на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории


самого Маяковского и подошли к нему. Узнав, что мы художники, он просил

нас высказаться о его рисунках в «Окнах РОСТА». Мы сначала довольно

подробно и благожелательно разбирать их, чем он очень заинтересовался, но

его вскоре позвали, и он условился встретиться с нами еще раз на выставке.

Увы, эта встреча не состоялась, а через месяц с небольшим, однажды, когда

мы занимались с Лешей в его комнате, к нам пришел распространитель

подписных изданий, который приносил нам книги, и возбужденно рассказал, что

несколько часов тому назад застрелился Маяковский.

Мы бросились на улицу, к трамваю, идущему к Лубянке. Вбежали во двор

дома, даже пытались подойти к двери квартиры Маяковского, к тому времени

почему-то еще открытой, но вскоре нас и многих еще других возбужденных,

подавленных и растерянных людей попросили разойтись. Потом пошли дни

прощания с телом поэта, скорбные очереди в тесном зале и на обширном дворе

особняка на улице Воровского, удивительно умиротворенное и очень доброе

лицо Владимира Владимировича, покоящееся на белом изголовье, и, наконец,

похороны, строгий черный катафалк и многочисленная толпа людей, провожающая

в последний путь великого своего современника.

В конце 20-х и 30-х годах была в Москве интересная, хотя и довольно

странная организация. Она снабжала художников материалами, предоставляя им

договоры и заказы, устраивала выставки и имела свое издательство. Здесь

деньги, заработанные на продаже расшитых платков и шалей, керамических

изделий и игрушек, шли на обеспечение нерентабельной работы станковых

живописцев. Художники в этой организации были всякие, фактически каждый

человек мог принести свои работы.

Это была кооперативная организация «Художник» в системе

«Всекохудожника», председателем правления которой был милейший Ювеналий

Митрофанович Славинский, видный советский профсоюзный деятель, музыкант по

образованию. Он пригласил меня работать секретарем художественного совета.

Четыре года полностью были отданы «Всекохудожнику», где я стал не только

подготавливать заседания художественного совета, но и был назначен основным

консультантом по живописи. За эти четыре года (1932-1936) многие тысячи

работ прошли через мои руки, многие художники стали моими друзьями, у сотен

я побывал в мастерских, готовя заседания совета и выезжая на консультации.

Заседания художественного совета проходили открыто. Каждый раз зал на

Кузнецком, 11, заполняла большая толпа художников. Перед эстрадой

расставлялись стулья для членов совета, в котором состояли виднейшие

художники и критики. Аккуратно приходили – Грабарь И.Э., Кончаловский П.П.,

Юон К.Ф., Машков И.И., Крымов Н.П., Иогансон Б.В., Герасимов С.В.,

Бакушинский А.В., Бескин О.М., Машковцев Н.Г. Председательствовал всегда

Славинский Ю.М. Обсуждали картины подробно и внимательно. Все заседания

совета стенографировались. Из-за присутствия толпы художников, стоящих

сзади и жадно ловивших каждое слово членов совета, выступающие не могли

особенно вилять и делать неискренние или несправедливые замечания. В таких

случаях толпа начинала гудеть и кто-нибудь из членов совета, улавливая

отношение аудитории, возражал выступающему. Но чаще суждения были очень

справедливы и обоснованы. Авторов произведений сажали на стул, лицом к

членам совета, и им приходилось тяжело. Однако большинство воспринимало

обсуждение их работ как своего рода школу, настолько был внушителен,

серьезен и популярен состав совета.

Во «Всехудожник» приходило много разных людей, желающих получить

работу, среди них были просто любители, самоучки, молодые люди, только еще

приобщающиеся к искусству, и никому не известные старички, когда-то

выставлявшие свои работы в дореволюционных обществах и салонах.

Однажды – это было весной 1935 года – меня позвали в запасник

взглянуть на акварели какого-то неизвестного художника, постоянно живущего

в далекой деревне. Прихожу, знакомлюсь с внешне очень незаметным, обычным

крестьянского вида человеком средних лет и, уже настроенные скептически,

прошу развернуть папку с акварелями. И первые же из них сразу показали, что

передо мной не просто профессионал, но и способный, цепко наблюдающий

деревенскую жизнь яркий живописец. Это был почти никому не известный

Аркадий Александрович Пластов. Я потащил его акварели и его самого в

кабинет Славинского, развернул на полу десятка полтора его работ, и

Славинский сразу же предложил ему подписать договор на две картины, которые

нужно привести осенью на художественный совет. Через несколько дней Пластов

с большим рулоном холста и сложенными подрамниками уходил из

«Всекохудожника» прямо на вокзал и попросил меня, как он сказал –

обладателя счастливой руки, немного понести и холст и подрамники, на удачу.

Мы разошлись как друзья с тем, чтобы осенью встретиться на совете.

Картины были действительно очень свежи и неожиданны. Первая

изображала конюшню ночью. Вторая – стрижку овец на колхозном дворе, и

третья – огромный воз сена, вьезжающий в сарай, вещь хотя и самая большая,

очень солнечная. Но менее удачная чем первые две. Но «Стрижка овец» и

«Конюшня ночью» поражали жизненностью, живописным темпераментом и

мастерством исполнения. Всем стало ясно – в советском искусстве появилась

новая и очень большая сила. С этого заседания совета и пошел из года в год,

от картины к картине поразительно быстрый и все более яркий творческий рост

этого большого художника.

Но сколько бы свежих и сильных картин Пластов ни писал, печать,

критики-вульгаризаторы и руководители художественных учреждений, признавая

мастерство художника, очень критически оценивали почти все его

произведения.

К середине 30-х годов важнейшей проблемой нашей живописи стала

проблема картины. О ней говорили и писали всюду – в газетах, журналах, на

обсуждении выставок и на дискуссиях. Ее решения требовали буквально от всех

– от пейзажистов, портретистов, от тех, кто мог и не мог писать жанровые,

исторические и вообще так называемые тематические картины. Писали их

молодые художники, часто не имея надлежащей подготовки к ним и мастерства.

Но тем не менее создавались все новые и новые картины, и среди молодежи

выделялась некоторая часть живописцев, более успешно решавшая, с точки

зрения многих критиков, эту проблему. Это были Бубнов А., Одинцов В.,

Нисский Г., Чуйков С., Антонов Ф., Ромадин Н., Гапоненко Т., Дорохов К.,

Яновская О., Шегаль Г., Шурпин Ф. Редактор двух журналов «Искусство» и

«Творчество» Бескин О. Настойчиво поддерживал эту молодежь популяризировал

ее. Хотя я более сочувствовал другим молодым художникам, сторонникам

лирическо-романтического направления, все же много писал и о возможности

создания в нашем искусстве новой реалистической картины большого стиля.

Определенным достижением в этом отношении казались нам широко отмеченные

печатью и поощряемые руководством разных художественных организаций картины

«Белые в городе» и «Октябрины» Бубнова А., «Первые стихи» Одинцова В., «К

матерям обедать» Гапоненко Т., «Материнство» и «В гостях у колхохника»

Шурпина Ф., «На границе» Чуйкова С., «Маневры» Нисского Г., «Доярка»

Антонова Ф., «Выборы» Колмаковой О., «С песней в поход» Прагера В.

И все же судьба картины. Как глубокого произведения, выражающего

важные стороны жизни общества, волновала самые широкие круги художников, в

том числе и тех, кто подвергался несправедливой критике. В те годы я был

очень дружен с Петром Петровичем Кончаловским. Моя квартира была рядом с

МОСХом в Ермоловском переулке (теперь ул. Жолтовского), недалеко от

мастерской Петра Петровича на Садовом кольце. Он частенько по дороге в

мастерскую заходил днем в МОСХ по своим делам или просто так, поговорить с

кем-либо из художников или поиграть на хорошем мосховском рояле, на котором

не раз играл, кстати сказать, и Святослав Рихтер, и спеть густым красивым

басом какую-либо арию. Я же обычно с утра торчал в МОСХе, и он уж

обязательно брал меня с собой в мастерскую, чтобы показать новые работы,

поговорить об искусстве. Хотя я те разговоры не записывал, но помню, что

они больше всего касались проблемы картины. Он мечтал, он хотел писать

картины, соперничающие с классическими произведениями. Чаще всего он

упоминал Джорджоне и Тинторетто. Он даже обращался к мифологическим

сюжетам, как бы соревнуясь с этими художниками. Он говорил, что мы, то есть

советские художники, в конце концов можем создать иакие реалистические

произведения, которые, вобрав в себя уроки нового современного мирового

искусства, уроки Сезанна, не уступят классическому искусству или, во всяком

случае, будут по силе своей, художественному содержанию и реализму близки

ему. Об этом он говорил так часто, что, можно сказать, был одержим этой

идеей, и многое в его искусстве 30-х и последующих годов объясняется этим

стремлением мастера.

Желание достигнуть предельной реалистической выразительности и

жизненности живописи порождало в нем несколько странные попытки достигнуть

в передаче предметов полной иллюзии. Иногда он, работая над картиной,

прилаживал на холст настоящий небольшой предмет, например листок бумаги, и

писал все остальное так, что листок сливался со всем, что было изображено

на картине. Потом, при показе работ, он, радуясь как ребенок, торжественно

подходил к холсту и снимал этот пришпиленный листок бумаги, который мы

только что расхваливали как очень удачный кусок живописи. Однако нужно

сказать, что лучшие произведения тридцатых годов были написаны им вне этих

иллюзорных и классических увлечений, в частности, великолепный,

драматический портрет Мейерхольда В.Э. 1938 года.

Работа во «Всекохудожнике» сталкивала меня с самыми разными

художниками всех возрастов и поколений. Естественно, я больше склонялся к

молодежи и помогал ей, чем мог. Ребята были боевые и скоро организовали

сатирический коллектив «Охра тертая», выпускали огромную стенную газету,

изобразительно оформленную. В ней можно было увидеть прикрепленную клетку с

живой канарейкой, и большую резиновую галошу, и огромные карикатуры, и

шаржи. Заводилой в этом коллективе был мой ближайший друг, неиссякаемый на

выдумки Исаак Эбериль, героический погибший в годы Великой Отечественной

войны. Скоро мы организовали эстрадно-сатирическую труппу и начали

выступать в Центральном Доме работников искусств, когда он помещался еще в

подвале в Старо-Пименском переулке. Выступления наши пользовались

необыкновенным успехом, они были остры, смелы и направлены против

болезненных явлений в нашей художественной жизни. Высмеивалось чванство

некоторых руководителей, вульгаризаторство критики, шаржировались и работы,

и поступки известных художников, но, конечно, разыгрывались просто веселые

юмористические сценки.

Так, веселясь и в тоже время много работая, молодежь пробивала себе

дорогу, но постепенно сдавала позиции искательства и романтизма. Конечно,

не все, но многие оказались в плену все более распространявшегося

безоблачного оптимистического и «аплодисментного» искусства, которое тогда

поощрялось премиями и большими гонорарами. В этих условиях более уверенно

работали мастера старшего поколения, приверженцы традиционного реализма.

Среди них был художник, с которым я в конце 30-х годов очень дружил, это

Николай Петрович Крымов. Он чувствовал себя неважно, сидел дома в черной

бархатной шапочке и на улицу не выходил. Я приходил к нему просто так –

поговорить об искусстве, событиях художественной жизни. Он вспоминал

предреволюционные годы. Рассказчик он был замечательный, скорее не

рассказчик, а артист, все время разыгрывающий в лицах живые сцены. Вот он

встает, то ходит по комнате, то бросается к столу, жестами показывая, как

он мчится на извозчике к Рябушинскому, еще до открытия выставки «Союза

русских художников», но уже побывав на ней, врывается в дом и с порога

кричит: «Немедленно в «Союз», там Врубель – берите, не зевайте», и снова на

извозчике к Гиршману, к Морозову, и каждому конкретный совет с точной

оценкой работ. Говорит, что собиратели слушали его и благодарили. Знал он

художественную жизнь предреволюционной Москвы досконально и говорил мне,

что очень верно судил о художниках».

В третьей части урока учитель предлагает учащимся сформулировать

собственное отношение к процессам, происходившим в культурной жизни

Советского Союза в 20-30-е годы. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

Как вы считаете, было ли необходимо создание единого союза

художников и почему?

К чему привела унификация и идеологизация искусства?

Может ли художник оставаться вне политики?

Тема урока: “Вечные ценности новой культуры

(урок-вернисаж)

На уроке ученики получают дополнительную информацию об

изобразительном искусстве 20-30-х годов ХХ века. Определяют место вечных

ценностей художника в процессе строительства новой культуры.

Рассматривается влияние октябрьских событий на смену приоритетов в выборе

тем для картин.

Методической особенностью урока является форма урока – вернисаж. В

конце урока учащиеся решают познавательные задачи, определяют свое

отношение к выбору тем художниками.

Цель урока – показать учащимся значение «вечных ценностей» для

культуры.

Задачи:

а) образовательные – сформировать у учащихся представление об

особенностях советского изобразительного искусства в 20-30-е годы;

сформировать у учащихся представление о влиянии идеологии

общества на выбор тем;

б) развивающие – формирование у учащихся умения составлять

собственное мнение по тому или иному виду информации;

в) воспитательные – продолжить формирование системы нравственных

ценностей и собственного мнения по тем или иным нравственным категориям.

Ход урока.

В водном слове учитель определяет место общепринятых нравственных

ценностей при построении новой культуры, определяет их основополагающее

значение в системе ценностей.

В 20-30-е годы меняется взгляд на многое, в том числе происходит

изменение в традиционной системе ценностей. Многие художники отправляются

«в свободный творческий поиск», экспериментируют с цветом, формой,

наполняют новым содержанием свои картины. При выборе тем их фантазии ничем

не ограничены, героями их картин становятся фабрики, заводы и даже

геометрические фигуры. Реалистическое направление в живописи постепенно

уступает свои позиции новым направлениям в изобразительном искусстве

(формализму, кубизму, экспессионизму и т.д.). Эти направления возникали и

исчезали на протяжении короткого времени. Имена многих художников,

работавших в подобных стилях, были неизвестны современникам, забыты они и

сейчас.

Тем не менее у всех на слуху в настоящее время имена знаменитых

художников-реалистов: Иогонсон Б., Герасимов А., Дейнека А. и многих

других. Давайте разберемся, в чем же секрет их популярности. Ответ на этот

вопрос можно получить взглянув на их картины. Секрет этих художников в

том, что они, сохранив взаимосвязь со старым традиционным искусством,

пропагандировали вечные человеческие ценности: любовь, материнство,

показывали красоту природы и человека. Эти люди видели прекрасное в каждом

предмете, природном явлении, в каждом человеке. Закономерен и выбор тем

этими художниками для своих картин: пейзажи, натюрморты, портреты.

Представителями данной школы художников можно назвать Башкеева В.Н.,

Герасимова А.М., Крымова Н.П.. Бялиницкого-Берилю В.К., Дейнека А.А. и

Пименова Ю.И.

В следующей части урока учитель знакомит учеников подробнее с каждым

из художников, с одной из его картин.

Замечательный мастер русской пейзажной и жанровой живописи Башкеев

В.Н. был одним из тех художников старшего поколения, сформировавшегося еще

в предреволюционную эпоху, представители которого передали советскому

искусству эстафету реалистических традиций. Башкеев родился в Москве,

получил образование в Училище живописи, ваяния и зодчества. Картина

молодого художника «Девушка кормящая голубей», показанная на ученической

выставке, упрочнила за молодым художником репутацию реалиста. С 1907 г. в

творчестве Башкиева большое место начинает занимать пейзаж. После Великой

Октябрьской социалистической революции он вступает в АХРР. В 20-х годах им

написаны такие картины как «Демонстрация», «Ленин в Разливе» , «Накануне 9

января» и ряд других. Образ природы в полотнах Башкиева наполнен светлой

поэзией. Больше всего любил художник раннюю весну.

В картине «Голубая весна» (см. приложение 1.1.) художник передал

гармонический синтез своих чувств, пробужденных весной, воплотил их в

высокий философско-пластический образ.

Вот как сам мастер говорит о той мелодии природы, которая вызвала в

нем замысел картины «Голубая весна»::

«Весна. Нигде нет снега, земля почти просохла, все наполнено теплым

душистым воздухом. Пахнет прелым листом, кое-где пробивается зеленая трава;

по бокам проселочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая

сладкий медовый запах. Кругом раздавалось пение птиц. Причудливо рисуется

на голубом фоне небо, ажурные верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый

цвет. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни

в этом пробуждении природы!»

Башкеевская «Голубая весна» воспринимается как воплощение огромной

человеческой мечты.

Творческая деятельность Бялыницкого-Бирюли охватывает более чем 60-ти

летний период. Чуткий мастер, он всегда живо откликался на новые веяния в

искусстве и жизни. В своем творчестве художник плодотворно развивал

традиции русской живописи.

Бялыницкому-Берюле свойственно на редкость тонкое восприятие жизни

природы. Природа обычно дается им в ожидании перемен, взволнованная и

одухотворенная. Работы художника демонстрировались на выставках

передвижников. В послереволюционный период художник создает свои наиболее

интересные пейзажи:«Лед пошел» (1930), «В час тишины» (1940), «Задумчивые

дни осени» (1932-1942). Это одно из самых запоминающихся произведений

художника.

Прохладный, ветреный осенний день на исходе. Деревья уже потеряли

листву, трава поблекла. Общий элегический строй произведения связан с темой

раздумья. Но грустное раздумье не определяет собой содержание картины.

Вглядываешься в нее – и все полнее овладевает душой напряженное чувство

любви к родной земле. Созданный здесь образ пленительно выразителен. Не об

увядании говорит осенний мотив. Оптимистическое звучание приобретает

врывающийся в блеклую красочную гамму интенсивная зелень озимей, обещающих

неизбежное торжество победы жизни.

Пейзажи Крымова Н.П. определили целую эпоху в советской пейзажной

живописи. Его произведения воспринимались как явления сугубо современные.

Его простые по мотивам пейзажи нередко звучат как торжественный гимн

красоте природы средней полосы России. Он старается передать национальный

характер пейзажа, особенности его внутреннего строя. Пейзаж Крымова чужд

помпезности и фальши. Обобщение, типизацию он органично сочетает с нежным

лирическим чувством. Эти качества видны в пейзажах «У мельницы» (1929),

«Утро в ЦПК и О им. Горького в Москве» (1937), «Летний день в Тарусе» (1939-

1940).

Крымов является продолжателем эпической линии русского пейзажа.

Так, в картине «У мельницы» обобщенность живописных форм, крепость

композиции создают ощущение мира величественного и вечного, как на полотнах

выдающихся старых мастеров. Необыкновенно убедительно художник показывает

здесь покой знойного летнего полдня.

Юрию Пименову было 17 лет, когда он поступил во Вхутемас. Начав

самостоятельную работу, Пименов вскоре стал одним из организаторов ОСТа. В

его творчестве в этот период преобладает индустриальная тема. В 30-е годы

творчество Пименова вступает в новый этап. Он создает отличающиеся острым

ощущением современности произведения: «Актриса», портрет Л.А.Ереминой (все

1935 г.), «Новая Москва» (1937) (см. приложение 1.4). Жизнь большого

современного города все больше привлекает художника.

Широкая улица, умытая весенним дождем, поток бегущих машин, спешащие

москвичи, праздничное убранство домов. За рулем машины, въезжающей на

площадь, женщина-шофер. Художник так строит композицию, что мы как бы

внезапно въезжаем на улицу и перед нашим взором открывается панорама

праздничной Москвы. Он берет такую точку зрения, при которой зритель

ощущает себя сидящим в машине. Мы не задерживаем долго взгляд на первом

плане. Главное – второй план: новая Москва.

Он не дает развернутого сюжета, зритель любуется Москвой и чувствует

ее очарование.

Герасимов А.М. окончил Московское Училище живописи, ваяния и

зодчества по двум факультетам – живописному и архитектурному. Его учителя,

Серов В.А., Коровин К.А., оказали на него большое влияние. Самостоятельную

творческую жизнь Герасимов начал работами в области пейзажа, натюрморта и

портрета. Первые годы после Октябрьской революции художник провел на родине

в г. Козлове. В 1925 г. он переехал в Москву и вступил в АХРР. Участие в

больших тематических выставках открыло новую страницу в биографии

Герасимова. Герасимов активно работал в области театральной декорации,

писал пейзажи и натюрморты. Типичными его работами являются пейзажи:

«Урожай» (1929), «Купание лошадей» (1930), натюрморты «Рябина» (1937),

«Розы» (1940).

На пейзаже «После дождя. Мокрая терраса» (1935) (см. приложение 1.5)

изображена мокрая терраса, стеклянный кувшин с цветами на мокром столе,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.