|
Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках историибуржуазной идеологии, главная роль в развернувшейся общественно- политической борьбе отводилась, по мнению автора, общественным наукам, печати, литературе, искусству, что не могло не сказаться на некоторой однобокости их развития. В связи с сформулированным тезисом ЦК ВКП (б) об « Обострении классовой борьбы на теоретическом фронте» культура со второй половины 20-х годов становится лишь средством пропаганды и идеологического воспитания масс, но это не останавливает, по мнению автора, развитие отечественной культуры.1 Индустриализация 20-30-х годов, по словам Орлова А.С., способствовала массовому градостроительству и, следовательно, развитию отечественной архитектуре, которая все более утрачивала свой художественный аспект, скатываясь до простой функциональности. _________________ 1 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.: «Проспект», 1997, с. 422-423. Освобожденные от доли советской идеологии современные авторы по- новому подходят к осмыслению проблем развития отечественной культуры в 20- 30-е годы ХХ века. Им чужд классовый подход, характерный для историков предшествующих поколений. Между тем, и современные историки не в полном объеме рассматривают все проблемы, связанные с развитием советской культуры данного периода, многие вопросы не рассматриваются вообще. Например, не достаточно освещен вопрос влияния культа личности Сталина на советское искусство, противоборство различных литературно-художественных организаций и объединений. При рассмотрении многих форм искусства (киноискусство, театр, поэзия и так далее) указываются лишь наиболее известные художники и названия их работ, все сложности, связанные с развитием этих направлений не рассматриваются. 4. Общие проблемы развития культуры 20-30-х годов в СССР в искусствоведческих работах. События февраля-октября 1917 года создали предпосылки для развития новой, социалистической культуры. Несмотря на трудности политической и экономической обстановки - последствия первой мировой войны, начавшуюся затем гражданскую войну и интервенцию, усиливших голод и разруху, - вопросам искусства в молодой советской республике уделялось большое внимание.1 Советское изобразительное искусство с момента своего зарождения оказалось теснейшим образом связано со становлением и развитием социалистического общества. Первые же декреты Советского правительства об охране художественных ценностей, национализации музеев и крупных коллекций, постановления об издании большими тиражами классиков литературы, реставрации архитектурных памятников подтверждали принадлежность народу2 величайших творений отечественного искусства. Реорганизация художественных школ и академий, создание впервые в истории краев художественных учебных заведений, открытие множества рабочих и красноармейских студий, распоряжение о снабжении всем необходимым объединенных в артели мастеров художественных ремесел - все эти конкретные меры были свидетельством заботы о выявлении и поддержке народных талантов. Обращаясь к данной проблеме, Аболина Р.Я в монографии «Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма» пишет о том, что «...тяга к искусству широких народных масс была огромной. Перед ними открылись все накопленные веками ценности культуры».4 Многие исследователи отмечают ряд характерных событий того времени: возникают кружки художественной самодеятельности, изостудии, музыкальные и театральные коллективы. Вопросы эстетического воспитания народа, содержание и форма нового искусства, близость и доступность его народным массам, проникновение искусства в быт встают уже в те годы.5 Советское правительство с самого начала делало ставку на массовость нового искусства, рожденного в годы Великой Октябрьской социалистической революции. Разрушались старые устои быта и всей жизни; шла неустанная борьба 1 Аболина Р.Я. - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма, изд. Академии художеств СССР, М.: 1962, с.5. 2 История искусства народов СССР т.7; Искусство народов СССР от ВОСР до 1941 г. (Л.С.Зингер, М.А.Орлова), Изобр.искусство М.: 1972, с.6. 3 История искусства народов СССР т.7; Искусство народов СССР от ВОСР до 1941 г. (Л.С.Зингер, М.А.Орлова), Изобр.искусство М.: 1972, с.7. 4 Аболина Р.Я., с.46 5 Лебедев П.И. - Сов. искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны. М.: Искусство, 1949, с.40. против традиций прошлого.1 Уже в первые годы после революции советская власть приняла все меры к тому, чтобы уничтожить разрыв между искусством и народом, чтобы подчинить искусство интересам Советского государства. Партия вела за собой миллионные массы народа. Она организовала трудящихся, чтобы преодолеть те препятствия, которые стояли на пути к построению социализма, чтобы сломить сопротивление буржуазии, чтобы направить развитие советской культуры по правильному пути.2 Таким образом, видно, что Советское правительство с 1920 года начинало активно бороться за создание единого, массового, общенационального искусства, полностью соотносимого с официальной идеологией марксизма-ленинизма. В частности, в 1922 г. в резолюции ХII партконференции было указано, что «партия должна делать все, что от нее зависит для того, чтобы помочь кристаллизации тех течений и групп, которые обнаруживают действительное желание помочь рабоче- крестьянскому государству».3 Наиболее полно политика партии по вопросам искусства была выражена в это время в резолюции ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 г. о политике партии в 1 История русского и советского искусства. М.: “Высшая школа”, 1989, с.340 2 История русского искусства т.11, Издательство АН СССР, М..: 1957, с.174 3 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК, ч.1, М.: 1956, с.174 области художественной литературы. В этой резолюции был дан глубокий с точки зрения того времени и официальной идеологии, анализ состояния искусства в стране и намечены пути его дальнейшего развития. Резолюция ставила перед деятелями советской литературы и искусства ряд важных задач. Центральный комитет призывал к тому, чтобы писатели и художники полней использовали материал современности, чтобы они создавали искусство понятное и близкое миллионам трудящихся, чтобы порвав с «предрассудками братства» и используя все технические достижения старого мастерства, искусство должно бы «вырабатывать соответствующую форму, понятную миллионам».1 По отношению к пролетарским художественным организациям политика партии состояла в том, чтобы всячески помогать их росту и, всемерно их поддерживая, «предупреждать всеми средствами проявление комчванства среди них, как самого губительного явления».2 Желание поставить как можно большее количество объединений ____________________ 1 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп. М.: 1954, с.347. 2 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп. М.: 1954, с.345. деятелей искусства под контроль партии легко объяснимо, так как советская идеология осознавала значение использования всех проявлений культуры в целях пропаганды социалистического образа жизни. В работе «Об искусстве» Луначарский А.В. говорит о больших возможностях «идеологической обработки»1 советских людей посредством близкого им по духу искусства. Человек, имеющий талант в какой-либо области искусства, имел, по мнению Луначарского, гораздо больше возможностей «находить путь к сердцам людей, чем неодаренный человек».2 Следовательно, вполне разумным для того времени было решение идеологов социализма вооружить «всеми видами искусства, которое явится могучим подспорьем для агитации,3 людей, причастных к агитационной работе и, главное, коллективного проповедника - коммунистическую партию».4 Советские лидеры большое внимание уделяли таким формам искусства, «которые возникли только в самое позднее время, ____________________ 1 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское искусство - М.: Искусство, 1982, с.50. 2 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское искусство - М.: Искусство, 1982,, с.75 3 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское искусство - М.: Искусство, 1982, с.75. 4 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское искусство - М.: Искусство, 1982, с.75. как, например, кинематография, ритмика»1 с целью их использования с огромным результатом в качестве пропаганды. Ленин В.И. также уделял огромное внимание кинематографии, правильно оценивал его огромную пропагандистскую роль, называл кино важнейшим из искусств, так как именно кинематография в тот период развивается активно, активнее других форм искусства, приобретая популярность в народе. Наряду с пропагандой через новые формы искусства активно используется монументальная пропаганда, появившаяся в начале 20-х годов 20 века. Подписанный в 1918 г. Лениным В.И. декрет о монументальной пропаганде определил важнейшие общественные и идейно-художественные принципы художественного творчества, поставленного на службу революции.2 В ленинском плане монументальной пропаганды «задачи художественные тесно переплелись с агитационными и воспитательными».3 Художники с горячим энтузиазмом откликнулись на ленинский призыв. В осуществлении плана монументальной ________________ 1 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско- советское искусство - М.: Искусство, 1982, с.79. 2 Очерки истории сов. искусства. М.: Сов.худож., 1980, с.6. 3 Аболина Р.Я. - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962, с.8. пропаганды приняли участие почти все художники Москвы и Ленинграда. На какое-то время общими задачами борьбы за новую культуру революция объединила самых разных художников.1 В короткое время преображается облик всех крупных городов: наряду с памятниками и мемориальными досками улицы городов, внутренние помещения различных учреждений наполняются разнообразными лозунгами, агит-плакатами. В период революции и гражданской войны искусство активнейшим образом включилось в агитационно-плановую работу по борьбе с белогвардейским нашествием, иностранной интервенцией, по борьбе с голодом и разрухой, по широкой пропаганде всего того, к чему стремилась ленинская партия и Советское государство, в результате появляются «Окна РОСТА» Маяковского и Черемшина, плакаты Моора и Осипова, «Монумент Свободы» Андреева, ряд скульптурных образов революционеров и прогрессивных деятелей прошлого.2 Вдохновленные значительными успехами Советского Союза в сфере народного хозяйства, успехами по ликвидации безграмотности, улучшению социальных условий жизни, художники уже не просто _______________________ 1 Ильина Т.В. “История искусств русской и советской школ”, “Высшая школа”. М.: 1989, с280. 2 Аболина Р.Я, - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962, с.7 мечтают о царстве свободы и социальной справедливости; в своих произведениях они стремятся выразить «идеалы нового общества».1 В годы НЭПа искусство продолжало активно участвовать в общественной жизни. Этот период - 20-е - начало 30-х годов отмечен возникновением и совместным существованием множества различных организаций и учреждений. Все объединения можно условно разделить на две группы. Первая - это проправительственные организации, такие как АХРР («Ассоциация художников революционной России»), ОСТ («Общество художников-станковистов»), НОЖ («Новое общество живописцев»), АСНОВА («Ассоциация новых архитекторов»), ОСА («Объединение современных архитекторов») и др. возникли в то же время, действовали в контексте официальной идеологии, шедшие в авангарде партийной пропаганды. Данные объединения четко соблюдали принцип партийности в искусстве, который связан с политикой партии в области искусства, с ее руководящей ролью. К другой группе можно отнести организации и отдельных художников, архитекторов, не принадлежащих ни к одной из организаций, которые являются сторонниками альтернативной марксизму идеологии. Представителей данной группы официальная власть относила к сторонникам __________________ 1 Очерки истории сов. Искусства, с.7 «левого», мелкобуржуазного направления в искусстве.1 Советское правительство вело активную пропаганду против подобных деятелей искусства, которые, в отличие, от значительной части представителей творческих профессий, с большим энтузиазмом «воспринявших революцию и немедленно включившихся в творческую работу на новой основе, ... отнеслись открыто враждебно или же заняли выжидательные позиции по отношению к новой власти».2 Одним из ярких примеров подобных организаций могут служить организации Пролеткультов, организаций, возникших еще до Октябрьской революции и тогда противостоящих правительству Керенского, но к 1920 г. в значительной мере захваченными сторонниками враждебной марксизму идеологии. Представители «левых» течений в искусстве, «захватив некоторые ответственные посты в Изоотделе Наркомпроса, который руководил всей художественной жизнью в области изобразительного искусства, эти художники выдавали себя за творцов новой революционной культуры, пытались навязать свою идеологию рабочему классу».3 Представители данных творческих ________________ 1.Лебедев П.И - Из истории борьбы за реализм в советском искусстве, 1921- 1931 г.г., с. 8. 2 Аболина Р.Я., - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962,с.7 3 Аболина Р.Я., - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962,с.7 объединений проводили выставки, альтернативные выставкам официально признанных художников. Следует сказать, что данные выставки были достаточно популярны в среде интеллигенции, студенчества. Государство вело активную борьбу против данных организаций художников, мешавших пропаганде идей марксизма-ленинизма среди широких народных масс. Большое значение в данной борьбе имело письмо ЦК РКП (б) «О пролеткультах» от 1 декабря 1920 года, в котором партия последовательно и бескомпромиссно выступала против деятельности данных организаций. Данное письмо прекратило существование многих организаций «левого» толка. Это было первым шагом по унификации всех организаций в сфере искусства, приведение их в единый стандарт в контексте официальной идеологии. Подобная работа проводилась и в отношении деятелей искусства, не принадлежавших ни к одному из направлений искусства, не состоявших ни в одной из организаций деятелей искусства. Следующим шагом было выступление в резолюции от 18 июня 1925 г. ЦК РКП (б) «решительно против всего, что мешало развитию советской литературы», против искусственно насаждаемой «оранжерейной пролетарской литературы», против «самодовольного и некомпетентного вмешательства в литературные дела» со стороны администраций. В резолюции были конкретно обозначены черты и характер политики партии по отношению к различным группам писателей; при этом подчеркивалось, что «в классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще и литературы в частности выражается в формах бесконечно более разнообразных, чем, например, в политике».1 Таким образом, к 1925 г. сформировалось отношение новой советской власти ко всем видам искусства, оно заключалось в принятии и всяческой поддержке организаций деятелей искусства и отдельных лиц, приветствовавших и отображавших в своих произведениях основные черты официальной идеологии, создававших заказные тематические произведения, работавшие на благо Родины. Предпринимались все меры по созданию единых, как можно более крупных объединений в сфере искусства, собиравших под своим началом максимальное количество работников культуры. Особенно значительным шагом в этом направлении в истории развития советского искусства было постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Суть данного постановления состояла в «ликвидации кружковой замкнутости отдельных групп писателей, художников, архитекторов и образование единых творческих союзов с целью укрепления связи искусства с жизнью, с новой советской действительностью. При этом окрепло идейно- политическое и методологическое единство всех творческих сил страны».2 Данное постановление «поставило точку» в ________________ 1 Очерки истории советского искусства, с.11 2 Очерки истории советского искусства, с.11. вопросе о главенстве того или иного течения в искусстве. Признавалось и поддерживалось официальной властью только одно направление, полностью базировавшееся и поддерживающее идеологию, приемлемую советским правительством. Сходные процессы происходили у народов Средней Азии, Азербайджана, у нерусских народов Сибири, Урала, Поволжья и Дагестана, на Украине и в Белоруссии. С первых же лет образования советского многонационального государства начался процесс накопления новых художественных ценностей в культуре каждой нации и народности. Он протекал постепенно и превратился в ряде случаев в довольно сложное явление. Многие нации и народности нашей страны до 1917 года вообще «не имели профессионального искусства».1 Сфера приложения художественных творческих сил у этих народов была ограничена рамками прикладного декоративного искусства и народными ремеслами. После 1917 года правительство Советской России, а позднее и Советского Союза стало искусственно формировать культуру этих народов. Первостепенную роль в сложении профессионального искусства этих народов стало играть русское искусство, основанное на общепринятой идеологии. Но у большинства народов на начальном этапе шло преобладание скорее количественного накопления культуры. Хотя происходило увеличение числа местных художников, расширялось ______________ 1 Очерки истории советского искусства, с.13. художественное образование, на выставках появилось немало крупных работ, но в стилистическом отношении эти произведения оставались в русских традициях, традициях русского академизма и передвижничества (яркий пример тому - белорусское изобразительное искусство 1920 - 1930-х годов).1 В этот период, 1920-е годы, доминирующее положение заняла тенденция, которая утверждала, что советское искусство является логичным продолжением академического русского искусства. Большую популярность приобретают выставки русских деятелей искусства IХ - начала ХХ веков. В этот период многие молодые художники под давлением официальной идеологии и пропаганды классического русского искусства «начинают сознавать, какой огромный вред их творчеству нанесли футуризм, кубизм и производственное искусство. Для значительной части художников, стоявших до этого на позициях «левого» искусства, начал приобретать все большую актуальность вопрос об овладении реалистическим методом»2 и переходе в лоно официально признанного и поддерживаемого властью искусства. Говоря об истории развития советской культуры, нельзя не упомянуть об основании метода социалистического ___________________ 1 Очерки истории советского искусства, с.13. 2 Лебедев П.И. - Из истории борьбы за реализм в советском искусстве (1921-1932 г.г.), изд.”Сов.худ.”, М.: 1962, с.8. искусства – метода социалистического реализма. Современник событий тех лет Толстой А.Н. в статье «О свободе творчества» так определил задачи культуры: «Общество обязывает нас, участников невиданной эпохи, пластически оформить ее идеи и ее человека. Реализм - наше оружие».1 В 1934 году было сформировано развернутое определение метода социалистического реализма – «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».2 Таким образом, метод социалистического реализма становится основным методом социалистической пропаганды. Руководствуясь этим методом, люди творчества должны были «показать действительность в ее революционном развитии, что значило проявить зоркость видения настоящего, прошлого и будущего».3 Социалистический реализм, принятый искусством 30-х годов в качестве основного творческого метода, свидетельствовал о победе этой тенденции, о вытеснении методом социалистического реализма всех других методов искусства. Окончательное утверждение данного метода требовало появления новых героев, новых тем ________________ 1 Толстой А.Н. - О свободе творчества, Известия. 24.06.1935. 2 История искусства народов СССР, т.7 Изд. “Изобр.искусство”. М: 1972, с.10. 3 История искусства народов СССР, т.7 Изд. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |