на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Процедура заключения международных договоров


Полномочия, выдаваемые МИД, подписываются министром либо одним из его заместителей и директором Правового департамента. На них ставится мастичная печать МИД.

При заключении двусторонних договоров участники обмениваются полномочиями (обычно подлинниками), а при многосторонних договорах полномочия сдаются в се­кретариат конференции или организации, где они прове­ряются, или же создается специальный комитет по их проверке. Порядок проверки и условия действительности полномочий определяются правилами процедуры конфе­ренции. Комитет представляет на утверждение конферен­ции свой доклад, в котором констатируется действитель­ность (или недействительность) полномочий представи­телей государств. При заключении двусторонних договоров действительность полномочий может констатировать­ся в преамбуле таких договоров.

Уполномоченные должны действовать при заключении договора строго на основании и в пределах свои полномочий. Любой акт по заключению договора, совер­шенный лицом, на то не уполномоченным или в наруше­ние полномочий, не порождает для государства никаких правовых последствий, если только он впоследствии не будет подтвержден компетентным органом этого госу­дарства.

Уполномоченный должен представлять реально суще­ствующего субъекта международного права или его органы. Советский Союз, а вслед за ним и РФ никогда не признавал действитель­ными полномочия, выданные органами, которые не представляют данное государство в международных отноше­ниях (марионеточными правительствами, свергнутыми монархами, президентами и т.п.). Представители сверг­нутых правительств могут продолжать участие в перего­ворах о заключении договора лишь в том случае, если они получают полномочия от нового правительства.

В неотложных случаях могут выдаваться временные полномочия, направленные клерной телеграммой, при этом в конце телеграммы указывается, что «подлинные полномочия будут представлены дополнительно».

От полномочий нужно отличать инструкции уполномо­ченным. Инструкции определяют позицию уполномочен­ных по обсуждаемым вопросам. Это внутренний документ делегации, и обычно до сведения других участников он официально не доводится. Поэтому договор, заключен­ный в нарушение инструкций, не теряет своей юридической действительности и значения. В ст.47 Венской кон­венции о праве международных договоров говорится об инструкциях: «Если правомочие представителя на выра­жение согласия государства на обязательность для него конкретного договора обусловлено специальным ограни­чением, то на несоблюдение представителем такого огра­ничения нельзя ссылаться как на основание недействи­тельности выраженного им согласия, если только другие участвовавшие в переговорах государства не были уве­домлены об ограничении до выражения представителем такого согласия».

Глава 2. Работа над текстами международных договоров.

§1. Согласование текста международного договора путём переговоров.

Выработка согласованного текста международного договора является первой обязательной стадией в про­цессе заключения соглашения. В эту стадию в качестве подстадий входят также принятие текста международно­го договора и установление его аутентичности.

Основным методом подготовки такого текста являют­ся переговоры между договаривающимися государства­ми. Важную роль здесь играет договорная инициатива государства, хотя она, как и выдача полномочий, будучи односторонним актом, не может быть самостоятельной стадией заключения международного договора.

Современное международное право устанавливает оп­ределенные принципы, которые должны соблюдаться во время переговоров по заключению международных договоров, чтобы эти переговоры дали положительные ре­зультаты. К ним относятся: принцип равноправия сторон. недопустимость дискриминации в приглашении заинтересованных участников, недопустимость диктата и вме­шательства во внутренние дела, гласность.

Если договор подготавливается в обстановке неравно­правия, неуважения суверенитета партнера по перегово­рам, а тем более оккупации его территории, то такой до­говор и по содержанию будет неизбежно носить неравно­правный характер. Государство, если, конечно, оно не является агрессором, вправе отказаться от переговоров в таких условиях. Так, правильно поступили арабские госу­дарства, отказавшись вести переговоры о перемирии с Израилем в условиях оккупации им арабских территорий. В связи с переговорами между правительствами ГДР и ФРГ в марте 1970 года правительство ГДР заявило, что «равноправные переговоры могут состояться лишь в том случае, если обе стороны признают друг друга в каче­стве суверенных субъектов международного права[7]».

Международная практика выработала три основные формы подготовки согласованного текста международного договора: обычные дипломатические каналы, международные конференции и международные организации. Как правило, текст договора составляется одним из этих способов. Но бывают случаи, когда один и тот же дого­вор в процессе подготовки проходит все три формы.

Обычными дипломатическими каналами являются по­стоянные дипломатические представительства договари­вающихся государств. Через них ведутся предваритель­ные переговоры, обмен мнениями по основным пунктам проекта будущего двустороннего договора (реже много­стороннего). Они осуществляются путем нотной пере­писки и устных бесед с соответствующими памятными за­писками и меморандумами. Двусторонние переговоры могут вестись посредством посылки специальных делега­ций (миссий).

Каждая сторона выставляет свои предложения, свой проект договора. В ходе переговоров они постепенно, в результате компромиссов, взаимных уступок, согласовываются. Появляется единый согласованный текст между­народного договора. С проектом договора может высту­пить и одна сторона. Тогда он может быть положен, с со­гласия других участников, в основу обсуждения. Однако и в этом случае в ходе переговоров идет процесс согла­сования воль их участников, рождается один согласован­ный проект договора.

Подготовке проектов важных международных дого­воров часто предшествует так называемая предваритель­ная договоренность по принципиальным вопросам. Так, перед заключением Варшавского Договора между его будущими участниками в марте 1955 года были проведе­ны консультации. Предварительная договоренность мо­жет фиксироваться в совместных заявлениях и коммюни­ке о результатах переговоров. Иногда заключенный до­говор, как уже говорилось, содержит обязательство сторон заключить на его основе какой-либо другой договор. Известны случаи, когда обмен мнениями о содержании важного договора осуществляется путем обмена письмами между главами правительств или государств.

Второй важной формой подготовки согласованного текста международного договора являются международ­ные конференции полномочных представителей госу­дарств. Особенность этой формы состоит в том, что ей предшествует предварительная организационная подго­товка, а процесс заключения договора подчинен четким правилам процедуры, принимаемым на конференции.

Несмотря на техническую природу правил процедуры, они имеют важное значение для успешной работы конференции и для выработки приемлемого для всех участников текста международного договора. Поэтому в международной практике известно немало случаев, когда вопросы процедуры международных конференций оказывались объектом острых политических споров, которые в конечном счёте влияли на результаты работы международных конференций.

Исходя из основных принципов международного права, процедура деятельности конференции должна отвечать следующим требованиям:

Ø  обеспечивать равенство всех участников на всех стадиях работы конференции (включая равенство при определении круга вопросов, подлежащих обсуждению, а также равный долг всех сторон идти на взаимные уступки и компромиссы);

Ø  охранять права и достоинства всех государств, принимающих участие в обсуждении вопросов, должным образом учитывать их интересы;

Ø  гарантировать наиболее демократичные формы обсуждения вопросов;

Ø  содействовать согласованию точек зрения всех участников конференции на основе полной добровольности;

Ø  исключать всякую возможность диктата одних государств по отношению к другим.

Конференции лишь тогда могут решить успешно задачу выработки международных договоров, когда строго соблюдены все перечисленные требования. На международных конференциях, как правило, вырабатываются либо мирные договоры, либо договоры, охватывающие значительное число государств. Такие международные конференции чаще всего созываются с целью создания международных административных союзов, международных организаций, выработки конвенций по вопросам права войны и т.д. Так, например, 21. 04. 1949  в Женеве была созвана дипломатическая конференция, которая выработала и 12. 09. 1949  приняла Конвенции «Об обращении с военнопленными», «О защите гражданского населения во время войны».

Современная международная практика выработала и такую форму международных конференций, как совеща­ния на высшем уровне государств и правительств заин­тересованных государств. Большое положительное зна­чение непосредственных переговоров руководящих госу­дарственных деятелей было с убедительностью продемонстрировано во время Тегеранской, Крымской и Потсдам­ской конференций СССР, США и Англии, в ходе кото­рых были заключены важные соглашения, направленные на разгром фашизма и определившие основы послевоен­ного устройства мира.

Особым видом международной конференции являются переговоры по заключению договора с участием третьих государств. Такой была Ташкентская конференция 1966 года руководителей Индии и Пакистана. В перего­ворах между ними активное участие принимал Председа­тель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, который во многом содействовал выработке известной Ташкентской декларации о мирном разрешении индо-пакистанского конфликта[8].

Все большее распространение в международной прак­тике получает разработка текстов международных дого­воров в международных организациях. Проекты догово­ров, которые носят особо сложный или специальный ха­рактер, подготавливаются международными органами, в частности органами ООН. В соответствии с уставом, ООН ставит перед собой цель «быть центром для согласования действий наций» в решении важнейших международных вопросов. Очевидно, что в достижении этой цели важную роль должны играть усилия ООН по выработке международных соглашений, которые путём согласования интересов многих государств были бы направлены на решение важнейших международных вопросов. В частности, в п. 3. ст.62 Устава говорится: «Совет уполномочивается подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию». Для рассмотрения подробнее вопросов Экономический Социальный Совет вправе созывать международные конференции[9].

За прошедшие после создания ООН годы в соответствующих органах этой организации были выработаны проекты некоторых конвенций. Так, проект договора о прин­ципах деятельности государств в космическом простран­стве вначале разрабатывался юридическим подкомитетом Комитета ООН по космосу, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и пакты о правах человека — Комиссией по правам человека, кон­венции, кодифицирующие международное право, — Ко­миссией международного права ООН. В ООН разраба­тывались такие важные конвенции, как Конвенции по предупреждению и борьбе с геноцидом и апартеидом, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, До­говор о нераспространении ядерного оружия и др. Неко­торые из них предварительно составлялись Секретариа­том ООН.

Окончательное согласование текстов указанных дого­воров проходило на Генеральной Ассамблее ООН. Боль­шую работу здесь проводят главные комитеты Генераль­ной Ассамблеи. Получая от вспомогательных и других органов ООН проект международного договора, Гене­ральная Ассамблея решает, если находит заключение до­говора целесообразным, либо созвать специальную кон­ференцию государств для принятия текста договора, ли­бо передает проект договора для обсуждения одному из своих главных комитетов. В этом случае соответствую­щий комитет обсуждает представленный проект, вносит в него необходимые изменения и представляет оконча­тельный текст договора на утверждение Генеральной Ас­самблеи. Так, по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1961 году была созвана конференция для обсуждения представленного Комиссией международного права про­екта статей о дипломатических сношениях, в 1968 — 1969 годах состоялась конференция для обсуждения пред­ставленного Комиссией международного права проекта статей по праву международных договоров, а в 1977 го­ду—конференция ООН по правопреемству государств в отношении международных договоров. В то же время до­говор о принципах деятельности государств в космиче­ском пространстве, подготовленный Комитетом по ис­пользованию космоса в мирных целях, был принят Гене­ральной Ассамблеей после его обсуждения в Первом ко­митете (политические вопросы и вопросы безопасности) Генеральной Ассамблеи. Международные пакты о пра­вах человека, подготовленные Комиссией по правам че­ловека, были приняты Генеральной Ассамблеей после их обсуждения в Третьем комитете (социальные и гумани­тарные вопросы). Конвенция о специальных миссиях, подготовленная Комиссией международного права, была принята Генеральной Ассамблеей после ее обсуждения в Шестом (юридическом) комитете Генеральной Ассамблеи ООН.

Значительную работу по подготовке международных договоров проводят специализированные учреждения ООН. Особенно большое количество конвенций (более 150) подготовлено и принято Международной организа­цией труда. Среди них конвенции о запрещении принуди­тельного труда, запрещении дискриминации в области труда, о продолжительности рабочего времени и отдыха, охране труда подростков и др. Ряд международных конвенций подготовлен ЮНЕСКО, Всемирной организацией здравоохранения, Международной организацией гражданской авиации и др.

Нужно, однако, отметить, что до сих пор не сущест­вует какой-либо унифицированной процедуры разработ­ки международных договоров в рамках ООН или под ее эгидой. Процесс этот различен и зависит от вида разра­батываемого договора. В настоящее время в ООН изу­чается вопрос о методах заключения многосторонних до­говоров, разрабатываемых в рамках ООН, с тем чтобы были приняты меры к усовершенствованию и выбору наи­более целесообразных методов их разработки.

Однако роль ООН не следует переоценивать. Некоторые учёные склонны видеть в деятельности ООН по выработке конвенционных норм зримые признаки высшего правотворчества, стоящего над государствами. ООН рассматривается как надгосударственный орган, осуществляющий международное законодательство. Но на самом деле речь не идёт об ограничениях суверенитета, т. к. ООН лишь оказывает помощь государствам в выработке и заключении международных соглашений. ООН имеет возможность это делать в силу тех полномочий, которые она получила от государств – членов ООН. Поэтому участие ООН в заключении международных соглашений должно рассматриваться как реализация суверенных прав государств в этой области. Подобная реализация прав выгодна государствам, поскольку ООН облегчает международное сотрудничество.

§2. Принятие текста международного договора и его формы.

Принятие текста договора является одним из важных этапов стадии разработки согласованного текста между­народного договора. В Венской конвенции определение этого термина отсутствует. По мнению И.Синклера, этот термин, видимо, означает формальный акт, посредством которого «устанавливаются форма и содержание пред­ложенного договора»[10].

Принятие текста международного договора выража­ется в особой процедуре голосования, посредством кото­рой уполномоченные представители государств высказы­вают свое согласие с формулировками текста договора. Форма принятия определяется как переговорами, так и заранее по соглашению сторон, например, в правилах процедуры международной конференции, на которой раз­рабатывается и принимается текст международного до­говора.

Тексты двусторонних договоров и договоров с неболь­шим числом государств принимаются единогласно всеми участвующими в переговорах государствами. Так был принят, например, Договор об Антарктике на конферен­ции 1959 года, в которой участвовало 12 государств. В прошлом принцип единогласия применялся во всех слу­чаях. В настоящее время в связи с появлением большого числа государств тексты международных договоров на широких международных конференциях стали прини­маться большинством в две трети голосов, если правила процедуры не предусматривают иного, например, про­стым большинством (правила процедуры Белградской конференции по Дунаю 1948 г., Женевской конференции 1949 г. о защите жертв войны, Сан-Францисской конфе­ренции 1951 г. о мирном договоре с Японией)[11].

Многие конференции последних лет, в которых участ­вовали почти все государства мира, принимали тексты договоров 2/3 голосов. Так было на Женевской конферен­ции 1958 года по морскому праву, Венских конференциях 1961 , 1963 , 1969  и 1978 годов по дипломатическому и кон­сульскому праву и праву договоров. Но, во всяком случае, решение любого большинства не обязательно для несо­гласного с ними меньшинства. Учитывая это обстоятель­ство, государства в последнее время все чаще прибега­ют к принципу консенсуса, то есть общему согласию при принятии текста договора без формального голосования, даже на широких международных конференциях. Прин­цип консенсуса применялся на III Конференции по мор­скому праву и на таких международных форумах, как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и др. , а также в некоторых международных организациях.

На конференциях принятие текста статей договора проходит в свою очередь несколько стадий: в соответст­вующем комитете, редакционном комитете, а затем на пленарном заседании конференции. Каждая статья (а иногда ее часть) принимается (голосуется) отдельно и только в конце конференции принимается договор в це­лом. Правила процедуры определяют и форму голосова­ния. Обычно оно производится путем поднятия рук. В ва­жных случаях применяется так называемое поименное голосование в алфавитном порядке участвующих в кон­ференции государств, начиная с государства, определяе­мого председателем по жребию. Итоги такого голосования и по договору в целом заносятся в протоколы кон­ференции.

Принятие текста договора, составленного в междуна­родной организации, происходит согласно правилам голосования, применяемого в том ее органе, который принимает договор. Уставы некоторых международных орга­низаций прямо устанавливают процедуру принятия раз­рабатываемых ими договоров. Так, согласно ст.19 Ус­тава МОТ, конвенции о труде принимаются 2/3 голосов присутствующих на конференции делегатов.

Аналогичная процедура принятия текстов междуна­родных конвенций предусмотрена в уставах ЮНЕСКО (ст.IV), ВОЗ (ст.19), ИМО (ст.3) и др. В уставах других международных организаций ниче­го не говорится о процедуре принятия текстов разраба­тываемых ими международных договоров Так, ни в Ус­таве ООН, ни в правилах процедуры Генеральной Ас­самблеи и других главных органов ООН этот вопрос не предусмотрен. Согласно сложившейся в Генеральной Ас­самблее ООН практике, тексты таких договоров прини­маются в соответствии с процедурой голосования, преду­смотренной для постановлений по важным вопросам, то есть большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании (ст.18 Устава ООН).

§3. Установление аутентичности текста международного договора и его формы.

После того как текст договора согласован и принят, становится необходимым каким-то образом зафиксиро­вать, что данный текст является окончательным и не под­лежит изменениям со стороны уполномоченных. Проце­дура, посредством которой принятый текст договора объявляется окончательным, называется установлением ау­тентичности текста. Это особая подстадия в заключении международного договора, ибо всякое правительство, прежде чем взять на себя обязательства по договору, Дол­жно точно знать, каково же окончательное текстуальное его содержание.

Процедура установления аутентичности текста опре­деляется или в самом тексте, или путем соглашения между договаривающимися государствами. Раньше эта подстадия заключения международного договора не выделялась отдельно. Причина состояла в том, что установление аутентичности текста во времени совпадало с подписанием договора. Однако по мере появления новых способов заключения международных до­говоров, в частности в органах и в рамках международных организаций, стало очевидно, что подписание дого­вора выполняет более важную функцию, чем просто уста­новление аутентичности его текста. В то же время появи­лись новые формы установления аутентичности текста договора, не связанные с подписанием его уполномочен­ными.

В настоящее время применяются следующие формы установления аутентичности текста международных до­говоров: парафирование, включение текста договора в заключительный акт международной конференции, на ко торой он был принят, включение текста договора в резо­люцию международной организации и другая согласо­ванная процедура. Кроме того, если после принятия тек­ста международного договора имеет место его подписа­ние, в том числе подписание ad referendum, то в этом случае основная его функция, о которой пойдет речь дальше, сливается с функцией уста­новления аутентичности текста. Иначе говоря, в этом слу­чае заключение договора как бы минует этап установле­ния аутентичности текста.

Парафирование — это установление аутентичности текста договора инициалами уполномоченных договари­вающихся государств в свидетельство того, что данный со­гласованный текст договора является окончательным. Па­рафирование может относиться только к отдельным ста­тьям и применяется обычно при заключении двусторон­них договоров. Поскольку оно по существу не является подписанием, так как не выражает согласие государства на обязательность для него международного догово­ра, то специальных полномочий для этой процедуры не требуется. Ее цель более скромная: быть доказательством окончательного согласования текста международно­го договора. После него текст не может быть изменен даже по соглашению между уполномоченными. Парафи­рование позволяет избежать возможных споров и не­доразумений относительно окончательных формулировок положений договора. В этом также заключается его важ­ное значение. Но парафирование не заменяет подписа­ния договора. Случаи, когда парафирование заменяет подписание, чрезвычайно редки.

В последние годы все чаще применяются новые мето­ды установления аутентичности текстов договоров, пре­жде всего многосторонних, к которым, как говорилось, парафирование не применимо. Аутентификация текста здесь нередко принимает форму резолюции какого-либо органа международной организации или подписания текста компетентным представителем организации. На­пример, конвенции, принимаемые конференцией МОТ, подписываются председателем и генеральным директо­ром МОТ (ст.19 Устава МОТ). В этом случае подпись выполняет функцию удостоверения аутентичности приня­того текста (государствами эти конвенции не подписыва­ются).

На международных конференциях тексты принятых договоров часто входят в заключительные акты конфе­ренций в качестве приложений, хотя и не всегда. Но в любом случае подписание заключительного акта кон­ференции не означает согласия с перечисленными в нем договорами, для чего требуется специальная подпись. Подписание заключительного акта означает лишь уста­новление аутентичности принятого конференцией текста международного договора, включенного в этот акт.

Глава 3. Выражение согласия государств на обязательность международного договора.

§1. Способы выражения согласия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.