на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социум


|разнообразия основных направлений в социологии, их сущности, истоков |

|столкновения и противоборства этих направлений. |

|В первые десятилетия XX века социологическая мысль в России поднялась на |

|достаточно высокий уровень развития (Петражицкий, Ковалевский, Сорокин). |

|Однако исторический путь этой науки у нас носил драматический характер. |

|Социологические исследования свертывались, а сама наука была позднее |

|объявлена "буржуазной". Социологические исследования проводились у нас |

|только в рамках других общественных наук. Реальное оживление социологии у |

|нас началось лишь в конце 80-х-начале 90-х годов. Но хотя за прошедшие годы|

|была проделана немалая работа, следует признать, что до преодоления |

|отставания социологии у нас еще далеко. |

|Необходимость изучения социологии определяется прежде всего возрастанием |

|роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом |

|обстоятельств: |

|1)важные и быстрые социально-политические изменения происходят не только у |

|нас в стране, но и во многих странах за рубежом; |

|2)современный этап развития общества свидетельствует о возрастании роли и |

|значения соц. факторов и соц. сферы общественной жизни; |

|3)одна из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих |

|других обществ - формирование гражданского общества. |

|Все это выдвигает на первый план изучение соц. статуса личности, соц. |

|общностей и общества в целом, что непосредственно входит в качестве |

|главного в предмет социологии. |

|Социологическое знание все больше проникает в различные слои населения, |

|чему способствует систематическое изучение соответствующих проблем как в |

|средней, так и в высшей школе. Также велика роль социологии в выработке |

|научно обоснованной социальной политики. Методы исследования, выработанные |

|социологией, все шире и успешнее используются в других общественных науках.|

| |

| |

|4. Главные социологические парадигмы |

|Все науки основываются на разных системах по степени "открытости", т.е. |

|способности включать в себя одну, две или несколько общепризнанных теорий. |

|С момента своего возникновения социология основывалась на нескольких |

|теориях, а к настоящему времени их значение значительно возросло. |

|Социологическая парадигма – это совокупность основных положений и |

|принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим |

|категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых. Иногда под |

|парадигмой понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории. |

|Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки |

|факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности |

|рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из |

|парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой |

|конкретный частичный вклад в его рассмотрение. Все социологические |

|парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу |

|общества можно разделить на 3 большие группы: |

|-- структурные парадигмы - рассматривают организацию, функционирование и |

|развитие общества как единого целого и на макроуровне (функционализм, |

|конфликтные парадигмы); |

|-- интерпретивные парадигмы - делают акцент на изучении и интерпретации |

|человеческого поведения на микроуровне (парадигма соц. действия, |

|символический интеракционизм, феноменология, этнометодология); |

|-- интегральные и объединительные парадигмы - выражают взаимосвязь соц. |

|структур и деятельных соц. агентов (интергральная парадигма П.Сорокина, |

|структурация А.Гидденса, структуралистский конструктивизм П.Бурдье, |

|структурно-деятельностная социология П.Штомпки). |

| |

|5. О. Конт как основатель социологии (1798-1857) |

|В истории социологии французский ученый Огюст Конт известен прежде всего |

|как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии, |

|направленных на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) |

|и теологии. Основные его труды: |

|-- «Курс позитивной философии» (6 томов), |

|-- «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах |

|религии человечества» (4 тома). |

|Значение социологии Конта определяется прежде всего тем, что на основе |

|синтеза достижений обществознания того периода вопреки господствовавшим в |

|то время спекулятивно-умозрительным философским подходам и теологическим |

|взглядам он впервые: |

|-- обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и |

|возможность познания законов его развития, |

|-- определил социологию (взаимодействие индивидов с себе подобными) как |

|особую науку, опирающуюся на наблюдения (социолог должен наблюдать за |

|состоянием общественных идей и мнений как социального явления, оставаясь |

|беспристрастным), |

|-- поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке, |

|-- обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры |

|социальной структуры и ряда важнейших институтов общества. |

|Социологию Конт разделил на 2 основные части – соц. статистику и соц. |

|динамику. Первая - анатомия общества, теория общественного порядка, |

|наилучшей организации общества, достижения соц. гармонии. Вторая – |

|позитивная теория общественного развития. Анатомируя общество Конт особо |

|выделил такие его элементы и институты, как семья, государство и религия. |

|В рамках соц. динамики О.Конт обосновал 2 закона: |

|1)Закон "трех стадий": выделенным 3 ступеням умственного развития |

|человечества – теологической, метафизической и позитивной, соответствуют |

|три стадии исторического развития. Первая охватывает древность и |

|средневековье до 13 в. Господство религиозного мировоззрения, |

|военно-авторитарных политических режимов. Вторая охватывает 14-18 вв, для |

|которой характерна смена общественных порядков. Породило анархию, |

|революцию, демократию. Третья – с 19 в. - вместе с утверждением позитивного|

|сознания начинается расцвет промышленности, науки. |

|2)Закон "двойной эволюции": все факторы общественного развития |

|подразделяются на 2 группы: первичные (духовные, умственные) и вторичные |

|(климат, раса) при безусловном приоритете первых. |

| |

|6. Социологические взгляды Г. Спенсера |

|Английский исследователь Герберт Спенсер (1820-1903) – продолжатель |

|контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель |

|органической школы в социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый |

|крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной |

|науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к|

|изучению общества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал |

|идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные |

|многими крупнейшими социологами 20 столетия. |

|В основе соц. взглядов Спенсера лежали 2 исходных положения, тесно |

|связанных с дарвинским учением: |

|1)Понимание общества как соц. организма, подобного биологическому организму|

|и подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и |

|развития. |

|2)Учение о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление |

|неорганического, органического и надорганического мира представляет собой |

|часть общего процесса эволюции, поскольку существует только одна эволюция, |

|совершающаяся одинаковым образом повсюду. |

|Проводя постоянную аналогию между биологическими и соц. организмами, |

|Спенсер выделяет такие общие их черты, как рост и усложнение структуры, |

|дифференциация функций и усиление их взаимодействия со структурой. |

|Взаимоотношения между общественными структурами подобны взаимодействию |

|органов живого организма. Между тем общество – сверхорганизм, т.к. в нем |

|индивид меньше зависит от соц. целого и общество как целое, состоящее из |

|отдельных индивидов, служит благу своих членов. Главное для Спенсера – |

|непосредственное изучение не общества как целого, а личности и других его |

|структурных элементов, их черт и взаимодействий. Его социологические |

|взгляды рассматриваются как пример индивидуалистического подхода к изучению|

|общества и его эволюции. Натуралистические идеи Спенсера неотделимы от его |

|эволюционизма в социологии. |

|Предмет социологии – изучение роста, развития, строения и отправления |

|общественного агрегата. Эволюция – источник любого природного и |

|общественного явления, в основе – проявление и взаимодействие двух |

|противоположных процессов: интеграции и дезинтеграции, т.к. эволюция – |

|интеграция вещества и рассеяние движения. |

|Соц. эволюция выступает как автоматический в общем и целом предопределенный|

|процесс чередования развития и разложения определенных обществ. В |

|соответствии с этим Спенсер классифицировал общества по степени их |

|сложности, а соц. прогресс видел в последовательном подъеме на все более |

|усложненные ступени организации общества. В этой связи он подразделял |

|общества на: |

|-- простые, |

|-- сложные, |

|-- вдвойне, |

|-- втройне сложные, |

|исходя из того, что, чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. |

|более дифференцировано в структурном и функциональном отношениях. |

|Другая классификация общества связана с разграничением их общественной |

|организации в зависимости от характера господствующей в ней деятельности. |

|Спенсер различал: |

|-- воинственные и |

|-- индустриальные типы обществ. |

|В первых общественная организация основана на жесткой иерархической |

|структуре, разветвленном аппарате, высокой централизации, индивид реально |

|лишен свободы, растворен в обществе. Во вторых – преследуются |

|преимущественно не внешние, а внутренние мирные цели, главной задачей |

|государства выступает воспитание членов общества, а на смену насилию и |

|принуждению приходят убеждение и право. Переход от первого ко второму |

|обществу происходит в результате нормальной соц. эволюции. Спенсер выступил|

|против революционных общественных перемен, был сторонником общественного |

|развития, сохранения существующей общественной системы как естественного |

|состояния общества, вытекающего из закона эволюции природы и общества. Он |

|был противником принципов социализма, считая ненужным устранение |

|конкуренции, неравенства. |

|Заслуга Спенсера в социологии состоит прежде всего в том, что ему впервые |

|удалось развернуто и глубоко для своего времени разработать системный |

|подход применительно к обществу и соединить его с эволюционизмом. Он первый|

|использовал такие важнейшие категории социологии, как соц. система, соц. |

|структура, соц. функция, соц. институт, соц. контроль. Выдвинув на первый |

|план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил |

|основы структурно-функционального направления в социологии, получившего |

|позднее широкое распространение и влияние (Парсон, Мертон). |

|Историческая ограниченность учения Спенсера проявилась прежде всего в его |

|биологизме, механизме и эволюционизме. Их недостаточность и ограниченность |

|обнаружилась уже к концу 19 в., что вызвало критику его взглядов как со |

|стороны естествоиспытателей, так и философов, обществоведов и социологов. |

| |

|7. Значение социологии марксизма и ее ограниченность |

|Основоположники марксистской парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих |

|Энгельс (1820–1895). Они создали социологическое учение на базе |

|диалектико-материалистического понимания истории. Концепция Маркса |

|основывается на таком представлении о развитии общества, которое |

|предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к|

|высшей, от одной формации к другой. Чтобы объяснить причину таких |

|изменений, Маркс создал и подробно разработал теорию материалистического |

|понимания истории, развития общества, в основе которой лежит постулат: |

|общественное бытие определяет общественное сознание, имеет первенство и |

|решающее значение во взаимодействии этих двух сторон в историческом |

|процессе. |

|Основные труды: |

|-- «Капитал», |

|-- «Немецкая идеология», |

|-- «Манифест Коммунистической партии». |

|Маркс и Энгельс внесли важный вклад в обогащение и развитие социологической|

|мысли – это нашло свое выражение в следующих аспектах: |

|1)Полное и глубокое понимание и изучение общества как социальной системы. |

|Системный подход марксизма проявляется в связи с разработкой центральной |

|категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд |

|подсистем. Именно способ производства является системообразующим |

|компонентом соц. системы, определяет качественную характеристику данной |

|формации и ее отличия от них. Марксом был проведен углубленный анализ |

|взаимодействия взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими. |

|2)Выдвинули фундаментальное положение социологической науки о том, что соц.|

|знание должно опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех |

|идей и представлений, которые ее отражают. |

|3)Обогатили теорию соц. развития. Их понимание соц. истории как |

|естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и |

|закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной, |

|рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической - |

|представляло собой крупный шаг в развитии соц. философии и социологической |

|мысли. |

|4)Являются одними из основателей конфликтологического направления в |

|социологии. Социальные противоречия и конфликты для них – это не временное |

|и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они |

|пронизывают все и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и |

|структурные элементы. В соц. сфере – борьба классов, в экономике – между |

|производительными силами и производственными отношениями. Конфликты – |

|источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.|

| |

|5)Одна из первых попыток создания теории стратификации – сделали вывод об |

|историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в |

|будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в |

|социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов, |

|применительно к современному периоду – пролетариат и буржуазия, антагонизм |

|между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и |

|Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой |

|борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры |

|пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов. |

|6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности |

|общественных отношений, направлено на изучение не личности в общем, а |

|личности конкретного общества, конкретного человека. Личность не только |

|объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема|

|взаимодействия личности и общества. |

|Ограниченность социологии марксизма: |

|1)Материалистическое понимание истории позволило марксизму четко выделить |

|экономическую жизнь общества, раскрыть ее сущность, механизм развития, но |

|это сопровождалось недооценкой и игнорированием других, |

|нематериалистических факторов социального развития. |

|2)Марксистское учение о классах и социальной борьбе позволило лучше понять |

|одну из важных сторон функционирования и развития общества, но одновременно|

|оно привело к сведению всей социальной истории к истории борьбы классов, к |

|гипертрофированию места и роли рабочего класса и недооценки роли других |

|классов. |

|3)Акцент на выявление всюду конфликтов и противоречий позволил лучше понять|

|этот мощный источник общественного развития и важную роль свершившихся |

|социальных революций. Одновременно это привело к отрицанию роли соц. |

|единства, соц. согласия, и недооценке эволюционных, постепенных форм соц. |

|реформирования в прогрессе общества, к абсолютизации значения революций и |

|насилия. |

|4)Ход последующей истории выявил и многие другие недостатки соц. теории |

|марксизма, особенно в плане ее прогнозов и предначертаний (недооценка |

|исторических возможностей и перспектив развития капитализма, неизбежной |

|победы социализма в обозримом будущем). Сегодня марксизм находится в |

|глубоком кризисе, за последние годы его влияние серьезно сузилось. Свою |

|роль сыграли чрезмерный радикализм, заполитизированность и |

|заидеологизированность, но еще больше повлияли догматизация и вульгаризация|

|марксизма, его извращения в теории и на практике. |

| |

|8. Социологизм Эмиля Дюркгейма |

|Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – продолжатель контовской и спенсеровской |

|позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель |

|французской социологической школы, автор классических трудов по социологии:|

| |

|-- "О разделении общественного труда"; |

|-- "Правила социологического метода", |

|-- "Самоубийство"; |

|-- "Элементарные формы религиозной жизни". |

|Особенно велика его заслуга в углубленной разработке проблем предмета и |

|особенно метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее |

|элементов, сущности и путей достижения соц. порядка, социологии религии и |

|др. |

|Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, т.к. |

|предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества |

|отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план |

|выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять|

|сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно |

|этим и призвана заниматься, по Д., социология и только социология. В этом и|

|состоит своеобразие предмета и метода социологии. |

|Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и |

|автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении |

|объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и |

|метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и |

|необходимости использования другими общественными науками социолог. метода.|

|Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц.|

|факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их |

|наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов |

|существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное|

|воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и |

|особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а |

|сложивишийся совокупоностью соц. фактов При этом один соц. факт следует |

|выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или|

|биологическими явлениями. |

|Общество, соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть |

|природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как |

|реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.