![]() |
|
|
Социум|система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой | |реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается| |приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в | |детерминации сознания и поведения индивида. | |Соц. факты Д. подразделял на: | |-- морфологические (плотность населения); | |-- образующие материальный субстрат общественной жизни, | |-- духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая | |роль. | |Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное | |внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, | |связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под | |которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное | |для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые | |ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С | |аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с | |принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа | |самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы. | |Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на | |индивида: | |-- эгоистическое, | |-- альтруистическое и | |-- аномическое. | |Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в | |священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. | |солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, | |реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из | |первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное | |и прикладное в социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед | |социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию | |социолог. исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его | |вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, | |религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии | |рубежа прошлого и нынешнего столетий. | | | |9. Работа Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда» | |Работа Дюркгейма «О разделении общественного труда» - это его первая | |крупная работа, написанная на базе его докторской диссертации. Она | |полностью посвящена теме взаимоотношения между обществом, коллективом и | |личностью. Основной вопрос формируется следующим образом: как появляется | |общество из совокупности индивидов и какими средствами и факторами индивиды| |обеспечивают солидарность и интегрированность общества? | |Чтобы ответить га этот вопрос, Дюркгейм формулирует положение о двух | |различных формах солидарности - механической и органической. Он различает | |солидарность вследствие сходства индивидов и солидарность вследствие их | |дифференциации. В первом случае индивиды мало отличаются друг от друга, они| |похожи, потому что испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым | |ценностям, в сознании каждого господствуют сходные коллективные чувства. | |Это касается примитивных, архаичных обществ, в которых индивиды | |взаимозаменяемы. Вывод Дюркгейма сводится к тому, что индивид не является | |первичным, осознание индивидуальности приходит исторически. Первичным | |является общество. Ибо коллективные чувства и сознание покрывают основную | |часть индивидуальных сознаний. | |Органическая солидарность возникает вследствие дезинтеграции механической | |солидарности и архаичной сегментарной структуры общества. В реализации этих| |исторических перемен, на первый план выступает феномен разделения | |общественного труда, под которым Дюркгейм понимает профессиональную | |специализацию. Она является признаком высокоорганизованного, развитого | |общества, которое, чтобы жить и нормально функционировать, не может | |обойтись без согласия и урегулированности. | |Разделы работы посвящены проблемам формирования и развития органической | |солидарности, права и нравственности как соц. институтов, привязывающих | |индивидов друг к другу, устанавливающих в обществе согласие и порядок. | |Дюркгейм подробно анализирует соц. причины и условия разделения труда, | |которые связаны не с потребностями отдельного индивида, а с потребностями | |общества как целого. Пока объем и плотность обществ остаются на прежнем | |уровне и разделение труда незначительно. Солидарность в таком обществе | |носит механический характер. | |Дюркгейм ставит и анализирует следующие проблемы: | |1)Исчезновение сегментарного общества вместе с возрастанием моральной и | |материальной плотности общества в ходе увеличения его объема. | |2)Интенсивность борьбы за существование в этих условиях вызывает прогресс | |разделения труда. | |3)Примат общества, т.е. индивид возникает из общества, а не общество из | |индивидов. Индивидуальная личность формируется и прогрессирует только под | |воздействием разделения труда. | |4)Взаимосвязь разделения труда, органической солидарности, права и морали. | | | |Дюркгейм также подчеркивает проблему становления права и нравственности в | |процессе разделения труда. Ибо это и есть совокупность уз, привязывающих | |людей друг к другу и к обществу. Морально все то, что служит источником | |солидарности, все, что заставляет человека считаться с другими. | | | |10. «Понимающая» социология Макса Вебера и его теория социального действия | | | |Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель | |понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей | |социологии 20 века. Наименование «понимающая социология» и «теория | |социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его | |основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла | |действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология| |по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, | |можно понять, считал он, действительную сущность и общества в целом и его | |структуры. Среди его основных трудов: | |-- «Протестантская этика и дух капитализма», | |-- «О некоторых категориях понимающей социологии», | |-- «Хозяйственная этика мировых религий», | |-- «Хозяйство и общество». | |Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом | |действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится| |социальным лишь тогда, когда: | |1)действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие | |субъекта мотивировано; | |2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других, | |соориентированно. | |2 признака социального действия: | |-- субъективно подразумеваемый смысл и | |-- ориентация на поведение других людей. | |Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени | |рациональности) | |-- целерациональные, | |-- ценностно-рациональные, | |-- аффективные и | |-- традиционные. | |Положив в основу своей теории соц. действия рациональность, Вебер почти все| |внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются | |по-настоящему осознанными, социальными. | |Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип соц. | |действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально | |соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта| |для достижения данной цели. | |Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении | |внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность | |этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми | |последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты. | |В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена | |очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, | |второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке. | | | |11. «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера 1904-1905 гг. | |Макс Вебер (1864-1920) – выдающийся немецкий социолог, создавший | |"понимающую социологию", в центре которой изучение социальных действий, как| |движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. | |Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности | |создается социальными действиями индивидов. | |В работе "Протестантская этика и дух капитализма" социологи настаивает на | |необходимости выявить связи между целой серией социальных действий людей, | |чтобы понять суть тех или иных исторических событий. От социолога требуются| |усилия, чтобы "заглянуть за" конкретные социальные действия индивидов. Так,| |в данной работе Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных | |ценностей и развития "духа капитализма", утверждая, что в странах, где эти | |ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические | |отношения. Но выявление корреляции между ценностными установками и | |характером соц. действий - лишь одна часть исследования. | |Другая часть исследования состояла в том, чтобы установить как и почему | |протестантские ценности, которые сами по себе явно не были нацелены на опр.| |экономические результаты, скрытно, не зависимо от намерений способствовали | |развитию капитализма. По мнению Вебера, основной причиной подобного рода | |непреднамеренных, непредвиденных последствий стало убеждение масс людей в | |том, что только через аккуратный и честный труд во имя приумножения славы | |Божьей на Земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в | |рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое | |поведение, которое предопределяло высоко рациональные образцы | |экономического поведения. Отсюда Вебер делает вывод о том, что | |мотивированные опр. ценностями соц. действия, выражающиеся в своеобразном | |типичном поведении значительного числа членов общества, неизбежно должны | |были привести и привели к адекватным крупномасштабным переменам в обществе,| |его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той| |или иной стране. | |И еще социолог показывает, что результаты идей, конкретные социальные | |действия, даже если они весьма рациональны, отнюдь не всегда приводят к | |первоначально задуманным результатам. Очень часто созданная людьми соц. | |реальность включает в себя непреднамеренные и непредвиденные последствия. | | | |12. Социологическая мысль в дореволюционной России и ее основные | |направления | |Несмотря на серьезное экономическое и соц.-политическое отставание | |тогдашней России от Запада, а также на то, что социология пришла к нам из | |Западной Европы, а социологическая мысль в ней начала активно | |функционировать лишь в последней трети 19 века, социология в России к концу| |19 века достигла высокого уровня, мало чем утупающего тому, что имелось на | |Западе в тот период. Сложные и обостряющиеся разнообразные соц. проблемы | |пореформенного развития страны, как и достижения и проблемы ряда конкретных| |соц. наук стимулировали обсуждение и научную разработку социолог. теории. | |Российская социолог. мысль того времени имела возможность опираться на | |достижения западноевропейской социологии. Большое влияние на нее оказали | |взгляда Конта, Спенсера, Дюркгейма, Вебера и др. К тому же ряд ее | |представителей, особенно Ковалевский, Мечников, Михайловский и др. | |существенно повлиял на развитие западно-европейской социологии того | |времени. В целом же российская социолог. мысль представляла собой сочетание| |общего и национально-особенного. Последнее нашло вое выражение прежде всего| |в отражении в ней своеобразия русской культуры и традиций российского | |освободительного движения. | |Уже на том этапе выявилось,. как и в зарубежной социологии, многообразие | |различчных направлений, нередко заложивших принципиально различные и даже | |противоположные позиции. Основными из них были: | |-- географическое (Мечников, Соловьев, Ключевский); | |-- органическое (Стронин, Лилиенфельд); | |-- субъективистское (Лавров, Михайловский); | |-- психологическое (Петражицкий, Кареев); | |-- многофакторное (Ковалевский); | |-- марксистское (Плеханов, Ленин). | |Субъективистское направление: Лавров и Михайловский наибольшее внимание | |уделяли проблемам соотношения социального и исторического; предмета и | |метода социологии; теории прогресса и роли личности в истории. | |Марксистское направление: Плеханов развивал идеи марксизма в свете | |материалистического понимания истории, разрабатывал вопрос о соотношении | |роли личности и народных масс в истории. Ленин больше внимания уделял роли | |классов, народных масс. | |Психологическое направление: Петражицкий определял социологию как науку, | |призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, | |опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов. Кареев критиковал| |О.Конта, подчеркивая роль коллективной психологии как переходной ступени | |между биологией и социологией, как подлинной основы последней. | |Многофакторная концепция М.М.Ковалевского: плюралистический подход к | |изучению общества. Главные труды Ковалевского: | |-- "Современная социология"; | |-- "Очерк развития социологических учений"; | |-- "Социология" (2 тома). | |Ковалевского как социолога интересовали следующие проблемы: связь | |социологии с историческими науками; сравнительно-исторический метод | |исследования; многофакторный подход к изучению общества; социальные | |закономерности и общественный прогресс. | | | |13. П.А. Сорокин – один из классиков социологии 20 столетия. «Социальная и | |культурная динамика» | |В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как | |создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. | |стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных | |систем. Жизненный и творческий путь Сорокина связан до 1922 года с Россией,| |а с 1923 года с США. В 1919 году Сорокин создает первый в России | |социологический факультет в Петроградском университете. Американский период| |его творчества был более длительным и плодотворным. Сорокин не только | |создает десятки крупных работ, но и социологический факультет Гарвардского | |университета, 12 лет возглавляет его, избирается президентом Американской | |социологической ассоциации. Сорокина по праву многие называют классиком | |социологии 20 столетия, а иногда говорят, что он совершил «коперниковскую | |революцию в социологии». Его основные труды: | |(Русские:) | |-- "Преступление и кара, подвиг и награда"; | |-- "Система социологии"; | |-- "Общедоступный учебник социологии"; | |(США:) | |-- "Социология революции"; | |-- "Социальная мобильность"; | |-- "Современные социологические теории"; | |-- "Социальная и культурная динамика"; | |-- "Социологические теории сегодня". | |Интегрализм как своеобразная общая черта творчества Сорокина окончательно | |сложился в трудах конца 30-40 годов, прежде всего в его «Социальной и | |культурной динамике», в которой ярко и фундаментально показано циклическое | |развитие, флуктуация различных типов культур и соц. суперсистем в Европе | |почти за 3 тысячелетия. | |Понимая культуру в самом широком смысле как основу общественной жизни, | |Сорокин соединил в единое целое все аспекты социологического изучения | |общества. Культура и ее ценности – вот интегрирующий фактор и в самой | |общественной жизни и в ее социологическом исследовании. Социокультура у | |Сорокина не конгломерат разрозненных явлений, а единство, все элементы | |которого связаны, интегрированы, представляют собой систему, а ценность | |служит фундаментом всякой культуры. | |Социокультурные суперсистемы различаются прежде всего своими основными | |ценностями. Вся история у Сорокина предстает как закономерная смена | |доминирования в Европе 3 социокультурных суперсистем, 3 длительных этапов | |человеческой истории, своеобразных особых, уникальных цивилизаций: | |-- идеациональной, | |-- чувственной и | |-- идеалистической. | |В первой господствующее положение занимают религиозные ценности, бог – | |высшая истина, другие культурные системы (наука, искусство) подчинены | |теологии. | |Вторая характеризуется господством материализма и чувственных форм | |познания, чувственных ценностей. | |Третья представляет собой интеграцию, синтез черт и ценностей двух других | |типов культур на основе сочетания материалистических и | |религиозно-идеалистических взглядов и преобладания интуиции в познании, в | |связи с чем этот тип может рассматриваться как интегральный. | |Историческое развитие представляет собой циклическую флуктуацию указанных | |типов культур, связанных с тремя способами познания - рациональным, | |чувственным и интуитивным. Ими ограничиваются возможности человеческого | |познания, в истории культуры и общества не возникает и не может возникнуть | |чего-либо нового, история обречена на постоянное повторение, флуктуацию | |циклов, которые отличаются лишь в деталях. Современную культуру Сорокин | |относил к чувственной, находящейся в глубоком кризисе, связанным с | |усилением влияния материализма и эмпиризма. Выход он видел в | |нравственно-религиозном обновлении человечества, в переходе к "новой | |интегральной культуре", когда новые духовные ценности истины, красоты и | |добра выдвинутся на первый план. | | | |14. Работа Сорокина «Моя философия – интегрализм» | |В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как | |создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. | |стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных | |систем. | |Интегральные и объединительные парадигмы образуют постмодерн в | |социологической науке. Одним из первых, кто попытался ликвидировать | |противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами был | |российско-американский социолог Сорокин, создавший интегральную социологию.| |Он предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности | |социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали, | |вертикале и в виде флуктуации, так и с учетом субъективности – сложной, | |интегральной сущности человека, его ценностного мира. | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |