на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории


Не затем у врага

Кровь лилась по дешевке,

Чтоб несли жемчуга

Руки каждой торговки.

Не зубами скрипеть

Ночью долгою,

Буту плыть – буду петь

Доном – Волгою!

Я пошлю вперед

Вечеровые уструги.

Кто со мною - в полет?

А со мной – мои други!

Маяковский В. «Левый марш»

Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

слово

товарищ маузер.

Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

Левой!

Левой!

Левой!

Третья группа поэтов, олицетворявших «мир ищущих» не могла себя

полностью реализовать. Понимая необходимость осуществляемых перемен, во

многом принимая их, эти поэты не могли расстаться с очарованием старого,

традиционного мира, с прелестью романтических тем. В своих постоянных

исканиях поэты сближаются то с одной, то с другой группой. Такие искания

заметны на протяжении всего творчества Блока А. И Пастернака Б.

Александр Александрович Блок родился в Петербурге. Отец его был

профессор-юрист. Раннее детство его протекало в семье деда по матери,

известного ботаника, ректора университета. Юного Блока окружала

высокоинтеллигентная дворянская среда, которой была близка литература,

музыка, театр. После гимназии блок окончил Петербургский университет. В

1904 г. вышла первая книга Блока – «Стихи о прекрасной даме» Блоковская

лирика той поры окрашена в молитвенно-мистические тона: реальному миру в

ней противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и откровениях

призрачный, «потусторонний» мир. Поэт находился под сильным влиянием

идеалистического учения Соловьева Вс. о «конце мира» и «мировой душе». В

русской поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма,

хотя дальнейшее его творчество перехлестнуло все символические рамки и

каноны. Социальные, гражданские мотивы явственно обозначились в стихах

Блока еще накануне 1905 г. («Фабрика»), революционные события лишь укрепили

в поэте чувство гуманиста и демократа. На страницах книг блока встает образ

родины, сквозь поэтические символы и метафоры просвечивает реальная русская

жизнь. Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Он всем

своим существом отрицал старый миропорядок, постигая его обреченность. Поэт

жил и работал в напряженно-тревожном предчувствии «неслыханных» перемен,

«невиданных мятежей». Вопреки всем срывам и падениям, вопреки звучавшей в

его поэзии жертвенности, Блок самозабвенно рвался к будущему, к революции.

Блок – лирик мирового масштаба. Вклад его в русскую поэзию необыкновенно

богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой и трагичной

любви, величавые ритмы итальянских стихов, пронзительно очерченный лик

Петербурга, «заплаканная краса» деревень – все это с широтой и

проникновением гения вместил в своем творчестве Блок. Октябрьскую революцию

Блок принял и приветствовал как зарю новой эры человечества. В 1918 г. поэт

создает овеянную революционной романтикой знаменитую поэму «Двенадцать» –

гимн победившему народу. Творчеством блока завершилось развитие поэзии

дооктябрьского периода. В то же время как один из зачинателей советской

поэзии Блок оказал большое влияние и на ее дальнейшие судьбы.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в семье академика

живописи. Окончил гимназию, затем Московский университет. Летом 1912 г.

изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию.

Находясь под сильным впечатлением от музыки Скрябина А.Н., занимался шесть

лет композицией. В печати с первыми стихами выступил в 1913 г. В 1917 г.

пишет книгу лирики «Сестра моя жизнь», выдвинувшую его в число крупнейших

мастеров стиха. В 20-х годах примыкал к литературной группе «Леф»,

возглавляемой Маяковским. Тогда же создал две крупные поэмы, посвященные

революции 1905 года – «Девяносто пятый год» и «Лейтенант Шмидт»,

замечательные по своему мастерству и вдохновенности, они явились

значительным событием в советской поэзии тех лет. В 1932 г. выпустил книгу

стихов «Второе рождение», преломив в своей лирике пафос социалистических

преобразований в стране. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом. Истоки

поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала ХХ

века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака сложны по

форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная

свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые

краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак

освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций.

Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает

все большую прозрачность, классическую ясность. Однако его общественная

замкнутость, интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в

значительной мере сковывала поэта. Тем не менее, Пастернак занял в русской

поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца

русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих

советских поэтов.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

На следующем этапе урока учащимся предлагается отнести отрывки из

стихотворений различных авторов к той или иной группе.

Предлагаются следующие отрывки.

Василий Казин «Рубанок»

Живей, рубанок, шибче шаркай,

Шушукай, пой за верстаком,

Чеши тесину сталью жаркой,

Стальным и жарким гребешком.

«Сон»

За дверями мгла, а сам – в истоме,

Сам в истоме, да в такую мглу

Не пошел домой, а в полном доме

Сладко растянулся на полу.

Владимир Луговской «Песня о ветре»

Паровоз начеку,

ругает вагоны,

Волокет Колчаку

тысячу погонов.

Он идет впереди,

атаман удалый,

У него на груди

фонари-медали.

Командир-паровоз

мучает отдышка,

Впереди откос –

паровозу крышка!

Александр Прокофьев “Матрос в Октябре”

Плещет лента голубая –

Балтики холодной власть.

Он идет как подобает,

Весь в патронах, в бомбах весь!

Молодой и новый. Нате!

Так до ленты молодой

Он идет, и на гранате

Гордая его ладонь.

В заключительной части урока выясныется отношение учащихся к

проблеме, задаются вопросы: «Какая из групп поэтов «ближе» вам и почему?

Можно ли однозначно отнести того или иного поэта к определенной группе?

Какое место поэзии видели представители разных групп в новой советской

культуре?»

Тема урока: «Несушествующий «Сталинский оскар»

(проблемный урок)

Урок расширяет объем информации учеников по истории развития

советского кинематографа. Урок выстраивается в сочетании информации

предоставляемой учителем об особенностях развития советского кинематографа,

наиболее известных работах режиссеров, об авторах картин. На уроке ученики

получают сведения о взаимосвязях развития советского кинематографа и

общества в целом, о влиянии тоталитарного общества на развитие

кинематографа. Об особенностях выбора тем, сюжетов режиссерами для своих

работ.

Методической особенностью урока является просмотр отдельных

фрагментов фильмов с последующим их обсуждением и «вручения» премии по

различным номинациям.

Цель урока - предоставить дополнительную информацию учащимся об

особенностях развития советского кинематографа в условиях тоталитарного

государства.

Задачи:

а) образовательные - сформировать у учеников представление об

особенностях развития кинематографа, об основных темах кинокартин;

- ознакомить учащихся с понятием кинематограф, режиссер, сюжет;

б) развивающие - способствовать развитию у учащихся умения получать

информацию из нетрадиционных видов источников;

- развить умение выявлять причинно-следственные связи и использовать

их применительно к другим блокам информации;

в) воспитательные - продолжить формирование морально-нравственной

системы ценностей у учеников.

Ход урока.

В своем вводном слове учитель говорит об особенностях развития

советского кинематографа, обозначает основные тенденции этого процесса,

упоминает об основных типологических особенностях развития советского

кинематографа в условиях господства коммунистической идеологии.

Советский кинематограф, как одна из составных частей советской

культуры 20-30-х годов, попал под влияние идеологического пресса властей.

Расцвет советского кино пришелся на конец 20-х - 30-е годы, в этот период

создаются подлинные шедевры советского киноискусства. Вмешательство властей

в творческий кинопроцесс, как и в другие сферы искусства, в сталинский

период можно разделить на два основных канала - решение судьбы того или

иного фильма самим «хозяином Кремля» (раз в неделю кинокартины, прежде чем

выпустить на экран, возили на просмотр к Сталину) или под давлением

чиновнечно-партийного апппарата и других органов режима. Когда кинолента

попадала в Кремль, это вовсе не означало, что «вождь» в тот же день ее

просмотрит: создателям картин приходилось ждать неделями, а то и месяцами.

И от того, каково мнение «рецензента», зависела и дальнейшая творческая

жизнь кинематографистов. И вообще их биография...

Обработка творческих киноработников в рассматриваемые годы

осуществлялась периодически - административно-командная система в полной

мере осознавала действенную силу кино. Определенное влияние на

проникновение в кинематограф единомыслия и на снижение профессиональной

требовательности к содержанию кинолент сыграло проведенное 23 ноября 1932

г. совещание киноработников в редакции газеты «Правда» по указанию Кремля.

На совещании говорилось о значении указаний партии и правительства и лично

товарища Сталина в этой области культуры. В совещании приняли участие

руководитель кинодела Шумяцкий Б.З., представители управления кинофикации

при Совнаркоме РСФСР, режиссеры Барнет, Каплер,Пудовкин, Довженко и другие.

В ходе заседания чувствовалось, что работники кино создавали те

крутые перемены, которые обозначились в духовной сфере после начавшихся

репрессий и глубокого наступления номенклатуры. это вынужден был осторожно

отметить в своей речи Шумяцкий Б.З. «В порядке самокритики, - сказал он, -

надо прямо подчеркнуть, что за последнее время опять в наших рядах началась

некоторая боязнь брать остро волнующие темы». Оратор в числе «серьезных

упущений в кинематографе» назвал недостаточно всесторонний показ «наших

гражданских побед, одержанных под водительством любимого Сталина». Здесь,

отстает документальное кино, сказал он и гневно посетовал: «... Мне

известно, что товарища Сталина в Казахстане на экране никогда не видели».

(Делайте выводы!) Получив подобные инструкции и намеки, участники совещания

разошлись.

Желание Сталина занять на экране подобающее ему место внесло в жизнь

киноискусства такие явления как заполнение кинофонда, наряду с талантливыми

кинофильмами («Путевка в жизнь» Экка Н., «Встречный» Юткевича С., «Чапаев»

братьев Васильевых, «Веселые ребята», «Волга-Волга» Александрова Г.,

«Трактористы» Пырьева И., «Щорс» Довженко А. и другие) картинами

низкопробного свойства, содержавшими украшательства, налет аллилуйщины в

честь «зодчего коммунизма», развивавшими шпиономанию и болезненную

сверхбдительность (точнее взаимное недоверие и подозрительность). Дана

считающаяся классической вышедшая в 1937 г. кинокартина «Ленин в Октябре»,

а затем «Ленин в 18 году») Ромма М. и Каплера А.Я. оказалась сильно

засоренной антиисторическими выдумками, подчеркивавшими преувеличенную роль

Сталина в событиях тех лет Таковы основные направления развития советского

киноискусства.

В следующем блоке информации учитель называет наиболее известных

режиссеров, их работы, демонстрирует учащимся отрывки из фильмов о которых

рассказывает.

С начала 20-х годов кинематограф обретает в Советской стране новое

небывалое художественное качество. Предшествовавший период развития

кинематографа осмысливается в свете этого как исторический пролог. В этот

период создаются подлинные шедевры киноискусства. имена работавших в это

время режиссеров известны всему миру. Один из таких режиссеров - Сергей

Михайлович Эйзенштейн. Эйзенштейн родился 10 (23) января 1898 г. в Риге в

семье архитектора. В 1906 г. во время поездки в Париж он впервые увидел

фильм («400 проделок дьявола» Мольера). Сергей Михайлович поступает в

Институт гражданских инженеров, пробует силы в графике и театральных

декорациях. С марта 1918 г. он - доброволец Красной Армии. В 1920 г. Сергей

Михайлович посвящает себя театру, учится у Мейерхольда В. Эйзенштейн С. не

предает интересов кино и в 1925 г. выходит первая его работа «Стачка».

Всемирную известность мастеру принес фильм «Броненосец Потемкин». В начале

июня 1905 г. юбилейная комиссия ЦИК СССР поручила Эйзенштейну постановку

фильма, посвященного двадцатилетию русской революции. Сценарий фильма «1905

год» был написан, при участии Эйзенштейна С. Агоржановой Н. и охватывает

огромный круг событий, позднее Сергей Михайлович ограничивает сюжет фильма

только восстанием на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в июне 1905 г.

Фильм раскрывает историю восстания на броненосце. перед зрителями возникают

образы героев революции. Неизгладимое впечатление оказывает на всех этот

фильм. Зритель, с помощью талантливой работы мастера, как бы сам становится

участником всех этих событий. В фильме нашли отражение поиски Эйзенштейна:

закономерное чередование эпизодов различной эмоциональности, безупречный

ритм, величавая композиция, сходная с древнегреческими событиями. Этот

фильм, безусловно, занял золотой фонд мирового кино.

Славу Советского кинематографа составил также фильм братьев

Васильевых «Чапаев».. «Братья Васильевы» - псевдоним, на самом деле Георгий

Николаевич и Сергей Дмитриевич являются однофамильцами. Георгий Николаевич

родился 25 ноября 1899 г. - заслуженный деятель искусств РСФСР, участник

гражданской войны. Учился в Московской театральной студии “Молодые мастера”

под руководством Певцова И.Н. С 1923 г. - журналист, опубликовал ряд

кинорецензий. Сергей Дмитриевич (род.4.11.1900, умер 16.12.1959) – активный

участник Октябрьской революции в Петрограде и гражданской войны. В основу

своего фильма братья Васильевы положили книгу Фурманова Д. «Чапаев».

Основываясь на популярнейшей книге Фурманова, изучив многочисленные

документальные материалы, Васильевы создают сценарий, обладающий

классической стойкостью и завершенностью. В «Чапаеве» Васильевы подняли на

новую ступень искусство кинорежиссуры. Идейная и художественная вершина

фильма образ Чапаева в исполнении Бабочкина Б.А. – воплощение героического

русского характера. Фильм рассказывает о периоде Гражданской войны в

России, о судьбе талантливого полководца Чапаева В.И.

Пырьев Иван Александрович (род.17.11.1901, умер 7.02.1968) –

выдающийся советский режиссер, сценарист, Народный артист СССР. С 1918 г.

служил в рядах Красной Армии. После Гражданской войны окончил актерские

курсы ГЭКТЕМАСа, учился там же на режиссерском отделении. Режиссер

новаторски осваивал жанр музыкальной комедии. В своем лучшем фильме

«Трактористы» мастер рассказал о жизни и труде колхозной молодежи в яркой

красочной поэтической форме. Художник создал радужные картинки

крестьянского быта.

Популярность жанра музыкальной комедии безусловно определили работы

выдающегося русского режиссера Александрова Григория Васильевича (род.

23.01.1903, умер 16.12.1983) – выдающийся советский режиссер, сценарист,

Народный артист СССР. Свой творческий путь начинал с помощника костюмера,

декоратора в Екатеринбургском оперном театре. Учился на курсах рабоче-

крестьянского театра при Губнаробразе, одновременно работал в отделе

искусств. Долгое время работал совместно с Эйзенштейном С., принимал

участие в создании фильмов «Броненосец Потемкин», «Октябрь», «Стачка».. В

1934 г. поставил фильм «Веселые ребята» о пастухе, ставшим известным

музыкантом. Фильм является кинематографическим дебютом композитора

Дунаевского И.О., поэта Лебедева-Кумача В.И., певца Утесова Л.О. Фильм

впервые раскрыл лирико-комедийное дарование Орловой Л.П. Успешным шагом на

пути создания советской реалистической музыкальной комедии был и фильм

«Волга-Волга», в котором легкая ирония сочеталась с острыми сатирическими

эпизодами, бичующими бюрократию. Прекрасный актерский состав и великолепная

режиссура обеспечили долголетие этому фильму.

Казинцев Георгий Михайлович (род. 22.03.1905, умер 11.05.1973) стоял

на позициях более «жизненного кино». Георгий Михайлович – известный

советский режиссер, сценарист, педагог, Народный артист СССР. Учился в

школе живописи, работал помощником художника в театре Соловцова. С 1920 г.

учился в высших художественных мастерских Академии художеств. В 1921 г.

основал театр ФЭКС – перешедший позднее полным составом работать на

«Ленфильм».. Наиболее известными его работами является трилогия о Максиме

(«Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона»0. В центре

этой историко-революционной эпопее, охватывавшей несколько периодов борьбы

стоял образ рабочего парня с Питерской окраины, приведенным в революции

самой логикой истории и выросшего в крупного большевистского руководителя.

В образе Максима сочеталась реалистическая достоверность, типичность и

черты народного легендарного героя. Исполнение этой роли Чирковым Б.П.,

полное обаяния, юмора, человечности, сделало Максима любимым героем

Советских зрителей.

Рамки урока не позволяют нам в полном объеме рассмотреть все

культурное наследие советского кинематографа. Представленные фильмы - лишь

малая его часть.

В заключительной части урока учитель предлагает ученикам сыграть роль

жюри и вручить «Сталинский оскар» по номинациям: лучший фильм, лучший

сценарий, лучшая работа режиссера, самый исторически правдивый фильм,

лучшее музыкальное сопровождение, лучшая мужская и лучшая женская роль.

Каждый из учеников должен письменно обосновать свою точку зрения на

вручение приза по каждой из номинаций.

Тема урока: «Советский монументализм,

что это?»

(урок-экскурсия)

На уроке ученикам предоставляется дополнительная информация о

развитии советской архитектуры, показывается взаимосвязь архитектуры и

идеологии, влияние идеологии на развитие советской архитектуры.

Методической особенностью урока является форма проведения урока –

воображаемой экскурсии. В ходе урока ученики получают большой объем

информации, не рассматриваемой в школьном учебнике.

Цель урока – усилить блок информации истории развития отечественной

архитектуры.

Задачи:

а) образовательные – сформировать у учеников представление об

особенностях развития советской архитектуры в 20-30-е годы;

б) развивающие – способствовать у учащихся умения получать информацию

из нетрадиционных источников, работать с несколькими видами информации;

в) воспитательные – продолжить формирование системы нравственных

ценностей у учащихся.

Ход урока.

Во вводном слове учитель говорит об основных тенденциях развития

советской архитектуры, о союзах советских архитекторов и их влиянии на

рассматриваемый процесс. Называются имена ведущих советских архитекторов 20-

30-х годов ХХ века.

Остановимся вкратце на некоторых моментах развития архитектуры,

условно весь предвоенный период можно разделить на два этапа: с первых лет

революции и до конца восстановительного периода (1917-1925) и последующий

этап до начала Великой Отечественной войны (1925-1941).

Архитектурные кадры дореволюционной школы с первых лет возникновения

советского государства столкнулись в работе с большими трудностями. Часть

архитекторов стала искренне помогать советской власти с первых лет

революции. По заданиям правительства и ВСНХ было начато проектирование ряда

предприятий, электростанций и рабочих поселков. В этой области работали

братья Веснены. По их проектах еще в начале 20-х годов были заложены в ряде

районов страны промышленные сооружения и поселки. В строительстве жилищ

деятельно участвовал опытный архитектор Марковников Н.А.

Еще в 1918 г. была начата разработка проектов планировки Москвы (под

руководством Щусева В.А., Жовтовского И.В.) (см. приложение 3.1.),

Ярославля, Петрограда и других городов.

Но на начальном этапе страна еще не имела достаточно средств для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.