Реферат: Морфологический анализ цветных (спектрозональных) изображений
Реферат: Морфологический анализ цветных (спектрозональных) изображений
Пытьев Ю.П.
Московский государственный университет, Москва,
Россия
1. Введение
Хорошо
известно, что изображения одной и той же сцены,
полученные при различных условиях освещения и(или) измененных[1]
оптических свойствах объектов могут отличаться радикально. Это обстоятельство
порождает значительные трудности в прикладных задачах анализа и интерпретации
изображений реальных сцен, в которых решение должно не зависеть от условий
регистрации изображений. Речь идет, например, о задачах выделения неизвестного
объекта на фоне известной местности, известного объекта на произвольном фоне
при неконтролируемых условиях освещения, о задаче совмещения изображенний одной
и той же сцены, полученных в различных спектральных диапазонах и т.д.
Методы
морфологического анализа, разработанные более десяти лет тому назад, [1-5], для
решения перечисленных задач, были в основном ориентированы для применения к
черно-белым изображениям[2] и оказались достаточно
эффективными, [5-11].
Между тем, по меньшей мере два
обстоятельства указывают на целесообразность разработки морфологических методов
анализа цветных изображений. Во-первых, в задаче обнаружения и выделения
объекта последний, как правило, прежде всего цветом отличается от фона.
Во-вторых, описание формы изображения в терминах цвета позволит практически
устранить эффект теней и влияние неопределенности в пространственном
распределении интенсивности спектрально однородного освещения.
2. Цвет и яркость спектозонального
изображения.
Рассмотрим
некоторые аспекты теории цвета так называемых многоспектральных
(спектрозональных, [13]) изображений, аналогичной классической колориметрии
[12]. Будем считать заданными n детекторов излучения со спектральными
чувствительностями j=1,2,...,n,
где l(0,¥) - длина волны излучения. Их выходные сигналы, отвечающие потоку
излучения со спектральной плотностью e(l)0, lÎ(0,¥), далее называемой излучением, образуют вектор , w(×)=. Определим суммарную
спектральную чувствительность детекторов ,
lÎ(0,¥), и соответствующий суммарный сигнал назовем
яркостью излученияe(×). Векторназовем цветом излученияe(×). Если цвет e(×) и само
излучение назовем черным. Поскольку равенства и эквивалентны, равенство имеет смысл и для черного
цвета, причем в этом случае -
произвольный вектор, яркость оторого равна единице. Излучение e(×) назовем
белым и его цвет обозначим если
отвечающие ему выходные сигналы всех детекторов одинаковы:
.
Векторы , и , , удобно считать элементами n-мерного
линейного пространства . Векторы fe,
соответствующие различным излучениям e(×), содержатся в
конусе .
Концы векторов содержатся в
множестве , где Ï -
гиперплоскость .
Далее предполагается, что всякое
излучение , где E - выпуклый конус
излучений, содержащий вместе с любыми излучениями все
их выпуклые комбинации (смеси) Поэтому
векторы в образуют выпуклый конус , а векторы .
Если то и их аддитивная смесь
. Для нее
. (1)
Отсюда следует
Лемма
1.Яркость fe и цвет jeлюбой аддитивной смеси e(×) излучений
e1(×),...,em(×), m=1,2,...
определяются яркостями и цветами слагаемых.
Подчеркнем,
что равенство , означающее
факт совпадения яркости и цвета излучений e(×) и , как правило, содержит
сравнительно небольшую информацию об их относительном спектральном составе.
Однако замена e(×) на в любой
аддитивной смеси излучений не изменит ни цвета, ни яркости последней.
Далее
предполагается, что вектор w(×) таков, что в E можно указать базовые
излучения , для которых векторы , j=1,...,n,
линейно независимы. Поскольку цвет таких излучений непременно отличен от
черного, их яркости будем считать единичными, , j=1,...,n. В
таком случае излучениехарактеризуется
лишь цветом, j=1,...,n.
Для
всякого излучения e(×) можно записать разложение
, (1*)
в котором -
координаты в базисе ,
или, в виде выходных
сигналов детекторов излучения, - , где , , - выходной сигнал i-го
детектора, отвечающий j-ому излучению ej(×), i, j=1,...,n. Матрица - стохастическая, поскольку
ее матричные элементы как яркости базовых излучений неотрицательны
и , j=1,...,n.
При этом яркость и вектор цвета , , j=1,...,n,
(конец которого лежит в Ï) определяются координатами aj и цветами излучений , j=1,...,n,
и не зависят непосредственно от спектрального состава излучения e(×).
В ряде
случаев белое излучение естественно определять исходя из базовых излучений, а
не из выходных сигналов детекторов, считая белым всякое излучение, которому в
(1*) отвечают равные координаты: .
Заметим,
что слагаемые в (1*), у которых aj<0,[3]
физически интерпретируются как соответствующие излучениям,
"помещенным" в левую часть равенства (1*) с коэффициентами -aj>0: . В такой
форме равенство (1*) представляет “баланс излучений”.
Определим
в скалярное произведение и векторы , биортогонально сопряженные
с : , i,j=1,...,n.
Лемма
2. В разложении (1*) , j=1,...,n,
. Яркость , где , причем вектор y ортогонален гиперплоскости Ï, так как , i,j=1,...,n.
Что касается скалярного проиведения , то его естественно
определять так, чтобы выходные сигналы детекторов были координатами feв некотором ортонормированном базисе .
В этом базисе конус . Заметим, что для
любых векторов и, тем более, для
, [4].
Пусть Х - поле зрения,
например, ограниченная область на плоскости R2, или на сетке , спектральная
чувствительность j-го детектора излучения, расположенного в точке ;
- излучение, попадающее в
точку . Изображением назовем
векторнозначную функцию
(2**)
Точнее, пусть Х - поле зрения, (Х,
С, m) - измеримое пространство Х с мерой m, C - s-алгебра
подмножеств X. Цветное (спектрозональное) изображениеопределим равенством
, (2)
в котором почти для всех ,, - m-измеримые
функции на поле зрения X, такие, что
.
Цветные изображения образуют подкласс функций лебеговского класса функций . Класс цветных изображений
обозначим LE,n.
Впрочем,
для упрощения терминологии далее любой элемент называется
цветным изображением, а условие
(2*)
условием физичности изображений f(×).
Если f(×) - цветное изображение (2), то ,
как нетрудно проверить, - черно-белое изображение [2], т.е. , . Изображение , назовем черно-белым
вариантом цветного изображенияf(×), а цветное изображение , f(x)0, xÎX - цветом изображения f(×). В точках
множества Â={xÎX: f(x)=0} черного цвета j(x),
xÎÂ, -
произвольные векторы из ,
удовлетворяющие условию: яркость j(x)=1. Черно-белым вариантом
цветного изображения f(×) будем также
называть цветное изображение b(×), имеющее в каждой
точке Х ту же яркость, что и f(×), b(x)=f(x),
xÎX, и белый цвет, b(x)=b(x)/b(x)=b, xÎX.
3. Форма цветного изображения.
Понятие формы изображения
призвано охарактеризовать форму изображенных объектов в терминах характерности
изображений, инвариантных относительно определенного класса преобразований
изображения, моделирующих меняющиеся условия его регистрации. Например, довольно
часто может меняться освещение сцены, в частности, при практически неизменном
спектральном составе может радикально изменяться распределение интенсивности
освещения сцены. Такие изменения освещения в формуле (2**) выражаются
преобразованием , в котором
множитель k(x) модулирует яркость изображения в каждой точке при неизменном распределении
цвета. При этом в каждой точке у вектора
f(x) может измениться длина, но направление останется
неизменным.
Нередко изменение
распределения интенсивности освещения сопровождается значительным изменением и
его спектрального состава, но - пространственно однородным, одним и тем же в
пределах всей изображаемой сцены. Поскольку между спектром излучения e и
цветом jнет взаимно
однозначного соответствия, модель сопутствующего преобразования изображения f(x)
в терминах преобразования его цвета j(×). Для этого определим отображение A(×):,
ставящее в соответствие каждому вектору цвета подмножество
поля зрения в точках которого
изображение , имеет постоянный цвет .
Пусть при рассматриваемом
изменении освещения и, соответственно,
;
предлагаемая модель преобразования изображения состоит в том, что цвет преобразованного
изображения должен быть также постоянным на каждом множестве A(j), хотя, вообще
говоря, - другим, отличным от j.
Характекрным в данном случае является тот факт, что равенство влечет . Если - самое детальное
изображение сцены, то, вообще говоря, на различных множествах A(j¢) и A(j) цвет изображения может
оказаться одинаковым[5].
Как правило,
следует учитывать непостоянство оптических характеристик сцены и т.д. Во всех
случаях форма изображения должна быть инвариантна относительно преобразования
из выделенного класса и, более того, должна определять изображение с точностью
до произвольного преобразования из этого класса.
Для определения понятия
формы цветного изображения f(×) на удобно
ввести частичный порядок p , т.е.
бинарное отношение, удовлетворяющее условиям: 1),
2) , , то , ; отношение p должно быть согласованным с
определением цветного изображения (с условием физичности), а именно, , если . Отношение p интерпретируется аналогично тому, как
это принято в черно-белой морфологии[2], а именно, означает,
что изображения f(×) иg(×) сравнимы по форме, причем формаg(×) не сложнее, чем
форма f(×). Если
и , то f(×)и g(×) назовем совпадающими по
форме (изоморфными), f(×)~ g(×). Например, если f(×)и g(×) - изображения одной и той же
сцены, то g(×),
грубо говоря, характеризует форму изображенных объектов не точнее (подробнее,
детальнее), чем f (×),
если .
В рассматриваемом выше
примере преобразования изображений , если между множествами A(j), и A¢(j¢), существует
взаимно-однозначное соответствие, т.е., если существует функция , такая, что A¢(j¢(j))= A(j),, причем, если . В этом случае равенства и эквивалентны, и изоморфны и одинаково
детально характеризуют сцену, хотя и в разных цветах.
Если же не взаимно однозначно, то A¢(j¢)=UA(j) и . В этом случае
равенство влечет (но не эквивалентно) , передает, вообще говоря, не
все детали сцены, представленные в .
Пусть, скажем, g(×) - черно-белый вариант f(×), т.е. g(x)=f(x) и g(x)/g(x)=b, xÎX.
Если преобразование -
следствие изменившихся условий регистрации изображения, то, естественно, . Аналогично, если f(×), g(×) -
изображения одной и той же сцены, но в g(×),
вследствие неисправности выходные сигналы некоторых датчиков равны нулю,
то . Пусть F- некоторая полугруппа
преобразований , тогда для любого
преобразования FÎF ,
поскольку, если некоторые детали формы объекта не отражены в изображении f(×), то они, тем более, не
будут отражены в g(×).
Формой изображения f(×) назовем множество
изображений , форма которых не сложнее,
чем форма f`(×),
и их пределов в (черта
символизирует замыкание в ). Формой
изображения f(×) в
широком смысле назовем минимальное линейное подпространство , содержащее . Если считать, что для любого изображения , то это будет означать,
что отношение p непрерывно
относительно сходимости в в том
смысле, что .
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.