на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории


контроле за этой сферой искусства Сталина И.В.

Следующий блок информации посвящен успехам советского правительства в

области ликвидации неграмотности, приводится ряд малоизвестных фактов

свидетельствующих о поступательном развитии всей советской системы

образования в целом.

Итогом репрессивной политики партии в области культуры Долуцкий

считает нанесение непоправимого ущерба развитию советского общества, как

пример приводятся слова Вернадского В.И.: «Крупные педагоги нашей власти –

результат ослабления ее культурности».

Отдельный пункт «Реализм или формализм» посвящен борьбе советской

власти с «формализмом» в искусстве, пишется о пострадавших в этой борьбе

Маяковском, Шостаковиче, Пастернаке, приводится точка зрения Олеши Ю.,

считавшего, что политика партии считается верной, даже если расходится с

собственным мировосприятием. Автор учебника предлагает ребятам поразмышлять

над правильностью этой точки зрения.

В учебнике описывается формирование основного метода советского

искусства – социалистического реализма, теоретически разработанного

Бухариным в 1934 г. То, что не укладывалось в узкие рамки соцреализма

подлежало уничтожению: театр Мейерхольда В.Э. и его арест, попытка

сфабриковать «писательский процесс» (Олеша Ю., Пастернак Б., Леонов Л.,

Эйзенштейн С., Утесов Л. и др.). От борьбы с формализмом пострадали многие

деятели советского искусства, в учебнике упоминаются их имена: Малевич К.,

Дейнека А., Конашевич В.

Значительный объем информации повествует о перестройке Москвы,

уничтожении архитектурных сооружений прошлого (Храмы Христа-спасителя,

Охотный ряд), превращение древнейших соборов и церквей в тюрьмы (Соловецкий

монастырь), распродажа советским правительством картин буржуазных

художников Рембранта, Веласкиса, покупка на вырученные деньги

сельскохозяйственных машин.

Все четче вырисовывается «новый архитектурный подход».

Стандартизация, чрезмерная монументальность, изобилие декоративных

элементов, множество скульптур, портретов, барильефов Сталина – черты

присущие облику страны в 30-е годы. Каким-то прорывом из этого стала

скульптура Мухиной В. «Рабочий и колхозница».1

Влияние культа личности Сталина на развитие советской культуры

оставляется на самостоятельное рассмотрение учащихся.

«Трагедия гения. Н.И. Вавилов (1887-1943)», - так называется раздел

параграфа, посвященный судьбе величайшего генетика. Автор приводит факты

биографии, через личную трагедию Вавилова и науки, которой он

занимался, генетики показывает атмосферу, в которой развивалась советская

наука.

_________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 428.

Подводя предварительные итоги главы, Долуцкий И.И. отмечает

значительную степень развития советской науки по сравнению с мировой, но на

всем лежала печать эпохи. Автор учебника приводит строки из открытого

письма Раскольникова Ф.: «Лицемерно провозглашая интеллигенцию «солью

земли», вы лишили минимума свободы труд писателя, ученого, живописца. Вы

зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает…».1

Блок информации, раскрывающий быт и нравы того времени состоит из

фактов, предлагаемых на самостоятельное объяснение. Эти факты указывают на

ухудшение благосостояние советского народа, о появлении нервозности,

подозрительности в отношениях между людьми. Нравственный климат в тридцатые

годы резко ухудшаются.2

Определяя причины возникновения культа личности Сталина автор

учебника отмечает, что Маркс, Энгельс и Ленин не только боролись против

малейших попыток возвышения их личности. Сталин же, напротив, поощрял,

________________

1Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 430.

3 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 431.

создаваемый его окружением, ореол отца народов, кумира масс. Небывалую

популярность личности Сталина Долуцкий объясняет религиозностью российского

общества, которое приняло «нового бога». Культ личности подкреплялся также

мощной идеологической борьбой, репрессивной машиной, характеризовался

концентрацией власти в одних руках.

В конце параграфа автор учебника делает несколько выводов:

1. Можно предположить, что изменения в культуре носили органический

характер, так как подчинялись единственной цели – обеспечению ускоренной

индустриализации. Возникла недостаточно квалифицированная интеллигенция,

рабочие получали минимум грамотности.

2. Административная система, не способная к созидательной

деятельности человека, вынужденная использовать талантливых людей, которые

не являлись винтиком системы, работали творчески и беззаветно. Этим людям –

Вавилову, Иоффе, Мейерхольду и многим другим – обязана страна успехами.

Заслуга системы лишь в том, что она, чтобы не погибнуть, шла на компромисс

с подлинной интеллигенцией и допускала в безопасных для себя пределах

свободу творчества. Отсюда вывод: без Системы успехи могли быть большими.

3. Репрессии в области культуры имели катастрофические последствия.

Подлинный художник уникален, заменить его нельзя.

Учебник Долуцкого содержит нетрадиционный объем информации, в нем нет

полного перечня деятелей культуры, их достижений, содержится не входившая

ранее в другие учебники информация. Большой объем информации остается на

самостоятельное изучение учащихся, подталкивая их на исследовательскую

работу. Иллюстрации в учебнике отсутствуют.

Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России ХХ век»1

предназначен для использования в 9 классе по курсу отечественной истории. В

нем освещены предусмотренные школьной программой основные проблемы истории

России ХХ века.

Анализируемое 5-е издание существенно доработано в сторону облегчения

текста и большей доступности для учащихся. В учебник введены иллюстрации по

тексту. При иллюстрировании по тексту использованы архивные фотоматериалы.

Учебник является федеральным, рекомендован Министерством общего и

профессионального образования Российской Федерации.

Культурной жизни советского общества посвящены отдельные параграфы в

разделах: 23-24 «Духовная жизнь: достижения и потери»2 и 29

«Свет» и «тени» духовной

_______________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г.

2 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.152

жизни советского общества»1, освещающие развитие советской культуры

в 1917-1927 и 1928-1938 годах соответственно.

Каждый параграф разделен на пункты, содержащие отдельный блок

информации, поэтому является целесообразным провести анализ каждого пункта.

В пункте «Борьба с неграмотностью» отмечается, что Ленин В.И. определяя

главных врагов социалистической революции, называл неграмотность. При этом

Ленин четко сформулировал волнующую его проблему: «Безграмотный человек

стоит вне политики». Следовательно, основная задача посредством ликвидации

неграмотности изменит умонастроения людей.

Упоминается декрет «О ликвидации безграмотности среди населения

РСФСР», подписанный Лениным В.И. в 1919 г. и создание в 1920 г.

Всероссийской чрезвычайной комиссией по ликвидации неграмотности. Перепись

1926 г. показала итог работы – 5 миллионов дополнительно грамотных людей.

В пункте «Строительство советской школы» описывается создание системы

образования в СССР. Упоминается «Положение о единой трудовой школе в СССР»,

утвержденное ВЦИК 30 сентября 1918 г., перечисляются принципы школы,

упоминается о «перегибах» в системе школьного образования, ликвидация

парт, урочной системы, заданий на дом, оценок,

_____________________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.186

экзаменов и т.д.1 Покровительство государства учащихся из среды рабочих

крестьян, государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями.

В пункте «Развитие науки» отмечается, что на начальном этапе

советской власти существовали духовно-философские традиции Серебряного

века. Но если представители гуманитарных направлений науки работали

благодаря собственному энтузиазму вопреки воли властей, то ценных

естественников власть стремилась привлечь к тесному сотрудничеству

(Жуковский Н.Е., Вернадский В.И., Циалковский К.Э., Павлов И.П. и др.).

С введением НЭПа оживились традиционные формы научной работы. Стали

собираться профессиональные съезды ученых.

В пункте «Сумерки Серебряного века» упоминается о двух основных

позициях, занятых творческой интеллигенцией. Одни, понявшие, что русские

культурные традиции будут либо затоптаны, либо поставлены под контроль

власти выбрали эмиграцию: Бунин И., Куприн А., Рахманинов С. и другие.

Другим казалось, что революция освежит страну, продолжили русские традиции

Ахматова А., Волошин М., Короленко В., Булгаков М. и другие.

Октябрьская революция стала одной из наиболее распространенных тем

советского искусства.

________________________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.152.

В пункте «Большевики и интеллигенция» раскрывается проблема

взаимоотношения государства и творческой интеллигенции, создание органов

цензуры и выселение видных советских философов за границу за неприятие

советской идеологии.

В пункте «Сменовеховство» упоминается о сборнике «Смена вех»

изданном в Праге в 1921 г., об идеологии и идеологах течения, которое было

положительно воспринято большевиками, так как позволило расколоть

эмиграцию, канонизировать результаты Октябрьской ркволюции.1

В пункте «Большевики и церковь» перечисляются и анализируются события

того периода: декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от

государства и школы от церкви, восстановление патриаршества в 1917 г. и

избрание на этот пост митрополита Московского Тихона; декрет 1922 г. о

конфискации церковных ценностей в пользу голодающих, судебные процессы

против церковных иерархов, в том числе и против Тихона, усиление

антирелигиозной пропаганды, издание журнала «Безбожник». В результате этих

событий коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную

жизнь общества и приступила к реализации задачи воспитания «нового

человека» и новой пролетарской интеллигенции.

________________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.156.

В пункте «Начало «нового» искусства» раскрывается суть идеологии

Пролеткультов, отрицательная роль этой организации в процессе становления

отечественной культуры. В 1925 г. оформилась РАПП, оценивающая

художественную ценность произведений с точки зрения социального

происхождения автора. Тогда же появились писатели нового поколения Бебель

И., Серафимович А., Гренев К., Шолохов М., Фурманов Д. Называются имена

советских сатириков, их наиболее известные произведения. Отмечается, что

особое место в культуре тех лет – агитационная форма, приводится пример

«Окон РОСТА». Упоминается о различных художественных группировках, в

частности АХРР, с указанием имен деятелей искусств и их произведений.

Говорится о развитии архитектуры и кинематографии.

Установление партийного диктата в области культуры у авторов учебника

ассоциируется с резолюцией ЦК ВКП(б) 1925 г. «О политике партии в области

художественной литературы», прекратившая плюрализм в искусстве.

В конце параграфа приводятся отрывки из сборника «Смена вех» о

поддержке сменовеховцами власти большевиков и из записки Ленина В.И. 19

марта 1922 г. о необходимости изъятия церковных ценностей в пользу

голодающих. Завершает параграф вопрос 2-3 уровня.

Изучение развития отечественной культуры, рассматриваемое в 29

«Свет» и «тени» духовной жизни советского общества» начинается с пункта

«Идеологическое наступление на культуру», где раскрывается основная задача

тоталитарной идеологии – формирование у людей такого типа, которое

заставляет их в важных для общества ситуациях поступать одинаково и так,

как это желательно правящей группировке. Для осуществления данной задачи на

службу идеологии ставятся все стороны культурной жизни общества.1

Пункт «Школа и семья» содержит информацию о создании советской

системы образования, установления над ней идеологического контроля

государства, равно как и над воспитанием детей в семьях. Эти структуры

общества должны были воспитывать детей в полном соответствии с догмами

тоталитарного государства.

В пункте «Наука в тисках идеологии» описывается идеологическое

наступление на науку, уничтожение неугодных наук (генетики) и главенство

истории, помогавшей партии обосновывать свои жесткие решения, проводя

параллели с событиями прошлого.

Вместе с тем упоминается об успехах советской науки, называются имена

советских ученых, их наиболее значительные достижения. Описывается в

параграфе процесс создания творческих союзов (творческие союзы),

начавшийся с принятия постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-

художественных организаций» в 1932 г. с целью установления над союзами

государственного контроля, деятели культуры не

______________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.186.

признававшие линию партии исключались из союзов и подвергались гонениям.

В параграфе раскрывается понятие социалистического реализма –

отображение советской действительности не такой, какая она есть, а такой,

какая должна быть. Это использовали власти для создания социально-

психологической монолитности общества, которое облегчало манипуляцию ими.

Большие блоки информации посвящены советскому кинематографу,

изобразительному искусству, скульптуре, архитектуре, литературе, театру. В

этих пунктах собрана значительная по объему информация о советских деятелях

культуры.

Введен также новый блок информации о музыкальной жизни общества в 30-

е годы («Нам песня строить и жить помогает»)1. В нем показана роль песен

для советского человека, их популярность.

Оценивая успехи культурной революции авторы учебника отмечают

повышение уровня образования в СССР, увеличение спроса на печатную

продукцию как следствие. Важной чертой культурной революции стало активное

приобщение советских людей к искусству.

К приметам времени авторы учебника относят удивительную атмосферу

приподнятости, всеобщего

________________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.190 .

готовности к подвигам. Советским людям было чем гордиться – успехи

науки, беспосадочный перелет в Америку Чкалова В. (1937г.), рост престижа

Красной армии, в ходе боев с фашистами в Испании ….. Все это

ассоциировалось с личность Сталина И.В., соответственно находило

отражение в монументальных произведениях.

В конце параграфа содержится Отрывок из письма Луначарского А.В. в

Оргкомитет союза советских писателей, февраль 1933 г.

В разделе «О социалистическом реализме» раскрывается сущность

соцреализма, позиции Луначарского А.В. После параграфа имеются вопросы 2-3

уровней.

В конце учебника имеется цветная вклейка с произведениями Малевича К.

(«Скачет красная конница») Кустодиева Б. («Масленица»), Яковлева Б.

(«Транспорт налаживается»), Соколова-Сакля П. («Тимонин поход»),

Грабарь И. («В.И. Ленин у прямого провода»), Корин П. (Схимо игумен

Митрофан и иеромонах Гермоген), Купцов В. («Самолет АНТ-20 М. Горький»),

Пименов Ю. («Новая Москва»), писатели времени гражданской войны,

фотографиями здания Центросоюза (архитектор Ле Корбюзье 1928-1936), клуба

им. И. Русакова (архитектор Мельников К. 1927-1929), клуба им. С. Зуева

(архитектор Голосов И.1928), что способствует лучшему восприятию информации

по искусству.

В содержании учебника рассматриваются практически все области

отечественной культуры, содержится информация о наиболее известных авторах

и их произведениях. Отдельный блок информации посвящен духу, настроениям

времени, что способствует лучшему усвоению материала. В учебнике не

содержится большого количества информации. Влиянию культа личности на

советское искусство не уделяется внимание. В недостаточном объеме

рассмотрены литературно-художественные объединения и их взаимодействие.

Учебник Левандовского А.А., Щетинова Ю.А. «Россия в ХХ веке»1

предназначен для изучения отечественной истории в 10-11 классах

общеобразовательных учреждений и является наиболее современным из иных

существующих пособий для старших классов. В нем глубоко освещены основные

вопросы сложной и драматической истории России ХХ века. Авторы опирались на

новейшие достижения советской и зарубежной историографии.

Методический аппарат учебника создан заново. Он ориентирован на

активные формы обучения.

В издание включены черно-белые иллюстрации, графики, диаграммы,

цветные вклейки карт и иллюстраций по культуре.

Вопросы развития культуры в 20-е годы рассматриваются в 42

«Политика и культура»;2 развитие культуры в 30-е годы

рассматривается в 49

___________________

1 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-

11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000

2 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-

11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000, с.176.

«Общественно-политическая и культурная жизнь».1 Параграфы разделены

на пункты.

Авторы учебника начинают 42 «Политика и культура» с обозначения

двух противоречивых тенденций в советском обществе: относительной

либерализации в условиях нэпа и процесс идеологизации.

Одной из задач советской власти в тот период была задача установления

государственного контроля над церковью, этот процесс поэтапно

рассматривается в представляемом учебнике.

Подробно описывается движение сменовеховцев, рассматривается их идеология и

называются лидеры (Устрялов Н., Ключников Ю., Бобрищев- Пушкин А.).

Отмечается, что специалистам в областях наук создавались более

благоприятные условия, чем гуманитариям.

Советским ученым тесно сотрудничавшим с властью посвящен блок

дополнительной информации.2

Подробно описывается процесс установления государственного контроля

над вузами, школами, введение цензуры, департации в 1922 г. 160 философов,

несогласных с официальной идеологией, процесс чистки библиотек от

антисоветских и антихудожественных книг, закрытия многих журналов и газет.

______________

1 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-

11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000, с. 211.

2 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-

11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000, с. 182.

Поэтапно излагается процесс становления системы образования в СССР,

рассматривается литературно-художественная жизнь Советской России,

отмечаются наиболее известные произведения советских авторов во всех сферах

культуры.

Указывается, что и в этой области партия постепенно наводила

«революционный порядок», используя как государственные структуры, так и

литературно-художественные объединения коммунистической ориентации:

Пролеткульт, РАПП и др., травившие неугодных власти деятелей культуры. Под

огнем критики находились и попутчики – литераторы, сочувствующие советской

власти, но полностью не разделявшие ее взглядов, несмотря на объявленный

плюрализм в искусстве, все создаваемые произведения подвергались жесткой

идеологической цензуре, тем не менее это не помешало создавать величайшие

творения своего времени.

Развитию культуры 30-х годов посвящен раздел «Завершение культурной

революции» в 49 «Общественно-политическая и культурная жизнь». Блок

информации по данной теме начинается с описания процесса создания

творческих союзов в свете постановления ЦК ЦКП(б) «О перестройке

литературно-художественных организаций» (1932 г.). Упоминается о гонениях,

направленных против деятелей искусства не попавших в тот или иной союз.

Далее раскрывается понятие социалистического реализма, как основного метода

в советском искусстве. Повествуется о процессе «регенирации»

дореволюционной культуры, начинают издаваться классики-романисты Пушкин А.,

Лермонтов Ю., Гоголь Н. И др.

Большую роль приобретает, по мнению авторов, история, позволявшая

оправдать деятельность сталинского правительства, особенно ее сокращенный

вариант - «Краткий курс истории ВКП(б)», отрывок из предисловия к которому

приводится.

В обществе идет процесс мощнейшей идеологизации, уничтожение всего,

что не вписывается в рамки идеологии, страдают не только люди и их

произведения, но и архитектурные памятники. Значительный блок информации

посвящен достижениям советских ученых.

Большие блоки информации посвящены советскому театру, литературе,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.