![]() |
|
|
Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов| |по крупным разделам и |обобщение содержания повторяемых вопросов, их углубление и | | |темам; уроки в конце |развитие; проверка и оценка знаний учителем; выводы; домашнее | | |учебного года |задание по дальнейшему повторению пройденного. | |Д.О. Лордкипанидзе [142] | |Комбинированный урок | |Первая часть: урегулирование организационных сторон обучения и | | | |первичная мобилизация внимания учащихся на учебной работе; | | | |фронтальная проверка выполнения домашнего задания; фронтальная и | | | |индивидуальная проверка знаний по материалу предыдущего урока и | | | |оценка учащихся; заключительная беседа с целью приведения в | | | |систему воспроизведенных знаний; вторая часть: ознакомление с | | | |темой и целью урока; ознакомление с основными вопросами плана | | | |урока и указание на виды учебной работы, необходимые для ее | | | |выполнения; объяснение нового учебного материала с учетом степени | | | |понимания его учащимися; третья часть: общеклассная (фронтальная) | | | |проверка усвоения нового материала; заключительная беседа по теме;| | | |домашнее задание. | |М.А. Данилов, Б.П. Есипов [59] | |Комбинированный | |Опрос учащихся по пройденному; постановка нового вопроса (темы); | |(смешанный) урок | |ознакомление учащихся с новыми данными, являющимися важным и | | | |типичным для изучаемых явлений, выведение обобщений; проверка | | | |понимания и усвоения учащимися изучаемого материала; выполнение | | | |заданий для закрепления усваиваемого знания и выработки умений и | | | |навыков. | |Уроки по ознакомлению|Уроки изучения |Воспроизведение знаний, необходимых при изучении нового материала;| |учащихся с новым |конкретных данных; |постановка новой темы; ознакомление учащихся с фактическим | |материалом |уроки разбора данных |материалом темы; анализ конкретных данных; фиксация основных | | |с целью усвоения |данных урока (доска, тетрадь); повторение учащимися усваиваемых | | |важных обобщений |конкретных знаний, формулировок и т.д.; проверка понимания нового | | | |материала; задание на дом ( с целями: повторения и дополнения, | | | |осмысливания и усвоения, применения на практике). | |П.С. Лейбенгруб [133] | |Комбинированный урок | |Разъяснение темы и задачи урока; опрос: проверка выполнения | | | |домашнего здания и знаний учащихся , обобщение и закрепление | | | |знаний; переход к изучению нового материала; изучение нового | | | |материала; закрепление изученного на уроке; домашнее задание. | |Р.Г. Лемберг [136] | |Комбинированный урок | |Вступительная часть; работа над новыми знаниями и умениями; | | | |закрепление; учет; организация домашней работы. | Приложение №2 Применение положения М.А. Данилова о логике учебного процесса в разработке проблемы структуры урока Новую попытку решения вопроса о структуре урока на основе логических и психологических закономерностей процесса обучения предпринял В.И. Помогайба. Он выделил "три основные ступени" учебного процесса, имеющие свои дидактические закономерности и структуру: "понимание", "усвоение", "применение": |Ступени |I. Понимание |II. Усвоение |III. Применение | |учебного | | | | |процесса | | | | |Структурны|Постановка |Постановка цели |Понимание условия| |е элементы|проблемы | |задания | |учебного | | | | |процесса | | | | | |Раскрытие |Инструктаж |Составление плана| | |проблемы | | | | |Формирование |Выполнение |Выполнение | | |выводов | | | | |Уточнение |Проверка |Проверка | | |понимания | | | Ученый отмечал взаимосвязь основных ступеней овладения знаниями, умениями, навыками, их "скачкообразный" характер" и подчеркивал особую актуальность ступени применения знаний на этапе развития советской школы, когда связь обучения с жизнью стала ведущим началом обучения и воспитания [227, 31]. Структурные элементы трех ступеней обучения В.И. Помогайба определил как структурные единицы урока. Например, структура урока объяснения нового материала имела следующий вид: [227, 31, 36]. Дидакт считал, что два структурных элемента – "организационный момент" и "проверка домашнего задания" являются почти всегда обязательными в структуре урока любого типа, но вкладывал в них не традиционное назначение, а обеспечение готовности учащихся к работе, актуализацию знаний [227, 42]. |Структура урока объяснения нового материала | |1 |проверка домашнего задания (последний момент усвоения); | |2 |объяснение нового материала (1-4 структурные элементы понимания:| | |постановка проблемы, раскрытие проблемы, формулировка выводов, | | |уточнение понимания); | |3 |объяснение домашнего задания (1-2 элементы усвоения: постановка | | |цели, инструктаж) | М.Н. Скаткин, опираясь на учение о логике учебного процесса, установил, что структурными частями урока являются не части, а "шаги", обеспечивающие движение к цели урока, их содержание, объем и порядок изменчивы, "зависят от содержания учебного материала, дидактической цели закономерностей процесса усвоения, состава класса и методического почерка учителя [336, 11].Структура урока могла принять следующий вид: |Варианты структуры урока (по М.Н. Скаткину) | |1 |Рассказ учителя, постановка вопросов на воспроизведение | | |учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по | | |образцу, решение задач. | |2 |Показ способа деятельности, его воспроизведение учащимися, | | |решение задач с применением этого же способа в новых | | |варьирующихся ситуациях. | |3 |Решение поисковых задач с помощью которых приобретаются новые | | |знания, обобщение учителя, воспроизведение знаний и т.д. | Ученый определял "шаги" как "внешние" элементы структуры урока отмечая при этом, что в каждом из "множества вариантов" одни и те же внешние элементы урока могут повторяться неоднократно и в разном порядке, в разном сочетании [там же]. "На качественно иной основе, чем это делается" попытался исследовать структуру урока В.Г. Фоменко [346], используя достижения передовой практики по организации урока, наиболее ярко выразившихся в опыте липецких учителей, он различал две структуры: традиционную "формально-внешнюю" и "внутреннюю", основополагающую. В качестве единицы внутренней структуры урока В.Г. Фоменко предложил. "момент" урока. Единицу внутренней структуры исследователь вывел следующим образом: 1) основными компонентами процесса обучения на уроке являются: дидактическая задача, содержание учебного материала, система методических приемов и методических средств; 2) дидактическая задача разлагается на частные, вокруг каждой из них образуются логические группы, включающие основные компоненты процесса обучения на уроке. Отсюда момент урока, по мнению В.Г. Фоменко, это – целостная часть, представляющая единство частной дидактической цели, учебного материала и системы методических приемов [346, 17]. В исследовательской работе научных сотрудников кафедры педагогики МГПИ им. В.И. Ленина (рук. И.Т. Огородников), разрабатывавших на протяжении рассматриваемого периода проблему повышения эффективности урока, первоначально существенным изменениям подвергали структурные элементы традиционного урока: опрос, закрепление и повторение. Были проведены экспериментальные серии уроков с разнообразными вариациями структур [186; 183; 311]. |Варианты структур комбинированного урок (по И.Т. Огородникову) | |1 |уроки без опроса по материалу прошлого урока | |2 |объединение опроса с разными видами самостоятельной работы | | |учащихся на уроке | |3 |перенос опроса на конец изучения темы | |4 |уроки с сопровождающим закреплением вновь изучаемого материала, | | |включающие разнообразную самостоятельную работу учащихся | |5 |уроки без домашнего задания | |6 |уроки с домашними заданиями, которые требовали от учащихся | | |самостоятельности и творчества в их выполнении | Такой подход к изменению структуры урока некоторые дидакты считали принципиально неправильным теоретически, так как брался шаблонный тип урока и как бы создавался новый тип урока путем "выбрасывания" домашнего задания иди опроса. Экспериментаторам рекомендовалось "брать процесс обучения весь, как он протекает. Нужно брать уроки, типичные для разных предметов" (Б.П. Есипов) [246, 39]. В последствии, исходя из идеи целостности процесса обучения, сотрудники кафедры совместно с казанскими учителями установили, что эффективность уроков разных типов и видов имеет прямую зависимость как от целесообразных сочетаний отдельных этапов уроков, так и от слияния их в единый учебный процесс [160; 298; 317]. Идеи рекомбинации и слияния элементов уроков получали соответствующую конкретизацию в частных дидактиках [19, 383; 349, 53-54]. Главными дидактическими основами построения урока признавались: соединение в единый процесс обучения сообщение знаний учащимся и выявление их знаний; вовлечение в активную умственную работу всех учащихся на протяжении всего урока, всемерное развитие при этом их самостоятельности в овладении знаниями под руководством учителя; учет и оценка знаний, выступающие не как самоцель, а как результат учебной деятельности учащихся в течение всего урока [62]. При организации учебного процесса на основе этих положений обеспечивалось тесное единство учебной деятельности учителя и учащихся [349, 51]. Отмечалось, что с одной стороны всякая попытка дать определенную организационно-методическую схему построения урока отвлеченно от конкретной темы, класса, учителя ведет к шаблону в организации учебного процесса, но с другой стороны это не означало, что учитель может действовать произвольно, не руководствоваться "общими дидактическими требованиями к построению урока" [349, 56]. Существенные изменения в построении уроков связывались с внешним фактором – расширением связи школы с жизнью. На построение уроков во всем многообразии их вариаций оказывало влияние обогащение учебного материала новыми источниками научной информации, требовавшие от учителя использования программирования и технических средств, характер изучаемого материала, подготовка учащихся; а также связи школы "с промышленными предприятиями, колхозами и совхозами" [327, 23, 33, 62]. Особое значение в плане организации учащихся на самостоятельное решение выдвигаемых перед ними задач с целью закрепления и углубления знаний, формирования умений применять теорию на практике, "используя логические и технические приемы, а также инструменты и приборы" представляли уроки применения знаний. На структуру различных видов уроков этого типа влияли цели (познавательный характер, тренировочные, развитие и закрепление умения или навыка, усвоение новых учебных приемов, и т.п.), а также соотношение учительско-ученической деятельности [203, 225; 198, 11]. |Основные "особые" элементы структуры урока применения знаний | |1 |Повторение изученных знаний и осознание учениками необходимости | | |применения их на практике | |2 |Постановка задачи, инструктаж учащихся и организация работы | |3 |Самостоятельная работа учеников под наблюдением учителя | |4 |Обработка полученных результатов, проверка и оценка работ | | |учителем | |5 |Обобщение результатов работы | Так, учитывая важность "особых" уроков – применения полученных знаний на практике, С.В. Иванов предложил следующую структуру хода урока. |Элементы структуры урока (по С.В. Иванову) | |1 |вводная беседа, ставящая своей целью воспроизведение как | | |теоретического, так и практического материала, связанного с | | |намеченными для решения задачами | |2 |решение задач учащимися, проверка решения задач | |3 |учитель делает краткое заключение и дает задание на дом | С.В. Иванов подчеркивал мысль о том, что взятые только в одном аспекте (в связи с осуществлением задач политехнического обучения) способы и приемы построения уроков "многообразны и сложны", поэтому "одними комбинированными уроками… обойтись нельзя", необходимо "строить разнообразные уроки, проводя их в определенной системе и по-разному насыщая их тем или иным содержанием" [88, 66]. Подход к применению знаний учащимися как к необходимому компоненту учебного процесса, тесно связанного с жизнью, обеспечивал разнообразие вариаций структур урока, при планировании которых учитель имел большие возможности продумать индивидуальные варианты заданий для разных групп учащихся, "различающихся по уровню подготовки, способностям, интересам" [198; 111]. В свою очередь, подвижность структуры урока открывала широкие возможности для развития активности и самостоятельности учащихся, учета их индивидуальных особенностей [56]. Одной из важных тенденций реализации идей активности и самостоятельности учащихся, индивидуального подхода являлся поисковый путь обучения [198, 10; 317, 32]. Как отмечал В.П. Стрезикозин, чаще всего он находил свое выражение в таком построении урока, когда новые знания формировались на основе непосредственных наблюдений, небольших опытов в сочетании с объяснением учителя [317]. Отличительной чертой уроков, связывавшийся с проблемностью и ученическим исследованием являлась многократность перехода от теории к практике и наоборот. В таком случае структура урока могла быть следующей: [317, 34-35]. |Тип |Структура | |урока | | |Урок с |постановка познавательной задачи для проведения | |элемента|эксперимента; | |ми | | |ученичес| | |кого | | |исследов| | |ания | | |(В.П. | | |Стрезико| | |зин) | | | |актуализация, полученных ранее знаний; | | |выполнение эксперимента учащимися; | | |беседа по результатам исследования; | | |дальнейшая работа над новым материалом (объяснение учителя | | |с применением иллюстративного опыта); | | |самостоятельная работа учащихся по учебнику; | | |рассказ учителя о применении изучаемого материала на | | |практике; | | |эксперимент учащихся по изученному материалу с введением | | |новых данных; | | |беседа по результатам эксперимента (учащиеся подводятся к | | |определению понятий и выводам; | | |самостоятельная работа с учебником; | | |решение задачи. | |Проблемн|создание активного отношения к работе (интерес, потребность| |ый урок |в овладении знаниями и умениями); | |(Т.В. | | |Кузнецов| | |) | | | |совместная работа преподавателей и учащихся над новым | | |материалом (формирование первоначальных обобщений, анализ | | |ошибок); | | |оперирование приобретенными знаниями в сочетании с ранее | | |усвоенными (совмещение с выявлением прочности и гибкости | | |знаний); | | |соотнесение общих положений с ранее усвоенными знаниями | | |(межпредметные связи и расширение кругозора). | Другой не менее важной тенденцией повышения эффективности урока являлась алгоритмизация обучения. Применение одного из принципов программированного обучения – "поэлементного" усвоения новых знаний – вносило своеобразие в критерии и структурообразование урока: она определялась не дидактическими целями, а логической структурой материала, изучаемого на уроке; на каждом этапе урока происходило слияние усвоения, первичного закрепления и контроля знаний учащихся [317, 23-24]. Приложение №3 Классификации уроков |Автор |Типы уроков | |С.В. Иванов |вводные уроки. | | |уроки первичного ознакомления с материалом. | | |уроки усвоения новых знаний (понятий, законов, | | |правил). | | |уроки применения полученных знаний на практике. | | |уроки навыков. | | |уроки повторения, обобщения и закрепления. | | |урок смешанный или комбинированный [87]. | |И.Н. Казанцев |первые вводные уроки в начале учебного года; | | |вступительные уроки при изучении крупных тем или | | |разделов программы; | | |уроки овладения учащимися новыми знаниями по | | |текущему учебному материалу; | | |уроки закрепления изученных знаний; | | |уроки выработки у учащихся умений и навыков; | | |уроки применения знаний на практике; | | |уроки повторительно-обобщающие; | | |учетно-проверочные уроки; | | |уроки анализа качества знаний школьников; | | |итоговые уроки, завершающие учебный год [95]. | |Д.О. |урок объяснения учебного материала; | |Лордкипанидзе |комбинированный урок; | | |урок повторения и упражнения; | | |урок по проверке и оценке знаний. [142]. | |М.А. Данилов, |уроки, назначением которых является и проверка | |Б.П. Есипов |ранее усвоенного учащимися и восприятие ими новых| | |знаний, и первоначальная работа над закреплением | | |этих знаний; | | |уроки, назначением которых по преимуществу | | |является ознакомление учащихся с новым | | |материалом; | | |уроки, имеющие основной целью закрепление знаний | | |в сознании учащихся (или уроки повторения); | | |уроки, имеющие основной целью закрепление умений | | |и навыков путем упражнений; | | |уроки, имеющие основной целью проверку усвоения | | |учащимися знаний, умений, навыков [59]. | |В. Алленов, Н. |урок "обучающий или смешанного типа"; | |Мрежин |урок тренировочных упражнений, | | |урок обобщающего повторения; | | |контрольный урок [161]. | | |урок без домашних заданий с повторением на | | |следующем уроке; | |Н.Д. Тропина |урок без домашних заданий с повторением основных | | |вопросов в конце темы; | | |уроки с объяснением заданий на дом и повторением | | |пройденного материала в конце темы; | | |уроки с объяснением заданий на дом и повторением | | |некоторых вопросов в процессе изучения | | |пройденного материала в конце темы; | | |уроки с объяснением нового материала и пробным | | |выполнением домашних работ" [75]. | |М.А. Данилов |уроки, на которых выполняются все | | |образовательно-воспитательные задачи (повторение | | |изученного ранее, первоначальное усвоение нового,| | |закрепление и формирование навыков, применение | | |знаний, проверка усвоения). "В педагогической | | |литературе они получили название смешанных или | | |комбинированных"; | | |уроки, основной задачей которых является | | |восприятие и первоначальное усвоение нового | | |материала; | | |уроки, основной задачей которых является | | |закрепление знаний и формирование умений и | | |навыков; | | |уроки, основной задачей которых является | | |самостоятельная работа учащихся, применение | | |усвоенных знаний при выполнении теоретических и | | |практических заданий; | | |уроки, основной задачей которых является | | |обобщающее повторение, проверка и анализ знаний, | | |умений и навыков учащихся (по учебной теме, | | |разделу программы или по всему курсу) [337]. | |Б.П. Есипов |урок, объединивший в себе различные звенья | | |процесса обучения (комбинированный урок); | | |урок усвоения учащимися новых знаний; | | |уроки применения знаний в упражнениях, в решении | | |задач (тренировочные); | | |уроки повторения; | | |уроки проверки знаний, умений и навыков (учетные)| | |[203]. | |Е.Я. Голант |комбинированный урок ( включает все основные | | |звенья процесса обучения); | | |первоначального изучения новых знаний; | | |практический (или урок закрепления и применения | | |новых знаний; | | |контрольно-учетный; | | |повторительно-обобщающий [201]. | |И.Т. |уроки изучения новых знаний; | |Огородников |уроки закрепления знаний, умений и навыков; | | |повторительно-обобщающие уроки; | | |объединенный или комбинированный урок [191]. | |И.Т. |урок изучения новых знаний; | |Огородников |урок закрепления; | | |урок упражнений и практических работ; | | |лабораторный урок; | | |повторительный и обобщающий урок; | | |синтетический урок [184]. | |В.И. Помогайба |урок объяснения нового материала; | | |урок усвоения; | | |урок применения знаний и навыков; | | |урок систематизации; | | |урок учета [227]. | |М.И. Еникеев |урок, на котором из фактов выводится обобщение, | | |обобщение конкретизируется новыми фактами; | | |урок на котором из фактов выводятся обобщения | | |(этап конкретизации откладывается на последующие | | |уроки); | | |урок, на котором конкретизируются ранее усвоенные| | |обобщения [71]. | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |