на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Безопасность книгоиздания для детей


Дипломная работа: Безопасность книгоиздания для детей

Содержание:

Введение

Глава 1 Современное состояние книгоиздания для детей

1.1. Общее состояние и проблемы детского книгоиздания в России

1.1.1. Статистическая динамика выпуска детских изданий

1.1.2. Структура издательской системы и перспективы её развития

1.2. Изменения структуры репертуара детских изданий

1.2.1. Обзор репертуара детского книгоиздания дореформенного периода

1.2.2. Изменения в возрастной структуре

1.2.3. Изменения в структуре познавательной и развивающей детской литературы

1.2.3. Изменения в структуре художественной детской литературы

1.3 Проблемы детского книгоиздания, наиболее связанные с экономическими изменениями последних лет

1.3.1. Проблема рекламы детской книги и экономические трудности, связанные с изданием детской книги

1.3.2. Проблема цены и качества изданий

1.3.3. Проблемы учебного книгоиздания

1.4. Пути решения основных проблем детского книгоиздания

Глава 2 Техническая и информационно-психологическая безопасность детского книгоиздания

2.1. Гигиенические требования безопасности книгоизданий для детей

2.1.1. Полиграфическое оформление и исполнение книжного издания

2.1.2. Основные нормативные документы по гигиенической экспертизе изданий для детей

2.1.3. Содержание основных гигиенических требований книгоиздания для детей

2.1.4. Нарушения требований технической безопасности книгоизданий для детей

2.2. Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания

2.2.1. Увеличение количества «негативной информации» и проблема информационно-психологической безопасности

2.2.2. Причины и последствия пагубного воздействия негативной информации на детей

2.2.3. Угрозы информационно-психологической безопасности детей

2.2.4. Связь проблемы информационно-психологической безопасности книгоиздания с проблемами образования

Глава 3 Обеспечение безопасности книгоиздания для детей

3.1. Меры по обеспечению информационно-психологической безопасности детского книгоиздания

3.1.1. Основные документы, обеспечивающие правовое регулирование в области информационно-психологической безопасности детей

3.1.2. Необходимость усовершенствования законодательства, регулирующего книгоиздательскую деятельность и деятельность СМИ

3.1.3. Необходимость лицензирования и государственной поддержки издательской деятельности

3.1.4. Роль образования в обеспечении информационно-психологической безопасности детей

3.2. Обеспечение технической безопасности детского книгоиздания

3.2.1. Реформирование системы контроля безопасности и качества продукции, новый закон «О техническом регулировании»

3.2.2. Представления учителей в сфере технической безопасности детской книги

3.2.3. Разработка технических регламентов в сфере книгоиздания для детей

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Глоссарий терминов и понятий, использующихся в новой системе технического регулирования

Специальный технический регламент «О безопасности игрушек»


Введение

детский книгоиздание безопасность гигиенический психологический

Тема моего дипломного исследования («Требования безопасности книгоиздания для детей») подразумевает рассмотрение вопроса безопасности детского книгоиздания со стороны двух аспектов:

1.  Информационно-психологическая безопасность книгоиздания для детей

2.  Техническая безопасность книгоиздания для детей, отраженная в гигиенических требованиях и стандартах детского книгоиздания.

Актуальность темы, в какой-то мере, обусловлена общими тенденциями движения человечества. Особенно это касается вопроса информационно-психологической безопасности. Вообще, безопасность - такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни государство. В настоящее время наблюдается процесс перехода общества к качественно новому состоянию, которое ученые называют информационным обществом - информация и информационная деятельность в данном обществе призваны играть ключевую роль. Безграничное развитие и распространение «свободы слова», часто переходит в простую вседозволенность. В связи с этим всё более значимой и волнующей становится такая ситуация в области литературы, СМИ и СМК как широкое распространение негативно влияющей на человека информации. Особенно тревожной такая ситуация в СМИ видится для безопасности детей, т.к. дети, в силу своих естественных психологических особенностей, являются наименее защищенной частью населения.

Однако, даже если оставить в стороне вопросы безопасности содержания литературы для детей и сфокусироваться только на «внешней» стороне дела - на полиграфическом качестве книгоиздательской продукции, то выявится немало факторов и угроз безопасности книжных изданий для физического здоровья человека. Особенно значимо это, опять-таки, для детей, как для наиболее уязвимой во всех планах социальной группы. Эта проблема становится особенно актуальной на фоне стремления государства к обеспечению качества выпускаемой продукции.

Объектом данного исследования является книгоиздание для детей, а предметом - информационно-психологическая и техническая безопасность книгоиздания для детей.

Целью исследования является способствование обеспечению безопасности книгоиздания для детей. При этом конечной, наиболее конкретной целью явилась разработка проектов технических регламентов, обеспечивающих безопасность детского книгоиздания.

Проблемная ситуация видится мне в том, что в сфере обеспечения безопасности для детей назрела острая необходимость четкого обозначения требований, предъявляемых к книгоизданию, причем, как в плане информационно-психологической безопасности, то есть безопасности для психического здоровья, так и в плане обеспечения безопасности книжной продукции для физического здоровья детей.

То есть, во-первых, необходим чёткий набор требований технического характера, обеспечивающих качество изданий для детей. Во-вторых, необходима, прежде всего, нравственная, законодательно принятые нормы в литературе, равно как в СМИ и СМК.

Что касается проблемы информационно-психологической безопасности книгоизданий для детей, важность её обуславливается тем, что на законодательном уровне сегодня практически отсутствуют какие-либо нормативно-правовые документы, определяющие уровень нравственности данных (текстовых, визуальных и аудиальных), циркулирующих в информационном пространстве и являющихся источниками угроз информационно-психологической (в т.ч. психической безопасности) детей.

Несмотря не важность информационно-психологического аспекта исследования, наибольший акцент в исследовании я всё-таки делаю на необходимости требований безопасности технического характера. Необходимость чёткого набора требований технического характера, обеспечивающих качество изданий связана, прежде всего, с тем, что в нашей стране происходит изменение действующей системы контроля безопасности и качества продукции и это реформирование затрагивает все области, в том числе область книгоиздания. С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании». Особенностью реформирования является перераспределение ответственности за безопасность и качество продукции между обществом, государством и бизнесом, в соответствии с которым обеспечение безопасности становится для государства приоритетом, в сравнении с обеспечением качества. Этот факт также подчеркивает актуальность темы исследования и необходимость принятия мер по обеспечению безопасности на всех уровнях (законодательном, общественном и т.д.).

Поскольку общей целью моего исследования явилось повышение уровня безопасности детского книгоиздания, то есть способствование достижению этой цели на представленном в исследовании уровне, в третей главе исследования я предлагаю систему технического регулирования безопасности книгоиздания для детей, в частности, систему общих (горизонтальных) и специальных (вертикальных) технических регламентов. Предлагаемый мною проект согласуется с двумя существующими регламентами: с общим регламентом «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» и со специальным регламентом «О безопасности игрушек».

В качестве практической части дипломного исследования проводился опрос учителей средних школ, целью которого являлось выявление представления учителей в сфере технической безопасности учебного книгоиздания. Результаты опроса, представленные мною в третей главе, подтверждают актуальность проблемы технической безопасности детского, в частности учебного книгоиздания.

Анализ текстовых источников включал изучение как книжных изданий и, особенно публикаций в периодической печати, так и электронных документов, представленных в сети Интернет. Наибольшее количество выявленных мною публикаций (как печатных, так и электронных) затрагивают тему состояния и проблем детской литературы, что касается технической безопасности детского книгоиздания, то на эту тему материал найти было труднее всего.

Структура дипломного исследования состоит из трёх глав. В первой главе, в ходе анализа текстовых источников, я описала современное состояние объекта исследования, то есть книгоиздания для детей. Во второй главе я отразила выявленные проблемы, виды угроз и требования информационно-психологической и технической безопасности книгоиздания для детей. В третьей главе исследования я обозначаю возможные пути и методы решения выше выявленных проблем, а также представляю экспериментальную часть исследования.


Глава 1.

Современное состояние и проблемы книгоиздания для детей

 

1.1. Общее состояние и проблемы детского книгоиздания в России

 

1.1.1. Статистическая динамика выпуска детских изданий

В 1998 г Российская книжная палата (РКП) провела исследование на тему «место книги в современных информационных потоках». Учёные пришли к выводу, что в условиях становления и дальнейшего развития общества информационного общества книга останется важнейшим средством социальной информации и носителем человеческой культуры, успешно конкурируя и сотрудничая со СМИ и СМК. В условиях современного научно-технического прогресса вновь создаваемые информационно-коммуникационные средства не вытесняют уже сложившиеся формы коммуникации, а включаются вместе с ними в некий континуум, дающий возможность человеку эффективно работать в постоянно усложняющемся информационном пространстве. При этом они вступают во взаимодействие, включаясь в конкуренцию, например, в борьбе за использование человеком свободного времени, активно дополняя и обогащая друг друга [46].

В 90-е г.г. ХХ в. очередной раз продемонстрировали миру возможности России в осуществлении глобальных экспериментов. И хотя итоги последнего десятилетия развития страны могут иметь в значительной степени негативную оценку, опыт издательского дела в целом позитивен. В сложных политических и экономических условиях новая система довольно быстро, хотя и стихийно, сформировалась и продолжает интенсивно развиваться, уже доказав свою устойчивость в период дефолта августа 1998 г. В конце 1990-х гг. Россия вернулась в десятку самых издающих стран мира и продолжает укреплять свои позиции на международном рынке [36].

Что касается выпуска литературы для детей, то прежде всего нужно сказать, что все положительные и отрицательные черты этого сектора книжного бизнеса в конце ХХ - начале XXI в. связаны не только с решением собственно издательских задач, но с общим состоянием системы образования и воспитания в России 1990-х годов, которая в контексте осуществляемых в стране реформ понесла огромный урон.

Динамика выпуска книг для детей в этот период соответствует общероссийским тенденциям.

Вопреки сложившемуся мнению, Советский Союз не был мировым лидером в выпуске детской литературы: в общем репертуаре 1970—1980-х гг. она составляла не более 4-5% по названиям изданий, то есть в четыре-пять раз меньше, чем во Франции, в два-три раза меньше, чем в КНР и т. д. В конце советского периода даже принималась особая комплексная программа по выпуску детских книг. Постепенно доля выпуска детских изданий стала возрастать. Вот детальная статистика: В первой половине 1980-х гг. в РСФСР издавалось уже около 2000 названий (почти половина всего союзного репертуара), в 1991г. этот показатель сократился до 1610, но затем стабилизировался на уровне 1800-1900 названий, а в 1996 г. начал расти и в 2000 г. достиг цифры 4123; то есть более чем удвоился по отношению к уровню середины 1980-х г.г. [36].

Выпуск книг и брашюр в РФ 1991-2000 годах:  [99]



Таким образом, статистика книжного выпуска свидетельствует о том, что в последние годы рынок детской литературы находится на подъеме.

Однако, при существенном росте числа названий, происходило значительное сокращение годового тиража. В целом средний тираж детских книг сократился за 90-е годы в 13 раз. Следует заметить, что сокращение среднего тиража сопровождает постоянный рост цен на литературу для детей, «вымывание» недорогих изданий из репертуара. Поскольку тиражные показатели фиксируют ёмкость книжного рынка и уровень потребления, то можно говорить о существенном сокращении и того и другого применительно к детской книге. Причины очевидны: социальные потрясения последнего десятилетия, снижение жизненного уровня, утрата книгой прежнего приоритетного положения, ухудшение качества образования, переориентация внимания детей на другие, аудиовизуальные, средства коммуникации и т.д.[36].

Но, на проблему тиражей можно посмотреть и с другой стороны - небольшие тиражи в детской литературе могут объясняться, кроме низкой ёмкости рынка, ещё и немногочисленностью целевой аудитории: она достаточно жестко разделена на различные группы, каждая из которых практически не воспринимает издания, предназначенные для другой возрастной группы. То, что интересно малышу младший школьник, а тем более подросток, читать не будут. Поэтому естественно, что соперничать по тиражам с литературой для взрослых детская литература не может [52].

Вообще же, что касается тиражей, то их нормативы носят, конечно, весьма условный и временный характер. Условный - поскольку никакое потребление духовных ценностей не имеет адекватного количественного измерителя и объектом подсчёта (по тиражам) может быть лишь внешняя сторона культурного явления - книга, как предмет материального производства. В отличии от числа книжных экземпляров (то есть тиража), число названий книг характеризует степень разнообразия информации, ежегодно вводимой в общество с помощью книжных изданий. Этот показатель введен в оборот статистической службой ЮНЕСКО и отслеживается с целью определения изменений информационной обстановки в отдельных странах и регионах. И именно этот показатель видится наиболее важным при анализе существующей ситуации на книжном рынке [46].

1.1.2. Структура издательской системы и перспективы её развития

Охарактеризую кратко структуру издательской системы, которая в 1990-е годы формирует репертуар детской книги. Основные её элементы (государственные, частные издательства, издающие организации) начали складываться уже в 1990г. Исходные позиции были таковы: в 1991 г. на долю государственных издательств приходилось 77,5% всех детских книг по названиям. На долю частных (негосударственных) -16,3 %. На долю издающих организаций - 6%. Становление этой подсистемы происходило в точном соответствии с общими тенденциями конца XX века [36]:

1. Частные издательства в условиях рынка (даже «дикого») интенсивно развивались. Их число и масштабы деятельности стремительно росли. Уже в 1993 г. они опережали государственные по всем показателям, в 2000 г. удельный вес изданий этой группы составлял 93,9% по названиям. В статистическом сборнике Российской книжной палаты за 2000 год насчитывается более 160 частных издательств. Группа многочисленна. В нее входят крупные, средние и мелкие издательства, значительное число специализированных.

2. Государственные издательства - громоздкие и неповоротливые, лишенные стабильного финансирования, в новых, непривычных условиях неуклонно свертывают масштабы выпуска книг. В 2000 г-всего 47% названий и 2,1% суммарного тиража. Группа немногочисленна, увеличивается медленно, Но обладает значительным качественным ретроспективным репертуаром и устойчивыми традициями.

3 - Издающие организации хотя и продолжают присутствовать в системе, но все менее ощутимо: в 2000 г выпустили 14% детских книг по названиям. Группа немногочисленна, практически не увеличивается.

В настоящий момент на рынке детской литературы, как впрочем, и на всем книжном рынке, в последние годы отмечается значительное усиление конкуренции. Если до дефолта 1998 года издательство «РОСМЭН» было почти безусловным лидером в этом сегменте, то сегодня такого явного лидера уже нет - здесь действует множество издательств, в том числе крупнейших российских издательских фирм, занимающих различные товарные ниши.

Среди крупнейших издательств, выпускающих детскую литературу, можно назвать такие, как группа «Аванта+», «Азбука», группа «АСТ». «Астрель», «Детская литература», «Дрофа», «Книги искателя», «Колобок и два жирафа», «Лабиринт», «ЛИНГ-бук», «Махаон», «ОЛМА-ПРЕСС», «Омега», «Оникс 21 век», «Просвещение», «РОСМЭН», «Самовар», «Стрекоза-пресс», «Фламинго», «ЭКС-МО» и ряд других. Каждое из них имеет свои особенности в работе с детской литературой и занимает лидирующие позиции в отдельных нишах этого рынка. Например, не так давно на какое время издательство «Азбука» оказалось монополистом в издании книг Астрид Линдгрен. Только «Омега» выпускает серию сказок в обложке с указанием ударения, «ОЛМА-ПРЕСС» начала серию «Мультики» с популярными героями детских мультфильмов, а издательство «Лабиринт» специализируется на выпуске красочных книжек-игрушек для малышей [52].

По мнению С.А. Карайченцевой [36], перспективы развития системы очевидны - доминирующее положение частных издательств сохранится (при условии стабильности экономических реформ), число вхожих в эту группу будет расти за счет средних и мелких организаций в ближайшем будущем рынок детской литературы будет монополизированным. Однако утверждать, что государственные издательства перестанут выпускать литературу для детей нельзя. Напротив, присутствие государства на рынке будет активизировано, в настоящее время ускоренными темпами идет выработка государственных приоритетов во всех сферах.

В целом, анализ динамики развития всего российского книгоиздания на кануне XXI века дает основание утверждать, что трудности роста позади и сформировавшаяся на новых принципах издательская система России будет плавно наращивать выпуск изданий по всем главным типовидовым направлениям.

Что же касается не количественных, а качественных изменений в российском книгоиздании для детей, необходимо отметить, что в 1990-е годы произошли кардинальные перемены в структуре репертуара детских изданий. Вместе со стремлением к положительным изменениям, в сфере детского книгоиздания обозначилась масса сложных и взаимосвязанных проблем. В следующей подглаве исследования я подробно рассматриваю эти последние тенденции, а также наиболее характерные и важные проблемы современной детской литературы и книгоиздания для детей.

1.2 Изменения структуры репертуара детских изданий

1.2.1 Обзор репертуара детского книгоиздания дореформенного периода

В советский период (особенно после окончания Великой Отечественной войны) в детском книгоиздании доминировали преимущественно литературно-художественные издания. В 1980г., например, удельный вес их составлял 90% по названиям. Это были в первую очередь произведения детских писателей СССР — в пятерку наиболее издаваемых в 1918—1986 гг. авторов вошли С. Маршак (1887—1964), К. Чуковский (1882—1969), С. Михалков (р. 1913), А. Барто (1906—1980) и Н. Носов (1908—1976). Широко издавались русские классики, изучаемые в школе, произведения мировой литературы, в том числе приключенческой, и гораздо реже - вещи современных зарубежных авторов. При этом направленность репертуара несла воспитательный характер. Также, нужно обратить внимание на то, что лидерами литературно-художественного книгоиздания для детей в советское время были произведения для среднего и старшего школьного возраста, то есть для «тинэйджеров», выбирающих «делать жизнь с кого» [36].

Нехудожественные произведения занимали весьма скромное место. На долю справочной, научно-популярной, практической (и даже политико-воспитательной литературы) приходилось всего 10% по названию. В 1970-х -80-х гг. в стране весьма серьезно ощущался дефицит научно-познавательных книг для детей: найти и купить, например, энциклопедию было невозможно.

Возрастная структура книгоиздания в советский период была точно сбалансирована: издания художественных произведений для дошкольников составляли (по названиям) - 31,3%; для младших школьников - 26,6%; для среднего и старшего школьного возраста - 28,9%; для юношества - 13,2% (но это и понятно - круг чтения в этом возрасте почти никак не отделён от взрослого) [36].

1.2.2 Изменения в возрастной структуре

В 90-е годы существенно изменилось соотношение между выпуском изданий для разных возрастных групп:

 

Соотношение литературы для детей по возрастным категориям в 2000 г.:

Читательский адрес Количество названий
Для дошкольников и детей младшего школьного возраста 53
Для детей среднего и старшего школьного возраста 30
Для юношества 14

Из приведённой выше таблицы можно увидеть, что произошло значительное разбалансирование издания детской литературы в сторону увеличения выпуска изданий для младшей возрастной группы [36].

В структуре самого репертуара детских изданий в последнее время также произошли кардинальные перемены. Для удобства рассмотрения и анализирования этих изменений в данной подглаве, я разделила весь массив издающейся детской литературы на два блока: познавательную (развивающую) детскую литературу и художественную детскую литературу.

1.2.3 Изменения в структуре познавательной и развивающей детской литературы

Самым положительным из структурных изменений в детском книжном репертуаре стало резкое увеличение доли познавательной и развивающей литературы. За короткий срок произошло значительное расширение диапазона справочных, научно-популярных, практических и учебных изданий для всех возрастов, а также возвращение после 72-летнего отсутствия детской религиозной книги. Расширение структуры репертуара 1990-х годов коснулось и книжек-игрушек, ориентированных на самых маленьких детей. Появились десятки разнообразных форм этой самой детской из всех детских книг - трансформирующиеся, звучащие, пахнущие, катающиеся, кусающиеся, книжки с мягкими игрушками и подвижными элементами, и т.п.. Подобного рода издания существовали в Европе ещё с ХVIII века и теперь только широко распространились у нас в стране [36].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.