на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Процедура заключения международных договоров


Реферат: Процедура заключения международных договоров

Ульяновский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра государственного и административного права

Дипломная работа на тему:

процедура заключения
международных договоров

Студента 5 курса

(Вписать здесь !)

Научный руководитель

старший преподаватель

(И здесь !)

Работа сдана

«____»__________2000 г.

К защите допущена

«____»__________2000 г.

Рецензент

______________________

Ульяновск

2000 г.

Содержание.

Введение................................................................................................................................................................................................. 3

Глава 1. Общие вопросы заключения международных договоров................................................................................. 5

§1. Стадии заключения международных договоров.............................................................................................................. 5

§2. Полномочия и уполномоченные сторон в международных договорах....................................................................... 6

Глава 2. Работа над текстами международных договоров.............................................................................................. 11

§1. Согласование текста международного договора путём переговоров................................................................... 11

§2. Принятие текста международного договора и его формы....................................................................................... 14

§3. Установление аутентичности текста международного договора и его формы................................................ 15

Глава 3. Выражение согласия государств на обязательность международного договора.................................. 17

§1. Способы выражения согласия............................................................................................................................................ 17

§2. Подписание международного договора. Формы и способы....................................................................................... 17

§3. Ратификация международных договоров....................................................................................................................... 20

§4. Присоединение к международному договору. Подтверждение участия в международном договоре.......... 32

§5. Принятие, утверждение международных договоров.................................................................................................. 36

§6. Обмен документами и их депонирование......................................................................................................................... 40

Глава 4. Оговорки в международном праве.......................................................................................................................... 43

§1. Понятие оговорки................................................................................................................................................................... 43

§2. Венские конвенции об оговорках......................................................................................................................................... 47

§3. Основные юридические проблемы, возникающие в связи с оговорками................................................................... 50

Глава 5. Регистрация и официальное опубликование международных договоров.............................................. 59

§1. Депозитарий многосторонних договоров........................................................................................................................ 59

§2. Регистрация международных договоров........................................................................................................................ 62

§3. Опубликование международных договоров.................................................................................................................... 67

Заключение......................................................................................................................................................................................... 71

Библиография................................................................................................................................................................................... 72


Введение.

Развитие внешнеполитической деятельности государств на современном этапе способствует становлению сложной системы международных отношений. С одной стороны, происходит интенсивный рост системообразующих элементов: образование, окончательное оформление новых государств на постсоветском пространстве, функционирование огромного количества международных организаций межправительственного (межгосударственного) и неправительственного характера. С другой стороны, количественно и качественно изменились связи между элементами системы международных отношений. Количественное изменение системообразующих связей в международной сфере проявляется двояко. Старые, отживающие, тормозящие развитие системы международных отношений формы связи (например, юридическая форма связи – колония-метрополия, протекторат, режим капитуляций, кабальные, неравноправные договоры) постепенно вытесняются. При этом они или совсем отмирают, или, претерпевая изменения, по новому объединяют элементы системы.

Вместе с тем на современном этапе научно-технического прогресса появились новые формы международных отношений. Сравнительно недавно по целому ряду вопросов и проблем субъекты международного права практически не вступали в сношения друг с другом. Например, вопросы, касающиеся ядерной физики, квантовой механики, онкологии, кибернетики и даже охраны окружающей среды для многих государств были, в правовом смысле, преимущественно «внутренними», национальными, не имеющими отношения к другим государствам и народам. Сегодня эти вопросы обсуждаются во многих существовавших до этого или специально образованных международных организациях и являются предметом международно-правового регулирования. Практика показывает, что наиболее эффективной формой упорядочивания общественных отношений является правовая форма их регулирования. Международные отношения регулируются международным правом, которое в настоящее время является правом договорным. Международный договор выступает не просто в качестве основного источника международного права, но одновременно является наиболее действенной, удобной формой упорядочивания международных отношений. Международный договор более, чем любая правовая форма, способствует стабильности, прочности, становлению и развитию юридических связей международно-правовой системы.

Длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи. С появлением ООН и созданием в её рамках Комиссии международного права кодификация права международных договоров стала одной из главных задач, поставленных перед Комиссией. Комиссия разработала проект статей о праве международных договоров, и на созванной под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968-1969 гг., была принята Венская конвенция о праве международных договоров. Она подчёркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различий их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных договоров, значение международных договоров для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре непризнающих договор государств, право государства на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы международных договоров.

Венская конвенция ООН о праве международных договоров 1986 г. в отличие от Венской конвенции 1969 г., применяемой только между государствами, действует в договорах между государствами и международными организациями, а также между организациями. Она применяется также к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международных организаций. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении их в силу, о порядке принятия оговорок, применении и толковании указанных договоров.

В РФ в соответствии с п.4. ст.15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров России являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В Конституции 1993 г. закреплён порядок заключения и осуществления РФ международных договоров. Конституционные основы договорной деятельности РФ детально регламентированы в ФЗ «О международных договорах РФ». Этот закон применяется в отношении международных договоров независимо от их вида и наименования.

Все это говорит об огромной важности исследования международной договорной практики, а также договорной практики РФ. Научная разработка проблем теории международного договора, внутригосударственного правового регулирования заключения международного договора приобретает особенно большое значение, не только познавательное, но и практическое.

В настоящей дипломной работе автор рассматривает отдельные аспекты соотношения законодательства РФ и международных договоров, конвенций, сосредотачивая, в основном внимание на вопросах процедурного характера заключения международных договоров в международной правовой практике и, в частности, в РФ. Такая направленность работы позволит глубже уяснить смысл отдельных положений Венских конвенций о праве международных договоров 1969  и 1986 годов, касающихся непосредственно вопросов процедуры заключения международных договоров, и, одновременно, отследить место и роль отечественного законодательства, в частности ФЗ «О международных договорах РФ», в системе глобального правового регулирования международных отношений.

Глава 1. Общие вопросы заключения международных договоров.

§1. Стадии заключения международных договоров.

Заключение международных договоров государствами представляет собой осуществление внешней стороны государственного суверенитета и от­носится к числу основных прав государств.

Заключение международного договора — это сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Его юридическая сущность в большинстве случаев состо­ит, как отмечает Г. И. Тункин, в согласовании «воли го­сударств, результатом которого является соглашение, во­площающееся в нормах договора»[1].

Юристы нередко замалчивают суще­ство процесса заключения международных договоров, сводя его к чисто техническим моментам безотноситель­но к формированию соглашения. Такую попытку сделал, например, Дж.Фицморис в Комиссии международного права ООН при обсуждении проекта статей по праву до­говоров[2].

Французский юрист П.Ретер, отмечая многозначность термина «заключение», считает, что для начала лучше всего взять самое ограниченное определение: «Междуна­родный договор «заключен», когда государства опреде­ленно выразили свою волю быть им связанными». По­скольку речь идет о письменных договорах, то это выражение согласия должно происходить в определенной форме, и документы, в которых оно выражается, должны быть составлены специально для этой цели. В более ши­роком смысле «заключение» означает «совокупность про­цедур с применением «различных документов», посредст­вом которых обосновывается существование международ­ных договоров»[3].

По мнению проф.Талалаева, заключение международных договоров является под­час долгим процессом вследствие сложности объектов до­говоров, природы и числа их участников. Он включает в себя целый ряд конкретных стадий, подстадий и юриди­ческих действий: составление и принятие текста догово­ра, установление аутентичности текста, подписание дого­вора, ратификация и другие способы выражения согла­сия на обязательность договора. Среди них такие, как утверждение, принятие, присоединение, обмен документа­ми, образующими договор. В процесс заключения входят также обмен или депонирование ратификационных гра­мот. Не обязательно, чтобы заключение каждого договора проходило все названные этапы. Это зависит от формы договора и предварительной договоренности сторон. Но всякий международный договор проходит стадии выра­ботки текста и имеет ту или иную форму, в которой вы­ражается согласие государства на обязательность для него договора. Это две основные стадии заключения ме­ждународного договора, которые со своей стороны под­разделяются на более мелкие этапы, или подстадий[4].

Венская конвенция о праве до­говоров 1969 г. определила три стадии заключения договоров (ст.9-11). Первая стадия – принятие текста. Текст принимается по согласию всех участвующих в его составлении, а для многостороннего до­говора — большинством в две трети участников конференции. При­нятие текста не налагает на участников юридических обязательств. Вторая стадия – установление аутентичности текста, которое осуществляется путем подписания, подписания ad referendum или парафирования текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст. Третья стадия — согласие на обязательность договора, которое может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или присоединением в зависимости от порядка, предусмотренного в самом договоре. Право на участие распространяется на все перечисленные стадии. Оно существует независимо от признания государства или его правительства другими участниками. Исключение составляет случай, когда ООН объявляет незаконным режим, установленный в стране в нарушение права народов и наций на самоопределение и представляющий собой режим колониального угнетения. Преце­дентом является серия решений, принятых в период 1965-1979 гг. Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН относитель­но расистского режима в Южной Родезии.

Таким образом, заключение международных договоров – процесс становления договорной нормы международного права и формирования соглашения между государствами, выраженный в ряде последовательных стадий и юридических действий, содержание которых зависит от взаимных интересов, намерений, позиций, законодательства и практики сторон, от существа, предмета, и целей договорённости[5].

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» в ст.2 определяет заключение международного договора как выражение согласия Российской Федерации на обязательность для неё международного договора. То есть в целом под заключением обычно понимается процесс принятия международного обязательства, но в законе даётся юридически более точное понятие, означающее окончательное принятие договора, т. е. завершающую стадию его заключения.

Необходимо добавить, что государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и го­сударственного управления. Порядок представительства государства при заключении договоров, определение со­ответствующих органов и их компетенции являются вну­тренним делом государства и регулируются внутригосу­дарственным правом, прежде всего их конституциями. У международных организаций это определяется их ус­тавами.

§2. Полномочия и уполномоченные сторон в международных договорах.

Рассмотрение процедуры заключения международных договоров в литературе обычно начинается с вопроса о выдаче полномочий сторон в международных договорах. И.Синклер и П.Ретер, например, выдачу полномочий относят к первой стадии процесса заключения договоров[6]. Полномочия должны предъявляться в начале переговоров.

В полномочиях указываются: фамилия, имя и отчест­во уполномоченного, а также его должность или ранг в тех случаях, когда это необходимо. Далее указывается тот круг вопросов, в отношении которых соответствующее лицо или делегация правомочны осуществлять те или иные действия (например, вести только переговоры или подписать также договор, участвовать в работе конфе­ренций и т.д.). Отдельных полномочий на парафирование не выдается. Оно охватывается полномочиями на ведение переговоров.

Наименование соглашения или договора в полномо­чиях должно строго соответствовать тем названиям ак­тов, которые уже согласованы между сторонами.

В случае, когда делегация уполномочена вести пере­говоры, а соглашение предстоит выработать в ходе пере­говоров, в полномочиях указывается: «... На ведение пе­реговоров и подписание соответствующего соглашения, которое будет выработано в результате этих перегово­ров».

В случаях когда подписание соглашения сопровож­дается оговоркой, она должна быть включена в текст полномочий. Если соответствующая оговорка была сделана пред­ставителем страны при подписании того или иного между­народного договора и он продлевается, то при подписа­нии документов о последующем продлении действия дан­ного международного договора в полномочие представи­теля вписывается та же оговорка, которая была сделана при подписании самого договора.

Согласно Венской конвенции 1969 года (ст.7) следующие лица не нуждаются в полномочиях и считаются представляющими свое государство ex officio:

Ø  главы дипломатических представительств — в це­лях принятия текста договора между аккредитующим го­сударством и государством, при котором они аккредито­ваны;

Ø  представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации или в одном из ее орга­нов, — в целях принятия текста договора на такой кон­ференции, в такой организации или в таком органе.

Ø  главы государств, главы правительств и министры иностранных дел — в целях совершения всех актов, от­носящихся к заключению договора;

Следовательно, последние две категории лиц должны иметь полномочия на подписание договора.

Положения п. 1 и 2 ст.12 ФЗ «О международных договорах РФ» полностью соответствуют сложившейся международной практике: «Президент Российской Федерации как глава государства представ­ляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в соответ­ствии с Конституцией Российской Федерации и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий. Председатель Правительства Российской Федерации как глава Правительства и министр иностранных дел Российской Федерации в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут перего­воры и подписывают международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа ис­полнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести перегово­ры и подписывать международные договоры Российской Федерации меж­ведомственного характера без предъявления полномочий. Глава дипломатического представительства Российской Федерации в иностранном государстве или глава представительства Российской Фе­дерации при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста международного договора между Российской Федераци­ей и государством пребывания или в рамках данной международной орга­низации без предъявления полномочий. »

Таким образом презюмируется, что глава государства, глава правительства и министр иностранных дел таким правом наделены в силу своего должностного положения и служебных функций. Право федерального министра, руководителя иного федерального органа исполнительной власти вести переговоры и подписывать догово­ры межведомственного характера без предъявления полномочий вытека­ет из того, что он несет ответственность за деятельность своего ведомст­ва и может выступать от его имени в силу своего служебного положения.

В отличие от вышеуказанных должностных лиц глава дипломатического представительства РФ в иностранном государстве или глава представительства РФ при международной организации без предъявления полномочий могут только принимать текст договора. На подписание договора посол или глава представительства должны получить полномочия.

Что касается должностных лиц, которые обязаны получить полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ, такие полномочия предоставляются:

Ø  в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Феде­рации, - Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, - Правительством Рос­сийской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента Российской Фе­дерации либо от имени Правительства Российской Федерации Министер­ством иностранных дел Российской Федерации;

Ø  в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации. Полно­мочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформ­ляются от имени Правительства Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации;

Ø  в отношении договоров межведомственного характера - феде­ральным министром, руководителем иного федерального органа исполни­тельной власти.

Термин «полномочия» в комментируемой статье употребляется в двух значениях. Предоставление полномочии Президентом и Правительством озна­чает, что в решении о проведении переговоров и подписании договора, принимаемом в соответствии со ст.11 Закона, указывается, кому кон­кретно поручается вести переговоры и подписывать договор. В россий­ской практике такое поручение чаще дается федеральному органу испол­нительной власти, от которого исходило предложение о подписании, а не конкретному лицу. В этом случае вести переговоры и подписывать до­говор может как федеральный министр или руководитель иного феде­рального органа исполнительной власти, так и один из его заместителей. Это представляется целесообразным, поскольку дает большую гибкость, позволяет, например, не откладывать намеченное подписание из-за бо­лезни или отсутствия по иной причине данного должностного лица. Од­нако поручение провести переговоры и подписать договор может быть дано и конкретному лицу. Причем уполномоченным может быть отнюдь не обязательно руководитель министерства или ведомства, но и другое лицо. Например, если договор РФ заключается в отношении субъекта Федерации, подписать его может должностное лицо данного субъекта Федерации. Предоставление полномочий федеральным министром (ру­ководителем иного федерального органа исполнительной власти) также означает принятие решения о том, кому поручается ведение переговоров и подписание договора межведомственного характера.

Оформление полномочий означает выдачу Министерством ино­странных дел России специального документа, подтверждающего право данного лица вести переговоры и подписывать договор, либо, примени­тельно к межведомственным договорам, выдачу такого документа руко­водителем ведомства.

Основанием для выдачи полномочий МИД является решение, при­нятое Президентом или Правительством в соответствии со ст.11 Закона, в котором указывается, кому поручено вести переговоры и подписать договор. Без такого решения МИД не оформляет полномочия. При этом полномочия могут быть выданы (в зависимости от содержания решения) только на проведение переговоров или на проведение переговоров и подписание договора, или же только на подписание договора.

Полномочия, выдаваемые МИД, оформляются на специальном гер­бовом бланке. Текст полномочий, отпечатанный типографским спосо­бом, гласит: «Министерство иностранных дел Российской Федерации на­стоящим удостоверяет, что Президент Российской Федерации уполномо­чил... » (если полномочия выдаются от имени Правительства, в тексте со­ответственно говорится: «Правительство Российской Федерации упол­номочило... »). Далее впечатываются полностью фамилия, имя, отчество уполномоченного лица, его должность и указывается, на какие действия это лицо уполномочено. Если речь идет о подписании договора, приво­дится полное название. Например, «на подписание Договора между Рос­сийской Федерацией и (название государства), об основах отношений». Если договорные документы еще предстоит согласовать, может быть ис­пользована формула «на проведение переговоров о... и на подписание соответствующего документа».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.