на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Система налогообложения в Российской Федерации на современном этапе


стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной

уплаты десятины» и, хотя Тэрре был вынужден вводить новые налоги (в

связи с финансовым кризисом), он отдавал предпочтение косвенным

налогом, которые дифференцировались исходя из того класса, к

которому принадлежал предмет (товар первой необходимости, товар

роскоши и т.д.)

В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее

основоположником считается шотландский экономист и философ А.

Смит.

В вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и

причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы

налогообложения:

1) Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения

и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их

доходам.

2) Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и

время платежа были точно заранее известны плательщику.

3) Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься

в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие

удобства для плательщика.

4) Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек

взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного

государства, проводящего активную экономическую, в том числе

финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западной

Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий,

из которых четыре заведовали финансовыми вопросами. Екатерина

II(1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г.

манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано

Министерство Финансов и определена его роль.

На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались

государственные прямые (главные - подушная подать и оброк) и

косвенные (главные - акцизы) налоги. Отмена подушной подати

началась с 1882 г. Кроме государственных прямых налогов

существовали земские сборы, специальные государственные сборы,

пошлины.

В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное

налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и

т.д.

Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали

промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки

налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно

мал).

В России в к. XIX в. начался период урбанизации и развития

капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только

количественные, но и качественные изменения.

Но развитие России было прервано: сначала I мировая война

(увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов,

акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение

золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.),

потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства,

эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой

системе наступил после Октября 1917 г.

Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и

контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.

Определенный этап налаживания финансовой системы наступил

после провозглашения НЭПа (20-e годы XX века). Появились

иностранные концессии, разработана система налогов, займов,

кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное

налогообложение возможно только при правовой обособленности

предприятий от государственного аппарата управления. Но НЭП быстро

свернули.

В течении 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до

82%.

Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В

Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше

тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота

вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал

установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим

важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял

собой, прежде всего, налог на капитал. Поимущественное обложение

было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было

практически невозможным. Подобный налоговый гнет толкал частных

предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной

концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном

уровне.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в

направлении, противоположном процессу общемирового развития. От

налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли

предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет

страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.

Основы налоговой системы

1. Виды классификации налогов РФ

Основы ныне действующей налоговой системы Российской

Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет

законов РФ об отдельных видах налогов. За девять прошедших лет было

много, видимо даже слишком много, отдельных частных изменений, но

основные принципы сохраняются.

Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от

порочной практики установления дифференцированных платежей из

прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине

1990—1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо

подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с

1992 г. более стройной структурой российского налогового

законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы,

пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об

основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 г. N

2118 - 1. К понятию "другие платежи" относятся обязательные взносы

в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд,

Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно

определить основные принципы налогообложения. Как правило, они

едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей

налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило

однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала

недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена

налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей

кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом

всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты

налога).

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна

оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа

(принцип обязательности).

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть

простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и

экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип

подвижности).

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой

к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип

эффективности).

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение

создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом

государственной экономической политики.

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и

косвенные.

Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный

налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное

страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так

называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные

налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую

недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и

другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического

лица.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на

добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену

товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и

ценными бумагами и другие. Они частично или полностью

переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче

всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость:

они включаются в арендную и квартирную плату, цену

сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в

зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги,

облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем

большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее

эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на

потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В

долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на

потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных

налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой

эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что

вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие

сферы деятельности.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль),

стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности

налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование

природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц,

передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг

и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться

налогом одного вида только один раз за определенный Законом период

налогообложения.

По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться

определенные льготы. К их числу относятся:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий

плательщиков;

• понижение налоговых ставок;

• вычет из налогового платежа за расчетный период;

• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты

(отсрочку взимания налогов);

• прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги

российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В

этих целях налогоплательщик обязан:

• вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-

хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее

пяти лет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и

уплаты налогов документы и сведения;

• вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере

суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного

проверками налоговых органов;

• в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки,

произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения

мотивов отказа от подписания этого акта;

• выполнять требования налогового органа об устранении

выявленных нарушений законодательства о налогах.

Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство

Российской Федерации участвует в координации налоговой политики с

Белоруссией, с другими государствами, входящими в Содружество

Независимых Государств, а также заключает международные налоговые

соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения с

последующей ратификацией этих соглашений Государственной Думой

Федерального Собрания. Если международными договорами Российской

Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те,

которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по

налогообложению, то применяются правила международного договора.

Законом "Об основах налоговой системы в Российской

Федерации" введена трехуровневая система налогообложения

предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют

на территории всей страны и регулируются общероссийским

законодательством, формируют основу доходной части федерального

бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них

поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации

и местных бюджетов.

Второй уровень — налоги республик в составе Российской

Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных

округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их

региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный

оборот еще несколько лет назад. Региональные налоги устанавливаются

представительными органами субъектов Федерации, исходя из

общероссийского законодательства. Часть региональных налогов

относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае

региональные власти регулируют только их ставки в определенных

пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов,

районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций

налогообложения не входит район внутри города. Представительные

органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют

полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники

сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных

относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль

предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины.

Перечисленные налоги создают основу финансовой базы государства.

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на

имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой

практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается

различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на

имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в

некоторых странах имеется и такая практика, как в России.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают:

подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических

лиц, земельный налог, налог на рекламу и далее — большая группа

прочих местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих

европейских стран, предусматривает, что региональные и местные

налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих

бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от

федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо

фиксированном проценте на долговременной основе поступают в

нижестоящие бюджеты. Такие налоги, как гербовый сбор,

государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке

наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью

зачисляются в местные бюджеты.

Налог на прибыль предприятий и организаций делится между

федеральным (11%), региональным (19%) и местным (5%) бюджетами.

Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с

физических лиц распределяются между бюджетами, причем в зависимости

от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных

территорий, проценты отчислений могут меняться. Нормативы

утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

Налог на имущество юридических лиц является местным налогом и

100% его поступлений направляется в местные бюджеты.

Финансовое обеспечение социально-экономического развития

территорий предусмотрено Законом РФ от 15 января 1993 г. № 4807—1

"Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию

внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов

государственной власти республик в составе Российской Федерации,

автономной области, автономных округов, краев, областей, городов

Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления".

Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен

составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета

субъекта Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения

в связи с недостаточностью и закрепленных и регулирующих доходов —

не менее 70% доходной части без учета дотаций и субвенций.

Минимальный бюджет — это расчетная на очередной период сумма

доходов консолидированного бюджета нижестоящего уровня, покрывающая

гарантируемые вышестоящим органом власти минимально необходимые

расходы, часть которых в случае недостаточности закрепленных

доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов, дотациями

и субвенциями.

Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными

фондами, доходная часть которых формируется за счет обязательных

целевых отчислений. По своей социально-экономической сущности

отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер.

Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный

валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду

оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется

системой государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный

и значимый из них — Государственный пенсионный фонд. Обязательные

платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют

характер налогов, но, несмотря на обязательность отчислений и

сборов, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой

самым простейшим способом: не встают там на учет в качестве

плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти

фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и

воздействия на них. Думается, что в перспективе трехуровневая

система налогов должна вобрать в себя все без исключения

обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам.

Каждому органу управления трехуровневая система

налогообложения дает возможность самостоятельно формировать

доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от

налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов),

неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной

деятельности (арендная плата, продажа недвижимости,

внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что

эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение

бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям,

внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с

применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду

параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при

сохранении некоторых специфических российских особенностей.

2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации

Законом “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”

впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и

местные.

Федеральные налоги взимаются по всей территории России. В

настоящее время к федеральным относятся следующие налоги:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.