на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Безопасность книгоиздания для детей


Другим отрицательным явлением последнего времени является смешение критериев качества рисования в книгах для детей. Бывают ужасные по своему текстовому содержанию издания, нафаршированные хорошими иллюстрациями и наоборот - книги, хорошего содержания, но с иллюстрациями, как будто оторванными от смыслового наполнения [12]. Между тем, иллюстрацию, и особенно в книгах для детей имеет смысл рассматривать только как органическую часть содержания, формирующую - вместе с текстом - то целое, которое становится неотъемлемым средством, как воспитания, так и обучения ребёнка [71]. При этом иллюстрация должна способствовать более глубокому, духовному пониманию ребёнком текста.

Коммерциализация издательской деятельности привела к тому, что издатели, задумываясь исключительно о своих коммерческих целях, выпуская издания для детей, эксплуатируют особенности детской психологии. Так, например, дети ищут книги с яркими красочными иллюстрациями и издательства выпускают книги с аляповато яркими обложками, зачастую с изображением полуголых моделей, ведьм с восточным разрезом глаз и т.д., детям важен при чтении видеоряд, который облегчает чтение, и издатели, пользуясь этим, увеличивают выпуск развлекательной литературы и комиксов для детей. Клиповость, выразительность иллюстраций в таких изданиях, завораживая ребёнка, только усиливает негативное влияние той пустоты, которая обычно находится на месте текстового содержания.

2.2.4 Связь проблемы информационно-психологической безопасности книгоиздания с проблемами образования и воспитания

У ребёнка нет права выбора, но есть право на образование и на защиту со стороны взрослых. Право это по сути своей опирается на общественную мораль, а такое понятие, как мораль невозможно четко и однозначно прописать в законодательных актах. Мораль и нравственность – это понятия духовной культуры и зависят они от каждого отдельного человека. Именно взрослые, руководствуясь законом морали, обязаны по мере возможностей защищать ребёнка от всего, что может повредить его психическому или физическому развитию. Государство же способствует этому, предоставляя обществу систему образования. По сути, целью образования и воспитания является предоставление ребёнку средств для самозащиты. Такими средствами являются знания. Однако сегодня можно увидеть, что знания, как средство внутренней, нравственной защиты человека от негативного влияния окружающей его среды, очень часто путаются с информацией и образование предоставляет молодому человеку не знания, а оторванную информацию. Это можно понять, если связать понятие «воспитание» с понятиями «знание» и «нравственность», а понятие «образование» с понятиями «информация» и «логика».

Вместе с общественными переменами в конце XXв. пришла проблема отсутствия идеологической стороны во всех сферах, в том числе в книгоиздании и в образовании. На место рухнувшей идеологии пришло так называемое «образованство», т.е. образование без воспитания. Всё более видимое в последнее время различие между знанием и информацией, относительность знаний вследствие их быстрого устаревания, превращение образования в непрерывное - все эти процессы ведут к вытеснению знаний информацией в качестве основного элемента образовательного процесса, превращению знания в информацию о мире [72].

Такой же процесс происходит и в книгоиздательской деятельности. Культура чтения оказалась поглощённой информационной культурой и, потеряв свою специфику, приобрела технологический смысл [83]. У школьников сегодня преобладает не «чтение для души», а деловое, так называемое «прагматическое» чтение. Чтение же «для души» поддерживается книгоиздательским процессом только за счет выпуска бестолковой и вредной с нравственной точки зрения «подростковой беллетристики». Всё заметнее в гуманитарной сфере звучит мнение о том, что информация, удовлетворяющая утилитарным потребностям человека, не ведёт к подъему культуры, к облагораживанию ума и сердца человека, не разрешает духовного кризиса: информированность и безнравственность хорошо уживаются друг с другом [83]. Истинная нравственность, обладательницей которой тысячу лет была наша Русь, почти стыдливо, маргинально проникает теперь в нашу детскую литературу и культуру. В образовательном процессе информационный подход негативно сказывается на изучении художественной литературы. Он не ведёт учащихся к полноценному чтению, а уводит от него, литература при таком подходе перестаёт участвовать в нравственном становлении личности ребёнка. У него нарушается восприятие, гасятся эмоции и воображение, снижается творческий потенциал, теряется способность словесного самовыражения. Человек ожесточается.

Способствует всем этим проблемам и то, что значительное число принимающих свободу (как состояние демократии) людей не умеют этой свободой пользоваться без злоупотребления ею. Это полностью относится и к современному состоянию учебного книгоиздания. Появились люди, которые, злоупотребляя свободой, представленной законом о печати, и пользуясь бесконтрольностью со стороны органов образования, наполняют рынок учебной литературы не просто бездарным, но зачастую педагогически вредным продуктом [29]. Вследствие распространения вариативности образования, по сути своей процесса положительного, появилось очень много новых, вариативных учебников, особенно по гуманитарным дисциплинам, и многие из них обладают низким качеством по своему внутреннему содержанию. К примеру, в некоторых изданиях, по мнению историков, про нашу историю пишут дикие вещи. Уличают же в псевдонаучности только особо одиозные издания [33].

В учебниках по гуманитарным дисциплинам очень часто встречается мозаичная подача материала, приводящая к дезориентации ребёнка в интеллектуальном пространстве [50]. И касается это не только отдельных учебников, но и всего содержания школьной программы. Проблемой, и, возможно, самой серьёзной, является перегрузка содержания образования. Школьные программы обладают избыточным количеством фактов, наукообразных терминов, формул и правил. Детям просто некогда обдумать новый материал, некогда потренироваться на его практическом усвоении, некогда решать интересные творческие задачи [14]. Как писал ещё две с лишним тысячи лет назад Гераклит Эфесский, - «Развитие способности мыслить и процесс формального усвоения знаний, предусмотренных программами, - два процесса, отнюдь не совпадающих автоматически, хотя невозможных один без другого. «Многознание уму не научает», хотя «и много знать должны любители мудрости»…» [29]. Эти слова всегда оставались актуальны. Актуальны они и сегодня, когда из суммы уроков школьник выносит мозаичный конгломерат самодостаточных сведений, а не видение мира, хаос, а не мировоззрение, отрывочные сведения о том и о сём. И это типично. Механическое освоение больших объемов нового материала без критического осмысления его приводит к тому, что, по наблюдению западных экспертов, юные россияне не умеют интерпретировать текст, выделять в нём главные мысли, обмениваться мнениями по вопросам [14]. Школа превратилась в конвейер даже не знаний, а информации, который движется с чрезмерно большой и непосильной для большинства учащихся скоростью. Это приводит к стрессовым перегрузкам, к возникновению негативных психологических комплексов у добросовестных учащихся [14]. Школьники часто выходят из учебного процесса обеднёнными и опустошенными, так как формальная и далёкая от жизни учёба лишает их душевных сил, работа школьника становится не трудом развития, а обезличенной игрой формально предписанной роли и человеческая сущность растущего человека зачастую приносится в жертву внешним целям - «получить образование» [11].


Глава 3.

Обеспечение безопасности книгоиздания для детей

 

3.1 Меры по обеспечению информационно-психологической безопасности детского книгоиздания

3.1.1. Основные документы, обеспечивающие правовое регулирование в области информационно-психологической безопасности детей

Правовую основу безопасности человека в нашей стране создают такие документы, как [73];[72]:

1.  Закон Российской Федерации «О безопасности» (1992г.).

2.  Конституция Российской Федерации (1993г.) (ст. 2 и 7)

3.  Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.).

4.  Концепция национальной безопасности Российской Федерации (2000г.).

5.  Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2000г.)

6.  Проект федерального закона «Об информационно-психологической безопасности»

Однако в законодательном регулировании общего вопроса информационной безопасности выявляется масса проблем и недостатков - несогласованность, разночтение содержания терминов в документах, неотражённость вопросов обеспечения защиты от дезинформации. Причиной таких разногласий является отсутствие фундаментально разработанной целостной теории информационной безопасности Российской Федерации. Отсутствует единое понимание и подход к этой проблеме, четкий классификатор угроз и вызовов в сфере информационной безопасности [31].

Что же касается вопроса о регулировании презентации информации, наносящей вред нравственности подростков и детей, то он вызывает дебаты в разных странах. Однако, в нашей стране на законодательном уровне сегодня практически отсутствуют какие-либо нормативно-правовые документы, определяющие уровень нравственности данных (текстовых, визуальных и аудиальных), циркулирующих в информационном пространстве и являющихся источниками угроз информационно-психологической (в т.ч. психической безопасности) детей [72].

Правовой основой обеспечения безопасности детства являются три важнейших законодательных документа [73]:

1. Конституция РФ (Статья 29)

2. Конвенция ООН «О правах ребёнка» (1989г.)

3. Всемирная декларация ООН «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей»

3.1.2. Необходимость усовершенствования законодательства, регулирующего книгоиздательскую деятельность и деятельность СМИ

Во вступлении проекта федерального закона «Об информационно-психологической безопасности» говорится следующее: «Многочисленные существующие сегодня в РФ общественные комитеты по защите от негативного воздействия информации на детей, в том числе родительские и большое количество обращений граждан в органы государственной власти с просьбами о защите населения от вредного воздействия СМИ на их психику указывают на серьезное отставание государства от практики общественных отношений в этой сфере. Давно назрела необходимость участия государства в правовом регулировании этих процессов. Необходима разработка, как национального законодательства, так и норм международного права, направленных на защиту психики человека от неосознаваемых информационных воздействий. Это выводит решение проблемы правовой защиты от такого воздействия в число приоритетных задач государственной политики, что требует совершенствования существующих сегодня отдельных положений законов и подзаконных нормативных актов (в том числе “О средствах массовой информации”, “О рекламе”, “О свободе совести и о религиозных объединениях”, “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан” и др.), а также принятия специального Федерального закона "Об информационно-психологической безопасности"…» [65]. Проект такого закона так и не был одобрен, был отклонён Государственной Думой РФ. Другой существующий документ в этой области - Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, обсуждался на заседании Совета безопасности в 2000г. Несмотря на важность доктрины, она обладает рядом недостатков. В частности она не затрагивает вопросы подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном социуме. По поводу этого вопроса в многостраничном документе существует всего несколько строк о том, что одним из внутренних источников угроз информационной безопасности РФ является снижение эффективности системы образования воспитания. Всё остальное в документе - об укреплении СМИ, о защите информации от несанкционированного доступа, о развитии современных информационных технлогий, об обеспечении петребностей рынка в информационной продукции [28]… Между тем, информационная безопасность - это защита не только компьютерных сетей, но и потребителя от некачественной информации. Если после приобретения какого-либо материального товара выясняется, что его свойства не соответствуют гарантиям производителя, то в соответствии с законом о защите прав потребителя человек в праве расчитывать на возмещение материального и морального ущёрба. Этот заком применяется и к услугам, которыми мы пользуемся. На пути недоброкачественных товаров и услуг стоят органы сертификации. На пути же недоброкачественной информации сегодня практически ничего не стоит [28].

Важно отметить, что и Уголовный кодекс Российской Федерации (1996 г.) не предусматривает меры борьбы ни со свитами, регистрирующими и опрашивающими несовершеннолетних без согласия их родителей, ни с источниками, содержащими информацию, которая может отрицательно влиять на психику, поведение и духовное здоровье подрастающего поколения [72].

В связи со всем этим, существует необходимость совершенствования законодательства в области информации для обеспечения защиты несовершеннолетних от нежелательной по содержанию информации.

В определенных довольно влиятельных кругах российского общества, в том числе среди большого числа журналистов бытует мнение, что установление любых ограничений, связанных, например, с содержанием теле- и радиопередач противоречит гарантируемой конституцией Российской Федерации свободе слова. К примеру, заседание посвящённое обсуждению «Доктрины информационной безопасности» сразу стало предметом пристального внимания журналистов (как и в случае с проектом ФЗ «Об информационно-психологической безопасности») [28]. Практически все журналисты сразу же расценили документ как угрозу свободе слова, точнее, свободе масс-медиа передавать любую информацию.

Действительно, в демократическом государстве средства массовой информации должны обладать правом свободно получать информацию и так же свободно передавать её конечному потребителю: читателю, зрителю, слушателю. Однако, тут нужно заметить следующее: Предоставленная демократическим режимом возможность свободы слова, далеко не всегда направлена на выражение и удовлетворение интересов и потребностей граждан, а часто служит способом борьбы за рейтинги и рекламодателей. Например, обилие на экранах телевизоров передач криминальной тематики и превращение выпусков новостей в газетах в сводки происшествий вовсе не служит выражением интересов населения, а способствует лёгкому привлечению внимания аудитории. СМИ, таким образом, превращаются в коммерческое предприятие, и служит не народу, а своим владельцам, заинтересованным в прибыли. Всё это касается и области книгоиздания для детей, превратившегося, как и СМИ, в коммерческое предприятие. Между тем, повсеместные высказывания о том, что СМИ и издательства, выпускающие детскую литературу должны вести себя по-другому, не имеют смысла, ибо и СМИ и издательства ведут себя вполне в рамках, предусмотренным законом, предоставляющим им такую свободу, позволяющую монополизировать информационное пространство и использовать его в собственных интересах. Почти две с половиной тысячи лет назад философская мысль пришла к заключению, что «из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Массовая аудитория, то есть граждане попадают в информационную зависимость от монополистов, что само по себе в эпоху возрастающей роли информации ведёт к своеобразному рабству. Как справедливо замечают многие исследователи, неограниченная свобода самовыражения для нескольких монополистов неизбежно приведёт к гибели общества. В этой ситуации возрастает роль государственного обеспечения реальной свободы слова для граждан, которую могут и должны обеспечить сформированные и поддерживаемые гражданами социальные субъекты, представляющие интересы народа в структурах законодательной власти. Усовершенствование законодательства, регулирующего книгоиздательскую деятельность и деятельность СМИ должно, во-первых, способствовать реализации демократического принципа свободы печати, способствующего равномерному распределению информационного пространства и представляющего, таким образом, возможность выражения мнений всех слоёв населения, во-вторых, защищать граждан от негативного психологического воздействия, которое происходит в результате коммерческой деятельности издательств и СМИ [53].

СМИ необходимо осознать, что принятие федеральных законов, аналогичных действующим в большинстве стран мира, направленных на обеспечение защиты здоровья и нравственности населения, не будет, противоречить Конституции Российской Федерации и общепризнанным международным правовым актам. Принятие федерального закона «О защите нравственности и здоровья детей от негативного влияния массовой информации и рекламы», или иного подобного ему, позволило бы обеспечить цивилизованную в соответствии с законом защиту нравственности и здоровья детей [26].

3.1.3 Необходимость лицензирования и государственной поддержки издательской деятельности

Выступая на заседании Совета безопасности в 2000г., президент страны В.В.Путин сравнил информацию с товаром, таким, например, как автомобиль. То, что информация является товаром, не требует доказательств. А вот сравнение её с автомобилем представляется очень удачным. Человек, приобретший автомобиль не может его эксплуатировать, не получив водительские права. Чтобы сесть за руль автомобиля и стать полноправным участником дорожного движения, покупатель должен пройти курс специального обучения и сдать сложный экзамен. Необходимость такого обучения понимается всеми, а строгость экзамена не вызывает осуждения, так как неумелое управление автомобилем может привести к серьезным негативным последствиям, вплоть до гибели автовладельца и других людей. В отличии от автомобиля информация нематериальна, материальны её носители (бумага, радиоволны, электрический ток и т.д.). Обращению с информацией никто специально не учит, хотя каждый может привести множество примеров из собственного жизненного опыта вполне материального действия нематериальной информации [28].

В связи с этим, возвращаясь к проблеме информационно-психологической безопасности книгоиздания для детей, нужно сказать, что для обеспечения такой безопасности на государственном уровне необходимо, чтобы издание отечественной литературы для детей пользовалось законодательной поддержкой. Необходимо принятие мер по установлению лицензирования издательской деятельности, касающейся выпуска детской литературы, как художественной, так и учебной. Что касается издания литературы учебной, то тут важно ещё чтобы выдача лицензий на этот вид деятельности производилась совместно - органами образования (Минобразования РФ) и книгоиздания (Комитет РФ по печати) [29].

В детской литературе должен существовать фильтр для отсеивания «зерен от плевел». Этот фильтр должен находиться в издательствах, где в настоящее время практически исчезли профессиональные редакторы именно детских книг [4]. И исчезли они «благодаря» коммерциализации, и отмене лицензирования издательской деятельности. Вследствие доступности, неподконтрольности и неограниченного объема циркулирующей в информационном пространстве информации дети окружены образчиками безнравственности и распущенности, которая сыплется на них отовсюду. Они не ограждены от неё цензурой. Но цензура в литературе и искусстве может быть полезна лишь тогда, когда она исходит не от чиновников, которые нередко сами живут по правилам двойной морали, а исходит от сердца и совести самого человека - писателя, редактора, издателя, журналиста, учителя, родителей [68]. Книгоиздательский бизнес обязан иметь моральные основы. Касается это не только детского, но даже и взрослого книгоиздания. Неограниченная возможность делать бизнес на негативе, должна быть ограниченна как внутренними, редакторскими, так и внешними, законодательными нормативами. Кроме этого, для увеличения выпуска изданий качественных художественных произведений новых детских авторов, которые бы представляли альтернативу существующей беллетристической литературе, государству необходимо возродить государственный заказ на выпуск детской литературы и повысить статус конкурсов среди детских писателей. Как считает литературовед, филолог МГПУ Арзамасцева И.Н.: «Необходима государственная программа, где бёдут обозначены приоритеты в жанрах, темах, глубине проблематики произведений для разных возрастов. Государство должно, наконец, заняться подготовкой профессиональных редакторов. Нужно соединить образовательный педагогический процесс в стране с литературно-издательским процессом. И тогда распространители печатной продукции будут обслуживать этот заказ. Заказ не только государственный, но и общественный» [4].

3.1.4. Роль образования в обеспечении информационно-психологической безопасности детей

Интересы социальных субъектов (индивидуальных и совокупных), например, издающих организаций, владельцев коммерческих информационных узлов, и т. д., их субъективность и пристрастность, игнорирование интересов и прав несовершеннолетних является фактором, усиливающим влияние негативной информации на детей. Другим таким фактором является отсутствие психологической, социалъно-правовой помощи школьникам со стороны педагогов и психологов, а также родителей [72.].

Особенно важную роль в обеспечении информационно-психологической безопасности ребёнка играет современное образование. Система образования - есть отрасль человекопроизводства. Она должна выступать гарантией безопасности существования и развития личности. Предоставляя ребёнку знания, как средства для самозащиты, педагоги должно помнить о том, что обучение - это передача конечного, а воспитание - бесконечного опыта человека [46]. В последние годы российская школа становится школой разума, интеллекта, в ней всё меньше занимаются воспитанием. Современное образования направлено, главным образом, на карьерные устремления учащихся, а воспитание – на внешнее поведение ребенка. Нашим детям всё труднее становится овладевать наукой самопознания. Воспитание – это процесс формирования нравственных основ личности, способной жить во благо обществу и самому себе. Нужно также помнить, что это не воздействие на ребёнка извне, а психологическая поддержка внутренней жизни растущего человека. В отличие от обучения, воспитание осуществляется не путём усвоения какой-то информации, а через эмоциональную сферу, или, как говорят психологи, через информацию. [83] Образование не должно быть оторвано от процесса воспитания, оно должно совмещать в себе как обучение, так и воспитание. При этом необходима опора на развивающее образование, цель которого не обучение, а личностное развитие всех сфер сознания - не только интеллектуальной, но и духовной, эмоциональной, социальной и физической [6].

В настоящее время общество находится на пороге смены образовательной парадигмы - переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации [72]. В связи с этим изменением одной из основных задач современного образования должно стать обучение работе с информацией. Поскольку полностью прекратить или ограничить влияние негативной информации на детей невозможно, необходимо научить школьников отделять «плевелы от зёрен». Ни советская, ни современная российская школа не ставили перед собой задачу научить школьника селекции поступающей информации. Вместе с тем, за рубежом пути решения описанных проблем уже давно являются предметом научных исследований. Так, например, ещё в середине XXв. в Европе возникла концепция, которая условно может быть названа «оценочной». В ней на первое место выдвигались проблемы развития «иммунных» качеств психики против манипулирования её средствами масс-медиа. Основной целью авторы считают формирование критического мышления, играющего роль «информационной защиты» [28].

Использование технологий развития критического мышления в современной образовательной среде позволит предотвратить пагубное влияние вредного информационного воздействия. Критическое мышление – это творческое, аналитическое и конструктивное мышление. Такой тип мышления помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень информационной культуры. Эмоционально-нравственнный аспект развития критического мышления основывается на родительском воспитании, то есть на воспитании в семье. Он включает в себя поощрение социально одобряемых моделей поведения, соответствующих возрасту ребёнка и осуждение поведения, которое не соответствует нормам общественной морали и нравственности. Сегодня социализация подростков происходит в условиях почти безразличного отношения общества к нарушению таких норм. Очень часто девиантное, агрессивное и безнравственное поведение подростков игнорируется общественностью и не редки случаи даже поощрения такого поведения (например, политическими течениями, сектами и т.д.) [72]. Не только система образования и семья должны осуждать такое поведение, но и все социальные структуры, государственные и частные учреждения культуры, а также СМИ, на которых лежит историческая ответственность за духовное здоровье и информационную безопасность детства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.