на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Безопасность книгоиздания для детей


Таким образом, данный опрос в целом показывает, что сегодня необходимо решать параллельно как вопросы технического регулирования качества учебников, так и вопрос организованного информирования о существующих проблемах.

3.2.3 Разработка технических регламентов в сфере книгоиздания для детей

Издание книг – это производство. Безусловно, нормы и стандарты нужны в любом производстве, но разрабатываться эти нормы и стандарты должны при участии авторитетных специалистов, в том числе и самих книгоиздателей. Все методики, используемые при разработке нормативов должны быть открытыми для общественности. Результаты применения этих методик и сами методики должны объективно и критически оцениваться профессионалами данной отрасли. Должна существовать обратная связь между разработчиками этих норм и теми, кому эти нормы приходится применять на практике. Существующие на сегодняшний день в области книгоиздания для детей СанПиНы имеют в этом плане большой недостаток. Главным их разработчиком выступило Министерство здравоохранения. Однако методики разработки, при этом были (и остаются) скрыты за семью печатями. Так, например, нет никакой возможности уточнить каким способом получены те или иные цифры. Как считают многие издатели, есть очевидные признаки, что при этой разработке не привлекались опытные сотрудники издательств, поскольку в содержании требований многие издатели и художественные редакторы находят множество противоречий и несоответствий с реальными, существующими традициями и методиками в области полиграфии и книгоиздания [92].

Таким образом, существующие на данный момент санитарные нормы (СанПиНы) содержат в себе не только положительные стороны, но и недостатки. Они также не вмещают в себя и всех требований закона «О техническом регулировании» к безопасности товаров для детей. Например, они не отражают требования к изданиям для детей от 0 до 3-х лет, которые выдвигает современная педиатрия. Поэтому при разработке новых технических регламентов необходимо учитывать не только положительные факторы, но и возможные недостатки существующих стандартов.

Технический регламент, определяющий требования безопасности в области детского книгоиздания пока не разработан. Со вступлением в силу нового закона «О техническом регулировании» также произошло изменение порядка и процедур установления обязательных требований. В законе указывается, что процедура разработки технического регламента должна быть максимально открытой и разработчиком технического регламента может быть любое лицо. Эффективность закона «О техническом регулировании» напрямую зависит от активной позиции производителей и потребителей продукции по отношению к формированию технических регламентов [88]. На мой взгляд, перед разработкой технических регламентов необходимо широкое обсуждение требований книгоиздания для детей, в котором приняли бы участие и педагоги, и книгоиздатели, и родители, и библиотекари. Я предлагаю объединить усилия ряда общественных и профессиональных организаций, заинтересованных в разработке технических регламентов по книгоизданию для детей. Такими организациями мог бы выступить Союз книгоиздателей, Союз издателей образовательной литературы, Союз книгораспространителей, такие издательства, как «ДетГИз», «Просвещение» и другие организации.

В настоящий момент существует программа разработки технических регламентов на 2004-2006 годы, в которой представлен перечень проектов технических регламентов. Например, представлены такие технические регламенты, как «О безопасности информационных технологий», «О безопасности продукции целлюлозно-бумажной промышленности и процессов её производства» и другие. Непосредственно область безопасности книгоиздания для детей охватывает общий технический регламент, который называется «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». В этот регламент входят требования безопасности для всех видов продукции для детей. Например, это касается игрушек. Вообще, в области, касающейся безопасности игрушек, на настоящий момент, кроме требований общего регламента, существует ещё проект специального регламента, называющийся «О безопасности игрушек» [74].

На мой взгляд, в области книгоиздания для детей, для обеспечения технической безопасности, помимо существующего общего технического регламента «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», необходима разработка системы отдельных регламентов. То есть должны быть разработаны как отдельные общие (горизонтальные) регламенты, устанавливающие минимально необходимые (существенные) требования безопасности книгоиздания для детей, так и ряд специальных (вертикальных), регламентов, ориентированных на безопасность изданий для детей по различным критериям и содержащих требования такой безопасности.

В структуру общего технического регламента «О безопасности книгоиздательской продукции для детей» должны быть включены следующие блоки:

1. Основные цели и задачи общего технического регламента
2. Аналогия с существующими зарубежными документами в данной области
3. Основные понятия и определения
4. Область применения и объект технического регулирования
5. Перечень угроз обеспечению безопасности
6. Минимально необходимые требования к обеспечению безопасности при производстве книжных изданий для детей.
7. Схемы подтверждения соответствия
8. Требования к информированию потребителей

Конечной целью данного общего регламента (блок 1) является создание законодательной (правовой) основы для обеспечения защиты жизни или здоровья граждан при использовании книжной продукции. Блок 3 должен содержать основные понятия и определения, как из области книгоиздания, так и из области обеспечения безопасности продукции. Перечень угроз (блок 5) должен отражать: 1. Оценку прямого риска (нарушение требований безопасности полиграфического исполнения, касающихся качества шрифтов, бумаги и т.д.); 2. Оценку опосредованного риска (угрозы микробиологической безопасности, риск заражения продукции при хранении, транспортировке и складировании). В свою очередь, сами требования к обеспечению безопасности (блок 6) также должны включать в себя не только 1. требования к полиграфическому исполнению, но и 2. требования обеспечения микробиологической безопасности книжной продукции. Что касается схем подтверждения соответствия продукции (стандартам) (блок 7), то они зависят от форм подтверждения соответствия. Подтверждение соответствия может осуществляться либо в форме принятия декларации о соответствии (добровольной сертификации), либо в форме обязательной сертификации, для определения соответствия продукции обязательным требованиям технического регламента. Схема обязательного подтверждения соответствия (обязательной сертификации) включает следующее: подача заявки на проведение сертификации, ее рассмотрение, проведение испытаний образца продукции аккредитованной испытательной лабораторией, анализ и обобщение результатов, выдача сертификата, маркировка продукции знаком обращения на рынке, инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Что касается требований к информированию потребителей (блок 8), эти требования структурно разделяются на два подблока: 1. Требования к информированию организаций, приобретающих детские издания (книготорговые организации, школы); 2. Требования к информированию конечного потребителя (родителей). Информирование может осуществляться через такие организации, как «Потребительские союзы», СМИ, печать, Интернет и т.д..

Что касается разработки специальных технических регламентов, содержащих конкретные требования к отдельным видам и типам книжной продукции для детей, то, на мой взгляд, необходима разработка нескольких таких регламентов, в частности:

1. Специального технического регламента о безопасности книгоиздания для детей отдельных возрастных групп (детей до 3-х лет, детей дошкольного возраста, детей младшего и старшего школьного возраста)

2. Специального регламента о безопасности книгоиздания для детей с нарушениями физического или интеллектуального развития (например, книжки для слепых детей)

3. Специального регламента о безопасности изданий для детей в зависимости от их целевого назначения (то есть, в зависимости того, будет ли это справочно-энциклопедическая, учебная или художественная литература).

4. Специального регламента, ориентированного на отдельные виды изданий, так как в настоящее время, поток литературы, адресованной детям, имеет значительное видовое разнообразие (кроме книг есть ещё тетради, дневники, альбомы и т.д.)

5. Кроме всего этого необходимо учитывать рост числа мультимедийных и сетевых изданий для детей. Их выпуск тоже должен быть регламентирован техническими регламентами.

Разработка содержания таких специальных регламентов может происходить по примеру специального технического регламента «О безопасности игрушек». Проект такого регламента был опубликован в журнале «Вестник технического регулирования» (№4 за 2004г.). Этот проект прилагается мною к данному исследованию в качестве Приложения II. (см. стр.107). Опираясь на структуру этого специального регламента, приведу пример (структуру) специального технического регламента «О безопасности книгоиздания для детей до 3-х лет» (см. выше пункт 1). Входящие в структуру этого специального регламента блоки, в зависимости от конкретного объекта будут характерны для большинства специальных регламентов по книгоизданию для детей.

Структура должна включать такие блоки, как:

1

Область применения и объекты технического регулирования:

Объектом являются книги и книги-игрушки, предназначенные для детей до 3-х лет.

2

Основные понятия

Должны раскрывать характеристику специфических видов изданий для данной возрастной группы (книг и книжек-игрушек, книжек-раскрасок, таблиц, плакатов и т.д.)

3 Общие положения о представлении книг и книг-игрушек на рынке РФ
4

Требования безопасности к продукции

1.  Требования безопасности полиграфического исполнения и изготовления продукции (прежде всего, это экологические требования)

2.  Требования микробиологической, гигиенической безопасности

Данные требования могут быть описаны в отдельном приложении к регламенту, в котором указывались бы виды риска (обусловленные какими-либо свойствами продукции), и меры его предотвращения

5

Требования к информированию потребителя

Включают информирование 1. педиатров, 2. родителей, 3. книготорговых организаций, 4. педагогов-воспитателей

6

Стандарты и иные нормативные документы, требования которых включены в данный регламент

Например, требования СанПиНа 2.4.7.960-00 «Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков»

7

Подтверждение соответствия

Осуществляется акредитированным органом по сертификации в соответствии со схемами, которые могут размещаться в приложении

8

Идентификация книжной продукции

Касается требований к авторским правам, товарным знакам, издательским штрих-кодам, то есть к информации, позволяющей идентифицировать конкретную книгу или книгу-игрушку

9

Государственный контроль(надзор)

Если устанавливается, что книги, маркированные знаком обращения на рынке, могут представлять опасность для детей до 3-х лет, то принимаются меры по изъятию товара с рынка.

9

Ответственность за нарушение требований регламента

Изготовитель, несет ответственность за нарушение требований технических регламентов в соответствии с законодательством РФ.


Заключение

Итак, подводя итоги, нужно сказать, что, хотя к концу XXстолетия по количеству названий детских книг издаётся более чем в 2 раза больше, чем в 1980-х годах, внутри этой сферы накопилось огромное количество различных проблем. Проблемы эти имеют отношение к развитию детской литературы, к формированию информационной, читательской культуры подрастающего поколения, к уровню полиграфического качества выпускаемых изданий.

В большой степени эти проблемы явились следствием того, что детская литература, и в целом книгоиздание для детей, за исключением издания учебной, школьной литературы, перестали быть приоритетом для государства. Отмена лицензирования издательской деятельности способствовала ухудшению положения детской литературы. Издательская деятельность по выпуску детских книг превратилась в простую коммерческую деятельность. Особенно негативно это отразилось на художественной литературе для детей. Издательства издают книги для детей, думая о повышении доходности, а не о необходимости детям. Выпуская низкопробную литературу, подчас ни автор, ни издатель не задумываются о том, что писать для детей - это большая ответственность. Никто не задумывается о том, что на самом деле нужно ребенку, потому что задумываться об этом не выгодно. Определив спрос, книгоиздатели, грубо говоря, «выбрасывают» издание на прилавок, а что там будет с ребенком, который его прочитает, для них оказывается неважно. Такие издания несут в себе опасность негативного психологического воздействия на формирующуюся личность ребёнка.

Хочется привести слова испанского писателя и публициста Хосе ОРТЕГА-И-ГАССЕТ: «Свобода возникла на нашей планете не для того чтобы бросить вызов здравому рассудку»..


Основными выводами исследования можно считать следующее:

1. Говоря о безопасности книгоизданий для детей необходимо сказать, что, если смотреть на проблему в целом, эта безопасность не ограничивается ни только «внешней», ни только «внутренней» стороной дела. Необходимо в равной степени уделять внимание, как обеспечению полиграфического качества книгоиздательской продукции, так и проблеме информационно-психологической её безопасности для наших детей. В настоящий момент обеспечение такой безопасности не является удовлетворительным и необходимо принятие дополнительных мер со стороны как государства, так и со стороны различных организаций, для полноценного её обеспечения.

2. Вопросы информационно-психологической и технической безопасности книгоиздания для детей относятся к компетенции различных ведомств и организаций. Поэтому сегодня необходимо создание структуры, которая бы координировала усилия по решению данного вопроса. Такая структура могла бы быть общей, то есть, занималась бы обеспечением безопасности книгоиздания для детей в обоих аспектах - как во «внешнем», техническом, так и во «внутреннем», информационном. Либо это могли бы быть структуры, ориентированные на обеспечение отдельных аспектов данной безопасности.

3. Для обеспечения информационно-психологической безопасности детского книгоиздания на государственном уровне требуется выработка защитных барьеров по отношению к деструктивной информации, способной деформировать духовный и нравственный мир ребёнка. Обеспечение такой безопасности детского книгоиздания нуждается, в первую очередь, в разработке эффективной нормативно-правовой базы. Вообще, для решения проблем детской литературы, прежде всего, необходима государственная поддержка детского книгоиздания.

4. Что же касается обеспечения технической, (полиграфической) безопасности детского книгоиздания, то здесь, для эффективной разработки технических регламентов по детскому книгоизданию, необходимы совместные усилия общественных организаций, в том числе, издателей. Происходящее в стране реформирование системы стандартизации и сертификации и новый действующий закон о техническом регулировании, провозглашая открытость в этой сфере, способствует такому совместному сотрудничеству по усовершенствованию стандартов.

На основании этих общих выводов можно сделать две группы рекомендаций:

I. Рекомендации для библиотекарей, родителей и педагогов по отбору литературы, с позиций обеспечения информационно-психологической безопасности детей.

1. Через руководство детским чтением родители, педагоги и библиотекари должны способствовать формированию читательской культуры подрастающего поколения. Детское чтение, особенно чтение детей младшего возраста, не должно носить бесконтрольный характер.

2. Детские библиотекари должны играть активную роль в деле отбора литературы для библиотечного фонда. Фонды школьных и детских библиотек должны не только отражать сложившееся в обществе многообразие информации (идеологическое, политическое и т.д.), но и способствовать полноценному развитию личности ребёнка. При формировании фонда из всего массива идей, содержащихся в книжных изданиях, библиотекари должны отдавать предпочтение идеям, которые считаются наиболее разумными, гуманными, справедливыми и наиболее соответствуют информационным потребностям формирующейся личности.

3. Всем, кто занимается отбором литературы для образовательного стандарта нужно помнить, что любое решение должно приниматься, прежде всего, с точки зрения педагогической целесообразности. Списки учебных программ по литературе должны содержать произведения, соответствующие возрасту и психологическим особенностям читателя. Произведения, включенные в этот список должны вызывать у детей живой интерес и затрагивать их сегодняшние проблемы.

5. Педагогам, библиотекарям, писателям, литературоведам, критикам и представителям СМИ целесообразно будет сформировать комиссию, которая будет осуществлять экспертизу учебной литературной программы.

II. Рекомендации для РКС (Российского книжного союза) и других общественных организаций, имеющих отношение к книжному делу, по разработке технических регламентов, отвечающих за обеспечение гигиенической безопасности детского книгоиздания.

1. Разработать терминологическую систему объектов технического регулирования в области детского книгоиздания.

2. Разработать рычаги управления издательствами и полиграфическими фирмами с целью контроля за соблюдением ими требований технических регламентов.

3. Осуществлять дополнительную подготовку кадров издательской и полиграфической деятельности в области технической безопасности книжной продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.