на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Безопасность книгоиздания для детей


Необходимо также развитие у детей коммуникативных навыков и формирование так называемой автономной этики - то есть (по М.Кордуэллу) аспекта нравственного развития, который характеризует переход ребёнка от безоговорочного подчинения правилам взрослых к представлениям порядочности, основанным на взаимности и сотрудничестве [72].

Показателями удовлетворительной степени безопасности информационной среды для детей должны являться [72]:

1.- эмоциональный комфорт ребёнка: комфортной для ребёнка будет та информационная среда, которая учитывает и отражает его возрастные потребности и обеспечивает ему возможность для личностного развития.

2.- удовлетворённость информационных потребностей ребёнка: Информационные потребности - это субъективная нужда личности в информации по конкретной проблеме, выраженная суммой вопросов, вытекающих из особенности темы и готовности личности к её познанию.

Эмоциональный комфорт и удовлетворённость информационных потребностей являются показателями безопасности содержания для детей любого информационного пространства, в том числе и издательской продукции для детей.

С целью поддержания в сознании детей престижа книги и чтения необходимо формирование читательской культуры подрастающего поколения. Это должно входить как в задачи образовательного процесса, так и в процесс семейного воспитания. Как говорил ещё Джон Локк: «Ни в одной области разум не нуждается в более тщательном руководстве, чем в пользовании книгами». Искусство руководства детским чтением состоит в нахождении золотой середины между уважением права ребёнка на сохранение своей индивидуальности, на свободу выражать своё мнение, с одной стороны, и обеспечение защиты ребёнка от литературных подделок, наносящих вред его внутреннему развитию, с другой [83]. Это так же является одной из основных задач библиотекарей, так как во все времена важнейшим социальным институтом по приобщению к чтению, поддержке чтения детей и подростков была и остается детская библиотека.

В целях содействия духовному и интеллектуальному развитию подрастающего поколения посредством чтения в ряде регионов Российской Федерации были разработаны региональные программы "Чтение" (на 2003-2005г.г.) [18], включающие целую систему мероприятий, основной целью которых является поддержка чтения в среде детей как основы их интеллектуального, творческого, личностного развития. Целью также являлось повышение статуса Книги, Чтения, Библиотеки в обществе на основе объединения усилий органов государственной власти и библиотек, издательств, редакций СМИ, общественных организаций, благотворительных фондов, промышленных и финансовых структур. Кроме этого, внутри самих библиотек разрабатываются программы развивающего чтения, семейного чтения, программы летних чтений. Привлечению детей и юношества к чтению, поддержке чтения способствует проведение детскими библиотеками крупных мероприятий всероссийского и областного значения, таких как Неделя детской книги, Международный день детской книги, День славянской письменности и культуры, День поэзии, Пушкинский день России, Общероссийский день библиотек, Международный День защиты детей, День семьи, День матери, День знаний и других. Для более эффективного достижения благородных целей таких мероприятий им необходима общественная и государственная поддержка.

Что касается информационной составляющей проблемы учебного книгоиздания, то наиболее важной в этом плане видится проблема отбора литературы и учебных изданий для использования в образовательном процессе. В настоящий момент на государственном уровне необходимо принятие важных законов об образовательном стандарте. Всем, кто занимается этой проблемой нужно помнить, что любое решение в образовании должно приниматься, прежде всего, с точки зрения педагогической целесообразности. По убеждению большинства педагогов только учитель, после соответствующих выводов ученых и методистов, вправе вынести окончательный вердикт о возможности использования того или иного учебника в школьной практике [17]. Школьный учебник сегодня становится точкой пересечения самых разных проблем – от содержания образования до политических интересов и эффективное решение всех спорных вопросов и конфликтов невозможно без участия общественности. Я предлагаю провести у нас общественную экспертизу детских книг. Сформировать комиссию из педагогов, писателей, литературоведов, критиков и представителей СМИ, которая будет осуществлять экспертизу учебной литературной программы. Тогда наша школа станет не только обучать, но и воспитывать молодое поколение.

Другая сторона проблемы - это обеспеченность школ учебниками. Финансирование, процессы закупки и распределения учебников практически не регулируются законодательно. Все проблемы, касающиеся учебного книгоиздания, в первую очередь должны решаться созданием единого законопроекта по учебному книгоизданию. И в этот законопроект обязательно должны быть включены и вопросы финансирования.

Что касается государственного финансирования, очень важно коснуться следующего. Решение большой части проблем защиты детей от негативной информации ложится на плечи учителя. Но известно, что учитель работает в состоянии постоянного информационного стресса. Отсюда ещё одна сторона информационно-психологической безопасности - защита учителя от информационных перегрузок [28]. Вот что сказал на встрече, посвященной обсуждению проблем детской литературы детский писатель В.Железников: «прозвучало мнение, что дело не в деньгах, что денег может быть у человека много, а культуры мало. Но на самом деле, до тех пор, пока труд учителя будет оплачиваться копеечно, как труд низко квалифицированный, он низко квалифицированным и будет оставаться по своей сути. Надо поднимать заработную плату учителя, ведь учитель - носитель высших духовных ценностей человека. Если же ему платить мало, он принесет на уроки своим ученикам только своё разочарование в жизни и тоску» [68]. А вот мнение другого известного писателя, Тима Собакина: «Если кому-то и надо платить достойную зарплату, так это учителям и врачам. Учитель - это даже не образ жизни, это диагноз. Для меня профессия эта - настоящий подвиг! Надо каждый день ходить на работу. Представь себе он... нет, чаще она - кстати, почему "она"? Потому что более терпелива. Так вот, каждый день она приходит в класс, созерцает не слишком-то смышленые физиономии, объясняет из года в год одно и то же. А потом возвращается домой - и исправляет в тетрадях все те же ошибки. С ума сойти можно!» [75].


3.2. Обеспечение технической безопасности детского книгоиздания

3.2.1. Реформирование системы контроля безопасности и качества продукции

Прежде всего, необходимо сказать об изменениях, происходящих в России в области государственного контроля качества и безопасности выпускающейся продукции.

В настоящее время в нашей стране осуществляется реформирование действующей системы стандартизации и сертификации продукции и услуг. И эта система реформирования затрагивает все области, в том числе область книгоиздания. Особенность проводящихся в настоящее время реформ заключается в перераспределении ответственности за безопасность и качество продукции между обществом, государством и бизнесом. В предреформенный период государство несло на себе ответственность за качество выпускаемой в стране продукции. Это обеспечивалось развитой системой ГОСТов, ОСТов, ТУ, СанПиНов, СНиПов и т.д. Сегодня государство берёт на себя ответственность только за безопасность товаров и услуг, перекладывая ответственность за качество на производителя и предлагая обществу (потребителям) делать свой выбор в зависимости от качества и потребительских свойств. Безопасность продукции (для человека, имущества, окружающей среды) является составляющей ее качества. Качество (по определению международной организации по стандартизации - ИСО) - это совокупность характеристик продукции, обусловливающая ее способность удовлетворять установленные и ожидаемые потребности. Степень безопасности продукции, соответствующая уровню социально-экономического развития страны, регулируется и гарантируется государством, использующим для этой цели экономические и административные меры воздействия. Таким образом, обеспечение безопасности становится приоритетом, в сравнении с обеспечением качества [89]. Одновременно в государстве начинается широкомасштабная акция по воспитанию компетентного потребителя. Российской академией образования (РАО) разработана и внедряется учебная дисциплина «Потребителеведение». В идеале, реформирование системы обеспечит возможность потребителю делать свой выбор из продукции разного качества, но гарантировано безопасной.

Вообще, что касается приоритета безопасности, в развитых странах, (например, в странах ЕС) сертификация детской полиграфической продукции, чаще всего, не является обязательной. Формально это добровольное дело, однако существуют различные общественные организации (типа Общества защиты прав потребителя), которые бдительно следят за соблюдением существующих норм. Спектр их действий очень широк: от призывов покупать - не покупать до судебных исков владельцам издательства за нанесения морального или физического вреда потребителям [16]. Кроме всего прочего, необходимость реформы технического регулирования в стране обуславливается и стремлениями РФ в области внешней политики. В настоящее время в России происходят такие процессы, как расширение внешней торговли, интеграция в международное сообщество, в том числе и вступление в ВТО, развитие связей с ЕС. Всё это требуют гармонизации действующей в стране системы стандартизации и сертификации в соответствии с международными правилами [96].

С 1 июля 2003 г. вступил в силу, принятый Государственной Думой
15 декабря 2002 г., Федеральный закон РФ “О техническом регулировании”. Это первый закон такого уровня в нашей стране. Имеет он, по оценке специалистов, философский и рамочный характер, определяя только суть реформирования и предусматривая дальнейшее развитие правовой и других баз в этой сфере. Закон “О техническом регулировании” является основой для коренной реорганизации всей системы стандартизации в стране и федерального органа по стандартизации – Госстандарта РФ. Определен период проведения реорганизации – 7 лет (т.е. до 01 июля 2010 г.).

Согласно закону, подтверждение соответствия товаров или услуг техническим требованиям безопасности может носить не только обязательный, но и добровольный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. А обязательное подтверждение соответствия и обязательная сертификация проводится, прежде всего, по показателям безопасности [96].

В соответствии с законом, основным нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к объектам технического регулирования, является технический регламент, (это понятие имеет принципиально новый характер). Технические регламенты содержат обязательные требования, которые принимаются в целях защиты жизни, здоровья граждан, то есть для обеспечения безопасности [88].

Закон предусматривает изменение статуса стандартов (таких как ГОСТы, ОСТы, СанПиНы и других). Технические регламенты, являясь новыми нормативными документами, будут включать требования всех существовавших ранее стандартов, а также дополнительные требования. Но, следует подчеркнуть, что изменение статуса стандартов, т.е. перевод этих нормативных документов из разряда обязательных в разряд факультативных, ни сколько не уменьшает их значения. В случае возникновения конфликтных ситуаций стандарты будут основной доказательной базой, подтверждающей выполнение технических регламентов [58].

В данный момент технические регламенты находятся в стадии разработки (установленный срок разработки - 7 лет). Утверждённые технические регламенты имеют силу Федеральных Законов.

Разрабатывается два вида регламентов - Общие, «горизонтальные», которые содержат общие требования ко всем видам той или иной продукции; и специальные, «вертикальные», содержащие систему требования безопасности к отдельным видам продукции и учитывающие особенности этих отдельных видов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, и утилизации. Требования специального технического регламента учитывают техническое и иные особенности отдельных видов продукции (процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, и утилизации) [61].

В содержании общих технических регламентов отражается их цель, приводится использующаяся терминология, обозначается объект регулирования, перечисляется перечень угроз обеспечению безопасности при использовании данной продукции (или услуги), приводятся сами требования безопасности к данному объекту, требования к информированию потребителя о каких-либо возможных опасностях, особенностях продукта (или услуги). Содержание специальных технических регламентов в целом схоже с содержанием общих. Здесь указывается конкретная область применения регламента, конкретный объект регулирования, перечисляются требования к продукции (либо к услугам), требования к информации для потребителя, ответственность за исполнение и за нарушение требований регламента. Требования к безопасности складирования, доставки и т.д. [62]

3.2.2 Представления специалистов в сфере технической безопасности детского книгоиздания

В качестве практической части дипломного исследования проводится опрос учителей, целью которого было выявление представления учителей средних школ в сфере технической безопасности детского учебного книгоиздания. Конкретной задачей была задача выявить мнения учителей начальных классов о качестве основных внешних характеристик школьных учебников. В ходе исследования было опрошено 35 учителей разных предметов начальной и средней (1-6 кл.) школы из пяти разных школ. В частности, пять учителей математики, шесть учителей по предмету русского языка и литературы (чтения), пять учителей природоведения естествознания, четыре учителя иностранного языка, семь учителей истории, четыре учителя биологии, четыре учителя географии. Учителям предлагалось оценить качество таких характеристик оформления учебника, как иллюстрации, бумага, шрифт, вес, формат и переплёт. Все принимавшие участие в опросе, выбирали из трех вариантов ответа, соответствующих А).высокой, В).низкой, либо С).средней оценке представленных характеристик:

1. Как вы оценили бы качество иллюстраций (рисунков, схем, таблиц и т.д.) в учебниках по вашему предмету?

А) Высокое (краски яркие, хорошо пропечатаны)

В) Низкое качество (иллюстраций мало, краски блеклые или наоборот слишком яркие, плохо пропечатаны, могут размазываться по страницам)

С) В целом удовлетворительно

2.Как вы оцените качество бумаги, из которой сделаны учебники?

А) Хорошо (бумага хорошая, плотная, белая)

В) Неудовлетворительно (бумага тонкая, просвечивающая с другой стороны, темная)

С) Удовлетворительно

3.Каким на ваш взгляд является качество шрифта?

А) Качество хорошее (шрифт крупный и четкий)

В) Неудовлетворительное (шрифт мелкий для детей, часто плохо пропечатанный)

С) В целом, нормальное качество

4.Как вы относитесь к весу и формату учебников по своему блоку?

А) Мне кажется, вес и формат соответствует норме (учебник легкий и компактный)

В) Вес и формат слишком большой для ребёнка

С) Возможно, что вес большой для ребёнка, но формат мне нравится

5.Как вы оценили бы качество переплёта?

А) Переплет хороший (учебник долго сохраняет свою форму, страницы сшиты)

В) Качество переплета плохое (страницы книжного блока склеены, учебник быстро рвётся и распадается)

С) Качество в целом удовлетворительное

Кроме этого, учителям предлагалась в устной форме ответить на следующие вопросы:

1.  Знаете ли вы о том, какие существуют стандарты, и документы, предъявляющие требования к гигиенической безопасности детского книгоиздания и как они называются?

2.  Знаете ли вы о проводящейся в настоящее время реформе в области технического регулирования?

Результаты проведённого опроса представлены в следующих таблицах:

 

Табл. 1

Характеристики школьного учебника Количество учителей, оценивших качество представленных характеристик как:
А). Хорошее, высокое С). Удовлетворительное, среднее

В).

Неудовлетворительное, низкое

иллюстрации 9

13

13

Бумага

14

12 9
Шрифт 10

15

10
Вес, формат 4

21

10
Переплет 8

14

13

Табл. 2

Количество знающих человек Количество не знающих
О СанПиНах 7 28
О реформе технического регулирования 10 25

Как видно из Табл. 1, результаты показали, что большинству из предложенных характеристик оформления учебников учителя дали удовлетворительную, среднюю оценку. Наиболее удовлетворительным, по мнению учителей, оказалось качество бумаги учебников. Хорошим его признало 40% опрошенных. Однако, такому показателю, как иллюстрации, в большинстве своём, учителя не дали высокую оценку. 74% опрошенных поровну разделили свои мнения о качестве иллюстраций между низким и средним их уровнем. Мнения учителей по поводу веса и формата учебников разделились. 28% считают, что и вес и формат одинаково слишком большие для ребенка. Большинство же опрошенных (60% всех опрошенных) сказали, что они «довольны форматом, хотя, возможно, вес при этом большой для детей».

Что же касается информированности учителей о существующих требованиях безопасности детского книгоиздания и проводящейся в стране реформы, то, насколько видно из таблицы, подавляющее большинство специалистов (учителей) не знают ни о существующих требованиях, ни о проводящейся реформе.

Все эти данные, особенно по вопросу информированности о проходящей реформе, в какой-то степени отражают новизну проблемы технического регулирования. Представления специалистов, в частности учителей, в этой области касаются только конкретных показателей, таких как шрифтовое, иллюстративное оформление и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.