на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социум


|В работе «Моя философия – интегрализм» социолог рассуждает о своем видении |

|интегральной сущности человека, которая проявляется и раскрывается в его |

|способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального |

|использования каналов познания. |

|Вместе с тем интегральное существо человека проявляется и в том, что он |

|является активным участником создания творческого начала во вселенной. |

|Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до |

|появления человека, человек создал новую реальность – суперорганический или|

|культурный мир, имеющий компонент смысл. Среди смысловых ценностей |

|суперорганического мира есть одна высшая интегральная ценность – единство |

|Истины, Красоты и Добра. Человек весьма преуспел в добыче истины и в |

|создании шедевров красоты. Однако за последние четыре столетия творчество в|

|области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Красоты и |

|Истины. |

| |

|15. Социология реформ и революций П.А. Сорокина |

|В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как |

|создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. |

|стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных |

|систем. |

|Соц. порядок в обществе – длительный процесс формирования системы прав и |

|обязанностей индивидов, классов, общностей. Соц. порядок не данный факт, а |

|результат взаимодействия человечества, развитие культуры. Нарушение этого |

|порядка, баланса ведет к хаосу, нестабильности, смене ценностей. |

|Социология реформирования заключается в следующем: |

|-- любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна |

|сопровождаться противостоянием с естественными потребностями, инстинктами |

|человека; |

|-- каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, |

|направленные на изучение соц. ксловий данного общества, в котором |

|проводится реформа; |

|-- каждая реформа должна проводится исключительно конституционными |

|методами. |

|Социология революций заключается прежде всего в неприятии Сорокина войнам, |

|любому проявлению насилия, нарушающему порядок в обществе. Три необходимых |

|составных всякого революционного взрыва: |

|а)растущее подавление базовых инстинктов большинства населения, |

|собственнический инстинкт; |

|б)всеобщий характер такого подавления; |

|в)бессилие групп порядка. |

|Революция проходит 2 стадии: |

|-- революционный взрыв и |

|-- контрареволюция. |

|Революционный взрыв связан с подавлением естественных инстинктов, |

|сопровождается голодом, насилием. Контрреволюция вызвана тем, что народ |

|устал и хочет наконец порядка, который не принесла с собой революция |

|первого типа. |

16. Структурный функционализм Т. Парсонса и его работа «Система

современных обществ»

Толкотт Парсонс (1902-1979), американский социолог, один из ведущих

профессоров социологического факультета Гарвардского университета, вошел

в историю социологии прежде всего как создатель современной теории соц.

действия и на этой основе - структурно-функциональной теории соц. систем,

призванной служить основой решения частных эмпирических и прикладных

проблем. Его основные труды:

-- "Структура социального действия";

-- "Социальная система";

-- "Рабочие тетради по теории действия";

-- "Система современных обществ".

Исходное место в теориях Парсонса занимает понимание соц. действия как

единства трех подсистем: субъекта действия, определенной ситуации и

ценностно-нормативных предписаний как условий действия.

Соц. действие – это самоорганизующаяся система, отличающаяся

символичностью (т.е. наличием таких символичных механизмов регуляции, как

язык, ценности и т.д.), нормативностью (т.е. зависимостью от общепринятых

ценностей и норм) и волюнтаристичностью.

В общей системе соц. действия выделял четыре подсистемы:

-- соц. система,

-- культура,

-- личность и

-- поведенческий организм,

которые друг для друга выступают как специфические среды их деятельности.

Большое внимание Парсонс уделил проблеме устойчивости, стабильности соц.

систем. Для их нормального существования и развития необходимо выполнение

системой и ее подсистемами инвариантного набора функций (известен как

структурно-функциональная сетка "эйджил"):

-- адаптация к окружающей среде;

-- целедостижения;

-- интеграция и координация деятельности структурных элементов системы и

-- поддержание ценностного образца.

В соц. системе функцию адаптации выполняет экономическая подсистема,

функцию целедостижения – политическая, интеграции – правовые институты и

обычаи, функцию поддержания ценностного образца – система верований,

мораль и органы социализации.

Общественное развитие происходит в направлении все большей структурной

дифференциации общества, усложнения их соц. структуры, ведущих к

уменьшению их стабильности.

Работа Парсонса «Система современных обществ» отражает зрелые взгляды

ученого на соц. систему. Свою теорию ученый распространяет на все

общество, считая, что многочисленные современные общества – не какие-то

случайные разновидности, а некая система, части которой дифференцированы

друг от друга и в то же время интегрированы на основе взаимозависимости.

Последняя включает в себя как факторы напряженности, так и конфликта. В

основе всей работы лежит тезис о том, что современный тип общества

возникает в единственной эволюционной зоне – на Западе. Через эту призму

автор рассматривает исторический процесс и модернизацию всех обществ.

Для анализа системы действия Парсонс применяет четырехфункциональную

схему и аналитически делит общество на четыре подсистемы (см.выше). Через

интегративную подсистему Парсонс выходит на социетальное сообщество,

которое он считает ядром общества. Основная функция этой подсистемы

состоит в том, чтобы определять обязательства, вытекающие из лояльности

по отношению к социетальному коллективу, как для его членов в целом, так

и для различных категорий дифференцированных статусов и ролей внутри

общества.

17. Функционализм Р.Мертона и его работа «Соц. структура и аномия». Явные

и латентные функции

Одним из основных представителей структурного функционализма является

американский социолог Роберт Кинг Мертон, особенно много сделавший для

органического соединения теоретического и эмпирического в социологии на

основе разработанных им теорий функционального анализа и среднего уровня.

Его основные труды:

-- "Соц. теория и соц. структура";

-- "Соц. структура и аномия";

-- "Явные и латентные функции";

-- "Социология науки".

В его работах центральное место занимает разработка теории и методологии

структурного функционализма. Мертон сосредоточил все усилия на

функциональном анализе соц. систем среднего уровня и разработке социолог.

теории среднего радиуса действия. Эти теории находятся в промежуточном

пространстве между частными, не претендуют на всеохватность и

универсальность. Именно они, по Мертону, лучше всего обеспечивают

единство теории, метода и эмпирических фактов, решают задачу взаимосвязи

и взаимодействия макро- и микросоциологии, эмпирических и теоретических

исследований. Дальнейшее развитие в трудах Мертона получилит и проблемы

функционализма. Если Парсонс соредоточил свое внимание на функциях,

функциональности соц. систем и их структур, обеспечивающих соц. порядок,

то Мертон – на дисфункциях, дисфункциональности, ведущих к усилению соц.

напряженности, соц. противоречий и нарушению соц. порядка.

Функция для Мертона – наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции

данной системы или приспособлению ее к среде, а дисфункция – это

прямопротивоположные следствия.

Важным вкладом в теорию функционализма явилось его учение о двух формах

проявления функций – явной и скрытой (латентной). Первая имеет место

тогда, когда речь идет об объективных и преднамеренных последствиях соц.

действий, а вторая – о непреднамеренных и неосознанных последствиях.

Такое разграничение служит цели недопущения смешения сознательной

мотивации соц. поведения с его объективными последствиями, а также точки

зрения действующего лица с точкой зрения наблюдателя.

Особенно великий вклад внес Мертон в разработку теории аномии и

девиантного поведения, а также социологию соц. структуры, профессий,

науки, медицины. Соц. аномия рассматривается Мертоном как проявление

кризиса, непорядка, разлада, дисфункциональности соц. системы, связанное

с разложением нравственных ценностей и вакуумом идеалов в общественном и

индивидуальном сознании, что весьма характерно для современного состояния

российского общества.

Все виды соц. поведения, в том числе и отклоняющегося, Мертон делит на 5

типов индивидуальной адаптации:

-- конформизм - соц. цели общества и способы их достижения принимаются

полностью;

-- инновационность - принимаются соц. цели, но не способы их достижения;

-- ритуализм - соц. цели не осмысливаются, но способы их достижения

непоколебимы и священны;

-- ретритизм - отрицание и того и другого;

-- мятеж - замена и первого и второго.

18. Конфликтная парадигма и ее основные современные представители

В 50-е годы сложилось особое конфликтологическое направление в

современной социологии как своеобразная реакция на акцентирование

структурным функционализмом согласия, стабильности, интеграции соц.

систем и невнимание к соц. конфликтам, радикальным преобразованиям.

Проблемой соц. конфликта занимались многие социологи прошлого (марксизм,

Гумплович, Вебер, Паретто). Речь идет о специальном и систематическом

изучении соц. конфликтов в рамках особой «теории конфликтов», сложившейся

и получившей распространение лишь во 2-ой половине 20 века. В этом

особенно велика заслуга Милса, Козера, Дарендорфа, Рекса. Соц. конфликты

изучают не только социология, но и психология, соц. философия и др.

Конфликтология в целом – междисциплинарная отрасль научного знания,

исследующая возникновение, становление и развитие и разрешение конфликтов

и признающая их решающим или очень важным фактором общественного

развития. В соц. подходе к соц. конфликтам на первый план выдвигается

изучение их места в роли соц. системы.

Льюис Козер (1913) один из основателей функционалистической теории соц.

конфликта, стремящийся соединить эволюционный функционализм и теорию соц.

конфликта. Соц. конфликты развиваются не вне, а внутри общества как соц.

системы в результате усиления его дифференциации и роста обособления его

структур. Делает акцент на позитивной роли соц. конфликтов (представители

классического функционализма – негативно). В работах «Функции соц.

конфликта», «Продолжение исследования соц. конфликта» и др. он обращает

внимание на важную роль соц. коллизий в интеграции и стабилизации

общественной жизни и подчеркивает, что путь движения к устойчивому

общественному порядку не исключает, а предполагает борьбу различных

интересов личностей и соц. групп и соц. столкновения между ними, т.к.

одновременно возрастает гибкость соц. системы и ее институтов, их

способность преодолевать последствия этих конфликтов. В назревшем

обновлении общества конфликт порождает новые соц. институты и нормы,

стимулирует экон. и технологический прогресс.

Ральф Дарендорф (1929) – крупнейший представитель современной

конфликтологии, создал свою «конфликтную модель общества». Соц. конфликт

всегда существует, это норма развития соц. системы, т.к. люди и их группы

имеют разные интересы. Осн. труды:

-- "Соц. классы и классовый конфликт в индустриальном обществе",

-- "Общество и свобода",

-- "Выход из утопии".

Внес большой вклад в современную теорию соц. дифференциации и соц.

конфликтов, показал, что классы – соц. группы людей, различающиеся

участием и неучастием в господстве и находящиеся в конфликте, т.к. одни

имеют власть и хотят ее сохранить, а другие - нет и хотят изменить

существующее положение. Отношения господства и подчинения свойственны

любому обществу. Обострение и взрыв соц. конфликта, суть которого

заключается в противоборстве власти и безвластия, оказывающего

сопротивление существующей власти, составляет источник и движущую силу

соц. изменений, соц. прогресса. Сам конфликт вырастает из неравенства

статусного положения людей и их групп, прежде всего по отношению к

власти, управлению обществом. Признавая неизбежность, необходимость и

полезность соц. неравенства, возможность сочетания соц. конфликта и

мирного сосуществования конфликтующих, он отдает предпочтение конфликтной

модели общества по сравнению с моделью общества всеобщего соц. равенства,

соц. порядка и стабильности.

19. Символический интеракционизм Д. Мида и Г. Блюмера

Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм,

основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе

подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов.

Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а

осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти

символы в ходе общения. С.И. целиком основывается на интерпретациях

человеческого поведения, в котором "прочитываются" значимые символы,

несущие соц. информацию. Крупнейшими представителями С.И. были

американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Герберт Блумер

(1900-1986) .

Концепция «межиндивидуального взаимодействия» Мида основывается на том,

что восприятие индивидом окружающей соц. действительности обусловлено его

опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и

себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению

символов. Символ обозначает предмет или событие , предполагая

определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц.

действиях. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых

люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде.

Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью.

Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности,

согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие

определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а

сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц.

ролей, зафиксированных в систеие языковых и других символов. Через

процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей

представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Социолог

различает 2 аспекта формирования самости:

1)я (соотв. английскому "i") - спонтанное, внутреннее, субъективное

представление индивидом себя

2)я (соотв. английскому "me") - это то, как люди видят себя, но глазами

других.

2 стадии развития самости:

1)стадия игра (play) - ребенок играет роли, которые не являются

собственно его (отец, доктор);

2)стадия соревнования (game) - принимая участие в соревновании (футбол),

дети видят себя со стороны других участников.

Любое организованное сообщество, которое обеспечивает индивиду

организованность, Мид называет обобщенным другим. Индивиды видят себя с

точки зрения обобщенного другого. (труд "Сознание, самость и общество").

Ученик Мида американский социолог и соц. психолог Герберт Блумер развил

дальше исходные основы символического интеракционизма. По Блумеру С.И.

покоится на 3 базовых посылках:

1)Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам

и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как соц. силы.

С.И. предлагает детерминизм значений.

2)Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее,

сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.

3)Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены

в интеракционных контекстах.

Значительное место в работах Блумер уделил коллективному поведению людей.

Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания,

которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и

спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и

т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений,

привычных форм существования. Блумер выделяет такие формы спонтанного

поведения, как:

-- толчея,

-- коллективное возбуждение,

-- соц. инфекция,

которые при опр. условиях способны вылиться в новые формы группового и

институционального поведения:

-- действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и

ожидании, нет признанного лидерства);

-- экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные

танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений);

-- масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены

значением какого-либо события);

-- общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности

индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные,

критические действия).

Наряду со спонтанными группами Блумером были исследованы и устойчивые,

фиксированные формы соц. поведения - общие и специфические соц. движения,

экспрессивные движения, а также возрожденческие и националистические

движения, которые имеют структурную организацию и формируются на основе

общепризнанных значений.

20. Феноменология А. Шюца и П. Бергера

Феноменология - социологическая парадигма, основанная на философии

Э.Гуссерля (1859-1938), согласно которой индивиды воспринимают окружающий

мир через призму субъективных значений, приобретенных в процессе

социализации. Отсюда следует, что общество - часть человеческого

творения.

Основателем этого соц. направления был австро-американский философ и

социолог Альфред Щюц (1899-1959), разработавший своеобразную

разновидность "понимающей социологии". Его основные труды:

-- «Феноменология соц. мира» (1932),

-- "Возвращающийся домой".

Считая, что позитивизм искажал природу соц. явлений, отождествляя их с

явлениями природы, Щюц разработал концепцию интерсубъективного мира. Суть

этих представлений в том, что позиции, взгляды на соц. реалии одного

индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем

особом мире повседневной жизни.

Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению

общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного

соц. мира, который в конечном счете обусловлен интеракциями между людьми,

принадлежащими к одной весьма узкой соц. группе, которую социолог

называет "домашней" группой.

Концепция дома. Особый интерес для Шюца вызывает проблема реадаптации

индивида к своей "домашней" группе после того, как они ее покинули по тем

или иным причинам и какое-то время жили в иных соц. группах, неизбежно

усваивая новые знания и новые измерительные линейки ценностей, типичные

для этих групп. Здесь положение возвращающегося отлично от положения

чужестранца, поскольку последний готов к тому, что этот мир организован

иначе, чем тот, из которого он прибыл. Возвращающийся же ожидает

встретить то, что ему хорошо знакомо, но ситуация полностью меняется для

возвращающегося домой индивида (пример с солдатом). Шюц приходит к

выводу, что "поначалу не только родина покажет возвращающемуся незнакомое

лицо, но и он покажется странным тем, кто его ждет".

Питер Бергер (1929) - американский социологи, австриец по происхождению -

также представитель феноменологической школы социологии. Его основные

работы:

-- "Шум торжественных ансамблей";

-- "Приглашение в социологию";

-- "Социальное конструирование реальности"

-- "Священная завеса" и т.д.

В 1966 году Бергер с в соавторстве с Т.Лукманом написал сою самую

известную работу "Соц. конструирование реальности", в которой излагалась

теория феноменологической социологии знания, ориентированная на

реальность "жизненного мира", на "повседневное знание", предшествующее

научному и любому другому. Смысл теории в том, что общество создается

благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде

субъективных значений или коллективных представлений. Следовательно, соц.

реальность конструируется конкретными субъективными значениями людей в

процессе их деятельности.

Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжает

существовать, но его необходимо поддерживать. Эту функцию выполняет

легитимация, т.е. способы объяснения и оправдания соц. реальности.

Главные агенты поддержания - значимые другие.

Субъективная реальность по Бергеру всегда зависит от специфического соц.

базиса и требуемых для ее поддержания соц. процессов. Важнейшим средством

поддержания здесь является общение и употребление одного языка. Через

общение индивиды сохраняют в памяти реальности. Но субъективная

реальность может трансформироваться (напр., при прекращении общения или

контакте с альтернативной реальностью).

21. Интегральные и объединительные парадигмы современной социологии

Объединительные парадигмы - постклассические парадигмы, в которых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.