ставит и анализирует следующие проблемы: |

|1)Исчезновение сегментарного общества вместе с возрастанием моральной и |

|материальной плотности общества в ходе увеличения его объема. |

|2)Интенсивность борьбы за существование в этих условиях вызывает прогресс |

|разделения труда. |

|3)Примат общества, т.е. индивид возникает из общества, а не общество из |

|индивидов. Индивидуальная личность формируется и прогрессирует только под |

|воздействием разделения труда. |

|4)Взаимосвязь разделения труда, органической солидарности, права и морали. |

| |

|Дюркгейм также подчеркивает проблему становления права и нравственности в |

|процессе разделения труда. Ибо это и есть совокупность уз, привязывающих |

|людей друг к другу и к обществу. Морально все то, что служит источником |

|солидарности, все, что заставляет человека считаться с другими. |

| |

|10. «Понимающая» социология Макса Вебера и его теория социального действия |

| |

|Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель |

|понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей |

|социологии 20 века. Наименование «понимающая социология» и «теория |

|социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его |

|основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла |

|действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология|

|по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, |

|можно понять, считал он, действительную сущность и общества в целом и его |

|структуры. Среди его основных трудов: |

|-- «Протестантская этика и дух капитализма», |

|-- «О некоторых категориях понимающей социологии», |

|-- «Хозяйственная этика мировых религий», |

|-- «Хозяйство и общество». |

|Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом |

|действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится|

|социальным лишь тогда, когда: |

|1)действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие |

|субъекта мотивировано; |

|2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других, |

|соориентированно. |

|2 признака социального действия: |

|-- субъективно подразумеваемый смысл и |

|-- ориентация на поведение других людей. |

|Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени |

|рациональности) |

|-- целерациональные, |

|-- ценностно-рациональные, |

|-- аффективные и |

|-- традиционные. |

|Положив в основу своей теории соц. действия рациональность, Вебер почти все|

|внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются |

|по-настоящему осознанными, социальными. |

|Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип соц. |

|действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально |

|соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта|

|для достижения данной цели. |

|Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении |

|внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность |

|этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми |

|последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты. |

|В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена |

|очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, |

|второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке. |

| |

|11. «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера 1904-1905 гг. |

|Макс Вебер (1864-1920) – выдающийся немецкий социолог, создавший |

|"понимающую социологию", в центре которой изучение социальных действий, как|

|движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. |

|Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности |

|создается социальными действиями индивидов. |

|В работе "Протестантская этика и дух капитализма" социологи настаивает на |

|необходимости выявить связи между целой серией социальных действий людей, |

|чтобы понять суть тех или иных исторических событий. От социолога требуются|

|усилия, чтобы "заглянуть за" конкретные социальные действия индивидов. Так,|

|в данной работе Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных |

|ценностей и развития "духа капитализма", утверждая, что в странах, где эти |

|ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические |

|отношения. Но выявление корреляции между ценностными установками и |

|характером соц. действий - лишь одна часть исследования. |

|Другая часть исследования состояла в том, чтобы установить как и почему |

|протестантские ценности, которые сами по себе явно не были нацелены на опр.|

|экономические результаты, скрытно, не зависимо от намерений способствовали |

|развитию капитализма. По мнению Вебера, основной причиной подобного рода |

|непреднамеренных, непредвиденных последствий стало убеждение масс людей в |

|том, что только через аккуратный и честный труд во имя приумножения славы |

|Божьей на Земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в |

|рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое |

|поведение, которое предопределяло высоко рациональные образцы |

|экономического поведения. Отсюда Вебер делает вывод о том, что |

|мотивированные опр. ценностями соц. действия, выражающиеся в своеобразном |

|типичном поведении значительного числа членов общества, неизбежно должны |

|были привести и привели к адекватным крупномасштабным переменам в обществе,|

|его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той|

|или иной стране. |

|И еще социолог показывает, что результаты идей, конкретные социальные |

|действия, даже если они весьма рациональны, отнюдь не всегда приводят к |

|первоначально задуманным результатам. Очень часто созданная людьми соц. |

|реальность включает в себя непреднамеренные и непредвиденные последствия. |

| |

|12. Социологическая мысль в дореволюционной России и ее основные |

|направления |

|Несмотря на серьезное экономическое и соц.-политическое отставание |

|тогдашней России от Запада, а также на то, что социология пришла к нам из |

|Западной Европы, а социологическая мысль в ней начала активно |

|функционировать лишь в последней трети 19 века, социология в России к концу|

|19 века достигла высокого уровня, мало чем утупающего тому, что имелось на |

|Западе в тот период. Сложные и обостряющиеся разнообразные соц. проблемы |

|пореформенного развития страны, как и достижения и проблемы ряда конкретных|

|соц. наук стимулировали обсуждение и научную разработку социолог. теории. |

|Российская социолог. мысль того времени имела возможность опираться на |

|достижения западноевропейской социологии. Большое влияние на нее оказали |

|взгляда Конта, Спенсера, Дюркгейма, Вебера и др. К тому же ряд ее |

|представителей, особенно Ковалевский, Мечников, Михайловский и др. |

|существенно повлиял на развитие западно-европейской социологии того |

|времени. В целом же российская социолог. мысль представляла собой сочетание|

|общего и национально-особенного. Последнее нашло вое выражение прежде всего|

|в отражении в ней своеобразия русской культуры и традиций российского |

|освободительного движения. |

|Уже на том этапе выявилось,. как и в зарубежной социологии, многообразие |

|различчных направлений, нередко заложивших принципиально различные и даже |

|противоположные позиции. Основными из них были: |

|-- географическое (Мечников, Соловьев, Ключевский); |

|-- органическое (Стронин, Лилиенфельд); |

|-- субъективистское (Лавров, Михайловский); |

|-- психологическое (Петражицкий, Кареев); |

|-- многофакторное (Ковалевский); |

|-- марксистское (Плеханов, Ленин). |

|Субъективистское направление: Лавров и Михайловский наибольшее внимание |

|уделяли проблемам соотношения социального и исторического; предмета и |

|метода социологии; теории прогресса и роли личности в истории. |

|Марксистское направление: Плеханов развивал идеи марксизма в свете |

|материалистического понимания истории, разрабатывал вопрос о соотношении |

|роли личности и народных масс в истории. Ленин больше внимания уделял роли |

|классов, народных масс. |

|Психологическое направление: Петражицкий определял социологию как науку, |

|призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, |

|опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов. Кареев критиковал|

|О.Конта, подчеркивая роль коллективной психологии как переходной ступени |

|между биологией и социологией, как подлинной основы последней. |

|Многофакторная концепция М.М.Ковалевского: плюралистический подход к |

|изучению общества. Главные труды Ковалевского: |

|-- "Современная социология"; |

|-- "Очерк развития социологических учений"; |

|-- "Социология" (2 тома). |

|Ковалевского как социолога интересовали следующие проблемы: связь |

|социологии с историческими науками; сравнительно-исторический метод |

|исследования; многофакторный подход к изучению общества; социальные |

|закономерности и общественный прогресс. |

| |

|13. П.А. Сорокин – один из классиков социологии 20 столетия. «Социальная и |

|культурная динамика» |

|В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как |

|создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. |

|стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных |

|систем. Жизненный и творческий путь Сорокина связан до 1922 года с Россией,|

|а с 1923 года с США. В 1919 году Сорокин создает первый в России |

|социологический факультет в Петроградском университете. Американский период|

|его творчества был более длительным и плодотворным. Сорокин не только |

|создает десятки крупных работ, но и социологический факультет Гарвардского |

|университета, 12 лет возглавляет его, избирается президентом Американской |

|социологической ассоциации. Сорокина по праву многие называют классиком |

|социологии 20 столетия, а иногда говорят, что он совершил «коперниковскую |

|революцию в социологии». Его основные труды: |

|(Русские:) |

|-- "Преступление и кара, подвиг и награда"; |

|-- "Система социологии"; |

|-- "Общедоступный учебник социологии"; |

|(США:) |

|-- "Социология революции"; |

|-- "Социальная мобильность"; |

|-- "Современные социологические теории"; |

|-- "Социальная и культурная динамика"; |

|-- "Социологические теории сегодня". |

|Интегрализм как своеобразная общая черта творчества Сорокина окончательно |

|сложился в трудах конца 30-40 годов, прежде всего в его «Социальной и |

|культурной динамике», в которой ярко и фундаментально показано циклическое |

|развитие, флуктуация различных типов культур и соц. суперсистем в Европе |

|почти за 3 тысячелетия. |

|Понимая культуру в самом широком смысле как основу общественной жизни, |

|Сорокин соединил в единое целое все аспекты социологического изучения |

|общества. Культура и ее ценности – вот интегрирующий фактор и в самой |

|общественной жизни и в ее социологическом исследовании. Социокультура у |

|Сорокина не конгломерат разрозненных явлений, а единство, все элементы |

|которого связаны, интегрированы, представляют собой систему, а ценность |

|служит фундаментом всякой культуры. |

|Социокультурные суперсистемы различаются прежде всего своими основными |

|ценностями. Вся история у Сорокина предстает как закономерная смена |

|доминирования в Европе 3 социокультурных суперсистем, 3 длительных этапов |

|человеческой истории, своеобразных особых, уникальных цивилизаций: |

|-- идеациональной, |

|-- чувственной и |

|-- идеалистической. |

|В первой господствующее положение занимают религиозные ценности, бог – |

|высшая истина, другие культурные системы (наука, искусство) подчинены |

|теологии. |

|Вторая характеризуется господством материализма и чувственных форм |

|познания, чувственных ценностей. |

|Третья представляет собой интеграцию, синтез черт и ценностей двух других |

|типов культур на основе сочетания материалистических и |

|религиозно-идеалистических взглядов и преобладания интуиции в познании, в |

|связи с чем этот тип может рассматриваться как интегральный. |

|Историческое развитие представляет собой циклическую флуктуацию указанных |

|типов культур, связанных с тремя способами познания - рациональным, |

|чувственным и интуитивным. Ими ограничиваются возможности человеческого |

|познания, в истории культуры и общества не возникает и не может возникнуть |

|чего-либо нового, история обречена на постоянное повторение, флуктуацию |

|циклов, которые отличаются лишь в деталях. Современную культуру Сорокин |

|относил к чувственной, находящейся в глубоком кризисе, связанным с |

|усилением влияния материализма и эмпиризма. Выход он видел в |

|нравственно-религиозном обновлении человечества, в переходе к "новой |

|интегральной культуре", когда новые духовные ценности истины, красоты и |

|добра выдвинутся на первый план. |

| |

|14. Работа Сорокина «Моя философия – интегрализм» |

|В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как |

|создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. |

|стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных |

|систем. |

|Интегральные и объединительные парадигмы образуют постмодерн в |

|социологической науке. Одним из первых, кто попытался ликвидировать |

|противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами был |

|российско-американский социолог Сорокин, создавший интегральную социологию.|

|Он предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности |

|социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали, |

|вертикале и в виде флуктуации, так и с учетом субъективности – сложной, |

|интегральной сущности человека, его ценностного мира. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.